Заседание № 24
О проекте федерального закона № 343464-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об увеличении базовой части трудовой пенсии на установленный районный коэффициент и минимальной пенсионной выплаты (660 руб.), а также о повышении предельных величин отношений заработков с 1,2 до 1,3 для исчисления пенсий пенсионерам, проживающим в районах, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены районные коэффициенты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Блок "Социальная политика". Вопрос 11 порядка работы, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Законопроект внесен Законодательным Собранием Красноярского края, которое доверило представлять его депутату Государственной Думы Раисе Васильевне Кармазиной. Пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги и приглашенные! Позвольте мне доложить поправки Законодательного Собрания Красноярского края, изложенные в проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Поправки предусматривают, первое, применение районного коэффициента к базовой части трудовых пенсий для граждан, проживающих в районах, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации были установлены районные коэффициенты к заработной плате, и, второе, увеличение на районный коэффициент при оценке пенсионных прав граждан минимальной суммы трудовой пенсии, предельного расчетного размера трудовой пенсии, установленного в размере 660 рублей, и применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по России для проживающих на территориях, в которых к заработной плате установлены районные коэффициенты, помимо районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 1,2 до 1,3. Согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию закона в 2004 году потребовалось бы дополнительных 32,2 миллиарда рублей. Вопрос увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, уже решен вами в предыдущей Думе 154-м федеральным законом от 29 ноября 2003 года, и с 1 января 2004 года такой коэффициент применяется. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" базовая часть трудовой пенсии, гарантированная государством, установлена в едином размере для граждан, проживающих в разных климатических условиях. В то же время условия проживания пенсионеров и их прожиточный минимум различны. Граждане, работающие и проживающие на территориях, в которых были установлены районные коэффициенты к зарплате, уплачивают в федеральный бюджет единый социальный налог, за счет которого финансируется выплата базовой части пенсии, из суммы выплачиваемого к заработной плате районного коэффициента. В то же время размеры пенсий таких граждан оказались ниже прожиточного минимума, что поставило их в неравное положение по сравнению с пенсионерами, работающими и проживающими в других регионах России. Предлагаемое законопроектом применение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при оценке пенсионных прав лиц, проживающих на территориях, в которых были установлены районные коэффициенты к заработной плате, помимо районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, будет распространяться на территории девяти субъектов Российской Федерации и также направлено на обеспечение соотнесения уровня жизни пенсионеров этих районов с уровнем жизни проживающих в других, более благоприятных по условиям проживания территориях страны. Согласно статистическим данным на конец второго квартала 2003 года, среднемесячный размер пенсии в целом по Российской Федерации составлял 90,8 процента к величине прожиточного минимума пенсионера, в Тамбовской - 124,1, в Псковской - 122,1, в Орловской области - 115,2 к величине прожиточного минимума в данных субъектах Российской Федерации. В Красноярском крае это отношение составило 91,6, в Приморском крае - 72,9, в Республике Бурятия - 88,4. На проект закона поступило двадцать восемь отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Из них в восемнадцати законопроект поддерживается, пять субъектов замечаний и предложений не имеют, пять - против. От исполнительных органов госвласти субъектов Российской Федерации поступило сорок пять отзывов. Из них в шестнадцати законопроект поддерживается, в четырех замечаний и предложений не имеется и двадцать пять субъектов высказались против. Согласованные отзывы поступили из шести регионов. Уважаемые коллеги, данный проект федерального закона разработан в целях дальнейшего повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в более суровых климатических условиях. Всё у меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна, присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Гузанова Алексея Анатольевича. Пожалуйста. ГУЗАНОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Раиса Васильевна довольно подробно изложила суть законопроекта. Комитет по труду и социальной политике предлагает Государственной Думе данный законопроект в первом чтении отклонить, и вот почему. Первая часть законопроекта, как уже сказала Раиса Васильевна, учтена другим федеральным законом, который вступил в силу с 1 января 2004 года. Во второй части законопроекта предлагается увеличение предельных величин отношений заработков с 1,2 до 1,3. Эта проблема существует, ее можно рассматривать, но в том виде, как это записано в данном законопроекте, - и