Заседание № 216
14.03.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343698-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях сохранения народонаселения Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1458 по 1834 из 2685
Пункт 10 сейчас будем рассматривать. Это проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях сохранения народонаселения Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Чуева Александра Викторовича. ЧУЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, некоторое время назад группой депутатов Государственной Думы был внесён достаточно объёмный законопроект, касающийся мер по увеличению народонаселения в Российской Федерации. Когда мы вносили этот законопроект, мы считали и сейчас продолжаем считать, что существует целый комплекс проблем, которые нуждаются в законодательном решении. Прежде всего мы имеем в виду увеличение пособия по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет, возвращение на федеральный уровень и увеличение пособия на ребёнка в возрасте после полутора лет. Мы также считаем, что единовременное пособие, выдаваемое при рождении ребёнка, должно быть увеличено. Более того, государство должно взять на себя также обязательства по возвращению тех вкладов, которых сегодня лишились многие вкладчики, потому что это касается в первую очередь семей, детей в том числе. Мы считаем, что государство должно единым своим долговым обязательством признать эти вклады, признать их внутренним долгом и начать выплачивать, ежегодно индексируя те выплаты, которые будут произведены. Также речь в этом законопроекте идёт и о минимальной оплате труда. Что касается отдельных положений, которые в связи с принятием закона о материнском капитале становятся не очень актуальными, - в частности, в законопроекте предлагается введение материнского сертификата размером 250 тысяч рублей, - то мы считаем, что такие положения можно было бы поправить при доработке ко второму чтению, учитывая, что законопроект был внесён в Государственную Думу ещё до тех законопроектов, которые касались и материнского капитала, и иных мер, направленных на увеличение пособий по уходу за ребёнком и решение других вопросов, связанных с оплатой детских садов и так далее. Что касается учебных заведений, мы считаем, что учебные заведения муниципальные и государственные должны финансироваться одинаково и уровни государственной поддержки здесь должны быть равными. В целом, на мой взгляд, законопроект мог бы быть поддержан при условии доработки ко второму чтению. Мы просим проголосовать за него. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. От Комитета по делам женщин, семьи и детей - Николай Максимович Безбородов. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемый Александр Викторович суть законопроекта раскрыл подробно и высокопрофессионально. Объективности ради надо отметить: законопроект заявку делает очень серьёзную, цель его - сохранение народонаселения России, проблема важнейшая, животрепещущая, и решать её надо неотложно и срочно. Законопроект закрепляет пути достижения поставленной цели, они носят системный характер, а по ряду моментов, можно сказать, революционный. Тогда почему Комитет по делам женщин, семьи и детей, уважаемые депутаты, будет предлагать законопроект отклонить? Какие для этого есть причины? К большому сожалению, законопроект уже опоздал, поскольку с 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" (это социальные пособия) и Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (это материнский капитал). В настоящее время на федеральном и региональном уровнях активно выстраиваются системы и механизмы реализации указанных законов. Правительство Российской Федерации уже приняло пакет нормативных правовых актов. Усовершенствован порядок выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, разработана методика расчёта размеров субсидий и субвенций, утверждены размеры этих трансфертов по регионам. Принять рассматриваемый сегодня законопроект - значит сломать уже запущенный механизм. Это делать ни в коем случае нельзя, недопустимо. Зачем рушить систему мер государственной поддержки семьи, материнства и детства, которая, во-первых, наконец-то в России создана и только-только начинает работать и которая, во-вторых, существенно шире той, которую предлагают авторы? Напомню: с 1 января 2007 года для работающих женщин установлен страховой принцип определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - это 40 процентов средней зарплаты. Максимальный размер пособия - 6 тысяч рублей. Впервые более полумиллиона неработающих женщин будут получать пособия на детей. Введён новый вид пособия: единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью усыновителя (опекуна) - 8 тысяч рублей. Увеличены выплаты на содержание детей опекунам и приёмным родителям, на это деньги тоже в федеральном бюджете есть. Установлены компенсационные выплаты родителям за содержание детей в детсадах: за первого - 20 процентов, второго - 50, третьего и последующих - 70. Родовой сертификат с 7 тысяч до 10 тысяч увеличен. 