Заседание № 164
О проекте федерального закона № 340155-8 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (о предоставлении отдельному субъекту Российской Федерации права установления порядка расчёта размера платы за отопление).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Светлана Викторовна Разворотнева. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который передаёт правительству города Москвы право устанавливать особый порядок расчёта платы за тепло, подготовлен к третьему чтению. Напомню, что предполагается возможность распределять корректирующий платёж на целый год и определять среднемесячный платёж не на основании одного предыдущего года, а на основании нескольких лет. Законопроект прошёл все необходимые согласования и экспертизы. Прошу поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие выступить по мотивам. Включите режим записи. Покажите список. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. Три минуты по Регламенту. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, третье чтение - три минуты на выступление по мотивам. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Я хочу сразу сказать о том, что Комиссия по обеспечению жилищных прав граждан не поддерживает эту законодательную инициативу. Более того, наша фракция также будет голосовать против этой законодательной инициативы. Дело в том, что Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в своём заключении сказал, что они смогут поддержать, если будут учтены замечания, - так вот, никакие замечания к третьему чтению не учтены. О сути законопроекта рассказала Светлана Викторовна Разворотнева, так что я на этом особо останавливаться не буду, но хочу сказать следующее. Почему-то считается, что в Москве очень холодно, а в Московской области этой проблемы нет, а по моим многолетним наблюдениям, когда уезжаешь из Москвы, сразу на 2 градуса ниже температура. Так что совершенно непонятно, почему Правительство Российской Федерации так обеспокоено этой проблемой, понимаете? Во многих субъектах Федерации приняты соответствующие законы (я тут не буду перечислять - Ивановская, Мурманская области, Татарстан, Красноярский край и так далее), где эти вопросы регулируются. Следующий момент. Какой аргумент приводится? Значит, предполагается, что это снизит социальную напряжённость. Так вот, я вам хочу сказать, что это уже резко повысило социальную напряжённость, и в завершение своего выступления я подчеркну, почему именно. Сама законодательная инициатива никакого отношения не имеет к статусу столицы, к столичным функциям - никакого! Идёт такая тенденция: всё через этот закон поменять в жилищном законодательстве. Ну давайте возьмём и перепишем Жилищный кодекс специально для Москвы - почему бы нет? Проблем нет! Значит, я хочу сказать, что, вместо того чтобы регулировать расход теплоносителя, предлагаются такие способы, - видимо, в 354-м ничего сделать было нельзя. И самое безобразное - это придание обратной силы, чтобы тем, кому не сделали перерасчёт, кто не успел пойти в суд, и не делать перерасчёт! Мы категорически против таких законодательных инициатив. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Качкаев Павел Рюрикович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект не о температуре, где больше, где меньше. Данный законопроект совершенно о другом - о том, что у нас сегодня в платёжке плата за тепло в общей сумме занимает больше 44 процентов, а в некоторых регионах - и до 50 процентов. То есть самый токсичный вопрос, который вызывает много нареканий у наших граждан, - это вот эти перерасчёты, или платежи за тепло. В 354-м, в правилах, есть два варианта: это равномерно по году - так сейчас у нас ряд регионов и Москва в том числе платят, и ежемесячно, то есть мы летом платим в 2 раза меньше, чем зимой. Так вот, когда приходит зимний период... То есть эти два варианта имеют, так сказать, недочёты, что один, что другой, сегодня нет идеального варианта. Если рассматривать вариант помесячный, то, например, в сентябре и в октябре плата может отличаться в 2 раза - масса вопросов во всех регионах! Если брать равномерно по году, то, в зависимости от того, какой была предыдущая зима (тёплой, а нынешняя, например, холодная), тоже разница громадная, и у людей это тоже вызывает много нареканий. Так вот, этим законопроектом пытаются урегулировать, снивелировать эти скачки при платежах одной двенадцатой или при платежах равно по году. Вообще, Москва наиболее, наверное, продвинутый регион по учёту энергетических ресурсов, и я думаю, что опыт Москвы (мы вот говорили, когда во втором чтении принимали) - это пилотный проект. То есть в принципе, если в Москве удастся урегулировать, снивелировать эти скачки и нарекания граждан, проект можно будет распространить и на всю страну. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проголосует за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 08 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 340155-8 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (о предоставлении отдельному субъекту Российской Федерации права установления порядка расчёта размера платы за отопление).