Заседание № 242

04.09.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 340580-4 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (новая редакция кодекса).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2734 по 2739 из 4278
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс             
Российской Федерации". Докладчик, Алексей Валентинович Митрофанов, просит       
рассмотреть законопроект без своего участия. Содоклад от комитета сделает       
Виктор Семёнович Опекунов. В зале Виктор Семёнович Опекунов? Нет. Фиксируем     
отсутствие содокладчика.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3225 по 3426 из 4278
Подошёл докладчик по вопросу 11, поэтому мы сейчас рассмотрим пункт 11. Это     
проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс             
Российской Федерации". Как я уже сказала, Митрофанов просит рассмотреть         
законопроект без своего участия. Доклад от комитета сделает Виктор Семёнович    
Опекунов.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Семёнович.                                                   
                                                                                
ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Год назад депутаты          
Безбородов, Залепухин, Митрофанов, Морозов и Сироткин внесли на рассмотрение    
Госдумы проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс     
Российской Федерации". По существу, они внесли новую редакцию Воздушного        
кодекса. Совершенствование законодательства в области воздушного транспорта     
является одним из приоритетных направлений работы нашего комитета и Госдумы в   
целом. Я думаю, многие помнят, что только за последний год были приняты         
существенные дополнения действующего Воздушного кодекса и был принят            
серьёзный закон "О транспортной безопасности", который в значительной мере      
посвящён безопасности на авиационном транспорте.                                
                                                                                
Законодательное регулирование деятельности воздушного транспорта представляет   
собой достаточно специфическую отрасль права, что объясняется как особым        
вниманием к вопросам безопасности и антитеррористической деятельности, так и    
жёсткими требованиями к соответствию международным нормам, прежде всего         
нормам ИКАО - международной организации гражданской авиации, которая является   
учреждением Организации Объединённых Наций. В этой области действительно        
имеется необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, и мы      
приветствуем работу всех субъектов права законодательной инициативы в этом      
направлении.                                                                    
                                                                                
Рассматриваемый сегодня законопроект, внесённый группой депутатов (фамилии я    
уже назвал), направлен, по замыслу авторов, на совершенствование                
законодательства в интересах пассажиров и авиакомпаний, развитие деятельности   
государственной экспериментальной авиации и авиации общего назначения. К        
сожалению, представленный текст законопроекта вызывает гораздо больше           
вопросов, чем предлагает решений. Тщательный его анализ связан с трудностями    
даже при попытке определения предмета регулирования законопроекта, то есть      
его концепции. Сама общая его форма в виде новой редакции Воздушного кодекса,   
в абсолютно большей части повторяющей действующую редакцию, затрудняет работу   
с ним при дальнейшей разработке подзаконных актов и порождает возможность       
различных правовых коллизий. Более логично было бы представить конкретные       
изменения в действующий кодекс, ясно показывающие предмет мысли авторов, то     
есть положения самого законопроекта. Одним из ключевых моментов проекта тем     
не менее является учреждение нового юридического лица, которое называется в     
проекте закона "Единая система организации воздушного движения".                
                                                                                
Устанавливается, что эта система функционирует на принципах самоокупаемости и   
самофинансирования и высшим органом управления этой системы является            
Государственный контрольный совет, формируемый Правительством Российской        
Федерации. Правовой статус такой системы и её контрольного совета при этом      
совершенно не раскрываются. Непонятно, является ли эта организация              
коммерческой, коль она самоокупаемая, или некоммерческой, а также как           
соотносятся функции предлагаемой системы организации воздушного пространства    
с функциями и ответственностью Федеральной аэронавигационной службы и иных      
государственных органов, действующих в сфере авиации.                           
                                                                                
Законопроектом определяется необходимость лицензирования некоторых видов        
деятельности в противоречие Федеральному закону "О лицензировании отдельных     
видов деятельности". Противоречит этому закону и предполагаемое                 
законопроектом право органа лицензирующего, выдающего лицензию, на              
самостоятельное аннулирование выданной лицензии без решения суда.               
                                                                                
Положения законопроекта, касающиеся обязательной сертификации, не согласуются   
с нормами Федерального закона "О техническом регулировании". Вводится,          
например, понятие обязательной сертификации физических лиц, осуществляющих      
или обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки. Было бы интересно          
представить себе процедуру проверки физического лица на соответствие            
требованиям тех или иных технических регламентов.                               
                                                                                
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации введение новых         
налогов и сборов производится исключительно в рамках Налогового кодекса, тем    
не менее авторы законопроекта без изменения налогового законодательства         
предусматривают взимание новых видов пошлин за обслуживание воздушных судов в   
аэропортах и за обслуживание воздушного движения. И кстати, эти собранные       
пошлины предполагается направить на финансирование вот этой коммерческой либо   
некоммерческой организации, о которой я говорил ранее.                          
                                                                                
Отдельные положения законопроекта дублируются в разных его главах и статьях,    
при этом различные редакции этих положений приводят к противоречивости текста   
закона. Это касается, например, нормативных документов в области охраны         
окружающей среды, перечень которых даётся в статьях 8 и 42 законопроекта.       
Определяются совершенно разные методы регулирования воздействия на окружающую   
среду. Ряд изменений, предлагаемых в новой редакции Воздушного кодекса,         
представляют собой механическое перемещение отдельных статей и положений        
внутри документа, что не имеет логического обоснования.                         
                                                                                