на это указывается во всех отзывах, и Правового управления, и правительства, и нашего комитета по проблемам Севера, - это юридически неграмотно, потому что подпадают под эту норму все категории, в том числе и категории лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где установлен более высокий коэффициент - 1,4. В связи с этим комитет предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. Как мы видим, в финансово-экономическом обосновании написано, что затраты на этот законопроект - 39 миллиардов рублей. Сейчас часть из них уже реализована другим законопроектом, здесь тоже цифру надо уточнять. Мы предлагаем субъекту права законодательной инициативы внести поправку об увеличении предельных величин отношений заработков с 1,2 до 1,3 отдельным федеральным законом, поправкой в статью 30 Трудового кодекса, а этот законопроект предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы у депутатов по данному законопроекту? Нет. Присаживайтесь, Алексей Анатольевич. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Продолжается у нас та же тенденция: всё, что территории внесли, - всё неправильно. А я южанин, и, казалось бы, что ты, с Северного Кавказа, из теплого места, что ты тут, так сказать, о Севере беспокоишься? Но волей судьбы, работая в Совете Федерации, я проехал северные территории - Магадан, Чукотку, Камчатку, Забайкалье, и проехал в командировках с одной целью, чтобы уточнить... Я понимал, что при этой политике цен на энергоносители, при том экономическом механизме, который запущен в России, жизнь начнет умирать прежде всего на северных территориях, как более суровых. Они там и расплатиться за жилье не могут, вы это видите. В 7,3 раза в среднем мы тратим больше топлива на квадратный метр жилой площади по сравнению с Соединенными Штатами Америки, а нас реформаторы толкают на то, чтобы жить при так называемых мировых ценах на энергоносители! И что я увидел? Я увидел вот что: магаданский тракт, поселки Ягодное, Стрелка и так далее - горят трех-, пятиэтажные дома. Задаю вопрос: "Для чего жжете? Ну, ладно, ушли люди, но для чего жжете? Могут пригодиться". А кто-то ночью поджигает, поджигает умышленно, и пожарных никого нет. От того, что я увидел на Севере, сердце сжимается. Кто-то хочет изгнать русских с тех территорий. Но ведь наше богатство должно прирастать Сибирью, и мы видим, что наши полезные ископаемые там, а мы сгрудились в Европе! На что же мы рассчитываем? Мы и Ломоносова попрали, и всех попрали. Мы оказались самыми, кажется, "умными". Я думаю, неспроста красноярцы бунтуют. Ведь Красноярский край - это не только Красноярск, это огромная территория, это северные территории, холодные, студеные и так далее, затратные территории. Поэтому я нажму кнопку, поддерживая красноярцев, понимаю, что там душа горела у людей, что надо спасать ситуацию. Нажму для того, чтобы и правительство, и структуры, "Единую Россию" еще раз заставить думать и думать об этом экономическом механизме и о судьбе своего Отечества, которую мы вершим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Штогрин Сергей Иванович, пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я вот хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что в данном законопроекте есть две темы. И представитель комитета сказал, что первая из них решена. И действительно, во все времена еще наши цари и императоры всегда стимулировали население, с тем чтобы заселялись наши отдаленные земли. Речь в законопроекте идет не только о северных территориях, где установлены коэффициенты, связанные с Севером и с приравненными к Крайнему Северу территориями, но и о всех территориях, которые являются отдаленными. Все дальневосточные территории имеют районные коэффициенты, а пенсионеры, которые работают там всю жизнь, получают пенсию такую же, как и в центральной части. Это совершенно несправедливо. Я не понимаю комитет. Если одна часть проблемы решена уже, а вторая, по вашему мнению, актуальна, то она имеет право быть решенной. Почему бы тогда нам не сделать простую вещь - принять законопроект в первом чтении, доработать его и внести изменения только в статью 30 закона о пенсиях? Главное, что мы поможем по инициативе субъекта Федерации решить эту проблему, которая для миллионов людей, живущих за Уралом, является весьма и весьма актуальной. Поэтому я предлагаю, уважаемые коллеги, давайте поддержим законопроект в первом чтении, поработаем над ним, тем более что комитет, я еще раз повторяю, готов признать: да, проблема есть, но вот техника не совсем та. Так давайте поможем красноярцам доработать технику и решим проблему, которая важна для миллионов наших граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Чуев Александр Викторович. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Фракция "Родина", безусловно, поддерживает данный законопроект. Как явствует из пояснительной записки, из заключения комитета по делам Севера, в ряде субъектов Российской Федерации - в Приморском крае, в Бурятии, - к сожалению, пенсии сегодня у нас ниже прожиточного минимума. Это большая проблема. Президент Российской Федерации не раз говорил о том, что мы должны бороться с бедностью. К сожалению, практика нашей работы в Государственной Думе последних месяцев показывает, что все социальные законопроекты, направленные каким-то образом на преодоление бедности, на повышение жизненного уровня граждан и, самое главное, на повышение жизненного уровня тех из наших граждан, которые не могут сами о себе позаботиться, - это наши пенсионеры прежде всего, которые уже отработали на наше государство и нуждаются в нашей помощи и поддержке, - к сожалению, эти законопроекты постоянно отклоняются. Я считаю, что, несмотря на то что в этом законопроекте действительно есть нормы, которые уже реализованы другими законами, необходимо принять его в первом чтении и далее просто доработать. Повышение коэффициента, конечно же, сегодня необходимо, потому что люди живут в трудных условиях. Вы знаете, что рост цен, к сожалению, продолжается. Вы знаете, что на сегодняшний день у нас в отдельных субъектах Федерации достаточно сложная ситуация с ценами в силу целого ряда обстоятельств - с ценами на жилищно-коммунальные услуги, на медикаменты и так далее. Этот законопроект, который на самом деле не так уж и дорого стоит, - по тем оценкам, которые приведены в финансово-экономическом обосновании, это 39 миллиардов, это не такая большая сумма для нашего бюджета, особенно учитывая, что мы живем сегодня при профиците и у нас даже есть резервный фонд, - я предложил бы все-таки поддержать. И обращаю внимание членов фракции "Единая Россия", что мы сегодня говорим о наших пенсионерах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рязанский Валерий Владимирович, пожалуйста. По карточке Исаева Андрея Константиновича. РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, при всей актуальности этого вопроса я бы сейчас поддержал позицию комитета, и вот на каком основании. Во-первых, для тех, кто имеет сейчас коэффициент 1,4, это означает формальное снижение коэффициента до 1,3, поэтому этот законопроект не дает ответа на вопрос, что делать этим категориям. И второй момент. Я не считаю, что это такие уж маленькие деньги - 38 с лишним миллиардов рублей, это, я напомню, почти месячная выплата пенсионной системы нашей страны. Поэтому на сегодняшний день, мне кажется, преждевременно такой закон принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я хотел бы, чтобы выступил представитель правительства Люблин Юрий Зиновьевич. Пожалуйста. ЛЮБЛИН Ю. З., первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, правительство разделяет точку зрения комитета, который предлагает отклонить этот законопроект. Но я могу начать с того, чем закончил депутат Рязанский. Расходы на сегодняшний день уже не 38, а гораздо больше, вы не учитывали, видимо, апрельскую индексацию, которая прошла в этом году. Это одно обстоятельство. Но тут надо еще посмотреть и идеологию. У нас учитывается в пенсиях районный коэффициент тогда, когда он установлен для компенсации условий проживания в соответствующих климатических районах, в частности в районах Крайнего Севера. Здесь же предпринимается попытка включить в пенсионное законодательство выплаты, связанные с какими-то особенностями оплаты труда тех или иных работников, проживающих в тех или иных местностях. Это, как правило, ЗАТО и прочие территории, не относящиеся к районам Крайнего Севера. И вдруг предлагается это учитывать к пенсиям, поскольку там к зарплате есть соответствующий районный коэффициент. Но это же меняет всю идеологию компенсации расходов пенсионерам, связанных с проживанием в тех или иных условиях. Еще одно обстоятельство. Оценка пенсионных прав была проведена по состоянию на 1 января 2002 года, то есть в тех условиях, которые сложились к этому моменту. Отдельные депутаты пытаются каждый раз вернуться к этой позиции и сказать, что то законодательство, которое сложилось к 1 января 2002 года, надо сегодня поправить и пересчитать всё по-другому. Но это процесс бесконечный, и так невозможно будет решить те или иные вопросы. А по поводу базовой части трудовой пенсии уже шел разговор, для северян этот вопрос действительно является решенным, и, в общем-то, наличие данной позиции в этом законопроекте вряд ли необходимо. Правительство не поддерживает этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коршунов, Гальченко? Нет, Гартунг. Пожалуйста, микрофон Гартунгу включите. ГАРТУНГ В. К., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, считаю, что нужно поддержать этот законопроект в первом чтении даже с теми недоработками, которые там есть. Мы имеем возможность их устранить во втором чтении. И считаю, что было бы справедливо, если бы мы решили эту проблему с северными коэффициентами, потому что мы, в общем-то, Стабилизационным фондом Российской Федерации и тем социальным положением, в котором сегодня находится страна, обязаны прежде всего ресурсодобывающим регионам, которые находятся в чрезвычайно неблагоприятных условиях, и тем людям, которые эти богатства создавали. Это первое. И второе. Безусловно, есть проблема, касающаяся уровня жизни в удаленных регионах, и если мы ее сегодня не будем решать для наших пенсионеров, то постепенно мы придем к тому, что у нас эти регионы действительно могут обезлюдеть, и здесь может возникнуть серьезная проблема для государства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Я хотел бы предоставить слово для заключительного выступления докладчику - Раисе Васильевне Кармазиной. Пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В. Я хотела бы осветить отдельные вопросы, которые прозвучали в выступлениях. В частности, Кондратенко говорил о районах Севера. Действительно, этот закон не касается лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, этот закон касается всех остальных граждан, которые проживают за Уралом, где установлены районные коэффициенты к заработной плате. Они платят страховые взносы с основного заработка и с тех коэффициентов, которые им выплачиваются за отдаленность. Это первое. Это ответ и Люблину. Это никакие не ЗАТО, если ЗАТО входят в состав краев и областей, где применяются коэффициенты, значит, и они подпадают, но это совсем не ЗАТО. Что касается районов Севера, то да, возможно, эта поправка некорректно написана, но принять законопроект можно в первом чтении, ко второму чтению сделать более корректными формулировки. Теперь по поводу расходов. Я хочу напомнить, что доходы Пенсионного фонда и федерального бюджета на две трети состоят из налоговых отчислений, которые перечисляются как раз жителями Крайнего Севера и сибиряками. Поэтому 38 миллиардов с копейками, 39 миллиардов, - это по расчетам, сделанным в прошлом году, потому что законопроект принимался в июне прошлого года, и, конечно, здесь не учтены повышения, которые произошли в прошлом году и в этом, с 1 апреля. На реализацию закона по выплате коэффициента к базовой части трудовой пенсии северян предположительно дополнительные расходы составят около 7 миллиардов. Эти расходы уже осуществляются, поэтому на реализацию закона, который мы представили, будет необходимо всего где-то 32 миллиарда. Я очень прошу коллег принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению внести поправки в этот законопроект и там, где изложение некорректно, уточнить его, в том числе и по сумме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая коллега, я хотел бы пояснить, что человек - живое существо. Когда я принимаю решение, ехать на Север или не ехать, я уже высчитываю свою пенсию. Не учитывать эти психологические аспекты нельзя. Я не имел в виду, что человек в Магадан поедет и пенсионером жить будет там, торчать на пятидесятиградусном морозе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И заключительное слово содокладчика. Гузанов Алексей Анатольевич, с места, пожалуйста. ГУЗАНОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Все выступившие здесь говорили правильно, что существует в стране проблема, но сути данного законопроекта выступления не задели. Даже сама Раиса Васильевна сказала, что депутат Кондратенко говорил о Севере, а здесь о нем и речи нет совершенно. Второе. Все говорят, что нужно переделать данный законопроект поправками. Но если его переделать поправками, то останется только одна мысль - что такая проблема существует, а механизма реализации решения данной проблемы нет. Что касается финансово-экономического обоснования. Опять же нужно отправлять на заключение правительству, потому что в апреле, как сказал Юрий Зиновьевич, прошла индексация. То есть целесообразно внести отдельную поправку, касающуюся данной категории, а не валить всё в кучу - и Крайний Север, и приравненные регионы, те, где есть коэффициенты, - и отправить ее по новой, чтобы законопроект пришел в комитет, мы его рассмотрели бы и приняли соответствующее решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Варенников Валентин Иванович, по ведению, пожалуйста. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, за многие годы я ни разу не слышал доброго слова со стороны представителя правительства Люблина в адрес нашего народа. Он всегда выступает против. Это первое. Второе. Вчера президент страны Путин провел важнейшее мероприятие, которое мы обязаны все поддержать, и этот закон идет в кильватере именно вот этого мероприятия. Я предлагаю поддержать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть вопрос? Спиридонов Юрий Алексеевич. СПИРИДОНОВ Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я все-таки человек северный, всю жизнь прожил на Севере. Я должен вам сказать, что в течение последних двенадцати - пятнадцати лет идет размывание понятия "Север": то мы говорим о районах, приравненных к северным, то о районах, имеющих районный коэффициент. И то, что мы сегодня обсуждаем уже так долго, никакого отношения к Северу не имеет, кроме первой части вопроса, которая уже решена была в начале этого года. К чему это привело? 30 процентов средств, которые под различными соусами выбили территории, приткнувшись к Северу, как раз северян и заставляют жить вот в таких условиях, в каких они сейчас живут, - то, что увидел мой коллега Кондратенко на Колыме, на Камчатке и так далее. Давайте сначала определимся, что такое Север, и не будем северян обижать. Деньги с Севера размываются по всей России - от центральной части до Сибири и Дальнего Востока. Вот это надо учесть, и если принимать закон, то нужно принимать на самом деле по Северу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все выступили. Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться голосованием по данному законопроекту. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 37 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 179 чел. Не голосовало 271 чел.60,2% Результат: не принято Не принимается.