Заседание № 210
09.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 342220-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка изменения границ и преобразования муниципальных образований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6519 по 6846 из 7809
Последний пункт порядка работы - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С места. Пожалуйста, включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Разрешите вам представить законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах..." в новой редакции 2003 года администрации ряда районов в различных субъектах Российской Федерации, основываясь на правовых нормах этого федерального закона, начали широко практиковать укрупнение городских и сельских поселений, не считаясь даже с мнением населения. Об этом хорошо знает сидящий рядом депутат Малышкин. Основная цель - отобрать земли сельских поселений... (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжайте, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Да, основная цель - отобрать земли сельских поселений, то есть земли, пригодные для пастбищ, для ведения земледелия, и пустить их в куплю-продажу. Особенно это стало практиковаться в Московской области, где дорогая земля, как мы знаем, где в соответствии со статьями 12 и 13 указанного федерального закона жители включаемых (объединяемых) населённых пунктов фактически лишены права иметь своё мнение и пишут во все инстанции, в том числе и в Государственную Думу. Цель законопроекта - остановить этот беспредел и привести правовые нормы федерального закона по преобразованию муниципальных районов путём присоединения деревень и посёлков к городской черте или их объединения в соответствие с Конституцией, то есть чтобы любые преобразования могли проходить только с согласия граждан путём голосования или решения схода. В пояснительной записке указывается, что пункты 3 и 4 статьи 12, пункты 4 и 6 статьи 13 указанного закона противоречат Конституции Российской Федерации, её статьям 2 и 3, части 3 статьи 15, части 2 статьи 17, статье 18, части 2 статьи 55 и статье 131. Правовые нормы "с учётом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов", "с учётом мнения представительных органов соответствующих поселений", "с учётом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района", "с учётом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов" являются противоречащими Конституции Российской Федерации в части осуществления народом своей власти непосредственно, а высшим непосредственным выражением власти народа является референдум (часть 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации). "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации). "Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий" (часть 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации). А теперь посмотрим правовые нормы статей 12 и 13. Правовая норма "изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населённых пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населённых пунктов, выраженного путём голосования либо на сходах граждан" потеряла смысл, так как после этих слов добавляется ещё одна правовая норма: "с учётом мнения представительных органов соответствующих поселений". Где такая норма в Конституции? Имея такую правовую норму, представительные органы поселений, не считаясь с мнением населения, укрупняют их, отчуждают, забирают землю. Граждане вынуждены обращаться в различные инстанции, добиваясь справедливости. Правовые нормы статьи 12 практически исключили право жителей, особенно жителей населённых пунктов - по старой терминологии деревень, сёл, посёлков, - непосредственно участвовать в преобразовании муниципальных образований либо иллюзорно провозглашают их участие, так как необходимо учитывать мнение представительных органов, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 12 оформляется решением, что исключает прямое волеизъявление жителей. Правовые нормы пункта 4 статьи 12, пунктов 4 и 6 статьи 13 указывают, что изменение границ муниципальных районов и поселений осуществляется только с учётом мнения населения, но выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений. Как можно мнение населения выразить представительным органом муниципального района? Таким образом, преобразование делается без участия граждан в решении этих вопросов. Некоторыми правовыми нормами статей 12 и 13 жители населённых пунктов практически лишены права участвовать в преобразованиях муниципальных образований, присоединении простых деревень и посёлков к городской черте, часто с далеко идущими последствиями таких преобразований. В Европейской хартии местного самоуправления, в статье 5, содержится требование к национальному законодательству относительно изменения границ территорий местного самоуправления: изменение границ допускается только с учётом мнения населения соответствующих территорий, только путём проведения референдума. Конституционный Суд Российской Федерации, постановление от 24 января 1997 года "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", установил, что наиболее адекватной формой учёта мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, является референдум. В ранее действующем Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления...", в прежней редакции, воспроизводилась конституционная формулировка - части 2 статьи 131 Конституции. Федеральным законом предписывалось установить в законах субъектов Российской Федерации гарантии учёта мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий. В Республике Адыгея, в Приморском крае, в Хабаровском крае, в Сахалинской области, в Ярославской области, в Ханты-Мансийском автономном округе и других были предусмотрены такие формы решения вопроса, гарантирующие учёт мнения населения, а во многих других регионах в дополнение к референдумам и сходам граждан учёт мнения населения проводился в таких формах, как опрос населения, конференция жителей, общие собрания граждан. И опять мы видим, что официального отзыва на законопроект Правительство Российской Федерации не представило. Почему Совет Государственной Думы принимает документы для включения в порядок работы без официального отзыва Правительства Российской Федерации? Вот непонятно. Ведь законопроект затрагивает интересы большинства жителей сёл и деревень. Зачем Совет Государственной Думы направляет законопроект в Правительство Российской Федерации, если комитеты могут вносить законопроекты без отзывов? В заключение хочу сказать, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы в принципе поддерживает правовые нормы законопроекта, но считает, что они нуждаются в дополнительном обсуждении и проработке. Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления считает, что нарушения правовых норм Конституции в федеральном законе нет. А у них всегда нет, а потом, когда поступает какой-то сигнал, выясняется, что есть. Сигнал сверху, естественно. Конституция Российской Федерации устанавливает необходимость учёта мнения населения при изменении границ территорий, но не определяет формы и порядок учёта такого мнения. Но повторяю: в статьях 12 и 13 правовые нормы построены так, что они нарушают Конституцию Российской Федерации. С учётом изложенного прошу меня поддержать и поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Альберта Ильдусовича Салихова. С места. Включите микрофон депутату Салихову. САЛИХОВ А. И., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Ильдусович, поверните микрофон к себе. Да, вот так. САЛИХОВ А. И. Законопроектом, внесённым депутатами Государственной Думы Залепухиным и Митрофановым, предлагается изменение статей 12 и 13 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эти статьи касаются вопросов изменения границ и преобразования муниципальных образований. Комитет внимательно изучил данную законодательную инициативу. Наше заключение у вас имеется, тем не менее позволю себе остановиться на нескольких наиболее важных моментах. В соответствии с Конституцией Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий, поэтому действующее положение закона о местном самоуправлении, предусматривающее изменение границ, преобразование муниципальных образований именно с учётом мнения, а не с согласия населения, соответствует Конституции. Поскольку Конституция не определяет форму и порядок учёта мнения населения, но при этом предусматривает осуществление народовластия как непосредственно, так и через органы власти, комитет полагает, что выражение мнения населения представительным органом муниципального образования, а именно так предусмотрено сейчас законом для тех случаев, когда изменения не касаются конкретных населённых пунктов, также вполне конституционно. Коллеги, очевидно, что и органы государственной власти, и органы местного самоуправления заинтересованы в эффективной территориальной организации местного самоуправления, потому что от этого зависит эффективность управления в целом. В такой ситуации фактическое отстранение от территориальной организации местного самоуправления указанных органов, предлагаемое законопроектом, не может быть признано оправданным. Нельзя поддержать и предложение авторов о замене голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципальных образований решением, принятым на собрании или на конференции граждан. Всем ясно, что вопрос преобразования, изменения границ является достаточно важным, и важности вопроса соответствует проведение голосования по преобразованию, изменению границ в порядке, установленном для проведения местного референдума. Проведение же собраний и конференций граждан регулируется муниципальными правовыми актами. Они могут проводиться только на части территорий муниципальных образований, для них не устанавливается кворум, да и по своей сути эти формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления не предусматривают принятия конкретных решений, являются половинчатыми. В связи с этим, по мнению комитета, в законе должно быть сохранено проведение именно голосования, как более совершенной формы выявления воли жителей, соответствующей важности такого вопроса, как изменение границ, преобразование муниципальных образований. На законопроект поступил шестьдесят один отзыв из сорока пяти субъектов Российской Федерации. В подавляющем большинстве случаев, в сорока двух отзывах, законопроект не поддерживается. Также имеется отрицательное заключение комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям. С учётом изложенного комитет пришёл к выводу о необходимости рекомендовать Государственной Думе отклонить представленный законопроект. Прошу поддержать позицию комитета. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Малышкин, пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А. Уважаемые коллеги, вы чуть-чуть встрепенитесь, проснитесь чуть-чуть, это очень важный вопрос. Ведь правильно поднял вопрос Алексей Валентинович, ведь и вы, содокладчик, то же самое говорите, что без учёта мнения населения не допускается изменение границ муниципальных образований. Да, не допускается без учёта мнения населения. Но потом у вас трактовка идёт далее, что такое мнение населения. Пожалуйста, сход. Сход, но кворум на этом сходе не ограничен ничем - три человека, или сто человек, или пятьдесят, или тысяча... Три человека проголосовали - всё, протокол написали, и, пожалуйста, произошло объединение муниципальных территорий. Три человека решают. И там ещё, помните, такой пункт есть: и другие волеизъявления граждан. Вот под эти "другие волеизъявления", пожалуйста, как решили представительные органы, так проголосовали и соединили территории. Ведь нельзя этого делать! Ведь минимум 90 процентов граждан должны дать согласие. Вот тут и надо воспользоваться законом о референдуме. А если вы таким образом будете отклонять, вы опять будете... Три человека сядут на сходе, напишут протокол - и, пожалуйста, произойдёт объединение