Заседание № 259
16.11.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1293 по 1484 из 2913
Пункт 15. О проекте федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Владислава Александровича Третьяка. Пожалуйста. ТРЕТЬЯК В. А., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Этот законопроект был разработан и внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении 13 декабря 2006 года. Законопроект призван модернизировать правовое регулирование в нашем спорте, который представляет собой многогранную и во многом уникальную отрасль общественных отношений. Уникальность спорта, необходимость искать новые подходы при создании спортивного законодательства, находить развязки пересекающихся интересов физкультурно-спортивных организаций, создавая надёжные механизмы для развития спорта и здорового образа жизни, значительно осложнили задачу комитета при подготовке законопроекта к сегодняшнему заседанию. Спорт во многом, что подтверждает и мировой опыт, требует саморегулирования, в том числе с участием основных субъектов - Олимпийского комитета России, Параолимпийского комитета России, общероссийских спортивных федераций. Но в то же время массовый спорт, детско-юношеский спорт, молодёжный спорт, спорт высших достижений, спорт для лиц с ограниченными физическими возможностями требуют также особой заботы, внимания со стороны государства, поэтому к работе над подготовкой законопроекта к его рассмотрению во втором чтении был подключён весь спектр лучших специалистов нашей страны. Особую ответственность этой работе придали победа олимпийской заявки города Сочи и принципиально новые возможности, которые открываются перед российским спортом в преддверии Олимпиады. И сегодня я со всей ответственностью могу заявить, что подготовленный комитетом законопроект, который представлен вашему вниманию, поддерживается и руководством правительства, и регионами нашей страны, и Олимпийским комитетом, и спортивными федерациями. Уверен, что в законопроекте заложены основы для устойчивого развития российского спорта на среднесрочную перспективу. Впервые чётко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в развитии физической культуры и спорта. В результате большого количества согласовательных процедур с участием администрации президента, правительства, Олимпийского комитета и основных спортивных федераций найден баланс во взаимоотношениях государства и физкультурно-спортивных общественных институтов. Эти решения должны создать атмосферу подлинного социального партнёрства между государственными органами, отвечающими за развитие отрасли, и общественными организациями, занимающимися различными частями и видами спорта. Депутаты комитета, многие депутаты Государственной Думы, регионы, члены Совета Федерации проявили большую заинтересованность и приняли участие в работе над улучшением законопроекта. Комитетом рассмотрено почти пятьсот поправок, в результате проект переработан по сравнению с редакцией первого чтения, без преувеличения скажу, не менее чем на 80 процентов. В проекте выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях. Впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях. В будущем депутаты рассчитывают в дополнение к данному законопроекту разработать сразу несколько федеральных законов, регулирующих наиболее важные части спорта, такие как детско-юношеский, молодёжный и массовый спорт, поскольку иногда решить достаточно специальные, но важные вопросы в рамках базового закона очень сложно. И в заключение своего выступления я хотел бы сказать, что вашему вниманию предложены текст законопроекта, который комитет рекомендует принять во втором чтении, а также таблицы поправок. Поправки, содержащиеся в таблице 1, комитет рекомендует принять, а поправки, содержащиеся в таблице 2, - отклонить. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать комитет и проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, приступаем к обсуждению поправок. Таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, содержит двести четырнадцать поправок. Есть ли необходимость какую-либо из них рассматривать отдельно? Селезнёв Геннадий Николаевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., фракция "Родина - Патриоты России". Владислав Александрович, от имени Федерации конного спорта России вносились поправки. В связи с тем что это единственный, уникальный вид спорта, где наравне со всадником в соревнованиях участвует и лошадь, поправки касались области ветеринарии, а также допинг-контроля. У нас везде осуществляется допинг-контроль спортсменов, но нигде не осуществляется допинг-контроль спортивных лошадей, сегодня требование Олимпийского комитета - чтобы мы в своих законах обязательно это учли, но все мои поправки почему-то оказались в таблице отклонённых. ТРЕТЬЯК В. А. Мы эти поправки согласовали с администрацией президента, с правительством, и просьба к депутатам - отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По таблице 1 нет замечаний? Нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 11 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1% Результат: принято Принято. Таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Здесь двести шестьдесят пять поправок. Есть ли необходимость вынести какие-либо из них на отдельное голосование? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 01 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 40 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Принято. Спасибо. Владислав Александрович, нет у вас никаких предложений? ТРЕТЬЯК В. А. Есть. Уважаемый Борис Вячеславович, текст у нас готов к третьему чтению. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Прошу принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет замечаний по докладу? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 41 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2% Результат: принято Принято. Спасибо. ТРЕТЬЯК В. А. Можно сказать несколько слов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Александрович. ТРЕТЬЯК В. А. Уважаемые коллеги, разрешите мне от имени комитета и от себя лично поблагодарить вас за поддержку спорта. Спасибо вам большое! (Аплодисменты.)
