Заседание № 93
О проекте федерального закона № 342052-3 "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище" (внесён депутатами Государственной Думы С. П. Горячевой, А. Д. Куликовым, Н. В. Комаровой, В. А. Лекаревой, Н. А. Останиной, В. Ф. Рашкиным, Л. К. Слиска, а также А. М. Буратаевой, В. В. Крутовой, А. Н. Томовым, А. В. Чекисом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Я прошу депутатов, которые не успели зарегистрироваться, сделать это в секретариате. И, как мы с вами утром договорились, сейчас мы обсуждаем пункт 30. О проекте федерального закона "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище". Докладывает депутат Государственной Думы Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект закона "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище". Предыстория сегодняшнего рассмотрения весьма показательна. Законопроект был внесён в Государственную Думу 17 июня 2003 года. Шесть лет понадобилось Комитету по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, чтобы вынести его на пленарное заседание. Заключение комитета фактически на одной странице, без веских аргументов, но с предложением отклонить законопроект. Да и зачем аргументы, если большинство проголосует как надо? На самом деле около двух лет в Комитете Государственной Думы третьего созыва по делам женщин, семьи и молодёжи законопроект дорабатывался. В рабочую группу входили, помимо депутатов, представители Минрегионразвития, Госстроя, Минобразования и ряда других структур правительства. Тогда, а если точнее, 28 августа 2002 года, появилось постановление правительства, утвердившее подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей" в рамках федеральной целевой программы "Жилище", стали появляться такие программы и в отдельных субъектах Федерации. И возникало очень много вопросов: что такое молодая семья, что такое социальная поддержка молодой семьи в осуществлении права на жилище, каковы основные способы и порядок социальной поддержки, обязательства государственных органов выделять средства? На эти вопросы в законопроекте и были даны ответы. Почему необходимо было принятие именно закона? Здесь можно выделить два аспекта: демографический и правовой. Демографический - это ежегодный спад рождаемости, депопуляция, а при огромной территории России это становится уже вопросом и политическим. В России сегодня насчитывается сорок один миллион шестьсот тысяч семей, и лишь половина из них имеет несовершеннолетних детей, среди них только каждая четвёртая семья является молодой. При этом общеизвестно, что около 75 процентов детей рождается у родителей до тридцати лет. И, стимулируя разными мерами молодую семью, государство способствует омоложению населения, следовательно, обеспечивается пенсионная составляющая для пожилых людей, то есть выигрывает и молодое, и старшее поколение. Надо отметить, что государственная статистика об обеспеченности жильём молодёжи отсутствует. На основе же выборочных исследований можно говорить о том, что примерно три миллиона молодых семей нуждается в улучшении жилищных условий. И реальность такова, что для большинства из них приобретение жилья, улучшение его качества малодоступно. Социологические исследования показывают, что основными причинами, по которым молодые семьи отказываются от рождения детей, особенно второго и третьего ребёнка, являются отсутствие перспектив изменения жилищных условий и низкий уровень доходов. Вот эти исследования показывают, что 49 процентов, то есть почти каждая вторая молодая семья в России, проживают с родителями или другими родственниками, 69 процентов, то есть почти две трети всех молодых семей, имеют низкие доходы. Эти же причины очень часто провоцируют и распад семьи: 70 процентов разводов приходится на молодые семьи. В определённой степени материнский капитал может способствовать созданию жилищных условий, но мы видим, как идёт обесценивание рубля, да и право на эти средства имеет не каждая молодая семья, а лишь имеющая второго и третьего ребёнка, но на их рождение ещё решиться надо. В то же время действие правительственной подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" позволило за последние три года улучшить жилищные условия более чем ста двадцати тысячам молодых семей. Аналогичные программы сегодня действуют почти во всех субъектах - в семидесяти семи из восьмидесяти трёх субъектов Российской Федерации. На обеспечение жильём молодым семьям выделено из федерального бюджета с 2006 года 16 миллиардов рублей, 49 миллиардов выделено в субъектах