Заседание № 138

12.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 343050-8 "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей налогообложения отдельных видов деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5453 по 5527 из 6316
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и     
342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Ольги         
Николаевны Ануфриевой.                                                          
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, напомню,      
направлен на стимулирование производства аммиака и водорода, и ко второму       
чтению он ещё дополнился поправкой, которая реализует решения межфракционной    
рабочей группы, направленные на законодательное улучшение, стимулирование       
производства СПГ. К законопроекту поступило всего четыре поправки, все они      
рекомендованы к принятию. Просим поддержать решение комитета по поправкам и     
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по поправкам? Нет.                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              378 чел.84,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении,       
конечно, прошёл все экспертизы. Очень просим сейчас его также поддержать.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не возражаете, рассмотрим в третьем чтении? Не   
возражаем.                                                                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              369 чел.82,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        

Заседание № 128

01.06.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 343050-8 "О внесении изменений в статьи 284 и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления особенностей налогообложения отдельных видов деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3252 по 3696 из 5803
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 284   
и 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает        
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов.                                   
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом       
предлагается распространить на производство аммиака и водорода действующие      
льготы по налогу на прибыль и НДПИ при добыче природного газа и газового        
конденсата на полуостровах Ямал и Гыданский. Нулевую ставку НДПИ можно будет    
применять до достижения установленного законом объёма добычи 250 миллиардов     
кубических метров, но не более 12 лет. Также регионам будет предоставлено       
право вводить пониженную ставку по налогу на прибыль для компаний, которые      
будут производить аммиак и водород на новых мощностях, введённых в              
эксплуатацию с 1 января 2025 года, это будет право субъектов Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Николаевна Ануфриева.                              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Чтобы не           
повторять содержание законопроекта, изложенное Алексеем Валерьевичем, обращу    
внимание на некоторые моменты.                                                  
                                                                                
Да, действительно, субъекту даётся право устанавливать пониженные ставки,       
если на новых мощностях будут производиться аммиак и водород. При этом          
комитет обращает внимание и предлагает проработать вопрос о распространении     
такого права не только на Ямал, но и на другие территории, другие регионы,      
где добывается газ. Правительство нас поддержало на заседании комитета.         
                                                                                
И, предваряя некоторые вопросы, так как сейчас в СМИ есть разные                
интерпретации этого законопроекта, хотела бы ещё раз обратить внимание, что     
речь не идёт о предоставлении новой льготы, речь идёт о расширении              
действующей льготы по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении газа,    
добываемого на Ямале, речь идёт только о расширении сферы его использования.    
Весь накопленный объём остаётся прежним, период действия льготы также           
остаётся прежним, расширяется немного перечень продуктов, для производства      
которых этот газ используется, - это СПГ, аммиак и водород.                     
                                                                                
Комитет-соисполнитель - Комитет по энергетике поддерживает принятие данного     
законопроекта. Очень просим вас также поддержать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Вопросы и Алексею Валерьевичу, и Ольге Николаевне.                
                                                                                
Очень приятно, что комитет заметил, что возможность предоставлять налоговые     
льготы регионам должна расширяться. Но я бы хотел спросить: расширение не       
только по регионам, но и по видам деятельности вы готовы рассмотреть?           
                                                                                