Заседание № 258
14.11.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3807 по 3832 из 4381
Уважаемые депутаты, последний пункт порядка работы. И я так понимаю, мы договорились сегодня пункт 10 рассмотреть, когда поступят материалы, но, поскольку они не розданы, я предлагаю высказаться Артуру Николаевичу для предложения. Пожалуйста, Артур Николаевич. ЧИЛИНГАРОВ А. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, просьба перенести рассмотрение пункта 10, законопроекта "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", на завтра, на 16-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На послезавтра, на пятницу. ЧИЛИНГАРОВ А. Н. Да, на послезавтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть возражения против того, чтобы перенести пункт 10? Поскольку нет материалов, мы не можем его обсуждать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, на январь не годится. Есть предложение на пятницу, на 16-е. Не надо голосовать? Решение принято.
Заседание № 199
13.12.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4279 по 4967 из 7801
Переходим к рассмотрению законопроекта, который у нас поставлен на фиксированное время, - это проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслава Александровича Фетисова. Пожалуйста, Вячеслав Александрович. ФЕТИСОВ В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Анализ применения действующего Федерального закона от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ показал, что целый ряд его норм носит декларативный характер, он недостаточно эффективен и имеет внутренние несоответствия. За время, прошедшее с момента его принятия, подверглись существенным изменениям бюджетное законодательство, законодательство о разграничении полномочий и другие отрасли законодательства, также регулирующие отношения в области физической культуры и спорта. В связи с этим возникла необходимость разработки новой редакции Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", являющегося системообразующим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой области. Проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 ноября 2003 года. Законопроект подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и системообразующими законами Российской Федерации. Он направлен на реализацию части 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, которой установлено, что деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта, поощряется, а также статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта. В нём существенно расширен понятийный аппарат, особое внимание уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенным образом детализированы законопроектом. Это позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в полной мере реализовать политику, направленную на формирование у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом. Отдельная статья также посвящена разграничению расходных полномочий. Также законопроектом вводится понятие спортивной федерации, представляющей собой новый вид общественного объединения, целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд. Предполагается установление вертикально интегрированной структуры спортивных федераций, предусматривающей, что большинство местных спортивных федераций по определённым видам спорта объединяется в региональную спортивную организацию, а большинство региональных спортивных федераций объединяется в общероссийскую спортивную федерацию. Такая структура исключает возможность возникновения конфликтных ситуаций, связанных с существованием нескольких общероссийских спортивных федераций по одному и тому же виду спорта. В связи с введением такой структуры спортивной федерации упраздняется неэффективная процедура аккредитации спортивных федераций. Отмечу, что предлагаемая модель построения спортивных федераций не является новой для российского законодательства, аналог предлагаемой конструкции содержится в Федеральном законе от 17 июня 1996 года "О национальной культурной автономии". Во избежание сложностей, связанных с необходимостью приведения учредительных документов физкультурно-спортивных объединений в соответствие с законом, законопроектом предусмотрен двухлетний переходный период, начинающийся с момента вступления закона в силу. В законопроекте отдельная статья посвящена олимпийскому, параолимпийскому, сурдоолимпийскому движениям, специальной олимпиаде и возглавляющим их организациям. За Олимпийским комитетом России, в частности, закреплено исключительное право данной организации представлять Российскую Федерацию на Олимпийских играх и других соревнованиях, находящихся под патронажем Международного Олимпийского комитета. Проектом закона чётко установлены механизмы государственного регулирования спорта. Государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта включает в себя такие институты, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра видов спорта, государственная регистрация спортивных федераций, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план