Заседание № 137
22.01.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 341820-4 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части увеличения размера базовой части трудовой пенсии лицам, родившимся по 1934 год включительно).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2962 по 3529 из 6045
Мы переходим к пункту 29. Докладчик в зале? Докладчик в зале. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" докладывает представитель Государственного Совета Удмуртской Республики Наталья Фёдоровна Кузнецова. КУЗНЕЦОВА Н. Ф., представитель Государственного Совета Удмуртской Республики. Уважаемый президиум, уважаемые депутаты Государственной Думы! К рассмотрению предлагается законопроект, который включает в себя две позиции. Первая позиция - это увеличение надбавки за работу в годы войны участникам трудового фронта. Вторая позиция - это расширение круга лиц, которые имеют право на эту надбавку. Ещё в 1992 году по 340-му закону был определён круг лиц - категории пенсионеров, участников трудового фронта, - которым была установлена такая надбавка, и была определена сумма в размере 50 процентов от минимального размера пенсии и одновременно 50 процентов от минимального размера оплаты труда. В 1992 году эти два минимальных размера - пенсии и оплаты труда - совпадали. На сегодня уже на нет сходит вот эта сумма повышения, поэтому необходимо этот вопрос решить. На 1 января 2002 года сумма повышения составляла только 11 процентов от наименьшего размера пенсии, а на 1 января 2010 года она составила всего 340 рублей (это награда за работу в годы войны!), то есть 8,4 процента от наименьшей пенсионной выплаты, или 6,8 процента от минимального размера оплаты труда. Очевидно, что сама заслуга тружеников тыла сегодня обесценилась. Что касается круга лиц. На 1992 год круг лиц был определён: участники трудового фронта получали это повышение за работу в годы войны. Надо было проработать как минимум шесть месяцев, или должна была быть награда, но поскольку было очень трудно подтвердить сам факт работы в годы войны документально, то уже с 1 января 1994 года указом президента было определено право получать такое повышение только по году рождения, по 1934 год рождения. На момент, когда это повышение было установлено, в 1994 году, получателей пенсии, входящих в этот круг лиц, было 40 процентов от общего количества получателей. Понятно, что когда установили это повышение по году рождения, то, конечно, очень активно пошли так называемые малолетние труженики тыла доказывать своё право на такое повышение, потому что это исторически доказанный факт, что малолетние труженики тыла в годы войны, конечно, работали: приносили документы различные, например справки из архива о том, что школы вывозили классами, даже начальные классы вывозили на работу в сельскую местность, на предприятия вывозили маленьких детей, для того чтобы хоть как-то поддержать трудовой процесс. Здесь нужно подчеркнуть, что 26,2 процента тех лиц, которые родились в 1932, 1933 и 1934 годах, смогли всё-таки документально в соответствии с законом своё право установить, а остальные малолетние труженики тыла просто не могли найти документов. На 1 января 2002 года участников трудового фронта осталось уже 24,2 процента от общего количества пенсионеров. На 1 января 2010 года участников трудового фронта - получателей повышения пенсии - насчитывалось только 8,7 процента. Тех, кто родился в 1932, 1933 и 1934 годах и кто не смог доказать свою трудовую деятельность в годы войны, насчитывается всего 4,5 процента от общего количества пенсионеров. При принятии закона по малолетним труженикам тыла мы получим цифру: 13,2 процента участников трудового фронта от общего количества пенсионеров. Это будет даже не та цифра, какая была на 1 января 2002 года, то есть при принятии закона участников трудового фронта будет в два раза меньше, чем их насчитывалось даже на 1 января 2002 года. То, что поколение, которое работало в годы войны, заслуженно ждёт и требует вот этого увеличения пенсии, я думаю, понятно. С заключением, которое подготовил комитет по социальной политике, я, конечно, ознакомилась. Естественно, объективные замечания по законопроекту могут быть, потому что законопроект пролежал в стенах Государственной Думы четыре года, и, конечно, какие-то поправки, изменения в законопроект уже нужно