Заседание № 184

06.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 342369-4 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3193 по 4103 из 6997
Переходим к следующему вопросу. Проект федерального закона "О ратификации       
Соглашения между Российской Федерацией и Грузией о сроках, порядке временного   
функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов      
Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии".      
Здесь докладчик - официальный представитель Президента Российской Федерации     
главнокомандующий Сухопутными войсками Алексей Фёдорович Маслов.                
                                                                                
Пожалуйста, я приглашаю вас на трибуну.                                         
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
главнокомандующий Сухопутными войсками.                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Военно-политическая обстановка   
в границах дислокации российских войск на территории Грузии в последние годы    
носила сложный и непредсказуемый характер, связанный с недружественным в        
отношении России политическим курсом руководства Грузии. Это существенно        
сказалось на функционировании Группы российских войск в Закавказье.             
                                                                                
В 2000-2004 годах с целью выхода на договорённости по срокам и условиям         
функционирования российских военных баз на территории Грузии проведено восемь   
раундов российско-грузинских переговоров по военным вопросам. Однако по вине    
грузинской стороны переговорный процесс зашёл в тупик. Тбилиси не встал на      
конструктивный путь поиска взаимоприемлемых развязок и продолжал ужесточать     
свои требования по срокам и условиям пребывания наших войск на территории       
Грузии.                                                                         
                                                                                
До 2004 года российские военные базы представляли собой дивизии сокращённого    
состава типа "Б" со штатной численностью мирного времени не менее 10            
процентов от штатов военного времени. Их комплектование осуществлялось в        
основном военнослужащими по призыву путём ротации личного состава, а также      
приёма на военную службу по контракту лиц из числа местного населения,          
имеющих российское гражданство. В целом соединения и воинские части Группы      
российских войск в Закавказье не могли выполнять боевые задачи со штатом        
мирного времени без доукомплектования личным составом, который по               
мобилизационному плану прибывал с территории Российской Федерации в составе     
временных резервных частей.                                                     
                                                                                
С введением паспортно-визового режима между Россией и Грузией и ограничением    
грузинской стороной выдачи виз для ротации военнослужащих поддерживать          
необходимую укомплектованность частей Группы российских войск в Закавказье      
стало затруднительно, что потребовало оптимизировать организационные            
структуры военных баз в сторону уменьшения штатной численности мирного и        
военного времени. В результате проведённых мероприятий удалось адаптировать     
воинские части Группы российских войск в Закавказье к современным условиям по   
задачам повседневной деятельности.                                              
                                                                                
Однако после прихода к власти нового руководства Грузии обстановка вокруг       
российских баз ещё больше обострилась по следующим причинам. Это отказ          
грузинского руководства в открытии виз российским военнослужащим,               
направляемым в Группу российских войск в Закавказье для плановой ротации,       
вследствие чего укомплектованность военных баз снижалась в определённые         
моменты до 35-40 процентов. Возникли проблемы как при перемещении войск и       
военного имущества по территории Грузии, так и при ввозе с территории           
Российской Федерации. Возникли проблемы транзита российских военнослужащих и    
материальных средств через территорию Грузии в интересах 102-й базы.            
                                                                                
В результате таких действий сложилась ситуация, когда российские военные базы   
находятся на территории недружественного нам государства с ярко выраженным      
антироссийским политическим вектором. Как следствие, к началу 2005 года         
соединения воинских частей, расположенные на территории Грузии, могли           
выполнять только функции по охране собственных объектов и решать задачи         
обеспечения своей жизнедеятельности.                                            
                                                                                
Одной из причин, оказавших негативное влияние на положение и состояние          
российских баз в данной ситуации, являлось отсутствие международно-правового    
регулирования, определяющего ответственность сторон по вопросам их содержания   
и функционирования.                                                             
                                                                                
С учётом новых политических реалий и сложившейся обстановки нахождение          
российских военных баз на территории Грузии теряет всякий смысл. В этой связи   
для правового регулирования нахождения российских войск на территории Грузии    
незамедлительно потребовались подготовка межгосударственных правовых            
документов и принятие решения по их выводу.                                     
                                                                                
Началом работы в этом направлении послужило подписанное 30 мая 2005 года        
совместное заявление министров иностранных дел Российской Федерации и Грузии,   
которое предопределило подготовку Соглашения между Российской Федерацией и      
Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских       
военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье,     
расположенных на территории Грузии.                                             
                                                                                
Данное соглашение было подписано 31 марта 2006 года. Соглашение определяет      
статус российских войск на территории Грузии, а также гарантии грузинской       
стороны по созданию необходимых условий для их нормальной жизнедеятельности и   
обеспечения безопасности вывода.                                                
                                                                                
Министерством обороны Российской Федерации разработан план вывода военных баз   
с территории Грузии. Планом предусматривается до 2008 года осуществить          
поэтапный вывоз вооружения, военной техники и запасов материальных средств на   
территории Российской Федерации и Республики Армения для доукомплектования      
102-й российской военной базы в городе Гюмри, а также передачу грузинской       
стороне находящихся на территории Грузии военных объектов Министерства          
обороны России.                                                                 
                                                                                
Общие затраты на реализацию соглашения предусмотрены в федеральном бюджете на   
2006 и в перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2006-2008       
годы. Прочие расходы по обеспечению функционирования российских военных баз и   
военных объектов, расположенных на территории Грузии, на период действия        
соглашения будут осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно выделяемых    
на содержание Вооружённых Сил Российской Федерации.                             
                                                                                
Вывод спланирован: на территорию Российской Федерации железнодорожным           
транспортом через территорию Азербайджанской Республики, в Республику Армения   
железнодорожным транспортом и в составе воинских колонн. Предусмотрен также     
вариант вывода на территорию России морем большими десантными кораблями         
Черноморского флота, однако этот вариант является экономически невыгодным,      
так как требует большого объёма финансовых затрат.                              
                                                                                
