Заседание № 183
О проекте федерального закона № 342037-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части, касающейся порядка проведения публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, сооружениям и другим объектам, используемым религиозными организациями).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! От авторов есть письмо с просьбой рассмотреть законопроект без их участия. Законопроект предлагает проведение публичных мероприятий, организованных на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, сооружениям и другим объектам, используемым для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, обучения религии, профессионального религиозного образования и относящимся к недвижимому имуществу религиозного назначения, осуществлять с учётом мнения религиозной организации, которой указанные объекты принадлежат. Данный законопроект не поддерживает Правительство Российской Федерации. Министерство юстиции указывает на то, что закрепление в законопроекте положений, которые касаются проведения публичных мероприятий на указанных территориях с учётом мнения религиозных организаций, будет необоснованно ограничивать права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, которые предусмотрены статьёй 31 Конституции. Профильный комитет, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций тоже не поддерживает данный законопроект. Порядок проведения публичных мероприятий в непосредственной близости от объектов религиозного назначения может вызывать сложности в его реализации на практике прежде всего для соответствующих религиозных организаций - например, в период религиозных праздников либо при проведении религиозных ритуалов вблизи указанных объектов. Вот планируется мероприятие - каким должен быть порядок, механизм: когда религиозная организация должна дать своё заключение, что это мероприятие, скажем, нельзя проводить? Или, если мероприятие уже прошло и не устроило по каким-либо причинам представителей религиозных организаций, они что, вынуждены будут в письменном виде подавать разъяснение, с чем конкретно не согласны в плане проведения этого мероприятия? И ещё очень важный момент: на практике действительно очень сложно будет определить границы территорий, непосредственно прилегающих к объектам религиозных организаций. Как пример можно привести Отрадное - территория Москвы, где соседствуют храм и мечеть, на Поклонной горе тоже самое, массовое скопление людей, - как там получать вот такое разрешение? Там сосредоточены культовые здания самых разных религиозных организаций, и найти какую-то золотую середину, договориться будет очень сложно в такой форме, запретительной или разрешительной, которую предлагают авторы законопроекта. Также необходимо учитывать, что для реализации этого законопроекта, может быть, и подошли бы какие-то территории с малой плотностью населения, но у нас урбанизация, у нас высокая плотность населения - ещё и поэтому будет весьма затруднительна реализация данного законопроекта: он будет ущемлять права многих наших граждан. Комитет рекомендует отклонить законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не будет его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Депутат Золочевский. Пожалуйста, Виталий Сергеевич. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Михаил Юрьевич, ну, если мы правильно поняли, то получается, что когда планируется, например, какое-то шествие по некой улице и на этой улице расположена некая религиозная организация, с ней необходимо согласовывать проведение данного шествия, - так это должно будет делаться? И конечно, здесь, наверное, стоит отметить, что есть такие у нас и города, и субъекты, в которых очень много различных подобных заведений. Например, Владимирская область, которую я представляю: город Суздаль и сам Владимир просто насыщены православными храмами, комплексами, другими учреждениями, и, конечно, это наверняка не будет способствовать проведению любых публичных мероприятий. Но для уважаемых коллег я хотел бы обозначить, что, возможно, стоит вернуться к этой теме в плане строительства - чтобы с религиозными организациями согласовывалось строительство в непосредственной близости от данных учреждений, потому что существует проблема, что вокруг православных храмов территория застраивается домами, другими какими-то сооружениями... (Микрофон отключён.) МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо большое. Вы абсолютно правы, и решение нашего комитета подтверждает правоту и ваших, и моих слов. Что касается плотности застройки вокруг храмов. Да, тема действительно очень сложная, этот вопрос поднимали представители не только Русской православной церкви, но и других религиозных организаций. Такая проблема существует, и вы знаете, что мы неоднократно её обсуждали в рамках комитета. Безусловно, здесь надо учесть все мнения и опять-таки найти золотую середину, которая устроила бы всех - как представителей религиозных организаций, так и светскую часть населения, которая не ходит в храмы. Для этого, конечно же, вопрос, наверное, надо ставить на уровне крупных городов, учитывая прежде всего нормы Градостроительного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич, я постараюсь очень коротко. Вы знаете, коллеги, вопрос, который поднимают представители Санкт-Петербурга, очень серьёзный: нарушение права граждан исповедовать религию или не исповедовать может повлечь за собой гораздо больше экстремизма, чем если мы откажем кому-то в праве на проведение шествия, демонстрации или пикетирования, потому что религиозные чувства очень легко можно ранить. Мне кажется, что нам надо вообще исключить все религиозные объекты, как объекты, где... ну вот администрация своими актами принимает решения о том, что возле каких-то объектов нельзя проводить пикетирования, демонстрации и так далее, обозначая их как заповедники, культурные зоны и так далее, и мне кажется, что эту норму нужно применять и в отношении объектов культа, потому что даже одиночный пикет с плакатом, на котором написан лозунг против какой-то религии, уже негативно влияет на настроение граждан, которые посещают этот храм, мечеть, синагогу - неважно что. И здесь невозможно искать золотую середину, потому что, ещё раз говорю, оскорбление религиозных чувств, как правило, влечёт за собой экстремистские действия. И вот недавние события... На что упирают представители Санкт-Петербурга? Вот эта хамская выходка в храме Христа Спасителя, может быть, не подпадает под действие вот этого законопроекта, то есть никто ничего не согласовывал, они не заявляли, что будут там себя так по-свински вести, но тем не менее никто не мешал им - здесь не было бы нарушения закона - устроить пикет неподалёку от того же храма, но прихожане были бы недовольны, так же как и представители абсолютно любой религии. Поэтому здесь мы золотую середину не найдём, и надо просто-напросто исключить все культовые сооружения из числа объектов, возле которых можно проводить публичные мероприятия. И не надо думать, что представители культа - какие-то монстры, которые будут запрещать проведение возле культовых сооружений демонстраций, шествий и так далее, напротив, если демонстранты будут проходить мимо, то они ещё и благословят: идите себе дальше с миром, ребята! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим вопрос на "час голосования".
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 01 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 342037-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части, касающейся публичных мероприятий, проводимых на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, сооружениям и другим объектам религиозных организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, рассмотрение 26-го вопроса мы переносим на пятницу.