Заседание № 67

16.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 342373-3 "О внесении изменений и дополнений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о внесении изменений в другие акты законодательства Российской Федерации" (в части, касающейся налога на дополнительный доход от добычи углеводородов; внесён С. Ю. Глазьевым и С. А. Прощиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2713 по 2932 из 4754
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о внесении        
изменений в другие акты законодательства Российской Федерации". Доклад          
заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадия Васильевича     
Кулика.                                                                         
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, напомню вам содержание документа. Авторы пытались решить     
очень важную и очень интересную задачу: попробовать изъять ренту номер два,     
для того чтобы более справедливым было налогообложение тех организаций,         
которые занимаются добычей сырья, и прежде всего углеводородов. Однако          
вариант, предложенный авторами, практически не может быть реализован и с        
позиций нашей концепции налогообложения тоже не выдерживал никакой критики.     
Авторы предлагали определять налогооблагаемую базу по каждому участку           
(подчёркиваю, по каждому участку), на котором ведётся добыча нефтегазового      
сырья, определять издержки, определять объёмы реализации продукции, а вам       
понятно, что для этого надо определить цену, что невозможно сделать, потому     
что цена определяется в целом по предприятию, которое поставляет это сырьё.     
Тогда было предложено при доработке в одном из вариантов установить, что эти    
цены должны определяться и назначаться производителями дифференцированно. Как   
это делать - неизвестно. Но главное, что эта налогооблагаемая база полностью    
совпадала с базой, которая исчисляется для обложения налогом на прибыль,        
поэтому получалось двойное обложение, так сказать, за одно и то же деяние       
практически, очень многих организаций, которые занимаются добычей, чего мы      
допустить не можем.                                                             
                                                                                
Я не говорю о других недостатках. Попытка каким-то образом доработать закон     
так, чтобы можно было им пользоваться... У авторов новых вариантов не было, а   
в том варианте, который был представлен, он не поддерживается по этим           
принципиальным соображениям ни правительством, ни комитетом.                    
                                                                                
Могу вам напомнить, что сейчас найден способ, его нельзя считать совершенным,   
но вы приняли такой закон (это шаг какой-то вперёд), где мы установили          
дифференцированный подход к определению налога на добычу полезных ископаемых.   
Вы помните, что мы часть новых разработок в районах, которые были определены    
с учётом глубины залегания, сложности добычи и так далее, и так далее,          
освободили на определённый срок от уплаты этого налога, в других районах        
добычи снизили его. Одним словом, попытка учесть ренту номер два нами           
реализована, но реализована через другой законопроект, через налог на добычу    
полезных ископаемых.                                                            
                                                                                
В связи с этим комитет не поддерживает представленный ранее законопроект. И     
ещё раз говорю: и заключение правительства отрицательное. Прошу Думу            
поддержать решение комитета.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы к Геннадию         
Васильевичу. Вижу поднятые руки: Локоть, Коломейцев, Федоткин. Нет больше       
желающих? Никого не пропустил я? Подводим черту.                                
                                                                                
Пожалуйста, Локоть, ваш вопрос.                                                 
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, вот сегодня мы в течение получаса, ударными      
темпами в целом приняли закон, которым отдали существенные экономические        
полномочия в пользу правительства, ущемив тем самым конституционные права       
Государственной Думы, депутатов, как выяснилось в ходе обсуждения. Данный       
законопроект - вот я его открываю - лежит с 2003 года, ну, пять с половиной     
лет как минимум он лежит в Государственной Думе. Я понимаю, что сейчас,         
наверное, эта тема уже не совсем актуальна, особенно в период падения цен на    
нефть на мировом рынке, но тогда-то, в 2003 году, это была очень актуальная     
тема, очень важная. Почему у нас документы, ну, во всяком случае... Я не        
говорю о качестве закона пока, я задаю вопрос: почему прохождение законов,      
касающихся актуальных тем, задерживается, почему они лежат вот такой            
длительный срок?                                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я могу объяснить только двумя обстоятельствами.                     
                                                                                
