Заседание № 155
О проекте федерального закона № 341561-5 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" (в части обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными средствами массовой информации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к пункту 4 порядка работы. Это законопроекты третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Сергей Александрович Попов, пожалуйста, доклад. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня в окончательном чтении Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций предлагает принять законопроект "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Материалы вам розданы. В заключении Правового управления замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Предлагаем принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим на "час голосования". Записывается на выступление по мотивам от фракции депутат Жириновский. Других выступлений нет, одно выступление - подводим черту.
Тогда мы объявляем "час голосования". Переходим к "часу голосования". Пункт 4. Коллеги, мне сказали, что я не увидел руку депутата Останиной, которая тоже хотела бы выступить по мотивам. Как правило, когда фракция настаивает, я, как ведущий, даю такую возможность. Поэтому Жириновский первый, поскольку он записался... Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот здесь я буду строго по теме, поскольку это связано с обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в местных законодательных органах государственной власти. Как великолепно звучит позиция закона, сто раз мы готовы поддержать её, но при реализации закона, к сожалению, будут определённые нарушения, заранее уже могу сказать. Вот как обеспечивать гарантии равенства политических партий на местах, если после выборов 14 марта у нас, например, в Рязанской области ни один депутат не стал работать на постоянной основе и не получил ни одного поста? И даже когда проводилось организационное совещание, их не впустили в здание Рязанской областной Думы! Вот как можно освещать деятельность партии, когда наделённых властью - они власть там, часть власти, какая-то часть, - пятерых депутатов даже не пускают в здание Рязанской областной Думы?! Так что будут делать наши журналисты в Рязанской области? Кого освещать? Бомжей от оппозиционной партии, от ЛДПР? Домой придут к нему, депутату, скажут: чего тебя сегодня не пустили в областную Думу? Вот эта проблема ещё - мы принимаем много хороших законов, но кто будет следить за их реализацией? Прокурор? Он молчит. Вот события в Новосибирске я уже освещал здесь в среду. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и КПРФ - кто-то выступил здесь из депутатов из Новосибирска? Локоть же замечательный депутат, как он красиво обо всём говорит! Но почему не поднимают вопрос депутаты от коммунистов и "ЕДИНОЙ РОССИИ" из Новосибирска о том, что целый преступный клан мучает Новосибирскую область уже десятки лет? И молчат депутаты Госдумы, депутаты Новосибирского областного Совета, и пресса молчит, только Москва... слава богу, есть Эдуард Петров, журналист, в воскресенье вы увидите эту страшную передачу "Честный детектив". Как же освещать деятельность, когда в Госдуме они боятся выступать? Почему боится выступать Локоть? Он же честный коммунист, один из лучших, и он молчит. Почему депутат Харитонов посылает прошение об изменении меры пресечения бандитам? Почему "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - то же самое, практически ничего не делает, покрывает криминал, который есть в области? Почему только ЛДПР об этом говорит? И об этом молчит пресса, и новосибирская, и центральная пресса. Мы принимаем закон о равенстве доступа на местах, а в центре когда будет доступ? Вот я говорю о моей организации, которую Беспаликов подмял. Это провокатор, Беспаликов, а он руководит местным парламентом от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Он всю партию свою коррумпировал, и ЛДПР... Это же чудовищно, что он там делает! А он руководитель местного парламента. Это чудовищно! И пресса новосибирская молчит. Вы Интернет откройте новосибирский, о чём молодёжь новосибирская говорит, о чём интеллигенция? Это же Бишкек в Новосибирске, в чистом виде Бишкек! Если завтра они выйдут на улицы, они сметут этих Толоконского, Городецкого и Беспаликова. И Сибирский военный округ не должен будет вмешиваться... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, поддерживая вот эту законодательную инициативу президента, как, впрочем, и другие инициативы по модернизации политической системы, мы всё-таки не можем не высказать своих опасений, что в том виде, в каком мы сегодня принимаем этот закон в третьем чтении, он может не выполнить основную задачу - предоставить медийное равенство, в том числе и оппозиционным партиям. Во всяком случае закон о праве каждого депутата или о праве фракции депутатов в Государственной Думе на равенство, к великому сожалению, ежедневно каким-то образом чудовищно преломляется у нас, и мы становимся свидетелями того, что в любом случае равенства оппозиционных партий даже в парламенте у нас на сегодня нет. Поэтому хотелось бы высказать три весьма серьёзных опасения в части принятия этого законопроекта, хотя повторяю, что мы, естественно, за него проголосуем, потому что даже в этом виде он хоть какие-то возможности, права на эфирное время предоставляет политическим партиям в регионе. Первое. Решение этого вопроса отдаётся на откуп губернаторам. Представьте себе губернатора, который отказался бы от своей политической монополии, предоставив право другим политическим партиям свободно вещать в эфире, агитировать за себя и рассказывать о своих политических программах, как правило, не совпадающих с программой официальной политической власти. Дело в том, что принятие решения о создании государственных каналов в регионах напрямую зависит от финансовых возможностей бюджетных. Ну, ещё раз, найдите того губернатора, который сказал бы, что у него есть деньги на создание специального канала, который давал бы возможность свободно вещать оппозиции. Они могут найти деньги в кризис на золотые часы, но не могут найти денег на жильё ветеранам и на то, чтобы обеспечить возможность оппозиции, ещё раз говорю, свободно говорить о своей политической программе. Второе. Дело в том, что право на освещение своей деятельности в эфире будут иметь только те политические партии, которые представлены в региональных парламентах. В этой связи я называют три региона - Чечня, Чукотка и Кузбасс, - которые на сегодня имеют однопартийные парламенты. Это означает, что в течение ближайших пяти лет коммунисты, "справедливороссы", фракция ЛДПР в этих регионах не получат возможности выходить в телеэфир и на радиоканалы. Мы уже приняли недавно законопроект, согласно которому политические партии, которые не представлены в региональных парламентах, имеют возможность хотя бы не менее чем раз в год участвовать в заседании по определённой повестке дня. И думается, что можно было бы вот эту норму экстраполировать и на данный законопроект, дав возможность тем политическим партиям, которые не представлены в парламенте, также, ну, не менее хотя бы трёх раз выходить в эфир. И наконец, последнее. Всё-таки в законопроекте... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло три минуты. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование законопроект "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 01 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 154