вносить. Но знаете, за те четыре года, пока законопроект находился в Государственной Думе и не рассматривался, из жизни ушло 42,8 процента участников трудового фронта, на которых этот законопроект мог распространиться. На участниках трудового фронта сегодня бюджет просто экономит. Если возникает вопрос, где взять деньги (в заключении этот вопрос звучит), то я считаю, что правильно было бы сказать о том, что новых денег не надо, то есть расширить круг лиц предлагается не за счёт увеличения общего количества получателей повышения - тружеников тыла, а за счёт того, что на место ушедших из жизни участников трудового фронта приходят более молодые участники трудового фронта. Поэтому те средства, которые изначально были предусмотрены в законе 1992 года для 40 процентов тружеников тыла от всех получателей пенсии... я думаю, что можно сохранить вот это количество и улучшить пенсионное законодательство, за счёт того, что дополнительные средства не требуются, распространить имеющиеся средства на тех, кто участвовал в трудовом процессе. Ну, я в системе социальной защиты, в пенсионной системе, работаю тридцать восемь лет, поэтому считаю, чувствую, что я имею право сказать, что вот это заключение, которое сделал комитет по социальной политике, сегодня, в год 65-летия со дня Победы, можно назвать позорным (это, наверное, сродни тому, что сегодня сносят памятники Неизвестному Солдату и героям), потому что люди надеются и ждут, что их работа в годы войны будет заслуженно оценена. Я готова ответить на вопросы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Фарида Исмагиловна Гайнуллина. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике в установленном порядке рассмотрел данный законопроект и предлагает его вам отклонить по следующим основаниям. Сначала по форме, уважаемые коллеги. В соответствии с действующим законодательством базовый размер пенсий устанавливается в фиксированной сумме, и никакие преференции отдельным категориям лиц в зависимости от заслуг или их отсутствия не даются, ибо, во-вторых, базовая часть является некой государственной социальной минимальной гарантией в области пенсионного обеспечения. В-третьих, законопроектом по форме не определены источники финансирования. По скромным подсчётам коллег по Республике Удмуртия, на 2008 год это предполагало 45 миллиардов рублей. В соответствии с действующим законодательством внесение изменений в пенсионное законодательство предполагает параллельно работу и с бюджетом. Законопроектом не предусматривается изыскание средств из федерального бюджета или из других источников на реализацию данного законопроекта. Это по форме. Теперь по сути. Первое. Базовая часть трудовой пенсии за 2006 и 2009 годы в соответствии со статьёй 17 закона "О трудовых пенсиях..." неоднократно индексировалась, уважаемые коллеги, и сегодня уже составляет 2 тысячи 562 рубля. Памятуя, как пишется в пояснительной записке, что это люди уже преклонного возраста, законодательство даёт определённые преференции этим категориям лиц кратно базовой части, а именно: если свыше восьмидесяти лет, если у них есть на иждивении члены семьи или нетрудоспособные граждане. То есть если не только по старости, но и по случаю потери кормильца или по инвалидности, тогда определённые преференции этой категории людей уже законодательством даны. Это второе. И третье. Конечно же, как и сам докладчик сказал, я пользуюсь вашей информацией, вашими сведениями, вашими аргументами, в основном труженики тыла, конечно, уже доказали свой стаж. И если мы с вами в сложнейших условиях... Я прошу извинить, потому что на вашу реплику с места, что мы экономим на тружениках тыла, я тут сказала: "Побойтесь Бога!". Должна сказать: в условиях экономического кризиса мы с вами, уважаемые коллеги, единогласно отыскали 502 миллиарда на валоризацию, и эти суммы в основном направлены для людей именно этого возраста, выработавших стаж в советское время. Поэтому не принимаю категорически, оставляю от имени комитета право обратиться и потребовать извинений за эти слова, что мы позорим здесь Государственную Думу и экономим на тружениках тыла. И последний аргумент, аргумент по сути. Пенсионная система, равно как и бюджет Пенсионного фонда, - это нечто сбалансированное, уважаемые коллеги. И для того чтобы вы могли сопоставить цифры, которые требуются для реализации этого законопроекта, сообщу: цена валоризации за один месяц, то есть выплата валоризации за один месяц, составляет 40 миллиардов рублей, чтобы вы знали, один месяц валоризации, а законопроект в целом стоит 45 миллиардов. Мы сделали в десять раз больше... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В двенадцать. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Спасибо. ...в двенадцать раз больше, чем предполагается, чтобы улучшить пенсионное обеспечение этой категории людей. Исходя из изложенного, уважаемые коллеги, я предлагаю и прошу вас поддержать позицию комитета: отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопросы, два: Гостев и Дмитриева. Два вопроса. Пожалуйста, Руслан Георгиевич Гостев. ГОСТЕВ Р. Г. Мне хотелось бы понять логику, - хотя она почти понятна из практики, которая существует в Госдуме, - почему мы четыре года законопроект держали под сукном? Не знаю, под красным сукном коммунисты держали, под розовым - те, кто к другим относится, под жёлтым, ещё под каким-то сукном держали этот закон. Если бы вынесли его, было бы понятно изначально, что делать с ним и как, а не оправдываться, что мы уже сделали, по одним подсчётам, в десять раз, а по другим подсчётам, более точным (потому что Олег Викторович сказал, у него точная всегда информация), - в двенадцать раз. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Руслан Георгиевич, уважаемые коллеги! Конечно, проще, Руслан Георгиевич, вытащить законопроект, рассмотреть в установленном порядке, имея отрицательное заключение правительства, и отклонить его, но гораздо сложнее... По этому поводу есть поговорка татарская, я иногда говорю, а вы посмеиваетесь, переведу её на русский язык: знает не тот, кто кушает, а знает тот, кто готовит. Поэтому, конечно же, с правительством вести работу по некоторым тенденциям, в том числе и негативным, которые складывались в ходе реализации пенсионной реформы, достаточно сложно, тем не менее я постаралась в своём докладе привести примеры поэтапного разрешения проблем, в данном случае касающихся хотя бы базовой части пенсии. Я ещё неоднократно буду стоять перед вами, потому что будут предложения и по соотношению заработков, и по коэффициентам, и так далее. Хочу вам сказать, что комитет очень плотно работает с правительством и с Пенсионным фондом - и последнее решение принято действительно беспрецедентное, на мой взгляд, - над реализацией задач, поставленных коллегами, в частности из Удмуртии, но механизм, Руслан Георгиевич, другой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия". Спасибо большое. У меня вопрос к представителю субъекта права законодательной инициативы, поскольку вы представитель Удмуртской Республики и, наверное, лучше нас знаете, какова сейчас ситуация в регионе. Первое. Как труженики тыла, те люди, которые работали в период Великой Отечественной войны, которые уже получили сейчас дополнительную пенсию, дополнительную прибавку к пенсии от валоризации, как они на неё отреагировали? Считают ли они, что это достаточная оценка их заслуг за работу в условиях Великой Отечественной войны в тылу? И достаточно ли у них в итоге получается? Это категория, которая не имеет дополнительной пенсии, они отнесены к региональным льготникам. Какова их позиция? КУЗНЕЦОВА Н. Ф. Во-первых, вообще, два разных понятия. Закон о валоризации, он входит в план антикризисных мероприятий по всем пенсионерам. Мы сейчас говорим о лицах, которых ваши коллеги в 92-м году выделили в отдельную категорию. Отдельно должна быть награда за работу в годы войны, потому что эти люди на трудовом фронте помогли одержать победу. В целом по валоризации у меня целая таблица, анализ... Валоризация, конечно, не совсем то, что вы здесь приняли. Оценка не могу сказать, что отрицательная, потому что всё равно увеличение пенсии есть. И вот как раз та категория лиц, которые на селе работали, Фарида Исмагиловна, получила-то минимальную сумму по валоризации. Вот те, кто имеет стаж и не имеет заработка, получили увеличение примерно где-то на 300-350 рублей. Это не в среднем, это у тех, кто не имеет заработка, потому что при валоризации увеличение пенсии зависело от двух показателей - стажа плюс соотношения между заработками. Вы при принятии закона учли только один показатель - стаж. И надо сказать, что если сегодня при назначении пенсии год работы оценивается независимо от года выхода на пенсию - в 2002 году или до 1991 года, - то при валоризации оценка одного трудового года оказалась в два раза ниже. Участники трудового фронта абсолютно не считают, что это им компенсация за работу в годы войны. В исправление законодательства принимались 113-й закон, 173-й закон, и ещё дальше должно оно совершенствоваться, но в год юбилейный участники трудового фронта, независимо от всяких индексаций, которые будут проводиться, ждут заслуженной оценки своего труда именно в годы войны. Причём, я тут подчеркну, что эта категория лиц будет уходить из жизни: 1932-й, 1933-й, 1934-й, то есть увеличения-то не будет, их количество уменьшается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас будет право на заключительное слово. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас будет эта возможность, Фарида Исмагиловна. Ответить на вопрос? Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у нас есть такая процедура: даже если не задают вопрос, докладчик или содокладчик имеет право ответить. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Оксана Генриховна, я готовилась к сегодняшнему заседанию: по предварительной информации, увеличение среднего размера трудовой пенсии по Удмуртской Республике в результате валоризации составило 1041 рубль, пенсии по старости - 1108 рублей, по инвалидности - 325 рублей, по случаю потери кормильца - 664 рубля. Кроме того, двадцать восемь тысяч сто девяносто шесть человек в Удмуртской Республике ещё получают федеральную социальную доплату в пределах 804 рублей. Вот, Оксана Генриховна, итоги валоризации по Республике Удмуртия. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Есть. Четыре руки от фракции КПРФ, одна рука от ЛДПР, одна от "ЕДИНОЙ РОССИИ", одна от "Справедливой России". Есть предложение у депутата Герасименко. Включите ему микрофон. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У нас в повестке тридцать четыре вопроса, и представители правительства ждут, есть предложение по одному вопросу от фракции, иначе мы просто не успеем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному выступлению от фракции? ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. По одному выступлению, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо голосовать? Надо. От фракции КПРФ четыре руки было, поэтому надо голосовать. Голосуется предложение депутата Герасименко: по одному выступлению от фракции. Пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 53 сек.) Проголосовало за 315 чел.89,0% Проголосовало против 39 чел.11,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Кто выступает? Депутат Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, справедливо ставить вопрос о таком законопроекте. Почему? Потому что те, кто проводит встречи с избирателями, знают, что кроме вопроса о несправедливости порядка выделения жилой площади и автомобилей обязательно ставится вопрос об обделённости тружеников тыла. Вдумайтесь, ведь это дети, от восьми до четырнадцати лет, которые занимались тем, что пасли скот, пахали, сеяли, убирали, на подставочках стояли возле станков, и без их труда не было бы победы. Более того, после войны и во время войны на освобождённой территории именно эта категория лиц собирала мины и снаряды, рискуя жизнью. И моя тётя погибла при таких обстоятельствах. Поэтому могу вам сказать, что постановка вопроса правильная, и наш подход к рассмотрению законопроектов субъектов Федерации лицемерный, ведь мы говорим, что вот там учли в этой части, и вроде как вопрос надо и снять. Я считаю, что в преддверии 65-летия со дня Великой Победы мы просто обязаны поддержать законопроект Удмуртии. Да, наверное, он требует доработки, но он по своей концепции справедлив и правомерен. Наша фракция, безусловно, будет этот законопроект поддерживать, учитывая, что самому младшему, подпадающему под этот закон, уже семьдесят пять лет. Это говорит о том, что их не так много осталось. И я считаю, что нам надо параллельно с этим принять законы, не позволяющие людям, которые, предварительно проведя внеочередные собрания акционеров, вывезли деньги за границу и сегодня десятки тысяч евро чаевых платят иностранным официантам. Тут мы с вами не видим, мы им пролонгируем кредиты, выданные под 6 процентов, а это не видим. Этих денег мы не видим, а вот отсюда надо