Заседание № 182
О проекте федерального закона № 343743-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части расширения перечня мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Докладывает Андрей Александрович Озеров. ОЗЕРОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона о внесении изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции..." разработан мною с целью запрета продажи алкогольной продукции в зданиях органов государственной власти и в государственных учреждениях. В последние годы мы с вами активно проводим государственную политику, направленную на ограничение потребления алкоголя населением России. На рассмотрении в Государственной Думе текущего созыва находилось более двадцати таких законопроектов, многие из которых мы приняли. Целесообразность принятия таких законов для нас на самом деле очевидна: чрезмерное употребление алкоголя в нашей стране, что у нас исторически сложилось, вызывает негативные последствия - социальные, демографические и нравственные. Одним из направлений борьбы с алкоголизацией населения является ограничение перечня мест, где допускаются продажа и потребление алкогольных напитков. Федеральным законом № 218-ФЗ уже установлен запрет на продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях, а также на всех видах общественного транспорта, на вокзалах, в аэропортах и в иных местах массового скопления граждан, однако до сих пор отсутствуют ограничения продажи алкогольной продукции в зданиях государственных и муниципальных органов власти - в частности, алкогольная продукция свободно реализуется в зданиях Государственной Думы и Совета Федерации. В 2006 году думской Комиссией по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики вносилось предложение о запрете продажи алкогольных напитков в стенах Государственной Думы, но эта инициатива не была поддержана. Наша с вами позиция как законодателей, являющихся главными инициаторами в борьбе за трезвость нации, должна соответствовать тем целям и задачам, которые решаются в рамках государственной политики по борьбе с алкогольной зависимостью населения, и я считаю, что в этом контексте нахождение в зданиях органов государственной и региональной власти мест по продаже алкогольной продукции в принципе недопустимо. При этом отрицательная позиция комитета по этому законопроекту выглядит по меньшей мере странно - комитет отмечает, что запрет на продажу алкогольной продукции в государственных учреждениях может быть осуществлён субъектами Российской Федерации самостоятельно, его вердикт: внесения изменений в федеральное законодательство не требуется. Я абсолютно с этим не согласен, потому что субъект Федерации не может запретить продажу алкоголя в стенах Государственной Думы и в других зданиях федеральных органов государственной власти. На сегодняшний момент многие регионы вообще не принимают нормативных актов об установлении дополнительных ограничений относительно мест продажи алкогольной продукции. Правда, в некоторых регионах, насколько я знаю, к примеру в Ярославской области, устанавливают ограничения на продажу алкоголя в общежитиях. В общежития люди приходят отдыхать, а в государственные учреждения люди приходят работать, поэтому возникает вопрос: а где логика?! Мы всегда всё делаем наоборот! (Шум в зале.) Данный запрет нужно установить только на основании соответствующей нормы федерального закона, единой для всех субъектов России, такую норму я и предлагаю ввести этим законопроектом. В некоторых субъектах неоднократно поднимался вопрос о запрете продажи алкоголя в государственных учреждениях, но это не было поддержано, а всё почему? Логика простая: в Государственной Думе продаётся - значит, и у нас будет продаваться! (Шум в зале.) Мы с вами должны стать примером для законодателей из регионов, начинать надо в первую очередь с себя, иначе наша работа в рамках антиалкогольной кампании превращается просто в фикцию: возможность ввести ограничение у нас есть, а желания нет. Уверен, что в условиях современной российской действительности любое ограничение, приводящее к снижению потребления алкоголя простыми гражданами, а также чиновниками, на сегодняшний момент будет уместно. С учётом изложенного призываю вас поддержать данный законопроект, принять его в первом чтении и, если потребуется, доработать его ко второму чтению. Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. С содокладом выступает Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом дополняется пункт 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." положением, устанавливающим запрет на розничную продажу алкогольной продукции в зданиях органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в государственных и муниципальных учреждениях. Я уже много раз с трибуны говорил о том, что желательно, чтобы вопросы, которые пытаются решить авторы в тех законопроектах, которые они вносят, нашими коллегами были тщательно изучены, а именно изучены на предмет того, существуют ли уже запретительные механизмы в других законах. Андрей Александрович об этом упомянул, но он, к сожалению, не до конца понял суть основного закона - федерального закона № 171-ФЗ, которым регулируется оборот и производство алкогольной продукции: там совершенно чётко сказано, что сегодня уже существует запрет на розничную продажу алкогольной продукции в государственных и муниципальных учреждениях, а также в детских, образовательных учреждениях, в медицинских организациях, на объектах спорта, в организациях культуры и так далее. Кроме того, пунктом 5 статьи 16 закона № 171-ФЗ установлено - и об этом вы тоже сказали, - что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и, самое главное, мест розничной продажи алкогольной продукции. Таким образом, никакого значения не имеет, о Госдуме мы говорим или о Совете Федерации, о федеральном органе или не о федеральном, - речь идёт о том, что субъект Федерации имеет право запретить продажу алкогольной продукции в конкретном месте, и если это место является зданием по адресу: Охотный ряд, дом 1, то субъект может ввести запрет, это никакого отношения не имеет к тому статусу, которым обладает Государственная Дума, это абсолютно однозначно вытекает из текста уже существующего и работающего закона. Поэтому, если мы с вами хотим быть примером, как вы правильно сказали, для всех остальных и не пить в Государственной Думе, давайте такой пример, в общем-то, и покажем, но для этого абсолютно незачем устанавливать запретительные механизмы - давайте начнём с себя в первую очередь! (Шум в зале.) Следует также отметить, что вопросы потребления и распития алкогольной продукции в рабочее время могут быть отрегулированы трудовым законодательством и нормативными актами любой организации, в том числе и Государственной Думы. Таким образом, несмотря на всю концептуальную обеспокоенность автора законопроекта, я считаю и комитет считает, что данные изменения абсолютно избыточны и что вносить дополнительные изменения в статьи уже действующего 171-го закона абсолютно не нужно, это излишне. В связи с этим Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вопрос автору. Вот сейчас Виктор Фридрихович выступал от комитета и, так сказать, оппонировал автору законопроекта. Действительно, встаёт вопрос: а насколько вообще актуальна эта ситуация? Ну что касается Думы - понятно, да, это есть, мы это видим, а что, у нас по всей стране так, что, действительно во всех значимых государственных органах у нас алкоголь сплошь и рядом? Да, вы совершенно правы, начинать надо с себя и в Думе бороться с этим надо, но, может быть, у вас какая-то статистика есть, что происходит в стране в целом в этом смысле? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Озерову включите микрофон. ОЗЕРОВ А. А. Я могу сказать, что на самом деле в Государственной Думе и в Совете Федерации этой проблемы-то особо и нет, но хочу просто провести параллель: борьба с курением в стенах Государственной Думы идёт достаточно успешно - никто не курит. Я полагаю, что, если мы ведём борьбу с употреблением алкоголя, мы точно так же должны быть примером и в этом - должны запретить продажу алкоголя и тут, и, соответственно, во всех государственных учреждениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Виктор Фридрихович, я знаю, что вы достаточно глубоко и профессионально в течение длительного времени занимаетесь этими вопросами. Вот на закате советской власти академик Углов провёл расширенное исследование по поводу влияния алкоголя на социально-экономическое развитие территорий. Скажите, пожалуйста, не могли бы вы привести статистику - сказать, сколько литров чистого алкоголя сегодня мы потребляем на душу населения и какова динамика за последние три года? И второй вопрос: скажите, пожалуйста, какой смысл 3 миллиарда долларов тратить на закупку иностранных вин, почему мы ограничения не вводим? И почему не запускаем на рынок качественные крымские вина? Как профессионалу вам вопросы задаю. