Заседание № 72
О проекте федерального закона № 342391-3 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (об усилении ответственности работодателей за полноту уплаты страховых взносов, обеспечивающих выплату доплат к пенсии лётному составу гражданской авиации; внесён А. В. Селивановым, Г. И. Стрельченко, В. Р. Пашуто в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункты 12.1 и 12.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (пункт 12.1 повестки дня) докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрий Викторович Воронин. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект, внесённый правительством на ваше рассмотрение, предусматривает определ`нные корректировки существующего порядка функционирования системы дополнительного социального обеспечения, созданной ещё десять лет назад (эта система функционирует уже более десяти лет) для членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Эта система основана на уплате дополнительного 14-процентного взноса, который производят работодатели сверх обязательных взносов по обязательному пенсионному страхованию. И за счёт этих дополнительных взносов этой категории пенсионеров - лётному составу - выплачивается доплата к пенсии, полагающейся по законодательству о трудовых пенсиях, которая в зависимости от ежеквартально поступающих сумм взносов корректируется либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения. Эта система, я повторяю, работает более десяти лет, её эффективность доказана, она позволила существенно повысить уровень материального обеспечения этой категории пенсионеров. Сейчас уже с учётом опыта функционирования данной системы готовятся аналогичные законопроекты по угольной отрасли, по ряду других системообразующих отраслей. Но правоприменительная практика выявила одну существенную проблему, а именно проблему, связанную с тем, что в законодательстве изначально не был определён порядок взыскания взносов в случае их неуплаты работодателями. В отношении взносов по обязательному пенсионному страхованию и единого социального налога такая процедура чётко прописана, но поскольку эти взносы формально не относятся к взносам по обязательному пенсионному страхованию, а являются самостоятельным платежом, его природа не была изначально определена в законодательстве, соответственно не прописывался и порядок взимания и применения санкций, которые должны наступать в случае нарушения этого обязательства. Вся эта правоприменительная практика была подробнейшим образом проанализирована, и на основе этого анализа подготовлены поправки в действующий закон, которые, собственно, оформлены законопроектом, представленным на ваше рассмотрение. Там детально регламентируется процедура: в какие сроки необходимо платить, какую отчётность представлять, какие последствия наступают в случае неуплаты, прописывается порядок применения штрафов и взимания пеней, причём всё это унифицировано, это производится Федеральной налоговой службой согласно законопроекту, то есть, как и взносы по обязательному пенсионному страхованию, весь объём мер и особых условий регулирования, в частности для обособленных подразделений по месту своего расположения, - всё это, так сказать, сделано по аналогии с Налоговым кодексом применительно к взносам по обязательному пенсионному страхованию. Поэтому, я думаю, нет необходимости характеризовать каждую поправку, большинство из них носит технический характер, но суть их сводится к тому, чтобы обеспечить эффективность взимания этого взноса и, соответственно, более высокий размер доплаты для этой категории ветеранов. Просьба поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас есть альтернативный законопроект, по которому есть согласие авторов рассмотреть его без их участия, и поэтому докладывать от комитета сразу по двум законопроектам будет Фарида Исмагиловна Гайнуллина, заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде чем изложить официальное заключение Комитета по труду и социальной политике, хочу вам сказать, что в соответствии с Регламентом оба законопроекта были рассмотрены как альтернативные, и, конечно же, следует остановиться на сути законопроекта, инициированного нашими коллегами, и, более того, поблагодарить их за последовательность в разрешении проблем, сложившихся в пенсионном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Это было сделано нашими коллегами предыдущего созыва и настоящего созыва, и, как вы слышали, ряд из них, познакомившись с законопроектом, внесённым правительством... А собственно, они были в определённой степени и инициаторами законодательной инициативы правительства, за что мы хотели бы их поблагодарить, равно как и Профсоюз лётного состава России, который практически в течение пяти лет последовательно отстаивал интересы своих членов. Суть