Заседание № 254
О проекте федерального закона № 341092-4 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. Проект федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Доклад сделает председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Афонасьевич Язев. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич. ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике, транспорту и связи представляет в третьем чтении проект федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Законопроект во втором чтении был принят нами 9 октября 2007 года. Однако я должен сказать, что при подготовке законопроекта к третьему чтению комитет ещё раз проанализировал его и обратил внимание на некоторое несоответствие предлагаемого в нём механизма решения вопроса о льготном проезде детей демографической политике государства и президента страны, направленной на увеличение количества детей в российских семьях, поэтому в отличие от текста законопроекта, принятого во втором чтении, предлагается распространить возможность бесплатной перевозки детей в возрасте не старше семи лет без ограничения их числа не только на городское, но и на пригородное сообщение. Кроме того, в случае проезда в транспортном средстве, где перевозка детей без предоставления отдельного места запрещена, предлагается разрешить пассажиру льготную перевозку двух детей в возрасте не старше двенадцати лет. В случае если едут оба родителя, они уже смогут на льготных основаниях провезти четырёх детей, что, на наш взгляд, близко к новому пониманию состава российской семьи. Для решения поставленных задач была внесена соответствующая поправка депутата Госдумы Фёдора Михайловича Швалёва. Она содержится в таблице 1, предложенной вам. Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует принять эту поправку, для чего предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения, руководствуясь частью четвёртой статьи 125 Регламента Госдумы, а затем принять законопроект во втором и в третьем чтениях. Таким образом, комитет просит поставить на голосование следующие вопросы: вернуть законопроект к процедуре второго чтения, рассмотреть представленную дополнительно поправку, принять законопроект во втором, а потом и в третьем чтениях. Я прошу вас поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, предложена таблица поправок, которая состоит из одной поправки. Комитет рекомендует её принять, Валерий Афонасьевич о ней доложил. Я прошу вас по предложению комитета сейчас вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 04 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4% Результат: принято Принято. Кто за то, чтобы принять поправку 1, рекомендованную комитетом к принятию? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 34 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8% Результат: принято Принято. Коллеги кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 03 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принято. Голосовать по законопроекту в третьем чтении будем в "час голосования".
На голосование ставится пункт 4, проект федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 45 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 253
О проекте федерального закона № 341092-4 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, комитет просит вопрос 3 повестки дня - это "Устав автомобильного транспорта и городского..." - перенести на 18-е число. Потребовалась доработка некоторых позиций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 3 - перенос на 18-е.
Депутат Язев предложил пункт 3 перенести на 18 октября. Есть ли возражения по поводу предложения депутата Язева? Настаивает ли кто-то на том, чтобы оставить данный вопрос в повестке дня? Нет. Тогда будем считать, что решение принято.
Заседание № 251
О проекте федерального закона № 341092-4 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (принят в первом чтении 22 ноября 2006 года с названием "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7, проект федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", второе чтение. Доклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Фёдора Михайловича Швалёва. ШВАЛЁВ Ф. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике, транспорту и связи представляет подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации" с новым наименованием - "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Изменение формулировки вызвано необходимостью в более грамотном с юридико-технической точки зрения наименовании законопроекта. В первом чтении законопроект был принят 22 ноября 2006 года. Срок подачи поправок ко второму чтению был установлен до 22 декабря 2006 года, но реально поправки принимались до начала апреля 2007 года. На законопроект поступило заключение Президента Российской Федерации. В заключении содержался ряд серьёзных замечаний. Все они были полностью учтены при доработке проекта. От субъектов права законодательной инициативы на проект федерального закона поступило триста тринадцать поправок. Комитетом для рассмотрения поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению была создана рабочая группа с участием ведущих специалистов отрасли. Рабочая группа тщательно рассмотрела все поправки, большую часть нам удалось полностью или частично учесть. Принято двести тридцать поправок и отклонено - восемьдесят три. Эти поправки соответственно сгруппированы в таблицы принятых и отклонённых поправок (приложения 1 и 2). Указанные таблицы вместе с текстом законопроекта находятся у вас. На законопроект получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, замечаний по проекту не имеется. Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Информирую депутатов, что при обсуждении данного вопроса присутствует статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Алексеевич Аристов. Уважаемые депутаты, две таблицы у вас на руках. Таблица 1 - двести тридцать поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 19 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8% Результат: принято Принято. Таблица 2 - восемьдесят три поправки, рекомендованные к отклонению. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок 2, которые комитет рекомендует к отклонению. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 57 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел.32,7% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Включите режим голосования. Фёдор Михайлович, вы можете присаживаться. Или у вас будет какое-то ещё предложение? Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 32 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 341092-4 "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
6-й вопрос. О проекте федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации". Данный устав является последним из транспортных уставов и кодексов, принятие которых предусмотрено статьёй 784 Гражданского кодекса. Это позволило в какой-то степени учесть положительные моменты ранее принятых транспортных уставов и кодексов и избежать их очевидных недостатков. Ныне действующий Устав автомобильного транспорта РСФСР утверждён постановлением Совета Министров РСФСР ещё в январе 1969 года, и неудивительно, что его отдельные положения не отвечают принципам рыночной экономики, противоречат законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным за последнее время. Проект устава регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта. Определены общие условия перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, а также общие условия оказания услуг на объектах транспортной инфраструктуры. В разделе "Перевозка грузов" определены порядок заключения договора между сторонами - участниками перевозочного процесса и документы, его подтверждающие, определены обязанности перевозчика и обязанности грузоотправителя, общие требования по погрузке-разгрузке, собственно перевозке, а также по приёму и выдаче грузов. В разделе "Перевозка пассажиров и багажа" определены общие виды перевозок, порядок заключения договора между пассажиром и перевозчиком, требования к оформляемым документам, права пассажира и перевозчика, общие требования по приёму и выдаче багажа, а также особенности заказной и таксомоторной перевозки пассажиров. Проект предусматривает определение порядка платы за пользование транспортным средством и провозной платы, определяет также виды ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и фрахтователей. Установлен порядок фиксирования обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности сторон, порядок оформления и соответственно порядок дальнейшего обжалования и принятия решений по срокам исковой давности. При разработке проекта устава максимально использовались возможности, предоставленные гражданским законодательством в части правового регулирования транспортной деятельности. Именно этим объясняется новизна данного устава. Законопроект расширяет возможности сторон по регулированию правоотношений в рамках заключаемых договоров, в том числе и по вопросам взаимной гражданско-правовой ответственности за исполнение принятых обязательств, более чётко определяет виды автотранспортной деятельности и существенные условия заключаемых договоров, устанавливает права и обязанности граждан и хозяйствующих субъектов, связанные с использованием услуг пассажирского и грузового транспорта. Такой подход соответствует принципам рыночных отношений и, несомненно, будет способствовать развитию конкуренции, а значит, в конечном счёте - повышению качества предоставляемых услуг. В развитие устава будут утверждены правила перевозок грузов, а также правила перевозок пассажиров и багажа. Действующие сегодня правила безнадёжно устарели, но они не могли быть изменены в рамках старого устава. Принятие устава является первым шагом к наведению порядка в автотранспортном законодательстве, которое сегодня представляет собой совокупность нескольких десятков противоречащих друг другу правовых актов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь. Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Юрия Петровича Сентюрина. СЕНТЮРИН Ю. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике, транспорту и связи внимательно рассмотрел проект обсуждаемого федерального закона. В своём заключении комитет отмечает следующие обстоятельства. Во-первых, правовые основы функционирования автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта, заложенные в законопроекте, адекватны современным социально-экономическим условиям. Особенностью текущего периода времени, который мы переживаем, в отношении транспортного комплекса является то, что возник и нарастает разрыв между сложившейся практикой работы транспортного комплекса и действующей нормативной базой. В частности, - и это неоднократно отмечалось на местном уровне - не определены полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по регулированию перевозочной деятельности в регионах. В условиях правовой неопределённости местные власти, стремясь упорядочить работу пассажирского транспорта общего пользования, пошли на формирование собственных нормативных правовых актов. При этом зачастую схожие нормативно-правовые решения сопровождались различными оценками надзорно-контрольных органов, которые признавали эти решения как соответствующими действующему федеральному законодательству, так и противоречащими ему. В этих условиях представительные органы власти на местах, администрации, транспортная общественность настойчиво ставят вопрос о принятии специального федерального закона, который бы определил особенности организации рынка пассажирских перевозок и полномочия местных органов власти в этой области. Я хотел бы обратить внимание коллег на рамочный характер названного проекта федерального закона. Рамочный характер, по мнению комитета, корреспондируется со спецификой предметов ведения, особенности регулирования которых устанавливаются этим нормативным правовым актом. По мнению комитета, принятие законопроекта позитивно отразится на совершенствовании системы и повышении качества процесса перевозок, обеспечит устойчивое функционирование автомобильного и городского пассажирского транспорта, позволит обрести набор критериев для оценки конкурентоспособности названных направлений транспортной деятельности, будет способствовать развитию конкуренции среди транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей - участников транспортного рынка. При подготовке ко второму чтению названный законопроект может быть доработан, есть возможности для его совершенствования, для устранения замечаний юридико-технического характера, которые отмечены в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. С учётом изложенного комитет считает принятие указанного законопроекта целесообразным и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Малышкин Олег Александрович, пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу. Вот качество услуг и размер тарифа. Допустим, одна дорога платная, другая - бесплатная. И ту и другую делали за государственные деньги. Естественно, на бесплатной дороге больше рытвин, и, естественно, там износ транспорта будет больше. Это же, наверное, будет отражаться на цене билета? Или же, допустим, по платной дороге едем. Она хорошая, там износ транспорта будет меньше. Как вот там будет регулироваться стоимость билета для пассажиров? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Законопроект предполагает, что плата будет определяться и по соглашению сторон, и с учётом тарифов, которые будут устанавливаться субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Безусловно, следует учитывать при принятии решения те условия, в которых работают перевозчики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. У меня вопрос к докладчику от правительства. На сегодняшний день у нас есть Гражданский кодекс, который в известной степени регулирует данные отношения, есть старый устав, есть правила перевозок пассажиров. Я, честно говоря, не услышал из доклада - может быть, невнимательно слушал, - что принципиально нового предлагается в данном законопроекте, в чём изменения по отношению к существующей нормативно-правовой базе? АРИСТОВ С. А. Я хотел бы отметить, что старый устав, который вы упоминаете, был подзаконным актом, был утверждён постановлением правительства, то есть на сегодняшний день федерального закона, определяющего порядок автомобильных перевозок, не существует. Гражданский кодекс, который был принят значительно позже, чем упоминавшийся устав 69-го года, изменил систему отношений сторон при перевозках. И мы в соответствии со статьёй 784 Гражданского кодекса, определяющей, что особенности перевозок на отдельных видах транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами, подготовили данный устав. Он разработан в развитие общих норм, заложенных в Гражданском кодексе, касающихся процесса перевозок и отношений сторон. Он касается предоставления услуг и взаимоотношений на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. У меня вопрос к комитету по энергетике. Но сначала два слова. Вот я с горечью думаю: отталкиваем жизнь, дров наломаем, а проходит пятнадцать лет - наконец осознаём, что надо заниматься законодательным регулированием тех или иных крупных проблем. Ну, например, сегодня Градостроительный кодекс поправляли, а ведь это, в сущности, признание сырости и противоречивости целого ряда норм, а то и пренебрежение... Или техническое регулирование: забили базовый закон - сами буксуем. Ну разве не видно противоречия в том, что в жизни должна быть регулирующая роль государства, в том числе и законодателя, а на практике этого нет? Вопрос к комитету: какова позиция субъектов Федерации по этому