всероссийских и международных спортивных и физкультурных мероприятий. Законопроектом также предусмотрена возможность регулирования правоотношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией путём заключения как трудового, так и гражданско-правового договора, что позволяет решить многие вопросы и коллизии, возникающие в этой области в настоящее время. В частности, это касается вопросов компенсаций спортивным клубам при переходе спортсмена из одной команды в другую. Новеллой проекта закона является статья, посвящённая противодействию применения допинговых средств и методов. Данная статья устанавливает запрет на применение спортсменами запрещённых для использования средств и методов, раскрывает процедуру допинг-контроля, перечисляет меры по противодействию применения допинговых средств и всевозможных запрещённых методов. Ряд статей законопроекта посвящён сборным командам Российской Федерации. Устанавливаются понятие сборной команды Российской Федерации, права и обязанности членов сборных команд, порядок формирования сборных команд. Принятие закона создаст юридическую основу для регулирования отношений в области физической культуры и спорта, в том числе в области спорта высших достижений, урегулирует правовое положение спортсменов во всех видах спорта - и олимпийских, и не включенных в олимпийскую программу. Также важность принятия закона заключается в том, что он позволит вести активную работу по дальнейшему совершенствованию законодательства в области физической культуры и спорта. Принятие нового федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" обеспечит дополнительные условия для развития социальной сферы, экономики Российской Федерации и создаст основы для совершенствования законодательства в области физической культуры и спорта, в субъектах Российской Федерации обеспечит необходимую нормативную базу для успешной реализации положений Федеральной программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", а также для популяризации и развития массового спорта, создания инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Впервые законопроектом рассмотрены вопросы спорта инвалидов. Адаптации к физической культуре и физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями посвящена отдельная статья законопроекта. Кроме того, чрезвычайно важным является положение, устанавливающее, из какого бюджета должно осуществляться финансирование расходов по инвалидам. Обеспечение сборных команд Российской Федерации спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским и международным спортивным соревнованиям и участие в них, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Обеспечение физической культуры и спорта среди инвалидов отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что в ноябре текущего года прошли парламентские слушания, в ходе которых большинство участников поддержали представленный законопроект. Законопроект был рассмотрен Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи и Комиссией Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, был одобрен и рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении. Вместе с тем хотелось бы отметить, что работа по совершенствованию нормативно-правовой базы физической культуры и спорта на этом не завершается. По одной из важнейших на сегодняшний день проблем готовится концепция проекта федерального закона об обязательном страховании жизни и здоровья спортсменов - членов сборных команд Российской Федерации. Ведётся также выработка предложений по нормативному обеспечению деятельности учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса. Параллельно с работой над проектом федерального закона осуществлялось совершенствование действующего Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этом году Государственной Думой были приняты две поправки в действующий федеральный закон, касающиеся введения спортивного паспорта как документа, удостоверяющего спортивную принадлежность, спортивную квалификацию спортсменов и устанавливающего понятие "спортивный судья" и перечень спортивных разрядов, спортивных званий и квалификационных категорий спортивных судей. Уважаемые коллеги, заканчивая своё выступление, хотел бы ещё раз подчеркнуть важность и необходимость принятия внесённого Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в связи с чем прошу принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Вячеслав Александрович. Содоклад от Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи сделает Ильдар Ирекович Гильмутдинов. Пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи рассмотрел проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", разработанный во исполнение поручения Президента Российской Федерации и внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Необходимость принятия нового закона связана с тем, что действующий закон во многом устарел и не регулирует отношения в области спорта, которые действуют фактически, но не признаны законодательно. С момента принятия действующего закона подверглось