Заседание № 209
О проекте федерального конституционного закона № 341393-4 "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся ограничений, связанных с пребыванием в составе правительства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, мы с вами рассматриваем сейчас законопроекты третьего чтения. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект в полном объёме подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. По сравнению со вторым чтением текст не изменился. Замечаний правого, юридико-технического, лингвостилистического характера не имеется. Заключение Правого управления имеется в материалах, розданных вам. В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Выносим законопроект на "час голосования".
На голосование ставится проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 27 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 294410-4 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Николаевича Харитонова. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. 24 января мы его рассматривали во втором чтении. Закон прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, замечаний нет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 31 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 194
О проекте федерального конституционного закона № 341393-4 "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся ограничений, связанных с пребыванием в составе правительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, я по пункту 29 проекта порядка работы Думы высказываю просьбу докладчика, Виктора Ивановича Илюхина. Он просит, чтобы и с докладом, и содокладом выступил депутат Москалец, тем более что он также является автором данного законопроекта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я пометил для себя: по пункту 29 предлагается один докладчик и содокладчик, депутат Москалец представит доклад и содоклад. Я думаю, возражений не будет у депутатов.
Переходим к следующему пункту порядка работы. Пункту 29. Это законопроекты первого чтения. Обращаю внимание, это проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Мы с вами утром договорились, что и доклад, и содоклад будет делать Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! За последние годы мы всё с большей гордостью отмечаем уверенный рост авторитета государства, его суверенности, самостоятельности, подъём экономики и благосостояния и, безусловно, все желаем, чтобы лучшие тенденции не только сохранялись, но и развивались. Явно не только настаёт пора здорового самолюбия, но и пора, когда доверие к государству, его институтам и представителям власти должно быть более полным, чем сейчас. Кроме того, мы никак не должны утратить требовательности к тем, кто дал согласие на осуществление каких-либо функций в государстве, особенно функций властных. По сути дела, любой руководитель - это такой же человек и гражданин, как все, но заключивший контракт с обществом на обеспечение той или иной задачи и несущий полную ответственность за её обеспечение, и его действия должны отвечать только интересам государства, его граждан, а личное должно быть только в пределах дозволенного законом. Ничего нового не открою, но и безопасность государства в немалой степени, если не в большей, зависит от того, как определено правовое положение лиц, осуществляющих то или иное управление. Рассматриваемым законопроектом вносится изменение в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", которым в целях обеспечения безопасности государства и в связи с особенностями правового положения лиц, являющихся членами правительства, предлагается установить ограничения на занятие оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной и иной творческой, финансируемой за счёт, - акцентирую! - финансируемой за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Законопроектом также вводится запрет для указанных лиц состоять в органах управления, в попечительских и наблюдательных советах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также их структурных подразделений, действующих на территории Российской Федерации. Сразу должен отметить, что этот подход предлагается провести как сквозной, через весь блок законов, регулирующих деятельность системы управления. Федеральный закон "О Правительстве..." является конституционным, и поэтому он рассматривается как бы отдельно, но далее в порядке работы имеется проект федерального закона, внесённый этими же авторами. Всего предлагается в двух проектах законов внести изменения в восемнадцать действующих законов. У кого-то это вызывает настороженность, но давайте не будем забывать, что Российская Федерация не только федеративное, демократическое, социальное, светское государство, но и правовое государство. А правовое государство означает, что человек, живущий в нём, является самостоятельным субъектом права, который сам выстраивает свою позицию и отвечает за себя самостоятельно. Это вообще основная сущность права, правопорядка и государственности, и, пока правовая культура не вырастет, институты обеспечения прав и свобод не могут быть в том варианте, в котором мы с вами предполагаем, при соблюдении всех принципов действующей Конституции. А уж если говорить о тех лицах, которых касается этот проект закона, то с них и спрос особый и они, безусловно, просто обязаны точно и полно соизмерять свои действия с требованиями общества и Конституции. С учётом изложенного и авторы, и Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первое чтение, коллеги. Есть ли вопросы у депутатов? Не могу удержаться, у меня есть вопрос. Александр Петрович, правильно ли я понимаю, что согласно данному закону, если мы его примем, например, господин Швыдкой не сможет вести передачу о наших песнях на телеканале СТС, поскольку, если я не ошибаюсь, этот канал имеет в том числе иностранных соучредителей? Или другой вопрос: если кто-то из членов правительства читает лекции, например, в Кембридже, то он не может законно получить за лекцию гонорар, заплатив с него налоги, поскольку понятно, что иностранный как бы инвестор является владельцем данного учреждения? Правильно я понимаю данный законопроект? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В данном случае никто не запрещает работать на телеканале или выступать с лекциями, пожалуйста, но получать оплату при таком варианте будет невозможно, потому что источник денег здесь будет строго запрещён законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, других вопросов нет. А, есть, у Крашенинникова. Прошу прощения, я не видел. Извините. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Мне уже сказали, что где-то, видимо, я преподаю. Это правильно. У нас есть, например, такая программа ТАСИС, по которой работает достаточно много действительно специалистов - кто-то работает в судах, кто-то работает в правоохранительных органах. Я так понимаю, что эти все программы будут закрыты, и к нам будут приезжать иностранцы и учить, допустим, судей нашему праву, к примеру. Сейчас у нас часть четвёртая ГК пойдёт, тоже мы намереваемся эти программы как-то увеличивать, и получается, что вы всё это запрещаете, да? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, этот закон и тот, который мы с вами следующим рассмотрим, вообще касаются только должностных лиц, но даже и должностных лиц не всех подряд, а только тех, кто работает в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти и подпадает под действие этих восемнадцати законов. А если уж говорить о рассматриваемом законопроекте, то это касается только членов правительства. Членов правительства. Имейте в виду. Я понимаю, что там потом будет изменение и в закон о государственной службе и это будет касаться и государственных служащих. Но давайте уж будем идти к такому варианту, что если я дал согласие и заключил контракт с обществом на осуществление властных полномочий, то, безусловно, и общество должно на меня надеяться и я должен жить на то денежное довольствие, которое мне положено, а всё другое, вообще-то, от лукавого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я вот нарушаю все регламенты. Морозову слово дал, потому что рук не видел других. Затем просил слова Крашенинников, теперь - Гончар. Коллеги, тогда поднимайте руку сразу, а не по ходу. Пожалуйста, Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "Единая Россия". Олег Викторович, простите, бога ради, больше никогда не буду... Ильдар, присядь, пожалуйста, а то мало того, что руки не видно... Граждане! Коллеги!.. Итак, вопрос к автору. Скажите, пожалуйста, а если бы такая лекция, прочитанная должностным лицом, организовывалась за границей российской фирмой? Если мы создаём какой-то барьер, мы должны продумать и то, как будут пытаться его обойти. Мы же таким образом создаём излишние лазейки. Итак, если иностранная фирма, то нельзя, а если в Кембридже Олегу Викторовичу Морозову или коллеге Крашенинникову устраивает эту лекцию российская фирма-резидент, то как быть в этом случае? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, в данном случае мы предполагаем, что чиновник сам должен беспокоиться о чистоте тех денег, которые он может получить в последующем. Иначе, вы понимаете, мы идём по пути прессовки воздуха руками. Мы говорим: борьба с коррупцией, проблема с коррупцией, а сами идём по пути обходных манёвров, а ведь, вообще-то, мы уже заметили, что о борьбе с коррупцией как-то с большим желанием говорят либо те, кто этой коррупцией занимается, либо те, кто не хочет с ней бороться. Вот давайте перекинем теперь мостик и на следующие решения, с тем чтобы обеспечить чистоту деятельности должностных лиц, которые несут властные полномочия, а за ними, кстати, стоит и безопасность нашего государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чувствую, надо переходить к голосованию. (Оживление в зале.) Уважаемые коллеги, я так понимаю, никто не настаивает на выступлении. Нет желающих? Нет. Вопросы уже поставили все точки над "i". Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". А, прошу прощения, я не спросил, не желают ли высказаться представители президента и правительства. Пожалуйста, представитель правительства. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, поскольку одновременно фактически обсуждается и следующий законопроект, мы хотим отметить, что мы действительно должны правильно понимать, о чём идёт речь. Мы поддерживаем концепцию законопроекта, в соответствии с которой должностные лица, члены правительства не будут получать деньги, именно материальное вознаграждение за соответствующую деятельность. Но заниматься деятельностью, которая может оплачиваться для других и не оплачиваться для них, мы понимаем, они вынуждены. Допустим, институт, созданный при Совете Европы, проводит совещание или конференцию. Там необходимо выступить представителю российского правительства и так далее. Если это не отражено в соответствующих договорах или в соответствующем федеральном законе... Тем не менее мы не можем лишать себя площадки для отстаивания интересов нашей страны в институтах и учреждениях самого разного уровня. А оплата выступления за рубежом, естественно, будет осуществляться по всему тому перечню, который мы сегодня рассматриваем как вредный. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на то, чтобы наши юристы всё-таки подумали, всё-таки эта формулировка вызывает некоторые вопросы. Если человек, наш министр или, скажем, директор департамента министерства отвечает, условно говоря, за вопросы библиотек или музеев, он что, не может выступить с лекцией в институте ЮНЭСКО? Может. Но он не имеет права получать за это деньги. Так давайте так и скажем. Но ведь, когда он там будет выступать, он и будет заниматься деятельностью. То, что эта деятельность оплачиваемая, но не для него, - это так. Поэтому, коллеги, я бы обратил ваше внимание, что, концептуально поддерживая законопроект, и этот, и последующий, правительство тем не менее убедительно просит качественно, именно качественно, юридически доработать его ко второму чтению, чтобы мы себя не лишили целого ряда важных направлений нашей деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, все точки зрения высказаны, всё понятно. Мы просто обращаемся к разработчикам этого законопроекта и к профильному комитету с просьбой учесть, что в вопросах прозвучали... ну, не сомнения, концепцию все одобряют, но по крайней мере рекомендации комитету, что нужно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Ставится на голосование проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Кто за то, чтобы одобрить проект данного федерального конституционного закона в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 16 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4% Результат: принято Законопроект одобряется в первом чтении оглушительным большинством голосов.