Заседание № 194
17.11.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 340960-4 "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1792 по 2303 из 8636
Уважаемые коллеги, пункт 21. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Александра Алексеевича Чекалина. Присутствуют: статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Овчинников Николай Александрович, Черников Валерий Васильевич, начальник департамента, Авдейко Александр Геннадьевич, заместитель начальника департамента, Лебедко Александр Борисович, заместитель начальника управления, Завгородний Тихон Владимирович, инспектор, и представители Федеральной миграционной службы - первый заместитель директора Каланда Владимир Александрович и другие. Пожалуйста. ЧЕКАЛИН А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемые депутаты, предметом соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года является определение порядка переселения граждан с территории одного государства на территорию другого, а также механизма защиты имущественных прав переселенцев, что создаёт им возможность обустроиться на новом месте жительства с минимальными потерями. Целью рассматриваемого протокола о продлении срока действия соглашения является его продление на неопределённый срок. Латвийская сторона выполнила внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления указанного протокола в силу. В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" протокол подлежит ратификации, так как продлевает срок действия ранее ратифицированного соглашения. Соглашением устанавливаются правила иные, чем предусмотренные законами Российской Федерации в части освобождения переселенцев от ограничений на ввоз и вывоз своего личного имущества и денежных средств от таможенных платежей при переезде на новое место жительства. С 97-го года выдано свыше десяти тысяч удостоверений переселенца из Латвийской Республики в Россию. В среднем ежегодно представительством ФМС в Латвии проводится около шести тысяч консультаций граждан. В течение 2005-2006 годов получили удостоверения переселенца в Россию шестьсот восемьдесят человек. В связи с принятием государственной программы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, тенденция к росту числа переселенцев будет сохраняться. По состоянию на 1 ноября 2006 года на консульском учёте в российских загранучреждениях в Латвийской Республике состояли свыше сорока пяти тысяч человек, всего на территории этой страны, по данным Посольства России в Латвии, проживают около девятисот тысяч русскоязычных жителей. Дополнительных расходов из федерального бюджета для реализации протокола не потребуется, как и разработки новых правовых актов. Вопрос о ратификации протокола Российской Федерацией согласован со всеми заинтересованными ведомствами, одобрен постановлением Правительства Российской Федерации, и протокол внесён на ратификацию в Государственную Думу. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Присаживайтесь. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по международным делам Анатолию Михайловичу Старкову. СТАРКОВ А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты и приглашённые! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года", внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Протокол подписан в городе Риге 21 сентября 2005 года от имени Правительства Российской Федерации чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации Виктором Ивановичем Калюжным. Александр Алексеевич подробно изложил суть законопроекта. Реализация протокола о продлении срока действия указанного соглашения в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и наших соотечественников, принявших решение о переселении из Латвии в Россию. Его ратификация будет способствовать развитию российско-латвийского сотрудничества в области миграции и не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Внесения изменений или дополнений в действующее законодательство или разработки новых актов федерального законодательства в связи с принятием данного закона не потребуется. Вместе с тем комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации, внёсшего законопроект о ратификации протокола, на несоблюдение им положений пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которым представление в Государственную Думу временно применяемого договора, подлежащего ратификации, должно быть осуществлено в срок, не превышающий шести месяцев с даты начала временного применения протокола. Хотя непредставление законопроекта о ратификации в Государственную Думу в установленный срок не препятствует ратификации протокола и не влечёт за собой международно-правовых последствий для Российской Федерации, невыполнение высшим органом государственной власти предписаний федерального закона