Заседание № 171
О проекте федерального закона № 341026-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части передачи функций по регулированию аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению пункта 6 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Доклад члена Комитета по собственности Екатерины Юрьевны Семёновой. Пожалуйста, Екатерина Юрьевна. СЕМЁНОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Напоминаю, что законопроект направлен на передачу саморегулируемым организациям аудиторов ряда дополнительных функций по регулированию аудиторской деятельности, осуществляемых в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, в частности по формированию перечня вопросов, предлагаемых претендентам на занятие аудиторской деятельностью. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Замечаний Правового управления не имеется. Комитет по собственности просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Юрьевна. Кто-нибудь желает выступить по мотивам по данному законопроекту? Нет желающих. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 6 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 31 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0% Проголосовало против 54 чел.12,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 450 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 341026-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части передачи функций по регулированию аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Доклад члена Комитета по собственности Алексея Михайловича Плахотникова. Пожалуйста. ПЛАХОТНИКОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, напоминаю, что концепция законопроекта заключается в передаче саморегулируемым организациям аудиторов ряда дополнительных функций по регулированию аудиторской деятельности, осуществляемых в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, в частности, функций по формированию перечня вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене. Кроме того, уточняются сроки создания единой аттестационной комиссии, начала проведения квалификационного экзамена в упрощённом порядке и прекращения допуска аудиторов, не имеющих квалификационного аттестата нового образца, к участию в проведении обязательного аудита. При подготовке ко второму чтению в текст законопроекта внесены уточняющие юридико-технические поправки, а также поправка о переносе срока создания аттестационной комиссии для проведения квалификационных экзаменов с 1 июля на 1 сентября текущего года с учётом даты вступления рассматриваемого закона в силу. Таблица поправок, рекомендованных к принятию, состоит из четырнадцати поправок, других поправок нет. Комитет по собственности просит одобрить таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица содержит четырнадцать поправок. Есть ли необходимость какую-либо из них обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 17 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 52 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ПЛАХОТНИКОВ А. М. Комитет по собственности просит включить в порядок работы Государственной Думы на 18 июня текущего года рассмотрение указанного законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будем в пятницу рассматривать.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 341026-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части передачи функций по регулированию аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к законопроектам первого чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект, которым вносятся поправки в закон "Об аудиторской деятельности", подготовлен Правительством Российской Федерации по поручению президента. Он решает две задачи: во-первых, обеспечивает дальнейшую передачу функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов; во-вторых, устраняет некоторые пробелы, уточняет неточности, связанные с правоприменительной практикой начиная с 1 января 2009 года. В части, касающейся передачи дополнительных функций саморегулируемым организациям, выделю две новеллы. Во-первых, решается вопрос о том, каким образом устанавливаются правила независимости. По новой редакции общие правила независимости устанавливаются советом по аудиторской деятельности. И каждая саморегулируемая организация устанавливает для себя свои собственные правила независимости, которые могут дополнять те требования, которые установлены на более высоком уровне, соответственно, могут быть установлены и более жёсткие требования в отношении независимости. Вторая новелла связана с уточнением того, кто и как определяет круг вопросов, на основании которых происходит аттестация аудиторов. Круг знаний, по которым формируются вопросы, устанавливается советом по аудиторской деятельности, а перечень вопросов - единой аттестационной комиссией, которая создаётся всеми саморегулируемыми