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 4-го вопроса, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Ну а мы, как договаривались, с руководителями фракций проведём совещание. Слово для доклада предоставляется Светлане Викторовне Разворотневой. Пожалуйста. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект вносит изменения в Закон "О статусе столицы..." и Жилищный кодекс и даёт право органам власти Москвы устанавливать собственный порядок расчёта платы за тепловую энергию. В комитет поступило шесть поправок: пять из них комитет рекомендует к принятию (сформирована таблица № 1), это в основном технические поправки, и одна поправка, Алексея Владимировича Куринного, рекомендуется к отклонению. Прошу поддержать решение комитета. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 31 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Автор поправки просит слова. Тогда мы сразу переходим к обоснованию поправки - она там одна. Пожалуйста, Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, я напомню, что данным законопроектом предлагается передать только городу Москве особый порядок регулирования тарифов на тепло, а точнее, специальную методику, чтобы сделать плату за теплоснабжение более удобной и менее обременительной для граждан. Моей поправкой предлагается такое же право, только, скажем так, не в прямом варианте дать и другим регионам Российской Федерации: если для Москвы это право будет прямым сразу после принятия закона, то для остальных решением высшего исполнительного органа власти субъекта по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти может быть введено соответствующее регулирование. Это для того, чтобы дополнительный контроль, дополнительный этап согласования с федеральным центром позволил избежать разного рода ошибок, про которые нам говорят. В Москве вроде эксперимент, вот пускай она проводит эксперимент, а мы подумаем, как нам объясняют авторы законопроекта, - в этом смысле предлагается дать и другим регионам такое же право по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и точно так же реализовывать подобные механизмы защиты жителей от чрезмерного, непропорционального повышения платы за тепло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета, Светлана Викторовна. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Алексей Владимирович, мы это подробно обсуждали, и в самом начале, когда вносился законопроект, как раз говорилось о том, что это эксперимент, на результаты которого нужно ещё посмотреть. Мы очень надеялись, что вы придёте на заседание комитета, чтобы мы могли все вместе обсудить, но вот, к сожалению, не удалось. Предлагается дать возможность... посмотреть, как будет работать этот закон, а после этого вернуться к вашему предложению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка, комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 56 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Не принимается поправка. Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 21 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 24 чел.5,3 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Светлана Викторовна. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагается 2 ноября рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 147
О проекте федерального закона № 340155-8 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (о предоставлении отдельному субъекту Российской Федерации права установления порядка расчёта размера платы за отопление).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Алексея Васильевича Ересько. ЕРЕСЬКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В связи с климатическими изменениями в последние годы в Москве зимы то затяжные и аномальные, то очень тёплые и нередко с плюсовой температурой, при этом для оплаты тепловой энергии берётся среднемесячный объём за предыдущий год. Таким образом, если текущая зима тёплая, а предыдущая аномально холодная, приходится оплачивать завышенный объём тепловой энергии. Законопроект подготовлен с целью предотвращения значительного увеличения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, а также с целью нивелирования пикового корректирующего платежа за отопление в первом квартале следующего года. Законопроектом предлагается внести в статью 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" и в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие для субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы особенности в части определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, расчёта среднемесячного объёма потребления тепловой энергии на отопление в целях оптимизации стоимости оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года, а также порядка и сроков проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Викторовны Разворотневой. Пожалуйста. РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, который вносится правительством, очень простой: вносятся изменения в Закон "О статусе столицы..." и в статью 157 Жилищного кодекса, предусматривающие наделение органов государственной власти города Москвы полномочиями по определению