На законопроект получен отрицательный официальный отзыв Правительства           
Российской Федерации и отрицательное заключение Правового управления Аппарата   
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
В заключение хотелось бы сказать, что вопросы совершенствования                 
законодательства в сфере воздушного транспорта, безусловно, очень важны. Как    
известно, решением Президента Российской Федерации в июне текущего года         
образована специальная рабочая группа президиума Госсовета России по развитию   
инфраструктуры авиационного транспорта под руководством губернатора             
Красноярского края Хлопонина. В состав группы включены представители            
руководителей всех профильных ведомств, ведущие специалисты авиационного        
транспорта, всего порядка пятидесяти человек входит в состав этой группы. От    
Госдумы в деятельности этой рабочей группы поручено участвовать мне. На её      
заседаниях уже принято решение о необходимости подготовки серьёзных             
законодательных инициатив, направленных на совершенствование правового          
регулирования авиационного транспорта. Большое внимание в этой работе будет     
уделено, конечно же, и Воздушному кодексу.                                      
                                                                                
В связи с изложенным комитет считает принятие законопроекта нецелесообразным    
и рекомендует Госдуме его отклонить.                                            
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Один вопрос, у Виктора Егоровича Кузнецова.                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Виктор Семёнович, вот вчера, как будто специально в    
преддверии обсуждения этого закона, REN TV показала большую передачу по         
поводу авиакатастроф. И вывод сделан в отношении безопасности полётов о том,    
что законодательство у нас не просто несовершенное, оно у нас преступное. Оно   
позволяет компаниям, извините, жертвовать пассажирами и получать серьёзную      
прибыль, используя неисправные самолёты и скупая неисправную технику. Вы        
говорите, что вы работаете в этом направлении... (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ОПЕКУНОВ В. С. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Я думаю, у всех на слуху сегодня, все знают о том, что ужесточаются в наши      
дни (в том числе буквально вот на этой неделе серьёзно ужесточены) правила      
доступа пассажиров на авиасудно, что способствует решению вопросов              
безопасности.                                                                   
                                                                                
И второе, что важно, - кстати, по поводу вашего замечания, и справедливого      
замечания, - уже внесён проект закона (он находится у нас в комитете, мы его    
в ближайшее время представим Госдуме) об изменении системы страхования жизни    
граждан, который предусматривает значительное, кратное увеличение стоимости     
страховых выплат со стороны авиаперевозчиков. Это как раз устранит коллизию,    
которая связана с тем, что люди, пренебрегая безопасностью пассажиров,          
используют неисправный транспорт и так далее. То есть это главная тема,         
которая будет решаться.                                                         
                                                                                
Кстати, вот тем проектом закона, который я докладывал, эти меры как раз и не    
были учтены.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, был всего один вопрос.           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Один депутат - Овсянников. Три минуты, потому что   
законопроект на отклонение...                                                   
                                                                                
Включите Владимиру Анатольевичу Овсянникову микрофон.                           
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                
                                                                                
Дело в том, что действительно мы запаздываем, и существенно запаздываем, при    
принятии законов, обеспечивающих безопасность наших воздушных перевозок. И в    
этом автор законопроекта абсолютно прав, внося раз за разом законопроекты по    
наиболее существенным, значимым темам жизнеобеспечения Российской Федерации.    
С другой стороны, наводит на мысль отсутствие, постоянное отсутствие            
докладчика в зале. Ведь вы заметьте, что сам по себе законопроект имеет         
достаточно много жёстких позиций, и непонятно, почему... Именно отсутствие      
докладчика, может быть, сейчас не даст возможность провести его в жизнь, то     
есть принять в первом чтении этот законопроект, так необходимый обществу. Об    
этом уже говорили мои коллеги и в ряде телепередач об этом говорилось: нужна,   
остро нужна, просто необходима законодательная база.                            
                                                                                
У нас создаётся впечатление, что Алексей Валентинович своим отсутствием в       
зале пленарных заседаний в момент рассмотрения таких важных законопроектов, а   
я подчёркиваю, что он, как правило, вносит, затрагивает очень серьёзные         
темы... Напрашивается вопрос: не ждёт ли он подачки от тех или иных             
товарищей, так сказать, как поощрения за внесение законодательной инициативы?   
И на будущее хотелось бы внимательно присмотреться к деятельности депутата      
Митрофанова, внимательно присмотреться, почему же всё-таки он отсутствует в     
зале. Ну, действительно ведь серьёзный законопроект. Может быть, его            
убедительная речь могла бы подвигнуть коллег принять его, а автора сегодня      
нет. И следующий, очередной очень важный законопроект также будет внесён, но    
также будет рассмотрен без его участия в зале.                                  
                                                                                
Хотелось бы, чтобы этот закон, конечно, был принят, и мы, может быть,           
поддержим законопроект, но отсутствие Митрофанова... Видимо, самому ему это     
не надо или он ждёт чего-то другого.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Анатольевич. Но я хочу вам напомнить,   
что во время пребывания господина Митрофанова в вашей фракции неоднократное     
перенесение, рассмотрение законопроектов без его участия в период третьего и    
четвёртого созывов фракцией почему-то воспринималось гораздо нормальнее и не    
подвергалось такой критике.                                                     
                                                                                
Коллеги, все выступили. Есть ли желание выступить у представителей президента   
и правительства? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу       
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.