Заседание № 203

10.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 341958-4 "О внесении изменений в название и статьи 1, 4, 5, 8, 14 и 15 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" (с изменениями от 27 декабря 2005 г.)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3826 по 4411 из 6023
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменений в название и         
статьи 1, 4, 5, 8, 14 и 15 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ      
"Об Общественной палате Российской Федерации" (с изменениями от 27 декабря      
2005 г.)". Доклад Виктора Аркадьевича Тюлькина.                                 
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Уважаемые коллеги, рассмотрение данного законопроекта для всех    
нас значительно облегчено тем фактом, что последние два вопроса, которые мы     
обсуждали, практически на эту же тему, то есть о наличии в сегодняшней          
общественно-политической системе России принципов демократии, о тенденциях      
развития этих процессов и в конечном итоге об отношении к людям: то ли мы       
рассматриваем их как разумных существ и ставим своей целью привлечение их к     
участию в общественной жизни, к определению судеб страны своей, то ли мы        
относимся к ним как, прошу прощения, к бессловесным тварям. Как это             
охарактеризовал Владимир Вольфович: бесполезно с ними заниматься - вино,        
проституция, деньги всё решают, и не надо на это обращать внимания, вместо      
демократии надо внедрять абсолютизм.                                            
                                                                                
В данном случае предлагается законопроект, который прост, как логика            
рассуждения члена партии "Единая Россия", у которого такая позиция:             
поддерживаем президента. Она проста и понятна и имеет право на существование.   
В данном законопроекте тоже предлагается внести ясность и простоту, тут всего   
два слова. Сегодня закон называется "Об Общественной палате Российской          
Федерации", предлагается внести изменение в название, и звучать это будет       
так: "Об Общественной палате при Президенте Российской Федерации".              
                                                                                
Законопроект прост, но тем не менее, я думаю, при обсуждении этого              
законопроекта возникнут сложности, проблемы, которые так или иначе уже были     
обозначены в дискуссии по предыдущим двум вопросам. Речь идёт о том, чтобы      
проявить просто честную позицию в разговоре со своим народом и называть вещи    
своими именами, тем более когда речь идёт о системе власти и способе            
управления людьми. И хотя Общественная палата Конституцией не вписана в         
систему власти, это всё же способ влияния на людей, это способ выявления их     
мнений, как сказано в законе "Об Общественной палате...", способ выявления      
среза мнений в обществе, поэтому это, конечно, способ управления умами, а       
значит, это имеет отношение и к вопросу о власти, и в этом вопросе доверие -    
это великое дело. Доверие в том числе выражается, как мы с вами уже выяснили,   
степенью участия людей в решении тех или других вопросов, в том числе в их      
активности при проведении выборов, то бишь тем самым показателем, который       
называется явкой.                                                               
                                                                                
Мы сегодня ещё раз констатировали, обменялись аргументами и соображениями по    
вопросу снятия порога явки, причём звучали диаметрально противоположные точки   
зрения. Некоторые даже договорились до того (например, уважаемый мною           
Александр Петрович Москалец, жаль, что его нет в зале), что это признак         
свободных выборов: чем больше не ходит людей на выборы, тем выборы свободнее.   
Имеют право не ходить и не ходят - вот показатель. Придут два человека - они    
всё равно будут и демократичными, и самыми свободными.                          
                                                                                
Мы хотим возразить этим нашим оппонентам и сказать: не потому люди не ходят     
на выборы. Почти по Станиславскому: не ходят, потому что не верят. Не верят!    
Не верят сегодняшней системе власти, не верят той тенденции, которая            
наблюдается по крайней мере на протяжении последних пятнадцати лет, потому      
что обещали много, обещали твёрдым голосом, обещали и не выполнили. Я напомню   
хронологическую цепочку. Сегодня ещё действуют на политической сцене те самые   
политики, которые обещали построить социализм с человеческим лицом и добавить   
демократии. И что получили?! Затем были политики, которые обещали лично лечь    
на рельсы, если только цены повысятся, и твёрдым голосом. Сегодня они           
обладают статусом неприкосновенности, и их преемники продолжают вершить         
политику. Просили людей немного потерпеть: чуть-чуть будет хуже, но потом       
обозначится подъём. Хуже стало, а подъёма и на сегодняшний день не видно. В     
лучшем случае в этом году выйдем на показатели советского периода образца       
90-го года. Но при этом молчим, что за это время страна должна была бы уйти     
вперёд, даже с теми темпами роста, на 10-15 процентов. Обещали по две "Волги"   
- ну, кто-то получил, и не по "Волге", а основная масса, так сказать, живёт     
воспоминаниями. Обещали, что рынок всё выправит. Обещали, обещали, и народ      
терпел, ждал. И что получили?                                                   
                                                                                