О проекте федерального закона № 341561-5 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" (в части обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными средствами массовой информации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Вопрос 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Мы с вами рассматривали его 24 марта, приняли в первом чтении. Хотелось бы очень коротко напомнить суть данного президентского законопроекта, который направлен на создание правовых гарантий равного освещения деятельности парламентских партий, представленных в региональных законодательных собраниях. Это очень важная законодательная инициатива, она продолжает логику президента, которая зафиксирована в послании Федеральному Собранию. В прошлом году мы приняли аналогичный закон о равном доступе к средствам массовой информации парламентских партий, представленных в Государственной Думе, и это продолжение вот этого движения. Хотелось бы напомнить, что в соответствии с этим законом субъекты должны будут определить как минимум один региональный телевизионный канал и радиоканал, для того чтобы можно было обеспечить решение этих вопросов. В первом чтении этот законопроект поддержали все фракции, за проголосовали четыреста сорок четыре депутата. Ко второму чтению не поступило ни одной поправки. Комитет подготовил данный законопроект ко второму чтению. Просим поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Евгеньевич, у меня высветилось, что вы хотите выступить по ведению, но у нас второе чтение, поправок нет, поэтому после голосования - по ведению. Коллеги, нет поправок, поэтому я ставлю на голосование предложение комитета принять законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 26 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4% Результат: принято Принято при одном воздержавшемся. Депутат Локоть по ведению. ЛОКОТЬ А. Е. Олег Викторович, просто я хочу предложить, если все документы готовы, текст проверен многократно, возражений ни у кого из фракций, насколько я понимаю, нет, принять сегодня в третьем чтении данный документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас бывает такая практика, но если комитет не готов, он обычно не выносит на третье чтение. Мы вообще... Я напомню вам, коллеги, что мы договаривались со всеми представителями фракций и комитетов (я сам проводил это совещание по поручению председателя), что рассмотрение в третьем чтении в день принятия во втором чтении должно быть исключением, а не практикой.
Заседание № 150
О проекте федерального закона № 341561-5 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" (в части обеспечения гарантий равенства политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными средствами массовой информации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович, за заботу, спасибо, дорогой, но мы уже с Гарри Владимировичем тоже переговорили. В первой части заседания мы рассмотрели несколько законопроектов первого чтения, не смогли оторвать этот законопроект, поэтому давайте всё-таки начнём, а потом посмотрим, как у нас сложится ситуация. Предлагаю по пункту 16 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях" - предоставить слово полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировичу Минху для доклада по данному законопроекту. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Законопроект внесён Президентом Российской Федерации, и это также один из шагов, который осуществляется главой государства в целях реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое состоялось 12 ноября 2009 года. Хочу вам напомнить, что практически год назад, в апреле 2009 года, был принят федеральный закон, который был направлен на то, чтобы обеспечить дальнейшее развитие нашей политической системы и усилить информационное влияние тех политических партий, которые представлены в федеральном парламенте. И сейчас аналогичные нормы предлагается ввести в закон "О политических партиях", для того чтобы аналогичные положения были реализованы уже на уровне субъектов Российской Федерации. В своём послании Дмитрий Анатольевич Медведев рекомендовал законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах. И тот законопроект, который мы с вами сегодня рассматриваем, посвящён как раз обеспечению этой задачи: создать необходимые правовые гарантии, для того чтобы деятельность каждой из партий, представленных в региональном парламенте, получила достойное и равное освещение в государственных средствах массовой информации. Как я уже сказал, базово, концептуально, те отношения, которые будут связаны с освещением деятельности партий, представленных в региональном парламенте, предлагается урегулировать аналогично тому, как это урегулировано в том федеральном законе, который я уже назвал. И теперь более подробно о конкретных изменениях, которые предлагается внести в статью 32 Федерального закона "О политических партиях". Предлагается, чтобы обеспечение гарантий равенства политических партий, которые будут представлены в региональном парламенте, при освещении их деятельности в СМИ осуществлялось в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. При этом в указанном законе субъекта Российской Федерации должен быть определён один региональный государственный телеканал и один региональный государственный радиоканал. Хочу вам напомнить, региональные телерадиоканалы - это те средства массовой информации, которые зарегистрированы соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, который регистрирует СМИ, а к государственным предлагается относить те телерадиоканалы, в отношении которых соблюдено одно из трёх условий. Первое условие - учредителями или соучредителями являются госорганы или госорганизации субъекта Российской Федерации. Второе условие - либо эти средства массовой информации распространяются государственной организацией телерадиовещания субъекта Российской Федерации, либо эти средства массовой информации учреждены или распространяются организациями, в капитале которых имеется доля субъекта Российской Федерации. В тех случаях, когда в субъекте Российской Федерации отсутствует региональный государственный телеканал или радиоканал, освещение деятельности партий, представленных в региональном парламенте в этом субъекте, будет осуществляться иным теле- или радиоканалом, который зарегистрирован соответствующим территориальным органом, и этот телерадиоканал будет распространять своё вещание на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации. Также предполагается, что в законе субъекта будет определено, что положение, которое мы с вами сегодня рассматриваем, не применяется к тем отношениям, которые связаны с избирательными кампаниями, что это также не будет касаться освещения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также это не будет относиться к тем телерадиоканалам, которые специализируются на детских, культурных, музыкальных, спортивных и аналогичных узкоцелевых программах. Устанавливаемые законом субъекта гарантии равенства политических партий при освещении деятельности этих партий в региональных средствах массовой информации также должны соответствовать общим принципам и требованиям освещения деятельности парламентских партий, которые закреплены в законе "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами". Я их не буду напоминать, все эти принципы, требования и условия закреплены в федеральном законе, который я только что назвал. Контроль за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в региональном парламенте, предлагается так же, как это сделано на федеральном уровне, возложить на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Хочу ещё раз обратить ваше внимание, что законопроект направлен на создание необходимых правовых условий, которые гарантировали бы равенство политических партий, представленных в законодательном органе субъекта Российской Федерации, при освещении их деятельности региональными средствами массовой информации, и создаст условия, которые позволят освещать деятельность парламентских партий на региональном уровне в равном объёме. При этом я хотел бы вам напомнить, что, несмотря на ту критику и дебаты, которые были в Государственной Думе при прохождении соответствующего федерального закона в отношении федерального среза этой проблемы, практика показывает в целом положительный эффект правоприменения уже почти в течение года, поэтому мы надеемся на вашу поддержку. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я предлагаю продлить время до окончания рассмотрения пункта 16. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 08 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принято. Содоклад по данному законопроекту от комитета сделает Сергей Александрович Попов. Пожалуйста, Сергей Александрович. ПОПОВ С. А.Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Нам сегодня для рассмотрения в первом чтении предложен очень важный, с моей точки зрения, законопроект, законопроект президентский. Самое главное, что это новый, принципиально новый шаг в направлении того, чтобы избиратели в стране могли получать полную, правдивую информацию о деятельности всех наших парламентских партий, и в первую очередь тех партий, которые работают в наших региональных парламентах. Гарри Владимирович достаточно подробно изложил суть данного законопроекта. Мне нет необходимости говорить о новеллах, которые предложил президент, но я хотел бы остановиться на трёх принципиальных моментах. Первое. Действительно, год назад, а если точнее, 27 марта прошлого года мы с вами здесь, в этом зале, обсуждали аналогичный законопроект в первом чтении, который касался гарантий равенства при освещении деятельности парламентских партий, представленных в Государственной Думе. Я помню, какая была дискуссия, как живо она проходила, сколько было скептиков, какие были замечания, сомнения по поводу того, как будет работать данный закон. Очень хорошо, что Гарри Владимирович уже об этом сказал. Я хотел бы отметить, что на самом деле закон работает, работает достаточно успешно, хотя есть, может быть, вопросы, которые в текущем режиме достаточно оперативно решаются Центральной избирательной комиссией. И если помните, в ходе обсуждения ставился коллегами из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", из Компартии вопрос о том, когда же дойдём до регионального уровня, нельзя ли в одном законе всё совместить и сразу всё вместе прописать, чтобы, что называется, в одном флаконе было всё. И мы тогда чётко сказали, что нужно сначала попробовать, посмотреть, как будет работать эта система, что покажет мониторинг. Мы были уверены, что президент продолжит эти инициативы и внесёт соответствующий законопроект. И, как вы видите, достаточно оперативно такой законопроект поступил в Государственную Думу. После принятия этого закона предстоит очень серьёзная и большая, кропотливая работа на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку каждый субъект должен будет принять соответствующий закон. И здесь должна быть коллективная работа депутатов всех фракций, которые представлены в Государственной Думе, потому что это в наших общих интересах. Здесь не может быть такой ситуации, когда кто-то будет сидеть и ждать, вернее, может быть, и будет, но на самом деле, ещё раз хотел бы подчеркнуть, что это наша очень важная работа. Сегодня уже целый ряд регионов, которые узнали о том, что такой законопроект рассматривается в Государственной Думе, обратились в Центральную избирательную комиссию с просьбой помочь в подготовке модельного закона для субъектов. Я думаю, было бы правильно, если бы мы с вами тоже обратились к Центральной избирательной комиссии, чтобы предложить такой вариант закона для всех субъектов Российской Федерации. Может быть, имеет смысл даже создать общую рабочую группу, куда входили бы представители Центральной избирательной комиссии и члены наших фракций, для того чтобы побыстрее такой проект закона разработать, чтобы облегчить работу законодательных собраний субъектов и чтобы быстрее эти законы были приняты. Это очень важно. И третий момент, принципиальный, - об этом речь шла и в ходе прошлой дискуссии, и сейчас. Закон касается гарантий равного освещения деятельности партий. Это принципиальное положение, на котором я хотел бы специально заострить ваше внимание. В наших интересах и, самое главное, в интересах наших избирателей то, чтобы правдивая информация о деятельности парламентских партий была до них донесена, чтобы они могли реально видеть, с какими законодательными инициативами выступают те или иные партии, фракции в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации, какую работу они проводят, какие предложения они вносят. Именно о деятельности идёт речь в этом законопроекте. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Пожалуйста, вопросы, коллеги. Прошу вас записаться. Включите режим записи. Покажите список. Двенадцать вопросов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение есть от Тягунова Александра Александровича. Пожалуйста, включите микрофон. Мы пойдём по списку, только сейчас примем решение - по одному вопросу или по два. Александр Александрович, я вам слово предоставляю для вашего предложения. ТЯГУНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я уже озвучил: по одному от фракции. Прошу поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, это будет нарушением Регламента. Учитывая, что мы уже выполнили регламентную процедуру и записались, необходимо её выполнять, иначе мы оскорбим двенадцать депутатов, которые потрудились, нажали на кнопку, предварительно прочитали законопроект, изучили его, выкристаллизовали вопрос, а вы теперь их оскорбляете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Я не забываю Регламент, я хорошо его усвоила с вашей помощью ещё с третьей Думы. Просто я хочу сказать, что из двенадцати записавшихся восемь - члены фракции КПРФ, поэтому я предлагаю компромиссное решение: по два вопроса от каждой фракции. Нет возражений? Нет. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 50 сек.) Проголосовало за 304 чел.99,7% Проголосовало против 1 чел.0,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. От фракции КПРФ кто первый вопрос задаёт? Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Гарри Владимирович, какие тут могут быть права, когда мы так обсуждаем законопроект о равенстве партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации, если уже в зале никакого равенства нет? Вопрос заключается в следующем. Я помню очень хорошо послание президента, он говорил на эту тему, и, заключая свою мысль о равенстве прав партий при освещении их деятельности в средствах массовой информации на уровне субъектов, он назначил ответственными за это именно губернаторов. Но у меня такое впечатление, что ни один губернатор на этот счёт даже ухом не повёл. Вот есть ли на сегодняшний день примеры принятия подобных законов в субъектах? Это первый вопрос. И второй вопрос, по существу. Речь идёт о средствах массовой информации, где соучредителем является субъект Российской Федерации. А как быть с теми средствами массовой информации, которые существуют на средства бюджетов субъектов Российской Федерации? Скажем, районные... (Микрофон отключён). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответьте на вопрос. МИНХ Г. В. Отвечая на первый вопрос, я бы хотел обратить внимание на то, что в соответствии с посланием был подготовлен перечень поручений президента и в отношении законов, которые предполагается принимать на уровне субъектов Российской Федерации, установлен срок исполнения - июнь 2010 года. Поэтому логика, технологическая цепочка следующая: сначала федеральный закон, который мы сейчас обсуждаем, а затем уже с учётом тех обременений и ограничений, которые могут быть установлены только федеральным законом в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, легальная возможность субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию этого положения послания президента в полном объёме. Что касается второго вопроса, то я, как мне кажется, постарался достаточно чётко зафиксировать те положения, которые позволяют нам относить то или иное средство массовой информации к государственному. Их три, я их могу повторить: первое - госорган или госорганизация является учредителем; второе - распространителем этого средства массовой информации, теле- или радиоканала, выступает соответствующая государственная организация релерадиовещания; третье - учредителем либо распространителем средства массовой информации является организация, в уставном капитале которой имеется доля субъекта. Вот эти три условия, и это будет означать, что этот телерадиоканал признаётся, с одной стороны, региональным, с другой стороны, государственным. Если на территории субъекта нет регионального государственного телерадиоканала, то тогда уже через механизмы бюджетного финансирования, через закон субъекта Российской Федерации будет выделена определённая сумма, которая будет потрачена на то, чтобы равным образом освещать деятельность всех политических партий, представленных в соответствующем региональном парламенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Второй вопрос от фракции КПРФ кто задаёт? Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, само слово "равенство" уж очень привлекательное, двести лет человечество к нему тянется - никак не дотянется. Скажите, если губернатор - а они у нас все члены "ЕДИНОЙ РОССИИ" - выступает, рассказывая о своих достижениях, о результатах деятельности чиновников, и этому титры предшествуют, комментарии идут, что это всё "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сделала, то как насчёт равенства в показе? Будут ли чиновники отсечены от такого рода возможности, ведь у них гигантский перевес? МИНХ Г. В. Валентин Степанович, я думаю, что здесь, в общем-то, ответ ясен, потому что, когда мы с вами обсуждали, практически год назад, тот закон, который сейчас уже действует, мы с вами совершенно чётко говорили о том, что данное положение федерального закона не распространяется - и, соответственно, в этой части логика ровно такая же в отношении тех средств массовой информации, которые будут освещать деятельность политических партий, представленных в региональных парламентах, - ни на избирательные кампании, ни на освещение деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Если же то или иное должностное лицо выступает с заявлениями, с какими-то другими программными или квазипрограммными речами, то в данном случае, естественно, должна быть обязательно указана, допустим, бегущей строкой или титрами, его принадлежность к той или иной политической партии, и, соответственно, это будет осуществляться в том правовом режиме, о котором мы с вами сейчас говорим. Но повторяю: мы с вами должны чётко понимать, где выступает должностное лицо или орган государственной власти представляет то или иное должностное лицо и речь идёт о работе органа в целом, то есть здесь существует совершенно чёткое деление. И при этом хочу вам напомнить, что не все губернаторы являются членами одной-единственной партии, это вы немножко перепутали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР. Первый вопрос - депутат Таскаев Владимир Павлович. ТАСКАЕВ В. П. Гарри Владимирович, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Это ещё один шаг к равенству всех партий. Но как вы считаете всё-таки?.. Вот контроль за обеспечением гарантий осуществляется избирательной комиссией субъекта. Наша фракция не всем избирательным комиссиям доверяет. И хотелось бы знать, как вы относитесь к тому, чтобы контроль всё-таки был ещё и за местной прокуратурой. МИНХ Г. В. Ну, здесь я хотел бы всё-таки обратить ваше внимание на то, что прокуратура - это федеральный орган, который осуществляет не контроль, а надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц. И в этой части, я думаю, деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и в целом избирательных комиссий по всей стране не находится вне зоны прокурорского надзора. Поэтому, если будут нарушения законности, то, безусловно, тут прокуратуре и карты в руки. Если же говорить о том, чтобы анализировать практику применения этого закона в случае его принятия региональными СМИ, то, безусловно, это не работа прокуратуры. В принципе, помните, когда мы с вами определяли, каким образом будет осуществлять этот мониторинг, или контроль за реализацией закона, на федеральном уровне Центральная избирательная комиссия, то, насколько я знаю (у меня есть и статистические данные), по итогам мониторинга телерадиоканалы государственные - это у нас ВГТРК и его филиалы на местах - достаточно активно используют практику компенсации в части телерадиовещания. Я посмотрел эти цифры, и я их могу привести, это не секрет в принципе, они имеются и в Центральной избирательной комиссии. По сути дела, все без исключения политические партии получают какие-то дополнительные минуты и секунды (эти цифры очень небольшие) для того, чтобы скорректировать недобор либо перебор в отношении той или иной партии. Здесь, повторяю, абсолютно точно, ну, допустим, порядка десяти... Вот у меня есть статистика определённая, например по ноябрю 2009 года: в отношении Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" было десять позиций, по которым произошла корректировка, в отношении ЛДПР - одиннадцать позиций, КПРФ - девять позиций и политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - семь позиций. Как вы видите, от семи до одиннадцати позиций. И все без исключения политические партии получили определённую компенсацию, причём, повторяю, цифры абсолютно небольшие: одна секунда, тринадцать секунд, полторы минуты. И я думаю, что это достаточно эффективно работающий механизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Ну, недавно мы все были свидетелями, как президент распекал чиновников, которые не выполняют его поручения. Вот, видимо, к вам, Гарри Владимирович, это не относится, потому что последовательно идёт исполнение того, что было озвучено в послании Федеральному Собранию. Тем не менее вопрос остаётся. Далеко не все организации телерадиовещания... в подавляющем большинстве регионов есть такие организации телерадиовещания. И получается, что хоть в финансово-экономическом обосновании и написано, что из федерального бюджета затрат не будет, такие затраты могут возникнуть из бюджетов региональных. Правильно ли, что мы им это навязываем? Как регионы к этому отнесутся? И, Сергей Алексеевич, я очень внимательно слушал ваш доклад. Вы акцентировали внимание на том, что освещать будут