Заседание № 14
О проекте федерального закона № 340283-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за должностные преступления, повлёкшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству подготовлен к принятию в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации. Данный законопроект принят Государственной Думой во втором чтении 12 марта. Рассматриваемым законопроектом увеличивается ответственность должностных лиц за совершение служебного подлога или халатность, когда они влекут существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций. Это первое. Во-вторых, вводится уголовная ответственность должностных лиц и государственных служащих за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо за внесение заведомо ложных сведений в документы, повлёкшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. Увеличить ответственность должностных лиц предлагается в связи с выявлением многочисленных случаев незаконной выдачи российских паспортов. Данный законопроект устанавливает персональную ответственность чиновника за совершение служебного подлога или халатность. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера по данному законопроекту не представило к третьему чтению. Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 5. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 26 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 12
О проекте федерального закона № 340283-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за должностные преступления, повлёкшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства; принят в первом чтении 9 февраля 2007 года с названием "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации. Данный законопроект рассмотрен Государственной Думой в первом чтении в феврале 2007 года. В проекте закона предлагается уточнить диспозицию статей Уголовного кодекса Российской Федерации о служебном подлоге (статья 292) и халатности (статья 293), дополнив их признаком существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Комитет ко второму чтению рассмотрел данный законопроект в октябре 2007 года и подготовил две таблицы поправок. В таблице 1 предлагаются поправки к принятию. Я предлагаю рассмотреть эти таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, содержит семь поправок. Есть ли необходимость отдельного рассмотрения каких-либо поправок? Нет, не вижу рук. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 36 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4% Результат: принято Принято. Таблица поправок 2, рекомендованных к отклонению, содержит шесть поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 21 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 58 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 340283-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за должностные преступления, повлёкшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства; принят в первом чтении 9 февраля 2007 года с названием "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Просьба перенести рассмотрение вопроса 14 повестки дня на более поздний срок в связи с необходимостью дополнительных консультаций с Правовым управлением. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С сегодняшнего дня перенести, да? ГРУЗДЕВ В. С. Да, совершенно верно.
Пункт 14-й переносится на более поздний срок.
Заседание № 254
О проекте федерального закона № 340283-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за должностные преступления, повлёкшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства; принят в первом чтении 9 февраля 2007 года с названием "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы для досогласования просим снять пункт 17 и перенести вопрос на ноябрь. И кроме того, у нас по пункту 25 содокладчиком будет Крашенинников.
Пункт 17 - комитет предложил перенести рассмотрение вопроса на ноябрь. Нет возражений? Нет. Переносим.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 340283-4 "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за должностные преступления, повлёкшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. Пункт 5 порядка работы. Блок "Государственное строительство и конституционные права граждан". Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Андрея Викторовича Логинова. ЛОГИНОВ А. В. Глубокоуважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я обращаю ваше внимание на то, что данный законопроект был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в сентябре прошлого года, подготовлен в соответствии с Регламентом к рассмотрению. Имеется положительное заключение Верховного Суда, поскольку речь идёт об изменениях в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Речь идёт о следующих новеллах. Предлагается внести ряд изменений в статьи 292 ("Служебный подлог") и 293 ("Халатность") Уголовного кодекса. Это первая новелла. Должен сказать, что она продиктована необходимостью повышения эффективности профилактических мероприятий в сфере борьбы с терроризмом, а также обеспечения справедливого и соразмерного наказания для лиц, способствовавших своими действиями совершению преступлений. Речь в данном случае идёт о введении в эти две статьи - 292 и 293 - нового квалифицирующего признака, который определяется как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Сразу отмечу, что данный квалифицирующий признак у правоприменителя не должен вызвать никаких осложнений, поскольку не является новационным, он уже содержится в ряде статей Уголовного кодекса, например в статье 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями" и статье 286 УК "Превышение должностных полномочий", и известен в правоприменительной практике. Говоря об этом признаке, надо отметить, что он является абсолютно законным и обоснованным. Для определения, насколько существенен вред по данным категориям, правоприменитель будет учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причинённого им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений и других структурных звеньев государственного аппарата. Таким образом, статьи 292 и 293 дополняются соответствующим квалифицирующим признаком, а, кроме того, статья 292 "Служебный подлог" содержит увеличение наказания, которое выражается в том, что вместо штрафа в размере до 80 тысяч рублей устанавливается штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, ранее было - до шести месяцев. Также срок лишения свободы увеличивается с двух лет до четырёх лет. Что касается следующей новеллы, которую содержит законопроект, внесённый правительством, она затрагивает статью 326 "Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства". Здесь предлагается устанавливать уголовную ответственность за использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака транспортного средства в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия. Обращаю ваше внимание, что в действующей редакции уголовная ответственность наступает за подделку такого государственного регистрационного знака либо за сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, ну и с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком. Это вторая новелла, которую правительство полагает необходимым внести в законодательство. Для справки: по статье 326 Уголовного кодекса зарегистрировано в минувшем году двенадцать тысяч преступлений, и это даёт почти четырнадцатипроцентный прирост такой статистики по сравнению с 2005 годом. И наконец, предлагается внести изменение в статью 114 УПК, предоставляющее Президенту Российской Федерации право отстранять от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления независимо от степени его тяжести. Новеллой эта норма не является, поскольку уже сегодня существует такая возможность, предусмотренная частью пятой статьи 114 УПК Российской Федерации, но только в отношении тяжкого или особо тяжкого преступления. Процедура предусматривает, что Генеральный прокурор Российской Федерации направляет президенту представление о временном отстранении от должности указанного лица, а Президент Российской Федерации в течение сорока восьми часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом. Уважаемые коллеги, я думаю, что не вызовет возражений в этом зале решение, в соответствии с которым законодатель определит, что независимо от степени тяжести преступления сам факт преступления не умаляется. Таким образом, высшее должностное лицо субъекта Федерации, совершив преступление, уже нарушает закон, и вследствие этого у него пропадают морально-этические и нравственные основания оставаться в этой должности. А президент, как вы знаете, по Конституции у нас является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, и в этой ситуации его действия абсолютно соразмерны тому нарушению, которое допустил глава субъекта Федерации. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Андрей Викторович. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Марса Рахматулловича Кальметьева. КАЛЬМЕТЬЕВ М. Р., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По мнению комитета, законопроект направлен на установление повышенной ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей, а также на укрепление вертикали власти, в связи с чем является своевременным и необходимым. Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета. Поддерживая концепцию законопроекта, комитет имеет ряд замечаний. Так преступление, квалифицированное по статье 292 УК Российской Федерации ("Служебный подлог"), совершается с прямым умыслом. Предлагаемая формулировка диспозиции статьи 292 Уголовного кодекса ухудшает её редакцию, поскольку допускает возможность совершения служебного подлога при отсутствии корыстной либо личной заинтересованности. Кроме того, текст проекта требует учёта замечаний юридико-технического характера. Комитет считает возможным доработать текст законопроекта при подготовке его к рассмотрению во втором чтении и рекомендует принять его в первом чтении. Всё у меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне, возможно, будут вопросы. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Тогда присаживайтесь, пожалуйста, Марс Рахматуллович. Уважаемые депутаты, процедура первого чтения. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Также нет. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. Правительство позицию свою заявило. Я понимаю, что, поскольку не было вопросов и не было выступающих, докладчик и содокладчик не настаивают на заключительном слове. Я ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 292, 293 и 326 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 45 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.