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Николай Васильевич, мы с вами много раз обсуждали эти проблемы. Что касается потребления на душу населения, оно действительно очень высокое, но вот тот максимальный барьер, который был, 18 литров, сейчас стал несколько ниже: сейчас цифры колеблются в пределах 16,5-16,8 литра. Не стоит говорить, что это какая-то победа законодателей, государства, просто сейчас такая общемировая ситуация - в мире вообще несколько снизилось потребление алкоголя. К сожалению, наверное, это временно, может быть, планка потом опять поднимется, потому что на самом деле у нас в государстве огромные проблемы с алкоголизацией, а самое главное - с государственным регулированием рынка алкогольной продукции, потому что количество контрафакта несмотря на все усилия государства не уменьшается, а только возрастает. После того как у государства появился регулятор, сначала навели порядок, а сейчас, к сожалению, количество контрафакта зашкаливает вообще все мыслимые пределы, даже те, которые были ещё до введения госрегулирования. Это что касается первого вопроса. Теперь что касается ситуации с винами. Вы знаете, на самом деле ничего плохого в запрете импортных вин нет, другой вопрос, что государство старается ввести какие-то точечные санкции в ответ на западные санкции. Вот для рынка западного крепкого алкоголя, который в огромном количестве поступает в Россию, это будет существенный удар, потому что сюда не попадут ни шотландский виски, ни американский. А что касается рынка импортного вина, для производителей вина Старого Света и Нового Света, включая Соединённые Штаты, мы очень маленький рынок, поэтому они это не почувствуют. И наши потребители тоже особо это не почувствуют. Я об этом много говорил: эта мера имеет свои плюсы и свои минусы. Что касается крымских вин, мы в ближайшие две недели будем рассматривать законопроект, который даёт огромные преференции как раз отечественным производителям вина, делающим вино именно из собственного винограда, и в первую очередь это будет касаться крымчан. И налоговые преференции, и региональные преференции, в принципе всё, что мы могли придумать и сделать, уже максимально отражено в данном законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Фридрихович, ну, я думаю, никто в этом зале, и вы в том числе, не будет спорить с тем, что у нас в России две главные проблемы: это коррупция во власти и пьянство народа. Причём опасно не просто пьянство народа, а возрастающий уровень пьянства среди молодёжи. И вот в связи с этим я хотел бы обратить внимание, что, к сожалению, несмотря на все наши потуги и законы, и та, и другая болезнь разрастается. В массе в новых жилых домах на первых этажах появляются магазины типа, скажем, "Стакан вина" - каждый может зайти и выпить без проблем, никаких законодательных ограничений. Вы, наверное, согласитесь, это смерть для России! Вот вы отвергаете этот законопроект из-за его противоречивых норм, а что, вообще-то, ваш комитет предлагает - как остановить гибель России от пьянства? Нельзя всё отвергать, пусть это мелкие шажки, но всё-таки шаги вперёд, это лучше, чем вообще отсутствие движения! Ну, допустим, законопроект отвергли, а что вы взамен предложите? Как остановить гибель России, дальнейшее опьянение России?! ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Владимир Николаевич. Ну, для того чтобы ответить на этот вопрос, мне не хватит трёх минут, надо часа два об этом говорить. На самом деле нами совместно и в прошлом созыве, и в этом созыве принималось достаточно большое количество ужесточающих законов, которые должны были препятствовать распространению алкоголизации в первую очередь среди молодёжи. И в прошлом созыве, вы прекрасно знаете, мы приняли достаточно важные законы, которые ввели жёсткое наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним, предусмотрели ряд сопутствующих мероприятий, связанных с ограничением распространения и продажи алкоголя в детских учреждениях, в местах массового скопления людей. Таких законов очень много, они работают, и они работают на то, чтобы всё-таки алкоголизация не увеличилась, но мы с вами прекрасно знаем, что, какие бы ограничительные и запретительные механизмы мы ни вводили, пока не начнёт работать социальная составляющая - а это гораздо большие деньги и гораздо большая проблема, - уровень алкоголизации снижаться не будет. И в общем-то, есть конкретные примеры: как только грянул пресловутый кризис 2008 года, даже в непьющих странах, даже в странах, где было минимальное потребление алкоголя, оно сразу вырастало в разы. То есть здесь в первую очередь имеет значение социальная составляющая, а потом уже запретительные механизмы, но для этого нужны усилия государства, на это нужны огромные финансовые средства. Вот мы с вами только что говорили про рекламу, и вы выступали против социальный рекламы, но я вам хочу сказать, что даже та небольшая социальная реклама, которая была на телевидении и показывала ужасы, к которым приводит употребление алкоголя или курение табака, она существенно работала и работает, воздействует на умы потребителей, так что это тоже очень важно. Для этого требуются большие финансовые вложения и усилия государства по изменению менталитета общества, это долгая программа, но её надо целенаправленно вести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Виктор Фридрихович, слушая вас, я понял, что этот законопроект вы отвергаете, потому что в законе имеется запретительная норма, но тогда объясните мне, пожалуйста, почему в Государственной Думе продаётся спиртное и тем самым нарушается федеральный закон? И в других органах государственной власти Российской Федерации тоже. То есть что, нужно вызвать полицейских, чтобы составили протоколы? Или нужно наказать... ну, не знаю... руководителя Управления делами президента, который это организовывает? Объясните, пожалуйста, что это - неисполнение закона или всё-таки дыра в законе и наш коллега предлагает это исправить? