Заседание № 19
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" (проект № 340338-3; в части установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных и других загрязняющих почву веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 3, Федеральный закон "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации". Доложит председатель Комитета по собственности Плескачевский Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию закон "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса...", который касается проблемы регулирования предельно допустимых концентраций вредных веществ в придорожной полосе в части земельных участков. Действующее положение вещей относит... В Земельном кодексе указывается, что порядок установления этих ПДК определяется правительством. Прошлое правительство - уже прошлое, предыдущее правительство - смогло настоять-таки на своем мнении, что именно Земельный кодекс должен определить, что порядок устанавливается законодательством. Наши аргументы о том, что это положение должно быть развернуто в законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с законом "О техническом регулировании", скажем так, не смогли убедить правительство. Этот закон был принят Думой в трех чтениях и был рассмотрен в Совете Федерации. Совет Федерации обратил внимание ровно на те же причины, по которым и мы предлагали этот закон отклонить, и Совет Федерации не поддержал этот закон, вернув его Думе с предложением создать согласительную комиссию. Сегодня Комитет по собственности предлагает все-таки с учетом всех ранее упомянутых аргументов указанный закон отклонить. Прошу поддержать предложение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Виктору Семёновичу? Есть. Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос. Не кажется ли вам, что это какое-то неуважение к Совету Федерации? Они предложили создать согласительную комиссию. Я понимаю, если бы они отклонили без этого предложения, ну еще можно было бы вашей логике следовать, но они предложили создать согласительную комиссию, а мы даже не сделали шага навстречу. Почему вы считаете, что такой закон не нужен, если Совет Федерации даже предлагает вместе поработать над ним? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Мы говорим: "Совет Федерации даже", а иногда Совет Федерации тоже уважительную формулу "даже Государственная Дума" употребляет в наш адрес. Я знаю фактическое положение вещей. Если бы, скажем, они предложили просто жестко отклонить... Но как дамоклов меч над этим законом висит то, что он внесен правительством. Это такая мягкая формулировка: дескать, мы возвращаем мяч на вашу территорию, а вы уж там разберитесь как-нибудь. Этот закон представлен нам был как технический, Сергей Николаевич. Ну что поделать - есть другое направление доработки этих норм. С этим фактически согласны и Совет Федерации, и Дума, и Комитет по собственности, поэтому мы возвращаемся в исходное состояние, считая, что диалог с правительством на этом закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Депутат Грешневиков, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Родина". Уважаемый Виктор Семёнович, согласен с вами в том, что необходимо принять все-таки законопроект, потому что поправку будет трудно внести в закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии...". Но ведь у нас есть еще один вариант - преодолеть вето, то есть либо согласительная комиссия, либо преодолеваем вето Совета Федерации. Почему бы нам не пойти по этому пути, чтобы сохранить закон? Вы же правильно сказали, что он нужен, закон. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Анатолий Николаевич, мне кажется, вы меня не поняли, я как раз сказал, что закон не нужен, и мы именно об этом много, настоятельно и аргументированно говорили правительству. Потому что то, что предлагает этот закон, должно быть прописано в законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с законом "О техническом регулировании" и техническими регламентами, то есть самостоятельными законами надо определить порядок установления нормативов ПДК, указать всё это там. Не для этого Земельный кодекс писался. Мы так говорили правительству, но они настояли на своем, поэтому сейчас справедливость, мне кажется, должна восторжествовать, и нет никакой необходимости преодолевать вето. Логика за то, чтобы отклонить этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович.