500 миллионов рублей из федерального бюджета выделяется на обеспечение жильём детей-сирот. То есть система создана, все меры социальной поддержки семей с детьми сбалансированы и финансово подкреплены федеральным бюджетом и бюджетом Фонда социального страхования на 2007 год. Да, систему не надо идеализировать, и мы её не идеализируем, поскольку она сегодня ещё неэффективна, или не столь эффективна, как подсказывает и требует жизнь, но и рушить, ломать её не надо. Её надо совершенствовать, прежде всего наполнять дополнительно финансовыми средствами при принятии федерального бюджета на 2008-й и последующие годы. Поэтому комитет не может поддержать предложение авторов в части пособий и материнского капитала. Теперь коротко о других аспектах законопроекта. Они подробно изложены в заключениях, представленных вам комитетами Госдумы по труду и социальной политике, по образованию и науке, по бюджету и налогам, по кредитным организациям и финансовым рынкам. Все четыре комитета являются комитетами-соисполнителями и законопроект не поддерживают. Некоторые аспекты назову всё-таки. Первый. Статья 5 законопроекта предусматривает поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации и с 1 января текущего года предлагает повысить минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума. Но это потребует в два раза, на 29 миллиардов рублей увеличить объём средств федерального бюджета, значительно увеличить размеры бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Необходимые средства в бюджетах всех уровней на 2007 год не предусмотрены. Второй аспект. Статья 6 законопроекта предусматривает поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании". Законопроект предлагает установить единые государственные нормативы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, и в принципе это делать надо, но предложенный механизм приведёт к уравнительной системе, в том числе и к ущемлению прав субъектов Российской Федерации. Ещё один аспект. Статья 7 законопроекта предлагает признать утратившей силу статью 7 122-го федерального закона, но каждая статья - это отдельный закон, то есть семь законов необходимо будет вернуть в редакцию, действовавшую до 31 декабря 2004 года. Это сегодня уже невозможно, поскольку за два года наше законодательство российское всё-таки ушло вперёд. И последний аспект, он является вопросом финансирования законопроекта. Авторы предлагают финансировать обязательства только из федерального бюджета, 500 миллиардов рублей, но деньги на это не выделены и не заложены. Помимо отрицательного заключения Комитета по делам женщин, семьи и детей, четырёх комитетов Госдумы - соисполнителей, на законопроект поступили заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое содержит существенные и серьёзные замечания, и отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по делам женщин, семьи и детей предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Пока оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы? Два вопроса: у Останиной и Савостьяновой. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Николай Максимович, основной аргумент, приведённый вами, заключается в том, что предложенный законопроект как бы ломает сложившийся механизм обеспечения государственными пособиями детей, который имеется сейчас. По сути, это ломает схему действия 131-го закона, который как бы разграничивает уровни, перенося семейную политику на региональный уровень. Скажите, как к этой ломке относятся сами регионы? То есть регионы против того, чтобы снова вернуть на федеральный уровень выплату пособий, которые сейчас легли бременем на них? Каковы отзывы территорий? Спасибо. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Нина Александровна, то, что семьдесят девять отзывов поступило из пятидесяти восьми субъектов Российской Федерации и сорок шесть субъектов поддерживают, совсем не означает, что не произойдёт ломки той системы и тех механизмов, которые сегодня начали работать. Какой же субъект Российской Федерации не рад тому, что должны поступать деньги из федерального бюджета на исполнение законов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савостьянова Валентина Борисовна. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемый Николай Максимович, всё-таки законопроект был актуален очень до 1 января 2007 года. Если бы мы его приняли своевременно, я думаю, положение было бы совершенно другим. Почему комитет столько времени его держал и не выносил на обсуждение Думы? БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемая Валентина Борисовна, комитет не держал законопроект, поскольку... Да, действительно 4 октября 2006 года законопроект внесли в Госдуму, и он был закреплён за Комитетом по труду и социальной политике. Совет Государственной Думы своё решение пересмотрел и только 19 декабря отписал Комитету по делам женщин, семьи и детей. В январе он поступил в наш комитет. Наш комитет рассмотрел и сразу его вынес на пленарное заседание. Я согласен с вами. Если бы этот законопроект рассматривался в качестве альтернативного тем двум законам, которые мы приняли в декабре, может быть, и пособия, которые мы сегодня выплачиваем, были бы совершенно других масштабов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов было только два. Присаживайтесь, Николай Максимович. Кто хотел бы выступить? Один выступающий. Нина Александровна Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я хочу поздравить всю Государственную Думу, потому что бойцов с детьми прибавилось, судя по содокладу, с которым выступил Николай Максимович. Хочется верить, что и число депутатов, которые бы отстаивали интересы детей, хотя бы не уменьшилось. Вот примерно половина сидящих в зале участвовали в принятии 131-го закона, когда правительство и администрация президента его вносили. И я помню выступление господина Козака тогда, когда задавали вопрос о том, почему закон не сопровождается соответствующими изменениями в финансовых законах. Он отвечал: "Не всё сразу. Вначале разграничим полномочия, а потом посмотрим, сколько регионам потребуется средств". Разграничили, посмотрели - оказалось, регионам средств недостаточно. Вот данный законопроект предлагает исправить сложившуюся ситуацию и вернуть сейчас выплату пособий, и не только пособий, на федеральный уровень. По сути дела, данный законопроект является как бы упорядочением, что ли, тех механизмов, которые не сработали, сменой тех механизмов, которые на сегодняшний день уже не работают. Мне просто хотелось бы сказать, что вряд ли кто-то будет возражать против того, чтобы минимальная заработная плата равнялась прожиточному минимуму. Сегодня в зале, наверное, нет ни одного депутата... Очень многие политические партии, если не все, шли под этим флагом на только что прошедших выборах. Далее. Мы давно говорим о том, что семейную политику надо поднять на федеральный уровень. Мы берём у западных политиков очень много позиций, но почему-то не взяли одну - 10 процентов от средней заработной платы составляют на Западе пособия на детей. У нас они едва дотягивают до полутора процентов от той средней заработной платы, которая сложилась сейчас. И наконец, последнее. Если мы действительно говорим о том, что главная наша задача - это сбережение народа, то прежде всего имеются в виду, конечно, дети. Так вот, ежегодно Россия теряет примерно миллион детей. Уважаемый Николай Максимович и те депутаты, кто собирается поддержать позицию комитета по защите... который называется комитетом по защите интересов детей! Я просто хочу внести ясность: позиция Николая Максимовича - это не есть мнение всего комитета. Я тоже вхожу в состав этого комитета, но категорически против отрицательного заключения комитета на этот законопроект. Я понимаю, что другого заключения и быть не могло, ибо главный посыл заключается в том, что правительство дало своё отрицательное заключение, поэтому заключение комитета никак не может этому противоречить. Николай Максимович, я не знаю, смотрели вы или нет фильм, который совестливые журналисты на втором государственном канале вчера показывали в течение часа, о том, как живётся российским детям. Там вот американцы сказали, что у нас принимаются законы, вернее, лучше действуют законы по поставке колёс шипованных, чем законы, которые защищали бы интересы детей: шестьдесят тысяч вывезли из России! Если и дальше мы будем сберегать народонаселение такими отзывами на законопроекты, то надо проще: так сказать, открыть все шлюзы, вывезти наших детей, чтобы на самом деле они не гибли здесь от недостатка материального обеспечения. Я прошу, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект, ибо он действительно предлагает реальный механизм сбережения народонаселения России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Чуев Александр Викторович. Включите микрофон. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, очень жаль действительно, что законопроект, который был актуален и остаётся актуальным, рассматривался так долго. У нас вообще очень часто бывает, когда вносятся полезные, нужные законопроекты, - да и сейчас их немало в Государственной Думе - по непонятным причинам задерживается, затягивается их рассмотрение, они лежат годами, пока не появляются альтернативные, другие, когда уже половина законопроектов становятся неактуальными, когда уже закон о федеральном бюджете принят. На мой взгляд, несмотря на то что некоторые положения этого законопроекта, может быть, и запоздали, как говорят, - а скорее, не запоздали, а мы рассматриваем их слишком поздно - тем не менее смысл его ясен и очевиден. Ведь обещания, которые давала в том числе партия власти, многие из этих обещаний реализуются в этом законопроекте, так сегодня получается что - большинство Государственной Думы отказывается от своих обещаний? Мы уже много раз