не может быть признано допустимым. В связи с этим Комитет по международным делам предлагает включить в постановление Государственной Думы о федеральном законе о ратификации указанного протокола пункт 2 следующего содержания: "Обратить внимание Правительства Российской Федерации на недопустимость нарушения установленного статьёй 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" срока представления на ратификацию международного договора". На представленный законопроект имеются положительные заключения Правового управления (с названным замечанием), Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками и положительный отзыв Комитета Совета Федерации по международным делам. Латвийская сторона ратифицировала данный протокол 15 февраля 2006 года. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас соответствующая процедура предполагает возможность задать вопросы докладчику и содокладчику. Есть ли вопросы? Есть. Вижу: депутат Кибирев, депутат Алкснис, депутаты Митрофанов и Плетнёва. Четыре руки. Подводим черту... (Шум в зале.) А, пять. Курьянович. Записал. Пожалуйста, депутат Алкснис. АЛКСНИС В. И. У меня вопрос к Александру Алексеевичу Чекалину. На основании чего сделан вывод, что ожидается возрастание количества переселенцев на территорию России из Латвии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЧЕКАЛИН А. А. Принята государственная программа поддержки соотечественников, которые изъявили желание вернуться на этническую родину. В силу этого мы ожидаем увеличения числа граждан, которые изъявят желание вернуться на Родину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Курьянович, ваш вопрос. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Товарищ генерал-полковник, такой вопрос, можете не отвечать: как так получилось, что вы 4 ноября во время проведения русского марша докладывали, что было тридцать семь задержанных или чуть больше, а их на самом деле было несколько тысяч? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не имеет отношения к обсуждаемой теме, поэтому можете не отвечать. Депутат Митрофанов, пожалуйста, ваш вопрос. МИТРОФАНОВ А. В. У меня вопрос следующий к Александру Алексеевичу. Александр Алексеевич, вы назвали количество переселенцев за последние годы - десять тысяч, ну, это чуть ли не по тысяче в год. Это вообще ничего, при том что там живёт девятьсот тысяч русских. С чем это связано? Они не обращаются или мы так работаем, наши структуры государственной власти, не оказываем им помощи? Или они довольны жизнью? Два варианта: либо мы ничего не делаем, либо они довольны жизнью, не хотят уезжать. Спасибо. ЧЕКАЛИН А. А. С вашего позволения я снова обращусь к федеральной программе поддержки переселенцев. Сорок пять тысяч человек стоят у нас на консульском учёте. Мы считаем, что это те люди, которые воспользуются преференциями этой программы и примут решение о возвращении в Россию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Плетнёва, пожалуйста, ваш вопрос. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вопрос Александру Алексеевичу. Уважаемый Александр Алексеевич, безусловно, такое соглашение должно быть, и радует, что Россия наконец начинает обращать внимание на своих соотечественников, тем более в Прибалтике, где на них такие гонения. Но, с другой стороны, я слушаю, вот оба докладчика говорили о том, что это не повлечёт за собой расходов из бюджета. Расходы бюджета должны быть огромные, ведь это жильё. И с помощью одной только программы, которая есть, мне кажется, эти вопросы не решишь. Декларативно мы можем что угодно говорить: приезжайте, пожалуйста... А куда? Непонятно. Вот ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. И второе, пользуясь случаем. Почему всё-таки вы, как генерал, не хотите ответить на очень важный, на мой взгляд, вопрос: сколько всё-таки было задержано вот на этом марше? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич, отвечайте. Что касается второго вопроса, это на ваше усмотрение. ЧЕКАЛИН А. А. Что касается первого вопроса. Если ранее граждане не имели никаких преференций и тем не менее десять тысяч из них вернулись на территорию Российской Федерации, то программа, которая имеет ресурсное обеспечение, ресурсное сопровождение, явится прямым стимулом для увеличения этой численности. Что касается второго вопроса. В среду был "правительственный час", министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Гумарович Нургалиев на эти вопросы отвечал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кибирев, пожалуйста. Последний вопрос. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к первому докладчику. Уважаемый Александр Алексеевич, вы доложили очень важный закон, направленный на защиту гражданских прав, и мы, фракция Компартии, естественно, его поддерживаем, но есть вопросы вот какого плана: каким образом в этом соглашении учитываются бывшие военнослужащие, которые в советской армии служили на территории Латвии, и какую помощь получает эта категория населения при переселении на территорию России? ЧЕКАЛИН А. А. Докладываю, что в данном случае военнослужащие являются специальным субъектом, по которому есть иное законодательство. Что касается целевой программы, российской федеральной целевой программы по поддержке переселенцев, то она имеет общее, универсальное значение для всех этнических русских граждан, которые имеют желание переехать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по данной теме? Есть, две руки, три. Депутат Алкснис, депутат Митрофанов и депутат Кравец. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Алкснис. АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, это соглашение, может быть, надо было действительно ратифицировать, вернее, надо его ратифицировать, хотя, если бы оно могло сыграть свою роль, оно уже сыграло бы. Потому что, могу вам сказать, из Латвии в Россию больше никто не поедет. И все разговоры о том, что мы ждём притока мигрантов оттуда, или переселенцев так называемых, - это всё, извините, пиар. Широко разрекламирована государственная программа переселения соотечественников. Давайте её разберём. На следующий год, 2007 год, в бюджете заложены 4 миллиарда рублей на переселение пятидесяти тысяч человек. Делим 4 миллиарда рублей на пятьдесят тысяч человек и получаем всего-навсего 80 тысяч рублей на одного человека. Это всё, что выделяется на переселение из другой страны на территорию России. Предполагается, что на эти деньги человек купит билет до места жительства и в течение полугода ему будут выплачивать пособие, чтобы он мог устроиться. Денег на жильё, на обустройство, на социальную инфраструктуру, на создание рабочих мест не выделяется. Предполагается, что человек через полгода пускай превращается в бомжа и живёт как знает в условиях рыночной экономики. Поэтому все эти разговоры о том, что вот у нас есть государственная программа переселения, - это всё от лукавого. Она не работала и работать не будет. И я знаю своих земляков: ни один из них не поедет в нищую Амурскую область, куда их будут пытаться послать. Скажем, человек живёт в Риге сегодня. И как бы ему ни было плохо сегодня в Риге в связи с ущемлением прав как русского человека, он не поедет в нищету, безработицу, вообще безысходность. Поэтому ещё раз повторяю, что можно голосовать за этот закон, но он ничего совершенно не решает. К сожалению, то, что произошло в Латвии, трагедия русского населения, русскоязычного населения Латвии, - произошло по вине Москвы, руководства Российской Федерации. И предательство сотен тысяч русских, которые оказались не по своей воле за границами России, - это, конечно, навсегда останется чёрным пятном в истории нашей страны. А сегодня ситуация изменилась. Сегодня, к сожалению, горькому сожалению, те люди, которые там живут, уже махнули рукой на Россию, и итоги парламентских выборов в Латвии, которые прошли месяц назад, наглядно это показывают. Я напомню, что на состоявшихся месяц назад парламентских выборах в принципе русские партии сохранили свои позиции: в том Сейме было двадцать пять мест, сегодня - двадцать три места. Но в отличие от прошлых выборов, на которых большинство избирателей проголосовали за партию "ЗаПЧЕЛ", "За права человека в единой Латвии", которая принципиально на протяжении пятнадцати лет вела активную борьбу за отстаивание прав русского населения, на этот раз русские избиратели проголосовали за "Центр согласия", который по большому счёту призывает русских в Латвии интегрироваться в латвийское общество, в первом поколении стать латвийцами, а во втором поколении просто превратиться в латышей, то есть практически предлагается ассимилироваться с латышским населением. И русские Латвии выбрали себе эту судьбу. Они согласились интегрироваться в латвийское общество, они согласились стать латышами, потому что Россия их предала. И это, конечно, ещё раз говорю, позор, это позор для всех нас, в том числе сидящих в этом зале. Мы бросили этих людей на произвол судьбы. И рассчитывать сегодня, что им нужна какая-то программа переселения, ну всё это бред... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, надо поддержать ратификацию протокола, сразу скажу, между правительствами, тем более что он снимает ограничения по налогам и по объёму перемещаемых активов, скажем, из одной страны в другую, то есть расширяет возможности. Это если говорить в техническом плане. Но если говорить в политическом плане, то здесь есть что обсудить на самом деле. И когда депутат Алкснис сейчас утверждает, что 80 тысяч рублей - это мало... А сколько вы хотите платить переселенцам - 800 тысяч? А ваши избиратели, которые получают пенсию 3-4 тысячи, что вам скажут на это? Вы тоже, так сказать, интересный человек. А в 90-е годы мы вообще ничего платить не могли, у нас бюджет был 20 миллиардов долларов, мы вот здесь обсуждали. У нас был дефицит бюджета, мы жили на ГКО и так далее. Вы что, не помните эту историю? У нас не было возможности, сейчас у нас есть такая возможность, но тоже надо понимать эти пределы. То есть, конечно, хорошо бы там и по 30 тысяч платить переселенцам, и по 50, и дома им ставить, но что скажут ваши граждане, которым вы платите небольшие пенсии? Что скажет учитель, что скажет Плетнёва, коммунистка, которой не нравятся фильмы там определённые? Она вам скажет: в моём округе люди против. Люди против. Этот момент следует учитывать. Второй существенный момент - то, что касается переселения. Да, действительно незначительное количество переселенцев вот по этой программе, но мы забываем другие примеры. Конечно, в данном случае корпоративный бизнес идёт быстрее, чем государство. Почти не обсуждалось никем в обществе, что Вайншток, руководитель "Транснефти", перевёз тысячи специалистов из Латвии на строительство БТС, дал им заработки, дал им возможность работать, - ничего, ни одной заметки в стенгазете даже не было! Вот я вам говорю здесь, в этом зале, что была осуществлена большая программа по переселению, и специалисты, нормальные люди из Прибалтики приехали работать, строить Балтийскую трубопроводную систему, которую с успехом, как вы знаете, построили. Так что не только государственные рычаги надо использовать, здесь надо работать, мне кажется, нашим госорганам шире и с корпорациями, потому что реально нужны специалисты, и надо этих специалистов забирать, тем более это люди русские, знающие традиции, они в нашей системе воспитывались. Нужны специалисты сейчас. Сейчас ценный сварщик огромных денег стоит, и поэтому этих специалистов надо искать, давать им возможность устроиться и за счёт средств корпораций различных, и нефтяных, и газовых, и других, хайтековских, привозить их в Россию. Такой сейчас будет путь, а не просто механический: давайте приезжайте все, мы даём вам деньги на обустройство и прочее. Хотелось бы так, но тогда надо нашим заплатить по 1 тысяче долларов в месяц для начала, всем, а потом выплатить переселенцу 15 тысяч на переселение, долларов, я имею в виду. Тогда это другая история. Подумайте об этом. Да, действительно сейчас многие из русских хотят остаться, но не из-за того, что их предала Россия, уважаемый господин Алкснис, а потому что Евросоюз, паспорт, перемещение... Некоторые люди думают: да, я сейчас плохо живу на территории Евросоюза в Латвии, но мои дети, может быть, будут свободно перемещаться, может быть, будут жить в Италии, Франции, может, сделают карьеру, будут учиться по болонской системе и так далее. То есть не только позиция России, но и объективные условия жизни, и надежда, которая есть у человека, что вот этот Евросоюз даст ему какие-то преимущества, - тут сложный комплекс вопросов. Но, конечно, мы должны обеспечить, чтобы любой русский, если он хочет получить русский паспорт, в убыстрённом порядке его получил. И это уже дело МВД, это дело наше, мы должны это обеспечить, чтобы человек приходил и ему не надо было предъявлять тысячу справок. Я русский человек, я говорю на русском - всё, дайте мне паспорт. Это должно касаться тех, кто живёт и в Латвии, и в Эстонии, и во Франции даже, кто уехал с белой эмиграцией, которую... Белое движение мы хотели реабилитировать в этом зале, этого не получилось, к сожалению. Русский человек должен прийти и получить паспорт, как некоторые далёкие ближневосточные государства делают это. Вот к этой схеме мы должны подойти. Это уже просьба к миграционной службе и так далее и к нам, как к законодателям. Если вы видите, так сказать, русского человека, человека, связанного с Россией единым языком, культурой и так далее, не чините препятствий, не надо этого. Я понимаю, что там есть и интересы бюрократические, и интересы заработка на этом деле, всё понятно, но должен быть политический подход. Я, когда работал в комиссии по гражданству, сотрудничал... вернее, когда я был членом комиссии по гражданству, работая ещё в Комитете по геополитике, я удивлялся: смотришь иные дела по получению русского паспорта - фамилия Оглы-моглы. Кто он? Турецкий бизнесмен. Кто просит? Правительство одной кавказской республики. Ни жены русской, ничего русского. Спрашиваю: "Какой у него бизнес?" - "Он торговлей занимается, у него активов нет". И ему просят дать русский паспорт, и ему дают русский паспорт в порядке исключения. Ну это не политика, понимаете? Я понимаю мотивы, всё понятно, мы тут не дураки сидим, всё знаем. Но давайте использовать политический подход: видим русского человека - поможем, чтобы за три месяца получил. Эту проблему действительно надо заострить, а может быть, даже создать государственную комиссию по гражданству во главе с кем-то из наших уважаемых вице-спикеров, патриотически мотивированных. И будут принимать в убыстрённом порядке решение о получении человеком гражданства или давать рекомендации президенту, в убыстрённом порядке, чтобы не было этой волокиты: тысячу справок представьте нам и покажите, расскажите. То же самое по Приднестровью, то же самое по Украине. Хотят люди - пожалуйста, если это русские люди, объединённые общей культурой, если они готовы. Политический подход должен быть, и необязательно это прописывать в бумагах. Поэтому я так долго говорю сейчас в присутствии руководителей различных ведомств: необязательно писать в бумагах. В Японии, если вы приходите в какой-то там ресторан, стучитесь, вам вежливо отказывают, говорят: "Извините, всё занято", а на самом деле мне объясняют, что там вход только для японцев, никаких иностранцев они двести лет в этот ресторан или в этот театр не пускают. И нигде не написано: "Иностранцам вход запрещён", просто так договорились. То есть внутренняя договорённость и политические устремления должны быть, если мы не хотим получить через двадцать - тридцать лет другое государство, где будут говорить на другом языке, где будут другие традиции, будут молиться другим богам и так далее. Поэтому здесь вот обращение к нашим органам соответствующим о том, чтобы они применяли политический подход, необязательно об этом объявляя. И второй момент. Нужно, чтобы мы помимо государственной программы помощи переселенцам, помимо ратификации этого протокола обязательно обратились к корпорациям - к частным, так сказать, к получастным, к государственным: давайте реализовывать целую программу вытаскивания соотечественников из-за рубежа. Вам нужны кадры, вам нужны люди, вам нужны инженеры, вам нужны сварщики, вам нужны техники серьёзные, так давайте их собирать, привозить назад в Россию, обеспечивать работой. Не просто формально действовать, бюрократически - переселили столько-то, вот выдали удостоверения переселенца. И конечно, расчищать эти авгиевы конюшни: люди по десять - двенадцать лет не могут получить российский паспорт и удостоверение переселенца. Ну почему это делается? Потому что они что-то утеряли, какие-то метрики, что-то там не нашли или что-то... Нельзя так делать, если это русские люди! То есть помогайте, делайте! Может быть, создать государственную комиссию из политиков, чтобы ими прикрыться. Я понимаю, как устроен бюрократический мир: через пять лет кто-то придёт и спросит о том, на каком основании выдали паспорт, или что вот неправильно оформили там, пятое-десятое... Для этого и существуют государственные комиссии и политики, которые несут ответственность не перед министрами, а перед избирателями, то есть с них не спросишь потом за какие-то отдельные вещи. Поэтому и нужно такую комиссию создать обязательно. Ещё раз от имени фракции предлагаю ратифицировать протокол. Он в общем расширяет возможности, поэтому его надо ратифицировать и ещё раз задуматься о наших возможностях по привлечению переселенцев - о государственных, корпоративных возможностях, возможностях политиков и правоохранительных органов. Не всегда объявляемая, но это конкретная политика, которую мы проводим. Увидите, что через много-много лет люди будут вам очень благодарны, те люди, которые приедут, в силу того что им дали паспорт без всяких проволочек, не превращали это в бизнес, а, так сказать, дали... на политической основе решили их проблемы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Девять минут пятьдесят пять секунд. Пожалуйста, депутат Кравец Александр Алексеевич. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Коллеги, с момента подписания соглашения между правительствами России и Латвии по обсуждаемому вопросу прошло уже более тринадцати лет, и сегодня мы вправе оценивать роль и значение этого документа в более широком контексте государственной миграционной политики обеих стран и с учётом общего состояния российско-латвийских отношений. Не случайно, что и профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, предлагающие ратифицировать протокол о продлении срока соглашения, выносят на первый план его позитивное влияние на процессы переселения соотечественников из Латвии в Россию. Все мы отчётливо сознаём, что в нынешних сложных условиях, в условиях социально-экономической обстановки, в которых последние пятнадцать лет живёт наша страна, одним из реальных путей разрешения болезненных катастрофических демографических проблем России является проведение государством грамотной миграционной политики. Как вы знаете, разработана специальная государственная программа содействия соотечественникам, кто