Выводимый с территории Грузии личный состав направляется на доукомплектование   
соединений воинских частей, а вооружение, военная техника и материальные        
средства - на дообеспечение войск и на базы хранения. В этих целях              
разработаны соответствующие планы распределения офицеров, прапорщиков,          
сержантов и солдат, а также размещения вооружения, военной техники и            
материальных средств.                                                           
                                                                                
Кроме того, в Министерстве обороны ведётся пофамильный список военнослужащих    
Группы российских войск в Закавказье и членов их семей, проходящих службу на    
территории Грузии, не имеющих квартир, и по ним принимаются конкретные меры.    
Так, в 2006-2007 годах необходимо обеспечить жильём четыреста пятьдесят два     
человека. В 2006 году уже решён жилищный вопрос по ста пятидесяти шести         
военнослужащим, а к концу года ещё сто пять человек получат жильё. В 2007       
году планируется обеспечить квартирами ещё двести сорок семь человек.           
                                                                                
В настоящее время российские войска, находящиеся на территории Грузии,          
занимаются подготовкой техники, материальных средств и прочего имущества к      
вывозу, а также выполняют мероприятия по обеспечению жизнедеятельности          
российских военных объектов. Одновременно с выводом российских войск с          
территории Грузии в интересах обеспечения безопасности в регионе по Указу       
Президента Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 672-с проводятся         
мероприятия по формированию к концу 2007 года двух отдельных горных             
мотострелковых бригад в населённом пункте Зеленчугкская (Карачаево-Черкесская   
Республика) и в населённом пункте Ботлих (Республика Дагестан).                 
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые товарищи депутаты! Представленное на       
ратификацию Соглашение между Российской Федерацией и Грузией о сроках,          
порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других    
военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на         
территории Грузии, направлено прежде всего на защиту прав и достоинства         
российских военнослужащих на территории Грузии, отвечает интересам Российской   
Федерации и позволяет осуществить вывод российских военных баз с территории     
Грузии в установленные сроки. Нератификация соглашения послужит руководству     
Грузии очередным поводом для нагнетания обстановки вокруг российских военных    
баз и создаст предпосылки к различного рода провокациям в отношении             
российских военнослужащих и членов их семей. Предлагаю указанное соглашение     
ратифицировать.                                                                 
                                                                                
Доклад закончен. Спасибо.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Фёдорович.               
                                                                                
Слово для содоклада я предоставляю председателю Комитета по делам Содружества   
Независимых Государств и связям с соотечественниками Андрею Афанасьевичу        
Кокошину. Пожалуйста.                                                           
                                                                                
КОКОШИН А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по делам    
СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел проект федерального закона "О      
ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Грузией о сроках,          
порядке временного функционирования и выводе российских баз и других военных    
объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории      
Грузии". Мы подробно обсуждали этот законопроект с нашими коллегами из          
Министерства обороны, Министерства иностранных дел. Поднималось много           
вопросов, касающихся как текущей ситуации и непосредственно обстановки в        
Грузии, так и более долгосрочных проблем, затрагивались и более комплексные     
вопросы обеспечения интересов национальной безопасности России в данном         
регионе с учётом более широкой ситуации, складывающейся вокруг этого региона.   
Мы пришли к выводу рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания     
принять данный федеральный закон.                                               
                                                                                
При этом, поддерживая ратификацию, члены комитета исходят из того, что          
государственным руководством России, Министерством обороны Российской           
Федерации предпринят уже целый ряд дополнительных мер по укреплению             
безопасности Российской Федерации в данном регионе, в том числе с учётом        
новейших тенденций военного дела, с учётом развития обстановки на Каспии, на    
Среднем и Ближнем Востоке. Многие из этих мер предпринимаются в соответствии    
с теми рекомендациями, которые давались Государственной Думой, в том числе      
нашим комитетом совместно с депутатами Комитета по обороне и Комитета по        
безопасности.                                                                   
                                                                                
В ходе обсуждения и предыдущего законопроекта, который мы рекомендовали         
принять, и того, который мы сейчас рассматриваем, Министерству обороны и МИДу   
депутатами был рекомендован ряд практических мер по обеспечению выполнения      
данных соглашений с учётом интересов России, а также наших друзей и партнёров   
в третьих странах. И могу отметить, что в ходе заседания комитета депутаты -    
члены комитета выразили поддержку проводимому Президентом России курсу на       
обеспечение интересов России в этом регионе по всему комплексу вопросов, в      
том числе вопросов стабильности и безопасности, курсу твёрдому и                
реалистическому, учитывающему не только текущую обстановку, но и долгосрочную   
перспективу.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте запишемся на вопросы к докладчику и содокладчику.    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Давайте по два вопроса от каждой фракции. Тут у нас одиннадцать... Можно по     
одному.                                                                         
                                                                                
Николай Дмитриевич Ковалёв, пожалуйста, от фракции "Единая Россия" (я по        
списку смотрю).                                                                 
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов,   
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Правильно ли я понял из доклада Алексея Фёдоровича (к нему вопрос), что         
практически базы занимались самообеспечением и защитой самих себя, не           
выполняя возложенных на них функций? Это в докладе прозвучало. Я ещё раз        
просто прошу разъяснить, действительно ли это так.                              
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Да, действительно это так.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подтверждается.                                           
                                                                                
Так, депутат Жириновский от фракции ЛДПР. Пожалуйста.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Алексей Фёдорович, к вам вопрос, хотя вам, может быть,        
трудно будет ответить.                                                          
                                                                                
Двести лет назад мы туда пришли, стояли там двести лет: русская армия,          
Советская Армия и сегодня... Вот мы уходим оттуда. Вот каков ущерб? В           
материальном отношении потеряно 100 миллиардов долларов и потеряно двести       
тысяч солдат. За всю историю! И что приобрели? Сразу отвечаю: приобрели ноль!   
А что потеряли, вы можете сказать? Это же наша военная история. Вы же должны    
знать о том, что мы там находились только по военным соображениям, только       
поэтому. Там не было никакой экономики, ничего. Защитить Грузию от гибели, от   
турецких и персидских войск... Вот и истекали кровью двести лет. Сколько        
потеряли солдат и денег! Можете вы назвать цифру, чтобы всем было понятно,      
что мы совершили большую историческую ошибку? Сегодня мы её исправляем и,       
конечно, с удовольствием поддержим ратификацию этого соглашения.                
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Владимир Вольфович, я такую цифру назвать не могу, статистикой     
не занимался. Но вы одну фразу сказали, из которой следует, что мы по желанию   
Грузии находились там.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Родина" - депутат Рогозин. Пожалуйста.        
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. У меня вопрос к Андрею Афанасьевичу.                              
                                                                                