Федерации, муниципалитетах, и собственные заёмные средства, вложенные молодыми семьями за это время, составили 99 миллиардов рублей. Таким образом, вот за три года 165 миллиардов рублей целевым порядком было направлено государством на жилищную поддержку молодой семьи. И всё это, конечно, очень хорошо, но в 2010 году, то есть в следующем году, заканчивается срок действия правительственной подпрограммы. Посмотрите утверждённый нами в конце прошлого года трёхлетний федеральный бюджет (сейчас, слава богу, от него отказались): на 2010 год там предусматривается 4 миллиарда 900 миллионов рублей на поддержку молодых семей, имеется в виду по жилищным вопросам, а вот в 2011 году - ноль. И будет жилищная проблема молодой семьи зависеть от воли чиновников, от правительства - продлят программу или не продлят. То же самое и в субъектах Российской Федерации. Отсюда вытекает правовой аспект законопроекта: сделать наработанную практику постоянной, в том числе и обязанность правительства и руководителей регионов регулярно выделять средства на строительство для молодой семьи. И жаль, что комитет уважаемого мною господина Крашенинникова не обратил на это внимание. К сожалению, философия временщиков нередко властвует в этом зале: как говорится, после нас хоть потоп! Один из аргументов заключения профильного комитета следующий: с момента внесения законопроекта программа "Жилище" претерпела существенные изменения. А кто виноват, что развели волокиту? Не авторы же законопроекта, а комитет, где этот законопроект лежал столько лет. Второй аргумент: законопроектом предлагается якобы расширить категорию граждан, имеющих право на получение государственной поддержки. Фактически и по законопроекту, и по подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" это супруги до тридцати лет при полной семье, имеющие одного или нескольких детей, или неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, воспитывающего ребёнка. Единственное, мы предложили сюда включить и молодых супругов, усыновивших ребёнка. Так возникает вопрос, что же тут неправильно? В законопроекте предложены способы социальной поддержки, которые фактически уже нашли своё применение и хорошо себя зарекомендовали в федеральных и региональных программах, - это предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, льготные и долгосрочные кредиты, продажа жилых помещений с рассрочкой платежа. В законопроекте предусмотрено и право субъектов Российской Федерации иными способами осуществлять поддержку. Вот приведу эту наработанную в России практику. Смотрите, уже сейчас в Москве, в Бурятии, в Кировской области поддерживаются молодые семьи, работающие в бюджетной сфере. В Воронежской и Томской областях - работники науки и образования (молодые имеются в виду), в Башкирии, в Псковской области - армейская молодёжь. В Кировской области поддержка осуществляется через ипотечные кредиты, безвозмездные субсидии, льготную лесную субсидию, до которой ещё федеральное законодательство, так скажем, не дошло. В Республике Тыва, в Чувашии молодой семье предоставляется товарный кредит в виде строительных материалов для строительства индивидуального жилья. Законом Кабардино-Балкарии предусматривается выделение льготных долгосрочных кредитов молодой семье, проживающей в сельской местности, если супруги работают в бюджетных организациях. Именно эти разнообразные формы позволяют широкому кругу молодых семей решать свои жилищные проблемы. Очень интересный опыт наработан в городе Москве, в Татарстане, в Якутии. Но есть, к сожалению, одно существенное обстоятельство: то, что могут сегодня предпринять экономически развитые регионы, города, мегаполисы, остаётся малодоступным для экономически слабых территорий. Выход здесь в принятии общефедерального закона. Несколько слов о самом законопроекте. Он состоит из восьми статей, он не очень большой. В статье 2 даются основные понятия, используемые в законопроекте, и прежде всего даётся определение, что такое "молодая семья": это семья, в которой возраст супругов не превышает тридцати лет, а также неполная семья, в которой мать или отец не достигли тридцатилетнего возраста. В статье 3 предусматриваются способы социальной поддержки молодых семей и среди них - право на субсидию для компенсации части затрат при рождении ребёнка. Кстати, эта норма не нова, она уже предусмотрена сегодня постановлением правительства № 865 от 31 декабря 2005 года, которое называется "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". По постановлению правительства субсидия не