Перефразируя классика, можно сказать, что хотели и обещали как лучше для        
всех, а получили для себя. Вот и результат: народ сделал вывод "не верим" и     
отворачивается и от выборов, и от других проявлений участия в общественной      
жизни. И в этом плане Общественная палата, я бы сказал, так называемая          
общественная палата, по образному выражению одного из журналистов, является     
костылём для хромой российской демократии.                                      
                                                                                
В этом плане, не возражая против права сего органа на существование и не        
предлагая изменить что-то в способе его формирования, в его статусе,            
полномочиях и так далее, можно предложить только одно: давайте назовём вещи     
своими именами и обозначим этот орган в строгом соответствии с механизмом его   
формирования. А формируется он по известному признаку: президент назначает      
одну треть членов этой палаты, эта одна треть выбирает следующую одну треть,    
и две трети вместе избирают оставшуюся треть. Хоть это и является первой и      
второй производными от первоначальной функции, но это всё равно суть            
характеристики одного и того же процесса. Поэтому, конечно, это некий           
общественный орган, но только при сегодняшнем руководителе - главе              
государства Владимире Владимировиче Путине.                                     
                                                                                
Соответственно, говорить о том, что эта Общественная палата представляет        
какой-то объективный срез мнений в обществе, конечно, не приходится. И это      
можно подтвердить даже теми примерами по составу данной палаты, которые,        
вообще-то, у всех на слуху и всем нам хорошо известны. Ну, например, в этой     
самой Общественной палате за связь со средствами массовой информации, а         
соответственно, за определение какой-то политики работы с ними отвечает         
известный главный редактор "Московского комсомольца" Гусев. Спрашивается: о     
каких тенденциях в сторону сеяния доброго, вечного, нравственного и прочего     
можно говорить вот при таком соотношении сил и такой расстановке кадров? В      
принципе газета "Московский комсомолец" сама по себе не такая уж плохая по      
содержанию, на 90 процентов. Но та часть, за которую её, прошу прощения, в      
народе называют "сексомольцем", - это отражение, или воплощение, принципа       
бутерброда (на языке профессиональных политологов это так называется): слой     
белого пышного хлеба, затем хорошее масло, затем ветчина отборная, сверху       
петрушка с укропом - и добавляется чуть-чуть дерьма. Кушайте, всё общество! И   
какой останется у вас вкус?!                                                    
                                                                                
Точно так же у большинства рядовых граждан вызывает изумление, когда они        
узнают, что интересы семей военнослужащих... Товарищи офицеры, присутствующие   
в этом зале, я прошу вашего внимания, ведь многие из вас даже не знают этого.   
Так вот, интересы семей военнослужащих представляет небезызвестный олигарх      
Михаил Фридман. Вот как он в Общественную палату попал, что он там              
представляет и правильно ли его считать представителем интересов того           
большого слоя людей, которые имеют вполне определённые социальные трудности,    
над которыми в том числе и мы пробуем как-то биться, работать, поправлять и     
прочее, и прочее? Остаётся добавить известную фразу: страшно далеки они от      
народа, ближе они, конечно, к президенту, поэтому и называться им правильнее    
- "при Президенте Российской Федерации". Тем более никто же не говорит, что     
там нет приличных людей, есть, конечно. Прежде всего те специалисты, которые    
туда включены, медики. Вот они не раз уже выступали с обоснованием              
необходимости разделения функций министерства труда и непосредственно сферы     
здравоохранения, и повторяют в этом плане позицию фракции коммунистов, с        
которой мы не раз выступали, и ещё будем вносить соответствующие обращения и    
так далее.                                                                      
                                                                                
