Заседание № 9

20.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 341774-3 "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о включении обязательных работ в перечень видов административных наказаний).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3419 по 3736 из 6545
Переходим к 14-му вопросу - о проекте федерального закона "О внесении           
дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Доклад депутата Государственной Думы Валерия Владимировича    
Гальченко.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЛЬЧЕНКО В. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Наверное, этот законопроект   
можно было рассмотреть как альтернативный предыдущему, но как поставили в       
повестку дня, так и докладываю, хотя во многом эти законопроекты                
пересекаются.                                                                   
                                                                                
Мой законопроект появился в результате большого количества обращений ко мне в   
первую очередь учителей средних школ, которые обеспокоены нарастанием вала      
мелких хищений, мелкого хулиганства, проституции, мата на наших улицах.         
Необходимость внесения тех изменений, которые предложены в законопроекте,       
продиктована сложившейся тенденцией социального расслоения общества и           
практикой выплат "черных" зарплат. Это всё привело к появлению в конечном       
итоге групп населения, которые готовы очень легко откупиться от любых           
правонарушений, прописанных у нас в Кодексе об административных                 
правонарушениях. Но есть группа населения, которая просто не в состоянии        
платить те штрафы, которые установлены в кодексе. Это приводит к тому, что      
одни откупаются, другие не платят - и нормы кодекса не работают, что приводит   
к нарастанию, еще раз говорю, вала мелкой преступности, что влияет в конечном   
итоге на общественную мораль и нравственность.                                  
                                                                                
Суть законопроекта в двух словах следующая: первое - снизить возраст            
привлечения к ответственности за мелкое хулиганство с шестнадцати до            
четырнадцати лет, второе - ввести обязательные общественные работы в качестве   
одного из видов административных наказаний.                                     
                                                                                
На законопроект получены заключение Правового управления Аппарата               
Государственной Думы, отрицательное, и заключение Комитета Государственной      
Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.     
Основная аргументация близка той, которая только что прозвучала из уст          
представителя президента - что такого рода предложение противоречит             
действующим международным соглашениям, и перечисляются эти международные        
соглашения.                                                                     
                                                                                
Я, чтобы не быть голословным, приведу две цитаты из двух конвенций, Конвенции   
МОТ № 29 и Конвенции МОТ № 105, которые упоминаются в заключении комитета по    
государственному строительству. Выдержка из одного документа: однако термин     
"принудительный или обязательный труд" для целей настоящей конвенции не         
включает в себя всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица         
вследствие приговора, вынесенного решением суда. То есть не все, а только те,   
которые не по решению суда. Это не относится к моему законопроекту. Кроме       
того, Конвенция МОТ № 105 гласит: каждый член Международной организации         
труда, ратифицирующий настоящую конвенцию, обязуется упразднить                 
принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в    
качестве средства политического воздействия, в качестве метода мобилизации, в   
качестве средства поддержания трудовой дисциплины, в качестве средства          
наказания за участие в забастовках, в качестве меры дискриминации по расовым    
и другим признакам. Список, обращаю ваше внимание, исчерпывающий и ни в коем    
случае не распространяется на те предложения, которые формулируются мною в      
этом законопроекте.                                                             
                                                                                
И еще. Короткая справка о том, что происходит по этому поводу в мире.           
Общественные работы являются одним из новейших изобретений в системе            
альтернативных наказаний и мер уголовно-правового принуждения. Впервые это      
наказание было введено в уголовный кодекс Швейцарии в 1971 году и применялось   
только в отношении несовершеннолетних, обращаю ваше внимание,                   
правонарушителей, причем в возрасте, как это ни странно, от семи до             
восемнадцати лет. Впоследствии общественные работы в Швейцарии стали            
назначаться в качестве основного наказания несовершеннолетним, а как            
дополнительное - взрослым в некоторых кантонах страны. Таким образом,           
Швейцария стала первым западноевропейским государством, признавшим              
общественные работы в качестве основного вида наказания.                        
                                                                                