Перед голосованием по закону под пунктом 3 прошу включить микрофон Кондратенко Николаю Игнатовичу. По мотивам от фракции. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я думаю, что Совет Думы не разобрался и вносится нелепое решение. Что понимает Комитет по собственности в вопросах взаимодействия почвенно-поглощающего комплекса с ядохимикатами? Ну ровно столько, сколько я в гинекологии! Земельный комитет не рассматривал этот вопрос. И далее, братцы. Через средства защиты растений сегодня геноцид нашего народа вершится. Посмотрите на химию, которая поступает, - это далеко не контактные препараты, это системные препараты, которые проникают в клеточную среду, курсируют вместе с клеточным соком, они же остаются в почве. Посмотрите на гербициды - это боевые отравляющие вещества с присадками, которые определяют избирательное действие, и они накапливаются в почве. Институты разрушены - институт фитопатологии в Краснодаре напрочь разрушен, он работал над этой проблемой, - санитарные службы не занимаются этим вопросом. Ведь это посягательство на жизнь наших детей, потому как почвенный поглощающий комплекс на каком-то этапе может не выдержать и каковы будут последствия, трудно сказать. Если в квартире у нас химические вещества источают запахи и сами - отравляющее начало, мы возмущаемся, а почему в почву сегодня можно со всего мира завозить? Ведь все химические вещества губительно действуют на биофауну почвы, да и вообще на почвенный поглощающий комплекс, а мы отказываемся от контроля, говорим, что этой проблемой не надо заниматься. Что это, безграмотность? А я вижу в этом направленное действие, потому как я хорошо понимаю, что такое сегодня средства защиты растений и в каком состоянии они находятся. Посмотрите, как они применяются. Когда были колхозы и совхозы, были жесткие регламенты, легко было проследить, когда со склада взяли яды, когда применили и выдержаны ли регламенты. Сегодня кто как хочет применяет. Мы нередко покупаем не картофель, не капусту, не морковь, не другое - мы яды покупаем и травим своих детей! Печень детей наших может не выдержать этого на каком-то этапе. Да мы вымираем сегодня! Я считаю, это преступно - вот таким образом обходиться с этим законом. Я считаю, что мы должны продолжить работу с Советом Федерации, потому как Совет Федерации по команде Кремля это сделал. Это те, кто лоббирует интересы Запада. Запад наживается на этом! Я, лично я, сын фермером был, получил как презент... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - представитель Правительства Российской Федерации Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Данный законопроект вносило Правительство Российской Федерации, и его рассмотрение было связано с необходимостью приведения Земельного кодекса в соответствие с ранее принятым законом о санитарно-эпидемиологическом контроле и надзоре. В чем сущность этой проблемы? Дело в том, что все нормативы содержания вредных веществ в почве и так далее, и так далее устанавливались в соответствии с законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органом в области регулирования охраны здоровья населения и так далее. Таким органом являлся Минздрав, были центры санэпидемнадзора, которые входили в систему Минздрава. Вот, собственно говоря, какая схема действовала до того момента, когда был принят Земельный кодекс, и после этого момента. Но в Земельном кодексе было определено, что все подобные нормы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, тем самым возникло противоречие с нормой вот этого закона о санитарно-эпидемиологическом контроле. И поэтому правительство в сугубо юридико-технических целях, для того чтобы не возникала путаница в правоприменительных действиях, предложило изменить Земельный кодекс, привести его статью 13 в соответствие с законом о санитарно-эпидемиологическом контроле. Что у нас в результате получилось? Мы провели этот законопроект, по закону возникли замечания действительно юридико-технического характера у Совета Федерации, но после того, как Совет Федерации его отклонил, был выпущен Указ Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. По этому указу совершенно четко были разграничены между министерствами, службами и агентствами все функции, в том числе правоприменительные, правоустанавливающие и контрольно-надзорные. Таким образом, сегодня этот закон просто потерял всякий смысл, с учетом того что в рамках административной реформы полностью перестроена вся система принятия, исполнения и контроля за исполнением решений, которые принимают соответствующие органы и министерства. Поэтому мы просим его действительно отклонить. Все необходимые изменения будут внесены, в том числе и в закон о санитарно-эпидемиологическом контроле, как это вытекает, если мне память не изменяет, из пункта 26 указа Президента Российской Федерации № 314. Просим поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, на голосование ставится Федеральный закон "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации". Кто за то, чтобы снять данный закон с повторного рассмотрения? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 53 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6% Проголосовало против 84 чел.18,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 8
О проекте федерального закона N№ 340338-3 "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных и других загрязняющих почву веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" докладывает заместитель председателя Комитета по собственности Дмитрий Вадимович Саблин. Пожалуйста. САБЛИН Д. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" принят Государственной Думой в первом чтении 7 октября 2003 года. Законопроект внесен Правительством Российской Федерации и носит технический характер. Несколько слов о сути законопроекта. Предлагается внести в первый абзац пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации изменение, касающееся уточнения порядка установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. В отличие от действующей редакции данного абзаца, согласно которой указанные нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации, законопроектом предусматривается установление этих нормативов в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть в соответствии с единым порядком государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, предусмотренного Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". На принятый в первом чтении законопроект поправок не поступило. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы также указывается на отсутствие замечаний по законопроекту. Исходя из этого, Комитет по собственности предлагает принять законопроект во втором чтении в редакции, внесенной Правительством Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Вадимович. Есть ли у депутатов вопросы к докладчику? Я вижу одну руку. Один вопрос? Один. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. Включите микрофон. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Подскажите, пожалуйста, по процедуре принятия этого решения. Мы меняем там два слова. Правительство не в состоянии установить этот порядок, хотя их акты - это тоже законодательство, они входят в законодательство. Есть ли ясная процедура установления всех этих норм, о которых мы сейчас говорим? САБЛИН Д. В. Процедура существует, она отработана Министерством здравоохранения. Существует порядка 450 нормативов определения и пестицидов, и других биологических веществ, которые находятся в почве и вредны для населения непосредственно, и мы только приводим их данным законопроектом в соответствие с законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Непосредственно у Министерства здравоохранения есть накопленный опыт, есть достаточный научный и практический потенциал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет. Дмитрий Вадимович, пожалуйста, присаживайтесь. Или у вас есть предложение о принятии в третьем чтении? Будет предложение, да? Понятно. Уважаемые депутаты, письменных поправок не поступило, вопросы заданы, ставлю... Есть ли необходимость выступить представителю правительства? Есть, да? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Данный законопроект абсолютно логичен. Он приводит действующий порядок выпуска нормативно-правовых актов, касающихся охраны окружающей среды, в соответствие с уже принятыми законами, и поэтому мы просим его поддержать. В противном случае будет нарушаться целостная система контроля, которая осуществляется органами санэпидемиологического контроля, за состоянием и содержанием вредных веществ в почве, в воздухе, в окружающей среде, в продуктах питания и так далее, а это достаточно сложный комплексный механизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить представителю президента? Нет. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 20 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Пожалуйста, Дмитрий Вадимович, ваши предложения. САБЛИН Д. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Законопроект прошел юридическую и лингвистическую экспертизы. Все необходимые документы имеются. Комитет по собственности предлагает принять законопроект в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Ни у кого нет возражений. Пожалуйста, включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Я считаю, что существует определенный порядок и незачем торопиться, надо посмотреть. То, что законопроект в один абзац, не значит, что туда не могут быть внесены изменения, тем более что достаточно серьезна суть этого законопроекта, хотя он выглядит техническим. Надо посмотреть еще раз. Что заставляет нас так торопиться, что именно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Мы говорим уже о третьем чтении, тут никаких поправок не предусматривается, необходимые экспертизы были проведены. Нам необходимо поставить этот законопроект на голосование в рамках "часа голосования". "Час голосования" объявляю. Ставим законопроект на голосование в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 07 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3% Результат: принято Принято, закон принят в третьем чтении.
Заседание № 256
О проекте федерального закона № 340338-3 "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления нормативов предельно допустимых концентраций вредных и других загрязняющих почву веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 8 повестки дня. Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации". Слово для доклада предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации первому заместителю министра здравоохранения Российской Федерации Геннадию Григорьевичу Онищенко. ОНИЩЕНКО Г. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Глубокоуважаемая Ирина Муцуовна, глубокоуважаемые народные избранники! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации" подготовлен Министерством здравоохранения и соответствующими заинтересованными министерствами и ведомствами России. Дело в том, что в ходе проработки действующего законодательства Российской Федерации выявилось противоречие между принятым Земельным кодексом и действующим законодательством, в частности Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", где соответствующей статьей разработана и утверждена действующая система гигиенического нормирования всех факторов, вредно влияющих на состояние здоровья населения Российской Федерации. Таким образом, если исполнять пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса, то из контекста общего гигиенического нормирования вырывается одна позиция - это установление и утверждение нормативов предельно допустимых уровней и предельно допустимых концентраций вредных веществ в земле. Кроме того, вами совершенно недавно принят закон "О техническом регулировании", который предопределяет новую систему принятия нормативных актов, регулирующих ту или иную деятельность с точки зрения безопасности влияния на здоровье населения Российской Федерации. Поэтому нами предлагается изменение этой статьи, мы предлагаем изъять из пункта 5 статьи 13 слова о том, что это утверждается правительством, и вписать: в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством. Это позволит канализовать в единую систему всё нормирование, в том числе состояния почв и так далее. Данный законопроект проработан со всеми субъектами Российской Федерации, и подавляющее большинство с ним согласно. Прошу поддержать это предложение и благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.
Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по собственности Александру Васильевичу Новикову. Опекунов? С места или с трибуны? Пожалуйста. ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Предложенный правительством проект закона носит практически характер технической правки ранее принятого Земельного кодекса. И довольно пространное, или объемное, представление этого проекта закона Геннадием Григорьевичем избавляет меня от необходимости его комментировать как-то. Комитет рассмотрел данный проект закона, единогласно его поддержал и просит палату поддержать данный проект закона, поскольку он действительно унифицирует норму применения в части установления предельных концентраций загрязняющих веществ в наших придорожных полосах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросы есть? Вопросов нет. Представители президента, правительства? Замечаний нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, включите систему голосования. Кто без карточки? Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 50 сек.) Проголосовало за 329 чел. 73,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел. 26,2% Результат: принято Принято.