Но в целом эта палата, конечно, является совещательным органом только при       
сегодняшнем президенте. Будет другой президент - естественно, и палата будет    
другая. Сегодня президент, как говорят в народе, "ВВП". Завтра придёт,          
предположим, "ВВЖ", и палата будет пересмотрена и тоже будет палатой "при       
ВВЖ". Таким образом, на сегодняшний день мы ещё раз предлагаем привести в       
соответствие с действительным положением дел название данного закона. Благо     
затраты на это мероприятие будут весьма и весьма скромные: остаётся вывески     
поменять, и то если это необходимо, бланки можно какое-то время старые          
использовать, от руки, кому необходимо, можно будет добавить "при               
президенте". Для определённой части наших граждан, в том числе для членов       
Общественной палаты, это будет звучать даже более вдохновенно и весомо: не      
просто какой-то общественник, а при президенте! Вот члены правящей партии       
меня понимают, у них, так сказать, во взгляде сразу видно сочувствие и          
осознание этого вопроса.                                                        
                                                                                
Поэтому предлагается проголосовать за то, чтобы, образно говоря, расставить и   
предлоги, и приставку "при" по своим местам, чтобы в нашем обществе не          
выдавать за партию власти то, что только при власти существует, чтобы не        
выдавать за демократию то, что только при деньгах способно существовать и       
осуществлять свои полномочия, чтобы не выдавать за оппозицию привлёченную       
властью смелость, разрешённую смелость, хотя и называется она там               
"Справедливой Лилипутией", это самое поганое явление. Поэтому ещё раз вносим    
предложение изменить название данной палаты на название "Общественная палата    
при Президенте Российской Федерации". Разрешите выразить уверенность, что       
против такого подхода не будут возражать ни члены Общественной палаты, ни сам   
сегодняшний Президент России, да, я думаю, и наши граждане только спасибо       
скажут - всё станет намного яснее.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад сделает Багишаев Зайнулла Абдулгалимович.        
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, много мы здесь о чём слышали, но, я так понял, мы всё-таки   
рассматриваем, наверное, по плану пункт 13, да? Мы здесь о бутербродах          
слышали, ещё о чем-то, ну очень много о чём. Я так думаю, всё-таки надо идти    
по порядку.                                                                     
                                                                                
Вы знаете, Виктор Аркадьевич, вас нельзя не уважать. Я лично вас уважаю за      
вашу такую огромную многогранность, многосторонность. Вы настолько              
многообразны, что с вами надо, как говорится, в каждый конкретный момент        
разговаривать по отдельным вопросам. Вот сегодня ваш бенефис, вы так активно    
здесь, с этой трибуны ратовали за права народа, за демократию, ещё там за       
какие-то вещи. Всё понятно, мы всё понимали. Но вот ваше последнее              
выступление - оно как-то диссонансом звучит по сравнению с тем, что вы          
говорили до обеда. Видимо, до обеда у вас одни мысли, после обеда - другие.     
                                                                                
Ну вроде понятно: назвать Общественную палату палатой при президенте - это      
ведь не просто что-то добавить, понятно, что за этим последует. Виктор          
Аркадьевич, всё-таки это ведь сворачивает права, сворачивает демократию,        
сворачивает ещё какие-то важные вещи, чем владеет наш народ в соответствии с    
Конституцией. Вот скажите всё-таки: вы с народом, за демократию или наоборот,   
судя по тому, что вы сегодня предложили? Вот мне хотелось бы, чтобы вы в        
ваших дальнейших выступлениях всё-таки ответили на этот ясный, чёткий и         
короткий вопрос.                                                                
                                                                                
