Заседание № 184
О проекте федерального закона № 342941-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за сброс отходов производства и потребления за пределами специально отведённых для этого территорий, а также установления повышенной ответственности по загрязнению земель лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий либо в их охранных зонах (округах)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за сброс отходов производства и потребления за пределами специально отведённых для этого территорий, а также установления повышенной ответственности по загрязнению земель лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий либо в их охранных зонах". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, разозлили вы меня сегодня, поэтому буду очень коротко докладывать этот законопроект. Действительно, не согласен я с позицией, особенно коллег из фракции КПРФ, которые считают, что имущество, нажитое наркодилерами, надо им оставлять. Мы с вас ещё за это спросим! Так, теперь про мусор - казалось бы, вот такая действительно небольшая по сравнению с глобальной проблемой наркомафии, наркодилерскими вопросами проблема мусора на дорогах. О чём этот законопроект? Вокруг мегаполисов, даже вокруг небольших посёлков и деревень огромное количество несанкционированных свалок! Вот эти объявления - "Мусор на обочине не выбрасывать" - это просто позор, стыдно это видеть! И опять народ спрашивает: а когда, коллеги-депутаты, вы власть употребите? Для примера могу рассказать петербургскую историю, там она так и называется - "мусорное дело", расследование идёт до сих пор, уже несколько лет, в моём родном Приморском районе. Образовалась несанкционированная свалка огромных размеров, и из бюджета города несколько раз выделялись многомиллионные суммы, для того чтобы навести порядок, этот мусор вывезти и утилизировать. Повторяю, это территория города Санкт-Петербурга. Суммы знаете какие выделялись? Вот в последний раз была выделена сумма почти в 300 миллионов рублей. Повторяю, 300 миллионов рублей город из бюджета выделил, чтобы убрать то, что было вывезено строителями, не знаю, мусорщиками, кем угодно! Вы понимаете, какой это объём? Тысячи и тысячи самосвалов типа "КамАЗ" нужны, чтобы вот это было вывезено! И случилось это всё по причине того, что коррупция у нас не наказывается конфискацией имущества. Чиновники-коррупционеры сговорились и большую часть денег украли - завели уголовное дело, посадили нескольких чиновников, в том числе заместителя главы района, но причина-то в чём, почему всё это случилось? Ответ: в том числе и потому, что законодательство сегодня слишком мягкое по отношению к тем, кто вывозит самосвалами, тысячами самосвалов вот этот мусор и бросает где попало, поскольку максимальный штраф по сегодняшнему законодательству - 20 тысяч рублей. То есть один раз попался - заплатил 20 тысяч рублей, а десять раз не попался - значит, огромные деньги сэкономил. А если речь о тысячах самосвалов? В связи с этим у меня предложение ужесточить наказание и для физических лиц, и особенно для юридических лиц, тем более если это делается не в первый раз, а повторно, то есть если это рецидив: огромные штрафы, приостановление деятельности и конфискация орудия правонарушения. Вот самое главное, что я предлагаю, - конфисковывать орудие, с помощью которого творят эти безобразия, то есть автомобиль. Если вы не согласны, давайте подумаем... во всяком случае, я соглашусь с тем, чтобы его на штрафную стоянку поставили до тех пор, пока не будет заплачен штраф, который я предлагаю, - до миллиона рублей. Ведь это всё в огромных объёмах делается, из-за этого и превращаются в помойки наши города! Мы тратим из бюджета деньги на цветочки, клумбы, а некоторые коммерсанты с маленькой буквы пользуются слабостью законодательства и поганят наши города и сёла! Доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, в заключении комитета достаточно подробно изложены аргументы - все они чисто правового, юридико-технического характера, - в силу которых мы не должны принимать данный законопроект, несмотря на важность тех идей, которые продекларированы многоуважаемым автором законопроекта. Конечно же, необходимо усилить борьбу с загрязнением наших городов и сёл, но на самом деле - и в докладе сейчас это было отмечено - гораздо важнее исполнять те нормы, которые сейчас уже есть, которые предусмотрены в том числе и Кодексом об административных правонарушениях. Ну, возьмём ту же самую статью 8.2 - и штрафы достаточно серьёзные, и приостановление деятельности предприятий, которые наносят ущерб окружающей среде, на срок до девяноста суток этой же статьёй предусмотрены, а это достаточно серьёзная мера, и конфискация орудия правонарушения на самом деле точно так же может назначаться. Тем не менее если вы посмотрите статистику, то убедитесь, что гораздо важнее сейчас не суммы штрафов, а их взыскание: очень значительная часть штрафов не взыскивается вообще, они так и повисают. Если мы просто будем механически увеличивать размеры штрафов, это не приведёт ни к чему хорошему, только к увеличению суммы задолженности