Ну и, Алексей Валерьевич, вам аналогичный вопрос. Я потом в своём выступлении   
скажу, почему только именно на эти виды продукции, если у вас инвестиции туда   
идут, предоставляются льготы. Что, нам автомобили не нужны, роботы не нужны,    
нам что, компьютеры не нужны, другая высокотехнологичная продукция не нужна?    
Почему такое право - давать льготы производителям другой продукции, более       
высокотехнологичной, - мы не предоставляем? Вы ответьте, может быть, вы во      
втором чтении это предусмотрите, и тогда у меня вопроса не будет.               
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, я просто ещё раз обращу внимание на то, что     
это не новая льгота, это действующая сейчас льгота. Дело в том, что сейчас      
есть определённые вопросы с технологиями по сжижению природного газа, поэтому   
расширяется перечень производств, на которые может идти газ, добавляется        
производство аммиака и водорода. Если вы считаете, что есть иные                
производства, куда может пойти газ, где высокая и глубокая его переработка      
осуществляется, создаётся большая добавленная стоимость, и этот перечень        
производств необходимо расширить, мы, конечно, готовы будем рассмотреть это     
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Так, касательно территорий. Ольга Николаевна справедливо отметила, что есть     
иные территории, где добывается газ и могут располагаться соответствующие       
производства. Мы проконсультируемся с Минэнерго и, если такие проекты есть,     
конечно, ко второму чтению также готовы будем рассматривать данный вопрос.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Николаевна, пожалуйста.                             
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Поскольку вопрос также был адресован и мне, Валерий Карлович,   
в данном случае у меня к вам предложение: если у вас действительно есть         
конкретные инициативы, чтобы у нас субъекты также могли давать пониженные       
ставки по налогу на прибыль (я так понимаю, что вас больше налог на прибыль     
всё-таки волнует, а не НДПИ в данном случае), то в данном случае это предмет    
отдельной законодательной инициативы. Но обращу внимание, что действительно     
пониженные ставки налога на прибыль в плане реализации нашего правила "двух     
ключей", которое мы планомерно пытаемся реализовать в налоговом                 
законодательстве, могут быть установлены субъектами только в том случае, если   
такое право им предоставлено Налоговым кодексом. Вот это право мы сейчас        
предоставили, и теперь субъекты будут сами решать. Если они будут иметь         
возможность, они сделают пониженную ставку на такие производства, которые       
будут создавать новые производственные мощности с 2025 года.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Валерьевич, вы грамотный специалист -        
скажите, пожалуйста, вы в курсе, что у нас задолженность консолидированных      
бюджетов сегодня составляет уже более 3 триллионов? А вы предлагаете опять      
решать за счёт субъектов Российской Федерации, вместо того чтобы                
пересмотреть, чтобы "Газпром" платил налоги не в Питере, а "Роснефть" - не в    
Москве и другие госкорпорации головные платили не там, где они                  
зарегистрированы, а там, где добывается газ, там, где добывается нефть. Надо    
пересмотреть вообще принципы налогообложения, понимаете?                        
                                                                                
И второе: почему вы до сих пор не внесли закон о возвращении ускоренной         
амортизации, о возвращении прибыли тем, кто инновации свои за счёт прибыли      
делает? Мне вот это непонятно. Вы всё время ходите вокруг газа и нефти, а       
Валерий Карлович правильно говорит: нам обрабатывающие отрасли надо             
поднимать.                                                                      
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. Касательно         
доходов субъектов. Как вы знаете, по предложению Минфина с этого года КГН       
перестали действовать, соответственно, перестаёт осуществляться консолидация    
базы, соответственно, там, где будут добываться природные полезные              
ископаемые, будет создаваться добавленная стоимость, там и будет подлежать      
это налогообложению, в том числе по прибыли.                                    
                                                                                
Касательно того, почему мы не расширяем льготы по налогу на прибыль, не         
вводим дополнительные повышающие коэффициенты. Здесь как раз мы защищаем        
доходы субъектов Российской Федерации, потому что любая увеличенная либо        
ускоренная амортизация, вычеты прямые из налога на прибыль либо в повышенном    
размере из налоговой базы - всё это будет приводить к снижению доходов          
субъектов Российской Федерации. Сейчас не самое лучшее время такие расходы      
дополнительные, налоговые расходы, на субъекты Российской Федерации относить.   
                                                                                
Касательно задолженности субъектов. Действительно, она на 1 мая составляла      
практически 3 триллиона рублей, даже чуть больше 3 триллионов рублей, поэтому   
в том числе какие-то дополнительные преференции по налогу на прибыль мы не      
предоставляем. В рамках данного законопроекта мы просто расширяем перечень      
производств, которые теперь могут быть включены для получения действующих       
льгот по налогу на прибыль.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Николаевна, спасибо.                                                      
                                                                                
Коллеги, есть желающие выступить? Есть.                                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Завальный Павел Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ничего не могу сделать: нажимаю вроде последним, а всё равно    
первым получаюсь.                                                               
                                                                                