деятельность политических партий. Значит ли это, что опять все эти вопросы будут даны на откуп корреспондентам или чиновникам, которые будут определять, что является деятельностью, а что нет? МИНХ Г. В. Если говорить о средствах массовой информации. Ну, вы знаете, у нас практически во всех субъектах Российской Федерации за небольшим исключением функционируют государственные телеканалы. Радиоканалов чуть меньше, если говорить с точки зрения критериев отнесения к государственным каналам. И насколько те или иные субъекты будут освещать деятельность политических партий, представленных в региональных парламентах, - конечно, это вопрос финансовых возможностей. Мы с вами сейчас рассматриваем вопрос создания механизма, позволяющего обеспечить равное освещение. Ну и если уж совсем примитивно и схематично излагать, то если субъект Российской Федерации, у которого не будет собственного государственного телерадиоканала, заложит на эти цели, например, 1 тысячу рублей, задача заключается в том, чтобы эта тысяча рублей была потрачена в равной мере на освещение деятельности всех политических партий, представленных в региональном парламенте. Если заложит 1 миллион рублей исходя из своих возможностей и тех приоритетов, которые будут определены в бюджетном планировании этого субъекта, значит, эта сумма будет делиться равным образом на те политические партии, которые представлены в парламенте, - логика такая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции Сергей Александрович Попов добавит. ПОПОВ С. А. Я по отчеству Александрович, прошу прощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, я и сказала. ПОПОВ С. А. Нет, это не вы, это Иванов. Я хотел бы добавить, что согласно мониторингу, который мы провели, телевизионные каналы государственные есть во всех регионах, вот радийной части не хватает. И действительно, это будет зависеть от финансовых возможностей, потому что на самом деле сегодня сказать, сколько времени нужно заложить, - допустим, месячная норма для каждого региона - мы с вами отсюда не можем. Если будем закладывать, тогда мы будем вторгаться непосредственно в компетенцию субъектов Российской Федерации. Мы раздвигаем правовые рамки, а уже конкретно по возможностям финансовым и по объёму времени, которое надо будет выделить, они будут определяться. Мало этого, я хотел бы сказать - вот Локоть задавал вопрос по поводу местных каналов и тому подобное, - что мы с вами идём поэтапно. Мы решили задачу равного освещения на федеральном уровне, теперь мы выходим на уровень, чтобы хотя бы по одному телерадиоканалу региональному, и будем двигаться дальше. Вот тенденция, которую предложил президент на самом деле. А что касается деятельности, да, Гарри Владимирович абсолютно прав: те требования и ограничения, которые заложены в федеральном законе, который мы с вами приняли, распространяются и на порядок освещения и на региональном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Многоуважаемый Гарри Владимирович, несмотря на то, что закон важный и политически необходимый, мы знаем, как чиновники в регионах относятся к оппозиции, знаем их любовь. Вот всё-таки есть вопросы и есть предложения по исполнению данного закона. Я, например, испытал уже прелести нашего федерального закона аналогичного на себе, это что касается смотрибельного-несмотрибельного времени. То есть в десять, в двенадцать утра покажут, а в восемь часов вечера, когда вся аудитория смотрит, показывают представителя партии власти. Вот этот закон как-то будет это регулировать? Дальше. Если показывают депутата Грешневикова, то пишут просто "депутат", но не пишут принадлежность к партии, что это "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Если показывают представителя "ЕДИНОЙ РОССИИ", то пишут сразу все регалии, что он представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ". Этот закон каким-то образом может это отрегулировать? И третий момент, связанный с тем, что депутаты не только же представляют... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Ну, Анатолий Николаевич, я думаю, что, во-первых, нам надо сначала принять закон, а потом уже проанализировать практику его применения. То есть сейчас мы пока ещё прогнозируем тот или иной вариант его реализации. Но, как я уже сказал, по всем требованиям, ограничениям и всему остальному мы делаем отсылку к действующему федеральному закону. Вопрос, в какое время показывать, смотрибельное-несмотрибельное. Ну, здесь, безусловно, мы с вами всё-таки оставляем это на совести журналистов, потому что свобода творчества, она у них остаётся, и кого они посчитают, скажем так, более привлекательным с точки зрения аудитории, это уже, безусловно, не нам решать. А в вашем примере, когда вас скромно обозначают "депутат Государственной Думы"... Так я бы только радовался на вашем месте, потому что если коллегу из другой политической партии обозначат через его принадлежность, то и будет включён счётчик, а в отношении вашей трансляции счётчик включён не будет. Так что это вам в плюс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Попов, пожалуйста. ПОПОВ С. А. Мы обсуждали с вами эту тему: депутат и партия. Анализ данных за последние четыре месяца показывает следующий очень интересный факт: у большой партии, где триста депутатов, времени на одного депутата приходится в шесть раз меньше, чем у депутата от КПРФ, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", это в среднем получается. Поэтому на самом деле тут есть определённый дисбаланс, коллега прав. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста, ваш вопрос. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Гарри Владимирович, трудно переоценить огромное значение законопроекта, внесённого Президентом Российской Федерации Медведевым Дмитрием Анатольевичем, но меня тоже беспокоят проблемы практической реализации данного законопроекта, когда он будет принят. У меня вопросы такого плана: в какие сроки должны быть приняты региональные законы? Может быть, в течение пяти лет принимать? И как будут эти сроки обозначены, определены - законодательно или только через вертикаль исполнительной власти? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Федот Семёнович, во-первых, у нас никакой вертикали законодательной - я подчёркивают это слово - власти не существует, потому что принятие законов - это всё-таки вопрос деятельности парламентов субъектов Российской Федерации. При этом хочу также обратить внимание, что Президент Российской Федерации, он не глава исполнительной власти, а глава государства. А исполнительную власть в стране возглавляет коллегиальный орган - Правительство Российской Федерации, так закреплено в статье 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Это во-первых. Во-вторых, что касается сроков. Я уже говорил, отвечая на вопрос коллег из КПРФ, что есть перечень поручений Президента Российской Федерации. В этом перечне поручений опять же через рекомендацию предложено в субъектах Российской Федерации завершить принятие законов, ну, как минимум начать процедуру рассмотрения законопроектов к июню 2010 года, а это, как мы понимаем, буквально через два-три месяца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы закончились. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" никто не записался, переходим к выступлениям. Кто выступает от фракции КПРФ? Пожалуйста, депутат Обухов Сергей Павлович. ОБУХОВ С. П. Уважаемые коллеги, мы сейчас принимаем закон, который будет регламентировать на одном теле- и радиоканале в регионах представленность политических партий. У нас с вами уже есть годовой опыт правоприменения. К сожалению, те замечания, те возражения, которые мы высказывали от фракции при принятии законопроекта в первом чтении, в течение этого года полностью оправдались. Да, будем честными, есть определённые подвижки, да, действительно парламентские партии на телеканалах "Россия" и "Россия 24" получили определённые предпочтения и некое уравнивание. Но что выявило применение закона, который был принят нами год назад, какие тенденции, как позитивные, так и негативные? Начну с негативных, касающихся депутатского корпуса, и оттолкнусь от замечания Сергея Александровича Попова по поводу того, что не представлена, плохо представлена "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вспомните, год назад мы возражали, убеждали, просили вас: не отменяйте семь минут депутатских выступлений в регионах. Если бы эта норма существовала, если бы она оставалась, уважаемая "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - семь минут на триста пятнадцать - выступала бы спокойно в регионах и сейчас не пеняла бы на то, что у нас равная представленность депутатов. К сожалению, отсутствие этой нормы привело к тому, что депутаты не имеют возможности выступать в регионах, отчитываться о своей работе, о депутатской деятельности. Свежий пример - собственное протокольное поручение "ЕДИНОЙ РОССИИ", которая жаловалась на притеснение депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ" со стороны властей Республики Башкортостан. Мы все читали заключение, ответ комиссии по Регламенту, там было прямо написано: да, депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ" не имеют возможности выступать в средствах массовой информации Республики Башкортостан из-за того, что такая вот, прямо скажем, самодурская позиция руководства. Да, пожалуйста, вы сами, получается, наступили на эти грабли, сами не прислушались к оппозиции, и сами страдаете от этого произвола в регионах. Мой пример: Краснодарский край, я, как депутат Государственной Думы, за два года получил один раз возможность (семь минут) отчитаться по телевидению и два раза по радио, всё, после этого лавочка была закрыта. Да, нам говорят: и депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ" не имеют этой возможности. Но давайте мы вместе против этого восстанем! Почему депутаты не могут отчитаться? У нас десять депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ" от Краснодарского края. Почему им не предоставляют слово? Может быть, потому, что губернатор или лидеры партии, представленные в исполнительной власти, имеют возможность? Но это не компенсирует, вы же тоже заинтересованы в соответствующих отчётах. Поэтому в любом случае, говоря о равной представленности партий, не забывайте, что мы убили возможность отчитываться депутатам о своей деятельности в регионах, убили вот эти минуты, которые были законодательной нормой ещё со времён первой Государственной Думы и ещё раньше - Верховного Совета РСФСР. Вторая проблема. Мы, говоря о равенстве партий, убили вместе с вами "Парламентский час". Кто сейчас может сказать про существование "Парламентского часа"? Его перевели на "Вести 24". Рейтинг этого телеканала, при всём к нему уважении, как показывает телеизмерение, - 1,7 процента от максимальной аудитории телевидения. Мы имели возможность на телеканале "Вести" выступать, показывать и отчитываться хоть как-то о своей деятельности, теперь этой возможности мы лишились. Поэтому эта проблема вопиёт, и она требует решения, в том числе и в нынешнем созыве Государственной Думы. Следующая проблема. Опять же выявился недостаток того, прежнего законопроекта: кому-то - пять минут гадостей, а кому-то - пять минут сладостей. Содержание этой информации, качество этой информации о деятельности партии не поддаётся контролю как на федеральном, так и на региональном уровнях. И этот принцип опять же является произволом журналистов, и прежде всего курирующих структур администрации, которые надзирают за телевидением. Поэтому в любом случае, если мы с вами собираемся принимать модельный закон, мы должны исправить эту ошибку, добиться того, чтобы информация носила нейтральный, а не пропагандистский характер, потому что иначе опять вот этот принцип "гадости и сладости" будет укладываться в эти пять минут. Мы мониторим телеэфир всех федеральных телеканалов. Вот, например, на последней неделе опять "свечка" с представленностью КПРФ. С чем она связана? На телеканале ТВЦ по часу в неделю каждый раз известный телеведущий - мы знаем, кто управляет им в администрации президента, - поливает грязью и издевается над судом прямо натуральным образом: оглашает решение суда, который обязывает опровергнуть его лживую, клеветническую информацию в отношении депутатов фракции КПРФ, а после этого издевается, трижды повторяет свою недостоверную информацию. Ну, хотите, чтобы такое издевательство было не только над парламентской партией, но и над судебной системой, - продолжайте дальше. То есть в любом случае соотношение гадостей и сладостей должно быть исключено, должна быть объективная и достоверная информация о деятельности партии. Теперь о совершенстве и несовершенстве методик, которые мы применяли в том законопроекте. Вот, допустим, мы с вами возьмём выборную кампанию, которая была сейчас в регионах. Мы говорим только о федеральных телеканалах, за период с 1 января по 10 марта мы мониторили их деятельность. Вот телеканал "Россия", по нашей методике: КПРФ получила 19 процентов эфира в этот предвыборный период, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 35, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - 25, ЛДПР - 21 процент. Я говорю о двух месяцах. Что это значит? Что ваша дискуссия, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", с господином Мироновым абсолютно не засчитывалась телеканалом "Вести" в партийный телеэфир, все высказывания и постоянные мелькания господина Миронова в телеэфире пошли как выступления спикера Совета Федерации. В итоге он получил практически чуть ли не равное представительство с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" в телерадиоэфире. И как издевательство, я это иначе не воспринимаю, - Центральная избирательная комиссия принимает решение компенсировать партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" недостачу телерадиоэфира в феврале. Ну понятно, значит, господин Миронов у нас проходит по разряду не руководителя партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", а как спикер Совета Федерации. Мы имели возможность только один месяц сравнивать действия нашей методики мониторинга телерадиоэфира и той, которую применяет Центризбирком. Почему? Оказывается, данные по телеканалу "Вести", по телеканалу "Россия..." засекречены. Центризбирком публикует только данные в совокупности: и "Вести", и "Вести 24". Но "Вести 24" очень сложно мониторить, у нас нет на это ресурсов. Какое соотношение? Один час партии получают на телеканале "Вести", а семь часов они получают на телеканале "Россия...", то есть соотношение порядка 12 процентов к 88. Ну и в рамках вот этого соотношения мы проверили, насколько совпадают наши оценки. По КПРФ погрешность 5 процентов составила, по ЛДПР - примерно такая же. Разница началась со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и "ЕДИНОЙ РОССИИ" опять же за счёт вот этой представленности спикеров Государственной Думы и Совета Федерации: опять выступления, мелькание господина Миронова не учитываются, равно как и представленность