Заседание № 26
О проекте федерального закона N№ 34182-4 "О внесении изменений в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части приведения в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С места будете, Алексей Валентинович? Пожалуйста, включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемая госпожа председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации 25 февраля 2004 года рассмотрел запрос Верховного Суда Российской Федерации и проверил конституционность пункта 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Перечисленные правовые положения федерального закона и ГПК предоставляли право Центральной избирательной комиссии обращаться в Верховный Суд с жалобой на решение и действие или бездействие, нарушающие избирательные права граждан или права граждан на участие в референдуме, если нарушения касаются значительного количества граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Такая была туманная формулировка. Конституционный Суд Российской Федерации справедливо отметил, что наделение ЦИК таким правом ставит ЦИК в особое положение по сравнению с другими участниками рассмотрения дела. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, часть 3 статьи 3 Конституции. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, часть 2 статьи 32 Конституции. Аналогичное право закреплено и в статье 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и в пункте "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Одновременно Конституцией Российской Федерации каждому гражданину предоставлено право защищать свои права и свободы, гарантируется судебная защита его прав и свобод, а действия органов государственной власти могут быть обжалованы в суд. По смыслу пункт 10 статьи 75 и часть первая статьи 259, на неконституционность которых обратил внимание Верховный Суд, вынуждают ЦИК принимать решение о направлении жалобы в Верховный Суд в случае, если нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, указанными нормами федеральных законов ЦИК незаконно наделялась исключительной компетенцией, что противоречит Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд обратил внимание на неконституционность этих позиций законодательства. Я прошу вас поддержать этот законопроект и принять его в первом чтении. Мы выполняем здесь решение Конституционного Суда и вносим соответствующие изменения в законодательстве. И, учитывая высокую степень проработанности законопроекта, отсутствие в целом замечаний, я попросил бы депутатов принять законопроект в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Содоклад по данному законопроекту Александра Петровича Москальца. С места. Включите микрофон. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Как вы видите, необходимости в подробном содокладе нет, так как Алексей Валентинович достаточно детально доложил по данному вопросу. Отмечу лишь следующее. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект и отмечает, что если решением Конституционного Суда федеральный закон признан частично не соответствующим Конституции Российской Федерации, то не позднее трех месяцев в Государственную Думу должен быть внесен законопроект о внесении изменений или дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Как мы знаем, обязанность внесения такого законопроекта возложена на Правительство Российской Федерации, что, однако, не лишает права его внесения иных субъектов права законодательной инициативы. Рассматриваемый законопроект направлен на приведение двух федеральных законов в соответствие с указанным постановлением Конституционного Суда, в котором признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации именно те положения этих законов, которые автор законопроекта как раз и предлагает исключить. Комитет считает необходимым поддержать указанный законопроект. В процессе подготовки законопроекта учтены замечания правового и лингвистического характера. Учитывая высокую степень проработанности проекта закона, отсутствие замечаний к нему, а также отсутствие необходимости внесения поправок, комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и в целом. Проект постановления о принятии законопроекта в целом имеется. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Желающие выступить? Нет. Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 05 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято. Я хотела бы спросить у представителя президента Александра Сергеевича Косопкина: нет ли возражений о принятии законопроекта в целом? Нет. Постановление имеется. Коллеги, никаких претензий и возражений нет. В рамках "часа голосования" ставлю на голосование: принять данный законопроект в целом. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 50 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято.