Заседание № 138
12.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 343102-8 "О старательской деятельности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3343 по 4459 из 6316
Переходим к обсуждению 22, 23, 24-го вопросов. Вопрос 22, проект федерального закона "О старательской деятельности". Вопрос 23, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Сделает единый доклад Чекунков Алексей Олегович. Для содоклада по 22-му и 23-му вопросам подготовиться Николаю Михайловичу Харитонову. А затем 24-й пункт будем рассматривать. Пожалуйста. ЧЕКУНКОВ А. О., представитель Правительства Российской Федерации, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Рассматриваемый сегодня законопроект "О старательской деятельности" и связанные с ним поправки в отдельные законодательные акты разработаны во исполнение поручений президента по итогам Восточного экономического форума. Поручение было дано в 2019 году в ответ на просьбу предпринимателя из Магаданской области, который посетовал на то, что законопроект о вольном приносе не двигается на протяжении десятилетия. Поручение президента звучало так: представить предложения по законодательному урегулированию деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота, в том числе условий осуществления такой деятельности и порядка сбыта добытого золота государству, а также об усилении ответственности за добычу россыпного золота без лицензии. Законопроект разрабатывался правительством более трёх лет, прошёл многократные круги согласования со всеми заинтересованными ведомствами, с регионами Дальневосточного федерального округа, с администрацией президента, горячо обсуждался на площадке Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Особо хотелось бы поблагодарить председателей комитетов, депутатов и экспертов, также заместителей Председателя Государственной Думы Ирину Анатольевну Яровую, Алексея Васильевича Гордеева, которые приняли активное участие в обсуждении законопроекта. В законопроекте предлагается урегулировать деятельность по добыче золота гражданами с целью стимулировать их к легальной добыче золота. В настоящий момент отсутствует возможность гражданам законно добывать золото на мелких россыпных месторождениях или отработанных техногенных россыпях. Распространены нелегальная добыча золота гражданами, его последующий сбыт на чёрном рынке по нерыночным ценам... (Шум в зале.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Олегович, секундочку, я прерву вас, извините. Коллеги, я прошу всё-таки после длительного "правительственного часа" успокоиться и внимательно слушать докладчиков. Пожалуйста, Алексей Олегович. ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо. Данные тенденции отрицательно сказываются на экономическом развитии регионов Дальнего Востока, для которых добыча золота является значимой в экономике отраслью, а также способствует росту криминогенной ситуации, поскольку оборот золота осуществляется нелегально. Правительством Российской Федерации предложен особый механизм регулирования старательской добычи золота, отражённый в законопроекте. Данный механизм даёт возможность получить статус старателя по принципу "одного окна" с учётом специфики субъекта обычному гражданину, призван мотивировать граждан к легальной золотодобыче. Как работает механизм? Первое. Старателем может стать гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Старательская деятельность может осуществляться только на территориях, утверждённых уполномоченным федеральным органом, которые были предложены самими регионами, согласованы с заинтересованными органами власти, в первую очередь отвечающими за контроль в природоохранной сфере, - Роснедрами, Росводресурсами, Рослесхозом, Росприроднадзором, Росрыболовством, Роспотребнадзором - и на которых добыча золота не причинит вреда окружающей среде, интересам других граждан и организаций, прежде всего крупных золотодобытчиков. Мы также договорились исключить целый ряд земель: все земли сельхозназначения, земли, где нерестится рыба, и многие другие категории земель. В основном к старательской золотодобыче будут предложены бывшие промышленные участки, мелкие россыпные месторождения, отработанные техногенные россыпи. Возможность предоставления старателям участков с перспективными запасами золота, лицензионных участков и так называемых хвостов, флангов законом будет исключена. При этом Роснедра также смогут дополнительно определять запретные для старателей территории. Не получится добывать золото в заповеднике, защитных лесах, зонах санитарной охраны и источников питьевого водоснабжения, на водных объектах с особо ценными биоресурсами. Полный перечень запретных территорий установлен в законопроекте с учётом всех поступивших к нам предложений от заинтересованных лиц. Как получить старательский участок? На разрешённых территориях гражданин сможет через специальный интернет-портал выбрать один старательский участок, подписать электронной подписью договор безвозмездного пользования и получить электронное разрешение на осуществление старательской деятельности сроком на три года. Площадь участка определяется регионами, но не может превышать 10 гектаров. В ходе обсуждения законопроекта с участием обеих палат Федерального Собрания, органов власти и экспертов было высказано предложение, которое мы договорились реализовать ко второму чтению: для начала запустить механизм в двух пилотных регионах - в Магаданской области и Забайкальском крае. Регионы поддержали это предложение, губернатор Магаданской области Сергей Константинович Носов сегодня здесь с нами, также готов ответить на вопросы. Закон будет действовать только в этих регионах в течение пилотных четырёх лет после принятия: три года действует договор безвозмездного пользования и один год на то, чтобы подвести итоги первого этапа. В случае принятия законопроекта в первом чтении ко второму мы соответствующим образом актуализируем финансово-экономическое обоснование применительно к условиям добычи именно в этих двух регионах. Также с участием этих регионов будут дополнительно рассмотрены предложения по возможной корректировке предлагаемых в законопроекте подходов в целях защиты интересов промышленных недропользователей, малых предприятий, ну и самое главное, для недопущения роста социальной напряжённости. Предусмотрены значительные ограничения относительно того, как можно добывать золото: это непромышленные способы, ограничения по параметрам оборудования - мощность до 5 киловатт, транспорт до 3,5 тонны, без взрывных работ, без использования загрязняющих веществ, без химических способов добычи, снятие поверхностного слоя - не более 5 метров. Много вопросов в рамках обсуждения законопроекта касалось разграничения регулирования старательской деятельности с Законом "О недрах"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо большое. Действующие требования Закона "О недрах" рассчитаны именно на промышленных золотодобытчиков, недропользователь должен пройти не менее десяти различных процедур в различных органах власти, чтобы начать добычу полезных ископаемых, получить лицензию, пройти экспертизы, разработать технический проект, оформить горноотводный акт и так далее. По факту мелкие старатели - граждане, которые сегодня занимаются, как я уже говорил, нелегальной добычей, - не готовы пойти на такую длительную процедуру. Распространение на старательскую деятельность требований Закона "О недрах" приведёт к возложению на граждан запретительного уровня административной нагрузки и не позволит достичь цели обелить эту сферу. Предлагаемый законопроект, напротив, даст возможность получения статуса старателя по принципу "одного окна". Значительное внимание уделено природоохранным рискам. В законопроекте установлены обязательства восстановить участок. Уважаемые депутаты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё минуту добавьте. ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо. Прошу прощения, сложный вопрос, было много дискуссий, поэтому вынужден затронуть все темы. С учётом того что старатель будет добывать золото в непромышленном масштабе, предусмотренные в законопроекте ограничения позволят нивелировать экологические риски. Законопроектом предусмотрено, что старательский контроль осуществляется региональным органом власти. Регион утверждает положение о порядке такого контроля. В случае обнаружения оснований для привлечения к ответственности региональный орган контроля направляет соответствующие материалы в федеральный орган власти. Отдельно составы правонарушений предстоит включить в КоАП и Уголовный кодекс Российской Федерации. Контроль за оборотом драгоценных металлов остаётся в полном объёме и в рамках федерального пробирного надзора. Для реализации предлагаемого регулирования подготовлен законопроект-спутник (всё, я заканчиваю, десять секунд) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты...", которым уточняется, что особенности старательской деятельности устанавливаются Федеральным законом "О старательской деятельности". Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу вас принять долгожданный для Дальнего Востока законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Олегович. Присаживайтесь. С содокладом по 22-му и 23-му вопросам выступает Николай Михайлович Харитонов, председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики очень подробно изложил конкретную часть законопроектов. Внесённые законопроекты запускают правовые и организационные основы деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота, старательской деятельности. Уважаемые коллеги, исторический опыт свидетельствует о том, что старательская деятельность у нас в стране имеет свои традиции. Уже в далёком 1937 году, во времена Иосифа Виссарионовича Сталина, количество вольных старателей в СССР достигало 120 тысяч человек. Первые законодательные попытки в современное время разрешить частникам добывать золото относятся к началу 2000-х годов. В 2002 году достаточно быстро, оперативно был разработан законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", который Государственная Дума приняла в апреле 2003 года. Совет Федерации уже в мае 2003 года направил его Президенту России, который принял в то время решение о его отклонении. Потом было ещё несколько попыток, но они также не были реализованы в форме закона. Рассматриваемые сегодня законопроекты подготовлены во исполнение - об этом сказал министр - поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока осенью 2019 года. Введение правового регулирования в данной области особенно актуально для арктических и дальневосточных субъектов Российской Федерации, позволит повысить доступность старательского вида деятельности, а также приведёт к снижению нелегальной добычи и незаконного оборота золота. Коллеги, ещё раз обращаю внимание на принципиальные положения законопроекта. Первое, без предложений региона не может формироваться перечень территорий для старательской деятельности, то есть без решения субъекта на их территории закон "О старательской деятельности" работать не будет. Второе, перечни участков согласовываются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Третье, государственный контроль (надзор) за осуществлением старательской деятельности также возлагается на органы исполнительной власти субъектов - это было принципиальным предложением регионов. Четвёртое, определяются ограничения на применение старателями отдельных средств и способов деятельности. И наконец, устанавливается обязанность восстановить старательский участок после разработки. Оборот золота, добытого старателями, будет прописан в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации. Таким образом, в законопроекте предусмотрены серьёзные меры, направленные на обеспечение баланса частных и публичных интересов, что, по нашему мнению, заслуживает поддержки. Мы подробно обсуждали законопроекты и на расширенном заседании комитета совместно с профильными министерствами, дальневосточными и арктическими регионами, кроме одного региона - Республики Саха (Якутия). Все концептуально поддержали законопроекты, кроме Республики Саха (Якутия). Рассматриваемая законодательная инициатива вызвала бурную дискуссию. Об этом тоже сказал министр. Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды отмечает необходимость существенной доработки законопроектов. Комитет по малому и среднему предпринимательству поддерживает их принятие в первом чтении. Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает законопроекты. Мы внимательно отнеслись ко всем высказанным опасениям и замечаниям. Мы провели 28 июня совместно с Комитетом по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды парламентские слушания, тем самым реализовав рекомендацию нашего комитета-соисполнителя о проведении такого мероприятия ещё до рассмотрения законопроектов в первом чтении, что мы с вами сегодня делаем. Чтобы снять все опасения, отшлифовать правоприменительную практику, мы пришли к выводу о целесообразности применения законов сначала на территориях двух субъектов - Забайкальского края и Магаданской области, - хотя готовность выразили ещё целый ряд других регионов. Ряд проектируемых норм, конечно, нуждается в дополнительной проработке ко второму чтению, что мы с вами и будем делать. Нам надо предельно внимательно отнестись к рискам для окружающей среды, усилить наказание за незаконную добычу золота и так далее. Готовы также обсудить конкретные предложения по внесению корреспондирующих изменений в законодательство о недрах, если такие поступят. Но мы убеждены, что отдельный системный закон о старательской деятельности всё же нужен. Также в целях объективного рассмотрения планируемых поправок ко второму чтению мы создали рабочую группу в комитете. В соответствии с поручением Совета Государственной Думы комитет подготовил развёрнутый проект постановления Государственной Думы, в нём отражены согласованные и сбалансированные рекомендации по доработке законопроекта ко второму чтению с конкретными поручениями профильным комитетам, в том числе определены перспективы развития предлагаемых в законопроектах механизмов. С учётом практики их реализации на территориях Магаданской области и Забайкальского края по истечении четырёх лет предлагается рассмотреть вопрос о распространении этих механизмов на территории других субъектов Российской Федерации, при этом уделить особое внимание целесообразности предоставления для осуществления старательской деятельности участков, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, а также участков, на территориях которых присутствует вечная мерзлота, вечномерзлотные грунты. Коллеги, дополнительно отмечу, что у Счётной палаты по законопроектам замечаний нет. ГПУ президента замечаний концептуального характера не имеет. В целом мы считаем, что рассматриваемые законопроекты в первом чтении должны быть приняты. Наш комитет их единогласно поддержал. Прошу вас также их поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Давайте запишемся на вопросы. Включите режим записи на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик об этом уже сказал. Мы приветствуем всех, кто пришёл на обсуждение этого вопроса, в том числе Сергея Константиновича Носова, губернатора Магаданской области. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, в целом понятно, что золото - это очень важно для государства, для экономики, для бюджета. У меня вопрос к представителю правительства следующий. Вот мы сейчас говорим про добычу, но мы должны и полный цикл обсуждать. У нас на рынке транспортировки золота сложилась такая ситуация, что сегодня практически всё по доставке контролирует одна частная компания, по той информации, которая у меня есть, - компания "ТБСС". Вот почему это так? Почему мы в отношении золота, а это стратегический ресурс, не сделаем так, чтобы хотя бы 50 процентов транспортировки золота контролировало государство или государственная компания? Например, спецсвязь: вы знаете, есть всё оборудование, машины. Вот почему всё частникам? Частников, конечно, поддерживать надо, коммерция нужна, но золото - это государственный приоритет и прерогатива. Надо, чтобы транспортировкой занимались государственные компании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Олегович. ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемый Бийсултан Султанбиевич, действительно, данный законопроект направлен на поддержку прежде всего индивидуальных предпринимателей, граждан, которые относятся к микробизнесу, и не предусматривает каких-то существенных изменений в обороте золота. Оно будет сдаваться уполномоченным агентам, и дальше движение золота будет происходить так же, как оно происходит сейчас. Поднятый вами вопрос важен для отрасли, но не является предметом данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Олегович, закон, конечно же, крайне нужный, но у меня вопрос. В проекте закона предлагается установить ограничение добытого старателем золота с одного старательского участка - 30 килограммов. Всё, что выше нормы, будет необходимо сдать государству. Вот как, по-вашему, будет осуществляться контроль за объёмами добытого металла? И ещё возникает вопрос, конечно, про коррупцию. Понятно, что будет электронная форма подачи заявки, но участок участку рознь. Вот как будет контролироваться вопрос коррупции? ЧЕКУНКОВ А. О. Ну, в первую очередь за счёт целого ряда контролирующих органов, которые я перечислил (это и Роснедра, и Росприроднадзор), и детального участия регионов в определении старательских участков. Согласно законопроекту для данных участков определены существенные дистанции: участки могут находиться не ближе километра к существующей россыпи, не ближе 5 километров к коренному металлическому месторождению, не ближе 20 километров к месторождениям углеводородов. Поэтому вероятность того, что на этих участках россыпных либо техногенных месторождений будет больше золота, чем предположено владельцами этих участков, - ну, это, что называется, старательский фарт, но он незначителен. Разрабатывая нормативы к данному законопроекту, мы внимательнейшим образом советовались с самими геологами и пришли к выводу, что на 10-гектарном участке крайне маловероятна добыча большего объёма золота. Первый килограмм освобождён от налога на доход физических лиц. Судя по практике, мы рассчитываем, что далеко не каждый выйдет на объём в 30 килограммов. Ну, естественно, рискориентированный подход никто не отменял. Будут осуществляться контрольные мероприятия с выездами на места, в том числе правоохранительными органами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Олегович, у меня такой вопрос. Я эколог, и вопрос у меня соответственно экологический. При осуществлении старательской деятельности старатель имеет возможность использовать технику, снимать грунт до глубины 5 метров. Соответственно, это будет существенным образом нарушать акватории рек, это будет существенным образом нарушать береговую линию рек, а у нас в Сибири, на Дальнем Востоке огромное количество небольших рек, небольших по глубине. Естественно, это будет существенно влиять на окружающую природную среду там, где старатель будет вести свою деятельность. Конечно, в законопроекте предусмотрена необходимость последующей рекультивации, однако, как показывает практика, даже при добыче общераспространённых полезных ископаемых она не всегда осуществляется. В связи с этим у меня вопрос: не ожидаете ли вы существенного нарушения баланса в окружающей природной среде в результате осуществления старательской деятельности? ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Экологический баланс был ключевым приоритетом при разработке законопроекта, и как раз ограничение по технике, использование техники крайне маломощной и лёгкой - это и есть ответ на ваш вопрос. Незаконными методами, которые фактически сегодня используются, добыча осуществляется с помощью гораздо более тяжёлой техники - экскаваторов, драг, осуществляется глубоко в тайге, куда сложно добраться проверяющим органам и где контроль возможен только с воздуха. Поэтому мы и договорились начать применение закона с пилотных регионов, будем внимательнейшим образом с использованием современных методов, в том числе дистанционного зондирования Земли, космоснимков, контролировать исполнение старателями своих обязательств. Такой опыт есть в лесном хозяйстве, такой опыт есть в контроле за использованием получателями бесплатных участков земли, так называемого дальневосточного гектара. Для этого предусмотрен значительный, четырёхлетний буферный период, в течение которого мы сможем видеть процент исполнения и качество исполнения старателями своих обязательств по рекультивации участков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Олегович, всё-таки хотелось бы услышать цифры: каков объём на сегодня, по вашим данным, нелегальной добычи, сколько граждан было привлечено к ответственности за нелегальную добычу? И почему вы уверены, что экскаваторы, которые сегодня работают в тайге, прекратят работать и контрольные меры, которые вы сейчас предлагаете, будут эффективными и закроют полностью всю серую зону? И последнее, что касается регионов, плюсов для регионов: они будут какие-то дополнительные налоговые поступления в свои бюджеты получать от наличия этих старателей? ЧЕКУНКОВ А. О. Со второй части вашего вопроса начну. Безусловно, поскольку гражданин, для того чтобы получить участок, должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и от налога на доходы физических лиц освобождается только первый килограмм золота, а последующие 29 килограммов соответственно вовлекаются в оборот, это, ну, достаточно существенные средства. Теперь отвечаю на первый вопрос. Применение данного закона означает для регионов, контролирующих органов новый подход к инвентаризации участков, где возможна старательская деятельность, то есть на них посмотрят заново. В обращении к президенту в 2019 году заявитель - магаданский гражданин как раз и рассказывал, что столкнулся с незаконной добычей на участке буквально спустя несколько недель после того, как получил на него лицензию, он тогда отправил на этот отдалённый участок тайги вертолёт со своим