уставу? Какой расклад - поддержка и несогласие? СЕНТЮРИН Ю. П. Валентин Степанович, во-первых, я считаю, что лучше поздно, чем никогда. Это в порядке комментария по первой части вашего вопроса. Что касается реакции на местах, то я в своём коротком докладе по заключению комитета об этом упоминал: представительные органы власти, администрации регионов и органы местного самоуправления плюс транспортная общественность обращались и в адрес исполнительной власти, и в адрес Государственной Думы и настоятельно ставили вопрос о разработке этого рамочного федерального закона. В настоящий момент комитет не располагает отзывами субъектов, мы собираем эту информацию сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, прошу прощения, я по ведению записывался и в стенограмме прошу отметить: Гостев и Махмудов по вопросу о переносе "правительственного часа" против. Теперь вопрос к Сергею Алексеевичу. Устав действительно необходим, так как предусматривает установление цивилизованных отношений между перевозчиком и тем, чей товар он перевозит. Техническое состояние парка транспорта в России, всего - и автомобильного, и воздушного... если не 50 процентов, то довольно значительная часть его очень изношена, резервы уже полностью исчерпаны, и нет гарантии, что условия устава будут выполнены. Что в этом отношении делается? Особенно плачевное положение в российских регионах: весь хлам со всего мира туда завозится. Безопасность людей и транспорта на дорогах в принципе связана. Спасибо. АРИСТОВ С. А. Я бы разделил очень важный вопрос, поставленный вами, на две части. Первая часть - техническое состояние транспорта как такового, в первую очередь грузового. Безусловно, здесь и требование контроля за выпуском на линию таких транспортных средств, и возможность поддержки перевозчика за счёт правильно устанавливаемых тарифов и соответствующих норм взаимоотношений с грузоотправителем. Это в определённой степени всё-таки рыночные отношения, коммерческие, и полное регулирование здесь невозможно и не нужно. Вторая часть - она в первую очередь относится к муниципальному пассажирскому транспорту. Здесь есть государственная поддержка, в том числе в виде субсидий: после принятия 122-го закона и в прошлом году, и на будущий год соответствующие средства в районе 8 миллиардов, потом 4 миллиардов выделялись по субъектам, по каждому субъекту на поддержание пассажирского транспорта. Что мы сегодня имеем? Мы сегодня имеем обязательную оплату всех перевозок. Это уже позволило пассажирским автопредприятиям подниматься, приобретать новые автобусы, новые транспортные средства. Их объём уже достаточно значительный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы завершены. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Шеин и Черепков, две руки. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит данный законопроект. Вместе с тем хотелось бы высказать некоторое общее соображение по нему. Я, честно, не очень понимаю, что такое рамочный законопроект, и не услышал ответа на свой вопрос о том, какие же новеллы в данном документе содержатся по отношению к существующим нормативным правовым актам, которые, кстати говоря, действуют и применяются и в судебной практике, и в договорных отношениях, и пока ещё судебных коллизий не возникало, ни одного примера соответствующего ни правительством, ни комитетом приведено не было. Вместе с тем есть ряд вопросов, на которые в тексте предлагаемого законопроекта не содержится ответа. И хотелось бы сейчас, пользуясь тем, что первое чтение, обратить на них внимание. Вопрос первый - это право пассажиров как потребителей влиять на маршрутную сеть. Не секрет, я думаю, для большинства депутатов-одномандатников, избранных от городов Российской Федерации, что из многих кварталов, особенно расположенных на окраинах, люди просто не могут уехать к месту работы, учёбы или в центр города, ввиду того что эти кварталы являются коммерчески недостаточно привлекательными для частного бизнеса, а система общественного транспорта у нас, как известно, разрушена. По логике, наверное, необходимо какую-то сделать запись о том, что, если определённое количество граждан, составляющее некий процент, долю населения в данном муниципальном образовании, официально обратились в органы местного самоуправления, ОМС обязаны изменить маршрутную сеть и ввести дополнительную линию, чтобы люди имели возможность реализовать свои права потребителей. Либо уж давайте тогда возвращаться к системе государственного общественного транспорта, которую мы славно пораспродали за последние пятнадцать лет, а она тем не менее функционирует в иных странах Европы, к которым мы себя тоже где-то причисляем. Сказанное, кстати говоря, касается остановочных пунктов, потому что распространённое явление, когда люди не имеют возможности воспользоваться услугами транспорта: он идёт мимо них зачастую. Это опять-таки к теме о маршрутных направлениях. Тема вторая - права малого бизнеса, то есть непосредственно участников данных отношений. Я имею в виду, в частности, 5-ю статью проекта федерального закона, где говорится о том, что перевозки пассажиров, багажа транспортом общего пользования осуществляются в соответствии с договорами об организации указанных перевозок. Как