Вот если на референдуме в Южной Осетии будет принято решение о том, чтобы       
воссоединиться с Северной Осетией в составе Российской Федерации, будет ли      
это означать, что если мы переведём военное подразделение или, скажем, базу     
на территорию Южной Осетии, то это уже будет не на территории Грузии?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Афанасьевич Кокошин, в микрофон.       
                                                                                
КОКОШИН А. А. Мне не совсем понятен вопрос. Мы, вообще-то, не переводим базу    
на территорию Южной Осетии, войска и техника передислоцируются в другой         
район.                                                                          
                                                                                
Что касается итогов референдума, то я думаю, что, когда он пройдёт, тогда мы    
его и обсудим, и наверняка Государственная Дума будет иметь свои рекомендации   
по этому поводу, и весьма серьёзные.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский, первой была ваша рука. От фракции     
КПРФ, пожалуйста. У вас пятеро записавшихся. Пожалуйста, депутат Решульский.    
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Вообще-то, вопрос очень серьёзный, можно было бы дать возможность всем          
выступить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По два вопроса... Я дам вам выступить второй раз от       
фракции.                                                                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Хорошо. У меня ряд вопросов, но я уложусь в минуту.            
                                                                                
Прежде всего, никто из докладчиков не сказал, ратифицировано ли данное          
соглашение грузинской стороной. Это вопрос к Кокошину.                          
                                                                                
И второй вопрос - к основному докладчику, Алексею Фёдоровичу. Я прошу           
пояснить статью 10: о каких дополнительных внешних источниках финансирования    
идёт речь, поскольку вы сказали, что в бюджете всё заложено, и надо ли          
полагать, что и другие страны в этом финансировании тоже могут участвовать?     
                                                                                
И прошу пояснить по статье 12 стоимость недвижимого имущества наших военных     
российских баз, которые мы оставляем. Почему-то в статье написано, что эта      
недвижимость является собственностью Грузии. Вы поясните, пожалуйста, статьи    
10 и 12. Как их надо понимать в тексте данного соглашения?                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три вопроса, да? Пожалуйста, Кокошин, по части            
ратификации со стороны Грузии.                                                  
                                                                                
КОКОШИН А. А. Ратифицировано в тот же день, что и предыдущее соглашение, о      
котором докладывал Александр Сергеевич Скворцов.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Кто будет отвечать?                              
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Я буду отвечать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Фёдорович.                            
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Статья 10. Мы прописали эту статью с учётом общепринятых           
международных норм и того, что многие заинтересованные страны, в том числе и    
страны Евросоюза, захотели участвовать в этом выводе. Когда обсудили все        
предложения, посчитали, что принимать какие-то мизерные крохи для вывода        
нецелесообразно чисто из политических соображений, то отказались от             
предложенной суммы.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там ещё по статье 12 был вопрос.                          
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Статья 12. Недвижимое имущество российских военных баз является    
собственностью Грузии и предоставляется российской стороне во временное         
пользование. До этого момента, я вам говорил, в течение восьми раундов мы       
планировали при разделе... Когда определялись самостоятельные государства, не   
была зафиксирована собственность России на эти объекты.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Стоимость этих объектов можете назвать? Хотя непонятно,   
ведь это грузинская собственность.                                              
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Нет, не могу. Как оценить её?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
На втором вопросе настаивают две фракции - фракция "Единая Россия" и фракция    
КПРФ. Кто второй вопрос задаёт от фракции КПРФ? У вас записались депутаты       
Заполев, Кравец, Махмудов, Макашов.                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кравец.                                                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня первый вопрос к представителям Минобороны. Вы здесь достаточно честно    
сказали о том, что вывод баз производится под давлением руководства Грузии и    
якобы нецелесообразно дальнейшее пребывание там наших войск, ну а интересы      
НАТО в данном случае к этим базам имеются? Это первый вопрос.                   
                                                                                
И второй вопрос - к представителю комитета коллеге Кокошину. Ну хорошо, в       
данном случае комитет считает, что режим Саакашвили навсегда, а если ситуация   
изменится и к руководству Грузии придут нормальные люди или ещё более           
экстремистски настроенные, тогда как?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто будет отвечать?                           
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Я не говорил о том, что мы выходим под давлением. Сложились        
такие условия, что эти военные базы потеряли своё значение как военный          
организм: нет для них задач. И к тому же на территории Грузии сложились         
дискомфортные условия для пребывания там наших военнослужащих и членов их       
семей.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кокошин.                                      
                                                                                
Включите микрофон Кокошину.                                                     
                                                                                
КОКОШИН А. А. Я думаю, коллега Кравец задал очень хороший вопрос. Конечно,      
когда мы рассматривали вопрос этого соглашения и будущего нашего военного       
присутствия конкретно в Грузии, мы старались учесть и долгосрочную              
перспективу, учесть наши интересы не только в привязке к текущему моменту, но   
и долгосрочные в связи с возможными изменениями в политической обстановке, в    
политическом руководстве Грузии. Мы внимательно рассматривали этот вопрос и с   
нашими коллегами из Минобороны, Генштаба, из других ведомств и можем            
констатировать, что, безусловно, у нас есть возможности обеспечения наших       
интересов безопасности, в том числе оборонных интересов, в этом регионе и без   
данных баз.                                                                     
                                                                                