перед бюджетом, вот и всё. И никаких целей мы этим не достигнем, мы неоднократно об этом говорили всем нашим коллегам, которые предлагают значительно, в разы увеличивать суммы штрафов. Повторяю, гораздо важнее исполнение, нежели сама пугающая сумма штрафов! На основании тех аргументов, о которых я вкратце сказал... Посмотрите заключение, я не буду всё перечислять, в частности в законопроекте, допустим, предложена новая статья, а она уже есть в Кодексе об административных правонарушениях, причём в совершенно другой главе. Есть и несогласованности с положениями общей части, со статьёй 3.1, со статьёй 3.5 кодекса. То есть у нас чисто юридико-технические и правовые замечания. Предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Анатольевич, а вы не пробовали поискать комбинат бытовых отходов или комбинат твёрдых бытовых отходов в районе Санкт-Петербурга? Мне кажется, проблема в том, что у вас просто нет места для вывоза мусора, поэтому его и выбрасывают, и вы хоть в миллиард штраф устанавливайте, а его всё равно будут вываливать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Анатольевич. Микрофон депутату Нилову включите, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Нет, как раз рядом с Приморским районом есть такое несчастье, это ещё одно несчастье. Представляете, буквально километр - и огромный комбинат цветёт и пахнет в прямом смысле этого слова! Запах распространяется вокруг, доходит до Приморского района. Так что тут как раз есть такая возможность, но это стоит денег, это стоит больше, чем размер штрафа, поэтому и происходит то, что происходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Один есть. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Анатольевич, я вас очень ценю за ваш глубокий подход к вопросам, но, мне кажется, в этом вопросе вы не до конца разобрались - почему? С моей точки зрения, главная проблема замусоренности России сегодня как раз заключается в нищете муниципальных бюджетов. Вот вы вдумайтесь, изначально в Бюджетном кодексе и в Налоговом кодексе было разделение такое: 50 процентов шло в регионы, муниципалитеты, 50 процентов - в Федерацию; сейчас - 10 процентов, 25 тысяч муниципальных образований получают всего 10 процентов консолидированного бюджета, 25 процентов - регионы и 65 процентов получает Федерация. Что значит организовать утилизацию твёрдых бытовых отходов? Это надо сделать проект, потом 20 процентов от стоимости проекта заплатить - по нашим законам, по принятым нами законам - за госэкспертизу, потом провести тендер на её организацию и решить ещё массу других проблем. У муниципалитетов нет на это ни денег, ни специалистов, потому что мы с вами тихой сапой передали в регионы порядка восьмидесяти полномочий, а денег не дали, поэтому штрафы - правильно здесь сказали - можно повышать до посинения, но их собирать будет некому и не с кого. Мне кажется, что внимание на проблеме вы заострили правильно, а механизм выбрали неправильный, и не обижайтесь, поддержать законопроект мы не можем, потому что считаем, что штрафами можно учить, когда решены вопросы инфраструктуры, когда всё построено, когда есть, на чём вывозить мусор. А когда ничего не организовано, да ещё и мафия на всех этих свалках - в силу многих обстоятельств они всегда теневой экономике подчинялись... Сначала надо там навести порядок, а потом уже увеличивать штрафы. Не поддерживаем законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово автору. Пожалуйста. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Николай Васильевич, здесь вы в чём-то, может быть, правы, но опять-таки, если брать Санкт-Петербург, то мы исследовали содержимое вот этих несанкционированных свалок, этого безобразия, и выяснили, кто является основным поставщиком, - это не бюджетные организации, как раз муниципалы и бюджетники всё вывозят, на это денег хватает, да, соглашусь с вами, может быть, не во всех регионах. Так вот, основное содержимое этих многотонных, судя по количеству приезжающих машин, свалок - это строительный мусор. Это вот те горе-строители решили получить не просто 100 процентов прибыли, а 200 процентов, банк такой сорвать, сэкономив на вывозе огромного количества мусора, потому что при строительстве это действительно серьёзная статья расходов, но для кого-то это статья доходов. Так вот они, имея деньги, имея сверхдоходы от строительства в Петербурге, пользуясь вот такой лазейкой, вывезли мусор и создали уже не одну такую свалку. Дальше. Частный бизнес тоже часто является таким нарушителем, конечно, не от того, что последние копейки доедает, - и торговля, и сети, и какие-то частные предприятия этим сегодня пользуются, особенно, как я уже сказал, если брать Санкт-Петербург. Ну а у вас - вот посмотрите, - наверное, это всё впереди, я думаю, что и вы столкнётесь с этой проблемой, вот тогда будем ждать ваших предложений, будем ждать предложений от наших комитетов Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не выступают. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 48 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Не принимается проект федерального закона.