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Валерий Карлович, вы не совсем внимательно меня слушали: я сказал, что такая норма в законе есть, что субъекты Российской Федерации могут вводить такие ограничения, то есть если завтра наш уважаемый мэр запретит на Охотном ряду, дом 1, продавать спиртное, мы будем это исполнять. То есть нам надо, наверное, попросить уважаемого господина Собянина ввести данную запретительную меру, и послезавтра тогда здесь будет всё нормально, но это наше общее решение должно быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, ну, я недаром задал Виктору Фридриховичу вопрос: меня, честно говоря, возмущает, почему в высшем законодательном органе страны продаётся спиртное! Я думаю, что мы должны принимать законы на трезвую голову, потому что очень часто законы, которые мы принимаем, у граждан вызывают вопрос: а в каком состоянии они принимались? Чтобы хотя бы вот этот вопрос снять, я думаю, нужно запретить продажу алкоголя здесь. И я считаю, что мы в состоянии этот вопрос решить сами, не обращаясь к Сергею Семёновичу Собянину. Зачем? Наш коллега внёс проект федерального закона, где чётко предлагается ввести запрет на продажу алкоголя в органах государственной власти. Я думаю, что Сергей Семёнович, конечно, мог бы замахнуться и запретить продажу алкоголя в здании Государственной Думы, но сильно сомневаюсь, что такой же шаг сделают регионы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Не имеют права, да? Вот, понятно. Поэтому я и предлагаю поддержать этот законопроект, ведь трезвость - норма жизни. Если она станет прежде всего на Охотном ряду нормой жизни, то тогда мы подадим пример всем своим избирателям и сделаем первый реальный шаг по борьбе с алкоголизацией населения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Даже если законопроект не пройдёт, я очень благодарен Андрею Александровичу за то, что он привлёк наше внимание к этой теме и дал возможность высказаться по её существу. Вот тут Виктор Фридрихович сетовал на то, что борьба с алкоголизацией России требует таких денег, которых у нас якобы нет. А вы не пробовали подсчитать, сколько теряет Россия от алкоголизации населения? Я абсолютно убеждён, что в разы, если не в десятки раз, мы теряем больше, чем необходимо для борьбы с этим, и чем дальше, тем будет хуже! Беда даже не в том, что молодёжь сегодня уже привыкла к пиву, к винам, к алкоголю, что молодые люди пьют, а в том, что пьют без меры, - вот в чём беда-то основная, главная, первоочередная! То есть из них уже не получатся работники, они не смогут работать в полную силу и даже в принципе работать - представьте, какие это потери! То есть они станут бомжами, но ведь не бомжами они родились! А сколько больных людей из-за того, что потребляют пиво?! Это ведь суррогат! Вина, которые продаются, тоже суррогат, весь алкоголь, который продаётся, - суррогат! И сейчас, когда мы с вами ещё ввели акцизы на алкоголь, мы эту проблему ещё больше обострили, потому что увеличилось потребление некачественного, подпольно изготовленного, в домашних условиях, алкоголя - водки, вина, самогонки и так далее, и здесь не надо быть экономистом, чтобы понять, что потери от алкоголизации в разы больше, чем затраты на социальную, экономическую и на другую рекламу. Я думаю, что хорошо было бы, если бы данный законопроект мы приняли хотя бы в первом чтении и дали возможность нашим регионам высказаться по этой проблеме, чтобы депутаты на местах эту проблему обсудили. Даже если законопроект не будет принят во втором чтении, кого-то эта проблема всё равно подтолкнёт, а значит, у себя в регионе они примут аналогичный закон, аналогичные меры, и это уже будет нашей победой - победой обсуждения этого закона, поэтому я призываю всех, кто действительно считает себя патриотом России: давайте примем этот законопроект хотя бы в первом чтении и продолжим разговор на региональном уровне, убеждаю вас - Россия выиграет! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, наш коллега поднял важнейший вопрос, но мне кажется, что не те методы предложил для его решения. Почему? Если сравнивать, то вот в царской России, в советской России от монополии государства на алкоголь бюджет получал колоссальные деньги, а сегодня со 100 рублей только 70 копеек попадает в бюджет, и это только от официально продаваемого, а всё остальное, палёное, естественно, убивает безнаказанно, и вообще без всякой прибыли. Хотя алкоголь - это в принципе (я вот отвечаю коллегам) антидепрессант, который люди, конечно же, применяют в стрессовой ситуации, но если вы запретите... Всё равно же вы сюда его вёдрами приносите в период всяких мероприятий, которые в Думе нескончаемы! Но вопрос в другом. Вот вы слышали, что уважаемый мною Виктор Фридрихович ушёл от ответов на мои вопросы. Почему? Он сказал, что потребление на душу населения - 18 литров. А вы знаете, каков, коэффициент дебилизации нации? 2 литра считаются порогом, после которого начинается вырождение, а у нас - 18 литров, в шесть раз выше! Европейцы не могли покорить Северную Америку в течение пятидесяти лет, непрерывно посылая туда экспедиции, потом завезли "огненную воду" - и через три поколения добились: индейцы - в резервациях, европейцы - на их землях. С моей точки зрения, сегодня против России ведётся как раз третья мировая война, которая заключается в том, чтобы резко увеличить потребление алкоголя, и это продолжается в течение последних двадцати пяти лет. Я задал вопрос, а Виктор Фридрихович не ответил... На 3 миллиарда долларов ввозится в страну алкоголя, можете себе представить?! На 3 миллиарда долларов! Причём, если смотреть по крепости, то мы потребляем больше всех в мире именно крепких алкогольных напитков, а Европа потребляет как раз вина, то есть лёгкие алкогольные напитки. Если посмотреть по структуре смертности, то у нас более половины умерших - это люди, причина смерти которых в той или иной степени вызвана именно алкоголем. Если посмотреть по структуре занятости, то почему у нас 30 процентов молодёжи сегодня безработные? Именно из-за алкоголя! А сегодня к этой напасти добавляется ещё и наркоманизация общества. В принципе мы с вами сейчас даже перестали говорить об этом, а ведь наркоманизация берёт начало от афганского наркотрафика, добавляются сильные химические наркотики из Европы, а распространение как раз ведётся начиная со школ, ночных клубов. Я утверждаю, что ночные клубы - это рассадники наркоманизации общества, и самое главное, что там люди как раз состоятельные. С моей точки зрения, коллега заострил внимание на проблеме, но запретом решить её невозможно. Упорядочением, национализацией и монополией государства на производство и продажу алкоголя мы можем проблему поставить в рамки, а деньги, которые получат от этого, можно направить на развитие массовой физкультуры и спорта, потому что детишки ведь... Ведь такие заведения, как "Стакан вина", о котором говорили, они ведь в каждом дворе, во многих провинциальных городах, - а я знаю, что подавляющее большинство присутствующих в зале ездит по разным субъектам Федерации в силу должностных обязанностей, - если заехать в спальный район, можно увидеть, так сказать, спальный мешок: сюда пойдёшь - пивная, туда пойдёшь - магазин "Продукты", где продаётся алкоголь, дальше пойдёшь - марочный магазин, а рядом - "наливайка", и вместо того чтобы прямо поставить этот вопрос... Ведь большая часть из вас были на встрече с президентом 14 августа - к чему он вас призывал? К трезвому образу жизни, к принятию законов, которые будут развивать физкультуру и спорт! Завершая своё выступление, я хочу сказать, что всё-таки считаю, что в первую очередь комитету по экономической политике и Комитету по бюджету и налогам, поскольку вот сейчас мы с вами испытываем колоссальные трудности при формировании доходной части бюджета, следует поддержать законопроект. Сейчас вообще в самый раз было бы принять закон о введении монополии государства на производство и продажу алкоголя - этим мы с вами серьёзно пополнили бы доходную часть бюджета. А второй закон, который надо принять, - о национализации базовых отраслей народного хозяйства, и тогда с учётом 16 триллионов уже у нас бюджет был бы совсем хорошим. А третий пакет законов - это законы по деоффшоризации экономики. Много мы об этом говорим, а воз и ныне там! Почему? Потому что многие из влиятельных людей, вхожих в первые кабинеты, как раз и имеют эти так называемые сообщающиеся сосуды, которые наполняются здесь, а перекачивается всё туда! (Шум в зале.) Мне кажется, что если бы вот такие пакеты законов мы обсуждали более подробно и более детально, да если бы ещё их разрабатывали и вносили те, чьи законы могут быть приняты в этом зале, тогда, наверное, прок был бы, а так никакого проку: мы можем пошуметь, себя покритиковать, Управление делами поукорять... (Шум в зале.) С моей точки зрения, принятие законопроекта в таком виде в принципе вопрос не решит, а за постановку проблемы спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Депутаты, в том числе академики, присутствующие в зале, требуют уточнить, что если 18 разделить