Я согласен с мнением главкома Сухопутных войск и заместителя начальника         
Генерального штаба о том, что, в общем-то, давно уже эти базы не столько        
создают для нас возможности определённого воздействия на обстановку с           
военно-политической точки зрения, сколько являются, конечно, определённой       
проблемой для нас. И решать задачи обеспечения военной безопасности, задачи     
борьбы с терроризмом, предотвращения терроризма, вообще обеспечивать            
стабильность в этом регионе можно за счёт других мер, в частности за счёт       
наращивания наших возможностей в Северо-Кавказском военном округе, за счёт      
определённых мер, касающихся развития нашего Военно-Морского Флота,             
Черноморского флота в частности. Ну и к тому же я хотел бы обратить внимание,   
коллеги, на то, что сегодня очень многие задачи военного порядка, или           
наблюдения за обстановкой в этом регионе, решаются на основе новейших           
технических средств, а далеко не за счёт наличия объекта конкретно в тех        
точках, о которых мы сегодня ведём речь.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос - депутат Семаго, фракция "Единая        
Россия". Пожалуйста.                                                            
                                                                                
СЕМАГО В. В. Большое спасибо.                                                   
                                                                                
Товарищ генерал, мой вопрос по Приложению № 2, которое содержит положение о     
ретрансляторе связи. Вот последний абзац на первой странице: "Предоставление    
Российской Стороне в пользование оборудования ретранслятора и допуск            
персонала Российской Стороны... осуществляются в порядке, определённым          
Грузинской Стороной...". Вы не могли бы в какой-то степени более расширенное    
толкование этому дать - вот что стоит за этим понятием? То есть что, могут      
пустить, а могут не пустить? Ведь какие-то правовые основы для существования    
нашего персонала на этом очень важном для нас объекте должны быть как-то        
регламентированы.                                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МАСЛОВ А. Ф. Дело в том, что там работают наши специалисты, и есть              
договорённость с министерством обороны Грузии, потому что мы обеспечиваем       
часть ретрансляционных каналов для связи с Батуми и с Ахалкалаки.               
Договорённость такая между министерствами обороны существует.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть возможность высказаться по данному законопроекту. Я     
вношу предложение: по одному выступлению от каждой фракции. Принимается такой   
подход? Пожалуйста. От фракции КПРФ кто хотел бы выступить? Депутат...          
Макашов или Кондратенко? Кондратенко, да? Пожалуйста.                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ориентируюсь на решение координатора фракции            
Решульского, он показал на Кондратенко.                                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция, пытаясь противостоять    
форсированному вводу войск США и НАТО в Грузию, включая Абхазию и Осетию,       
потому что по их меркам это территория Грузии, воздержится при голосовании.     
                                                                                
Мысленно я себе задавал вопрос: мог бы кто-нибудь при Иосифе Виссарионовиче     
Сталине разговаривать с Россией, с Союзом подобным тоном и подобным языком? А   
мы всё его поносим.                                                             
                                                                                
Знаете, коллеги, уж очень напоминает мне сегодняшняя ситуация анекдот, когда    
власти объявили сбор русских на площади и один русский говорит: "А по какому    
вопросу?" Ему объясняют, что вешать будут. Он задаёт всего один вопрос: "А      
верёвки с собой брать или казённые дадут?" Чем-то и мы, парламент наш,          
напоминаем эту ситуацию. Точь-в-точь такая же обстановка, если вы вспомните,    
была в парламенте при решении вопроса о ратификации закона о границах с         
прибалтийскими государствами и разграничении шельфа моря. Они не имели ни       
границ, ни шельфа, правопреемником СССР была Россия, и мы держали руку на       
пульте в этом вопросе. Вспомните, какой натиск шёл через телевидение? Дмитрий   
Рогозин метался и в Совете Федерации, и в Думе: давайте ратифицировать,         
давайте, давайте, давайте!.. Продавили. А что для России мы получили? Ничего!   
Транзит военных грузов в Калининград, транзит грузов гражданских, транзит       
пассажирский, он так, на "киселе" ведь разрешён. А идёт набег, приходят         
военные, трясут папками, подчиняясь воле кукловодов, и мы с вами голосуем.      
Знаете, и призывы ведь, если вы вспомните прошлые заседания, да и сегодня       
звучали такие же, как и при решении вопросов с Прибалтикой. Такие, знаете,      
пошлые даже, циничные призывы: сколько мы грузин кормить будем, пусть чистят    
ботинки натовцам... Я думаю, что надо, знаете, рассчитывать только на           
низменные чувства депутата, желая привести его к какой-то убеждённости          
подобными фразами. Другим языком говорится об этих проблемах. Даже призыв       
пожалеть нашего солдата, я, как вчерашний солдат, не понимаю, потому что в      
клятве, когда я присягу принимал, было сказано: я перенесу любые тяготы и       
лишения ради интересов моего Отечества. Если по политическим соображениям       
надо лежать на дне, или под водой лежать, или над водой, солдат должен ради     
интересов Отечества всё это перенести. А у нас и эту карту разыгрывают!         
                                                                                
И так хочется сказать: заботливые, так их растак, радеющие об Отечестве моём!   
Ведь ясно и понятно, что вся игра, всё кино, весь последний сценарий            
российско-грузинский затеян ради вывода наших войск из Грузии. Для чего это     
надо, я уже говорил: фактор Ирана. Тревожится его величество Израиль, и наша    
пятая колонна здесь колышется: надо, надо, надо скорее выводить войска          
российские, чтобы туда вошли войска Соединённых Штатов Америки и НАТО. Ведь     
Сенат не зря этот вопрос рассматривал. Ещё не выведены войска, ещё не сняты     
противоречия, а Сенат уже рассмотрел этот вопрос. Разве не ясно и не понятно,   
что даже их внутренние постулаты - это не догма, это руководство к действию,    
они решают ради собственных интересов всё? А у нас и военные, и гражданские     
об интересах Отечества забывают.                                                
                                                                                