должна быть менее 35 процентов средней стоимости жилья (10 процентов - федеральный бюджет, 25 процентов - региональный бюджет) для молодой семьи, не имеющей детей, и субсидия в размере 40 процентов средней стоимости жилья для субъекта Российской Федерации даётся в том случае, если молодая семья имеет детей, при этом 10 процентов - федеральный бюджет, 30 процентов - региональный бюджет. Остальное - за счёт самой молодой семьи. Вот такова сегодня уже наработанная практика. Среди способов поддержки - долгосрочные кредиты, продажа жилых помещений с рассрочкой платежа и другие. В статье 4 законопроекта перечислены основания для оказания социальной поддержки молодой семье. Среди них прежде всего гражданство Российской Федерации, регистрация брака либо решение суда об усыновлении, регистрация рождения ребёнка, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и заявление самой молодой семьи. Вот эти совершенно чёткие основания. Чтобы не допускать произвола чиновников, в статье 5 перечислены основания для отказа молодой семье в социальной поддержке. Этих оснований пять, они тоже все чётко перечислены в законопроекте. В статье 6 определяется порядок оказания социальной поддержки молодой семье в осуществлении права на жилище, то есть перечислено, куда обращаться, с какими вопросами, как их решать. И самое последнее. Конечно, по прошествии шести лет отдельные положения законопроекта нуждаются в корректировке, это само по себе очевидно. Например, в определении понятия молодой семьи оставить возраст тридцать лет, как в законопроекте, или тридцать пять, как в последнем уточнённом варианте правительственной подпрограммы. Это касается и мер государственной поддержки, и других вопросов. Кстати, в заключении правительства как раз на это указывалось, что некоторые меры поддержки носят неконкретный характер. Во втором чтении это всё можно откорректировать. Мы, авторы законопроекта (а кстати, среди них и Любовь Константиновна Слиска, мною очень уважаемая, и депутат Комарова, и Буратаева Александра, которая, к сожалению, сейчас не депутат, очень много представителей в том числе "ЕДИНОЙ РОССИИ"), не страдаем повышенными амбициями: если бы за долгие шесть лет комитет наработал более совершенный законопроект, мы бы сказали только спасибо и голосовали за него. Но ничего подобного нет, а, как я сказала, через год подпрограмма по поддержке молодой семьи в сфере жилищного строительства фактически прикажет долго жить, и мы будем думать, продлит правительство эту подпрограмму или не продлит. И если сегодня будут делаться ссылки на то, что в будущем нужно наработать законопроект, то кто же серьёзно в этом зале поверит таким легендам? Уж очень много подобных "аргументов" в кавычках мы здесь слышали. Поэтому я прошу уважаемых депутатов определить свою позицию голосованием. Думаю, что молодые семьи в России вправе знать, как каждая политическая сила голосовала по этому законопроекту. Он не популистский, он жизненно необходим, невзирая на то что прошло шесть лет, для России. Спасибо за внимание. Я готова буду отвечать на любые ваши вопросы. Уступаю трибуну Павлу Владимировичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад делает председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект, как уже было сказано... Ну, на мой взгляд, всё в нём написано абсолютно правильно, за исключением одного: всё-таки закон должен регулировать наши с вами отношения, нашу с вами жизнь. Конечно, если говорить о понятиях, если говорить о способах, то, наверное, это всё правильно, но на самом деле - и я думаю, те, кто читал данный законопроект, со мной согласятся, - здесь регламентации, конечно же, нет. Здесь есть упор на программу, на подпрограмму, в этом я с вами соглашусь, но, согласитесь, принимать федеральный законодательный акт, опираясь на акты подзаконные, наверное, не совсем правильно. В связи с тем, что всё-таки этот законопроект носит декларативный характер (здесь правильно Светлана Петровна сказала, что закон состоит всего из восьми статей, которые включают в себя и переходные положения, и понятия, и определения, и способы и так далее, и так далее), и в связи с тем что действительно в период подготовки данного законопроекта и после его внесения были приняты существенные акты в жилищной сфере, мы полагаем, что, конечно, принимать его в таком виде нецелесообразно. И говорить о том, что мы сейчас будем предлагать какие-то новые регуляторы, мы не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Записываю: Останина, Гостев, Кармазина, Дмитриева, Афанасьева. Останина, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Светлане Петровне. Уважаемая Светлана Петровна, и в официальном заключении, и сейчас с трибуны Павел Владимирович привёл, по сути дела, главный мотив отклонения - тесную увязку проекта федерального закона с федеральной целевой программой. Ссылка такая, как мне кажется, некорректна: поскольку сужен предмет действия федеральной целевой программы, то и сам закон тоже устарел. Но сузили предмет действия федеральной целевой программы, точнее, подпрограммы чиновники, которые вообще низвели её только до ипотеки. А ведь закон предполагает гораздо более широкие возможности решения жилищной проблемы. Могли бы вы назвать способы решения жилищной проблемы, кроме ипотеки, которую предусматривает подпрограмма, и, ну, перечислить хотя бы те способы, которые предлагаете сейчас в законопроекте? ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Я с вами согласна: не совсем корректно ссылаться на то, что если есть подзаконный правовой акт, то нельзя, чтобы рождался закон, - это неправильно. Я сказала: сто двадцать тысяч семей за последние три года улучшили свои жилищные условия благодаря этой подпрограмме. И нет ничего зазорного в том, что мы законом, как говорится, эту практику осветим и сделаем её на будущее более действенной. Теперь по поводу тех способов, которые предусматриваются законом. Конечно, это не только предоставление субсидий молодым семьям. Я не случайно приводила тот опыт, который уже есть сегодня в субъектах Федерации, потому что здесь мы предусматриваем такие способы, как создание условий для предоставления молодым семьям льготных долгосрочных кредитов, продажа жилых помещений молодым семьям с рассрочкой платежа, предоставление малоимущим молодым семьям жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, бесплатное предоставление в установленном порядке в собственность малоимущим молодым семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилья и так далее, и тому подобное, то есть те способы, которые фактически уже нашли применение и апробированы в субъектах Российской Федерации. Кроме того, этим законопроектом предоставляется право субъектам Федерации расширять, так скажем, перечень таких способов с учётом особенностей отдельных регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гостев. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Я хотел бы поговорить с теми людьми, теми молодыми семьями, которые получили эти квартиры, хотя бы десятка полтора обойти и увидеть эти квартиры. Мне вот пришлось пытаться решить один вопрос. У молодой женщины был убит муж, осталось двое детей. Четыре года мы бились и по подпрограммам, и ещё как-то, и обещания были. В конце концов у меня просто терпение лопнуло и я обратился к Первому заместителю Председателя Думы, который тоже проникся этим чувством, решил помочь - и ему отписку прислали: дескать она уже не подпадает под категорию "молодая семья", вышла из этого возраста, ей уже исполнилось тридцать три года, пусть с Иисусом Христом идёт целуется. И естественно, она теперь стоит перед фактом, что скорее всего никогда ничего уже не сможет получить. Вот у меня в связи с этим вопрос к председателю комитета очень наивный. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 10 секунд. Руслан Георгиевич, задайте вопрос, пожалуйста. ГОСТЕВ Р. Г. Почему популистский закон, с вашей точки зрения, лежал шесть лет в комитете? Почему не рассмотрели сразу и не вынесли на заседание палаты... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, я коротко уже сказал, что за это время готовились комплексные акты, в том числе Жилищный кодекс. Он был принят, соответственно, был этап вступления его в силу. Вот это, я думаю, основная причина. В связи с принятием кодекса необходимо было принимать постановления правительства, порядка трёх с половиной десятков актов нужно было принимать. Вот все эти документы за это время принимались. Плюс в самом кодексе говорится о том, что расширение перечня категорий, которым жильё предоставляется бесплатно - по договору социального найма или по другим основаниям, - возможно субъектами Федерации либо органами местного самоуправления, но при условии, что одновременно с принятием соответствующего нормативного акта принимаются соответствующие поправки в бюджет, чтобы это было обеспечено, а не так, как было до недавнего времени: всем всё провозглашалось бесплатно, но получали только непосредственно приближённые к этой кормушке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Светлана