изменению и уточнению законодательство в области разграничения полномочий между уровнями власти, были внесены изменения в Трудовой, Гражданский, Бюджетный кодексы. К тому же действующий закон содержит в себе внутренние противоречия, некоторые его положения прямо противоречат положениям других федеральных законов. Для упорядочения правоотношений в спорте необходимо принятие закона, который бы отвечал потребностям современности. Проект федерального закона содержит в себе новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта. Разработан новый понятийный аппарат. Проект предлагает также создать новый вид общественного объединения - спортивную федерацию, целями которой является развитие спорта, пропаганда, проведение спортивных мероприятий, подготовка спортсменов. Устанавливаются особенности государственной регистрации и организации спортивных федераций, при этом обеспечивается возможность регистрации только одной спортивной федерации по одному виду спорта. Это исключит вероятность конфликтов, которые возникают сегодня между различными организациями, претендующими на право называться федерацией, и связаны с процедурой двойного признания федерации Олимпийским комитетом и Росспортом. Следует отметить, что большое внимание в законопроекте уделено разграничению полномочий между уровнями власти с целью избежания их дублирования. Поскольку спорт в нашей стране всегда являлся одной из паритетных сфер государственной политики, проект предусматривает инструменты государственного регулирования и контроля в сфере физической культуры и спорта. Вместе с тем следует признать, что в проекте существуют недостатки и отдельные его положения потребуют дополнительной проработки. Так, проектом не предусмотрено регулирование отношений, возникающих в области профессионального спорта, следует дополнить блок статей, посвящённых детско-юношескому и массовому спорту, больше внимания нужно уделить пропаганде спорта и здорового образа жизни. Статьи, посвящённые порядку создания спортивных федераций, также требуют уточнения. Доработка указанных статей может быть осуществлена ко второму чтению. К тому же для того, чтобы законопроект полноценно заработал, необходимо внести изменения в другие федеральные законы, например, применение норм проекта о противодействии применению допинга потребует внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Это же относится и к некоторым другим положениям законопроекта. Надеемся, что правительство представит ко второму чтению необходимые законопроекты в связи с принятием данного закона. На законопроект получены заключения комитетов-соисполнителей - это комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по охране здоровья, по делам общественных объединений и религиозных организаций. Огромная им благодарность за то, что они дали очень существенные замечания и поправки, которые нам необходимо учесть ко второму чтению. Получены также заключения Государственно-правового управления президента, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту и Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. Во всех перечисленных заключениях содержится позиция: рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении, а указанные в них замечания учесть ко второму чтению. Получено пятьдесят шесть отзывов от субъектов Федерации, все они положительные, в тринадцати отзывах, поддерживающих законопроект, предлагаются конкретные предложения по его совершенствованию ко второму чтению. Уважаемые коллеги, в связи с изложенным Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи предлагает принять внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Покажите запись. Восемнадцать человек записались, коллеги. Как поступим? Асееву включите микрофон, пожалуйста. АСЕЕВ В. М., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я предлагаю: по одному вопросу от фракции и закончить на этом обсуждение. ИЗ ЗАЛА. Правильно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 02 сек.) Проголосовало за 285 чел.98,3% Проголосовало против 5 чел.1,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 290 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Предложение принято. От фракции КПРФ - Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к первому докладчику, мне кажется, что на этом моменте строится весь законопроект. Уважаемый Вячеслав Александрович, статья 42 делит расходные обязательства по финансированию физической культуры и спорта на три уровня - федеральный, субъектов и муниципальный, при этом никакие суммы или нормы финансирования не устанавливаются. Не секрет, что правительство держит спорт на голодном пайке. Вспомним: с 2003 года отменено финансирование детско-юношеских спортивных школ за счёт фонда соцстраха, миллиард в год потеряли, на 2007 год из федерального бюджета выделяется 83 рубля на одну российскую душу, это 0,16 процента от доходной части бюджета. И у вас в обосновании написано, что дополнительных средств не требуется. Вопрос: есть ли возможность установить норму, социальный стандарт, какую-то