Почему Грузия интересует, я говорил. Во-первых, Турция ненадёжна.               
Мусульманская страна. Я знаю хорошо антиамериканские, антинатовские             
настроения в Турции. Ненадёжно, они это хорошо знают. Грузия - христианская     
страна. Здесь хорошо поставить простейшие ракеты, которые достанут территорию   
Ирана. Поти - один из самых глубоководных портов, куда могут и подводные        
лодки зайти. Вот для чего нужна сегодня Грузия. И систему ПРО развернут,        
чтобы его величество Израиль... А ему есть чего бояться, Израилю, как и нашей   
пятой колонне. На страшном суде все они в смоле кипеть будут за злодеяния,      
которые вершат сегодня в мире в рамках политики глобализации. За всё зло надо   
будет платить.                                                                  
                                                                                
При этом мы подставляем и Абхазию, и Осетию. Не будет предела, пойдут они,      
потому что по международным нормам это территория Грузии. Вступив в Грузию,     
они её пронижут, дабы услужить Саакашвили и сказать, что это он, великий        
Саакашвили, восстановил ту, прежнюю величину Грузии. Кто будет стрелять из      
охотничьего ружья по ракетам НАТО? Абхазец или осетин? Вы хорошо знаете, что    
нет.                                                                            
                                                                                
Я думаю, что "Единая Россия" проголосует. Надо вам, коллеги, позаботиться вот   
о чём. Вам надо бы подумать, как, когда они выйдут к моему дому, к Сочи,        
Псоу, направить туда солидных генералов в форме. Или герои даже найдутся,       
девки красивые найдутся, как говорится (в ЛДПР похуже с этим делом),            
направить их туда с хлебом-солью. Надо будет встретить их, потому как братаны   
они теперь будут некоторым из нас. Но не мне, русскому, прошу прощения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции ЛДПР - депутат Жириновский.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский сейчас выступит, и я дам вам слово    
по ведению. Но именно по ведению.                                               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вводить войска или выводить - должны решать только            
специалисты. Если Министерство обороны считает нужным выводить, значит, надо    
выводить, а всё остальное - это черёмуха.                                       
                                                                                
Я задал вопрос о том, подсчитаны ли убытки. Вот нужно историческое              
обоснование. Мы там вообще не должны были находиться все двести лет. Мы         
потеряли сотни тысяч солдат и потеряли огромные деньги. И ради чего? Прошло     
двести лет, и они нас оскорбляют. Конечно, в этих условиях мы обязательно       
должны уйти, ибо там нам делать нечего.                                         
                                                                                
Николай Игнатович считает, что туда НАТО войдёт. Пусть войдёт, пусть лопнет     
НАТО, они везде, вошли и что они сделали? В Афганистане есть порядок? Нет. В    
Ираке есть? Нет. В Ливане есть? НАТО бомбило, а мы идём спасать Ливан. И Иран   
будут бомбить, и правильно, с грузинской территории, и Иран ответит, и Грузии   
не будет.                                                                       
                                                                                
Что вы защищаете Грузию? Вы наших солдат поберегите. Что там они будут          
делать? Вы здесь в тёплых московских квартирах, вы там послужите! Я там         
служил, когда никакого Саакашвили не было, и каждый час считал, когда же        
можно будет уехать подальше от этой страны. Никакого Саакашвили не было, был    
Мжаванадзе. Никакой перестройки не было. Это ваши грузинские коммунисты, вам    
казалось, что они коммунисты, их Сталин называл маргариновыми коммунистами,     
это обычные националисты.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В Краснодаре хорошо жить. Туда поезжайте, на Кавказ! В    
Среднюю Азию поезжайте. На экскурсии вы были? Жить надо, жить! Как жили там?    
Как секретарь райкома? На другом бытовом уровне поживите! Генералы в Москве     
тоже хорошо живут. Каково солдатам там и их семьям?                             
                                                                                
И ради чего? Ради чего стоят?! Сто человек уже погибло, сто солдат, защищая     
абхазов и грузин, чтобы они не ссорились. Это было бы сто семей, сто детей у    
нас! С какой стати двести лет истекаем кровью на Кавказе?                       
                                                                                
И мы должны быть благодарны Саакашвили, нам очень выгодно, чтобы он показал     
всему миру, что такое новый Сталин. Про нашего забыли уже, вы тут вспоминаете   
его, какой он был хороший. Вот там Саакашвили теперь, пускай кровью истекает    
грузинская оппозиция, пусть он кровью подавляет там все выступления. И армяне   
против него, и осетины, и абхазы, и азербайджанцы, и сваны, и                   
турок-месхетинцев он обязан будет принять сто тысяч. Пусть там будет вечная     
гражданская война, партизанская, а нам там делать нечего.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Калининград - это ошибка.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, вот Сахалин - ни одного острова! Это разные вещи,        
генерал. Вот вы не можете понять. Я говорю про Кавказ, юг. На юге война.        
Сахалин - тишина, тишина полная, Прибалтика - тишина. Здесь - никаких уступок   
никогда, да, никаких уступок не должно быть.                                    
                                                                                
А Кавказ - вам обидно, вы проиграли. Вы там стояли, генералы, и не знали, что   
творится. Статистику откройте, при советской власти постоянно был отток         
русского населения. Что же вы его не удержали тогда, когда ваш Сталин был?      
Уезжали постоянно русские именно из Грузии, не из других территорий, а из       
Грузии.                                                                         
                                                                                