Коллеги, мы находимся в энергопереходе. Многие страны, как вы знаете, и наша    
страна приняли решение о переходе к углеродной нейтральности к разным годам:    
Европейский союз - к 2050 году; такая страна, как Китай, один из основных       
потребителей энергии, - к 2060 году; мы тоже к 2060 году должны перейти к       
углеродной нейтральности.                                                       
                                                                                
Разные есть способы достижения углеродной нейтральности, в том числе с          
помощью так называемой водородной энергетики. И основой водородной энергетики   
на этот период будет природный газ, потому что самый простой экономически       
способ получения природного водорода и в больших объёмах - это именно из        
метана. Из метана либо методом парового риформинга, либо методом крекинга       
можно получить водород или же аммиак, причём аммиак везде используется в        
химическом производстве, из аммиака можно получать тот же водород.              
                                                                                
И вот это первый проект, который предлагается реализовать, причём по сути       
монетизировать тот газ, который не нужен для поставки в Единую систему          
газоснабжения, у нас газа достаточно, можно монетизировать газ таким образом:   
или в виде СПГ, или, что более круто, я сказал бы, в виде производства          
аммиака либо водорода. Предлагается поддержать этот проект, расширить область   
применения, чтобы не отдельный проект, а чтобы в целом при подобных             
сопоставимых условиях и другие компании могли заниматься строительством таких   
газохимических комплексов, добывая газ и монетизируя его таким образом. Это,    
конечно, то, что надо поддерживать.                                             
                                                                                
Поэтому предлагаю поддержать и расширить область применения этого механизма     
для других потенциальных производителей и инвесторов.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
От фракции выступление.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, казалось бы,   
важный, нужный законопроект, но очень локальный. Почему? Обратите внимание, у   
нас сегодня идёт специальная военная операция, которую уже многие называют      
войной, потому что, ну, отселение жителей из Белгородской, Курской, Брянской    
областей - это о чём говорит? Нам надо думать не о переработке газа и нефти,    
не о том, чтобы очередной аммиакопровод куда-то проложить, - нам надо думать,   
как сделать реальное импортозамещение по реальному производству в Российской    
Федерации, понимаете? Потому что аммиак у нас где применяется и сколько?        
Аммиакопровод до Одессы работал даже полвойны и сейчас ещё работает...          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уже не работает - ну слава богу.                               
                                                                                
Но вопрос в другом. Самое страшное, что они ещё и деньги сюда не возвращают,    
понимаете? Вот сырьё вывозят - а деньги, Зин, где?! Поэтому я считаю, что       
всё-таки... Мы законопроект поддержим, Павел Николаевич, но вопрос в другом.    
                                                                                
Вот я товарищу Сазанову, или господину Сазанову (он умный, подготовленный       
парень, и я понимаю, что он, ну, как бы ограничен в своих возможностях), хочу   
сказать: вы, молодые, - у вас сегодня в Минфине есть пятёрка молодых людей      
талантливых - должны предложить стране новую налоговую политику, которая        
стимулировала бы развитие регионов и в первую очередь производства. Что         
делаете вы? Смотрите, вы статистику... ну, до вас советник президента, тоже     
молодой, чтобы отремонтировать здание и поднять зарплату в Росстате, взял и     
перевёл его в ведомственное учреждение, понимаете? Хотя по предложению и        
рекомендации ООН он должен подчиняться только первому лицу функционально.       
Взяли и убрали уголовную ответственность за недостоверную информацию для        
Росстата. Взяли и убрали, я уже говорил об этом, департамент амортизации, и     
сегодня многие офшорные компании продолжают амортизационные отчисления - а      
это вклад в будущее, понимаете? - выводить себе в прибыль и профукивать. А      
вам бы надо это всё вернуть, поймите! Я вам сразу нахожу 9 триллионов           
амортизационных, которые сегодня, ну, фактически раскассируются, а это          
инвестиции, которые можно вложить в заводы, порты, пароходы и так далее,        
понимаете?                                                                      
                                                                                