деньги взять! Если мы эти деньги направим на развитие реального сектора, тогда и на Северном Кавказе не надо будет ещё один округ организовывать. Там нет работы, вы возьмите статистику официальную по занятости людей на Северном Кавказе, в том числе и этого возраста, и увидите, что там раньше была промышленность, было животноводство, было овцеводство - сегодня там ничего нет. Поэтому я считаю, что будет неправильно и оскорбительно не поддержать этот закон. Наша фракция поддержит его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, понимаете, с одной стороны, вроде как Фарида Исмагиловна права, то есть всем поровну, увеличиваем постепенно, компенсируем и так далее. С другой стороны, мы с вами только что приняли два президентских проекта, и я говорил в своём выступлении, что ситуация сложилась такая, что нужно было срочно, с ходу внести эти законопроекты, чтобы законодательно закрепить полномочия должностного лица, которое наделяется ими. Здесь та же самая ситуация, понимаете? Их через пять лет, к сожалению, наверное, уже и в живых никого не останется. То есть мы должны просто-напросто закрыть перед ними все обязательства, как это сейчас делается по обеспечению квартирами, немножко добавить им к пенсии, потому что этих людей уже скоро не останется, вот и всё. А остальные - да, действительно, они уже на общих основаниях будут получать все свои прибавки, как положено. Почему мы этого не делаем? Может быть, действительно у нас в бюджете не хватает средств? Вы знаете, вообще вся наша пенсионная система - довольно лукавая вещь. С одной стороны, каждый, кто вышел на пенсию, имеет право её получить. С другой стороны, мы все прекрасно знаем, что те же самые мужчины в России, почти половина, до пенсионного возраста не доживают. Но ведь они платят отчисления в Пенсионный фонд, и, по идее, нынешний пенсионер, который дожил до пенсии, должен получать пенсию за себя и за того парня, а он этого не делает. Конечно, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, потому что их осталось очень и очень мало и наше общество в долгу перед ними. Под одну гребёнку всех стричь, я думаю, неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Рязанский. Пожалуйста. РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я поддержу предложение Фариды Исмагиловны, и мотивы вот такой позиции заключаются в следующем. Идеальных пенсионных систем не бывает. Мы попали в достаточно сложное положение по разъяснению основ пенсионного законодательства. Почему? Потому что многие наши проблемы тянутся из старой пенсионной системы, переходного периода 90-х годов. Всё это вызывает достаточно много серьёзных нареканий, в том числе и в вопросах пересчёта пенсий. Но это не должно быть основанием для желания вдруг, сразу решить все вопросы одновременно. Обращаю ваше внимание на то, что 2009 год для нас стал годом четырёхразового повышения пенсий. Мы решили стратегически важную задачу - чтобы ни один пенсионер в нашей стране начиная с 2010 года не получал ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации. Эта достаточно серьёзная экономическая и социальная задача решалась нами на протяжении последних восьми, даже, наверное, десяти лет. Давайте посмотрим, насколько напряжённо работает сейчас Пенсионный фонд. Пересчитано тридцать шесть с половиной миллионов пенсионных историй. Да, некоторые ожидания пенсионеров по валоризации не оправдались, но тем не менее мы говорим о чём? О том, что 500 миллиардов рублей, вложенные в пенсионную систему дополнительно на эти цели, 10 процентов валового внутреннего продукта, который мы выделяем на эти цели, - это серьёзные экономические задачи, которые государство решает во имя улучшения жизни пенсионеров. В этом году - 65-я годовщина, давайте сосредоточимся действительно на решении уже поставленных задач, которые, будем говорить так, отработаны законодательным путём: есть соответствующие указы, постановления, на местах проведена соответствующая разъяснительная работа. Давайте отработаем это и по результатам валоризации, в конце концов, ещё раз вернёмся к рассмотрению этих вопросов. Ну нельзя пытаться решить все проблемы сразу, чохом, одним скачком. Мы ведём мониторинг ситуации, связанной с так называемой валоризацией. Картина действительно разная, пёстрая. Есть и на 4 тысячи 100 рублей увеличение, есть и цифры - 1 рубль 40 