Заседание № 142
О проекте федерального закона № 343515-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части возложения на полицию обязанности по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; принят в первом чтении 11 декабря 2013 года с наименованием "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вернёмся к объявленному мною 9-му вопросу несколько позже, а Александра Евсеевича я прошу вернуться в зал как можно быстрее. Александр Юрьевич, есть докладчик по 10-му вопросу? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, всё, здесь. Александр Евсеевич, обращаю внимание: это не первый раз уже происходит, ну, вы ставите в неудобное положение весь зал. ХИНШТЕЙН А. Е. Больше не повторится. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесённый Правительством Российской Федерации. В соответствии с законопроектом на органы внутренних дел предлагается возложить обязанности по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. К законопроекту ко второму чтению поступило 6 поправок: три поправки рекомендованы к принятию и включены в таблицу поправок № 1 и три поправки рекомендованы комитетом к отклонению, они в таблице поправок № 2. В связи с этим прошу поставить на голосование обе таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 56 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Спасибо, таблица поправок принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 23 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Пожалуйста, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, законопроект, таким образом, готов к принятию во втором чтении, и комитет считает, что он также готов и к третьему чтению. Учитывая актуальность и значимость данного законопроекта, мы просим сегодня рассмотреть возможность его принятия во втором и в третьем чтениях сразу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 45 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем. Выступления по мотивам будут? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 12 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 343515-6 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции" (в части возложения на полицию обязанности по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вступившими в законную силу с 1 января 2012 года федеральными законами "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" существенно ужесточены требования к антитеррористической защищённости таких объектов, системам их охраны и физической защиты, а также к персоналу, ответственному за обеспечение безопасности объектов. В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" Президент Российской Федерации должен определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК. Правительство Российской Федерации предлагает наделить этими полномочиями Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице подразделений полиции, а в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О полиции" на полицию дополнительные обязанности могут быть возложены только путём внесения изменений в Федеральный закон "О полиции", что и предлагается сделать настоящим законопроектом. Предполагается, что федеральный закон вступит в силу в течение года со дня его официального опубликования, такой достаточно длительный срок требуется для подготовки полиции к исполнению новых обязанностей, внесения необходимых изменений в отдельные законодательные и подзаконные акты. Реализация положений закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Принимая во внимание изложенное, прошу вас поддержать инициативу правительства и принять проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня работать с МВД России, и в частности со статс-секретарём, очень лёгко. Основную суть законопроекта Игорь Николаевич подробно изложил. Добавлю к этому лишь то, что Комитет по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев данный законопроект, рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Мы считаем, что поднятая проблема действительно нуждается в эффективном решении. Сужу об этом исходя из ситуации в своём регионе - Самарской области - и знаю, что проблема эта актуальна для всех без исключения регионов, где есть магистральные нефтепроводы, газопроводы и другая инфраструктура естественных монополий: хищение нефтепродуктов носит массовый, системный характер, и с этим необходимо бороться. Мы очень рассчитываем на то, что полиция, вооружённая этим дополнительным полномочием, сумеет оправдать доверие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое. У меня к Игорю Николаевичу вопрос. Уважаемый Игорь Николаевич, вот нами, Госдумой, в первом чтении принят законопроект о создании ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не знаю, может, завтра или на следующем заседании мы будем рассматривать его уже во втором чтении. Законопроект, который вы внесли сейчас, несомненно, мы поддержим, это правильное направление, но не могли бы вы пояснить, взаимоувязаны ли эти два законопроекта - законопроект о ведомственной охране, который будет рассматриваться во втором чтении и который меня очень настораживает, и тот законопроект, который вы внесли? И как будет тогда координироваться деятельность полиции и ведомственной охраны, которой мы даём уж очень расширенные полномочия, вплоть до применения огнестрельного оружия? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос. Конечно, они будут взаимоувязаны, но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы сегодня возлагаем на полицию новую обязанность, а полномочий у нас достаточно. И речь не идёт о том, что мы какие-то новые объекты берём под свою охрану, - мы и так охраняем достаточно большое количество объектов топливно-энергетического комплекса, большинство самых опасных с точки зрения угрозы терроризма, с точки зрения возможности серьёзных посягательств мы уже охраняем, в данном случае речь идёт о том, что мы принимаем на себя функцию контроля, и вот эти органы ведомственной охраны, которые создаются и которые у многих уже есть, мы будем контролировать - в этом смысл этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, в продолжение предыдущего вопроса. Вневедомственная охрана существовала до этой реформы, для неё были характерны прежде всего профессионализм и ответственность, поэтому и было доверие к этой структуре, ведь занимались этим профессионалы. Создание сегодня таких ведомственных охранных подразделений нас, откровенно говоря, настораживает, потому что мы создаём армию, которая может оказаться слабо контролируемой государством. Не рассматривался ли другой подход - не просто вам контрольно-надзорные функции передать, а, допустим, действительно поручить охрану подобных важных объектов, выделив для этого, конечно, соответствующие ресурсы, создав нормативную базу - подготовив распоряжения и так далее, и так далее? ЗУБОВ И. Н. Мне достаточно легко ответить. Как вы знаете, недавно наши подразделения были сокращены на 15 процентов и процесс этот продолжается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗУБОВ И. Н. Некоторые и больше, да. И это первое. Вневедомственная охрана как была, так и осталась, она просто изменила свои организационно-правовые формы. Это второе. И третье. Я хочу напомнить, что ведомственная охрана тоже всегда, и в Советском Союзе, и в России, существовала, только к ней добавились ещё и частные охранные предприятия. У нас сегодня сотни тысяч частных охранников, и полиция не может с ними конкурировать, да и не должна этого делать, а вот контролировать - да, должна. А по этой логике мы должны всё на себя брать. Мы берём на себя все объекты, не только огромные трубопроводы "Газпрома" или "Роснефти", везде, где есть топливно-энергетические комплексы, мы должны разработать единую методику охраны - там есть особенности, поэтому мы не считаем, что должны на себя брать и эти функции. Ведомства, которые создают ведомственную охрану, будут достаточно жёстко контролироваться. Но я не вижу такой уж глобальной разницы в подходах к контролю ведомственной охраны и к контролю частных охранных предприятий: мы будем контролировать оружие, мы будем контролировать соблюдение законодательства, мы будем контролировать кадровую политику - в этом смысл данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Игорь Николаевич, вы правильно сказали, что этим законопроектом полиции добавляются очень серьёзные и важные обязанности, а это очень серьёзная и важная работа, - и тут же вы сказали, что законопроект не потребует дополнительного финансирования из бюджета. Но полиция - это бюджетная организация практически, в связи с этим возникает вопрос: этим законом мы добавляем обязанности, добавляем работу - а кто же за неё будет платить? Выходит, если бюджетного финансирования не будет, вы от каких-то функций откажетесь или какие-то другие источники будут искать, - какие? Работу просто так никто не делает! ЗУБОВ И. Н. Вы знаете, на этот вопрос мне тоже достаточно легко ответить. В некотором смысле этот закон носит технический характер, потому что мы уже обладаем определёнными полномочиями в сфере контроля за частными детективными и охранными предприятиями и ведомственной охраной. Мы ни у кого ничего не забираем, речь идёт о том, что контрольно-надзорная функция выделяется в отдельную функцию, но это не связано с тем, что мы должны создать подразделение с несколькими тысячами сотрудников, которые будут непосредственно осуществлять охрану, они и так есть, мы просто принимаем на себя обязанность по осуществлению контрольно-надзорной функции за обеспечением безопасности новых объектов. Больших усилий для этого не потребуется, это управленческая работа. Исходя из внутренних резервов нашего министерства, мы считаем, что мы в состоянии это сделать без дополнительного финансирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. Игорь Николаевич, безусловно, топливно-энергетический комплекс - это очень важные объекты, тем более в наше неспокойное время, тут может быть не только воровство, но возможны и теракты и так далее. Но вы знаете, иногда вот хожу в нашу поликлинику - там пропускной режим, и сидит на входе капитан или майор. Я не понимаю, у вас что, очень много сотрудников, что вы не знаете, где их использовать?! Это первый вопрос. Второй вопрос: расширение полномочий не повлечёт ли за собой всё-таки конфликт между уже существующей охраной и теми, кто придёт свои права качать? Вот что вы мне скажете? И третий вопрос. У нас бюджет предусматривает выделение огромных средств на внутренние войска, даже зачастую за счёт социальных статей, и здесь голосовали за это. Но с другой стороны... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Тамара Васильевна, я начну с последнего вопроса: тут речь идёт не о внутренних войсках, а о полиции, ну, я думаю, вы оговорились просто. Никакого конфликта не будет, потому что, я ещё раз говорю, у нас очень большой опыт взаимодействия с частными охранными предприятиями и с ведомственной охраной, и здесь все прекрасно понимают, что по комплексу законов всё, что касается оружия - всё равно это мы, всё, что касается отбора личного состава даже частных охранных предприятий и ведомственной охраны, которая будет пользоваться оружием, - всё равно это мы, всё, что касается обучения, - всё равно это мы, поэтому конфликта здесь не будет. Теперь что касается поликлиник и прочего. Есть перечень объектов, не нами устанавливаемый, которые мы должны охранять силами полиции. Вот что касается конкретно поликлиники, то вы, наверное, ходите в поликлинику, которая обслуживает депутатов Государственной Думы... ИЗ ЗАЛА. Какая разница? ЗУБОВ И. Н. Разница есть, потому что вы являетесь объектом защиты со стороны государства, и на самом деле имеется тенденция к постоянному расширению перечня подобных объектов, а мы эту тенденцию ограничиваем. Но я вот, допустим, полагаю, что там, где присутствуют государственные интересы, государственная охрана всё-таки более эффективна, чем частная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Игорь Николаевич, мы вот второй день, так сказать, догружаем в плане обязанностей - вот вчера Следственный комитет вновь получил возможность (или обязанность, не знаю) возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, сегодня расширяем полномочия МВД, а скажите, как бы сделать так, чтобы стало обязанностью номер один возвращать украденные ценности, деньги, прежде всего бюджетные, миллиарды от продажи нефти, газа и так далее? Вот когда такая обязанность появится? Что с этим делать? ЗУБОВ И. Н. Олег Анатольевич, я полагаю, что если это глобальный вопрос, то он не к этой теме относится, а если это вопрос, связанный с охраной, то могу сказать, что по тем объектам, которые охраняет вневедомственная охрана, полиция, мы несём ответственность, в том числе финансовую, если будет нанесён ущерб в результате неисполнения нами служебных обязанностей. Если речь идёт об ответственности других субъектов охраны, то здесь надо решать вопрос о разработке единых стандартов, и вполне возможно, что ваш вопрос имеет право на существование, но это уже вторая часть - когда мы примем на себя вопросы контроля за охраной, мы рассмотрим и возможность введения таких стандартов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Я коротко хочу сказать, что фракция поддержит, безусловно, этот законопроект. Действительно, обеспечение безопасности объектов ТЭКа - задача очень серьёзная, и она требует комплексного подхода: ни частные охранные структуры, ни даже ведомственная охрана, которая, я убеждён, при принятии законопроекта во втором и в третьем чтениях будет наделена особыми полномочиями... Участие и наделение полномочиями в данном случае полиции, безусловно, просто необходимо, потому что необходимость обеспечения безопасности, особенно на государственных объектах, например, компаний "Газпром" и "Роснефть", не только с точки зрения исключения угрозы терроризма, но и с экономической точки зрения просматривается на этом направлении по всей цепочке - от добычи, транспортировки и переработки до использования всего того, что мы называем левым товаром. А объёмы здесь достаточно велики, - допустим, потери на отдельных трубопроводах доходят до 10 процентов, речь идёт о сотнях миллионов долларов, то есть, безусловно, потери достаточно серьёзные. А если посмотреть экологическую составляющую, то каждая врезка в трубопровод - это, безусловно, и потери в экологическом отношении: мы с вами были свидетелями таких, ну, я бы сказал, напряжённых случаев, когда и наши крупные реки здорово загрязнялись, и серьёзные энергетические объекты подвергались террористической угрозе. Конечно, задача этого законопроекта, над которым нам надо будет поработать при подготовке ко второму чтению, должна заключаться не только в том, чтобы полиция обеспечила контроль за безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса, но и в том, чтобы был эффект от двух принятых законов - чтобы они были взаимоувязаны и не оказались просто-напросто пустышками, то есть надо, чтобы действительно сократилось количество нелегальных врезок и ушли бы из реальной жизни эти мини-заводы, которые гонят некачественную продукцию и гробят автомобили пользователей, надо, чтобы стали невозможными в том числе и такие происшествия, которые, в общем-то, можно сопоставить с террористическими актами, - такие, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Вот в этом случае, я думаю, данный закон действительно сыграет ту роль, которую он должен сыграть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Комитет? Законопроект выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 30 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.