Первое. Действительно, вопрос и сегодня остаётся сам по себе актуальным,        
поскольку, конечно, добывать нефть в обжитом районе, в Татарии, и где-то на     
Ямале - понятно, разные, так будем говорить, совершенно песни, поэтому,         
естественно, тема остаётся очень актуальной. Сдерживало комитет, так будем      
говорить, даже то, что, учитывая, что автор считал себя одним из наиболее       
способных подготовить хороший закон, давались отсрочки рассмотрения             
вариантов, которые могут быть взамен предложены. Вот только этим я могу         
объяснить, потому что, вообще, можно было и сразу в том виде... Его             
невозможно технически реализовать в данном варианте, не говоря уже о том, что   
предложенный принцип ведёт к двойному налогообложению по одному и тому же       
показателю. Я только этим могу объяснить. Здесь никакого злого умысла нет,      
поскольку, ещё раз повторяю, мы сейчас, например, бьёмся, вы знаете, об этом    
уже говорилось, над вопросом, каким образом учесть ренту в угольной             
промышленности (Гудкова закон). То есть продолжаются попытки пока найти         
подходы, поскольку этот вопрос имеет большое значение.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Геннадий Васильевич, по вопросу о том, как мы перегружаем налогами    
нефтедобычу. До апреля прошлого года нефтедобытчики, владельцы нефтяных         
компаний, чуть ли не удваивали свои состояния за год, это всем известно. Но,    
по мнению иностранных специалистов, у нас самый низкий уровень разработки       
месторождений - примерно 40 процентов (брошено сто шестьдесят девять тысяч      
скважин). Скажите, пожалуйста: кто в вашем комитете отвечает за                 
налогообложение вот этой сферы и сколько законопроектов находится сегодня в     
стадии подготовки к внесению в Государственную Думу? Потому что, очевидно, вы   
предложите отклонить этот законопроект, а что взамен? Ведь сказки о             
страданиях нефтяников не очень впечатляют.                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я вас понял и специально несколько минут уделил этому вопросу. Я    
сказал, что мы с вами нашли подход, дифференцировали подход к налогу на         
добычу полезных ископаемых, но распространим его, правда, пока только на газ    
и на углеводородное сырьё, не трогая других полезных ископаемых, но тут же      
всплыл вопрос об угле и о многих других полезных ископаемых, добыча которых     
тоже зависит, естественно, от природных условий. Поэтому я и сказал вам, что    
законопроект по углю ещё не снят, он отложен. Мы дали отрицательное             
заключение на тот вариант, который много лет пытались довести до конца,         
сейчас вырабатываются новые подходы к этому делу, тема не снимается. Ещё раз    
повторяю, мы пытаемся законодательно оформить метод изъятия этой ренты.         
Сегодня у нас, кроме этого законопроекта и законопроекта по углю... Я просто    
не делал специальный анализ, но я не знаю других законопроектов.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич.                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Геннадий Васильевич, ну согласитесь, что, наверное,    
не совсем корректно сегодня критиковать авторов за те слова, которые говорили   
они шесть или даже семь лет назад, когда была совершенно другая ситуация. То    
же самое сегодня: вы скажете одно, а через шесть лет мы это вспомним, когда     
будет другая ситуация, и будем вас тоже критиковать. Я думаю, тут Дума должна   
взять полностью вину на себя за свою нерасторопность.                           
                                                                                
А теперь вопрос. Вы посмотрите, что сегодня творится. Вы знаете, что совет      
директоров (об этом неоднократно писали), члены совета директоров имеют         
месячные доходы свыше миллиона рублей. Это от нищеты или что, у нас цены на     
нефть падают, а на бензин почти такие же остались? То есть дважды они           
набивают свою мошну. А в это время нет денег на жильё для ветеранов, на         
аварийные дома и так далее. Не слишком ли вы ситуацию сглаживаете, мол, вот     
они, бедные, уже задавлены, а весь остальной народ живёт неплохо? Я думаю,      
там денег очень много, и на это... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Первое. Вы заметили, что я очень корректно говорил об авторах и о   
законопроекте, поскольку понимаю отлично, насколько сложна эта тема. И здесь    
дело не в критике, а в сложности подхода к решению этой проблемы.               
                                                                                