говорили о том, что пособие на ребёнка должно быть увеличено, позорное пособие, которое составляет 70 рублей. Мы предлагаем поднять его до прожиточного минимума. Это та часть, малая толика той государственной программы, которая необходима, чтобы действительно изменить ситуацию с рождаемостью, изменить демографическую ситуацию, дать возможность матерям воспитывать детей. Что касается минимальной зарплаты, которую мы предлагаем довести до прожиточного минимума, мы говорили об этом не раз и партия "Справедливая Россия" взяла это в свою программу. Вы тоже говорили о том, что стремитесь к этому. Так давайте вместе проголосуем за этот законопроект, давайте выполним те обещания, которые давали и на региональных выборах тоже. Если говорить об ответственности за государственные и муниципальные учреждения, я думаю, что многие из вас ездили в регионы и знают, как живёт сегодня муниципальная школа, какие там ужасные условия часто, как не хватает самого необходимого, для того чтобы учить детей. Давайте приведём это в соответствие, давайте дадим денег муниципальной школе, давайте сделаем так, чтобы, независимо от того, федерального подчинения учебное заведение или муниципального, оно чувствовало себя нормально и дети учились в человеческих условиях. Почему мы сегодня не хотим отменять те статьи 122-го закона, которые, мы видим, не работают? И даже президент ставит определённые вопросы своему министру, а он не знает, что ему ответить. Мы не хотим поправить ситуацию, мы не хотим изменить её только лишь потому, что законопроект пришёл не от партии власти и не получил одобрения правительства. Конечно не получил. И никогда не получит подобный законопроект одобрения правительства, пока там есть министры, которые занимаются не теми делами, которыми должны были бы заниматься, пока там есть министры, которые не поднимают, не улучшают наше здравоохранение, не могут даже нормально обеспечить льготными медикаментами наших стариков и инвалидов. Я считаю, что это будет очень позорно, если вы не поддержите данный законопроект. Что касается материнского сертификата. Да, может быть, эта мера должна была быть принята раньше. Но давайте посмотрим, насколько хорошо стал работать закон о материнском капитале, давайте посмотрим, насколько легко матерям получить сегодня это право, и мы увидим, что огромное количество проблем возникает по сбору документов, по регистрации этого права на материнский капитал. Мы здесь предлагаем более простую норму. И если мы увеличим сумму сертификата до той, что прописана в законопроекте, со всеми нюансами по индексации, то, я думаю, это не будет ломать существующей системы, а, наоборот, разовьёт её и улучшит. Если мы действительно что-то хотим сделать для наших детей и наших граждан, давайте сделаем это. Не надо обманывать людей! Если вы обещали, так выполняйте свои обещания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Максимович Безбородов. С места. Включите микрофон. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Прежде всего я хотел бы обратиться к Нине Александровне. Уважаемая Нина Александровна, всё-таки депутат Безбородов докладывал точку зрения не личную, не лично свою, а Комитета по делам женщин, семьи и детей. Это во-первых. Во-вторых. Да, действительно, детское пособие постыдно мало сегодня: в каких-то регионах оно составляет 100 рублей, в каких-то чуть больше. Но это совсем не означает, что детское пособие согласно закону ещё 95-го года, является в ведении федеральном, оно с самого начала было в ведении субъекта Российской Федерации, и сегодня субъекты Российской Федерации должны его выплачивать. Я с вами согласен, что постыдно маленькое пособие нет необходимости выплачивать. И третье. Отклоняя сегодня законопроект, который опоздал для принятия, Комитет по делам женщин, семьи и детей совсем не отклоняет важность проблемы социальной защиты материнства и детства, матерей и детей, эту проблему надо решать. Но только общими усилиями всех депутатов всех фракций и Правительства Российской Федерации её можно успешно решить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению Апарина. Только по ведению. АПАРИНА А. В. Спасибо. Любовь Константиновна, у меня один вопрос к вам. Почему вы мне не дали слова ни для вопроса, ни для выступления? И поскольку ведётся стенограмма, я поясняю Безбородову Николаю Максимовичу: он... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон. Кто просил выступить... Я никого не ограничивала ни в вопросах, ни в выступлениях, поэтому, Алевтина Викторовна, упрёки оставьте для себя. Спасибо, коллеги. Кто-либо из представителей правительства или президента хотел бы высказаться по данному законопроекту? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Пока идёт голосование, для справки: коллеги, депутат Головатюк уведомил нас о том, что пункт 4.2 он отозвал 13 марта. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 13 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Не принято.