Заседание № 204

12.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 343185-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственного контроля за пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7402 по 7550 из 8030
61-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования             
государственного контроля за пребыванием иностранных граждан на территории      
Российской Федерации". Докладывает Андрей Юрьевич Анохин, представитель         
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.                                     
                                                                                
АНОХИН А. Ю., представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.         
                                                                                
Уважаемые коллеги, большое спасибо, что дали возможность выступить, хоть и в    
конце рабочего дня.                                                             
                                                                                
Представленная законодательная инициатива является частью системы законов       
Санкт-Петербурга, направленных на уменьшение миграционных потоков и контроль    
за ними. Суть её заключается в организации процедуры дактилоскопии на границе   
Российской Федерации для иностранных граждан, которым не требуется виза для     
пересечения государственной границы.                                            
                                                                                
На момент разработки данной инициативы в нашем городе сложилась ситуация,       
когда депортированные и выдворенные за нарушение закона и совершение            
противоправных действий иностранные граждане спустя некоторое время вновь       
оказываются на территории Российской Федерации и продолжают совершать           
преступления, нанося ущерб гражданам и их имуществу. При детальном анализе      
данной проблемы удалось выяснить, что иностранные граждане, которым запрещён    
въезд на территорию Российской Федерации, повторно пересекали границу нашей     
страны, причём суть этого явления оказалась очень проста: в стране исхода в     
паспорте менялась одна буква в фамилии и данные этого гражданина, скажем так,   
выпадали из системы государственного контроля, что позволяло ему                
беспрепятственно пересекать границу.                                            
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на то, что актуальность представленной              
законодательной инициативы обусловлена также тем, что участились случаи         
въезда членов радикальных организаций под видом туристов и трудовых             
мигрантов.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, зная о том, что данная законодательная инициатива            
предложена к отклонению, я попросил слова на пленарном заседании, чтобы ещё     
раз акцентировать ваше внимание на необходимости ограничения миграционных       
потоков трудовых мигрантов из стран СНГ. Считаю это единственно возможной       
мерой для решения задачи по наведению порядка в сфере трудовой миграции,        
въезда нелегальной рабочей силы, нелегальной миграции. Обеспокоенность          
Санкт-Петербурга вызвана возможными негативными последствиями принятия          
закона, исключающего процедуру планирования потребности в иностранной рабочей   
силе и вводящего разрешительную патентную систему. С 2015 года не только        
снижается уровень контроля на границе, так как в правовом поле исчезает         
необходимость в определении принимающей стороны, но и будет невозможным         
контроль за местонахождением иностранных граждан на территории нашей страны.    
При этом необходимо понимать, что в России уже действует высокодоходный         
бизнес по легализации иностранных граждан, включающий предоставление всех       
необходимых справок, таким образом, становится формальностью принятие закона    
об экзамене на знание русского языка, прохождение медицинского обследования.    
И я с этой трибуны говорил, что Питер бьёт в набат, потому что мы уже           
сталкивались с ситуацией, когда численность иностранных граждан, проживающих    
на территории города, составляла 20 процентов от населения, причём эти люди     
не говорили на русском языке и не собирались интегрироваться в культурную       
среду Санкт-Петербурга. Подобная ситуация - это прямая угроза для социальной    
стабильности одного из важнейших субъектов Российской Федерации, она            
воспринималась гражданами Российской Федерации как доказательство               
неспособности государства защитить интересы коренного населения.                
                                                                                
Прогнозируемый массовый въезд трудовых мигрантов в 2015 году вызовет массовое   
вытеснение граждан Российской Федерации с рынка труда, так как в сложившейся    
экономической системе граждане Российской Федерации не выдержат конкурентной    
борьбы за рабочие места из-за того, что бизнес ориентирован на уход от          
налогов, в частности путём занижения уровня заработной платы. Такая ситуация    
в условиях экономического кризиса может привести к росту социальной             
напряжённости уже в геометрической прогрессии. Я искренне хотел бы ошибиться    
в своих прогнозах, но всё-таки уверен в том, что сегодня нам необходимо         
незамедлительно принимать меры по сокращению миграционных потоков трудовых      
ресурсов из стран СНГ. Цивилизованный подход - подчёркиваю, цивилизованный      
подход - это запрет на пересечение границ в случае отсутствия денежных          
средств и медицинской страховки, а также возвращение в правовое поле понятия    
принимающей стороны.                                                            
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Ризван Даниялович Курбанов.                              
                                                                                
КУРБАНОВ Р. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
прошёл все законодательные процедуры, необходимые для его рассмотрения          
сегодня. Суть законодательной инициативы очень подробно была изложена нашим     
коллегой Андреем Юрьевичем. Правда, мы услышали здесь о ряде иных проблем,      
которые не затрагиваются в законопроекте, но в любом случае это означает, что   
наши коллеги из Санкт-Петербурга обеспокоены в целом ситуацией, как и мы все.   
                                                                                
Комитет, в свою очередь, отмечает, что законопроект прошёл все процедуры, у     
Правового управления Аппарата Государственной Думы есть по законопроекту ряд    
концептуальных замечаний. В официальном отзыве Правительства Российской         
Федерации законопроект не поддерживается. Счётная палата Российской Федерации   
законопроект также не поддерживает, в силу того что его практическая            
реализация потребует выделения значительных средств из федерального бюджета,    
хотя в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано на то, что   
его принятие не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.       
                                                                                
Наш комитет, выражая признательность авторам законодательной инициативы,        
которая, без всякого сомнения, как я уже говорил, является актуальной и         
заслуживает внимания, вынужден отметить, что законопроект не может быть         
поддержан по ряду причин.                                                       
                                                                                
Законопроект не учитывает, что статья 13 Федерального закона "О правовом        
положении иностранных граждан в Российской Федерации" регулирует                
исключительно вопросы участия иностранных граждан в трудовых отношениях. В      
связи с этим закрепление в данной статье нормы, затрагивающей всех              
иностранных граждан-безвизовиков, нарушает предмет правового регулирования      
данной статьи. Более того, вопросы, касающиеся процедуры и порядка въезда на    
территорию нашей страны, являются предметом правового регулирования             
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в        
Российскую Федерацию".                                                          
                                                                                
К ряду принципиальных замечаний следует отнести и то, что законопроект не       
учитывает, что ныне действующая редакция пункта 4-6 статьи 13 названного        
закона уже предусматривает обязанность прохождения дактилоскопической           
регистрации при получении разрешения на работу, то есть, если посмотреть в      
практической плоскости, получается, что в случае принятия данной нормы          
иностранный гражданин будет дважды проходить дактилоскопию: при въезде в нашу   
страну и при трудоустройстве на работу. Более того, с 1 января 2015 года        
требование об обязательной дактилоскопической регистрации будет действовать и   
в отношении иностранных граждан, обращающихся за получением патента. Кроме      
того, сфера вопросов, связанных с установлением особых процедур въезда и        
выезда, является сферой международных договоров, а действующими договорами      
Российской Федерации со странами с безвизовым режимом на сегодняшний день       
прохождение процедуры дактилоскопической регистрации не предусмотрено.          
                                                                                
На основании изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить     
проект федерального закона в первом чтении.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ризван Даниялович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже нет.            
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              188 чел.41,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.58,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.