известно, каков вопрос - таков ответ, то есть в зависимости от того, каковы условия договора, и будет определена сеть организаций, которые к этому договору будут допущены. Не секрет, что перевозки, в том числе и маршрутные, у нас серьёзно криминализованы, находятся под контролем подчас очень узкой группы лиц, максимально приближённых к руководству органов местного самоуправления, госвласти территорий. И 5-я статья никак это не регулирует, она фактически отдаёт ситуацию полностью на откуп местной власти без нормативного регулирования со стороны Госдумы либо Правительства Российской Федерации. К чему это приводит, я могу сказать на примере Астраханской области: там умудрились продать остатки пассажирских автопредприятий, после чего власть стала запрещать дешёвые перевозки маршрутными такси и на эти линии направлять уже большегрузные автобусы, где плата за проезд в полтора-два раза больше. Почему такие вещи оказываются возможными? По одной причине: действия органов власти никак не отрегулированы, местной власти, я имею в виду, никакими нормативами, к большому сожалению, и мы опять не собираемся ничего никакими нормативами регулировать. И рамочный законопроект - это не предмет гордости, это предмет, мне кажется, напротив, неудобства для комитета, потому что толку от рамочных законопроектов с точки зрения правоприменительной практики, судебной, договорной никакого абсолютно нет, прошу извинить за резкость. Теперь дальше. Следующая фраза в этой же статье вызывает очень большой интерес, а именно то, что перевозки пассажиров транспортом общего пользования осуществляются в соответствии с договорами об организации указанных перевозок, заключаемыми либо органами власти, либо уполномоченными ими организациями. Вот у нас сейчас в городе арестовали председателя комитета по управлению имуществом, потому что продажа муниципального имущества осуществлялась не напрямую комитетом по имущественным отношениям, а через уполномоченную организацию, которая с каждой продажи получала маржу в размере 10 процентов. Кстати, прокуратура признавала всё это правильным и законным, ничему не противоречащим до той поры, пока по безналу не стали перечислять деньги на счёт личной фирмы председателя комитета имущественных отношений. Что ещё за полномочная организация? То есть некая частная фирма будет назначена органом местного самоуправления либо госвласти субъекта Федерации и все частные перевозчики будут обязаны к этому посреднику-частнику обращаться, с ним заключать договора. Мы зачем такие вещи пишем? Мне кажется, что есть повод для очень детального рассмотрения законопроекта во втором чтении. По поручению коллег по фракции хотел бы озвучить ещё одну идею, которую мне сейчас мои товарищи поручили высказать, а именно идею о возможности введения именных билетов при проезде на междугородном транспорте с целью некой большей понимаемости наших правоохранительных органов. Я думаю, что соответствующая поправка будет коллегами внесена и доложена ко второму чтению. А вообще, мне кажется, необходимо кардинально пересмотреть текст законопроекта ко второму чтению, сделать его конкретным, чётким. Я не очень, кстати, понял, что такое транспортная общественность, и просил бы представителя комитета объяснить предельно чётко, кого он имел в виду, прямо организации назвать. В свою очередь считаю необходимым при рассмотрении законопроекта во втором чтении привлечь ассоциации малого бизнеса и иные, а их немало в стране, и общество защиты прав потребителей, с тем чтобы закон отвечал интересам и пассажиров, и автоперевозчиков, а не носил бы некий абстрактный характер, делегируя всё на опять-таки договорные отношения между некими непонятными уполномоченными органами и частным бизнесом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черепков Виктор Иванович, пожалуйста. ЧЕРЕПКОВ В. И., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России)". Спасибо. За последние годы, за пятнадцать перестроечных лет, в результате автомобильных катастроф в целом мы потеряли, если учесть, что ежегодно теряем или делаем инвалидами с нерабочей группой около пятидесяти тысяч граждан, семьсот пятьдесят тысяч. Это целый областной крупный город! Это только физические потери. Но кроме всего этого, если учесть, что при каждой автокатастрофе 5 тысяч долларов составляет общий убыток, не считая лечения, мы потеряли 40 миллиардов долларов. Эта убийственная цифра заставляет нас задуматься. Причём это как раз та сфера, с которой каждый из нас сталкивается в лобовую, машина на машину, сталкивается в течение дня приблизительно по нескольку раз каждый житель нашего государства. Отрадно, конечно, что мы наконец-то начали её регулировать, и каким бы ни был этот законопроект, хорошим или плохим, его надо будет принимать. И наша фракция будет голосовать за хотя бы потому, что это первый шаг к наведению порядка в этой сфере. Но законопроект действительно имеет очень много ущербных элементов. И мне кажется, авторы этого законопроекта пошли на поводу, в частности, и у так называемой уполномоченной организации. Мы закладываем мину для коррупции. Фактически на сегодняшний день никакой конкуренции в этой области нет, есть только регулируемые взятками отношения между