Заседание № 170
О проекте федерального закона № 342447-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части, касающейся порядка использования водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, а также случаев неприменения запрета на осуществление рыболовства с судов, принадлежащих иностранным лицам).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Сахалинская областная Дума согласна с рассмотрением законопроекта без участия своего представителя, а доклад от Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии делает Асан Нюдюрбегович Нюдюрбегов. НЮДЮРБЕГОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел данный законопроект и отметил следующее. По мнению авторов законопроекта, он направлен на устранение последствий применения отдельных норм Федерального закона "О рыболовстве...", которые негативно сказываются на отрасли. Предлагаемые законопроектом изменения положений статьи 21 закона предусматривают производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах, осуществляющих рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, и их последующую реализацию. При этом в представленных к законопроекту документах отсутствуют расчёты и обоснование необходимости внесения таких изменений. В законопроекте не учитываются последние изменения федеральных законов "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". Кроме того, из пояснительной записки к законопроекту неясно, распространяется ли действие части 6 статьи 333-3 Налогового кодекса Российской Федерации в части невзимания сборов за пользование объектами водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях на рыбную и иную продукцию из водных биоресурсов, производство которой допускается законопроектом. Концепция законопроекта основана на том, что нельзя считать допустимой предпринимательскую деятельность в данной сфере - при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях. Таким образом, предлагаемые изменения в статью 21 закона "О рыболовстве..." не соответствуют современным антикоррупционным требованиям. Далее, в части 4 статьи 16 указанного закона установлен запрет на осуществление рыболовства с рыбопромысловых судов, принадлежащих иностранным лицам. Согласно пояснительной записке к законопроекту данная норма стала для многих фрахтователей форс-мажорным обстоятельством, не позволяющим выполнить условия договоров. В частности, в такой ситуации оказались владельцы многих рыбопромысловых судов, построенных в 1991-1995 годах под гарантии Правительства Российской Федерации. В связи с этим авторы законопроекта предлагают дополнить статью 57 закона нормой, позволяющей не применять запрет на рыболовство с рыбопромысловых судов, арендованных у иностранных лиц по договорам, заключённым до 31 декабря 2008 года. Необходимо отметить, что данная норма была принята 6 декабря 2007 года и введена в действие 1 января 2009 года с целью создания предпосылок для обновления рыбопромыслового флота за счёт развития отечественного судостроения. Следовательно, для фрахтователей было предусмотрено более года для завершения процедуры перевода таких судов в российскую собственность. Кроме того, 12 апреля 2010 года были приняты распоряжения Правительства Российской Федерации № 520 и № 521 в отношении таких судов, построенных под гарантии Правительства Российской Федерации, и выдачи Внешэкономбанком разрешения залогодержателя на переход прав собственности на эти суда к российским компаниям, а также на предоставление этим судам права плавания под государственным флагом Российской Федерации. В этой связи комитет полагает нецелесообразным принятие рассматриваемой нормы. Правительство Российской Федерации представило отрицательный отзыв на рассматриваемый законопроект. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в своём заключении также дало отрицательный ответ. На основании изложенного комитет не считает возможным поддержать рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не поддерживать в первом чтении, я так понимаю. Депутат Кашин Борис Сергеевич, депутат Рохмистров и депутат Резник. Три вопроса. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. У меня вопрос к представителю комитета. Вот мы, наверное, пятый раз слушаем законопроект, внесённый с одной целью: если с научной целью улов произведён, чтобы его не уничтожать. Но комитет отклоняет, ничего абсолютно не предлагая. Вот что-то у вас делается или, как говорится, вы всё только отвергаете и соглашаетесь с таким положением дел? НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Во-первых, хочу сказать, что в научных целях рыбу ловят чисто государственные предприятия, где устанавливается бюджет, план, объёмы, которые они должны добывать, - это всё не облагается налогом, и это прерогатива государственных предприятий. Вопрос на сегодняшний день поднимают компании частные, никакого отношения не имеющие к научным организациям. И в этом видна единственная цель - цель эта коррупционная. Распределение самих квот и добытая рыба. Объёмы рыбы, которая добывается, давно определены. И рыба, находясь в водной среде, тоже является таким же потребителем биомассы, как и люди. Поэтому эта рыба, что выбрасывается обратно в воду... в этом ничего отрицательного нет, это небольшой объём, она поддерживает... Во всём мире такой подход в отношении рыбы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Асан Нюдюрбегович, у меня такой вопрос. Комитет исходя из заключения достаточно серьёзно рассматривал эту тему. Не секрет, что у нас в научных целях добывается огромное количество очень дорогих деликатесов, которые становятся предметом спекуляций. Хотелось бы услышать: какие объёмы морепродуктов, по оценкам комитета, вылавливаются сегодня якобы для научных целей и на какие суммы? Спасибо. НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Я в данный момент обо всём объёме научной квоты не могу сказать. Но в тех районах, в которых мы уже добываем рыбу, там практически по статистике тех компаний, которые добывают рыбу, наукой определяется, что должно быть на следующий год. Практически мы ловим уже во всех районах десятками лет, эти объёмы известны. Тот объём, который добывается, он незначительный, и, скажу опять, это всё включено в бюджет, и никакого отношения, скажем, к этому вопросу не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Резник Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос. Всё-таки каков процент научных квот от общего допустимого улова? Есть ли у вас такие данные или нет? НЮДЮРБЕГОВ А. Н. Не более 1 процента. Это менее 1 процента от общего объёма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Точный ответ. Спасибо, присаживайтесь. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не можем голосовать. У нас есть аж два выступающих... три выступающих. (Шум в зале.) Лишить слова? Кого? Кашина Бориса Сергеевича или Рохмистрова? (Шум в зале.) Рохмистрова? Поставить на голосование? За что? Но есть предложение депутата Гильмутдинова: по три минуты на выступление, три выступления по три минуты, чтобы сегодня повестку рассмотреть, а иначе тридцать минут у нас, в тридцать минут мы не укладываемся. Все согласны или голосуем? Все согласны. Спасибо. Пожалуйста, Кашин Борис Сергеевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не согласны. Лебедев не согласен. Игорь Владимирович Лебедев высказывается против. Я ставлю на голосование предложение депутата Гильмутдинова: три выступающих по три минуты. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 31 сек.) Проголосовало за 326 чел.100,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 326 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, я вам рекомендую всё-таки взять стенограмму выступления представителя комитета и ещё раз вчитаться в то, о чём он нам сказал: забота о морских гадах, которых мы должны кормить, выкидывая выловленную в научных целях рыбу. Это первое, что прозвучало. Вторая идея: не нужны научные исследования, мы сами знаем, сколько где ловить, и, соответственно, нет проблемы с этими научными квотами. Я, как представитель Мурманской области, уже неоднократно с рыбаками встречался и хочу повторить то, что мы здесь уже неоднократно говорили: десятки тысяч тонн мы теряем из-за того, что можем ловить эту рыбу только в научных целях в международных водах, это регулируется международными договорами. И вместо нас это вылавливает Норвегия. А если считать, что по этим научным квотам надо вылавливать и выкидывать всё, тогда встаёт вопрос: за какие деньги? Мы одновременно урезали средства на научные исследования для рыбной отрасли, хотя она, я повторяю, единственная в прошлом году дала прирост. Никаких реальных научных исследований не ведётся, потому что денег у них нет, соответственно прогнозирование в отрасли отсутствует реально, а комитет упёрся в эту проблему - что будет коррупция. Там коррупция и есть! Так и примите меры какие-то, выработайте нормы, для того чтобы можно было выловленную рыбу (я сказал, что это десятки тысяч тонн) направить на стол нашим гражданам, а не уничтожать. И уже всеми признано, что это абсурдная ситуация, ненормальная, нигде в мире такого нет, это наше, так сказать, ноу-хау. И вместо этого снова опять без всякой аргументации предлагается это всё одобрить. Я считаю, что комитет в решении этой проблемы совершенно провалился, и думаю, что Государственная Дума должна обратить на это внимание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, не хотел выступать, потому что меня вполне устроило заключение комитета, но меня не устроило выступление, особенно последняя фраза о том, что, собственно говоря, тот вопрос, который я задал, никакого отношения к законопроекту не имеет, хотя в заключении именно этому посвящено целых два абзаца. И вопрос состоит как раз в том, что вылов рыбы в научных целях у нас действительно законодательно не урегулирован, проблему надо решать. И именно потому, что проблема не урегулирована, там не только огромная коррупция, не только огромные деньги крутятся на этом рынке, но процветает ещё и бандитизм, и убийства, и всё остальное. Например, по объёму выловленного трепанга на Дальнем Востоке. Наверное, более 90 процентов как раз вылавливается для научных целей, потому что трепанг занесён в Красную книгу, его вылов запрещён. Он является деликатесом и пользуется огромным спросом на рынке в Китае, в Японии, в Корее. То есть там вращаются огромные средства, но с каким-то завидным упорством регулировать данную сферу у нас не получается. Поэтому действительно и страдает, как здесь говорил депутат Кашин, российская наука, и в то же время процветают вот этот самый, будем говорить, незаконный вылов и чёрный рынок, и не только в части вылова рыбы, но и других морепродуктов якобы для научных целей. Это никаким образом не регулируется. Я считаю, что этому вопросу комитет должен уделить более серьёзное внимание и посмотреть на эту проблему, наверное, с другой точки зрения. И наверное, было бы правильно оценить всё-таки те объёмы, которые на этом рынке вращаются, насколько это представляет интерес для бюджета Российской Федерации и можно ли это использовать, если перевести в законное русло, для поддержки отечественной науки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Борис Львович, пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л. Уважаемые коллеги, я хотел бы чуть-чуть поправить докладчика. Дело в том, что так называемый научный вылов официально составляет до 3 процентов от общедопустимого улова. Но есть "узаконенный" бандитский промысел, потому как с этим промыслом связано колоссальное количество всяких разных криминальных дел. На Дальнем Востоке, по данным береговой охраны Японии, в морях вылавливают примерно 2,5-3 миллиона тонн биоресурсов. С одним и тем же разрешением на вылов по научным квотам они выгребают там гораздо больше, практически браконьерски, и всё это уходит за рубеж. Если помните эту знаменитую историю с убийством магаданского губернатора - в основе этого криминального дела лежит всё тот же так называемый научный улов. Хотели навести порядок, было решение в своё время, когда распустили всю коллегию Госкомрыболовства во главе с министром Родиным, наладить мониторинг, наблюдение за дислокацией рыбацких судов в Мировом океане. Затратили на это миллионы и миллионы долларов, сегодня такая карта есть, она находится в Госкомрыболовстве и у погранцов. И для чего служит эта карта сегодня? Для того, чтобы обирать рыбаков: засекается, в каком квадрате находится судно, что оно там ловит, выходят на связь с капитаном и вымогают деньги за это дело те же самые пограничники. Это общеизвестно. Я тоже считаю, что мы уходим от этой проблемы, и решать надо не только с научными квотами. Вообще, рыбацкие дела - это совершенно незнакомая, практически неисследованная коррупционная составляющая нашей жизни. Я думаю, что и Думе надо обратить внимание на это дело и наводить порядок. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше никто не настаивает на выступлении? Представители президента, правительства, докладчик? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Комитет возражает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 03 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект.