Заседание № 141
20.01.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 342265-3 "Об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях" (внесен депутатом Государственной Думы В. Н. Пивненко и депутатами Государственной Думы третьего созыва А. Е. Баранниковым, В. Н. Бондарем, В. А. Лекаревой, М. Г. Малаховым, А. Э. Мяки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2034 по 2256 из 4605
Пункт 11 повестки дня. Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях". Доклад председателя Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентины Николаевны Пивненко. Пожалуйста, Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Тема здесь уже озвучена. Но я бы хотела сказать о том, что данный проект закона был внесен два с половиной года тому назад, когда еще только, в общем-то, начиналась практика применения альтернативной гражданской службы. И как раз с учетом этой практики, с учетом вступления в силу закона о местном самоуправлении в новой его редакции при разграничении полномочий тема альтернативной гражданской службы в муниципальных образованиях стала, на мой взгляд, еще более актуальной. Этот проект закона был предложен группой депутатов, в том числе и мной, еще в том созыве. Он был направлен на реализацию права граждан, которым военная служба по призыву заменена альтернативной гражданской службой, проходить ее в организациях, подведомственных органам местного самоуправления. Законопроект направлен на решение как экономических проблем, так и социальных. Сегодня потребность в подкреплении муниципальных служб, особенно на уровне местных поселений, применением труда альтернативщиков, еще более выросла, чем это было, я полагаю, в 2003 году. Зная, что отрицательный отзыв правительства лежит в основе отрицательного заключения профильного комитета, и зная, что сегодня этот законопроект не будет поддержан, я бы всё же хотела обратить внимание на то, что достаточно спорны и заключения по ряду позиций, которые представлены правительством, хотя бы в той части, что "концепция организации альтернативной гражданской службы противоречит нормам Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" и не позволит обеспечить плановое применение труда граждан, направленных на эту службу, в приоритетных для государства сферах деятельности". Как раз наоборот: законопроект предполагает планирование этой работы, совместную работу и военных ведомств, которые обеспечивают направление на службу, и федеральных организаций службы занятости, и таких же организаций субъектов Российской Федерации. Поэтому я бы всё же просила эту тему не отбрасывать на последующие два с половиной года, а с учетом разграничения полномочий и усиления функций органов местного самоуправления в условиях его реформирования этот вопрос решить, может быть, созданием совместной рабочей группы с привлечением тех лиц, которые выступили с законодательной инициативой, потому что решение всё равно должно быть принято. Это не коснется миллионов, тысяч людей, это, наверное, коснется сотен, но сотен, которые очень будут нужны для использования на службе в органах местного самоуправления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Для содоклада включите микрофон Павлу Владимировичу Крашенинникову. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, вы знаете, я практически полностью поддерживаю то, о чем сказала Валентина Николаевна, - безусловно, очень важно, чтобы альтернативщики имели возможность служить в том числе для муниципальных нужд. Но по предмету, по самому законопроекту здесь есть достаточно существенные возражения. Авторы предложили сделать новый закон, не предложили поправок в закон "Об альтернативной гражданской службе", а предложили законопроект "Об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях". По существу, во многом это изложение того закона, который является, как они говорят, базовым. Мне кажется, этого делать не надо, не надо переписывать закон "Об альтернативной гражданской службе" и добавлять туда муниципальные образования, на самом деле, мне кажется, можно обойтись тем, что в базовый закон внести поправку, которая бы регулировала возможность проходить альтернативную службу в муниципальных образованиях. С последней позицией, с тем, что проходить службу в муниципальных учреждениях можно и нужно, я бы согласился, но, конечно, с точки зрения юридико-технической мы полагаем, что здесь не совсем правильный был подход. Вот на этом основании мы предлагаем отклонить данный законопроект. А что касается создания какой-либо рабочей группы, дальнейшего обсуждения этой темы и внесения конкретного законопроекта, я с этим полностью согласен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Сапожников. Пожалуйста, включите микрофон. САПОЖНИКОВ Н. И. У меня вопрос к автору законопроекта. Валентина Николаевна, не могли бы вы уточнить, а что за работы вы имели в виду, говоря, что могли бы их выполнять альтернативщики на муниципальном уровне, особенно в сельских поселениях? ПИВНЕНКО В. Н. Сейчас объем работ очень большой, прежде всего в социальных учреждениях, где недостаточна обеспеченность квалифицированными кадрами, это работа в системе жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на уровне поселений, это работа в профилактических учреждениях. То есть, на мой взгляд, молодые люди, имеющие хорошую общеобразовательную подготовку, могут освоить основы той работы, на которую они будут привлечены, в том числе и в лечебных учреждениях. Сегодня потребность достаточно большая, и список профессий, перечень профессий может быть сформирован федеральными органами занятости вместе с региональными органами и органами местного самоуправления. То есть здесь спектр не ограничивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Депутат Ближина, ваш вопрос. БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо. Я