Что касается самой Общественной палаты. Уважаемые коллеги, мы с вами год тому   
назад сформировали эту абсолютно необходимую для существования гражданского     
общества в любом демократическом государстве структуру. Общественная палата     
есть, она работает, и мы с вами имеем возможность наблюдать за этим. Палата     
даёт свои оценки, свои заключения по тем или иным законопроектам. Она очень     
узнаваема, она уже имеет какой-то свой определённый, так сказать, почерк        
поведения, имеет свой характер. Там действительно собраны значимые люди,        
которым есть что сказать, они могут и хотят работать, они добровольно пришли,   
их никто к этому не принуждал. Ну, наверное, там есть какие-то вещи, которые    
их не устраивают, возможно, не устраивают отдельных людей, возможно, не         
устраивают Государственную Думу, это уже другие вопросы, это уже другая         
проблема, это уже иная оценка. Но за всем этим стоит живая и творческая         
работа. Надо сказать, прежде чем прийти к этой абсолютно новой для России       
структуре общественной жизни, мы многое изучили, много увидели, много ездили,   
консультировались, к нам сюда приезжали поучиться и посмотреть. Я хочу          
сказать, что необходимо только время, необходимо набраться политического        
багажа, доброго отношения к нашему с вами детищу, для того чтобы мы могли       
сказать, что Общественная палата есть. Это абсолютно самостоятельная            
структура, которая работает в соответствии с собственным видением норм          
Конституции, гражданского общества, демократических свобод. И полагаю, что      
эта Общественная палата будет жить и работать.                                  
                                                                                
А что касается предложения Виктора Аркадьевича, то комитет рассмотрел его в     
полном объёме и предлагает, так же как правительство и комитет по               
конституционному законодательству, данный законопроект отклонить.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне.                     
                                                                                
Есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста.                                        
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Кравец, пожалуйста, ваш вопрос.                                                 
                                                                                
КРАВЕЦ А. А. Спасибо.                                                           
                                                                                
У меня вопрос к коллеге Багишаеву, вопрос вот какой. Вы здесь обвинили          
Виктора Аркадьевича в том, что он, так сказать, несколько путает понятия.       
Уважаемый коллега, скажите, а разница между боярской Думой и Государственной    
Думой имеется? Или это тоже Дума и менять не надо было?                         
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Вы знаете, я, вообще-то, вышел из школьного возраста, чтобы      
отвечать на подобные вопросы. Спасибо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к представителю комитета. Такое впечатление, что, когда   
вы выступали с анализом закона, мы присутствовали на заседании двухгодичной     
давности, где решался вопрос об учреждении Общественной палаты. И если вы       
помните, в нашем обсуждении вопроса о необходимости учреждения этой палаты      
одним из аргументов было следующее: да, она очень нужна, более того, не         
требует дополнительных финансовых расходов. При этом речь шла о том, что,       
если будут приезжать представители регионов, регион будет оплачивать расходы    
на содержание представителей Общественной палаты. Мы знаем, что уже в бюджете   
2006 года вполне легитимно были заложены средства на содержание Общественной    
палаты, что руководителя аппарата палаты утверждает правительство, что есть     
не только прямые, но и скрытые расходы. Дело доходит до курьёзов                
политических: вот я была свидетельницей того, как в одном уважаемом научном     
учреждении заседала комиссия по социальной политике во главе с Аллой            
Пугачёвой, где обсуждались вопросы... (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, минута прошла. Вы не задали вопрос.   
                                                                                
Кондратенко Николай Игнатович.                                                  
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. У меня к представителю комитета вопрос. Вам не кажется, что   
наша вся политическая система превращается в тавтологию? Вот посмотрите:        
общенародные выборы, но какая общенародность, если после всех перемен придут    
10 процентов и решат судьбу нации, судьбу народа? Общественная палата - какое   
делегирование общества в эту палату? Где вы видите механизмы, которые           
свидетельствуют, что она общественная, что общество, срезы общества там         
представляют? Всё это назначенцы, грубо говоря. Мы же видим управляемость       
этого процесса. Зачем мы это всё лакируем и делаем комедию политическую?!       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Хотя я предполагаю, что это к данному законопроекту имеет весьма отдалённое,    
так сказать, приложение, но тем не менее я скажу. Мы с вами чуть более года     
тому назад обсуждали все стороны данной проблемы, мы так долго обсуждали,       
по-моему, вообще у нас не было законопроекта, к которому поступило бы столько   
замечаний, столько предложений, было столько разных подходов. Даже вот, я       
помню, законопроект о местном самоуправлении не имел столько поправок, на       
него затратили не столько времени, сколько мы решали этот вопрос. Вы знаете,    
вот что мы приняли, то мы и приняли. Общественная палата имеет                  
представительство многих слоёв общества, действительно многих слоёв общества.   
Наверное, улучшить можно каким-то образом, как вы хотите, как вы                
предполагаете. Пожалуйста, внесите, давайте рассмотрим, в том числе и           
концептуальные вопросы. А то, о чём вы говорите, действительно носит            
концептуальный характер. Внесите - рассмотрим, всё в наших с вами руках.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос.                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. У меня вопрос к основному докладчику. Виктор Аркадьевич, как     
вы видите, насколько эффективна работа общественных палат при законодательных   
собраниях областей? Ведь таким образом в принципе и происходит именно борьба    
с неугодными главами администраций, я так понимаю. Это первый вопрос.           
                                                                                