Петровна, у меня к вам вопрос, как у финансиста: нормами, которые предложены в законопроекте, определяются источники, порядок финансирования вашего закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо за ваш вопрос, совершенно обоснованный. Да, конечно, безусловно, это те средства, которые ежегодно закладываются в бюджет на подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей", точно так же это делается и в субъектах Российской Федерации. Я вам сказала, что за три последних года 16 миллиардов было выделено на эти цели в бюджете федеральном, около 50 миллиардов - в бюджетах субъектов Российской Федерации. Но самое главное - это позволило активизировать поиски самой молодой семьи: 92 миллиарда было непосредственно найдено молодыми людьми для решения своих жилищных проблем. Конечно, всё это, безусловно, подкреплялось и финансово. И я не случайно говорила о 2011 годе, когда фактически действие подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" закончится, - в бюджете трёхлетнем там уже ноль стоит, то есть фактически правительство ни копейки не собирается уже выделять. Вот это проблема. Но если законопроект будет принят сегодня, то правительство обязано будет и дальше выделять эти средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия". У меня вопрос к Светлане Петровне. Правильно ли я поняла, Светлана Петровна, что если законопроект будет принят, то обязанность выделять средства на помощь в обеспечении жильём молодой семьи будет переведена в ранг публичных обязательств, то есть государство, хочет оно или не хочет, обязано будет включать финансирование этих статей расходов и в федеральный бюджет, и, соответственно, в бюджеты субъектов Федерации, причём именно в том количестве, которое будет необходимо для того, чтобы обеспечить по определённым законом нормам молодую семью на 10, на 30 процентов, в зависимости от того, что будет пониматься под молодой семьёй, то есть это будут публичные обязательства, финансирование которых необходимо будет в первоочередном порядке включать в расходы бюджета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо за ваш вопрос. Да, конечно, даже в 2003 году, когда мы только разрабатывали этот законопроект, мы исходили из того, что в любой момент правительство может приостановить действие подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей", и тогда государство фактически не будет нести никаких обязательств перед молодой семьёй в этой сфере. Для того чтобы узаконить вот эту уже наработанную неплохую практику, мы и принимали закон. Да, если сегодня будет принят этот законопроект - это всё зависит от партии власти, мне хотелось бы, чтобы они прежде всего проголосовали, - то точно ежегодно, так скажем, у правительства, у регионов, у руководителей региональных будет обязанность выделять средства на обеспечение молодой семьи финансовыми ресурсами для решения жилищной проблемы. Тем более - я сказала не случайно, - что 75 процентов детей рождается в молодой семье и, поддерживая молодую семью, мы решаем очень многие демографические, политические, моральные и другие проблемы России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Афанасьева Елена Владимировна. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, вопрос такого плана. Вот мы не видим заключений Комитета по вопросам семьи, женщин и детей и Комитета по делам молодёжи. Они даже не были привлечены в качестве соисполнителей, как мы понимаем. Нам непонятна эта позиция, почему так произошло? И второй вопрос, чисто житейского плана. За шесть лет, прошедших с момента внесения законопроекта, не решён вопрос обеспечения молодых семей жильём, не решён и демографический вопрос, демографическая проблема как стояла перед Россией, так и стоит. Вы видите взаимосвязь между наличием жилья у молодой семьи и рождаемостью в стране и, соответственно, между наличием жилья и сохранением семьи как таковой? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Давайте я с последнего начну. Вы знаете, за последние я не знаю сколько тысяч лет не решены вопросы ликвидации преступности, коррупции, проституции, наркомании и так далее, и так далее. Ну, понимаете, законодательного фетишизма, наверное, всё-таки не должно быть. Неужели вы серьёзно считаете, что, если мы бы приняли этот закон, все вопросы мы решили бы? Да, конечно же, нет! И тут даже нет вопросов. Что касается комитетов-соисполнителей, то у нас есть соответствующие процедуры. На Совете Государственной Думы комитет предлагает соисполнительство, и Совет принимает решение. Я, честно говоря, уже почти десять лет (ужас какой!) работаю в Государственной Думе, и я не помню, чтобы ответственный комитет отказал в соисполнительстве кому-то. Как правило, когда предлагают, почти всегда все соглашаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Павел Владимирович. Есть ли желающие выступить? Мы говорили, что будут выступать от фракций. Я вижу, кто от фракции КПРФ, от фракции ЛДПР, кто от "ЕДИНОЙ РОССИИ" пока не вижу. От... Шеин. У нас есть, по крайней мере, от трёх фракций желающие выступить. Кто выступает от фракции КПРФ? Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, когда Светлана Петровна перечисляла здесь авторский коллектив, то, мне кажется, она незаслуженно забыла ещё одну группу соавторов этого законопроекта. В третьем созыве Государственной Думы по инициативе Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи, которым тогда руководила Светлана Петровна, была создана Общественная палата. И вот тогда молодые политики потребовали от нас принятия двух законов: первый закон - это о государственной молодёжной политике и второй - это закон о жилье. Была создана рабочая группа, очень конструктивно работали. И хочу сказать: смена эпох и волшебное слово "ипотека" привели к тому, что закон с помощью Павла Владимировича положили под сукно ровно на шесть лет, но, слава богу, руки не дотянулись хотя бы до подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей". Под этот готовящийся закон уже была разработана подпрограмма, которая стала действовать с 2002 года. Я напомню, что первая сумма, конечно, была мизерная - 500 миллионов рублей, но в 2008 году сумма составила уже 5 миллиардов рублей. Светлана Петровна сказала: сто двадцать тысяч молодых семей. Конечно, их могло было быть и больше, если бы условия реализации этой подпрограммы не менялись ежегодно самими чиновниками. Я вот с удивлением узнала, когда посмотрела, как реализовывалась подпрограмма, что только в 2008 году не было использовано 92 миллиона рублей, Свердловская область вообще ни рубля не получила, Чувашия 20 миллионов потеряла только по той причине, что неправильно были оформлены бумажки. Поэтому в каком-то смысле прав Павел Владимирович, нельзя ставить какой-то подзаконный нормативный документ во главу угла, то есть нужен федеральный закон, который обязывал бы всех чиновников, ответственных за выработку механизма реализации этой подпрограммы, независимо от того, какое министерство этим занимается, а действительно получилось так, что она переходила из рук в руки... так вот, необходим такой нормативный документ, который был бы обязательным для всех и имел универсальный характер. По прогнозам, только в 2009 году восемьдесят семь тысяч пятьсот молодых семей хотели бы участвовать в этой программе, но, к сожалению, фактически смогут поучаствовать только двенадцать тысяч пятьсот. Сама подпрограмма эта "Обеспечение жильём молодых семей" - это, конечно, не панацея. У неё есть целый ряд недостатков. Первое: действительно, она сужена только до ипотеки. Второе: условием для субсидий является наличие собственных средств у молодой семьи, субсидия составляет только 40 процентов, всё остальное - это средства самой молодой семьи. Позвольте, а где их найти, особенно сейчас, в условиях кризиса? И наконец, последнее: я ещё раз говорю, что механизм сбора бумажек настолько сложен, что только в прошлом году остаток от реализации составил 92 миллиона рублей. Это значит, что ещё несколько десятков молодых семей не получили возможности улучшить свои жилищные условия. Ссылки Павла Владимировича на несовершенство закона по той причине, что источником финансирования является данная подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" и она сводится только к ипотеке, мне кажутся очень даже некорректными. Поменялись условия реализации программы - надо менять и закон. Светлана Петровна уже сказала, что 2010 год - это последний год финансирования данной подпрограммы. Другого какого-либо нормативного документа, который помог бы решить молодой семье жилищную проблему, на сегодняшний день просто нет. Поэтому не принять сегодня вот этот проект федерального закона - это просто совершить преступление в отношении всех молодых ребят, которые ожидают от нас хоть в какой-то форме решения жилищной проблемы. Конечно, Павел Владимирович, я понимаю ваше такое ироничное отношение к вопросу, который задала коллега Афанасьева, да, одним законом проблему не решишь, но в любом случае, если сделан первый шаг, то, возможно, это побудит нашу власть сделать второй и третий. Если бы не было подпрограммы, то, наверное бы, и сто двадцать тысяч молодых семей не смогли бы улучшить свои жилищные условия. Поэтому полагаю, что в этой ситуации, конечно, нельзя отдавать на откуп чиновникам решение этой проблемы, потому что когда в каждом регионе своеобразные условия и не выделяются средства из федерального бюджета, а единый критерий использования этих средств отсутствует, то, конечно, получают приоритет те молодые люди, которые живут в высокоразвитых регионах. А как быть дотационным регионам, не городам-мегаполисам и так далее? В этом смысле, конечно, законопроект не только назрел, необходимость принятия его - это социальный заказ, который обращён к нам, депутатам Государственной Думы. И наша фракция не просто будет голосовать за него, но и всем депутатам предлагает отдать свой голос в пользу данного законопроекта. А вопросы регулирования с точки зрения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время, Нина Александровна. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, сразу скажу, что, конечно, фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Однако меня просто поразило глубокомысленное философское замечание коллеги Крашенинникова. Знаете, действительно молодёжь никогда не будет переставать хотеть получить собственное уютное гнёздышко, и проституцией тоже никогда не перестанут заниматься, но ставить знак равенства между этими двумя направлениями я бы не стал. Что касается данного законопроекта. Уважаемые коллеги, вы знаете, вопрос о земле и о жилье, которое стоит на этой земле, всегда был и останется самым больным, тем более в России. Вот мне кажется, что нас просто-таки вынуждают, как на диком Западе, идти вбивать четыре колышка, а потом с ружьями отстаивать свой земельный участок, но мы настолько законопослушные люди... Я вот смотрю, после развала Советского Союза во многих республиках, у них во многих крупных городах люди просто захватывали земли, обосновывались там, и власть говорила: да ладно, живите. У нас такого нет, нас в 1861 году обманули, когда крестьянство освобождали без земли, нас обманули в 17-м году, когда говорили, что всё, земля вроде как общественная, а на самом деле попробуй построй что-нибудь и получи, и нас точно так же обманули в 91-м году, когда говорили, что, ребята, теперь вы все будете иметь землю свою, построите там домик, будет у вас собственное хозяйство, машина и так далее. Нет, ничего этого не будет! А зачем, извините? Павел Владимирович удивляется: семь или восемь статей в законе - это мало, нельзя. Павел Владимирович, да одной статьи достаточно! Всем молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, хотя бы выделить земельный участок в пределах того муниципального образования, где они проживают. И этого уже достаточно, а дальше муниципалитет подведёт туда газ, воду и электричество, и я вас уверяю, большинство построят себе жильё, прекрасное жильё в этом месте. Но кто это будет делать, если можно продать эту землю с большой прибылью? Сначала взять деньги со строителей, потом пустить их по большому кругу согласовывать все эти вещи и тоже наварить на этом. Поэтому ещё раз говорю, что законопроект хороший, но никто никогда за него не проголосует, потому что, к сожалению, Павел Владимирович, проституция - профессия бессмертная. И как угодно можно оправдывать то или иное, все эти аргументы, что вы приводили: то не так, это не эдак, но никто и никогда не станет в нашем государстве, к сожалению, отдавать просто так землю, для того чтобы молодые семьи взяли и построили там своё жильё. Вот это очень печально. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, ещё раз говорю, проголосует за законопроект, а на вопрос моих избирателей, почему они не могут получить жильё, почему им никто не помогает, я буду отвечать: к сожалению, парламентское большинство против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шеин. ШЕИН О. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, действительно, речь идёт о переходе программы предоставления жилья для молодых семей из категории правительственных предложений, инициатив в категорию государственных обязательств, а это, понятно, принципиально, как говорится, две большие разницы. Бесспорно, очень мало может быть серьёзных, весомых аргументов против данного законопроекта, потому что правительство, руководство страны уже поддержало саму идею более льготного обеспечения жильём молодых семей. Что касается заявления о том, что у нас ни один закон проблему не решит, то по такой логике необходимо для начала отменить Уголовный кодекс Российской Федерации, потому что Уголовный кодекс точно не решил проблему преступности, и в частности коррупции в нашей стране. Далее. Данный законопроект решает целую серию вопросов. В частности, он решает вопрос, связанный с оптимизацией нормативного пространства в части предоставления жилья для молодых семей. Это в том числе вопрос, касающийся формирования жилищных строительных кооперативов, - инициатива, которая сегодня в рамках последующих изменений в Жилищный кодекс явно будет развиваться. Это и возможность законодательным путём отрегулировать при втором чтении ту долю средств, которую должны будут вносить сами молодые семьи. Ведь не секрет, что существенная часть денег по программе доступного жилья, в том числе по программе "Молодая семья", не осваивается, поскольку в правительственных нормативах предусмотрена очень большая доля платежей от самих людей, не все могут это потянуть. Соответственно, меняя во втором чтении текст законопроекта, мы могли бы в том числе, уменьшив для этих людей размер софинансирования семьи даже в рамках тех же самых сумм, увеличить количество тех, кто этой программой воспользуется. Это возможность, кстати говоря, и снять тему по ипотеке. Ведь в ходе встречи, которая прошла у нашей фракции с президентом, президент поддержал идею оторвать поддержку молодых семей от обязательного участия в ипотечных программах. Президент согласился с идеей, что деньги по программе материнского капитала и по программе "Молодая семья" могут быть предоставлены людям вне ипотечных программ, потому что, действительно, о чём сказал наш коллега из ЛДПР, при предоставлении бесплатно земельного участка, консолидируя средства по программе "Молодая семья" и средства материнского капитала, люди, особенно на селе, реально смогут построиться. И в этом смысле принятие закона, то есть взятие на себя государством дополнительных обязательств по мере оптимизации законодательства в этой сфере, поможет решить проблему многим из тех, кто сегодня её решить не может. Кстати говоря, жилищное строительство - это локомотив экономики, особенно в условиях кризиса в Российской Федерации. И последний тезис, что законопроект несовершенен, особенно интересно было услышать от автора Жилищного кодекса Российской Федерации. Мне кажется, не этому человеку приводить такой аргумент. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаивают ли они на участии в дискуссии? Нет, не настаивают. Пожалуйста, докладчик, заключительное слово. Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Я просто хочу Павлу Владимировичу ответить очень коротко. Он сказал, что законопроект должен регулировать правоотношения, но нет, наверное, более важных правоотношений сегодня в России, чем правоотношения, которые возникают у молодой семьи в сфере жилищного строительства, потому что от этого, я ещё раз говорю, зависит вообще демографическая ситуация в России, поэтому я бы просила всех поддержать этот законопроект. Во втором чтении давайте совместными усилиями его откорректируем, уберём всё лишнее, ненужное, что, так скажем, в этой ситуации вызывает сомнения, но мне кажется, что он имеет право на жизнь и должен быть принят представительным органом власти России во имя будущего России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Крашенинников. Нет, отказывается Павел Владимирович от заключительного слова. Ставится на голосование проект федерального закона "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 09 сек.) Проголосовало за 135 чел.30,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 135 чел. Не голосовало 315 чел.70,0% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 89
О проекте федерального закона № 342052-3 "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище" (внесён депутатами Государственной Думы С. П. Горячевой, А. Д. Куликовым, Н. В. Комаровой, В. А. Лекаревой, Н. А. Останиной, В. Ф. Рашкиным, Л. К. Слиска, а также А. М. Буратаевой, В. В. Крутовой, А. Н. Томовым, А. В. Чекисом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Я бы просила вас, уважаемый председательствующий, вопрос 30-й, который сегодня явно уже не будет рассмотрен, - "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище" - перенести на 13 мая. Потому что вряд ли в пятницу мы его рассмотрим - там праздники и так далее, и тому подобное. Прошу, если возможно, это сделать. Комитет согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, с согласия комитета решение принимаем. Спасибо большое.