организациями. Законопроектом предусматривается существенное сужение круга аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства. В частности, из числа таких аудиторских организаций исключаются те, которые проводят аудит отчётности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Законопроектом предусматривается возможность страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг или ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности. Законопроектом уточняется круг организаций, аудит которых проводится только аудиторскими организациями. В частности, только аудиторские организации, а не индивидуальные аудиторы могут проводить аудит тех организаций, где доля государства составляет не менее 25 процентов. Есть несколько переходных положений, но они, в общем, носят технический характер. Мы просим поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Сергей Дмитриевич. Содоклад делает член Комитета по собственности Екатерина Юрьевна Семёнова. СЕМЁНОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич довольно подробно изложил суть законопроекта. Комитет по собственности поддерживает указанную концепцию, поскольку она соответствует базовой, принципиальной линии нашего комитета - переход от избыточного государственного регулирования к саморегулированию и передача регулятивных функций саморегулируемым организациям. Комитетом также поддерживается очень важная новелла законопроекта о распространении обязательного аудита, проводимого аудиторскими компаниями, на государственные корпорации и государственные компании. Указанная новелла заслуживает поддержки, поскольку обязательный аудит организаций с государственным участием будет способствовать повышению эффективности распоряжения государственной собственностью. Законопроектом предлагается установить, что федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными не только для аудиторов и аудиторских организаций, но и для аудируемых лиц. В связи с этим целесообразно уточнить, что на аудированных лиц должны распространяться не все положения упомянутых стандартов, а только те из них, которые непосредственно призваны регулировать действия таких лиц. Законопроектом также уточняются сроки создания единой аттестационной комиссии, начала проведения квалификационного экзамена в упрощённом порядке и прекращения допуска аудиторов, не имеющих квалификационного аттестата аудитора нового образца, к участию в проведении обязательного аудита. Поддерживая необходимость создания аттестационной комиссии до начала проведения квалификационных экзаменов, полагаю возможным при доработке законопроекта ко второму чтению перенести указанный срок с 1 июля 2010 года с учётом даты вступления рассматриваемого законопроекта в силу на 1 сентября 2010 года. С учётом изложенного Комитет по собственности просит принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Екатерина Юрьевна. Задержитесь, пожалуйста, на трибуне - возможно, будут вопросы к вам. Да, вот есть вопросы. Депутаты Локоть, Кашин... Ой, много вопросов. Так, записываю: Локоть, Кашин... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение: по одному от фракции. Сейчас давайте посмотрим: Локоть, Кашин... нет, у вас пять рук. Локоть, Кашин, Плетнёва, Коломейцев, Иванов... Ставлю на голосование предложение Гайнуллиной: по одному вопросу от фракции. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пять вопросов ваших, один - от ЛДПР, два - от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и два - от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", могу вам сказать общее число... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зачем? А вдруг все хотят на вас посмотреть. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 52 сек.) Проголосовало за 297 чел.99,7% Проголосовало против 1 чел.0,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 298 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Пожалуйста, кто задаёт вопрос от фракции КПРФ? Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Может быть, я неправильно думаю, но я считаю, что переход от государственного регулирования к саморегулируемым организациям - это не всегда хорошо. Но тем не менее скажите, пожалуйста, сколько создано у нас саморегулируемых организаций в стране и в каких отраслях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не совсем по закону, но Сергей Дмитриевич, может быть, ответит. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Мы сейчас не обсуждаем, по-видимому, саморегулирование - хорошо это или нет, базовое решение уже принято, в 2008 году закон был принят и вступил в действие. В сфере аудиторской деятельности сегодня существует шесть саморегулируемых организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо. Сергей Дмитриевич, но всё-таки в продолжение... Вот шесть саморегулируемых организаций в аудиторской сфере создано. Ну, в принципе да, правильно вы сказали, решение принято, но всё-таки есть ли какая-то статистика? То есть мы доверяем этим организациям проверку государственных корпораций с огромными деньгами, государственных компаний, а вот насколько качественно они ведут эту проверку? Не было ли после этого, после таких проверок, например, замечаний со стороны налоговой инспекции и других контролирующих органов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Саморегулирование в сфере аудиторской деятельности - это пока ещё новый институт. Напомню, что только в прошлом году это вступило в действие и ещё только-только начинает разворачиваться. Действительно было зарегистрировано шесть таких саморегулируемых организаций. Для аудиторских организаций и для аудиторов членство в этих организациях является обязательным, и они осуществляют контроль за деятельностью аудиторов. Каких бы то ни было нареканий, связанных с тем, что аудит проходил недобросовестно, мы пока не имеем. В то же время, подчеркну, в законе предусматривается - а этим законопроектом даже расширяется - круг организаций, в отношении которых государство имеет право осуществлять дополнительный контроль. В частности, - я говорил об этом в своём докладе - те корпорации, компании, организации, в которых доля государства составляет не менее 25 процентов, должны аудироваться аудиторскими организациями, и здесь возможен дополнительный контроль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хочет добавить Екатерина Юрьевна. Пожалуйста. СЕМЁНОВА Е. Ю. Уважаемый Сергей Владимирович, что касается качества, есть стандарты, разработанные самими саморегулируемыми организациями, которые сегодня на рынке присутствуют. Эти стандарты утверждены всеми единогласно. Если аудируемую компанию или фискальный орган не устраивает качество отчёта, то существует механизм - отчёт против отчёта, то есть компания или фискальный орган вправе назначить дополнительную проверку другой аудиторской компанией. И в этом случае при встрече двух отчётов в суде может быть доказана истина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Не настаиваете на вопросе? Рука была. Лекарева, пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вот устанавливаются правила независимости, скажите, пожалуйста, по каким критериям устанавливаются эти правила независимости и кто их устанавливает? Какая будет эффективность от этого, поскольку правительство федеральное, по-моему, увлеклось передачей своих функций, вернее, избавлением от реализации функций? И скажите, какие будут финансовые затраты, может быть, я прослушала, когда вы докладывали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Деятельность аудиторских организаций осуществляется в соответствии с целым набором стандартов, о которых здесь уже тоже говорилось. Эти стандарты утверждаются на федеральном уровне, и они являются обязательными для всех аудиторских организаций. Это жёсткие стандарты. В том числе есть стандарт по независимости. Это очень важный стандарт, потому что аудируемый и аудирующий, конечно же, должны быть предельно независимы. Я ещё раз повторяю: в законопроекте написано, что все стандарты должны разрабатываться советом по аудиторской деятельности, который объединяет в себе аудиторов, представителей государства и представителей пользователей аудиторской информации. На основании этих стандартов каждая саморегулируемая организация принимает свои стандарты независимости, причём эти стандарты должны, во-первых, соответствовать тем стандартам, которые приняты советом по аудиторской деятельности, и, во-вторых, подчёркиваю, могут быть даже более жёсткими, чем общие стандарты, потому что это право передаётся в соответствии с законом непосредственно саморегулируемым организациям. И это очень серьёзная ответственность, которая тоже возлагается на саморегулируемые организации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы завершили процедуру вопросов и ответов. Настаивает ли кто-то на выступлении? Депутат Локоть, депутат Кашин - два выступления, подводим черту. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, я не собираюсь ставить под сомнение идею саморегулируемых организаций, потому что, после того как мы приняли закон и государство отказалось от лицензирования всех видов деятельности, от ряда важнейших контролирующих функций, ну хоть какой-то контроль должен быть за этой стихией действий учреждений и организаций, связанных с аудиторской деятельностью. Этого вопроса не хочу касаться, но хочу обратить внимание на другой, самый важный вопрос. В очередной раз государство отказывается от важнейших функций - контроля, формирования, подготовки аудиторов. Передаётся это саморегулируемым организациям. Ни в докладе представителя министерства, ни в докладе комитета не был сделан анализ того, насколько готовы к этому саморегулируемые организации. Год они