И второй вопрос. Вот правильно вы говорили об обещаниях - все обещали, всё      
обещали. Ну, мне тоже чего-то обещали в 80-м году построить. Кто это обещал?    
Я же думал, двадцать девять лет мне будет, будем жить при коммунизме... Кто     
это обещал? Объясните это, пожалуйста.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Тюлькину.                      
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. На первый вопрос отвечаю. Сейчас речь идёт не об общественных     
палатах субъектов Российской Федерации, а о вершине этой пирамиды, с чего и     
надо начинать, - об Общественной палате при Президенте Российской Федерации.    
Наведём порядок в этом отношении - и можно заниматься другими вопросами. Ну,    
начинать надо с головы, как вы знаете.                                          
                                                                                
А то, что касается того, что обещали к 80-му году, уважаемые товарищи, в том    
числе члены ЛДПР, так мы пока ещё сегодня пытаемся приблизиться к тем           
рубежам, которые на недовыполненных обещаниях обеспечивала советская власть.    
Поэтому недаром в народе чешут затылки и говорят: выходит, при коммунизме-то    
мы уже почти жили, проскочили это дело, теперь персональный коммунизм власть    
строит для себя.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кибирев Борис Григорьевич.                                
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Зайнулла Абдулгалимович, вы произнесли такую фразу,     
что предложение депутата Тюлькина приведёт к умалению демократии и снижению     
прав граждан Российской Федерации. А теперь вернёмся к понятию "демократия",    
это власть общества, и напомним, что 80 процентов населения России - это люди   
труда: рабочие, крестьяне и так далее, и так далее. В Общественной палате       
есть достойные, есть уважаемые люди, мы против них ничего не имеем, но там      
нет ни одного человека труда. А у человека труда есть свои собственные          
общественные, политические, экономические, нравственные и другие интересы.      
Вот у меня к вам вопрос: в нынешнем составе, который как раз Тюлькин и          
пытается улучшить, при таком членстве есть ли у Общественной палаты             
возможность полноценно отражать интересы людей труда?                           
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Весьма странная попытка улучшить закон подобным образом. Это     
вообще очень смешно как-то смотрится. Так вот, я думаю, уважаемые члены         
фракции Компартии Российской Федерации, я к вам очень уважительно отношусь,     
вам предоставляется великолепная возможность 2 декабря этого года при           
проведении очередных выборов в Государственную Думу в вашу фракцию              
Коммунистической партии ввести столько рабочих и крестьян, сколько вы           
посчитаете нужным. Продемонстрируйте, дайте пример всем остальным, а общество   
дальше посмотрит, кого из них выдвигать в состав Общественной палаты.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.                  
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Вопрос к коллеге Багишаеву. Я в развитие того, что сказали мои товарищи по      
фракции. Вы знаете, полемика в Думе постоянно присутствует, но всё же когда     
комитет высказывает свою точку зрения, желательно слышать не полемические       
поиски, а ответ по существу. Вам задан был вопрос, и я его повторяю: является   
ли Общественная палата, которая фактически назначена, по существу               
общественной?                                                                   
                                                                                
Второе: является ли оправданным, когда в демократическом обществе структура,    
претендующая на выражение точки зрения гражданского общества, как вы            
говорите, привязывается к высшему лицу государственному?                        
                                                                                
И наконец, последнее, то, что не успела договорить Нина Александровна           
Останина: всё же как с точки зрения общественных начал... каких же затрат       
Общественная палата в 2007 году у нас будет от государства требовать?           
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
На первый вопрос отвечаю: Общественная палата является общественной             
структурой.                                                                     
                                                                                