В своем нынешнем виде общественные работы были впервые применены в Англии и     
Уэльсе. Кроме того, на европейском уровне рекомендации по разрешению            
применения общественных работ были сформулированы в резолюции № 76 десятого     
Комитета министров Совета Европы, а в международном контексте - в Токийских     
правилах, где они содержатся в перечне возможных наказаний, рекомендуемых для   
назначения судами. В настоящее время общественные работы применяются: в         
Швейцарии, Англии, Уэльсе, Дании, ФРГ, Франции, Германии, Италии,               
Люксембурге, Нидерландах, Северной Ирландии, Финляндии, Португалии,             
Шотландии, Чехии, Канаде, США и других странах. Таким образом, ссылки на        
действующие международные документы, на мой взгляд, являются                    
несостоятельными.                                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, когда вы будете голосовать по этому законопроекту, прошу    
всё же помнить, что мелкое хулиганство, мелкие кражи, мат, проституция          
сегодня стали абсолютно обязательным признаком наших городов и улиц. И          
единственная возможность в условиях серьезного социального расслоения           
общества - заменить как минимум или добавить к штрафу наказание в виде          
обязательной работы, как, впрочем, это было в Советском Союзе. Спасибо за       
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович. Присаживайтесь.            
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется заместителю председателя Комитета по        
конституционному законодательству и государственному строительству Александру   
Николаевичу Харитонову. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, депутаты, коллеги! То, что было   
аргументировано моим коллегой, вы прослушали. Позиция комитета заключается в    
следующем. Вы знаете, что Конституция Российской Федерации предоставляет        
гражданам право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18     
лет. Ответственность по уголовному, гражданскому законодательству, скажем, за   
причиненный вред наступает с 16 лет. Трудовые договоры наша молодежь            
заключает, как правило, с 16 лет. И вдруг мы с вами решили в Кодексе            
Российской Федерации об административных правонарушениях снизить возрастной     
ценз административной ответственности до 14 лет.                                
                                                                                
У комитета опять же ссылка на известные международные документы, на             
Конституцию Российской Федерации, и мы опять не допускаем аналогию с            
Уголовным кодексом Российской Федерации, предусматривающим обязательные         
работы в качестве уголовного наказания. Это представляется неправильным,        
учитывая разные природу и цели административного и уголовного наказаний. Это    
я к аргументам.                                                                 
                                                                                
В соответствии, еще раз напоминаю вам, со статьей 4 Федерального закона "О      
введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" обязательные       
работы предусмотрено ввести только в этом году. Нет сегодня реальных условий    
для осуществления в России этого вида административного наказания. Это          
дополнительные институты, дополнительные чиновники, дополнительные средства.    
                                                                                
Поэтому комитет с учетом изложенного указанный проект рекомендует отклонить.    
С этим согласно Правовое управление Аппарата Государственной Думы, есть         
отрицательное заключение Верховного Суда.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Будут ли вопросы? Один вопрос. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович.            
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Я бы хотел уточнить. Всё говорят о других странах, а как вы      
относитесь к тому, что в Советской Армии, видимо, еще и в царской армии, в      
Российской армии существовали и существуют принудительные работы, ну,           
допустим, три наряда вне очереди? И причем расписано это начиная с младшего     
командира. И всё это работает, и всё это применяется, и никаких конвенций не    
требуется. А мы сегодня какие-то вот находим препоны, что это-де нехорошо.      
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Виктор Егорович, это не предмет обсуждения данного              
законопроекта о внесении изменений. Давайте на совершенно ином уровне будем     
рассуждать, изучать эту проблему и вносить изменения в те законодательные       
нормы, в которые положено. Но сегодня Кодекс об административных                
правонарушениях не предусматривает внесения этой нормы. (Выкрики из зала.)      
                                                                                
В армии? Там подзаконный акт.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не обсуждаем, понятно. Еще есть вопросы? Есть вопрос.     
Депутат Шадаев, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ШАДАЕВ Д. Р. В продолжение того, что было сейчас сказано. Но ведь существуют    
еще суворовские училища, существуют еще школы, из которых детей отправляют в    
лагеря труда и отдыха. Понимаете, как бы, с одной стороны, мы говорим о том,    
что нельзя принуждать детей работать, с другой стороны, у нас есть совершенно   
нормальные институты, которые позволяют это всё проводить. И вот в голове не    
укладывается: четырнадцатилетние лбы просто гуляют по улицам, - понимаете? -    
они не то что работать должны уже, они должны приносить пользу государству, а   
они занимаются тем, что нарушают законы. И мы, как законодатели, не в           
состоянии обеспечить возможность установления норм и правил, которые бы, так    
сказать, устанавливали ответственность за их негативное, или отрицательное,     
поведение в обществе. Вот в голове не укладывается: почему в Советском Союзе    
это было возможно, а почему в современной России это невозможно?                
                                                                                
