Заседание № 128

01.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 343052-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налогообложении акцизом на синтетический каучук).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2821 по 3250 из 5803
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный               
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра финансов     
Алексей Валерьевич Сазанов.                                                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом предусмотрено       
предоставление обратного акциза производителям синтетического каучука с 1       
января 2024 года при условии заключения ими соглашения с Минэнерго России.      
Предельный срок действия такого соглашения составит десять лет. При этом        
производители, которые заключат данные соглашения, при неблагоприятных          
биржевых ценах на каучук будут получать обратный акциз на синтетический         
каучук из бюджета, а при хорошей биржевой конъюнктуре будут уплачивать акциз    
в пределах ранее возмещённого акциза с индексацией, что обеспечит               
нейтральность для доходов бюджета в долгосрочной перспективе. Чтобы             
ограничить объём выпадающих доходов, предусмотрена предельная величина          
возмещения в размере 9150 рублей за тонну. Заключая соглашения, компании        
также будут брать на себя обязательство вернуть возмещённый ранее акциз, если   
соглашение будет расторгнуто или закончит своё действие.                        
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Николаевна Ануфриева.                              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ну, Алексей Валерьевич, как        
официальный представитель правительства, достаточно подробно объяснил суть      
законопроекта. Комитет единогласно поддержал концепцию законопроекта,           
направленного на исполнение поручений президента. Но при этом комитет имеет     
достаточно много замечаний по содержанию, в первую очередь мы ставим вопрос     
об уточнении наименования и содержания самих операций, которые будут            
подлежать налогообложению и входить в предмет самого соглашения.                
                                                                                
В целом комитет поддерживает, ещё раз говорю, концепцию и просит вас            
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите             
конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
У меня к представителю правительства вопрос.                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, какие отрасли более приоритетные с точки зрения            
поддержки со стороны правительства - отрасли, создающие максимальную            
добавленную стоимость, или отрасли, которые добывают природную ренту либо       
перерабатывают на низком переделе? Это первое.                                  
                                                                                
И второе. Ну вот тут у вас в финансово-экономическом обосновании: в 2024 году   
минус 3,5 миллиарда, в 2025-м - 2,2 миллиарда. Может быть, у нас есть другие,   
более значимые цели, на которые мы могли бы эти 5,7 миллиарда потратить?        
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопросы.                                               
                                                                                
У нас меры поддержки в равной степени направлены как на отрасли с более         
поздним переделом, так и на добычу полезных ископаемых. Здесь мы в каждом       
конкретном случае смотрим финансово-экономическое обоснование и определяем      
потребность в поддержке.                                                        
                                                                                
Относительно производителей каучуков. Здесь, ещё раз подчеркну, в               
долгосрочной перспективе обеспечивается нейтральность для бюджета, потому что   
весь возмещённый акциз подлежит возврату - либо при благоприятной ценовой       
конъюнктуре, либо по истечении действия соглашения. При этом невозмещённый      
акциз индексируется каждый месяц на накопленную инфляцию, с тем чтобы в         
реальном выражении обеспечивалась нейтральность для доходов бюджета. Сейчас     
прогноз, который здесь указан, сделан исходя из текущего долгосрочного          
прогноза цен на натуральный каучук и бутадиен. Соответственно, при развороте    
цен по мере роста экономик, естественно, все выплаты из бюджета, которые        
будут произведены, будут возвращены производителями.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спиридонов Александр Юрьевич.                                                   
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Алексей Валерьевич, в законопроекте предусматривается возможность расторжения   
соглашения между сторонами, при этом предполагается возврат средств. Вопрос     
такой: предусматриваются ли ещё при этом дополнительные виды санкций или        
штрафов для компаний?                                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Предусматривается возврат отрицательного акциза, который был      
получен и который должен быть проиндексирован на уровень инфляции.              
Дополнительных санкций не предусматривается, потому что в реальном выражении    
обеспечивается нейтральность для бюджета. При этом у нас есть требование: у     
компании, которая заключает соглашение, чистые активы должны быть минимум 7     
миллиардов рублей, с тем чтобы государство не брало на себя излишний            
кредитный риск, предоставляя такой отрицательный акциз. Спасибо за вопрос.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
Коллеги, давайте поздравим Вячеслава Михайловича: у него сегодня день           
рождения. (Аплодисменты.)                                                       
                                                                                