часть бюджета направлять на развитие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Александрович. ФЕТИСОВ В. А. Спасибо за вопрос, я думаю, что он очень важен. Я просто хотел бы напомнить, что четыре года назад объём финансирования Росспорта, Госкомспорта в то время, был 1,9 миллиарда рублей. Инвестиционная составляющая была более 60 миллионов рублей на весь спорт, на всю нашу, в общем, большую инфраструктуру. Сегодня мы говорим, что увеличение финансирования спорта высших достижений благотворно отразилось на выступлениях наших олимпийцев. Всё-таки мы не должны забывать, что по сравнению с предыдущей Олимпиадой на последний зимних Олимпийских играх наши спортсмены выступили практически в два раза лучше по медалям, и по качеству медалей, и по количеству, и по тому, как команда была оснащена и подготовлена. Так что на вопрос о том, насколько правительство сегодня уделяет внимание спорту, должен сказать, что, конечно, беспрецедентное увеличение финансирования произошло за последние годы. И вы знаете, что в этом году принята федеральная целевая программа, которая как раз затрагивает многие моменты, в том числе и софинансирование, создание инфраструктуры по всей территории Российской Федерации. Также там есть статья, которая определяет финансирование спорта высших достижений. Это, наверное, тот вопрос, который как раз и может быть обсуждён после принятия закона в первом чтении. Мы понимаем, что в субъектах сегодня финансирование сильно различается, в некоторых субъектах принимаются программы, спорту уделяется большое внимание, так как настоящий хозяин региона понимает, что спорт сегодня - это не только победы, это и решение социальных проблем, связанных в том числе с профилактикой наркомании, алкоголизма и асоциальных проявлений, особенно среди молодёжи и детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто задаёт вопрос? Нет вопросов. От фракции "Единая Россия"? Депутат Фадзаев, пожалуйста... Депутат Коган, да? Включите микрофон депутату Когану. КОГАН А. Б. Спасибо, Любовь Константиновна. Вячеслав Александрович, мы все видели, что происходило на глазах всей общественности по отчётно-перевыборным собраниям в федерациях, когда неэффективные менеджеры руководили очень долго. Будет ли сейчас государство влиять, будет ли оно участвовать сейчас в жизнедеятельности этих организаций и принимать решения об эффективности деятельности этих организаций? ФЕТИСОВ В. А. Спасибо, Александр, за вопрос. Я думал, что он как раз и нашёл отражение в моём выступлении. Мы предлагаем совершенно новую форму формирования федераций по видам спорта, а не сверху, как сегодня происходит, когда президент федерации, сидя в Москве, назначает людей в субъектах, даже в тех, где этот вид спорта вообще никаким образом не развивается, тем самым гарантируя себе опять место президента той или иной федерации на следующих президентских перевыборах. Мы предлагаем совершенно другой метод, то есть то, что происходит сегодня в регионах: они объединяются в региональную федерацию, потом они, в общем, объединяются во всероссийскую федерацию и могут выбрать президента. Естественно, совершенно другой будет спрос с тех, кто будет возглавлять. Будет обратный эффект. Мы считаем, что построение таким вот образом федерации поможет, во-первых, избежать тех моментов, когда идут приписки и непонятно, что у нас происходит, а во-вторых, те, кто будет выбирать себе президента всероссийской федерации, будут иметь взаимную ответственность. Я думаю, что это то нововведение, которое поможет нам структурировать и ответственность, и, наверное, тот будущий результат, которого мы все ждём от наших спортсменов и от спорта в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" - Савельев Андрей Николаевич. САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемый Вячеслав Александрович, хотелось бы понять, зачем вводится этим законопроектом спортивный паспорт? Понятно ещё, когда это вводится для профессионального спортсмена. Но зачем любителю таскать с собой целое досье, где указываются антропометрические и физиологические показатели, показатели медицинских исследований, сведения о дисквалификации, сведения о государственных наградах? Это для чего? Для чего такое досье придумывается? Непонятно. ФЕТИСОВ В. А. Вообще, я думаю, в ближайшее время весь мир перейдёт на систему спортивных паспортов. И мы, думаю, здесь будем одними из первых, кто это положение принял, у кого это уже имеет форму закона. И сегодняшние технологии позволяют вот в такую карточку - то, что мы сегодня разрабатываем, имеем как образец - собрать всё досье, начиная с первых шагов спортсмена. Это даёт нам совершенно другие возможности и учёта, и, наверное, понимания того, что у нас происходит, в каких регионах какой вид спорта развивается. Но самое главное - это даст возможность, мне так кажется, со временем систематизировать, вообще, наш подход и понимать то, сколько у нас в стране людей занимаются спортом, как часто, кто был первым тренером. У нас иногда сегодня даже нет возможности получить