копеек, которые путают с проблемой валоризации. Это доплаты к тому минимуму, который установлен в субъекте Российской Федерации. Наша задача, как законодателей и депутатов, прежде всего объяснить саму суть расчётов. Да, система расчётов предусматривает увеличение пенсий с учётом обоих коэффициентов - и коэффициента соотношения средних зарплат, и стажевого коэффициента. Действительно, та категория людей, которая недобирает до среднего уровня тысячу с небольшим рублей, осталась в ожидании большего. Но доплаты на 5 миллионов, которые мы с вами делаем с нового года либо из федерального бюджета, либо из бюджетов субъектов, - это тоже наш ответ, решение проблемы увеличения пенсионного обеспечения наших граждан. Поэтому у нас следующее отношение к этому закону, при всём том, что мы понимаем и разделяем такого рода отношение к участникам войны, к инвалидам войны, к участникам трудового фронта: давайте всё-таки по частям будем решать стоящие перед нами большие задачи по улучшению жизни старшего поколения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, тот законопроект, который внёс на рассмотрение Государственный Совет Удмуртской Республики и о котором докладывала Наталья Фёдоровна, прежде всего посвящён улучшению пенсионного обеспечения тружеников тыла. В связи с этим мне совершенно непонятно: а когда? Если сейчас решение этих вопросов несвоевременно и это не является большой задачей - коллега Рязанский только что сказал, что мы должны сосредоточиться на больших задачах, а эта, соответственно, не является таковой, - то когда наконец наступит то время, когда решение вопросов пенсионного обеспечения тружеников тыла будет своевременным? Когда? Тогда, когда их останется тридцать тысяч человек? Тогда мы будем для них решать весь объём вопросов, в том числе вопрос обеспечения жильём, как мы это сделали сейчас в отношении участников Великой Отечественной войны? Когда решение этого вопроса будет своевременным? Мне представляется, что вот сейчас, в преддверии 65-летия Победы, это последний момент, когда мы реально можем принять решение по труженикам тыла и когда действительно достаточно большое количество людей, значимое сможет нашими решениями по пенсионному обеспечению реально воспользоваться в течение какого-то определённого промежутка времени. Труженики тыла - самая обиженная категория из всех ветеранов Великой Отечественной войны: у них нет права на дополнительную, вторую пенсию, пенсию по инвалидности, они отнесены к региональным льготникам, и, соответственно, у них существенно меньший объём ежемесячных денежных выплат, у них нет полного объёма социально-бытовых льгот. Это самая обиженная категория. Но при этом я хочу отметить - и у меня есть определённая гордость за это, - что представители фракции "Справедливая Россия" в Госсовете Удмуртской Республики предложили законопроект, который, на мой взгляд, по технике исполнения лучше, чем даже то, что делали, что предлагали в различных вариантах депутаты различных фракций Государственной Думы, поскольку они предложили по году рождения - до 1934 года рождения. Тем самым они охватили не только тружеников тыла, но они решили ещё один очень больной вопрос - вопрос дополнительного пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда, у которых нет инвалидности и которые очень обижены тем, что они ничего не получают, поскольку у них нет права на дополнительную пенсию по инвалидности. Это первое. Второе, почему мне очень нравится редакция этого законопроекта. С учётом того что мы принимаем эти решения по году рождения для очень возрастной категории населения, решаются и все остальные проблемы, они сразу закрываются, потому что кто-то не может доказать стаж, кто-то не может найти свидетелей... А тут все вопросы, если этот законопроект будет принят, будут решены раз и до конца. И ещё один момент. Ведь очень многими законопроектами, которые мы будем рассматривать, ставятся вопросы о введении надбавки по возрасту - не только начиная с восьмидесяти лет, есть варианты с семидесяти, есть варианты с семидесяти пяти. Этим законопроектом, помимо прежде всего вопросов по труженикам тыла, на определённое количество лет решаются вопросы дополнительной надбавки в том числе гражданам от семидесяти пяти до восьмидесяти лет. И я думаю, что в этом плане он решает очень много проблем, он гораздо