Это нужно всё учитывать. Там невозможно находиться нашим людям, невозможно! И   
они не хотят. Поэтому всех принять обратно в Россию. И закрыть страницу. Это    
был наш просчёт. Когда вставал вопрос о вводе наших войск в Грузию... Пусть     
вам генералы дадут справку, и советники говорили царю: ваше величество, не      
надо туда входить. Они знали, что вот так будет. Двести лет прошло, прежде      
чем вы поняли сейчас, что надо уходить. Поэтому не вспоминайте вашего           
Сталина. До Сталина ещё вошли туда, а не надо было входить.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас нет такой процедуры.             
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Генерал Макашов, да не мучайтесь! Вам, Макашов, нужно было    
в 91-м году ваши двадцать тысяч танков ввести, а вы струсили и ничего не        
делали. В 91-м году нужно было воевать. А сейчас закончилось ваше время, вы     
пенсионер, у вас борода, в дом престарелых идите, всё уже, генерал. Армию       
бросил, теперь сидит пенсионер: а что тогда, а что тогда... Я не был            
генералом. Если бы я им был в 91-м году, я всем бы головы поснимал. А вот       
такие трусливые, как вы, ничего не сделали. Теперь трясёте вашими геройскими    
знамёнами. В 91-м я был в центре Москвы, здесь был, один вышел, один против     
двух тысяч демократов. А вы с вашими танками стояли в центре Москвы,            
мороженое кушали. Воевать не умеете! С 17-го года не умеете воевать. Русская    
армия воевала - тогда весь мир дрожал. А вы везде отступаете, везде с 17-го     
года. Потому что не те знамёна выбросили. У вас всё дружба народов, вы ещё не   
поняли, никакой дружбы народов нет, есть штыки и деньги. Штыки не надо было     
туда направлять, не надо было туда приходить! Поэтому надо обязательно          
ратифицировать. И на будущее никогда нашу армию никуда не направлять, дома      
сидеть, отдыхать здесь и здесь тренироваться. Мы ни с кем не должны воевать.    
В Афганистан зря ввели войска. Я говорю только про юг - там были у нас          
ошибки. Запад - тоже ошибки, но там можно было оставаться - другие генералы     
струсили, и сидящие здесь депутаты.                                             
                                                                                
Я имею в виду только юг. Юг - всегда война, коррупция и всегда враждебное       
отношение к России. Пускай они друг с другом воюют, и мешать не надо. Как       
царь, будем мы направлять оружие и грузинам, и армянам, и азербайджанцам, и     
осетинам за деньги на границу русско-кавказскую. И пусть там дальше             
используют наше оружие, но пусть они хоронят своих солдат. А мы столько лет     
истекали кровью - всё впустую, зря, ошибка. Царь совершил ошибку. Он исходил    
из каких побуждений? Жалко ему: христиане грузины, пожалел! И сколько русских   
положил он там за эту христианскую республику?!                                 
                                                                                
Поэтому нельзя исходя из религиозных побуждений или из гнилой позиции дружбы    
народов губить нашу армию. Никогда больше этого не делайте, генералы! Не        
религия, не национальный вопрос, а государственные интересы! Нам не нужно       
было защищать христианскую Грузию. И не нужно было в Первую мировую войну       
вступать из-за того, что какой-то там сумасшедший серб убил какого-то           
австрийского принца. Пропади пропадом эта православная Сербия! Мы сидели бы -   
и никакой Первой мировой войны, никакой революции не было бы. А они всё равно   
пришли в Югославию. Вы понимаете меня?! Мы защитили православных сербов, а      
они их бомбят сегодня и их оккупировали. Чего мы влезли в Первую мировую        
войну?! Ошибка.                                                                 
                                                                                
Не умеете руководить страной - убирайтесь к чёрту все! И дайте возможность      
тем руководить, кто не будет совершать ошибки. А вы двести лет совершаете с     
вашим царём, с вашим Сталиным.                                                  
                                                                                
Поэтому больше никакого религиозного фактора и национального не должно быть -   
только чисто интересы Российского государства. И ни в какие войны не влезать.   
И солдат всех вернуть домой. Сегодня есть современные виды оружия, другие       
возможности. Пригласить, наоборот, втянутся пусть: давай, давай, скорее,        
скорее, наводи самолёты, ракеты, бомби - и получится ответный удар от всего     
исламского мира. А мы будем сидеть отдыхать, мы будем Олимпиаду проводить в     
Сочи. А они будут истекать кровью около Батуми, Поти и так далее. Поэтому       
здесь вопрос должен быть исторически закрыт сегодня. Мы должны раз и навсегда   
сказать: была ошибочной вся политика - и русских царей, и советских             
коммунистов. И сегодня мы её исправляем.                                        
                                                                                
Я счастлив, что живу в то время, Николай Игнатович, когда мы наконец её         
исправляем. А к Краснодару никто не подойдёт, не волнуйтесь. Вы будете          
продолжать удить рыбку и жить на пенсию от коммунистов, никто вас не тронет.    
Грузия нужна только против Ирана и против Кавказа, а Краснодарский край им не   
нужен, не волнуйтесь. И наша задача - чтобы они втянулись во все конфликты,     
они пускай втягиваются, их весь мир ненавидит сегодня. А держать свою армию     
за рубежом - вы не знаете, что это такое. Сегодня все ненавидят иностранную     
армию, все! Так что же нам под ненависть подставлять наших солдат,              
военнослужащих? Они же находятся там в тяжелейших условиях! Они практически     
находятся там в окружении враждебного населения. И вы говорите, что нужно       
держать. Сколько держать их - год, два, пять, десять? Зачем? Что это даст       
нам?                                                                            
                                                                                
Радоваться надо, что Саакашвили пришёл к власти. Ведь для нас проблема Грузии   
не только геополитическая. Благодаря Саакашвили мы сегодня грузинскую           
диаспору уберём из России. Она уйдёт с рынков, из казино, из теневой            
экономики, не будет коррупции. А если армия будет там, мы не можем этого        
делать, мы не можем зачищать вот эти национальные криминальные группировки.     
Спасибо скажите ему, Саакашвили, - мы освободим Россию от двухсотлетнего        
рабства. Вы, наверное, помните этот анекдот? Два грузина говорят: "Вай-вай,     
какую мы колонию потеряли!" Всё! При советской власти мы были для них           
колонией, они внаглую смеются над нами. Они всё высасывали из нас. До сих пор   
миллиарды долларов уходят к ним. 10 миллиардов: один миллиард реально и         
девять - в карманах. А сколько ещё!.. Вскройте все казино, все рынки по всей    
стране, все гостиницы, все магазины, все банки - у вас волосы дыбом встанут.    
                                                                                
Поэтому ратифицировать - и назад всех солдат, и не в 2008 году, а весной        
следующего года. До 1 мая 2007 года убирайте армию оттуда. И пропади пропадом   
эта Грузия!                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Квицинский. Я обращаюсь к вам: я     
даю вам слово по ведению. Пожалуйста.                                           
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А. Депутат Бенедиктов по карточке Квицинского.                    
                                                                                
