Заседание № 33
09.06.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343999-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" (в части расширения круга лиц, имеющих право на получение звания "Ветеран труда"; внесен депутатами Государственной Думы А. С. Ивановым, А. Г. Аксаковым, А. Г. Баскаевым, В. Н. Басыгысовым, А. Н. Белоусовым, С. И. Колесниковым, Ю. М. Коневым, Г. К. Леонтьевым, С. И. Неверовым, Г. И. Райковым, С. Н. Шишкарёвым и депутатами Государственной Думы третьего созыва В. А. Аверченко, С. И. Загидуллиным, В. П. Марковым, Н. Л. Пискуном, В. М. Топилиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5812 по 6120 из 6551
Вопрос 29, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Федерального закона "О ветеранах". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются, во-первых, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, во-вторых, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее сорока лет для мужчин и тридцати пяти лет для женщин. Настоящий законопроект предусматривает дополнительно отнесение к ветеранам труда лиц, имеющих общий трудовой стаж не менее сорока пяти лет для мужчин и сорока лет для женщин, независимо от наличия у них государственных наград и знаков отличия в труде. Сначала доведу до вашего сведения информацию из истории данного вопроса. Как известно, указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1974 года была учреждена медаль "Ветеран труда" для награждения трудящихся за добросовестный долголетний труд по достижении трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Этой медалью были награждены около тридцати девяти миллионов человек. В 91-м году награждение этой медалью было прекращено. С принятием в 95-м году Федерального закона "О ветеранах" произошло существенное и не вполне оправданное разделение пенсионеров по уровню социальной защиты. При присвоении звания "Ветеран труда" стали учитываться награды и знаки отличия. При этом законодатели забыли, кто награждался орденами и медалями: при прочих равных, а иногда и неравных условиях награждался тот, кто имел принадлежность к партии, был профсоюзным массовиком-затейником. Это наше прошлое, и в данном случае не совсем объективное. Таким образом, данный закон положил начало несправедливому делению старшего поколения на ветеранов и неветеранов. И эта несправедливость не только связана с дополнительным материальным обеспечением, но и имеет моральную сторону. Начиная с 91-го года получить награду или знак отличия в труде на ведомственном уровне стало почти нереальным, особенно для простых граждан, имеющих небольшие доходы. Поэтому главным условием получения звания "Ветеран труда", как мы считаем, должен быть продолжительный труд. Это было бы наиболее объективным. Почему мы взяли за основу трудовой стаж не менее сорока пяти лет для мужчин и сорока лет для женщин? Было бы, наверное, более правильным с точки зрения справедливости взять за основу сорок лет для мужчин и тридцать пять лет для женщин, однако такой законопроект принимался депутатами третьего созыва, но на него было наложено вето президентом. Вы понимаете, каким был основной аргумент: для реализации закона потребуются большие расходы. Три года назад необходимо было на реализацию закона найти 10 миллиардов рублей. Поэтому первым мотивом принятия предлагаемого нами варианта является сокращение расходов. Для реализации нашего варианта, по нашим расчетам, потребуется 1,5 миллиарда рублей, по расчетам правительства - 3,3 миллиарда рублей. По мере же роста ВВП в дальнейшем мы считаем, что необходимо уменьшить трудовой стаж, необходимый для присвоения звания, на пять лет. То есть мы пошли навстречу правительству, которое, без сомнения, должно стремиться к экономному расходованию бюджета, правда, при этом нельзя забывать, что социальное государство обязано обеспечить достойную жизнь, и прежде всего пожилым людям, условия для этого в нашей стране уже созданы. Другим мотивом установления нами сорокапятилетнего стажа для мужчин и сорокалетнего для женщин при присвоении звания "Ветеран труда" является следование политике правительства по стимулированию продолжения работы при наступлении пенсионного возраста, ведь если, например, мужчина начинает свою трудовую деятельность в восемнадцать лет и сорок пять лет трудится, как по нашему законопроекту, только в шестьдесят три года он может рассчитывать на присвоение звания "Ветеран труда". Он, конечно, будет к этому стремиться и отработает дополнительно три года на благо своей Родины. В связи с этим мы рассчитывали, что правительство поддержит законопроект, это было бы логичным. Уважаемые коллеги, каждый из нас, особенно депутаты, избранные по одномандатным округам и ведущие прием избирателей, знает, что одной из важнейших проблем для старшего поколения в настоящее время является восстановление справедливости при присвоении звания "Ветеран труда". Такие наказы мы получаем постоянно, и не всегда главным при этом является материальный интерес. Прошу законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович, присаживайтесь. С содокладом выступает член Комитета по делам ветеранов Родионов Юрий Николаевич. С места. РОДИОНОВ Ю. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я не согласен с докладчиком в той части, что теперь, после 1991 года, когда была отменена медаль "Ветеран труда", меньшее количество граждан, трудящихся, особенно в низовом звене, смогут стать ветеранами труда. Действующим законопроектом предусмотрен, чего не было ранее, ведомственный знак отличия в труде, которым является даже грамота, то есть круг расширен, а это не может быть аргументом... Комитет по труду, рассмотрев данный законопроект, отмечает следующее. Принятие данного законопроекта приведет к значительному расширению круга лиц, имеющих право на получение льгот в соответствии со статьей 22 федерального закона и, как следствие, к увеличению расходов бюджетов всех уровней. Согласно финансово-экономическому обоснованию авторов законопроекта, на его реализацию ежегодно потребуется выделение средств в сумме 11,5 миллиарда рублей, однако, по расчетным данным Правительства Российской Федерации, дополнительные расходы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели составят 33,3 миллиарда рублей. Правительство Российской Федерации в своем заключении от 28 февраля 2003 года принятие данного проекта федерального закона не поддерживает. Учитывая изложенное, комитет не нашел возможным поддержать вышеназванный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Локоть Анатолий Евгеньевич. Так, начнем пока по фракциям спрашивать. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Анатолий Семёнович, вот несмотря на ваши некоторые выпады по поводу советского времени, ваше выступление, ваши предложения нам весьма симпатичны и мы вас поддержим, но тем не менее, как вы понимаете, результат голосования известен и понятен, потому что на прошлом заседании Думы подобный закон был просто похоронен. Вот сегодня прозвучало такое выражение: "Закон не имеет перспективы". Вот как вы считаете, я вас как представителя фракции "Единая Россия" спрашиваю: какие-нибудь социальные законы, касающиеся улучшения жизни наших граждан, в нашей Думе имеют перспективу или нет? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Анатолию Семёновичу Иванову. ИВАНОВ А. С. Я думаю, что имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Малышкин Олег Александрович, потом Геращенко. МАЛЫШКИН О. А. Анатолий Семёнович, ну что-то замутили вы сильно воду. Мне было шестнадцать лет, и вот с шестнадцати лет я пошел работать. Чтобы получить "Ветерана...", нужно, чтобы мне был 61 год. А я в шестьдесят лет на пенсию пойду, не хочу я работать. Ну давайте мы какую-то особую статью введем - "Пенсионер-ветеран". С пятнадцати лет надо идти работать, чтобы получить в шестьдесят лет "Ветерана труда"! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это выступление. Пожалуйста, Геращенко Виктор Владимирович. ГЕРАЩЕНКО В. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Мне немножко непонятно вообще это всё обсуждение, поскольку мы в ближайшие дни будем обсуждать вопрос об отмене льгот, денежных компенсациях. При чем здесь ветераны и неветераны? Хорошо, мне повезло, я сорок четыре года работаю в одной системе. А кого в старые времена кидали с одной должности на другие - значит, он уже не ветеран, поскольку нет определенного стажа? Мы, по-моему, просто теряем время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец, пожалуйста, Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые Анатолий Семёнович и Юрий Николаевич, у меня вопрос к вам. Анатолий Семёнович, я понимаю, что предложение поднять границы трудового стажа до сорока пяти и сорока лет - это попытка найти отклик у правительства, которое экономит бюджетные средства. А вы не пытались выяснить, на каком уровне они готовы будут согласиться? У нас средняя продолжительность жизни в России шестьдесят семь лет, у мужчин - пятьдесят семь лет. Может быть, нам ввести норму о достижении пятидесяти семи лет для получения мужчинами звания "Ветеран труда"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста, Иванову. ИВАНОВ А. С. Я помню, когда мы рассматривали законопроект в прошлом созыве и там была норма о сорока годах и тридцати пяти соответственно, представитель президента предлагал принять норму о пятидесяти и сорока пяти годах. В данном случае мы не консультировались, мы считаем, что всё же наш вариант более компромиссный. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Достаточно уже вопросов. Савостьянова Валентина Борисовна, пожалуйста. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Родина". Уважаемые депутаты, история этого закона, конечно, очень большая. В той Думе он был принят, но отклонили по той причине, что у нас есть закон "О трудовых пенсиях..." и сейчас учитывается страховой стаж, а не общий стаж. В этом законопроекте как бы уже предусмотрели все эти моменты, поэтому я считаю, что он должен быть принят. Но еще об истории. Я работала тридцать лет в этой системе, и, когда начали давать эту медаль "Ветеран труда" - ее давали просто за двадцать лет общего стажа у женщин и за двадцать пять лет стажа у мужчин, независимо от того, были эти награды или нет, - я иногда возмущалась из-за того, что люди уволены были, допустим, за прогулы и тем не менее, если в последний год у них не было этих прогулов, эту медаль им давали. Сейчас идем уже на всевозможные ухищрения, для того чтобы люди, которые после 1991 года выходят на пенсию, когда этой медали уже нет, - ее никто не отменял, но никто не подумал о том, чтобы она была сохранена и в этот период, с 1991 года и дальше... Сейчас уже, для того чтобы люди не страдали, идем на ухищрения, увеличивая этот стаж, и тем не менее опять не находим поддержки. Я считаю, что этот законопроект должен быть принят, и я прошу всех его поддержать, потому что люди, которые работали по шестнадцать