Следующий вопрос. Вы поймите, не будет никаких инвестиций и инноваций, пока     
вы не сделаете нормальное налогообложение для тех, кто реально инвестирует.     
Вы посмотрите, сколько денег на остатках, на депозитах у крупных корпораций     
лежит, - почему они не вкладывают в новые технологии? Ну, им это невыгодно,     
им лучше получать проценты высокие. А за счёт этого банки... Центробанк же,     
он у нас тоже такой, как собака на сене, - в Центробанке шесть лет              
отрицательная прибыль, а в банковской системе 8,5 триллиона прибыль! А страна   
голая и босая, и не знаешь, где взять ресурсы для тех, кто работает. Вот Лоор   
кивает - он понимает, у него сейчас уборочная на носу, а ему надо солярку       
взять, технику отремонтировать, понимаете? Ну, это я отвлечение делаю.          
                                                                                
С нашей точки зрения, перезрела необходимость возвращения льготы - 50           
процентов налога на прибыль для тех, кто делает инвестиции в новые              
технологии, перезрела необходимость льготных кредитов для тех, кто строит       
заводы. Даже бюджетные ссуды... Вы посмотрите, в недружественном Евросоюзе      
минус 2 процента банк даёт, если вы строите новый завод, - да, они              
контролируют эти вопросы. А у нас пойдите получите длинный кредит в ВЭБе -      
если вы не рядом, то вас разденут, разуют и отнимут бизнес, если он есть, но    
ничего не дадут! Почему у нас не сработали 44 института развития и их           
оставили 12? Именно потому, что у нас экономика освоения финансовых ресурсов,   
а не экономика решения проблем. Я устал вам об этом говорить! Ну вы же умные    
молодые ребята - начинайте работать на страну! Россия, а не Великобритания и    
США, понимаете? В этом проблема.                                                
                                                                                
Вот эти самые, Павел Николаевич, красивые законы... Вы поймите, если мы с       
вами не решим вопрос суверенитета, чтобы у нас Белгород, и Воронеж, и Брянск    
не обстреливали, то всё это канет в Лету. А у нас пока озабоченности в          
Минфине по этому поводу нет, понимаете? У нас беспилотников нет, а мы           
сориентированы отраслевыми и нормативными актами на нормативы США, которые      
специально завоевали первенство, через международную организацию навязали       
правила, которые у нас сегодня работают. Я занимался полгода с Кулибиными -     
авиаконструкторами: не можем пробить суперсовременные беспилотники, которые     
находят "хаймарсы", уничтожают и возвращаются. Почему? Потому что вся           
система, прикладная наука уничтожены. Это вредители уничтожили, подчёркиваю,    
и мы знаем их фамилии. У нас сегодня конструкторов осталось раз-два и           
обчёлся, молодёжь не хочет на эти должности идти, потому что торговать проще,   
чем созидать.                                                                   
                                                                                
Товарищ Сазанов, я тебя убедительно прошу: давайте нам новые проекты или        
поддержите наши! Мы вам присылаем - вы их все бракуете. Перестаньте думать,     
мыслить, как Чубайс и Кудрин, начинайте думать, мыслить как Сазанов - но для    
России!                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Попробую, скажем      
так, парламентскими выражениями объяснить, что здесь происходит. Хочется,       
конечно, по-другому сказать, но попытаюсь парламентскими выражениями            
обойтись.                                                                       
                                                                                
Вот смотрите, когда мы вносим в Государственную Думу проекты законов, которые   
восстанавливают справедливость в стране, ну, например, у нас есть проект... У   
нас, скажем, есть закон, которым мы признали внутренним государственным         
долгом вклады, обесцененные в Сбербанке. Мы на это денег не выделяем уже        
много лет, морозим закон уже 20 лет, с 2003 года...                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Нет. С 2003 года мы его морозим по 2023-й - ровно 20 лет.         
Принят закон был ещё в 95-м году, вот скоро будет уже, ну, 28 лет.              
                                                                                