Что же касается других ваших замечаний, будут какие-то другие предложения -     
будем рассматривать. Но могу вам сказать, что мы, так сказать, массово уже      
сделали шаг в этом направлении - мы с вами изменили ставку налога. Раньше мы    
брали его с гектара, а теперь мы берём его в процентах от кадастровой           
стоимости. Это стало возможным после того, как мы плохо ли, хорошо ли, но       
провели кадастровую оценку всех участков. Но теперь мы видим, как много         
возникает проблем с методикой кадастровой оценки, потому что соседние           
участки, где разное налогообложение, мало чем отличаются, а имеют разную        
кадастровую оценку. Ну, например, чтобы вы понимали: близость, скажем, к        
транспортному пути увеличивает сразу кадастровую стоимость участка в три с      
половиной раза. Объективно это или нет?                                         
                                                                                
Поэтому ещё раз хочу сказать, что нам с вами на нашу жизнь хватит этой задачи   
- законодательно решить вопрос, каким образом изымать вот эту ренту, для того   
чтобы более равномерно и объективно поставить предприятия в равные              
производственные условия.                                                       
                                                                                
Я ещё раз прошу этот законопроект поддержать, это решение комитета, а дальше    
продолжим работу, будем работать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ответы на вопросы даны.               
                                                                                
Присаживайтесь, Геннадий Васильевич.                                            
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Иванов Сергей Владимирович. Всё, подводим     
черту.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Владимирович.                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, что тема эта действительно не нова, постоянно     
эти вопросы поднимаются. И как справедливо говорят, уже запутались в налогах,   
какие вводить, а какие не вводить. Однако, уважаемые коллеги, давайте           
зададимся вопросом: а почему такая ситуация, собственно, складывается? Я с      
огромным уважением отношусь к тяжёлому, заметьте, труду, и нефтяников, и        
газодобытчиков, и шахтёров, и рудокопов - всех абсолютно, и я абсолютно не      
против, чтобы они получали (фракция ЛДПР, разумеется, не против, а только за)   
соответствующий достойный доход. Только вот мне кто-нибудь объяснит: а кто      
сотворил эти богатства, которые они добывают из земли? Они, что ли, как-то      
схимичили, потом закачали туда и снова добыли? Нет. И потом продаётся всё это   
по мировым ценам. Но почему такие цены в мире сложились? Потому, что у          
огромного, подавляющего количества стран нет этих ресурсов, они без них         
прожить не могут, и они вынуждены платить высокую цену. Поэтому ларчик          
открывается очень просто, без всяких дополнительных налогов, и ломать голову    
здесь не надо. То, что в земле лежит, должно принадлежать государству, а все    
эти компании должны просто-напросто получать деньги за то, что они добыли       
этот продукт. А остальную часть можно продавать на мировом рынке по мировым     
ценам. Если бы они всё остальное, что причитается государству, отдавали         
государству, тогда бы нам не надо было выдумывать, какие налоги на              
сверхдоходы ввести и как бы нам тут всё обустроить. Тогда наши граждане         
просто-напросто платили бы копейки и за отопление, и за всё остальное. Вот      
так бы вопрос и решался, и он так и решался, между прочим, в советские          
времена: за границу - по одним ценам, на внутренний рынок - по другим ценам.    
Это не их достижение, что такая цена на мировом рынке сложилась. Вот там, на    
мировом рынке, им платят за товар, а здесь - только за услугу. И это            
предложение ЛДПР: монополия государства на это обязательно должна быть. В       
противном случае мы так до скончания века и будем сидеть и определять, какой    
налог им ввести, а какой снять.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше никто не настаивает на участии в дискуссии? Нет.                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование в первом чтении проект              
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую           
Налогового кодекса Российской Федерации, а также о внесении изменений в         
другие акты законодательства Российской Федерации".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3365 по 3382 из 4754
МИЩЕНКО М. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я хотел бы вернуться к 10-му вопросу: произошёл небольшой сбой - я прошу        
аннулировать результаты голосования Иванова, Мединского, Мищенко и Фомина.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аннулировать?                                             
                                                                                
МИЩЕНКО М. Н. Ну да, мы проголосовали за на самом деле, а там...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть изменить тогда, да?                               
                                                                                
МИЩЕНКО М. Н. Да, изменить. Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, тогда для стенограммы: зафиксируйте эту       
информацию.