на 2, то будет 9, а не 6. (Оживление в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Александрович, будете выступать? Депутату Озерову включите микрофон. ОЗЕРОВ А. А. Прежде всего я хотел бы сказать спасибо коллегам, которые меня поддержали - поддержали мой законопроект. И хотел бы обратить внимание на то, что нельзя зарабатывать деньги за счёт продажи алкоголя, а потом вкладывать эти деньги в развитие спорта: что-то это напоминает, это, скажем так, то же самое, что пилить сук, на котором сами же и сидим. Хочу добавить следующее. Законом запрещена продажа алкоголя в местах скопления граждан, а ведь Государственная Дума - это, по большому счёту, то место, где скапливается огромное количество людей, постоянно проходят разные мероприятия, поэтому Государственная Дума прямо подпадает под действие данного закона. Хотелось бы обратить внимание на то, что на самом деле эта проблема застарелая, и нужно действовать, делая небольшие шажки, то есть постоянно, ежедневно, ежемесячно, ежегодно, а не так, как делали мы: периодически вводили запреты - полные, стопроцентные, а потом приобретали проблему. Давайте принимать законы, постоянно двигаться в этом направлении, и тогда мы за десятилетие, не за одно десятилетие, может быть, решим эту проблему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Звагельскому включите микрофон. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Я прежде всего хотел бы немножко оппонировать Валерию Карловичу. Наверное, не очень этично нам самим себе устанавливать какие-то запретительные нормы - давайте просто проявлять силу воли и не пить! А то мы будем выглядеть посмешищем в глазах окружающих: мол, если нам не запретить пить алкоголь, то мы будем здесь пить с утра до вечера и принимать непонятные законы... Это, наверное, не очень красиво! Теперь по существу того, что сказал Николай Васильевич. Что касается госмонополии, я уже много раз об этом говорил: у нас была введена программа госрегулирования, и если она себя не оправдает, то надо вводить госмонополию. Я абсолютно с вами согласен, сейчас настало время для введения пусть, может быть, не полной госмонополии, но её элементов, потому что программа госрегулирования сегодня... я выражаю своё личное мнение, и я об этом говорю везде: вопрос введения частичной госмонополии сегодня, скорее всего, назрел. И последний момент. Николай Васильевич, я хотел бы к вам обратиться: пожалуйста, не надо всё-таки нас всех демонизировать, мы далеко не самые первые в мире по потреблению алкоголя, та же Великобритания потребляет 22 литра, Венгрия потребляет 25 литров... У нас действительно высокий процент потребления, но мы постоянно вбиваем всем и себе в головы, что мы самые пьющие, самая пьющая нация, - нет, мы не самая пьющая нация, у нас очень высокий процент потребления алкоголя, но он не больше, чем во многих странах, которые стоят сейчас выше нас в списке. Это важный момент, это вопрос нашего имиджа, и об этом тоже, наверное, не стоит забывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 19 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 174
О проекте федерального закона № 343743-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части расширения перечня мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по экономической политике просит снять с рассмотрения и перенести пункт 32 повестки дня.
Игорь Николаевич Руденский предлагает 32-й снять - соглашаемся.
ОЗЕРОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, по 32-му вопросу я не успел... Не знаю, как так - автор на месте, то бишь я, а вопрос сняли из повестки! Его постоянно переносят, переносят, переносят, сколько можно?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Профильный комитет попросил перенести, это его право.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 343743-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части расширения перечня мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, просьба 12-й пункт повестки дня перенести на 20 мая в связи с отсутствием докладчика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений против переноса 17, 14 и 12-го вопросов? При этом я хотел бы сделать замечание. Коллеги, мы планируем нашу работу, и я прошу всё-таки иметь в виду, что, если вопрос поставлен в повестку, докладчик должен быть здесь.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 343743-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части расширения перечня мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, 16-й - перенести. Соглашаемся.
Заседание № 148
О проекте федерального закона № 343743-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части расширения перечня мест, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". 34-й вопрос по просьбе докладчика предлагаем перенести на март.