работают, шесть (их назвали сегодня) организаций действует - насколько они готовы к принятию этих функций? Насколько у них подготовлена база? Насколько ответственно они будут относиться к этим вопросам, которые государство так легко сегодня сбрасывает со своих плеч? Действительно, молодое законодательство, год всего работает. Может быть, стоит подождать, может быть, нужно набраться опыта, проанализировать? Какие-то организации, может быть, уйдут. Может, потребуется внести какие-то изменения. Стоит ли так легко сегодня облегчать деятельность нашего государства и перебрасывать эти важнейшие функции туда? Если так дело пойдёт дальше, то у нас контрольно-счётную палату начнут скоро формировать вот эти саморегулируемые организации. Мы ровно по этому пути идём. Поэтому предложение нашей фракции - не спешить с принятием данного закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые товарищи, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что создание саморегулируемых организаций и вообще обязательное вовлечение в эту структуру, в этот монстр всё больше и больше компаний и малого, и среднего бизнеса, а теперь, по большому счёту, обязательное проведение внутри этой структуры своеобразного аудита, похожего, скорее, на формальную составляющую одного из самых серьёзных вопросов нормального функционирования любого предприятия, конечно, противоречит 30-й статье Конституции. Хочется на это в начале своего выступления обратить внимание и ещё раз предупредить законодателей из правительства, чтобы они не обращались подобным образом с Конституцией. Второе. Мы знаем, что существующая система аудита, конечно, грешит, грешит, прямо скажем, заказухой, формализмом, такой работой, которая, по большому счёту, не отвечает нормальному ведению бизнеса, производства, в первую очередь это налоговая составляющая, в том числе оплата труда, соответствующие отчисления и так далее, и тому подобное. Мы знаем, как зачастую ведёт себя аудит и с точки зрения определения основных фондов, и с точки зрения решения вопроса по снижению общей капиталоёмкости того или другого объекта, особенно когда речь идёт о серьёзных, крупных предприятиях, с тем чтобы избежать снова соответствующего отчисления налогов и так далее. В этой связи ещё и ещё раз говорю: вместо того чтобы усилить составляющую контроля, мы идём на либерализацию и так достаточно слабо работающей системы, то есть порождаем дальнейшее снижение эффективности аудиторской деятельности, производим очередную сшибку существующих фискальных органов, я имею в виду в первую очередь налоговые службы, во вторую очередь - всё то, чем располагает государство: от Счётной палаты по всей вертикали до соответствующих контрольных служб в соответствующих министерствах и ведомствах. Я убеждён, что если не остановить эту систему, мы снова внутри этого саморегулируемого монстра создадим такой мыльный пузырь, которым, в общем-то, уже хорошо полакомились в период кризиса (а всё говорим, что американцы нам мыльный пузырь устроили). То есть мы делаем очередного монстра и в данном случае ещё и хотим ограничить внутри этого монстра всё, что связано с нормальным функционированием бизнеса. Мы сегодня хотим ещё раз предупредить товарищей, в том числе из правительства, что ни к чему хорошему это не приведёт. Мы не верим тому, что вы действительно хотите наладить систему, в том числе через законотворческую составляющую, которая работала бы, и вот почему. Вы с этой думской трибуны всегда говорите, когда мы ставим вопрос о том же прогрессивном налоге: что вы, да как же мы сможем собрать налог, никто его не заплатит и так далее, и тому подобное! А здесь вдруг вы бежите впереди паровоза, убирая, по большому счёту, сложившуюся достаточно слабую систему контроля, в том числе аудита, который уже немного сработался сегодня и с фискальной системой, с бухгалтерским учётом. Вы вносите целый перечень вопросов, связанных снова с порождением этой неразберихи, - о том, что внутри саморегулируемой организации должна пройти и соответствующая аттестация, и соответствующие стандарты должны быть определены и прочее, прочее. Мы снова разделим всё и вся в пользу этого монстра - саморегулируемых организаций и ещё хотим прихватить достаточно большую часть государственных предприятий. Мы считаем, что ни к чему хорошему этот закон не приведёт. Я, конечно, полагаю, что ко второму чтению можно поработать над ним, но наша фракция не будет голосовать за этот законопроект и призывает депутатов подумать в этом плане и поддержать нашу позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Не настаивает. Сергей Дмитриевич, в заключительном слове есть необходимость? Нет. Содокладчик Семёнова также не настаивает. Ставлю на голосование в первом чтении обсуждаемый законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 56 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Принято.