Олег Викторович, Альберт Михайлович Макашов ведь в самом начале обращался к     
вам с просьбой дать ему слово по этому вопросу, именно в силу того, что он      
профессионал и долго там служил. Мне кажется, из-за принципа механически не     
стоит лишать его слова...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я могу это предложение адресовать      
палате. Дело вот в чём. Я предложил выступления от фракций. И я обратился к     
депутату Решульскому, который, как я понимаю, принимает решение, кто выступит   
от фракции. Он показал на депутата Кондратенко, который имел возможность в      
течение десяти минут выступать от фракции. Я поставлю на голосование ваше       
предложение.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, кто от фракции "Единая Россия"? Николай Дмитриевич Ковалёв,         
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы внесли предложение.                                    
                                                                                
Пожалуйста, ещё раз включите микрофон депутату Бенедиктову.                     
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А. Я прошу прощения, я ещё хотел сказать, что слово "трус"        
вообще является оскорблением. Макашов, конечно, может не реагировать,           
слишком... репутация такая, что можно... Смешным выглядит это. Но мне           
кажется, на выступление Владимира Вольфовича надо реагировать и комиссии по     
этике: по-моему, перебрал... (Сильный шум в зале.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихо, тихо!                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаю внимание депутата Бенедиктова на стенограмму    
выступления депутата Савицкой сегодня и депутата Кондратенко. Я готов дать      
поручение депутату Райкову, как председателю комиссии по этике, взять эти       
выступления. На мой взгляд, как представителя партии "Единая Россия"... Я       
сидел и сжимал кулаки, и молчал, потому что там звучали прямые оскорбления,     
там звучали слова "продаёте страну все, кто голосует за это".                   
                                                                                
Пожалуйста, я предоставляю слово депутату Ковалёву Николаю Дмитриевичу. От      
фракции "Единая Россия", пожалуйста.                                            
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Я хочу     
особо подчеркнуть, что Россия последовательно выполняет все свои                
международные обязательства. И в данном случае мы имеем дело именно с такой     
ситуацией, когда Россия взяла на себя определённые обязательства и просто       
обязана их выполнить, и она их выполняет. Наша фракция исходит из того, что     
взятые и подписанные обязательства должны быть выполнены, именно поэтому мы     
поддерживаем решение президента в данной ситуации ратифицировать это            
соглашение и будем голосовать за.                                               
                                                                                
Что касается звучавших здесь тезисов о выводе. Знаете, почему-то оппоненты не   
обратили внимания на статью 20 соглашения, в которой говорится о том, что       
базы будут использованы для создания совместного российско-грузинского          
антитеррористического центра. И это, на мой взгляд, очень важное достижение     
руководства Министерства обороны и Министерства иностранных дел. Эта работа с   
грузинской стороной будет продолжена. И это вселяет надежду на то, что          
нынешнее грузинское руководство, которое взяло курс на антироссийскую           
позицию, на вектор антироссийский, превалирующий сегодня в политике             
руководителей Грузии, направление вот этого вектора всё-таки исправит и будут   
внесены коррективы.                                                             
                                                                                
Вы знаете, как говорили древние, ещё Экклезиаст: нет ничего нового под          
солнцем. Я прочитал интересное выступление великолепного журналиста Величко,    
специалиста по югу России. Время - 1904 год. Смотрите, что он пишет: "Грузин    
типичный, с точки зрения широко понятых государственных интересов,              
предпочтительнее грузина, оторванного от почвы... последний приобретает облик   
левантинца, человека с племенными недостатками и без традиционных племенных     
добродетелей, то есть человека никому не полезного. Ни Богу свечка, ни чёрту    
кочерга". Скажите, кого из лидеров, воспитанных на Западе, чьё преклонение      
перед Западом напоминает это описание, данное, ещё раз подчеркну, в 1904        
году?                                                                           
                                                                                
Я абсолютно убеждён и говорю это от имени своих коллег - мы обсуждали эту       
тему, обсуждали подробнейшим образом, - что сегодня наша историческая задача    
как раз состоит в том, чтобы зарегистрировать де-юре то, что случилось          
де-факто. И именно поэтому я призываю коллег поддержать ратификацию данного     
соглашения. Оно продуманно, оно готовилось в течение длительного периода        
времени, оно полезно на самом деле для России.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Дмитриевич.                              
                                                                                
От фракции "Родина" - Дмитрий Олегович Рогозин. Пожалуйста.                     
                                                                                
Потом я поставлю на голосование предложение депутата Бенедиктова.               
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Уважаемые коллеги, я думаю, что, если бы не было в природе        
господина Саакашвили, его надо было бы просто придумать, потому что только      
благодаря нынешнему политическому руководству Грузии мы наконец-то стали        
вспоминать о своих интересах, например о своих интересах в борьбе с             
нелегальной миграцией, о своих интересах в борьбе с этнической мафией и в том   
числе о своих интересах в военной области.                                      
                                                                                
Что нам нужно делать, а чего нам не стоит делать на южном Кавказе, вообще на    
Кавказе в целом? Мы обсуждаем сейчас вопросы, связанные с военными базами.      
Базы имеет смысл содержать там, где речь идёт о дружественных государствах,     
которые подписывают с нами соглашения о военном сотрудничестве, например        
Армения, или Киргизия, или Приднестровская Молдавская Республика, где наши      
воинские подразделения, склады наши военные тоже имеют право находиться,        
потому что это дружественные нам территории и дружественные народы,             
устремлённые сегодня в состав Российской Федерации. Это первое условие.         
                                                                                
Второе условие. Базы можно иметь на территории оккупированного государства,     
например, как американцы, которые держат базы и свои войска на территории       
оккупированного ими Ирака.                                                      
                                                                                
Третье. Базу можно иметь на территории недружественного государства, но         
только в том случае, если у вас есть возможность поддерживать извне эту базу.   
Например, военно-морская база Гуантанамо Соединённых Штатов Америки,            
находящаяся на территории недружественной по отношению к Вашингтону Кубы.       
                                                                                
