Заседание № 21
21.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 343769-3 "О дополнении статьи 31 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (о порядке оказания юридической помощи; внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва И. Ю. Артемьевым и С. В. Иваненко).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3829 по 3943 из 6017
Вопрос 6 порядка работы, о проекте федерального закона "О дополнении статьи 31 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Юрия Павловича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ Ю. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Коллеги, предлагаемый законопроект затрагивает вопросы, связанные с деятельностью адвокатуры, а точнее, одну из проблем этой деятельности - оказание юридической помощи гражданам в основном по уголовным делам в так называемых незамедлительных случаях или по-другому, на адвокатском сленге, - в экстренных случаях. О чем идет здесь речь? Представим себе, что лицо застигнуто на месте совершения преступления и доставлено в органы милиции. С момента доставления его в органы милиции начинают действовать всевозможные нормы УПК. Ну, допустим, норма УПК, по которой в течение трех часов должны составить протокол задержания этого лица, или, допустим, вторая норма, по которой в течение 24 часов это лицо должно быть допрошено. И естественно, всё это корреспондируется, как говорят теоретики, употребляя этот термин, с необходимостью наличия в такой ситуации адвоката, обеспечения адвокатом лица, в отношении которого проводятся эти действия. Надо сказать, что в законе у нас прямо содержится норма, по которой адвокат может вступить в дело и начинает свою работу с момента задержания. То есть, грубо говоря, как только человека задержали где-нибудь на улице за какие-то действия, адвокат может уже через две минуты, как Сивка-Бурка, здесь возникнуть, предъявить свои полномочия и начать свою работу. Что предлагается в этом законопроекте? Прежде чем об этом сказать, надо подчеркнуть, что принятый закон об адвокатуре - он был принят немногим более года тому назад - навел некоторый определенный порядок в деятельности адвокатуры. В советские времена существовало строгое районирование адвокатских консультаций, и они выполняли все эти функции по оказанию помощи тем лицам, родители которых не наняли адвоката, или тем лицам, у которых нет средств на то, чтобы заплатить адвокату. Потом в течение десяти лет на эту систему накладывались всевозможные новеллы, и закончилось всё тем, что на территории Российской Федерации стали беспорядочно действовать порядка ста тридцати коллегий адвокатов. Наконец законом об адвокатуре их деятельность была, скажем так, упорядочена, и сейчас все адвокатские подразделения действуют на территории регионов, и высшие органы, которые оказывают на них свое влияние, - это так называемые региональные советы адвокатских палат, которые объединяются в пирамиду, во главе которой стоит Федеральная палата адвокатов. Так вот что предлагается по этому законопроекту? По этому законопроекту предлагается возложить на региональные советы адвокатских палат организацию работы, как сказано в законе, по оказанию вот этой самой незамедлительной юридической помощи. Надо сказать, что в той же самой статье 31 закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре...", по сути дела, эта норма уже имеется, только она изложена немножко по-другому. Там говорится о том, что региональные советы адвокатских палат устанавливают порядок, в соответствии с которым оказывается вот эта самая незамедлительная помощь. Ну, говорят, что дефиниция опасная, но тем не менее если мы проанализируем два понятия - "порядок" и "организация", то увидим существенные различия. Если порядок - это совокупность правил, то организация - это, скорее, оперативная деятельность. Таким образом, авторы этого законопроекта как бы предлагают, чтобы советы региональных адвокатских палат занимались оперативной деятельностью по предоставлению адвоката во всех случаях задержания на территории той или иной области. Это, по сути дела, неподъемная задача. Представим себе, что если в Архангельске существует архангельская палата адвокатов, то она никак не может заниматься оперативным выделением адвокатов на территорию, допустим, Нарьян-Мара, куда невозможно долететь в плохую погоду и куда вообще не доберешься на протяжении нескольких часов, если не дней. Поэтому мы посчитали, комитет посчитал, что, во-первых, эта норма во многом дублирует ту, которая есть, и, во-вторых, эта норма, по сути дела, ничего не дает. Есть определенная проблема - проблема адвокатской защиты в таких незамедлительных случаях, она объективно возникла, выросла из определенного действия. Мы постарались получить стандарты, европейские и мировые, с точки зрения срочности и быстроты оказания адвокатской помощи, но при этом вошли в противоречие с размером наших территорий, с нашими техническими возможностями, с нашими погодными условиями - этот ряд можно продолжать еще и еще. Поэтому возложить на эти советы работу по организации - это вещь совершенно бессмысленная. Сегодня в принципе эта система функционирует: эти советы адвокатских палат установили график дежурств адвокатов, которые должны быть на месте в выходные дни и по мере возможности незамедлительно, тут же оказывать адвокатскую помощь. Так что мы, члены комитета, единогласно посчитали, что внесение этой нормы по проблеме, которая действительно существует, ничуть не улучшит положение дел, а просто появится дублирующая норма. При этом мы учли также и мнение Федеральной палаты адвокатов. В комитет были вызваны представители ее руководства, которые нас просили этого не делать, так как закон об адвокатуре, как я уже сказал, был принят немногим более года тому назад. Они просили, чтобы мы дали возможность ему еще пофункционировать, обобщить практику, и не исключают, что с какими-то новеллами и предложениями в области этого законодательства они сами выйдут. Вот, собственно, суть вопроса. Мы предлагаем данный законопроект, который, кстати, внесен депутатами прошлого созыва Артемьевым и Иваненко, представителями "ЯБЛОКА", отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович. Будут ли вопросы к докладчику? Нет. Спасибо, Юрий Павлович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 40 сек.) Проголосовало за 40 чел.8,9% Проголосовало против 105 чел.23,3% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3% Результат: не принято Не принято, законопроект отклоняется.