законопроекта, внесённого депутатами, сводится к тому, что они вносят изменения лишь в одну статью, статью 4, и преследуют задачу повышения ответственности за уплату взносов, в соответствии с которыми далее происходят дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Я вас проинформировала, что те, кто уже познакомился с текстом законопроекта, представленного правительством, отозвали свои подписи, и это свидетельствует о том, что законопроект, представленный Правительством Российской Федерации, действительно в комплексе решает эту проблему, которая, к сожалению, сложилась в вопросах социального обеспечения, в частности пенсионного обеспечения, членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Суть правительственного законопроекта сводится к тому, что в нём было изменено наименование дополнительных страховых взносов. Поименовав их взносами на выплату доплаты к пенсии, изменили правовую природу уплачиваемых взносов, отсюда изменились и порядок назначения, выплаты доплаты к пенсии, порядок уплаты взносов, ответственность. Устанавливается, кто действительно, как было сказано официальным представителем правительства по первому законопроекту, обеспечивает сбор, обеспечивает учёт этих средств и производит в централизованном порядке эти выплаты. Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике - ещё раз повторюсь - выражает признательность и благодарность нашим коллегам и отраслевому профсоюзу и предлагает вам поддержать законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, два альтернативных законопроекта. Есть ли необходимость обсуждать, вопросы? Есть. Локоть, Рябов и Волков, никого не забыл? Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Викторович, очень важный законопроект. На встречах с пенсионерами и с лётным составом авиакомпаний, в частности авиакомпании "Сибирь", мне задавали вопросы на эту тему, поэтому, считаю, законопроект необходим. Нельзя ли назвать те авиакомпании, точнее, авиапредприятия, которые, вообще говоря, пользуясь пробелом в законодательстве, не очень добросовестно выплачивали эти взносы, в результате чего страдали наши пенсионеры, лётный состав, ветераны? ВОРОНИН Ю. В. Да, у нас такие данные есть. Я сейчас попрошу своего коллегу, Александра Владимировича Куртина, первого зампреда правления Пенсионного фонда, который этим занимается, вам их назвать. КУРТИН А. В., первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемые депутаты, мы такую отчётность ведём, потому что ежеквартально определяем дополнительный коэффициент для получения пенсии. Просто по списку могу назвать. Например, в Бурятии это "Бурятские авиалинии", Улан-Удэнский лесхоз, который тоже лётный состав имеет, вообще ничего не заплатил. ООО "ЮТэйр-Экспресс", Республика Коми, резко снизило уплату взносов в третьем и четвёртом кварталах. По Республике Карелия перестали выплачивать дополнительно страховые взносы, "Авиалинии Мордовии" и так далее. Если есть такая необходимость, я могу дать по каждому авиаотряду все данные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет хотел бы дополнить ответ. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, конечно, может прозвучать, наверняка прозвучит вопрос, почему в течение четырёх или пяти лет законопроект был в комитете. Но это скорее демонстрирует... Мы хотели бы подтвердить, что были постоянные консультации. И в дополнение к информации Александра Владимировича хочу сказать, что около трёхсот авиапредприятий не выполняли свои обязательства по дополнительному пенсионному страхованию и обеспечению и два-три года назад была попытка при взаимодействии с работодателями, региональными отделениями Пенсионного фонда и трудинспекцией под угрозой отзыва сертификатов, лицензий на эту деятельность в определённой степени сократить эту задолжность. А вообще она составляла порядка 760 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Юрий Викторович, законопроектом устанавливается норма, что будет перечень организаций, использующих труд членов лётных экипажей. Комитет Совета Федерации по промышленной политике да и Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике считают эту норму излишней в связи с тем, что, может быть, часть предприятий не войдёт в этот список, и тогда те люди, которые имеют право на дополнительные выплаты, могут потерять это право. Необходимо ли, с вашей точки зрения, эту норму исключить? Если нет, то почему её нужно оставить в законопроекте? ВОРОНИН Ю. В. Спасибо за вопрос. Мы убеждены в том, что эта норма должна быть. Во-первых, потому, что это действующая сегодня норма и мы её, по сути, только пролонгируем уже применительно к новому порядку взыскания взносов. Она необходима и для того, чтобы Федеральная налоговая служба, которая будет контролировать уплату этих взносов, идущих на доплаты к пенсиям, знала, с кого эти взносы взимать, потому что сама по себе Федеральная налоговая служба не может отгородить, отчленить эти предприятия и, самое главное, ту часть фонда оплаты труда, с которой должны эти взносы уплачиваться, потому что они выплачиваются не за всех работников авиапредприятий и только там, где есть соответствующая категория лиц, обеспечиваемых данной доплатой. Это всё делается очень просто. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта составляет такой перечень и его оперативно меняет в том случае, если, скажем, у авиапредприятия отзывается лицензия, происходит банкротство авиапредприятия или какие-то другие изменения. То есть это очень гибкий процесс, и без этой информации со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, формализованной соответствующим решением, эффективно взимать эти взносы будет просто невозможно. Поэтому мы полагаем, что данная норма должна быть сохранена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Волков Алексей Николаевич. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Вопрос. Юрий Викторович, в соответствии с этим законом имеется перечень категорий лётного состава, которым доплачивается за лётную работу, этот перечень определяется постановлением правительства. Туда не попали руководители авиапредприятий, которые во время работы занимались лётной практикой. Ко мне обратились как раз такие руководители, они просят пересмотреть этот вопрос, то есть пересмотреть перечень правительства. Не рассматривался ли этот вопрос в правительстве? Будет ли этот перечень пересмотрен и что для этого нужно? ВОРОНИН Ю. В. Этот вопрос рассматривался почти десять лет назад, когда соответствующий закон принимался, он обсуждался очень детально и принципиально. И решение было принято тогда Государственной Думой, Советом Федерации одобренное, о том, чтобы предоставить эту особую льготу по уровню материального обеспечения только тем, кто непосредственно участвует в полётах, то есть членам лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Тут должность, занимаемая в какой-то период времени, значения не имеет. Понятно, что руководитель авиапредприятия, как правило, сначала проходит лётную работу, потом ступеньки соответствующие и только потом становится во главе авиапредприятия. Так вот право на доплату определяется не той должностью, которую он занимает на момент назначения пенсии, - если у него есть необходимая выслуга лет в качестве лётчика, то, соответственно, это право он реализует. И поэтому нет необходимости указывать в списках кого-либо иного, кроме членов лётного экипажа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Одна рука, подводим черту. Депутат Коломейцев. Никого не забыл? Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами на закрытом заседании слушали информацию о не очень весёлой картине в оборонном ведомстве, но такая же невесёлая картина у нас и в гражданской авиации: идёт резкое старение лётных экипажей, резко сокращены возможности подготовки лётного состава, плохие условия по их переподготовке. Приватизированное, акционированное, как правило, разрушено и находится в допотопном состоянии, а учат на тренажёрах таких самолётов, которые уже не эксплуатируются. Закон этот касается другой части - пенсионного обеспечения бывших лётчиков. К сожалению, многие частные компании не выполняют законные требования, фактически уклоняются от уплаты этих страховых взносов. Более того, даже принятие с запозданием этого закона, с нашей точки зрения, без внесения ещё ряда поправок не решит проблему. Почему? Потому что, наверное, надо сделать всё-таки, чтобы этот платёж был обязательным. Это первое. Второе. Надо сделать так, чтобы лётчики, которые уходят работать в западные компании, не получали как пенсионеры, потому что в данной ситуации оказывается, что человек, который стал зарабатывать больше, будет обирать лётчиков-пенсионеров. Мы поддерживаем этот законопроект, но просим министерство рассмотреть возможности - поправки мы обязательно в течение двух дней внесём - улучшения текста этого закона. Мы поддерживаем правительственный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Поскольку законопроекты альтернативные, ставлю на голосование пункт 12.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь давайте проголосуем по пункту 12.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Так, теперь покажите результаты голосования по пункту 12.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 32 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% И по пункту 12.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 58 сек.) Проголосовало за 52 чел.11,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2% По результатам голосования принятым считается законопроект под пунктом 12.1.