Заседание № 247
О проекте федерального закона № 340710-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части уточнения требования о полной переработке и утилизации барды в производстве этилового спирта; принят в первом чтении 7 декабря 2010 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Приступаем к рассмотрению блока законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Совет Государственной Думы 5 сентября принял решение рассматривать законопроекты из пунктов 2, 3, 4, 5 и 6 одновременно и по сокращённой процедуре. Я зачитаю названия всех этих проектов федеральных законов: пункт 2 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункт 3 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 4 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пункт 5 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункт 6 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Докладчиком является член Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Фридрихович Звагельский. Пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Первый из рассматриваемых законопроектов принят в первом чтении 24 мая 2006 года и направлен на введение государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта на основе формирования баланса производства и потребления этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, а также разрешительного порядка купли-продажи этилового спирта. Комитет отмечает, что данный законопроект на сегодняшний день утратил свою актуальность, так как большинство предложений уже учтено в принятом этим летом комплексном антиалкогольном законе, в том числе уже введён государственный контроль за производственными мощностями, за производством и оборотом этилового спирта, предназначенного для медицинских целей. Кроме этого, были введены механизмы обеспечения полной уплаты акциза путём предоплаты либо банковской гарантии. И третье: была принята норма об установлении минимальных цен на этиловый спирт и алкогольную продукцию. При этом данным законопроектом, естественно, не предусматривается установление реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, а те пункты, которые я перечислил, как раз и подразумевают очень жёсткое усиление государственного контроля, которое подразумевает элементы государственной монополии на сегодняшнем этапе. Второй законопроект был принят в первом чтении 23 мая 2007 года и направлен на установление запрета на потребление и распитие пива в любых общественных местах. Комитет отмечает, что данный законопроект утратил свою актуальность, так как вообще утратил свою актуальность так называемый закон о пиве. В связи с тем что пиво было приравнено к разряду алкогольных напитков, данный закон на сегодняшний день не существует. Все замечания и все новации данного законопроекта полностью учтены опять же в новом антиалкогольном законе. Третий законопроект был принят 7 декабря 2010 года и направлен на уточнение требований к переработке и утилизации барды - основного отхода спиртового производства. Комитет также отмечает, что данный законопроект полностью утратил свою актуальность, так как все его пункты были учтены в новом законе. Кроме этого, правительство на сегодняшний день разработало критерии по полной переработке барды, которые сейчас полностью принимаются и устанавливаются для всех производителей спирта. Четвёртый законопроект принят в первом чтении 16 октября 2007 года и направлен на установление новой формы федеральных специальных марок и акцизных марок, а также на исключение полномочий правительства устанавливать требования к укупорке потребительской тары алкогольной продукции. Комитет отмечает, что данный законопроект утратил свою актуальность, так как в настоящее время полностью разработаны эффективные способы визуального определения вскрытия потребительской тары, предотвращения повторного использования потребительской тары. Кроме этого, мы отмечаем, что предполагаемая законопроектом форма марок потребует изменений как нормативной, так и технологической базы, то есть потребует полностью изменения системы ЕГАИС. Это единственная система, которая сейчас реально работает, обеспечивая понимание того, какое количество контрафакта производится, и на самом деле сейчас практически исключает производство контрафакта. То есть, если мы сейчас вводим новые специальные марки, вводим новые механизмы, надо полностью менять систему ЕГАИС, которая дорабатывалась в течение семи лет. Это на сегодняшний день совершенно невозможно. Система ЕГАИС работает достаточно эффективно. И все пункты данного законопроекта учтены в новом законопроекте. Последний законопроект, о котором мы говорим, был принят в первом чтении 1 октября 2008 года, он направлен на установление запрета розничной продажи алкогольной продукции не только в детских образовательных, медицинских организациях и организациях культуры, но и на всех прилегающих к ним территориях. Все пункты данного законопроекта полностью учтены в новом пакете антиалкогольном, который принят этим летом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Виктор Фридрихович. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, я хотел бы, чтобы разъяснили. У нас вообще в Регламенте есть норма, когда можно дважды рассматривать в первом чтении, такая норма есть, но чтобы шесть законопроектов, которые в разные годы приняли, все вместе рассматривать - я такой нормы не нашёл. Ну каким образом мы можем свою позицию по этому высказать? По отклонённым законам раньше можно было хотя бы по мотивам выступить, сегодня нельзя. Дело в том, что здесь законопроекты, принятые начиная с 2006 года, один вообще совсем недавно - 7 декабря 2010 года, то есть буквально полгода назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы закончили? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Этот вопрос мог бы обсуждаться на Совете Государственной Думы по нашему порядку. Выносятся вопросы на рассмотрение по сокращённой процедуре при единогласном мнении всех членов Совета. Таковым мнение и было, оно было единогласное: эти пять вопросов могут рассматриваться по сокращённой процедуре с одним докладом. Такая практика у нас уже имела место на пленарных заседаниях. Уважаемые коллеги, выносим 2-й вопрос на "час голосования", 3-й вопрос на "час голосования", 4-й вопрос на "час голосования", 5-й вопрос на "час голосования", 6-й вопрос на "час голосования". Так, по ведению - Лекарева Вера Александровна. Пожалуйста. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Борис Вячеславович. Мне хотелось бы, чтобы Виктор Фридрихович уточнил, по какой норме Регламента мы не будем обсуждать очень важные вопросы, тем более что он сказал, что закон не существует. Но ведь проблемы-то существуют, Россия погибает от пьянства, а мы сейчас снимаем с рассмотрения очень важные законы. Хотя бы дайте авторам выступить, сказать, как они относятся к этому. И мне хотелось бы уточнить норму Регламента, которая позволяет без обсуждения, по упрощённой, по ускоренной схеме обсуждать вот эти вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна, я только что объяснил, но я могу дать, конечно, возможность и Виктору Фридриховичу высказать свою позицию. Пожалуйста, включите микрофон депутату Звагельскому. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Уважаемая Вера Александровна, во-первых, норма Регламента есть, это часть пятая статьи 108, о том, что в данном случае законы снимаются в связи с тем, что те нормы, которые в этих законах предлагаются, либо уже учтены в действующем, новом законодательстве, либо утратили силу. Так вот, из пяти законопроектов, которые мы сейчас рассматриваем, три утратили силу в связи с тем, что, например, сейчас не существует закона о пиве, он утратил свою силу, поскольку пиво приравнено к алкогольной продукции. Часть пятая статьи 108. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я бы ещё раз хотела повторить вопрос Веры Александровны Лекаревой. Нам бы хотелось услышать комментарий комитета по Регламенту о норме Регламента, которая не разрешает палате рассмотреть вопросы, которые они хотели бы прогнать по ускоренной процедуре. Хотелось бы услышать ссылку именно регламентного комитета на конкретные нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я могу ещё раз лично прокомментировать эту позицию. Уважаемые коллеги, обращайтесь к своему представителю, который ходит на заседания Совета Государственной Думы. От вас присутствовал Миронов Сергей Михайлович, он не возражал против сокращённой процедуры при рассмотрении вопросов со 2-го по 5-й.
А сейчас объявляется "час голосования". На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Прошу вас проголосовать за отклонение данного законопроекта, который мы рассматривали с вами по сокращённой процедуре. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 03 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён. Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 45 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 91 чел.20,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принято, отклонён законопроект. Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 22 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён. Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 58 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 86 чел.19,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён. И пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 32 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принято, законопроект отклонён.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 340710-5 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части уточнения требования о полной переработке и утилизации барды в производстве этилового спирта; принят в первом чтении 7 декабря 2010 года с наименованием "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, просим пункт 38 перенести на январь в связи с необходимостью уточнений.
Фёдоров Евгений Алексеевич просит 38-й вопрос перенести на январь. Не будет возражений? Переносим.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 340710-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части уточнения требования о полной переработке и утилизации барды в производстве этилового спирта).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктора Фридриховича Звагельского. Пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере производства этилового спирта. Необходимость принятия указанных мер обусловлена следующими обстоятельствами. В соответствии с действующей редакцией пункта 5 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." производство этилового спирта, технология которого предусматривает получение барды, то есть основного отхода спиртового производства, допускается только при условии её полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях. Вместе с тем приведённое положение не отвечает требованиям нормативной определённости, поскольку для осуществления уполномоченным органом Российской Федерации данных функций по соблюдению этих нормативов, а также функций по лицензированию и проверке юридических лиц в указанной сфере нужны необходимые нормативные документы, а также чёткое определение критериев оценки технологий полной переработки и (или) утилизации барды на предмет их соответствия федеральному закону. В этой связи законопроектом предлагается дополнить пункт 5 статьи 8 федерального закона абзацем, в соответствии с которым критерии полной переработки и (или) утилизации барды на очистных сооружениях устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения предоставят уполномоченному федеральному органу исполнительной власти правовые основания для принятия нормативных правовых актов, устанавливающих указанные критерии, что позволит устранить пробел в правовом регулировании переработки и (или) утилизации барды. Как, наверное, многим из вас известно, 1 марта был принят закон об обязательной переработке и (или) утилизации барды на всех очистных сооружениях, на всех спиртовых производствах. В связи с этим возникла ситуация, когда уполномоченный орган практически лишён возможности правильно проверять данные предприятия и правильно их лицензировать. Те критерии переработки барды, которые были разработаны до этого Министерством сельского хозяйства, к сожалению, не соответствуют сегодняшним нормам и сегодняшним реалиям спиртового производства. Исходя из изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству предлагает принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику? Ширшов Константин Владимирович, пожалуйста. ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. Очень жаль, что нет представителя правительства, потому что это интересный вопрос на самом деле. У меня вопросы к Виктору Фридриховичу, а также всё-таки к представителю правительства. Как же всё-таки будет называться этот уполномоченный орган? Заодно хотелось бы получить ответ на вопрос, как будут называться те органы, которые будут контролировать исполнение этих норм. И ещё вопрос следующего содержания: а кто же у нас готовит технические регламенты и какой будет процедура принятия этих технических регламентов, на которые ссылается в своём отзыве Правительство Российской Федерации? Как давно готовятся эти технические регламенты? И назовите, пожалуйста, фамилию того руководителя, который до сегодняшнего дня не подготовил эти технические регламенты. И каким образом профильный комитет принимает участие в подготовке этих технических регламентов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. По поводу уполномоченного органа. Данный уполномоченный орган существует уже почти два года, это федеральная служба - Росалкогольрегулирование, которой были переданы все функции по регулированию алкогольной отрасли, до этого, вы знаете, в основном они были у налоговой инспекции. Данный орган осуществляет контроль и в том числе лицензирование, поэтому в соответствии с этим данному уполномоченную органу даны права по разработке критериев переработки барды, по которым он будет выдавать лицензию или лишать лицензии. Это первое. Что касается технических регламентов. Технические регламенты в количестве трёх штук - на пиво, на спиртные напитки, на вино - подготовлены в стенах Государственной Думы профильным комитетом с участием представителей и профильных ведомств, и экспертных советов, и производителей данной продукции. Техрегламент на пиво прошёл процедуру первого чтения, остальные техрегламенты находятся в стадии доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Был один вопрос. Есть ли необходимость выступить у кого-либо? Один выступающий - Ширшов Константин Владимирович. Пожалуйста, включите микрофон. ШИРШОВ К. В. Вопрос, ещё раз обращаю внимание, очень интересный, тем более с учётом Послания Президента Российской Федерации нам с вами в том числе, или, может быть, даже в первую очередь. Вообще, очень интересно он выступил. Я хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты его выступления. Он назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития и обратил внимание на то, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям, и в первую очередь это зависит от совершенствования законодательства. Дальше он, конечно, продолжил говорить ещё и другие очень интересные вещи, но фактически он подчеркнул, дал статистику, сколько же у нас госслужащих и заинтересованных лиц, в том числе в судебных органах, на сегодняшний день находятся либо под следствием, либо уже осуждены. Почему я об этом заговорил? Получается, что мы сегодня под уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом понимаем некую организацию, которая называется Росалкогольрегулирование. Именно эта организация проверяет исполнение тех требований, которые должна, получается, по возможному нашему сегодняшнему решению и писать, то есть одни и те же люди пишут правила и потом проверяют их исполнение. Наверное, это не очень грамотно и правильно. Почему? Потому что профессиональное сообщество - неважно, кто это, производители продукции или кто-то ещё, - в первую очередь хотело бы, чтобы обсуждение этих вопросов не проходило в узких коридорах чиновников. Как только любой вопрос, который касается бизнеса, загоняется в коридоры чиновников, у последних, судя по словам президента, и появляется жгучее желание воспользоваться этим. И сегодня мы фактически даём такой вот очередной карт-бланш чиновникам воспользоваться этой ситуацией. Отзыв Правительства Российской Федерации очень прост, но конкретен: необходимо, чтобы в этом законопроекте было чётко обозначено, что введение в действие данного закона было ограничено сроком принятия соответствующего технического регламента. Я считаю, что это очень правильная поправка. Безусловно, на сегодняшний день нет возможности регулировать, фактически нет критериев, по которым могла бы утилизироваться барда. Я хочу обратить внимание всех присутствующих: это яд, причём очень страшный, от которого не только страдают дети, но и, скорее всего, у нас с вами вообще детей, внуков никогда уже появиться не может. С одной стороны, это, конечно, хорошо, что мы обращаем на это внимание, но очень плохо, что мы в очередной раз недостаточно внимательно выслушали нашего президента. Такое ощущение, что он в подполье что-то говорит, мы всё-таки недостаточно внимательно его слушаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента? У полномочного представителя правительства? У докладчика с заключительным словом? Нет. Мы обсудили 21-й вопрос, выносим его на "час голосования". Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 44 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принято.