Заседание № 250
О проекте федерального закона № 340389-4 "О внесении изменения в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся срока, в течение которого допускается задержание подозреваемого без уведомления близких родственников).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". 3 октября мы отложили рассмотрение данного законопроекта в связи с отсутствием докладчика, сегодня докладчика также нет, поэтому мы рассматриваем без его участия. Слово для содоклада - первому заместителю председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимиру Сергеевичу Груздеву. ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект закона "О внесении изменения в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесённый Народным Собранием Республики Ингушетия. Данным законопроектом предлагается внести изменения в часть четвёртую статьи 96, установив срок сорок восемь часов, в течение которого допускается задержание лица, подозреваемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, без уведомления близких родственников. Согласно действующей статье Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление близких родственников с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. В связи с этим по смыслу данного законопроекта, вытекающему из его конструкции, можно сделать вывод, что на задержание несовершеннолетнего подозреваемого и его родственников данное ограничение не распространяется и сохранение в тайне факта его задержания допускается и на срок, превышающий сорок восемь часов, что принципиально противоречит сути и предназначению существующей нормы части четвёртой статьи 96 Уголовно-процессуального кодекса, устанавливающей для данных лиц дополнительные правовые гарантии и защиту. В официальном отзыве Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "О внесении изменения в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса" Российской Федерации" отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к депутату Груздеву? Есть. Депутат Бабурин. А, выступление, не вопрос. Присаживайтесь, Владимир Сергеевич. Я понимаю, что депутат Бабурин хотел бы выступить по данному законопроекту. Других рук нет, подводим черту: одно выступление. Пожалуйста, Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я прошу вас поддержать законопроект, внесённый Народным Собранием Республики Ингушетия. Это документ, который действительно призван укрепить гражданские права в нашем обществе и укрепить возможности невинно задержанного и, может быть, беззащитного человека отстоять свои права. Суть очень простая, я хочу напомнить. Наши коллеги из парламента Ингушетии предлагают часть четвёртую статьи 96 Уголовно-процессуального кодекса изложить в следующей редакции: "При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, уведомление с санкции прокурора может не производиться на срок не более 48 часов, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним." Конец цитаты. В чём особенность этой ситуации? Я напоминаю, что сегодня в законе есть право у тех, кто задержал подозреваемого в совершении преступления, если они считают это необходимым, в интересах следствия с санкции прокурора не сообщать о задержании человека его родственникам. Да, говорится, что через сорок восемь часов суд должен рассмотреть вопрос и либо освободить, либо взять под стражу, либо - я обращаю ваше внимание - продлить задержание ещё на семьдесят два часа. В результате человек может находиться в течение длительного времени под стражей, а его родные и близкие не будут оповещены о том, что с ним случилось. Вот у меня конкретная ситуация в Омской области, когда Хохлачёв Игорь Витальевич был 15 июля 2007 года задержан по обвинению в убийстве девушки. Он содержался под стражей более пяти дней, и у него были выбиты признательные показания. И, представьте себе, уважаемые коллеги, когда дело уже двинулось и человека должны были осудить, "убитая" девушка объявилась, потому что она находилась у своего сожителя несколько месяцев. Она пришла и сказала: "А за что вы хотите его судить? Я жива, я вообще его никогда не видела, не знала". Отдельная история, как выглядят омские милиционеры и омская власть в этой ситуации. Но общий принцип - что никакие следователи и прокуроры не имеют права больше сорока восьми часов утаивать факт задержания гражданина Российской Федерации от его родных - я считаю, это правильный принцип, предлагаемый нашими ингушскими депутатами. Может быть, не во всех регионах знают, что такое похищение людей и их содержание в неизвестных местах. Да, законопроект не лишён недостатков. Совершенно правильно в отзыве правительства написано, что тут формулировка в отношении несовершеннолетних может быть истолкована так, что об их задержании можно не сообщать вообще и после сорока восьми часов. Это нужно изменить, и, я уверен, можно изменить во втором чтении. Но в принципе в нашем Уголовно-процессуальном кодексе должны более жёстко закрепляться права обвиняемых на защиту. Я уверен, что, поддержав законопроект, внесённый Народным Собранием Республики Ингушетия, мы действительно ограничим произвол тех, кто привык любой ценой находить стрелочника и списывать совершённое преступление на невиновного человека. Я уверен, в этом наша задача как депутатов - защитить таких людей от произвола. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Настаивает ли представитель правительства на выступлении? Представитель президента? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Позиция комитета отрицательная. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 29 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 70 чел. Не голосовало 380 чел.84,4% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 340389-4 "О внесении изменения в статью 96 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся срока, в течение которого допускается задержание подозреваемого без уведомления близких родственников).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, по пунктам 13, 14 и 15 мы фиксируем отсутствие докладчиков и переносим рассмотрение данных законопроектов по согласованию с комитетом на 5 октября.