муниципальной властью и бандитами, и всё, никакого рынка здесь нет. Уполномоченная организация выступает как инструмент, который как бы даёт гибкую возможность муниципальной власти творить то, что им будет давать огромные прибыли и возможности, а ответственность будет с них как бы сниматься через эту уполномоченную организацию. Поэтому действительно во втором чтении эти уполномоченные организации даже близко нельзя допускать сюда. Если общие тенденции в государстве, как сказал в своём выступлении вчера президент, ведут к уничтожению коррупции, то мы открываем коррупционный шлагбаум и узакониваем этот шлагбаум для муниципальной власти, где, к нашему общему несчастью, уже не только в губернаторской сфере, а и в муниципальной особенно - бывшие руководители бандитских группировок, и, естественно, они это не упустят. Конкуренция отдельных мелких автомобильных структур вообще здесь немыслима, и участие их немыслимо. Если мы обратимся к статистике, сколько сожжено автобусов, не говоря уже о том, сколько покрышек изрезано, сколько убитых, - например, во Владивостоке из-за этого убита даже начальник транспортного отдела мэрии Сафронова, буквально из-за этого передела, - то мы можем наблюдать картину, как идут торги, конкуренция между властью муниципальной и бандитами. Не секрет, что все маршрутки во всех городах России контролируются именно бандитскими организациями. И механизм регулирования и создания каким-то образом барьера, чтобы эти бандитские организации не были регуляторами, чтобы корни регулирования, или рули регулирования, были у государства или хотя бы у муниципалитетов, а, вообще-то, эти корни, эти рули должны быть у общества, в этом варианте законопроекта, конечно, не доработан, имеется много дыр, но я надеюсь, что депутаты примут активное участие и во втором чтении с помощью поправок как-то это дополнят. Если рассматривать в целом, то этот законопроект должен предусматривать четыре направления: первое - безопасность, второе - комфортность, третье - экономическая эффективность и четвёртое - тарифная доступность. По этим направлениям не всё гладко у нас в этом законопроекте, но, я думаю, своим участием и участием коллег мы этот вопрос поправим. Одновременно хотелось бы обратиться и к другим направлениям. Например, если анализировать: когда-то цена билета на трамвай была 3 копейки, а теперь она возросла в восемь раз, когда-то цена проезда в метро была 5 копеек, а теперь эта цена возросла в десять раз. Эти убийственные цифры, тарифы просто лавиной упали на плечи людей, а если сюда ещё приплюсовать все наши коммунальные платежи, наши инфляционные коэффициенты и низкую заработную плату, то население уже не в состоянии выдержать это. Не в состоянии! Тем более, что убраны льготы по многим перевозкам. Поэтому я просил бы ко второму чтению учесть - а в перспективе мы, может быть, через какое-то время возвратимся к этому вопросу, - что наши энергетические составляющие в этой сфере, а это именно бензин в первую очередь и электричество, подавляют полностью развитие, экономическую эффективность нашего транспортного цеха, если образно сказать, и давят и отталкивают проблему тарифной доступности на такую высоту, за которой не может угнаться наше население. И последнее. Я хотел бы остановиться на так называемом электрифицированном транспорте - трамвае. Когда-то самый эффективный и надёжный вид транспорта сегодня превратился в главного разрушителя экологии и создателя экологической, прямо скажем, проблемы. Многие считают, что этот вид транспорта - экологически чистый. Фактически, когда трамвай останавливается и открываются двери, пробки возле этих трамваев создаются такие, что проходная способность автомобильного транспорта резко падает, а выхлопные газы уничтожают, конечно, всю эту экологическую безопасность. На самом деле с точки зрения статического электричества это опасный вид транспорта: мы находимся между двумя полюсами, всё время находимся под напряжением. Более того, особенно в крупных городах, а трамвай был в крупных городах, его шум вреден для исторических памятников, а утренние шумы в жилых кварталах таят в себе по меньшей мере огромную экологическую опасность. И эффективность трамвайного транспорта упала в двадцать три раза по сравнению с тем временем, когда 2 копейки была цена электричества и 3 копейки стоил проезд. Этот вид транспорта требует огромных дотаций, поэтому в масштабах государства, как во всех цивилизованных государствах, мы должны отказываться от этого транспорта. (Шум в зале.) Я заканчиваю. Я приглашаю всех депутатов проголосовать за этот законопроект, поскольку это действительно первый шаг к наведению порядка. Он не очень совершенен, и наша задача его усовершенствовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? Нет. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика? Пожалуйста, Сергей Алексеевич. АРИСТОВ С. А. Я хотел бы поблагодарить всех за высказанные замечания и предложения. Они ещё раз подтверждают, что устав необходим, поскольку выявляются многие вопросы, требующие дополнительного и абсолютно нового регулирования. Мы учтём ваши предложения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 16 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принимается.