вполне согласна с Валентиной Николаевной, с тем, что она сказала в своем докладе. Конечно, я знаю, что законопроект не пройдет. Но, Валентина Николаевна (уже и коллега, предыдущий выступивший, тоже этот вопрос затронул), в вашем законопроекте отсутствует перечень организаций местного самоуправления, которые будут принимать на работу лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, и отсутствует перечень профессий. Вы сейчас тоже об этом сказали. Павел Владимирович сказал, что будет создаваться рабочая группа и эту тему нельзя отбрасывать. И мне хотелось бы, чтобы все-таки эти перечни были внесены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это, скорее, не вопрос, а пожелание, да? Разработчик закона вас слышит. Коллеги, есть ли желающие выступить по законопроекту? Макашов, пожалуйста. Включите микрофон депутату Макашову. МАКАШОВ А. М. Сегодня полторы-две сотни желающих пойти на эту службу по существующему закону, если будет принят новый закон, то тогда будут десятки тысяч, а может быть, и больше. И конечно, тогда речи об обороноспособности государства просто не будет. В Советской Армии было две сельскохозяйственные дивизии, и тот рис с Кубани, который вы кушали, был выращен вот этими альтернативщиками. У них не было оружия, они работали два года на пользу страны. Сегодня сто восемьдесят тысяч бесквартирных, и ожидается еще увольнение. И куда вы денете эти толпы людей, выброшенных на улицу без средств к существованию, без жилья? Самое лучшее, повторяю, умно поправить закон по альтернативной службе, сделать службу в строительных командах - повторяю, не в военных отрядах - для обеспечения жильем, кому бы оно ни предназначалось. Построят для уволенных офицеров - это же жилье будет потом для муниципалов. Но размазать тонким слоем, как говорится, прекратить поставку личного состава для Вооруженных Сил - это, конечно, будет, мягко говоря, вредительство с точки зрения обороноспособности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет желающих больше выступить? Есть. Депутат Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемые коллеги, буквально два слова. Вообще само понятие "альтернативная служба" для меня, как человека, имеющего отношение к этой теме, - это явление достаточно позорное. Раньше, наверное, просто засмеяли бы человека, который согласился бы идти на подобного рода компромисс со своей совестью. Поэтому на таких людей должны быть навешены соответствующие дополнительные юридические обременения, срок службы должен быть большим, чем на срочной или контрактной службе. Кроме того, нужно параллельно вносить поправку в закон о государственной службе и выставлять непреодолимые юридические барьеры для тех, кто прошел альтернативную службу, в отношении службы в структурах органов государственной власти, не допускать их до избрания депутатами органов представительной власти, мэрами городов, губернаторами, я уже не говорю о чем-то другом. Всяческому остракизму и осмеянию должны в обществе альтернативщики по большому счету подвергаться, как уклоняющиеся от своего священного воинского и гражданского долга служить нашей прекрасной Родине. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих нет? Есть. Пожалуйста, депутат Варенников. С места. Включите, пожалуйста, микрофон Валентину Ивановичу. ВАРЕННИКОВ В. И., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". В мире есть много стран, где сто процентов мужского населения проходит военную службу, ну, к примеру, если из соседей, то Турция, никому из мужчин не разрешается быть на государственной службе на каких-то постах, если он не прошел военную службу. В принципе альтернативная служба разлагает людей. И если только мы пойдем по пути, который нам предлагают, то, как сказали депутаты Курьянович и Макашов, конечно, мы лишимся вообще контингента, который будет служить в наших Вооруженных Силах. Мы не должны этого допустить, это угроза государственной безопасности. Мы обязаны рассмотреть еще раз существующий закон и внести туда соответствующие поправки. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше желающих. У представителя президента есть желание выступить? У представителя правительства? Также нет. Заключительное слово Валентины Николаевны Пивненко. Включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Я благодарна за обсуждение. Хотела бы сказать, что необязательно в законе устанавливать перечень профессий, это можно сделать правительственным распоряжением. А что касается того, позор это или не позор, есть люди, которые по состоянию здоровья могут быть направлены именно на альтернативную службу, речь не идет о том, чтобы чохом все шли на альтернативную гражданскую службу. Этот институт, который сформирован уже несколько десятилетий назад в таких странах, как Германия, Дания, Португалия, Финляндия и другие, себя оправдал, поэтому, я считаю, мы должны действительно посмотреть на это с точки зрения необходимости и целесообразности и с точки зрения тех реформ, которые происходят сейчас в обществе, и тогда, я думаю, меньше будет уклонистов от службы в армии. Если будут служить по месту жительства, под контролем в том числе и органов местного самоуправления, то от этого государству будет польза, потому что не на легкие работы будут приглашаться те люди, которые в силу объективных причин, установленных уже ранее принятыми законами, не могут служить в армии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект закона "Об альтернативной гражданской службе в муниципальных образованиях", пункт 11 повестки дня. Мнение комитета - отклонить законопроект. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 25 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 19 чел.4,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 22 чел. Не голосовало 428 чел.95,1% Результат: не принято Отклоняется законопроект.