заместителем. Если бы он не получил такую лицензию и не отправил вертолёт, он бы и не знал о том, что там ведётся незаконная добыча золота. Так что механизмы дистанционного контроля, рискориентированного контроля, выбора, отбора участков, согласования участков - всё это даст нам новую, подробную картину того, каково реальное положение дел в старательской сфере. В части статистики правоохранительных органов, с вашего разрешения, мы соответствующие запросы в правоохранительные органы дополнительно сделаем по тем регионам, где мы предлагаем провести пилотный проект, и справочную информацию пришлём в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Олегович, конечно, есть вопросы по выполнению работ по рекультивации, тем более по восстановлению лесного фонда. Ну, представляете, отработали там несколько лет старатели, деньги кончились, и они физически просто не могут выполнять эту работу, да и всё, а вы их потом найдите на территории России. Не считаете ли вы целесообразным, ну, что называется, пусть не с первого килограмма, а со второго килограмма золота просто получить либо залоговую сумму на рекультивацию, либо какой-то процент, сумму, для того чтобы это было сделано усилиями местной власти? И всё-таки на какие результаты вы планируете выйти в ходе эксперимента: количество денег в бюджет, тонны золота, рабочие места - есть вот эти цифры у вас, вы на что ориентируетесь, куда стремитесь, к каким показателям? ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемый Олег Анатольевич, предложение сделать некий залоговый механизм можно рассмотреть, но я считаю, что мы уже сегодня по объёму контроля, который мы предусматриваем в этой деятельности, близки к границе, которая может сделать этот механизм непривлекательным для граждан. Ещё раз скажу, что сегодня по большому количеству прямых и косвенных свидетельств существенное, скажем так, количество граждан вовлечено в незаконную деятельность на анонимных основаниях, мы не знаем, кто эти люди. Для того чтобы получить участок земли, они должны будут легализоваться, сообщить все свои данные, и мы уже по крайней мере будем знать, какой конкретно гражданин несёт ответственность перед бюджетом. Как я говорил, от налогов освобождается только первый килограмм, а следующие 29 килограммов всё-таки создают некоторый налоговый поток, который служит своеобразным буфером, если хотите, страховкой государства. Если гражданин не выполняет своих обязательств, ну, он на всю жизнь уже должником государства остаётся, получается, с этим долгом и не сможет легитимно реализовывать другие свои права - брать кредиты, ипотечные кредиты, участвовать в легальном экономическом обороте как гражданин и как предприниматель. Я с трибуны обещал доработать финансово-экономическую модель именно в отношении Магаданской области и Забайкальского края ко второму чтению, но мы рассчитываем, что на протяжении этого пилотного периода, четыре года, речь будет идти по крайней мере о нескольких тысячах старателей, каждый из которых до 30 килограммов может добыть. Рассчитываем, что дополнительно несколько десятков тонн золота в Российской Федерации будет добываться благодаря легализации данного вида деятельности. Ну и, что очень важно, улучшится криминогенная обстановка, поскольку в регионах, везде, где мы этот вопрос обсуждали, в том числе говорили об организованных преступных группах, которые потеряют эту, так скажем, сферу деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марков Евгений Владимирович, пожалуйста. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Иван Иванович, Каргинов по карточке Маркова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Генрихович. КАРГИНОВ С. Г. Алексей Олегович, как раз, может быть, Сергей Константинович вам немножко поможет ответить на этот вопрос. Есть ли понимание, то есть было ли проработано, сколько на сегодняшний день участков, новых участков для разработки можно выделить вот этим старателям? И будут ли в основном эти старатели жителями Магадана или вы всё-таки ожидаете приток населения на Дальний Восток и в частности в Магаданскую область? И также хотелось бы понять динамику золотодобывающей отрасли - банкротство, регистрация малых предприятий, если есть такая информация. ЧЕКУНКОВ А. О. Очень хороший вопрос. Мы действительно с Сергеем Константиновичем вот здесь, в Государственной Думе, обсуждали, что, поскольку основной налог, НДФЛ, как раз пополняет региональный бюджет в основном, желательно таких индивидуальных предпринимателей регистрировать соответственно в Магаданской области и в Забайкальском крае. Сергей Константинович, вы что-то добавить хотите по поводу того, какой социальный эффект, какой приток населения возможен от принятия закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Константинович. НОСОВ С. К., губернатор Магаданской области. Ну, первое, уважаемые товарищи депутаты, что я хотел бы сказать. Действительно, этому закону много лет, или попытке этого закона. Наверное, первые инициативы относятся к тому времени, как у нас говорят, когда Советский Союз ушёл с Колымы, а Россия ещё не пришла. Это была возможность добывать себе на существование, на пропитание себе и членам своей семьи. Тогда была первая попытка - она провалилась. Если говорить уже о состоянии на сегодняшний день, то на данном этапе мы определили место, где могут быть выделены эти участки компактно, это около 150 участков - зависит от того, сколько гектаров выдавать, 150 участков по 10 гектаров, но можно резать меньше. Что касается притока. У нас есть заявки от жителей Магаданской области - ещё давно начинали, - 150 участков мы заполним. Но если будет проявлен интерес со стороны жителей других регионов Российской Федерации... Вы знаете, на Дальнем Востоке есть хорошие практики, в которых когда-то, может быть, кто-то сомневался. Ну, например, программа дальневосточного гектара, которая стала привлекательна для жителей не только Магаданской области или Дальнего Востока, но и всей Российской Федерации. Как говорится, начнём работать - это действительно пилотный проект - увидим. Но мы готовы, мы понимаем свою ответственность в части того, что придётся менять законодательство региона, чтобы обеспечить контроль необходимого уровня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Олегович, хотелось бы, чтобы вы уточнили. В случае принятия проектируемых новелл получается так, что мы создаём для наших граждан - индивидуальных предпринимателей правовые механизмы доступности и привлекательности непромышленных месторождений на предмет добычи драгоценных металлов. И в случае принятия закона и приобретения статуса старателя предприниматель будет вправе сам определять способы и методы ведения старательских работ. При этом ему не надо будет проводить геологоразведочные работы, составлять проект разработки, информировать заинтересованные органы власти о начале проведения таких работ и их завершении. В связи с этим скажите, пожалуйста, обсуждался ли вами при подготовке данного проекта федерального закона вопрос об обязательном информировании старателями контрольно-надзорных органов о начале проведения работ, их завершении в целях минимизации возможных правонарушений на этот счёт и... (Микрофон отключён.) ЧЕКУНКОВ А. О. Ну, в законопроекте как раз очень детально описаны ограничения, чего старатель не имеет права делать на участке. И для региональных органов, ну, условно