шире, чем, собственно говоря, вопросы по труженикам тыла. Теперь что касается того, в каком законе это должно быть, вот то, о чём сказала Фарида Исмагиловна, - то ли в законе "О государственном пенсионном обеспечении...", то ли в законе "О трудовых пенсиях...". Дело в том, что можно и так, и так решить вопрос. Можно это рассматривать как дополнительную государственную пенсию, которую будут чётко платить из федерального бюджета по закону "О государственном пенсионном обеспечении...". Но дело в том, что и в законе "О трудовых пенсиях..." тоже есть, ну, может быть, в несколько иной юридической редакции, повышение базовой части пенсии, повышенный размер за восемьдесят лет, и как две базовые части пенсии, да, и уход за... не уход, а инвалиду первой группы. Поэтому это, на мой взгляд, всё-таки вопрос юридической техники, который вполне можно будет обсудить во втором чтении. Наша фракция, безусловно, будет голосовать за данный законопроект. И ещё раз обращаю внимание на то, что из всех законопроектов по улучшению пенсионного обеспечения тружеников тыла, мне кажется, он по технике и по социальной сущности является наиболее удачным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства не настаивают на участии в дискуссии? Нет. Пожалуйста, докладчик, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. КУЗНЕЦОВА Н. Ф. Пять лет назад, в 2005 году, об этом законопроекте в этом зале я докладывала впервые. Тогда я согласилась с теми редакционными замечаниями, которые были высказаны. Атмосфера в этом зале была такая, что, если бы все депутаты из "ЕДИНОЙ РОССИИ" сидели на своих местах и за них не нажимали бы кнопки, я уверена, этот законопроект был бы принят, потому что чисто по-человечески... Здесь сидим и я, и депутаты Госдумы, то поколение, у которых родители, я уже не говорю о дедушках и бабушках, ещё, наверное, живы, кто участвовал в труде в годы Великой Отечественной войны. Здесь немножко обсуждение пошло в том плане, что мы якобы говорим о каких-то новых льготах. Я просто хочу ещё раз сказать, что есть категория участников трудового фронта, она выделена законодательно, им была установлена сумма в 50 процентов от минимальной оплаты труда в 92-м году. На сегодня это снизилось до 6,8 процента от минимальной оплаты труда. Я прошу вернуться к той норме, которая была заложена, просто восстановить её. То есть нового ничего нет! Мы где-то поучаствовали, и она на нет сошла, а сейчас нужно вернуть то, что им ещё в 92-м году по заслугам было дано. Вот отдельно к Фариде Исмагиловне обращаюсь. Фарида Исмагиловна, я считаю вас специалистом должного уровня. То есть я профессионал, я признаю ваши профессиональные знания, поэтому мне не очень убедительным кажется ваше выступление. Я думаю, что все знают, что вы профессионал, и вашим выступлениям с трибуны в Госдуме верят, поэтому, когда вы высказываетесь против, говорите, что тут не так, это, вообще, несостоятельное отрицание этого законопроекта. Да, сегодня базовая пенсия стала называться фиксированной, но суть-то не изменилась! Сегодня, если можно принимать законы... Вот вышел указ президента - приняли закон, всё перекроили. Эти труженики тыла, если ещё раз вносить законопроект, просто не дождутся решения. Фарида Исмагиловна, я к вам лично обращаюсь: подготовьте свой законопроект, пожалуйста, внесите и примите его от вашего комитета, от вашей фракции. Но суть такова: участники трудового фронта - вот шестьдесят пять лет, юбилей, - до следующего юбилея не доживут! Разве это непонятно? Мне хотелось бы, чтобы 9 Мая это наше пленарное заседание показали полностью с утра до вечера, кто как говорил о тружениках тыла, и сравнили с тем, как вы одновременно будете говорить на трибунах, открытки посылать, подарки дарить. Может быть, это как-то вам подскажет, что надо этот вопрос решить? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Фёдоровна, знаете, только мужская сдержанность не позволяет мне сказать, что я думаю об этом. Пожалуйста, депутат Гайнуллина, ваше заключительное слово. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Исходя из этики взаимоотношений, я тоже промолчу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 59 сек.) Проголосовало за 136 чел.30,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 136 чел. Не голосовало 314 чел.69,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.