На второй вопрос отвечаю. То, что предлагает Виктор Аркадьевич, - конечно,      
это совершенно иной подход, совершенно иная структура, совершенно иной          
принцип формирования. То, что сделано в законе, ныне действующем, - вот это     
как раз есть. И в соответствии с этим законом Общественная палата является      
самостоятельной общественной структурой, определяющей и своё содержание, и      
свою форму, и свою структуру, и свою внутреннюю жизнь совершенно свободно,      
независимо от тех финансовых структур, о которых здесь пытались сказать         
каким-то образом, денег и так далее. То есть она по существу действительно      
является свободной, самостоятельной общественной структурой.                    
                                                                                
И третье что там, я извиняюсь? А, финансовые вопросы. Да, я как раз сказал,     
вы знаете, я хочу сказать, что мы взяли за аналог жизнедеятельность             
Государственной Думы. Вот если вы считаете, что здесь что-то неправильно, я с   
этим абсолютно не согласен, потому что финансируется она совершенно по-иному,   
юридическим лицом является аппарат, а не сама Общественная палата, она совсем   
свободна от этих вещей, она действительно свободна и в финансовых вопросах, и   
в организационной структуре, во всей своей внутренней жизни.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рубежанский. Пожалуйста, Пётр Николаевич.                 
                                                                                
РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единая Россия".                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос к коллеге Тюлькину. Уважаемый Виктор Аркадьевич, обсуждали ли вы ваш     
законопроект с членами Общественной палаты? Если да, то назовите фамилии тех,   
кто поддержал ваш законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Тюлькину.                      
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Я с представителями сегодняшней Общественной палаты, которые      
назначены ныне действующим президентом, данный вопрос не обсуждал, поскольку    
я не вношу предложение об изменении механизма формирования этой Общественной    
палаты и, таким образом, изменении её статуса и прочее, прочее. Я просто        
предлагаю привести в соответствие сегодняшнее название этого органа с тем       
механизмом, которым он формируется, то есть назначается президентом и далее     
самовоспроизводится. Вы можете спросить у комитета, может быть, они проявили    
любопытство и поинтересовались.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович.                                 
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня вопрос к обоим докладчикам. Мне понятен совершенно        
пафос этого законопроекта: коль скоро ничего нельзя делать, так уж назовите     
вещи своими именами. На самом деле институт Общественной палаты или институт    
советов при губернаторах, а именно при губернаторах они создавались впервые в   
связи с изменениями в государстве... Они пытались собирать представителей       
общественных организаций, политических партий, с тем чтобы хоть каким-то        
образом наладить вот эти контакты. Мы же сегодня даже не имеем регулярных       
встреч президента с представителями фракций или лидерами партий, нет вот        
этого, а, конечно, хотелось бы. Весь вопрос ведь не в названии, и я понимаю,    
что это, скорее всего, ну как бы вызов, весь вопрос в порядке формирования      
палаты и в признании или непризнании этой палаты, ведь поскольку Общественная   
палата... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос также не задали. Садитесь, пожалуйста.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Двоих вижу: Овсянников и Кузнецов.                  
                                                                                
Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я продолжу.                                                      
                                                                                
Ведь вспомните Водный кодекс, когда Общественная палата вдруг резко             
прореагировала против этого проекта. Что мы сделали? Мы просто по инициативе    
председателя комитета сказали: да ребята, ну вы против, но вы не провели        
специального заседания, это не решение всей Общественной палаты, это лишь       
только ваше мнение и так далее, и так далее. Тогда зачем, тогда зачем эта       
Общественная палата, коль скоро она действительно реально выразила по сути      
проблемы своё мнение, этой Общественной палаты, а мы на него никак не           
реагируем? Ведь совершенно чётко надо видеть и понимать, что закон требует      
изменений. Первое - по порядку формирования, чтобы действительно представить    
все слои общества, и не от имени президента, а иным, другим способом, и я       
думаю, что комитет обязан, вообще говоря, этим заниматься.                      
                                                                                