говоря, Роснедр, я прошу прощения, даже, может быть, несерьёзно наблюдать за работой с аппаратурой мощностью до 5 киловатт и весом до 3,5 тонны. Это фактически микробизнес, микроприспособления, которыми старатели будут работать на глубину не более 5 метров. Эти подходы являются фактически уже историческими, им много десятилетий, так золото намывали ещё в XIX веке, так продолжается и сейчас. Мы своими глазами видели на реках Забайкалья избушки, времянки в лесу, где люди сегодня осуществляют намыв золота. Обсуждая законопроект с экспертами отрасли, с самими людьми, мы искали баланс, чтобы всё-таки для тех, кто уже сегодня этим делом занимается, требования не перевесили плюсов от того, что они легализуются и будут продавать золото по более высокой цене и платить налог. Но повторять для индивидуальных микропредпринимателей весь длинный и сложный процесс составления плана разработки месторождения, утверждения - это неэффективно даже с точки зрения нагрузки на соответствующие контрольные органы. Но, как я пообещал, в рамках реализации пилотного проекта мы обязательно будем осуществлять вместе с контролирующими органами рискориентированный подход, выездные проверки и детально информировать об этом в том числе депутатов Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. На заседании комитета по экологии, где обсуждался данный законопроект, выступал горячо, убедительно, содержательно ректор горного института из Санкт-Петербурга. После его выступления совершенно не хочется голосовать за данный законопроект. Речь шла о криминальной, коррупционной составляющей данного проекта закона. Вместо того чтобы усиливать роль государства и государственных предприятий по добыче золота, мы вот решили удариться во времена Джека Лондона, чтобы россыпным золотом занимались предприниматели. По мнению учёных, будет просто легализация преступной деятельности тех предпринимателей, которые уже незаконно добывают золото. Вот как вы считаете, это соответствует действительности или нет? И вопрос экологической направленности. Почему в законопроекте всё-таки нет мер ответственности за ущерб экосистеме водных объектов? Потому что те снимки, которые нам показали на заседании комитета, просто вызывают шок... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Олегович, вам вопрос. ЧЕКУНКОВ А. О. Вы совершенно правы в части того, что нелегальная добыча россыпного и техногенного золота, которая осуществляется до сих пор, на протяжении десятилетий, наносит ущерб природе Дальнего Востока. Законопроект, который сейчас представлен, максимально разграничивает эту деятельность и работу крупных недропользователей. Я повторю, это не ближе 5 километров к существующим лицензированным участкам. Эти небольшие участки площадью до 10 гектаров не представляют никакого интереса для крупных недропользователей. Мы, разрабатывая законопроект, конечно же, со всеми ними детально эти критерии обсуждали, в том числе эти критерии были серьёзно ужесточены по предложению наших крупнейших золотодобывающих компаний. Правильная постановка вопроса: не станет ли этот закон лазейкой для легализации незаконно добытого золота и вовлечения в оборот незаконно добытого, или попросту украденного у государства, золота незарегистрированными предпринимателями, старателями, ну, преступниками фактически? Данный риск будет сниматься путём пробирного контроля, лабораторного контроля золота, которое сдаётся индивидуальным предпринимателем. Каждое золото уникально, и в рамках лабораторного контроля будет сразу видно: это золото, добытое на участке, который предприниматель заявил, или же это золото, условно говоря, которое зарегистрировано как продукция официальных недропользователей. Поэтому то, что в оборот оно входит в "едином окне", то есть сдаётся в существующий канал оборота золота в Российской Федерации с осуществлением пробирного контроля, и будет основным защитным механизмом. В части ответственности. Вся ответственность за нанесение экологического вреда на сегодня уже предусмотрена Уголовным кодексом и соответствующим законодательством. Ну, по мнению авторов законопроекта, она достаточна, и это подтверждает согласование законопроекта и правоохранительными органами, и Счётной палатой, и Государственно-правовым управлением президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Алексей Олегович, вопрос по 4-й статье данного законопроекта. Там написано, что в случае противоречий между положениями настоящего федерального закона и иных федеральных законов применяются положения настоящего закона. У нас же есть Закон "О недрах", у нас есть Конституция - вопрос: почему и на каком основании закон о старателях будет превалировать над всеми остальными законами России? ЧЕКУНКОВ А. О. Ну, это такой же закон, как и Закон "О недрах", и в Закон "О недрах" будет внесена соответствующая правка, будет отсылка в части регулирования отношений в рамках старательской деятельности именно к данному закону. Ну и естественно, в соответствии с иерархией наших основных нормативных, законодательных актов Конституция Российской Федерации превыше, чем любой федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Олегович, вот, на мой взгляд, два самых, так сказать, уязвимых места закона, и надо подумать, как от этого уйти. Первое - это то, о чём коллеги уже говорили: криминогенная составляющая. Не получим ли мы новой золотой лихорадки, как вот здесь уже прозвучало, по классическим примерам Джека Лондона и Чарли Чаплина? Не приведёт ли это к оттоку из существующих организаций старателей и, так сказать, перераспределению всего этого? И второе - это, конечно, экологическая составляющая, потому что тот, кто наблюдал ландшафты после прохода драги в лесу, видел, во что это превращается. Будет ли возможность, а главное, желание у индивидуального предпринимателя, так сказать, это всё?.. (Микрофон отключён.) ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемый Ренат Исмаилович, вы абсолютно правы. Старательские драги, артели - и незаконные артели, и те, которые работают на законных основаниях, но злоупотребляют, скажем так, способами добычи, - наносят вред. Но данный законопроект направлен именно на то, чтобы самые маленькие участники этого рынка могли легализоваться. Они не конкурируют со старательскими артелями. Для любой старательской артели 10 гектаров и 30 килограммов не представляют никакого интереса, это просто не отвечает, так сказать, экономике данной работы. Всё-таки артели рассчитаны на добычу сотен килограммов и работают с применением тяжёлой техники. Регулирование их работы - это предмет уже действительно Закона "О недрах" и других нормативных актов. А этот закон - для граждан, для микробизнеса, для тех, кто сегодня занимается... ну, можно сравнить их с собирателями дикоросов или с охотниками и рыболовами, они таким образом будут зарабатывать на достойный, но такой разумно умеренный уровень жизни для себя и своих коллег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Олегович, не могу не поддержать позицию губернатора Сергея Константиновича, потому что, ну, нам известна печальная судьба его предшественника - губернатора Цветкова. Это как раз результат отсутствия данного закона, вот с нашей точки зрения. Как может это уйти в криминал, если это сейчас уже чёрный рынок, это сейчас уже криминал? В этой связи вопрос: а каков объём оборота золота, которое сейчас добывают