хотел бы вернуться в Россию, и в этом документе процесс переселения рассматривается комплексно, в тесной привязке к потребностям и возможностям различных регионов нашей страны, с одной стороны, и с должным учётом жизненных интересов потенциальных мигрантов, с другой. В странах Балтии проживает свыше миллиона человек из числа русскоговорящих. Сколько в Латвии, Александр Алексеевич сказал, и среди девятисот тысяч русскоговорящих пятьсот шестьдесят тысяч этнических русских. И если по вопросам гражданства Литва, например, пошла по так называемому нулевому варианту и обязалась соблюдать международно-правовые нормы о защите национальных меньшинств без каких-либо оговорок, то и в Латвии, и в Эстонии проблемы массового безгражданства стоят очень остро. Там насчитывается около шестисот тысяч так называемых неграждан, то есть постоянных жителей, имеющих статус человека второго сорта, если не третьего. В пояснительной записке к законопроекту справедливо указывается, что общая тенденция к переселению соотечественников в Россию в ближайшие годы сохранится, а возможно, и будет нарастать. И наша общая задача - создать благоприятные условия для переселенцев из прибалтийских стран, которые и по уровню образования, и по качеству профессиональной подготовки, и по своему отношению к труду могли бы быть востребованными в России. Есть одна особенность процесса репатриации русскоязычного населения из Латвии в Россию, носящая, если можно так выразиться, отчётливо региональный характер, - это обеспечение экономики Калининградской области квалифицированными кадрами, которое находится в тесной увязке с масштабами организованного приёма переселенцев из Латвии и других прибалтийских государств. Региональные власти рассчитывают принять у себя на постоянное жительство в течение ближайших десяти лет около полумиллиона человек из числа переселенцев. Без должной помощи со стороны федеральных органов региональным властям эту задачу самостоятельно решить не по силам. Это особенно относится к проблеме обеспечения жильём и финансовыми субсидиями семей соотечественников из прибалтийских государств, в составе которых немало пенсионеров, в том числе бывших военнослужащих. Поддерживая законопроект в целом, фракция КПРФ считает необходимым ещё раз напомнить президенту и правительству о плачевном состоянии дел с соблюдением прав человека в Латвийской Республике и сохраняющейся там дискриминацией наших соотечественников и в социально-экономическом, и в культурно-языковом плане. Речь здесь идёт не просто о национальном меньшинстве, а о значительной части населения Латвии, которое активно участвовало и участвует в создании национального богатства Латвийского государства и по праву должна быть его неотъемлемой частью. Мы не можем мириться и с фактической ликвидацией русских школ в Латвии. Принципиальную позицию российских властей в контактах с зарубежными партнёрами следует формулировать, на наш взгляд, следующим образом: мы строим свои отношения с другими государствами в соответствии с их готовностью учитывать национальные интересы России, в том числе и в обеспечении прав и законных интересов наших соотечественников за рубежом. Формирование законодательной и договорно-правовой базы отношений России с прибалтийскими государствами, в том числе и с Латвийской Республикой, ещё далеко от завершения. Государственной Думе не раз и не два придётся вновь возвращаться к правовому регулированию вопросов проживания и социального обеспечения граждан на территории друг друга. В поле нашего зрения будут постоянно находиться проблемы ветеранов Великой Отеческой войны, подвергающихся преследованиям в Латвии и Эстонии под надуманными предлогами. Мы все должны стремиться, и в этом интересы различных политических партий и фракций в Думе совпадают и близки друг к другу, создать такие условия, в которых наши соотечественники, где бы они ни проживали, могли сохранять и развивать свою этнокультурную самобытность, чтобы каждый из них чувствовал реальную поддержку исторической Родины, видел в России свою надёжную опору. Это поможет ещё более раскрыть мощный потенциал многомиллионной российской диаспоры за рубежом, это поможет ей стать весомым интеллектуальным, экономическим и культурно-духовным партнёром и союзником России. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я задаю вопрос представителю президента: есть ли у вас желание высказаться? У представителя правительства? Нет. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Содокладчик? Нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3019 по 3040 из 8636
И пункт 21. Проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года". Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 01 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято Принимается.