часов и в период Великой Отечественной войны, - здесь мы на пять лет в этом законе уменьшаем этот стаж, - я считаю, заслужили те мизерные льготы к этой несчастной пенсии, на которую фактически невозможно прожить, и надо хоть как-то отметить их вклад в развитие нашего государства, чем мы сейчас пользуемся. А за эти пятнадцать лет нашей новой жизни не были построены ни заводы, ни фабрики, ни электростанции, они все построены руками именно тех людей. Давайте им хоть что-то мизерное дадим из того, что возможно, и поддержим этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста. Выступление. ГОСТЕВ Р. Г. Я оставлю в стороне пренебрежительную риторику коллеги Иванова по некоторым нюансам, вот как "массовики-затейники" и так далее. Все работали, все получали в той или иной степени награды, ордена, медали, и в том числе известную медаль. Мне очень не хотелось бы, чтобы мы напрямую это увязывали, как это некоторые наши коллеги делают, с тем направлением, по которому идет сейчас правительство, - с ликвидацией всех льгот и так далее. Я думаю, что данное рассмотрение как раз подготовка к следующему шагу, чтобы мы могли от этой дискуссии отталкиваться и говорить правительству о том, что оно не любит свой собственный народ, особенно ветеранов, чтобы оно, в общем-то, одумалось, предпринимая ряд акций. Я думаю, что это будет правильно. Я призываю поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А. Я, как и мои коллеги, конечно же, буду голосовать за этот законопроект, только хотел бы обратить внимание на то, что он усугубляет ту несправедливость, которая складывается в нашем обществе, и особенно в отношении тех людей, труд которых, десятилетний, двадцатилетний, тридцатилетний, проходил в тяжелых условиях. Ведь не секрет - я думаю, что и выступающие, и докладчики знают, - что на селе, например, доярка или тракторист редко вообще доживают до пенсии, то есть до шестидесяти лет. И конечно же, никакого звания "Ветеран труда" для женщины с сорокалетним стажем или для мужчины - механизатора сельского с сорокапятилетним стажем просто не может быть. Ну уж, видимо, такая жизнь. То есть сорок пять лет мужчина может проработать, если он работает в театре, если он работает в банке, если он работает в вузе, то же самое касается женщин, что же касается людей, занятых физическим трудом, людей-кормильцев, то они такой стаж выработать не могут просто физически и физиологически. Но тем не менее с паршивой овцы хоть шерсти клок, может быть, и этот закон пройдет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гайнуллина Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я просто еще и еще раз хотела бы привлечь ваше внимание к статьям закона. То есть сейчас ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями либо удостоенные почетных званий и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Следующий пункт этой же статьи: лица, начавшие трудовую деятельность (послушайте, Валентина Борисовна) в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее сорока лет для мужчин и тридцати пяти лет для женщин. Что предлагает новая редакция? Вот к этой категории людей, уважаемые коллеги, приравнять лиц, имеющих трудовой стаж не менее сорока пяти лет для мужчин и сорока лет для женщин, независимо от трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы говорим, что все-таки нужно читать законопроект, который вносится. Мы разделяем вашу тревогу и озабоченность, конечно, нужно решать эти проблемы, но, простите меня, я вынуждена еще и еще раз повторять в этой аудитории: ну не за счет же ущемления социальной справедливости, так сказать, для другой категории людей! Ну какими глазами мы посмотрим вот на этих людей, которые имеют награды за особые заслуги или начали трудовую деятельность в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте?! И сейчас мы хотим к этой категории людей приравнять всех, независимо от этих заслуг перед нашей Родиной, имеющих только просто - ну, не просто, простите меня за это выражение - имеющих определенный трудовой стаж. Для этого мы с вами для этой категории людей в рамках пенсионного обеспечения и предусмотрели страховые периоды, страховой стаж в зависимости от того, сколько они заработали. И вторая сторона этого вопроса - конечно, его стоимость. У кого мы заберем в условиях индивидуального, персонифицированного учета страховых взносов и кому мы это перераспределим? Коллеги, я вас умоляю, в такой редакции невозможно принять этот законопроект, давайте подумаем над другой редакцией, чтобы можно было разрешить проблемы нашего пожилого населения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, выступления закончились. Мы определяемся голосованием по проекту федерального закона "О внесении..."... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово? Настаивает докладчик. Пожалуйста, Анатолию Семёновичу Иванову включите микрофон. ИВАНОВ А. С. Я просто для уточнения хотел сказать, что в заключении Комитета по делам ветеранов и в докладе представителя комитета говорилось о том, что на реализацию данного законопроекта потребуется 33,3 миллиарда рублей. Нет, конечно, это не так, вот передо мной заключение правительства, здесь говорится о 3,3 миллиарда рублей, о чем я и говорил выступая. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 55 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1% Проголосовало против 18 чел.4,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9% Результат: не принято Не принимается.