информацию о том, кто же был первым тренером того или иного известного спортсмена, потому что такой информации нет. А это нам даст такие возможности. И то же самое касается медицинских всех показателей, это тоже очень важно, без медицинского осмотра, допустим, невозможно будет участие спортсмена любого возраста, любой категории в том или ином спортивном мероприятии. Так что это будет не контроль, а некий учёт, который поможет всем, в том числе и тем, кто будет обладать этим паспортом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов не желают задать наши представители депутатских объединений. Кто хотел бы выступить? Малышкин и Гостев. По три минуты. Согласны? Коллеги, кто за предложение выступить по три минуты от фракции? Я ставлю на голосование своё предложение. Кто за? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 37 сек.) Проголосовало за 291 чел.90,4% Проголосовало против 31 чел.9,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Первым был Руслан Георгиевич Гостев. Пожалуйста, Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Александрович! Конечно же, если судить по ситуации, которая сложилась у нас в законодательстве по спорту, то, безусловно, данный законопроект необходимо рассматривать. И логика жизни спортивной, физической культуры убеждает в том, что федеральный закон № 80-ФЗ, который был принят в своё время, в общем-то, успешно угробило правительство прежде всего, потому что правительство из сорока четырёх или сорока пяти нормативных актов, которые должно было разработать, подготовило только два. Естественно, без ног, так сказать, без рычагов федеральный закон не мог заработать в полную мощь. И даже после того, как по моей инициативе в госкомспорте прошло большое совещание... в общем-то, даже госкомспорт в своё время не принял необходимых мер для того, чтобы придать динамизм этому закону. В связи с этим мне хотелось бы, чтобы наше агентство не тешило себя надеждами, даже если учитывать, что проходимость этого закона, безусловно, высокая, учитывая всю конъюнктуру, которая есть, думаю, что мы его очень быстро примем, уж весной точно закон будет принят. Вместе с тем мне хотелось бы, чтобы мы не предавались оптимизму в связи с законом, а уже сегодня активно работали над тем, чтобы была создана необходимая нормативная база, которая позволила бы действительно заработать данному федеральному закону в полную мощь. Если этого не будет, то и этот закон почит, очень скоро погибнет, и найдутся специалисты, которые будут говорить о серьёзных пробелах. Кстати говоря, хорошо, что вы критично подходите к этому законопроекту, потому что в законопроекте масса проблем, которые необходимо будет исправлять во втором чтении. И я не открою Америку, если скажу, что спорт для всех, массовый спорт, я думаю, нуждается в более серьёзном и глубоком осмыслении, и хочу, чтобы и в федеральном законе он нашёл более глубокое отражение. Мне представляется нерациональным подход, когда по федеральному закону, который пока формально действует, по ряду позиций, в общем-то, у правительства были отвоёваны некоторые рубежи, а теперь идёт сдача этих рубежей перед правительством, мне это представляется нецелесообразным. Кстати, это не моя позиция, это позиция и олимпийских чемпионов, с которыми мне приходилось встречаться, и спартаковцев, я принимал участие в съезде "Спартака", где очень серьёзный разговор шёл о проблемах уже нового законопроекта. И спартаковцы поставили ряд проблем, которые нуждаются в уточнениях, в том числе какова роль... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты истекло. Спасибо. Записались у меня четыре депутата, поднимали руку четыре человека. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста. Включите микрофон депутату Малышкину. МАЛЫШКИН О. А. Вячеслав Александрович, сюда слушай. Вот раньше я тебе говорил: хорошо, всё нормально, теперь настало время погонять тебя. Вот почитал я закон этот внимательно. Основные понятия, термины - там всё это есть, но самое главное ты забыл: что такое коллектив физической культуры? Ведь ты знаешь это, наверное? Знаешь. Что такое инструктор-методист по спорту, тоже, наверное, знаешь. А здесь этого нет, абсолютно нет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, я делаю вам замечание. Мы не чай пьём, а разговариваем в парламенте России. Я прошу обращаться к Фетисову Вячеславу Александровичу подобающим образом. МАЛЫШКИН О. А. Да по-моему, я нормально к нему обращаюсь. Вот ситуация в чём, вот о чём нужно говорить. Нужно обязательно говорить о спорте, массовом спорте, о коллективе физической культуры, спорте высших достижений, спортивных клубах, о федерациях, о порядке финансирования этих федераций. Пусть федерация по футболу, РФС, осуществляет аккумуляцию всех своих средств у себя и распределяет заработные платы именно всветлую спортивным командам. Ведь сейчас что делается? Запомни: это не наши достижения, это достижения президента пока, пока все достижения президента. А вот наши будут достижения, когда мы примем хороший законодательный