старатели, в общем объёме годовой добычи золота у нас в стране? ЧЕКУНКОВ А. О. Я точную статистику сейчас по памяти воспроизвести не смогу, но это, я уверен, значительно меньше 20 процентов общего объёма россыпного золота, которое добывают старательские артели. Есть просто такие артели, как, например, артель старателей "Амур", существовавшая у нас в Хабаровском крае, которая по объёму добычи в начале 2000-х была вторым крупнейшим предприятием в стране после "Полиметалла" и в золотом эквиваленте золота и платины добывала три десятка тонн. Но сегодня, конечно, основная часть принадлежит крупным компаниям, таким как "Полюс", "Полиметалл", "GV Gold", "Nordgold" и другие всем известные компании. Как уменьшится криминогенность? Люди сегодня криминалу сдают золото дешевле. Здесь должна быть мотивация. Если человек сегодня, условно, мог бы получить 100 рублей, а получает 50 рублей, то мы хотим, чтобы он получил 100 рублей и заплатил 13 рублей налога. Таким образом, он заработает в полтора раза больше, государство будет видеть, кто это, где он работает, если наносится ущерб, кого действительно искать, кому предъявлять претензии, и будет пополняться налоговая база. Как Сергей Константинович сказал, это, возможно, ещё и привлечёт новых жителей в регион, поскольку в ближайшие четыре года речь идёт только о двух регионах - Магаданской области и Забайкальском крае, - а людей, которые умеют добывать россыпное золото, у нас больше. Такие люди есть в Амурской области, в Якутии, в Хабаровском крае, в Приморье, на Чукотке, в Еврейской автономной области - практически во всех регионах старательский бизнес присутствует. И люди, просто взвесив все "за" и "против"... Я уверен, что работать вбелую всегда выгоднее. Вспомните, как рынок частного извоза выглядел 20 лет назад, и посмотрите, как он выглядит сейчас. Вот примерно такого изменения в долгосрочном плане мы ожидаем и в старательской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Григорьев Юрий Иннокентьевич, пожалуйста. ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Олегович, вы акцентировали внимание на том, что закон разработан предпринимателями Дальнего Востока для улучшения занятости населения на Дальнем Востоке. Вот тогда предлагаю отдать приоритет местным жителям - проживающим и зарегистрированным, ну, в субъекте либо в районе, это уже дополнительно можно обсудить. Вот считаю, что это необходимо чётко прописать в законе. Готовы ли вы поддержать? ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопрос. Кстати, то, что вы предлагаете, похоже на механизм уже упомянутой сегодня программы дальневосточного гектара: если помните, первыми могли получить его как раз жители Дальнего Востока, а потом уже жители всей России. Мы в рамках внедрения данного механизма в жизнь, разработки подзаконных актов обязательно сделаем так, чтобы приоритет получали те, кто сегодня живёт и работает на этих территориях. Но вместе с тем для нас весь Дальний Восток - это одна семья, и, как я уже сказал, не дать жителям, например, Якутии (вот вижу, Галина Иннокентьевна Данчикова кивает) съездить в Магадан на ту же реку Колыму, которую они хорошо знают, с Зырянки переехать через границу региона и легально подработать, наверное, тоже будет немножко несправедливо. Мы хотим, чтобы наши регионы Дальнего Востока были максимально связаны между собой, чтобы была максимальная мобильность населения, об этом говорит президент, для этого мы единую дальневосточную авиакомпанию создали и субсидируем межрегиональные перевозки. И просим вашего понимания и вашей поддержки в части соблюдения некоего баланса, чтобы мы людей не закрепляли такими жёсткими административными мерами, а привлекали в регионы. Но в первую очередь, согласен, нужно сконцентрироваться именно на дальневосточниках, на людях - жителях Дальневосточного федерального округа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Алексей Олегович, эксперты отмечают, что в законопроекте не определены условия для включения периода индивидуальной старательской деятельности в трудовой стаж для получения в будущем трудовой пенсии, и соответственно высказываются о необходимости разработать такие условия. Вот планирует ли министерство проработать этот вопрос? ЧЕКУНКОВ А. О. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Проработаем к следующему чтению. Действительно, мы хотим, чтобы те люди, которые, скажем так, встают во весь рост и объявляют себя дальневосточными предпринимателями, заходят, прямо скажем, в очень трудный род деятельности... Надо понимать, что добывать старательским способом россыпное золото, техногенное золото в труднодоступных, удалённых территориях Дальнего Востока - это далеко не курортный вид работы, вообще-то, это работа для сильных и опытных людей. Согласен, что нужны социальные гарантии и максимальное вовлечение людей, скажем так, в экономический оборот, социальные гарантии должны присутствовать. Спасибо за ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительный вопрос - Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Алексей Олегович, очевидно, что, после того как закон вступит в силу, это привлечёт большое количество новых, новоиспечённых старателей, и работать они будут, как мы понимаем, в малолюдных районах. Золото - это всегда искушение, соответственно, будут острые конфликты между легальными, белыми старателями и чёрными старателями, а также со стороны организованной преступности будут покушения на самих старателей. Может быть, вам стоит поставить вопрос об увеличении численности сотрудников МВД вот в этих двух пилотных субъектах Федерации? ЧЕКУНКОВ А. О. Уважаемый Дмитрий Иванович, за вопрос спасибо. Вот я упоминал, что в Забайкальском крае мы избушки видели, там люди, которых мы видели, были с винтовками. Ну, предполагаю, что они в том числе от диких зверей себя защищали. Можно ли обеспечить организованную охрану старателей какими-то регулярными правоохранительными силами, пусть даже только на территориях Магаданской области и Забайкальского края? В сумме площадь этих двух субъектов составляет более полумиллиона, значительно больше полумиллиона квадратных километров - боюсь, что это нереально. Да и, откровенно говоря, всё-таки в любой момент количество добытого драгоценного металла, которое может находиться в руках старателя или на месте, незначительно, это золото намывают по крупицам, и при наборе, так сказать, уже на более-менее серьёзную сумму оно будет сдаваться в соответствующий государственный орган. Надеюсь, что каких-то дополнительных действий по обеспечению правопорядка, кроме рискориентированного подхода и выездных мероприятий, мониторинга, не понадобится, но будем этому уделять большое внимание. И всё-таки ещё раз хочу сделать акцент: пока такое внимание системно не уделяется в принципе, поскольку нет мотивации, нет процесса, нет механизма в системе регионального управления, государственного управления регулярного наблюдения за этими местами. Если нет недропользователя, за участком толком никто и не смотрит. Даже в отборе участков, как Сергей Константинович сказал... Ну, первые 150 участков, которые выделяются, он лично, своими глазами будет видеть, они уже попадают на карту. Мы это действительно проходили и с дальневосточным гектаром: дикая земля, так сказать, дикие территории полноценно попадают в поле зрения государства, в поле зрения правоохранительных органов, во все электронные системы. Есть возможность анализировать их на космических снимках, мы уже имели опыт такого наблюдения за лесом на Дальнем Востоке в сопоставимых масштабах. Так что мы получим совершенно другую, более подробную картину дальневосточных лесов и участков, где возможна подобная деятельность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Олегович, присаживайтесь. Переходим к выступлениям. Коллеги, традиционно либо одно выступление от фракции, либо два выступления до трёх минут. Включите режим записи на выступления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я не могу такое решение принять, у нас есть Регламент. Покажите список. Ну, всё вполне нормально. Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Олегович! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ", конечно, разделяет ваши устремления к легализации любого бизнеса в России, к выводу из тени занятых, созданию новых рабочих мест и социально-экономическому развитию дальневосточных территорий в самых разных направлениях деятельности, в самых разных отраслях. Что нас смущает? Нас смущает ситуация с фактически отсутствующим экологическим контролем за восстановлением тех мест, где будут производиться старательские работы, речь идёт не просто о приведении в нормативное состояние, а о том, чтобы дальнейший экологический баланс был адекватным. Мы не получили достаточно чётких ответов на эти вопросы, в связи с этим фракция приняла решение воздержаться при голосовании по данному вопросу. Мой друг и коллега депутат Грешневиков просил передать, что будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Логинов Вячеслав Юрьевич, пожалуйста. ЛОГИНОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле идея разрешить физическим лицам добывать золото непромышленным способом не нова, и на разных этапах развития нашей страны, нашей истории это было закреплено законодательно. Начнём с царских времен, с 1901 года. Как заселялись Сибирь и Дальний Восток? Заселялись очень просто. Был указ о свободном обороте шлихового золота. Ехали старатели, ехали торговцы, и все работали на этой территории. Затем советский период - также была практика приносного, вольного золота, кассы были, правда специализированные, государственные. И в настоящее время, в современном бизнесе есть такая модель, которая позволяет этот свободный принос осуществлять, она есть и в Европе, и в Америке, и в Африке. Вот, учитывая интерес жителей Дальнего Востока к этой деятельности и опираясь на исторический опыт, на мировой опыт, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что нет веских причин придерживаться жёсткого запрета на участие граждан в старательской деятельности. Наша фракция, последовательно реализуя инициативу стимулирования социально-экономического развития Дальневосточного региона, просит Государственную Думу поддержать, принять в первом чтении данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Каргинов Сергей Генрихович, пожалуйста. КАРГИНОВ С. Г. Спасибо, Иван Иванович. Действительно, идея такого законопроекта уже давно, не один год обсуждалась в России, она витала в воздухе. И действительно, коллеги сказали правильно, опыт регулирования старательской деятельности есть во всём мире, свободные старатели существуют и государство получает от них доход. У нас в этом направлении было определённое упущение. И конечно, надо отдать должное Алексею Олеговичу, потому что он сделал смелый шаг - вынес всё-таки эту проблему на обсуждение, для общего диалога. Естественно, здесь немало как сторонников, так и противников. И с нашей точки зрения, несмотря на то, что вопрос действительно жёсткий и животрепещущий, всё-таки есть определённые риски в этом направлении, и в первую очередь... Я не зря задал вопрос (но, к сожалению, не получил ответа), какова динамика регистрации предприятий в золотодобывающей отрасли, то есть сколько банкротится, сколько новых предприятий появляется, - думаю, что там всё-таки существует некий элемент стабильности. Этим законом мы откроем возможность заниматься этой деятельностью для всех, любых граждан Российской Федерации. Вот такие свободные действия аналогичны американской золотой лихорадке, и дело в том, что при появлении большого количества новых субъектов на территории они достаточно долго будут привыкать к тем правилам - а помимо писаных правил в тайге есть и неписаные правила, - которые существуют в данном регионе. И соответственно, здесь один из основных рисков, один из основных вопросов, которые существуют, - это рост криминогенности. Поедут не только те люди, которые хотят честно заработать, но и те, кто не может применить себя на территории большой России. Готов регион принять их, готово местное население принять этих людей? Я не знаю, пока это вопрос. И действительно, пересмотреть закон в сторону применения только в отношении жителей, допустим, Магаданской области или жителей Забайкальского края, где он будет реализовываться, конечно, было бы самым правильным шагом: мы же хотим легализовать незаконную добычу именно теми, кто сейчас работает на территории края, живёт там. Мы понимаем, что не хватает контроля, не хватает мониторинга, нам не увеличить количество силовых структур... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте три минуты. КАРГИНОВ С. Г. ...чтобы они могли каждого человека контролировать. Сейчас не те времена, чтобы даже техническими средствами мы могли это сделать, потому что все технические средства направлены на реализацию специальной военной операции. Второй элемент риска - это, конечно же, вред экологии. Об этом очень много говорят, не говорит только ленивый. Естественно, не факт, что гражданин, который не имеет возможности организовать большую, крупную структуру и будет добывать золото вот таким старательским образом, сможет компенсировать экологические потери, которые образуются после его добычи, это во-первых. Во-вторых, это может быть подставная фигура, и такие, я уверен на 100 процентов, будут, потому что этот закон привлечёт и жуликов в Магаданскую область. И давайте не будем скрывать тот факт, что сегодня у крупных золотодобытчиков, осуществляющих добычу промышленным путём, тоже воруют золото. Но сегодня его легализация достаточно проблемна, а после принятия этого закона это, к сожалению, будет довольно просто сделать: передали золото, рядом какой-то участок организовали - и нате вам, пожалуйста, и химический состав ничего не покажет. И даже если старатель - честный и порядочный человек, у него может просто не оказаться денег на возмещение экологического вреда, который он может нанести, потому что в плюс выходит только порядка 30 процентов из них, многие же выходят в минус, это тоже нужно понимать. И человек скажет: "Я не могу, денег-то нет, я все проел, все потратил на свои нужды, отдал родственникам, друзьям" или "Ожидания мои, риски не оправдались в этом направлении". Вот такие вопросы: экологическая безопасность, конечно же, контроль, безопасность с точки зрения предотвращения преступной деятельности. Ну и информационная безопасность: вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы там организовать процесс, будут привлекаться люди, это означает, что масса роликов появится в Интернете, в социальных сетях, и зачастую это будут фейковые ролики, которые будут призывать людей приехать, - как бороться с этим, тоже пока нет понимания, этого нет в законопроекте и не сказал об этом никто. Так что фракция ЛДПР пока воздержится от голосования за в первом чтении по этому законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, по поручению Председателя Государственной Думы подготовкой этих законопроектов к пленарному заседанию занималась Ирина Анатольевна Яровая, поэтому давайте дадим возможность ей до трёх минут выступить. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы очень часто читаем поручения президента уже в виде самих поручений. Но вот для того, чтобы, возможно, дать ответы на многие вопросы, которые звучали в этом зале, позвольте я зачитаю цитату, прямую речь президента, тот ответ на вопрос, который дал сам президент. А вопрос задавался именно представителями Магаданской области в части того, что сегодня достаточно много лиц уже осуществляют золотодобычу, но незаконным способом, и прозвучало предложение о том, чтобы легализовать их деятельность. Президент сказал: "Там же люди работают индивидуально, где компании не доходят, где это невыгодно и экономически нецелесообразно, но отвалы большие. И хватать и не пущать, всё запрещать - это неправильный путь. Мы уже это проходили в своё время. Это не даст возможности и людям дополнительно зарабатывать, да и государство от этого ничего не выиграет. А вот навести порядок, конечно, нужно". Задача, которая была поставлена президентом, - навести порядок, и здесь два пути. Первое направление - легализовать и регламентировать деятельность, которая связана с индивидуальным предпринимательством, на строго определённых участках по строго определённым процедурам, с точки зрения обеспечения баланса и правоохраны экономических интересов и экологических интересов. Это действительно сложная задача, и вариант её решения сегодня предлагается. Второе - это, безусловно, суровое и неотвратимое наказание. С этим сложно, как мы поняли, и уже сегодня количество правонарушений, которые, к сожалению, есть в этой сфере, позволяет констатировать, что самым эффективным может оказаться первый путь, то есть регламентация, легализация, создание позитивного стимула и мотивации к тому, чтобы эта деятельность вошла в правовое русло. Но любые прогрессивные решения всегда сложны, и действительно много чего нужно посмотреть в ходе эксперимента, поэтому, на мой взгляд, предложение министерства пойти именно экспериментальным путём заслуживает дополнительного уважения и поддержки. Почему? Потому что это как раз тот единственно возможный вариант, когда, исполняя поручение президента, мы выдержим парламентский контроль, государственный контроль, контроль правоохраны региона и ответственность министерства. То есть у нас фактически сам субъект права законодательной инициативы предлагает новые решения и заинтересован в том, чтобы их проконтролировать. Поэтому, на мой взгляд, задача парламента сегодня идти в логике того, что экспериментальный режим - это режим, который обеспечивает баланс всех тех вопросов, опасений, которые высказывались в этом зале. В рамках поручения председателя комитетом подготовлено постановление, где все эти вопросы учтены дополнительно. Комитет очень ответственно работает по этим вопросам, и, я полагаю, комитеты-соисполнители также должны в этом формате поработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Алексей Олегович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом, если есть такая необходимость. Пожалуйста. ЧЕКУНКОВ А. О. Я хотел бы поблагодарить депутатов Государственной Думы за такое большое внимание к этой теме, она непростая, она всё-таки фундаментальная: она касается и предпринимательской инициативы, и экологии, и, как правильно Ирина Анатольевна отметила, нашей общей дисциплины в выполнении поручений президента, который, как вы знаете, очень внимательно относится к вопросам развития Дальнего Востока. И я очень рассчитываю, что в случае поддержки вами данного законопроекта в первом чтении мы вместе поработаем, для того чтобы во втором чтении все те шероховатости и вопросы, которые сегодня были подняты, нивелировать. И вместе с тем чтобы иметь возможность в сентябре 2023 года, спустя четыре года после того, как президент вёл этот диалог во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, там же доложить Владимиру Владимировичу о том, что его поручение выполнено, и мы даём нашим гражданам возможность работать законно, безопасно, ответственно, и, со своей стороны, имеем новый, более совершенный механизм регулирования такой нишевой, но, как показал опыт, вызывающей много эмоций отрасли. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик, Николай Михайлович Харитонов, заключительное слово. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы убедились: около 20 вопросов задано... Наверняка многие за это время побывали, видели, сколько проведено парламентских слушаний, сколько регионов участвовало, ответственных лиц, и могли бы сказать, что была проведена очень серьёзная работа. Я могу сказать со всей ответственностью, что Минвостокразвития... Алексей Олегович, назову ещё один законопроект, который ждали 20 лет в России, - это законопроект "О северном завозе". Получилось так, что два очень нужных, важных законопроекта - "О старательской деятельности" и "О северном завозе" - совпали по времени. Более 20 лет ожидали! После распада Советского Союза северный завоз стал буксовать. Четыре месяца назад - помните? - президент на планёрке чуть ли не стучал кулаком, обращаясь к министру Савельеву, и говорил: "Наведите порядок!" Тогда как раз Камчатка, по-моему, и Чукотка испытывали проблемы. Наш комитет (только недавно вернулись мы) проводил выездной "круглый стол" на Чукотке - я вам скажу, что сегодня люди надеются, что закон "О северном завозе" решит многие вопросы. И сегодня, обсуждая закон "О старательской деятельности", мы должны поблагодарить Алексея Олеговича и Ирину Анатольевну, которая бьётся над этими законами, она курирует работу нашего комитета. И я думаю, что понимание, которое у большинства депутатов сложилось, что необходимо голосовать... "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." и ЛДПР, вы делаете в этой ситуации ошибку - вы сегодня не о развитии Дальневосточного федерального округа говорите, а, наоборот, своим неголосованием его усложняете. Губернатору Магаданской области Носову большое спасибо. Мы проводили там выездное заседание комитета в 2019 году. Я вам скажу, что и те люди, которые сегодня работают в промышленной - в большом объёме - золотодобыче, сами говорили, что необходимо принимать этот закон. Не случайно тогда была большая беседа у президента. Уважаемые коллеги, было бы здорово поддержать единогласно, поверьте мне. А перед вторым чтением те, кто сомневается, своими поправками могут усилить работу, улучшить действие этого закона потом, когда он будет принят в рамках осенней сессии. Большое спасибо! Алексей Олегович, вашей команде большое спасибо. Ирина Анатольевна - молодцом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О старательской деятельности", 22-й вопрос порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 13 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 23-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 43 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 11 чел.2,4 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Всем коллегам, кто принимал участие в обсуждении этих вопросов, большое спасибо.