Мне кажется, знаете, как ситуация будет выглядеть? Через какой-то промежуток    
времени, когда всё это достигнет ушей президента, он скажет: давайте-ка         
рассмотрим этот вопрос тоже, чтобы не только взрослые отвечали по               
обязательствам перед государством, но... (Микрофон отключен.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос прозвучал. Пожалуйста, Александр Николаевич.       
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Дамир Равильевич, я понимаю это так: в Уголовном кодексе есть   
такая норма, но она не применяется в России в силу того, что ее трудно          
реализовать практически. Кто это должен делать, кто должен определять? Ладно,   
местные органы власти определят виды обязательных работ, но кто должен будет    
выводить и охранять этих подростков в течение четырех или шести часов,          
добиваться выполнения той нормы нагрузки, которую мы придумали? Какие будут     
привлечены силы, какие средства? Или это будут комитеты, или какие-то           
общественные комиссии, или это милиция опять же, или органы образования?        
Давайте создавать механизм с помощью власти, имеющейся на местах и в центре,    
механизм реализации этой нормы, и всё.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще вопросы? Нет. Пожалуйста,               
присаживайтесь, Александр Николаевич. Кто из депутатов хотел бы... (Выкрики     
из зала.) Еще есть вопрос? Вернитесь, пожалуйста, Александр Николаевич.         
                                                                                
Малышкин Олег Александрович, пожалуйста.                                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Александр Николаевич, мы поддерживаем ваше выступление. Тут у меня вопрос к     
вам и к докладчику: какими словами можно ругаться, а какими нельзя ругаться?    
А то он говорит: давайте введем административное наказание за мат. Кто-нибудь   
может определить перечень этих слов?                                            
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Это предмет для рассмотрения комитета по другим вопросам. Ну,   
это не вопрос, Олег Александрович, это не вопрос, это просто...                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Александр Николаевич ответил. Может быть,         
Гальченко? Ваши комментарии по этому вопросу.                                   
                                                                                
Включите микрофон Гальченко Валерию Владимировичу.                              
                                                                                
ГАЛЬЧЕНКО В. В. Сущностным в этом законопроекте является не введение            
наказания за мат, а введение дополнительного вида наказания в виде              
общественных работ, потому что нынешние штрафы не обеспечивают в конечном       
итоге наказания. Об этом речь идет в этом законопроекте.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто из депутатов хотел бы выступить? Так, есть еще вопрос? Значит, последний    
вопрос, потому что иначе я попрошу записаться.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Апариной включите микрофон.                                         
                                                                                
АПАРИНА А. В. Я без всякой иронии задаю вопрос докладчику, продолжая тему,      
поднятую кандидатом в президенты. А вот книги выпустили по этой проблеме, и     
там много страниц с матом - за это тоже будут привлекать к ответственности      
авторов или надо изымать эти книги? Как их изымать? Они не нужны тогда. Как к   
этому относиться?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон Гальченко включите.                  
                                                                                
ГАЛЬЧЕНКО В. В. Еще раз повторяю: законопроектом, который я представил, не      
вводятся новые составы преступлений. Речь идет о введении новых методов         
наказания, речь идет о введении общественных работ.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу депутатов записаться на выступления.       
                                                                                
Включите режим записи. Покажите результаты записи. Пожалуйста, включите         
микрофон Тюлькину Виктору Аркадьевичу.                                          
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. У меня короткое выступление. Я, вообще-то, записывался на         
вопрос, просто не успел.                                                        
                                                                                