в телеэфире должностных лиц Государственной Думы и лидера партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". То есть за счёт этого неравенства в методике даже на втором телеканале "ЕДИНАЯ РОССИЯ" получает преимущество в полтора раза перед остальными партиями. В целом, если говорить по прошлому году по телерадиоэфиру, 18 процентов - КПРФ, 19 - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", 18 - ЛДПР и 45 - "ЕДИНАЯ РОССИЯ". То есть этот административный ресурс всё равно сохраняет информационное доминирование на телеканале "Россия" за "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ". Но если мы возьмём другие телеканалы, "Первый телеканал": "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 73 процента (я называю данные в целом по прошлому году), КПРФ - 10 процентов, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - 9, ЛДПР - 7 процентов. Это общие данные. Такая же ситуация на телеканале ТВЦ, он тоже является государственным федеральным. Кстати, большое лукавство: в ходе прошедшей кампании в Москве ТВЦ не учитывался и не участвовал в телевизионной агитации, а нам говорят, что якобы не имеет никакого отношения к Москве. Но мы здесь видим опять ту же "свечку" "ЕДИНОЙ РОССИИ": "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - 63 процента, КПРФ - 20, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - 7, ЛДПР - 9 процентов. Вот такие предпочтения у этих телеканалов. Теперь вернёмся на муниципальный уровень, на региональный уровень. Как работают ВГТРК регионов, обеспечивая равный доступ партий в телерадиоэфир? Большая проблема. Это нулевые показатели, нулевые равенства. Пятнадцать регионов в прошлом месяце, чуть поменьше в этом. Ну что можно сказать, если сорок регионов имеют представленность партий в телерадиоэфире по одной-две минуты! Что в месяц за одну-две минуты можно сказать? Поэтому, разрабатывая модельные законы, разрабатывая предложения с участием партий для регионов, необходимо учитывать все те изъяны, которые выявила... (Микрофон отключён). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто выступает? Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, как говорится, обстоятельный доклад предыдущего оратора позволяет мне сократить свой доклад и не повторять тех вещей, которые он здесь произнёс. Вы знаете, коллеги, хотел вам напомнить интересную историю. Недавно, как вы помните, в британском парламенте скандал произошёл. Пришли два журналиста под видом предпринимателей и у британских парламентариев попросили содействия, защиты, записывая всё на скрытую камеру. Те, разумеется, пообещали, а значит, был и прейскурант. Как я позавидовал... Потом всё это по центральному телевидению показали. Как я позавидовал британским журналистам! Казалось бы, вот готовая схема борьбы с коррупцией: приходи, представляйся, записывай и относи тут же в прокуратуру. Там сейчас нешуточный скандал разгорается. У нас, конечно, до этого ещё далеко, а очень хотелось бы, чтобы оно было. Что касается данного законопроекта, мы, фракция ЛДПР, полностью его поддерживаем, потому что, как ни странно, на региональном уровне он будет работать. Сергей Павлович, по-моему, правильно сказал: у нас существует вилка. Я не знаю, подрос ли рейтинг канала "Вести 24", он раньше был 1 процент всего, сейчас он, говорят, 1,7, а у ВГТРК, конечно, 17 процентов, то есть это существенная разница. Но на региональном уровне будет работать данное предложение, хотя есть одно "но": например, у нас в Курске, Гарри Владимирович, нет радиоканала, который принадлежал бы администрации. Поэтому, коллеги, просьба одна. Мы ведь данные законопроекты принимаем не для галочки: вроде как присутствует в эфире политическая партия - и бог с ней, вроде поручение выполнили. Нет, мы с вами делаем общее дело. И как говорится, на то и щука в пруду, чтобы карась не дремал: если мы хотим добиться результата, нужно, чтобы на региональном уровне в самое смотрибельное время представители всех фракций имели возможность высказать свою точку зрения по животрепещущей проблеме, ну а избиратель уже сделал бы вывод. Тогда будет действительно эффект, тогда будет прогресс. В противном случае, если мы опять для проформы всё это сделаем, - представить представили: одного ночью, другого рано утром, третьего в обед, - толку-то от этого не будет. Поэтому фракция ЛДПР данный законопроект поддерживает. Большое спасибо президенту за то, что он последовательно свою линию гнёт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Марков Сергей Александрович. МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, этот законопроект - продолжение реализации курса президента Дмитриева Медведева на развитие политической системы России в направлении укрепления политических партий как важнейших институтов для политической стабильности, укрепления прав оппозиции, поскольку нам нужна сильная, эффективная оппозиция, которая предлагала бы свои модели развития, не занималась бы только критикой, а предлагала бы позитив какой-то (и в этом смысле правильна идея ЛДПР о поддержке этого законопроекта, выраженная коллегой Ивановым), и укрепления законодательной базы этих прав политических партий и оппозиции. Эта политика будет продолжена, при этом мы не позволим подрывать стабильность, а будем шаг за шагом твёрдо идти по пути укрепления сильной современной политической системы России, в которой политические партии и оппозиция могли бы пользоваться равными правами. Сергей Александрович Попов уже говорил о том, что, когда год назад мы здесь собирались, звучала критика по поводу этого законопроекта: ничего не будет работать, ничего не получится. Оказалось, что всё работает и работает прекрасно. И между прочим, анализ показывает, что относительный успех оппозиции на прошедших мартовских выборах во многом связан именно с повышением их представительства в средствах массовой информации. Уважаемые коллеги, будьте честны со своими избирателями и признайтесь им в том, что вы по этому закону получили больше прав и больше возможностей в средствах массовой информации, как и будет работать это теперь в условиях регионального политического пространства. Мы полагаем, что, действительно, в соответствии с этим законом региональные законодательные собрания сами примут законы, в которых очертят, как это будет происходить в регионах. Сделают они это во многом на базе практики правоприменения того закона общефедерального, который у нас существует. И действительно, имеет смысл подумать о том, чтобы совместно с ЦИК сделать некий модельный закон, предложить его регионам. Некоторые наши коллеги правильно задавали вопрос о том, через какое время будет принят этот закон. Все мы заинтересованы, чтобы региональные законы были приняты побыстрее. У нас, вы знаете, к сожалению, прошло некоторое затягивание с законами об общественных палатах, в регионах, как вы знаете, они не везде приняты. И мы здесь должны предложить регионам как бы ускориться с этим процессом, и здесь мы тоже должны помочь регионам возможно быстрее принять региональные законы, которые закрепляют за различными политическими партиями право быть представленными в средствах массовой информации. Мы, знаете, слышали критику сейчас со стороны КПРФ, но эта критика, в общем-то, легко объяснима. Ведь предыдущим законом мы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", во многом поделились, можно сказать, своим временем с оппозиционными партиями, у них появилось больше возможностей. И это не случайность. Мы не действуем здесь против своих