территорий. Что, это нормально, вы считаете? Ненормально. Вот так и соединяли, объединяли некоторые территории, вот таким образом: сход, три человека, решение, протокол, закончили. Потом продали эти земли и говорят: да как же так, мы же это дело по Конституции сделали. Вот давайте изменения внесём туда. Какое должно быть количество? Вы говорите: голосование. Давайте голосовать, но от какого количества голосовать, от какого количества населения территории? Сколько человек имеют право проголосовать, чтобы объединение территорий произошло, вот это нужно определить. А так, ради бога, мы всё это быстренько там... Три человека - это много, скажете: двух человек хватит, а там и один подойдёт. Вот этого не должно быть. Вы дайте, пожалуйста, ясную, чёткую трактовку, что такое "волеизъявление" граждан? Никто этого не сказал. Поэтому давайте думайте, это очень существенный момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителя президента? У представителя правительства? Нет. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Настаивает. Пожалуйста, Алексей Валентинович Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, ведь решается вопрос, который реально касается миллионов людей, а в некоторых областях он приобретает острые формы. Может, в Нижнекамском округе, откуда мой содокладчик, он не такой острый, но, скажем, в Московской области - там просто реально идут конфликты, которые могут привести и к крови. Но мы, как всегда, в таких случаях уходим в крайнюю нетранспарентность, непрозрачность. Опять какие-то игры, я имею в виду в вопросах слияния и включения сельских поселений. Мы всё делаем недемократическим путём. То, что я предлагаю, - самый простой демократический путь. То есть конкретно записано: простым большинством участников этой конференции или схода. Оформляется голосование. Приходят люди и требуют, чтобы... Кстати, на сходе должно присутствовать большинство людей, живущих там. Видите, как мы предлагаем? Хотя бы чтобы действительно было большинство голосов, потом можно будет пофамильно назвать всех голосовавших. Эта бумага отражала бы демократическое мнение, и людям бы сказали: "Люди, большинство за это. Вот пофамильный список. Всё. Какие претензии? Зачем вы пишете в Думу, зачем вы пишете президенту? Вы сами решили, между собой вы так решили. Большинство было за это присоединение, вот подписи этих людей, вот результаты голосования". Ну почему мы всё время вместо простых демократических процедур, правильных абсолютно, пускаемся в какие-то игры, для того чтобы чиновники проводили сход из трёх человек?! Как бывший глава Тацинского района, Олег Малышкин хорошо знает всю эту кухню. Мы так же всё проводим. Потом начинаются письма, потом приходит по этим письмам прокуратура, потом начинается выяснение отношений, и всё, и в итоге идёт наш обычный водоворот, вместо того чтобы чётко оформить и потом людям предъявить. Так же сейчас. Вот коммунисты (они сейчас отсутствуют у нас) всё время, каждый день говорят про беловежский сговор: беловежский сговор, беловежский сговор... А я вам, как либеральный демократ, суну в нос итоги голосования по беловежскому сговору, по ратификации его в Думе, где коммунисты поддержали беловежский сговор и поддержали декларацию, о которой сегодня говорил Гончар, - о независимости. Молчите тогда! Тогда молчите про Беловежье! И не Горбачёв это сделал, и не Ельцин это сделал, это сделали вы, ваши депутаты от фракции коммунистов, которые были в Верховном Совете! Они поддержали это. Только шесть человек голосовали против беловежского сговора. Это демократия! Поэтому в нос вам можно сунуть бумагу. Так и здесь: если граждане будут шуметь, что их неправильно присоединили, им в нос можно сунуть эту бумагу и сказать: "Вы сами проголосовали на сходе, и вот ваша фамилия, дорогой товарищ, а сейчас молчите". Вот как делаются дела. А вы всё время какие-то формулы применяете, что позволяет фактически делать это недемократическим путём. Но это даёт основание и другим руководителям, которые придут через пять лет, обратно перекроить эту землю, и опять недемократическим путём. Тогда было недемократическим - и сейчас недемократическим. Задумайтесь над этим. Задумайтесь о том, что надо всё, товарищ Семаго, делать демократическим путём, путём простого голосования на сходе, и закреплять это всё. А вы всё любите делать с помощью интриг. И забыли, что практически ни одного коммуниста не было среди тех, кто голосовал против беловежского соглашения. Поэтому помалкивайте! Развалили, мол, Горбачёв и Ельцин. Нет! Мы вам вывесим список тех, кто голосовал за ратификацию Беловежских соглашений, и из них выделим фракцию коммунистов. И золотыми буквами в ЛДПР повесим: кто распустил Союз. Помолчите, пожалуйста! И кто голосовал за декларацию независимости России. Тоже были коммунисты, и их было много среди голосовавших. Ни одного либерал-демократа не было - ни Жириновского не было тогда, ни Малышкина не было, ни Иванова не было, ни Ближиной, а вас там очень много. Вот что значит демократия. Можем сунуть в нос вам и напомнить. И для этого я сегодня выступаю. Мы вернёмся к этой теме через пять там лет, а, может, через год на выборах, и тоже сунем в нос. А ещё я обещаю, что я пойду в Конституционный Суд с этим вопросом и выиграю дело. Не выиграю в Конституционном Суде - пойду в Европейский суд. Там я договорюсь. Выиграем точно. Поэтому всё равно бесполезно. Потому что Европейская хартия местного самоуправления это подтверждает - что должен быть ясный и чёткий метод изложения мнения населения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все процедуры выполнены. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комитет вынес отрицательное заключение по данной законодательной инициативе. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 04 сек.) Проголосовало за 45 чел.10,0% Проголосовало против 13 чел.2,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1% Результат: не принято Отклоняется законопроект.