Вот Гальченко, когда выступал, не стал развивать тему, но суть заметил: в       
связи с имеющимся сильным расслоением в обществе нам просто необходимо ввести   
эту норму. В переводе на русский язык это звучит так, что те, у кого деньги     
есть, заплатят, откупятся, а вот для бедных, для неимущих мы введем шкалу       
наказаний и будем на общественные работы, на принудительный труд, направо,      
налево и так далее отправлять. Проблемой, конечно, нужно заниматься, но         
думается, что, если бы комитет был действительно озабочен состоянием нашего     
общества, начиная от проблемы брани, так сказать, ненормативной лексики и       
кончая проблемами поведения и настроений, он бы предусматривал эти наказания    
не только применительно к мелкому хулиганству уличному, но также и к            
экономическим преступлениям, думал бы о том, как навести такой порядок, чтобы   
он соответствовал понятиям справедливости в обществе в целом. А так это         
замаскированный, но кнут для бедных вводится. Поэтому я думаю, что в данном     
случае этот законопроект не следует поддерживать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость?.. Пожалуйста, включите микрофон депутату Шадаеву.        
                                                                                
ШАДАЕВ Д. Р. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Я хотел бы       
все-таки поддержать докладчика Валерия Владимировича, потому что мы говорим     
сегодня о введении новой формы исполнения наказания, скажем так. А то, что      
говорил депутат Тюлькин, совершенно не соответствует смыслу предлагаемого       
законопроекта. Мы не пытаемся, так сказать, разграничить - будет ли бедный      
платить, или богатый работать. Те, у кого есть деньги, может заплатить, те, у   
кого нет денег, должен нести ответственность в рамках тех возможностей,         
которые у него существуют.                                                      
                                                                                
Сегодня впервые прозвучала очень интересная и правильная позиция, что мы        
должны применять превентивные меры, когда происходит развитие, рост             
преступности в стране. Вот многие выступавшие по разным вопросам в этом зале    
отмечали, что у нас есть терроризм, что у нас идет развитие преступности в      
стране, а мы не в состоянии бороться эффективными методами. А чем же это не     
эффективный метод? Молодое поколение сегодня начинает свои преступления с       
того, что сначала начинает красть, ругаться, разбивает бутылки, мусорит на      
улице, и бездействие государства по отношению к таким мелким проявлениям в      
конечном итоге приводит к тому, что вырастают убийцы, насильники, грабители,    
люди, которые портят нам жизнь и отравляют жизнь обществу, тем, кто нас         
окружает, - нашим старикам, нашим детям, нам и в целом гражданам России. Вот    
каким образом эта превентивная мера сегодня будет воздействовать на наше        
молодое поколение? Акселерация идет очень сильными темпами, сегодня             
четырнадцатилетние девочки стоят на улице, а четырнадцатилетние ребята уже      
похожи на двадцатилетних мужиков, так сказать, гуляют и делают что хотят. Как   
к ним относиться? Да, деньги они не зарабатывают, некоторые папы и мамы не      
готовы за них платить, получается, что мы расписываемся в собственном           
бессилии, что мы не готовы их привлечь к ответственности.                       
                                                                                
Я считаю, что данная мера, данная позиция совершенно правильная. Я допускаю,    
что сегодня законопроект не будет принят, но хорошо, тогда надо найти форму,    
каким образом заставить этих людей отвечать за свои поступки, за свои           
проступки перед государством и перед обществом. А систему исполнения этих       
наказаний и методов исполнения этих наказаний мы, как законодатели, должны      
предусмотреть и найти возможность, потому что это система воспитания            
полноценных граждан. Ведь в советское время, я это вполне хорошо помню, были    
комнаты милиции, были меры, которые препятствовали потом молодому человеку      
поступить в высшее учебное заведение, если он плохо себя вел или какие-то       
правонарушения совершал. Сегодня этого нет, но какой-то механизм должен быть,   
мы должны контролировать сегодня воспитание нашего молодого поколения, в том    
числе и с точки зрения воспрепятствования дальнейшим правонарушениям.           
                                                                                
Так вот я считаю, что данный законопроект должен быть поддержан и должен быть   
найден механизм по внедрению его в жизнь, чтобы каждый человек, начиная с       
четырнадцати лет, сегодня знал, что за каждый проступок он будет нести          
ответственность по закону перед государством, перед обществом.                  
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить представителю правительства, представителю      
президента? Нет. Есть ли необходимость выступить докладчику? Нет. Ставлю на     
голосование законопроект в первом чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               51 чел.11,3%                                     
Проголосовало против          112 чел.24,9%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    165 чел.                                          
Не голосовало                 285 чел.63,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, законопроект отклонен в первом чтении.