Что мы имеем сегодня в Грузии? Мы имеем базы, которые сегодня являются          
заложниками ситуации и политического режима в самой Грузии, базы, которые мы    
поддержать не можем, насытить оружием не можем, наполнить личным составом       
Вооружённых Сил не можем. И в случае дальнейшего обострения обстановки вокруг   
Грузии (а я считаю, что нынешний кризис далеко не прошёл, он ещё аукнется и,    
поверьте мне, после референдума в Южной Осетии точно будет новое обострение,    
а потом ещё одно обострение) мы не сможем обладать никакой свободой действий    
в отношении недружественных нам сил на территории Грузии, если у нас там есть   
заложники, которые скованы территорией самой базы и даже не успеют вывести      
свою боевую технику за пределы этой базы. Так было у нас, между прочим, в       
Чеченской Республике, в Чечне, во время первой войны, когда захват оружия и     
уничтожение офицеров российских Вооружённых Сил происходили в Грозном. Тогда    
к этой базе подъезжала машина пожарная, заполненная высокооктановым бензином,   
шланги наводились на территорию базы и говорилось: либо вы сдаётесь, все        
офицеры сдают оружие, либо мы вас сейчас поджигаем и будете гореть здесь        
факелом, зажатые собственными же границами. Нам это надо?! Неужели нас          
история, наша новейшая история ничему не учит?!                                 
                                                                                
Что касается того, НАТО, не НАТО, будет там НАТО, если мы уведём оттуда свои    
базы, не будет... Слушайте, если НАТО приняло решение войти в Грузию, они       
войдут вне зависимости от того, есть там какие-то базы или этих баз нет.        
Точно так же, как, например, с Литвой, вот сегодня здесь докладчик от КПРФ      
говорил, что подписали бы договор о границе... А, скажем, с Латвией и с         
Эстонией мы договор о границе не подписывали, но это не помешало ни Эстонии,    
ни Латвии войти в НАТО, потому что решение принято. И чихать они хотели,        
Николай Игнатович, на ваши умозрительные концепции в области международного     
права. НАТО действует так, как они решили, и ничто им помешать не может: ни     
отсутствие договора о границе, ни наличие какой-то военной силы                 
микроскопической на территории страны, являющейся кандидатом на вступление в    
НАТО.                                                                           
                                                                                
Президент Российской Федерации в настоящий момент демонстрирует, что он         
понимает всю сложность положения вокруг Грузии и угрозы для репутации России,   
угрозы жизни и достоинству граждан Российской Федерации, поэтому надо           
рассматривать данный закон о ратификации как внесённый не Президентом           
Российской Федерации, а Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской        
Федерации, который понимает, что он делает.                                     
                                                                                
Что касается реакции на то, как надо себя вести, хочу ещё раз обратиться к      
первому докладчику нашему. Если вы такие крутые мужики, Николай Игнатович, и    
всё прекрасно понимаете, тогда не надо воздерживаться, тогда скажите: "Мы       
против данной ратификации". А воздержание, между прочим, опасно для здоровья.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все желающие выступили, кроме          
депутата Макашова. Есть предложение депутата Бенедиктова: дать вне              
партийной... фракционной квоты ему слово. Он просил полторы минуты. Ставлю на   
голосование... Ковалёв Олег Иванович возражает.                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Ковалёву.                                
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я считаю, что вы,   
как председательствующий, должны сделать замечание депутату Макашову,           
поскольку он, нарушая Регламент, подавал реплики с места, прерывал              
выступающего.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так и сделал.                                           
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И. Это первое.                                                       
                                                                                
Во-вторых, в Государственной Думе достаточно много тех, кто считает себя        
специалистами по Грузии, так же, как считает себя депутат Макашов, но это не    
значит, что они все должны начинать дёргать выступающего или докладчика.        
Поэтому я предлагаю никакого слова ему не давать только за это, за такое        
поведение в палате.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, во время выступления депутата          
Жириновского, когда депутат Макашов вступил с ним в полемику, я ему замечание   
сделал. Но я не могу не поставить на голосование предложение, которое           
поступило от депутата Бенедиктова. Палата должна определиться. Я ставлю на      
голосование предложение депутата Бенедиктова: предоставить слово вне            
фракционной квоты депутату Макашову.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.16,1%                                     
Проголосовало против          318 чел.83,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается. Завершаем выступления. Есть ли желание выступить у              
представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. Докладчики   
хотели бы выступить с заключительным словом? Нет.                               
                                                                                
По ведению - депутат Тюлькин перед голосованием. И Кравец, я вижу.              
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
У меня предложение палате по ведению. Поскольку замечательное выступление       
Владимира Вольфовича вызвало столько откликов, споров, хочу обратиться с        
просьбой опубликовать полностью в "Парламентской газете" выступление            
Владимира Вольфовича, дабы мысли большого защитника русского народа и ещё       
большего патриота государства Израиль были ясны всем нашим избирателям.         
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кравец, по ведению.                   
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Спасибо.                                                           
                                                                                
Олег Викторович, у меня к вам замечание. Ну, я понимаю, так сказать, как        
левая рука "Единой России", он может говорить всё что угодно, депутат тоже      
может бредить, но содержание выступления представителя ЛДПР вообще надо         
рассмотреть с позиции закона об экстремизме, о разжигании национальной розни.   
Надо было прервать эту истерию здесь, на трибуне, и дать поручение комиссии     
по этике.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, пожалуйста, у вас, как у            
депутата, есть право подготовить соответствующее протокольное поручение в       
адрес Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики или           
какой-то другой документ и обратиться к палате за такой оценкой. В данном       
случае я не посчитал нужным прерывать депутата Жириновского: у нас сегодня в    
зале было очень много эмоциональных выступлений и у меня тоже было желание      
отреагировать.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы выполнили все процедуры. Ставится на голосование проект   
федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и     
Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских       
военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье,     
расположенных на территории Грузии" в рамках "часа голосования".                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3%                                     
Проголосовало против           26 чел.5,8%                                      
Воздержалось                   16 чел.3,6%                                      
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ратифицировали мы данное соглашение.