И второе. А каким образом вообще можно реагировать или не реагировать на        
Общественную палату? Она что, у нас имеет открытый доступ в средства массовой   
информации и влияет на общественное мнение, скажем? Да нет, её тоже выпускают   
на три секунды в сутки, если поделить возможность её участия там на все те      
проблемы... Она, конечно, не представляет всё население, она не представляет    
крестьянство, она не представляет действительно людей труда, она не             
представляет реально работающих людей.                                          
                                                                                
И далее. Давайте о взаимодействии с властью действительно подумаем. Если мы     
говорим о таком статусе - общероссийская Общественная палата, не может Дума     
молча, вообще говоря, реагировать на их жёсткие, скажем, протесты по поводу     
наших законопроектов, по поводу действий конкретной власти. Мы должны тогда     
поставить вопрос перед правительством, чтобы они признавали решения             
Общественной палаты, чтобы президент с этим считался, в конце концов, если мы   
хотим слышать это мнение, если это не декоративная, вообще говоря, структура.   
В противном случае, конечно, вот весь пафос этого законопроекта... Тогда        
скажите, что да, это при президенте, это собрали людей, которые будут молчать   
или которых мы не собираемся слушать, для этого мы ещё сформируем специальный   
аппарат и будем платить народные деньги. Ну мы к этому же подошли-то, вообще    
говоря, с Общественной палатой и сейчас продуцируем эти палаты, вот такого же   
уровня примерно, в регионах, в субъектах Российской Федерации. Что мы имеем,    
что мы хотим получить от этого? Что, нормальное отношение людей к власти, или   
к Общественной палате, или к действующим губернаторам? Ничего мы не улучшим в   
этой ситуации, хотя мы обязаны слушать, слышать и реагировать на высказывания   
людей, на мнение этих людей, на их отношение к тем законам, к тем действиям     
исполнительной власти, которые сегодня производятся в государстве.              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Овсянников Владимир Анатольевич. Нет          
желания. Есть ли желание выступить с заключительным словом?                     
                                                                                
Тюлькин Виктор Аркадьевич.                                                      
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Несколько ответов на аргументы наших оппонентов, и прежде всего   
коллеги Багишева, может быть, не столько ему, сколько...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багишаев фамилия нашего депутата.                         
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Багишаева. Прошу прощения, Багишаев.                              
                                                                                
Ну, может быть, не столько ему, сколько в данном случае председателю комитета   
Сергею Александровичу Попову. Вот прозвучал тезис, что мы впервые занимаемся    
созданием столь нового органа и это уникальное явление, а вы вроде как палки    
в колёса вставляете. Вообще, стыдно не знать даже новейшую историю России: по   
крайней мере это четвёртая попытка, ну так, на моей памяти, создать нечто       
общественное на самом верху.                                                    
                                                                                
Вспомните осень 93-го года. Сначала была создана Общественная палата            
Конституционного совещания по распоряжению Президента России, и в неё,          
кстати, могли входить по принципу зарегистрированности в Минюсте                
представители самого широкого спектра, в том числе оппозиционных, партий,       
движений и так далее, и тому подобное. Затем на базе этого органа,              
Общественной палаты Конституционного совещания, после 12 декабря 93-го года     
была создана Общественная палата при Президенте Российской Федерации. Надо      
знать историю, уважаемые товарищи. Я уж не говорю, что, не надо обижаться, не   
грех знать историю и более древнюю: и боярская Дума была совещательным          
органом и несла определённую функциональную нагрузку.                           
                                                                                
И справедливо Кравец поставил вопрос: если руководствоваться вашим подходом,    
уважаемые господа, то чем она принципиально отличается от сегодняшней Думы?     
Может, и Думу надо уже не избирать, а попросить президента и его                
представителей: пускай делегируют от субъектов или как там, примерно такие же   
законы будут штамповать, выпускать. Правда, не будет возможности выслушать      
мнение той стороны, которая вот сегодня выступает.                              
                                                                                