Пожалуйста, ваш вопрос, Вячеслав Михайлович.                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, назовите, пожалуйста, любое другое нишевое или    
отраслевое производство, которое сегодня, даже вне рамок санкционной и          
внешней антироссийской политики, не нуждается в подобной поддержке. Считаете    
ли вы правильным, следуя предлагаемому принципу, разработать такие же           
законопроекты в поддержку всех остальных видов производств, число которых       
составляет более трёх тысяч?                                                    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. В данном случае речь      
идёт о поддержке производства изопреновых и бутадиеновых каучуков, которые      
используются в специальной технике. Соответственно, остановка таких             
производств ставит под угрозу выпуск специальной техники, ведь при              
производстве шин используется изопреновый каучук или бутадиеновый каучук.       
Если есть такие же, аналогичные отрасли, где возникает угроза остановки         
производства, мы также готовы рассмотреть предложения при наличии               
соответствующих обращений.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
ВАССЕРМАН А. А. Есть ли сведения о том, какая доля данной продукции             
поставляется не по долгосрочным контрактам со стабильными ценами, а через       
биржевой механизм? И сразу же второй вопрос. Учитывая, сколь разрушительным     
бывает биржевой механизм, что видно на примере газового рынка Европейского      
союза, не лучше ли поощрить переход от биржевого ценообразования к              
долгосрочным контрактам и в данной отрасли, и в целом?                          
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Анатолий Александрович, спасибо за вопрос.                        
                                                                                
Касательно контрактов. В контрактах используется привязка к биржевым ценам,     
даже в долгосрочных контрактах. Если говорить об изопреновом каучуке, идёт      
привязка к ценам на натуральный каучук; если о бутадиеновом каучуке - идёт      
привязка к ценам на бутадиен. Мы не влезаем в коммерческие отношения            
хозяйствующих субъектов, у них есть свобода договора. Какие считают нужными,    
такие договоры они и заключают.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна.                                                       
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, и всё-таки, знаете, интересно, как возникла       
идея именно такого законопроекта. Кто-то в правительстве внимательно следил     
за ценами на каучук на роттердамском рынке, заметил изменения конъюнктуры,      
забил тревогу, и правительство решило выйти с такой инициативой? Либо           
производители сырья обратились к вам с таким предложением? И следует ли         
ожидать законопроектов о налоговых льготах для других производителей биржевых   
товаров?                                                                        
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Обратились производители     
шин, которые используют изопреновый каучук, точнее, обратились производители    
изопренового каучука, который используется при производстве шин для             
специальной техники, в связи с тем что при неудачной ценовой конъюнктуре        
возникал вопрос остановки производства изопреновых каучуков и остановки         
производства шин для специальной техники. Это было их обращение, это было       
обращение к президенту, и, соответственно, было поручение о разработке          
данного законопроекта. На данный момент в отношении иных товаров биржевой       
торговли не планируется применение аналогичных мер.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Николаевна, спасибо, присаживайтесь.                                      
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Завальный Павел Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Коллеги, я взял слово, чтобы в том числе от Комитета по энергетике сказать в    
целом о проблеме с нефтегазохимией.                                             
                                                                                
Коллеги, мы добываем 525 миллионов тонн нефти, половину в виде сырой нефти      
отправляем на экспорт, ещё одну треть - в виде нефтепродуктов. В целом на       
рубль добавленной стоимости добавляем... на доллар добычи нефти добавляем два   
доллара добавленной стоимости. Для сравнения: та же Америка, на которую мы      
равняемся в вопросах нефтегазохимии, на один доллар добычи нефти добавляет 10   
долларов добавленной стоимости. По сути, вся эта нефть, которую мы              
отправляем, идёт потом в переработку, в нефтегазохимию. То же самое касается    
газа, касается СУГов. Мы добываем порядка 14 миллионов тонн СУГов, из них       
порядка 4 миллионов тонн направляем на экспорт, сейчас показатель падает        
немножко, объём - 3,5 миллиона тонн, и в то же время эти СУГи являются потом    
сырьём для химического производства в странах, куда мы их экспортируем.         
                                                                                