акт. Вот пусть эти федерации финансируются всветлую, и вы будете знать... Ведь никто не знает, сколько получает футболист, сколько получает хоккеист, а если вы узнаете, у вас головы вот так, набок станут - по 100 тысяч долларов в месяц получают. Что, это нормально? Это ваши деньги, это деньги налогоплательщиков. И скажите хоть об одном, что он всветлую это всё получает, наверняка втеневую всё идёт. Потом мы говорим, что что-то где-то не то. Вот когда мы будем всё это делать, коллектив физкультуры будет здесь, когда будет отраслевой принцип, вот тогда будет всё нормально. А так вы всё время будете такой закон принимать и где-то у спонсоров сшибать деньги будете, сшибать! Они втеневую вас будут финансировать. Потом будем все плакать: вот что-то не идёт. Будет другой президент, сядем мы тогда и будем говорить: вот давайте снова что-то принимать, потому что мы что-то не то приняли. И кто это вот написал вам всё это? Вот я читаю всё это дело: разработать, создать, внедрить, организовать - это всё уже было, читалось. Своё что-то нужно выдумать, но старое, хорошее, что у них было, не надо отбрасывать, это было хорошее. Я вот из той системы, когда хорошо было, когда нас с вами называли "спортсмэнами". Ну-ка пойди, Малышкин, вон тому в хрюндель дай. Вот шёл Малышкин и давал. Вот чтобы не было этого, нужно какой положено закон принять. И основное, запомни, основное понятие - это коллектив физической культуры. Вот тогда будет нормально всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Родина" - Савельев Андрей Николаевич. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые депутаты, уважаемый Вячеслав Александрович! В представленном законопроекте, безусловно, много разумного, много разумных деклараций, но вот те нормы, которые имеют прямое действие, - они вызывают очень много вопросов. И прежде всего меня удивляет, что Вячеслав Александрович в своём выступлении вообще не коснулся тех замечаний, которые обозначены в заключениях комитетов, а это очень существенные замечания. Я думаю, что по тем мотивам, которые изложены в этих замечаниях, законопроект следовало бы отклонить. Он не готов к принятию, он игнорирует целые разделы деятельности в области спорта. Законопроект противоречит прежде всего общественному и самодеятельному характеру развития спорта. Говорится, что спортивная федерация - это общественная организация, но для неё выдумываются такие нормы, что, получается, это уже не общественная, а государственная структура. Чудовищная бюрократизация спорта, если всё будет осуществляться по этому законопроекту. Прежде всего предусматривается диктат в области создания и деятельности федерации, поскольку федерации, спортивные федерации будут уподоблены партиям. По этому законопроекту можно широко использовать метод захвата местных федераций, а через них и федерации в целом. Спортивный паспорт - это, по-моему, идея, которая возникла вследствие эйфории от технологий микрочипов. Вместо того чтобы отвечать на вопрос "зачем?", Вячеслав Александрович ответил на вопрос "как?". Конечно, на микрочип можно вкачать какую угодно информацию, но вопрос: зачем? Зачем это человеку, зачем это спортсмену? По-моему, это чрезвычайно избыточная мера, в ней нет никакой необходимости. Я думаю, что в законопроекте не отмечена разница между устоявшимися видами спорта и теми, которые формируются. Для всех предусмотрен один и тот же порядок организации и взаимодействия с государством. Нет разницы между профессиональным и любительским спортом. Бюрократия будет, безусловно, пользоваться тем, что в целом законопроект, вместо того чтобы формулировать задачи государства в области поддержки спортивных организаций... будет ими манипулировать и будет использовать параграфы этого проекта, для того чтобы терзать спортивные организации. Я думаю, что этот законопроект превращает спорт в своеобразный бизнес чиновников, в бюрократическую диктатуру, поэтому от имени фракции "Родина" говорю о невозможности поддерживать этот законопроект в первом чтении. Наша фракция будет ожидать существеннейших поправок ко второму чтению и будет определяться в дальнейшем по своему отношению к этому проекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции НПСР - Шестаков. Пожалуйста. ШЕСТАКОВ В. Б., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России)". Уважаемый Вячеслав Александрович, уважаемые коллеги! В соответствии с Конституцией России наша страна - это социальное государство, и понятно, что физкультура и спорт имеют большое социальное значение. Поэтому именно с этой самой высокой позиции мы должны решать сегодня вопрос о законодательной базе в области физической культуры и спорта. Позвольте напомнить, что благодаря принятой в 1975 году европейской хартии "Спорт для всех" спорт в Европе перестал быть частным делом. В соответствии с этой хартией правительства взяли на себя обязательства обеспечить каждому человеку возможность заниматься спортом. Ещё на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту в 2002 году Владимир Владимирович Путин сказал, что задача номер один - это возрождение массового спорта, массовой физической культуры и особенно детско-юношеского спорта. Я убеждён, что лицо обсуждаемого сегодня закона - это ответ на вопрос, сможем ли мы гарантировать законом положение, при котором каждый ребёнок в нашей стране будет иметь возможность заниматься спортом бесплатно или за символическую плату. Пока этот вопрос невнятно сформулирован в проекте закона, а надо сделать спорт без всякого преувеличения частью повседневного быта каждого ребёнка, каждого подростка страны. Занимающийся спортом ребёнок - это признак того, что Россия думает о своём будущем. Сегодня мы свидетели технической революции на телевидении. Телевидение переходит на цифровые технологии. Надо заранее предусмотреть использование открывающихся возможностей для умелой пропаганды детского спорта, здорового образа жизни. Кстати, эти вопросы мы собираемся рассмотреть на парламентских слушаниях в феврале 2007 года. Здесь уже говорилось о том, что запланировано строительство межшкольных спортивных центров, которые, надо полагать, реально удовлетворят голод общеобразовательных школ на спортивные сооружения, но эти сооружения не могут работать без специалистов, без руководителей, без тренеров и преподавателей, без общественного актива. А пока ежегодно около девяти тысяч преподавателей и тренеров по физической культуре и спорту по причинам материального характера прекращают свою профессиональную деятельность. Надо найти возможность материального стимулирования специалистов в области спорта. На мой взгляд, требуют глубоких проработок пути развития низового звена физкультурно-спортивного движения страны. Речь идёт о клубной системе в образовательных учреждениях по месту жительства, о коллективах физической культуры на каждом предприятии и в каждой организации. Я полагаю, что предлагаемая в новой редакции схема создания федераций не отвечает интересам дела, на самотёк пустить вопрос образования федераций нельзя, должны быть конкуренция и отбор федераций через систему аккредитации. Все эти вопросы, на мой взгляд, должны найти своё место в законопроекте при подготовке замечаний и предложений ко второму чтению. Нам надо будет чётко ответить на вопросы: кто будет иметь право проводить официальные спортивные мероприятия... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы договорились о трёх минутах. Николай Михайлович, я знаю, что вы хотите выступить. Уже не хотите, да? Тогда кнопочку верните в то положение, в котором она была. Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет такого желания. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Пожалуйста, Вячеслав Александрович. ФЕТИСОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хочу поблагодарить коллег за обсуждение. Просто если бы этот законопроект был тем документом, в котором можно было бы прописать всё желаемое нами, и в том числе в отношении заработной платы учителей физкультуры и детских тренеров, процент финансирования из бюджета... Поверьте моему слову, есть очень заинтересованные в этом люди, которые с удовольствием все эти моменты указали бы сегодня. Что касается замечаний, то мы готовы работать и дальше, это в наших общих интересах. Олег Александрович, мы завтра в нашем коллективе физкультуры будем играть с вами в футбол и разберёмся на площадке, как это всё будет выглядеть на самом деле, да? Но в законопроекте предусмотрены все необходимые формы физкультурных и спортивных образований, которые помогут нам сегодня сдвинуть эту систему. Что касается паспорта. Наверное, паспорт - это как раз то, что сегодня будет важным документом в плане допуска к соревнованиям, то, что сегодня будет являться таким новшеством, которое только поможет нам и в плане учёта, и в плане того, как мы с вами будем дальше продвигать спорт в стране. Но разграничение полномочий и спорт относятся сегодня к ведению местных властей. Здесь, наверное, тоже, в общем, нужно взаимодействовать, работать и в дальнейшем постараться все эти вопросы решить. Мы готовы при положительном решении сделать всё возможное для того, чтобы в дальнейшем законопроект совершенствовался и становился лучше. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И от комитета - Ильдар Ирекович Гильмутдинов. Пожалуйста, включите микрофон депутату Гильмутдинову по карточке Залиханова. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Спасибо. Я бы хотел уважаемым коллегам напомнить все те заключения, которые представлены нашими комитетами. Они все рекомендуют принять законопроект в первом чтении. Чтобы не было ни у кого заблуждений: никто никаких отрицательных заключений не даёт. И если есть поправки, которые... Поэтому мы специально запросили у всех комитетов, которые заинтересованы, их экспертные предложения. Они есть, и мы будем их учитывать ко второму чтению. Поэтому предлагаю нашим коллегам поддержать наш комитет, проголосовав за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 36 мин. 40 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Принято.