Относительно тезиса, что сегодняшняя Общественная палата действительно          
общественная, поскольку она широчайший срез общественных слоёв представляет,    
вот здесь позвольте не согласиться. Определённый срез есть, но наиболее         
показательны те примеры, которые я уже привёл относительно господ Фридмана,     
Гусева и таких же, как они, сторонников проведения, ну, данной политической     
линии, скажем так. Однако среза тех общественных слоёв, которые живут на        
доходы ниже прожиточного минимума, здесь не увидишь, здесь нет ни одного        
токаря, пекаря, фрезеровщика, представителя шахтёрских кругов, да и рядового    
учителя здесь не найдёшь или врача.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Я шахтёр рядовой!                                                      
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Да давно ты уже шахтёром перестал быть, Олег. Ты на шахту приди   
и расскажи, какой ты шахтёр и какие мы здесь законы принимаем, в том числе      
которые Общественная палата одобряет.                                           
                                                                                
Сегодня мы имеем как факт (просто, если объективно относиться к вещам, его      
невозможно не констатировать) следующее: первое - способ формирования палаты    
со стороны власти однозначно определяет её состав, она формируется              
президентом с помощью как бы некоего опосредованного механизма; второе - для    
обеспечения деятельности палаты, как уже отмечалось, создаётся её аппарат -     
составной элемент единого госаппарата, подчёркиваем, - и руководитель           
аппарата в соответствии с законом хоть и по согласованию с Общественной         
палатой, но назначается Правительством Российской Федерации, здесь же           
определяется и финансирование этого общественного органа. Таким образом,        
госвласть по отношению к Общественной палате выступает в одном лице и её        
организатором, и организатором её деятельности, и её спонсором, и заказчиком,   
и получателем её продукта - заключений, рекомендаций, мнений и так далее, и     
тому подобного. А посему предлагается, раз это так, привести в соответствие     
форму и содержание и соответственно дать название, которое предложено в         
данном законопроекте, - Общественная палата при Президенте Российской           
Федерации. Весьма уважительно, точно, прямо, а главное, это правда.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Багишаеву для заключительного слова.                 
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё-таки Виктор Аркадьевич слукавил, он не ответил на        
поставленный мной в самом начале моего выступления вопрос. И всё-таки, Виктор   
Аркадьевич, вы с кем? С народом или против народа? Вы за демократию, за права   
народа, за соблюдение всех демократических свобод, определённых Конституцией,   
или же вы против этого? Вы занимаетесь вот такой, как вы любите говорить        
научным языком, эклектикой, когда пытаетесь подменить одно понятие другим.      
Вот так бы и сказали, что вы против Общественной палаты, что вы против вот      
такого широкого обсуждения при подборе общественными движениями,                
общественными структурами тех людей, которые будут входить на добровольной      
самостоятельной основе в состав Общественной палаты, против того, что они       
будут обсуждать те или иные законы, будут с народом общаться. А вы пытаетесь    
вот таким образом сказать, с кем же вы всё-таки, против чего вы выступаете.     
Да вы так и скажите, что вы против демократии, против народа, против широкого   
обсуждения, тогда будет ясно, чётко и понятно.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
проголосовать.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие мотивы? Вы докладывали законопроект.                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               51 чел.11,3%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     55 чел.                                          
Не голосовало                 395 чел.87,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
У Завгаева горит кнопка "по ведению".                                           
                                                                                
Включите Завгаеву по ведению микрофон.                                          
                                                                                
КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным         
ресурсам и природопользованию, фракция "Единая Россия".                         
                                                                                
По карточке Завгаева - Комарова.                                                
                                                                                
Я посчитала, что должна это отметить. В своём выступлении, на мой взгляд,       
депутат Кузнецов привёл неудачный пример взаимодействия Государственной Думы    
и Общественной палаты по Водному кодексу, потому что действительно в            
Государственную Думу заключение по этому документу Общественная палата не       
представляла. Не потому, что она не хотела этого сделать, а потому, что она     
была в тот период в процессе организации. В Государственную Думу поступило      
только заключение двух комиссий Общественной палаты, точнее, не заключение, а   
предложения и замечания по этому законопроекту.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов, по ведению.                                      
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Я в развитие того, что сказала коллега Комарова. Действительно,   
не так. Общественная палата давала жесткое отрицание закона "Об автономных      
учреждениях", но Государственная Дума в лице правящего большинства с этим не    
посчиталась.