Дальше. Когда встаёт вопрос об индексации пенсий работающих пенсионеров, тоже   
нам тут просто плачут, что Пенсионный фонд и бюджет страны просто рухнут.       
Вообще не понимаю, для чего поднимали пенсионный возраст! У нас люди просто     
не доживают до этого возраста, мужчины точно не доживают - у нас в среднем      
продолжительность жизни мужчин меньше 65 лет, поэтому многие просто не          
доживают. Но когда ты приходишь сюда и говоришь: ну давайте мы вот эти          
вопросы решим, это то, что беспокоит граждан, - нет, никогда от нашего          
Минфина ничего не дождёшься! Вместе с тем они прямо такие вот молодцы,          
приходят и говорят: вы знаете, вот у нас там производители продукции более      
высокого передела, им надо налоговые льготы, давайте им льготу по налогу на     
прибыль дадим, давайте им там нулевую ставочку по НДПИ дадим и так далее.       
                                                                                
Слушайте, ну вот когда вы сюда приходили с налоговым манёвром (после этого      
акцизы на жидкую сталь вводили), с отрицательными акцизами, я же вам говорил,   
что на самом деле всего этого не потребовалось бы, если бы вы просто признали   
свою ошибку и отменили налоговый манёвр в нефтяной отрасли, ну вот просто       
перенесли налоговую нагрузку на экспорт, как это было раньше, а внутри страны   
у нас стоимость сырья снизилась бы. И тогда многие справедливые вопросы,        
которые сейчас поднимают производители, переработчики... кстати, я тут с        
Павлом Николаевичем соглашусь, что их надо поддерживать, это всё равно лучше,   
чем сырую нефть продавать, согласен, но делать это надо другим способом.        
                                                                                
Дальше. Вот вы даёте какие-то налоговые льготы каким-то отраслям, а почему      
другим не даёте? Ну, хорошо, вот Коломейцев абсолютно прав, инвестиционная      
льгота по налогу на прибыль, 50 процентов, раньше же работала? Работала.        
Прекрасно работала! Ну давайте её вернём, тогда вообще к вам вопросов не было   
бы! Неважно, какое производство, что ты строишь: высокотехнологичное            
производство, не знаю, производство роботов или, там, более глубокую            
переработку нефти проводишь - у тебя все инвестиции списываются в размере 50    
процентов от уплаченного налога на прибыль, всё. Это инвестиционная льгота по   
налогу на прибыль, причём с накопленным эффектом: если за один год не можешь    
всё это вернуть, то два, три, четыре года, пять лет и так далее. Хорошая        
тема, и бюджет от этого заработает.                                             
                                                                                
Тут равный доступ всех отраслей к поддержке государства будет, хотя, по         
большому счёту, высокотехнологичное производство поддерживать нужно больше,     
чем производство, которое производит передел нашего сырья. Вы нам говорите:     
"Да, конечно, либо за 30 тысяч рублей продавать тонну нефти, либо 150           
получать - конечно, 150!" Но вы знаете, сколько стоит высоколегированная        
сталь? 200, 300 тысяч. Понимаете? Вы же им не предоставляете никаких льгот,     
хотя стоимость лома 30 тысяч, там, вообще-то, в 10 раз передел. Вы, наоборот,   
им, этим производителям, акциз на жидкую сталь воткнули! Сейчас, правда, они    
идут гуськом в Минфин, и вы то одного производителя включите в список, и он     
теперь не платит акциз на жидкую сталь, то второго, то третьего. Происходит     
ровно то, о чём я рассказывал, когда этот закон принимали здесь: потом пойдут   
гуськом в Минфин, будут просить. Ни на что не намекаю, но, по-моему, всё всем   
ясно.                                                                           
                                                                                
Коллеги, давайте мы это будем ломать. Ну не надо так делать. Надо               
поддерживать производство продукции с более высокой добавленной стоимостью,     
надо, но давайте это делать для всех, а не выборочно, не для одной              
территории, не для одной компании. Понятно, что к вам, в Минфин, поток          
просителей сократится - ну, ничего страшного, больше времени останется на       
страну, а не на какие-то другие интересы, ничего страшного, я думаю. Может      
быть, мы таким образом сократим штат нашего чиновничьего аппарата, ну, не       
надо будет столько просителей обрабатывать, поменьше будет... Давайте здесь     
сократим, люди спасибо скажут.                                                  
                                                                                
