Заседание № 6
07.02.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343830-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за непредставление адвокату сведений (информации), представление которых предусмотрено законом).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4415 по 4659 из 6411
Продолжаем работать по повестке. 24-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по конституционному законодательству рассмотрел данный законопроект, и подробное заключение по нему у вас имеется. Целью законопроекта было улучшение качества оказываемой адвокатами квалифицированной помощи, соблюдение принципов состязательности, равноправия сторон, закреплённых процессуальным законодательством в уголовном, административном, гражданском судопроизводстве. А также обозначено было в качестве цели сокращение фактических сроков рассмотрения дел. В этой связи для реализации поставленной цели предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 19.7-2, устанавливающей административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление адвокату сведений (информации) по его запросу, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объёме или в искажённом виде, а также представление заведомо недостоверных сведений (информации). Полномочия по установлению факта указанного административного правонарушения, я прошу обратить на это внимание, а также по составлению протоколов по таким административным правонарушениям возлагаются на должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры. Комитет отмечает, что в соответствии с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённым указом Президента Российской Федерации 13 октября 2004 года, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, является Министерство юстиции Российской Федерации. В связи с этим министерство осуществляет ряд полномочий: определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов России; утверждает форму ордера на исполнение поручений; осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами и адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами; ведёт ведомственный реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации. При этом, обращаю ваше внимание, Министерство юстиции не наделено полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства иными органами государственной власти Российской Федерации, а также за соблюдением юридическими и физическими лицами установленного законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре порядка выдачи адвокату запрошенных им документов. Рядом законодательных актов - Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (в частности, статьёй 15) - устанавливается, что лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Таким образом, указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката, то есть этот предмет урегулирован. Хотел бы обратить также внимание и на то, что в силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон - часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации - суд по каждому делу обеспечивает равенство прав участников судебного процесса по предоставлению материалов исследований, доказательств, заявлений и ходатайств. В случае необходимости - с учётом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонами возможность предоставления доказательств, без которых нельзя рассматривать дело, - суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств. Полагаем, что совокупность норм действующего регулирования достаточна, обеспечивается необходимый порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, нарушающих положения статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". На основании изложенного конструкцию считаем излишней, предлагаем проект федерального закона отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Вопросы есть. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Список, пожалуйста, покажите. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Спасибо. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу. Владимир Николаевич, сегодня 7 февраля, а 4 марта у нас будут выборы, но в тексте законопроекта читаю, подписано: Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Это что, опечатка или сознательно так сделано? (Оживление в зале.) ПЛИГИН В. Н. Вы знаете, мне очень приятно, что вы так наблюдательны. Единственное, на что я обратил бы внимание: это проект постановления Законодательного Собрания Красноярского края от 21 сентября 2006 года. Это традиционная ошибка, когда мы не обращаем внимания на даты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Сухарев по карточке Нилова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СУХАРЕВ И. К. Владимир Николаевич, вопрос: имеются ли статистические данные о том, сколько должностных лиц привлечено к ответственности по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом? ПЛИГИН В. Н. В настоящее время не располагаю такого рода данными. Традиционно мы предметно располагаем теми данными, которые предоставляет Генеральная прокуратура в рамках своей компетенции в случаях, когда она выступает инициатором. Есть данные судебной статистики, данных правоприменительной практики по этой статье нет. Если вы посчитаете возможным прийти на следующее заседание комитета и уточнить, по какой области, по каким субъектам вам нужна статистика, мы можем направить запросы. Вообще, ваш вопрос носит оправданный характер. Почему? Потому что мы принимали изменения в данное законодательство, и было бы неплохо провести мониторинг того, каким образом эти изменения работают. Это действительно правомерный вопрос. Сложность заключается в том, что эта статистика в разных субъектах Российской Федерации не всегда адекватно ведётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Желающие есть? Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите список. Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" я предлагаю поддержать заключение комитета, отклонить указанный законопроект, и в первую очередь сделать это не в силу того, что мы не хотим, чтобы информация не предоставлялась, ни в коем случае. Конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы работа адвокатов обеспечивалась не только установками законодательства, которое регулирует адвокатскую деятельность и адвокатуру, но в том числе поддерживалась и санкциями за нарушение этого законодательства. Так вот, в настоящий момент в Кодексе об административных правонарушениях, в статье 5.39, предусмотрены санкции за непредоставление информации, которая должна быть предоставлена в соответствии с законодательством. На наш взгляд, если установить конкурирующую норму, то возникнут сложности с привлечением должностных лиц и организаций к ответственности за это правонарушение. Этим и обусловлена позиция комитета, и мы предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Хотелось бы всё-таки обратить внимание на то, что проблема существует. И вопрос по данным о привлечении должностных лиц к ответственности по указанной статье был задан не зря. Дело в том, что сложилась порочная практика, связанная с неисполнением адвокатских запросов. Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики, иные документы от органов государственной власти, а также общественных объединений и организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрашиваемые им документы не позднее чем в месячный срок с момента получения запроса адвоката. Несомненно, это очень важное и необходимое для адвоката право, без которого, как я считаю, невозможно оказание квалифицированной юридической помощи, право на которую предоставлено статьёй 48 Конституции Российской Федерации. Поскольку при выполнении требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания возложена на стороны судебного процесса, соответственно, справедливое судебное разбирательство невозможно без этого института. Однако на практике указанные положения закона не исполняются, ну, не всегда исполняются отдельными представителями органов власти и организаций, а порой откровенно игнорируются ими под предлогом, что соответствующая информация может быть представлена только по запросу суда, рассматривающего дело, ссылаясь на отраслевые законы и специальные нормы. Таким образом, налицо нарушение закона об адвокатуре, в конечном итоге приводящее к тому, что явно нарушается конституционное право граждан на оказание квалифицированной юридической помощи. Неисполнение адвокатского запроса обусловлено, по моему мнению, следующими причинами. Одна из причин кроется в неопределённости порядка предоставления сведений. Законодателем предусмотрено предоставление сведений в порядке, установленном законодательством, и именно здесь возникает правовая неопределённость - в том, какой именно порядок предоставления должен быть использован непосредственно при исполнении адвокатского запроса. При этом нельзя забывать о том, что информация может быть открытой, и в этом случае в отношении адвокатского запроса, как уже говорил Владимир Николаевич, действует общий порядок предоставления сведений гражданам, а может иметь ограниченный доступ, требующий соблюдения конфиденциальности, и доступ к ней ограничен федеральными законами. Таким образом, порядок и основания предоставления информации, имеющей конфиденциальный статус, законодательно урегулированы в большей степени, однако при этом специальными законами адвокат не отнесён к специальным субъектам, имеющим право затребовать такую информацию. Из сказанного следует, что отсылочная конструкция вышеприведённой нормы закона об адвокатуре приводит к тому, что, применяя порядок, установленный законодательством, правоприменитель в большинстве случаев не использует сам порядок, а находит основания для отказа адвокату в предоставлении сведений, без которых невозможно оказание квалифицированной юридической помощи, право на которую установлено Конституцией Российской Федерации. Таким образом, поскольку передача адвокату конкретных сведений нигде прямо не предусмотрена, на практике адвокаты вынуждены получать информацию, интересующую их, на иных основаниях и в ином порядке, то есть обращаться от имени доверителя на общих основаниях. Другой причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является то, что ответственность за неисполнение адвокатского запроса законом действительно не предусмотрена, и статистические данные только подтвердят то, что лишь единицы должностных лиц привлечены к ответственности по данной статье административного кодекса. Таким образом, проблема существует: обязанность предоставить данные есть, а ответственности нет - всё-таки надо как-то её решать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, Андрей Викторович, будете выступать? Владимир Николаевич, пожалуйста. Депутату Плигину микрофон включите. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я действительно благодарен Ивану Константиновичу за то, что он поднял эти столь существенные вопросы. Единственное, что хотелось бы отметить: в связи с тем что адвокатура является сферой профессиональной деятельности, в тех случаях, когда не предоставляются ответы, для участника профессионального сообщества было бы естественным ставить вопросы об ответственности и добиваться этой ответственности - это одна из задач адвокатуры по формированию законной практики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6028 по 6044 из 6411
Пункт 24. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 40 сек.) Проголосовало за 146 чел.32,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 148 чел. Не голосовало 302 чел.67,1 % Результат: не принято Не принято.