Так вот, речь идёт обо всём развитии нефтегазохимии. Как показывает анализ за   
последние 20 лет, темпы развития нефтегазохимии в мире - 7 процентов, у нас -   
меньше 5 процентов. И любые меры поддержки развития нефтегазохимии, меры        
государственной поддержки, налоговой поддержки, создание инвестиционных         
условий, в том числе через механизм возвратного акциза, конечно, будут          
способствовать развитию производства, расширению производства, модернизации.    
                                                                                
Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, направлен именно на создание    
инвестиционных условий поддержки, развития производства каучуков и СУГов в      
нашей стране, поддержки производства, переработки этана и СУГов в целом через   
повышающий коэффициент возвратного акциза. Поэтому однозначно, коллеги, такие   
меры надо поддерживать. Мы будем создавать рабочие места, мы будем создавать    
более высокий передел, и рано или поздно наступит время, когда мы будем жить    
не за счёт экспорта нефти, нефтепродуктов и газа, а за счёт глубокой            
переработки этих продуктов в нашей стране.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Валерий Карлович просил табличку вывести на экран.                              
                                                                                
Выступление от фракции.                                                         
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот я табличку        
попросил вывести*. Ну, за полчаса в открытых источниках поискал данные по       
рентабельности промышленных предприятий, работающих в добывающих секторах.      
Сейчас объясню, для чего эти цифры. Ну, я почитал пояснительную записку...      
Действительно, когда я увидел этот законопроект, у меня возник вопрос, и он,    
кстати, не только у меня возник: как вообще такая инициатива появилась, кто     
попросил, кто бенефициары и так далее? Ну, понятно, что это более глубокая      
переработка газа, нефти, ну, углеводородов, всё понятно, конечно. Надо её       
развивать? Да, конечно, надо. Вопрос в другом: а вообще, как это делать? А      
вот тут самое интересное начинается. Ну давайте так, с мотивации начнём.        
Производители каучука обратились с такой просьбой, потому что у них             
среднегодовая рентабельность с 15 процентов - по чистой прибыли, подчёркиваю    
- снизилась до 3 процентов. Вот посмотрите цифры. Напоминаю, это только         
первичный передел переработки сырья, дальше стоят шины, дальше стоят            
агрегаты, потом стоят автомобили, ну и так далее.                               
                                                                                
Давайте начнём с КамАЗа, вот посмотрите: средняя рентабельность за 2021-2022    
годы - 1,63, 1,69. Ну, стоит в переделе гораздо дальше, чем производители       
этих каучуков. Автозавод "Урал" - 3,71, 2,55. Тверской вагоностроительный -     
5,16, 4,24. Причём это лидеры рынка. Дальше шинники идут (почему-то не          
шинники обращались, именно производители каучука, сырья). Посмотрите,           
шинники: Воронежский шинный завод - 2,84, 1,72, Нижнекамский... Ну и так        
далее. Вы прочитайте все цифры. Дальше идут компании, которые в начале цикла    
стоят, - посмотрите, какая там рентабельность сумасшедшая. Если в последних     
трёх компаниях ("Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "Газпром") убрать рентные платежи, ну,   
которые государство изымает, потому что это природная рента, то там цифры       
рентабельности будут просто дикие, понимаете?                                   
                                                                                