интересов, потому что интересы "ЕДИНОЙ РОССИИ" - это развитие партийно-политической системы в России плюралистического плана, закрепление прав оппозиции. И по этому закону нам тоже придётся где-то поделиться своим временем в средствах массовой информации регионов с оппозицией. Но по нему, между прочим, придётся и КПРФ поделиться с другими оппозиционными партиями, может быть, в том числе и с теми, которые не представлены ещё в региональных парламентах. И не бойтесь, коллеги, поделиться, не бойтесь, не жадничайте, вы тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы этот политический плюрализм развивался. Мы не партия эгоистов, наша цель - развитие партийно-политической системы. Мы твёрдо будем идти по этому пути, мы не позволим оппозиции сорвать политическую стабильность в России. Все вы прекрасно видели, по сути дела, провал широко разрекламированного "дня гнева", который, по-моему, 20 марта прошёл. Количество людей, которые вышли, было во много раз меньше, чем то, которое было заявлено. Социологические опросы показывают, что люди не хотят участвовать в непарламентских формах, но они твёрдо настаивают на том, что политические партии должны развиваться, у нас должен быть нормальный плюрализм, средства массовой информации должны использоваться как место, площадка для содержательных дискуссий. Мы должны поблагодарить наших коллег с канала "Россия 24", который шаг за шагом становится полноценным общественно-политическим каналом. Сейчас уже его смотрят все люди, которым по-настоящему интересны партийно-политические процессы, происходящие в России, и будут смотреть, мы надеемся, всё больше и больше, и аудитория в этом смысле у нормальных общественно-политических дискуссий будет всё шире и шире. Поэтому мы, конечно, выступаем полностью за этот закон, будем его поддерживать, будем предлагать и другие законы, которыми будем твёрдо держать курс на развитие партийно-политической системы России в направлении плюрализма, при этом сохраняя важнейшее из завоеваний предыдущих лет, связанное уже с именем Владимира Путина, - политическую стабильность. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - депутат Емельянов. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы также поддерживаем этот законопроект, потому что он продолжает череду важных и правильных шагов, предпринятых президентом по приданию нашей системе большей открытости и конкурентности. Как политики, мы понимаем, что плюрализация медийного ресурса значительно усиливает позиции оппозиционных партий. По сути дела, для того чтобы оппозиция могла эффективно работать, она должна обладать достаточными материальными, финансовыми ресурсами, медийными и организационными. Вот это ещё один шаг к тому, чтобы дать оппозиции эту возможность. Мы, с одной стороны, разделяем мнение наших коллег о том, что имплементация этого закона может встретить определённые трудности на региональном уровне, потому что чиновники на местах, естественно, не захотят делиться своей политической монополией. Но эта задача решаема, и мы позитивно расцениваем результаты применения аналогичного закона на федеральном уровне. Мы тоже вели свои подсчёты, они не совпадают с подсчётами наших коллег из Коммунистической партии. По нашему мнению, как раз товарища Зюганова показывали больше, чем нашего лидера Миронова. И вообще, к коммунистам благоволили в эту избирательную кампанию больше. По крайней мере, если быть объективными, в последнюю неделю перед выборами для "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и её лидера практически закрыли медийное пространство, а вот Зюганова показывали очень активно. Но я не думаю, что полезно для политических партий, особенно оппозиционных, вот так сводить счёты при обсуждении этого закона. Я думаю, что мы могли бы найти и иные поляны, чтобы обсудить эти темы. В качестве предложения по развитию этой темы я предложил бы вот какой вопрос. На мой взгляд, мы делаем регулирование доступа политических партий к медийному ресурсу очень сложным. Закон казуистичен, и мы, по сути, ранжируем партии на три уровня. Первый - это те партии, которые проходят и в федеральный, и в региональный парламент, они обладают самым большим медийным ресурсом. На втором месте те партии, которые сумели пройти в федеральный или в региональный парламент, но в какой-то из них не прошли, - это другой объём. И третий - это так называемые малые партии, которые не могут пробиться ни в один, ни в другой парламент и практически в медийном пространстве региона и на федеральном уровне не представлены. Я хотел бы замолвить слово, если позволите, за наших братьев меньших. Я думаю, что им тоже необходимо предоставлять достаточное время в эфире. А в идеале необходимо было бы просто принять один закон, которым предоставлялось бы равное время в медийном пространстве всем политическим партиям, независимо от представленности в парламенте (а их всего-то у нас семь), в том числе незарегистрированным. Это в большей степени стимулировало бы политическую конкуренцию, и мы, те партии, которые представлены в парламенте, считаемся большими, может быть, не расслаблялись бы, если бы мы чувствовали активное дыхание тех партий, которые в парламент ещё не прошли. В конце концов, должна быть прежде всего конкуренция идей, а не ресурсов, а ресурсы, в том числе медийные, должны помогать политическим партиям продвигать те их идеи, которые интересны избирателю. Тогда сам избиратель может уже принять решение, какая из партий достойна быть представлена в представительных органах власти, это не должно определяться доступом к телевизору. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Выступления закончились. Нужно ли выступить с заключительным словом? Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я хотел бы всех поблагодарить за позитивное отношение к президентской инициативе. Единственное, почему я попросил слова, это потому, что всё-таки я хотел бы, прежде всего Сергею Павловичу, сказать, что можно, конечно, идти по логике такой житейско-бытовой, что больше всего смазки достаётся самому скрипучему колесу в любом самоходном или несамоходном устройстве, но, когда мы с вами говорим о мониторинге, я бы всё-таки хотел обратить внимание, что есть мониторинг, который проводится по утверждённой методике. Эта методика обсуждалась с представителями всех политических партий, и в рабочей группе, которая мониторит на основе этой утверждённой методики, присутствуют коллеги из всех политических партий, представленных в российском парламенте. А та методика, на которую вы ссылаетесь, она для меня вещь в себе. Это методика вашей политической партии, конечно, никто не может быть судьёй в собственном деле. Поэтому всё-таки надо быть корректными и, когда мы анализируем что-то и предлагаем какие-то цифры, всё-таки с этими цифрами надо работать бережно, а не стремиться к тому, чтобы всех испугать и чтобы потом ещё все в ужасе куда-то побежали. Ещё раз предлагаю анализ проводить чёткий, объективный, справедливый. Хочу ещё раз всех поблагодарить за заинтересованность, объективную заинтересованность в тех шагах, которые мы предлагаем вам принять как минимум в первом чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович?.. Включите микрофон депутату Попову Сергею Александровичу. С места. ПОПОВ С. А. Я хочу сказать: ведь можем, когда захотим, - и благожелательно, и уважительно, и всё по делу. Спасибо всем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект о политических партиях? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.