Коллеги, просто, ну, не мог вот так вот, в таком виде не сказать вам, потому    
что, ну, просто накипело.                                                       
                                                                                
А теперь по сути. На самом деле всё, что нужно было сделать, мы уже давно       
внесли, наша фракция уже давно внесла, я только перечислю.                      
                                                                                
Первое, ввести дифференцированный возврат НДС экспортёрам сырья. Ну, в Китае    
35 лет... уже 40 лет эта норма работает. Вы посмотрите, какие они результаты    
показывают: они же нас душат на наших же рынках, и вы ничего этому не можете    
противопоставить. Да я вам кучу примеров привёл, кучу предложений сделал!       
Всё, заткнули уши. Ну, я понимаю, что я, так скажем, не в тех компаниях         
работаю, не в той отрасли, не в той партии, но в конце-то концов есть же        
всё-таки и разумная составляющая, ну, как-то включите разум. Значит, возврат    
НДС экспортёрам сырья, это первое.                                              
                                                                                
Второе, перенос налоговой нагрузки с переработки сырья внутри страны на         
продажу его за рубеж. Ну, это же очевидная вещь, даже высшего образования не    
надо иметь, чтобы это понять: если налоговая нагрузка будет больше в            
отношении продажи сырья за рубеж, рентабельность при продаже там понизится,     
автоматически бизнес будет работать, рынок будет уравнивать, стоимость сырья    
внутри страны будет падать, и, соответственно, будет более эффективная          
переработка сырья внутри страны. При этом, если ещё антидемпинговые пошлины у   
вас будут работать (про шинников я говорил), вообще всё будет хорошо. Разница   
между потребителем этого более высокого передела, то есть той ценой, которую    
он заплатит, и стоимостью сырья, которое перерабатывается, вырастет - всё, не   
надо ничего поддерживать. Ну всё же очевидно! Ещё раз подчёркиваю, тогда,       
конечно, ходоков будет меньше у вас.                                            
                                                                                
Коллеги, мы не можем такой законопроект поддержать при всём уважении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валерьевич, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Список, про который вы говорили, ведёт, к сожалению или к радости,              
Минпромторг, а не Минфин, просто обращаю внимание... Да, как бы в очередной     
раз... Минфин у вас всегда виноват.                                             
                                                                                
Касаемо ваших предложений. Есть у нас инструмент универсальный, это касается    
и СЗПК, и СПИК, и вот буквально недавно вами принимался закон о промышленных    
кластерах, которым и устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, и     
представляются льготы по налогу на прибыль. Также давно существует, с 2019      
года, инвестиционный налоговый вычет: каждый субъект может своим решением из    
налога на прибыль - это право субъектов - давать вычеты на капитальные          
вложения в те сектора экономики, которые он считает приоритетными для данного   
субъекта. Все эти универсальные механизмы существуют и сейчас действуют, и во   
всех этих универсальных механизмах сделано исключение для добычи и              
переработки углеводородов.                                                      
                                                                                
Сейчас тот законопроект, который вы рассматриваете, действительно носит         
адресный характер именно потому, что универсальные механизмы, которые           
предусмотрены для тех отраслей экономики, где создаётся добавленная стоимость   
в том числе (производство машин и оборудования), не применимы, к сожалению,     
для секторов, где осуществляется производство и переработка углеводородов.      
Так что универсальные механизмы есть. И если, Валерий Карлович, вы считаете,    
что они не работают, не действуют, давайте вместе посмотрим на эту аналитику.   
Пока мы и Минпромторг считаем, что это действующие механизмы, которые           
необходимую поддержку оказывают.                                                
                                                                                
Просим поддержать данный законопроект.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ольга Николаевна, будете выступать с заключительным словом? Нет.                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект под пунктом 20 порядка работы       
ставится на голосование в первом чтении.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
По ведению - Гартунг Валерий Карлович. Я что-то нарушил.                        
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Валерьевич, я, конечно же, не говорил, что не   
работают те механизмы, которые вы перечислили. Они очень хорошо работают.       
Другой вопрос, что денег на них не остаётся у Минфина, потому что вы раздаёте   
их направо и налево сырьевикам.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.