Я же не зря задал вопрос, что вообще у правительства-то в приоритете:           
поддержка высокотехнологичных отраслей, которые создают продукты с              
максимально добавленной стоимостью, или сырьевой сектор? "Мы равно ко всем      
относимся", - но, судя по законопроекту, который вы внесли, не равно. Вот я     
не вижу мер поддержки (законопроект о поддержке) в верхней части списка, а по   
нижней части списка - пожалуйста. Вы сейчас говорите, мол, надо им              
отрицательный акциз. Ну, понятно, добывающие компании - газ, ну как бы из       
чего потом переработка происходит. Для них отрицательный акциз ввели, но это    
неправильно, этого не нужно было делать. В итоге что получается? Вы             
фактически доходность на внутреннем и внешнем рынках уравняли - у нас,          
соответственно, затраты... ну, как бы цены на внутреннем рынке подросли.        
Естественно, переработчики нефти и газа получают более дорогое сырьё, и у них   
рентабельность почему снижается? Потому, что шинники не могут поднять           
стоимость на свою продукцию. Почему не могут? Да потому, что у нас из Китая     
идёт импорт колёс в сборе, - у нас на шины действует антидемпинговая пошлина,   
а на колесо в сборе нет. Я про это, ну, не знаю, уже раз 20 говорил, должны     
были уже услышать.                                                              
                                                                                
Перейду к тому, что надо было бы делать. Надо их поддерживать? Надо. Что        
нужно сделать? Нужно изменить налогообложение для нефтегазового комплекса -     
перенести тяжесть налоговой нагрузки с внутреннего потребления на экспорт.      
Тогда у вас получится разница в ценах, в доходности при продаже на экспорт и    
внутри страны, цены внутри страны на сырьё упадут, и тогда переработчикам       
сырья, углеводородов, не потребуется вот этот отрицательный акциз, у них        
сразу же разница между ценой на шину и ценой на сырьё вырастет, будет           
возможность покупать, платить за сырьё, и свои 15 процентов они вернут, даже    
будет не 15, а 30 даже будет. То есть это снижение стоимости сырья для этой     
отрасли.                                                                        
                                                                                
Теперь второе - повышение покупательского спроса. Ну наведите порядок в         
импортных пошлинах, ну закройте вы эту дыру! Соответственно у нас наши          
шинники смогут больше зарабатывать, соответственно и за сырьё можно будет       
платить. Проблемы не будет!                                                     
                                                                                
Это как бы вот по этой ситуации, теперь давайте в целом.                        
                                                                                
Такие законопроекты у нас... Вообще, это очень порочная практика, когда         
кто-то зашёл в высокие кабинеты, попросил, ему подписали, он пошёл - и в Думу   
внесли законопроект, и для этой конкретной отрасли, для конкретных              
выгодоприобретателей мы создаём специальные налоговые условия. Слушайте, ну     
что это такое?! Ну мы просто рвём нашу налоговую систему, как лоскутное         
одеяло, ну просто разрываем! А потом мы тут плачемся, потом поднимаем           
пенсионный возраст, индексацию пенсий работающим пенсионерам не проводим,       
потому что денег в бюджете нет. Да откуда они будут-то при такой налоговой      
политике?! Минфин к нам приходит с такими... на голубом глазу приносят нам      
такие предложения! Ну а подумать-то нельзя было? Ну посмотрите, у меня          
помощник потратил полчаса, чтобы найти эту информацию, она в открытых           
источниках. Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы проанализировать, где       
какая отрасль, где больше передел, где меньше и так далее, где добавленная      
стоимость больше или нет.                                                       
                                                                                
Вот простой пример. Если вы сейчас поддержите отрасль компаний, которые в       
начале списка, КамАЗ, "Урал", Тверской вагоностроительный - там добавленная     
стоимость максимальная, - вы не только НДС больше соберёте, там же ещё и        
взносы из фонда оплаты труда, потому что там доля фонда оплаты труда в          
добавленной стоимости колоссальная. Это ещё не самое высокотехнологичное        
производство, у нас есть и гораздо больше есть. Ну в чём вопрос? Вы приходите   
в Думу с поддержкой добывающих отраслей, которые первичный передел              
производят. Ну я ещё раз подчеркну, их надо поддерживать, председатель          
Комитета по энергетике согласен, это всё равно лучше, чем гнать сырую нефть в   
Китай, гораздо лучше, но гораздо лучше ещё поддерживать КамАЗ, "Урал" и все     
аналогичные компании, производителей вагонов и так далее. Вот что нужно         
делать - поддерживать высокотехнологичное производство! Только так мы           
развернём тренд развития нашей экономики с сырьевого пути на индустриальный,    
по-другому не получится никогда, и вы будете всё время сюда приходить, льготы   
давать крупным компаниям, а социальные гарантии будете постоянно урезать. Мы    
с этим согласиться не можем.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, в данном законопроекте мы предлагаем           
поддержать производство, или производителей, синтетического каучука.            
Следующим вопросом повестки мы будем рассматривать законопроект о поддержке     
производства аммиака и водорода при добыче газа в конкретном субъекте. Каждое   
такой отраслевое или нишевое производство промышленности требует такой          
поддержки, особенно на фоне санкционной и антироссийской политики. В 2008       
году Президентом России было определено восемь прорывных технологий для         
стимулирования экономики, среди них производство композитных материалов. Если   
не считать военки, то доля композитных материалов в России мизерная, а весь     
мир давно уже перешёл на композиты. Мы не против государственной поддержки,     
но законодательное стимулирование каждой ниши промышленности или отрасли        
только поддерживает ручное управление экономикой страны и присутствие лобби.    
Мы утонем в собственных законах, пытаясь стимулировать каждое производство,     
от молока до экскаватора. Это не системный подход, а гонка, как говорится, за   
собственным хвостом.                                                            
                                                                                
С учётом настоящей ситуации считаю, что нам нужно повысить контроль и надзор    
над исполнением издаваемых нами законов. Наша основная проблема в том, что      
они не работают. У нас достаточно региональных отраслевых программ поддержки    
предпринимательства - необходимо наполнить их ресурсами и контролировать их     
целевое назначение. Необходимо отказаться от производства, тиражирования        
законов по принципу лоббирования их заинтересованными сторонами, это ущемляет   
интересы других производителей, которые не могут себе позволить                 
законодательную поддержку, - об этом доступно сказал предыдущий коллега.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валерьевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Я просто хотел обратить внимание, что, конечно, это не первичный передел        
совсем. Если посмотреть на технологию, то видно, что идёт добыча нефти,         
переработка нефти, дальше только нефтехимия. Говорят, что там создаётся         
низкая добавленная стоимость, - есть простые цифры, их можно также посмотреть   
в Интернете: если на входе нефть стоит 30 тысяч рублей, то на выходе тонна      
каучука стоит 150 тысяч рублей, то есть пятикратный рост, это 120 тысяч         
рублей добавочной стоимости на каждой тонне. Каждое такое производство стоит    
несколько миллиардов долларов, и, конечно, развивать эти технологии и           
производства в России просто необходимо, там создаётся ключевая добавленная     
стоимость.                                                                      
                                                                                
Также хотел бы обратить внимание вот на что. Показывали рентабельность -        
очень хорошая табличка, но в законопроекте предусмотрена формула компенсации    
из бюджета: отрицательный акциз будет предоставляться, только когда у           
производств будет нулевая или отрицательная рентабельность, для компенсации     
до нуля, с тем чтобы не останавливались производства; когда будет та            
рентабельность, которая показана в табличке, отрицательный акциз будет          
возвращаться в бюджет в полном объёме; если всегда будет такая высокая          
рентабельность, отрицательный акциз никогда не будет предоставляться. Так       
заложено в формуле, и формулу можно посмотреть в законопроекте.                 
                                                                                
Я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что это глубокий передел нефти и там            
создаётся основная добавленная стоимость. Просим поддержать.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Николаевна, будете выступать с заключительным словом?                     
                                                                                
Депутату Ануфриевой включите микрофон.                                          
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Коллеги, спасибо огромное за такой системный подход к           
законопроекту. Но в данном случае мы действительно решаем конкретную            
проблему, которую поставили перед президентом, - да, кто-то дошёл - мы решаем   
конкретную проблему, чтобы не было потерь, в том числе с учётом нашей           
специальной военной операции. И я абсолютно согласна с Алексеем Валерьевичем,   
для бюджета нет особых потерь, всё возвращается.                                
                                                                                
Просьба поддержать законопроект. Мы будем в дальнейшем над ним работать и       
всех приглашаем к работе.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.