порядка расчёта платы за отопление в многоквартирных домах. Вообще, плата за отопление у нас может рассчитываться как по нормативу, так и по приборам учёта. Вообще говоря, везде должны стоять приборы учёта, но, к сожалению, ну, не все выполняют. В тех домах, где у нас стоят приборы учёта, регионы выбирают один из способов расчёта: люди платят либо только в отопительный период, то есть когда есть отопление, тогда и платят, либо по так называемой одной двенадцатой. То есть берутся показания предыдущего года, делятся на 12 частей, в текущем году выставляется платёж, а в начале следующего года осуществляется корректировка платы. И в тех случаях, когда, предположим, предыдущий год был очень тёплым, а текущий год очень холодный, корректировка может быть весьма заметной и, так сказать, довольно тяжёлой для граждан. Так вот, законопроект, который предлагается, предусматривает возможность, ну, извините меня за непарламентское слово, размазать эту корректировку платы на целый год, чтобы граждане не платили единомоментно, а платили по чуть-чуть в течение года. Точно такой же порядок расчёта предполагается в отношении поставщиков тепла, если им необходимо компенсировать выпадающие доходы: тоже не сразу, а постепенно. И та сумма, которая выставляется гражданам, определяется на основании показаний не одного года, а на основании показаний за более длительный период, чтобы получить усреднённую, так сказать, сумму. Наш комитет поддерживает законопроект, правда, в заключении мы высказали достаточно много замечаний, в том числе, например, предлагается на уровне федерального законодательства определить тариф, по которому будет осуществляться перерасчёт. Ну, конечно, все эти замечания можно отработать ко второму чтению. Я также подчеркну, что законопроект разработан во исполнение указания президента от 23 февраля 2022 года. И самое главное, в этом зале и в экспертных дискуссиях всё время говорится о том, что, прежде чем вводить какое-то новшество, неплохо бы обкатать его на пилотных регионах. Вот сейчас вам предлагается как раз такой подход: берём пилотный регион, смотрим новый порядок расчётов, и если, так сказать, он себя оправдает, то норму можно выводить на уровень всей страны. Комитет по строительству и ЖКХ поддерживает данный законопроект и также предлагает вам его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Алексею Васильевичу. Уважаемый Алексей Васильевич, скажите, пожалуйста, а по каким параметрам выбрано, даже если это пилотный проект, как сказала Светлана Викторовна сейчас, почему Москва? Разве климатические условия Москвы радикально выделяют её среди всех остальных регионов нашей страны? Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а уж если говорить о Сибири и о Дальнем Востоке - там вообще климатические риски гораздо больше для населения. Или вам думается, что там люди меньше ужасаются платёжкам за отопление, поэтому можно пренебречь, а москвичей надо холить и лелеять в этой части? И кто даст гарантии, что власти одного отдельно взятого субъекта, если получат право устанавливать особенности оплаты, не станут злоупотреблять этим правом? И это скажется как раз на тех людях, в отношении которых эти платёжки, так сказать, увеличатся? ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемая Нина Александровна, ну, во-первых, дело в том, что Москва - это один из 20 субъектов, где как раз применяется форма оплаты "одна двенадцатая", об этом говорила Светлана Викторовна сейчас, и это как раз один из критериев, почему выбрана Москва. Во-вторых, в Москве действительно есть хорошая аналитика за предыдущие годы по отпуску тепла - можно констатировать, что между некоторыми годами разброс по отпуску тепловой энергии достигает 26 процентов. Это достаточно большой диапазон, наверное, поэтому Москва в первую очередь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксёненко Александр Сергеевич. АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Васильевич, планирует ли правительство (сейчас уже задали вопрос) эту практику расчёта и субсидирования распространить на другие регионы? И всё же уточните: если после перерасчёта будет зафиксировано не сверхпотребление, а, наоборот, недобор, кто будет получать переплату, куда она пойдёт? ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемый Александр Сергеевич, вот как раз корректирующий платёж, который вводится, проходит ежегодно в Москве, он позволяет либо в большую сторону производить доплату, либо в меньшую. В этом плане ничего не поменяется. Единственное, что поменяется, - это то, что в случае появления корректирующего платежа с необходимостью доплаты эта сумма, как правильно сказала Светлана Викторовна, будет растянута на весь год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо. У меня схожий вопрос. Алексей Васильевич, ну, нет сомнений, что мы переживаем за жителей Москвы, но тем не менее в интересах жителей Свердловской области хотел бы спросить: вообще, ваше министерство делало анализ по другим субъектам Российской Федерации по поводу вот этих тарифов, по поводу социальной напряжённости по этим тарифам и так далее? И какие выводы ваше министерство делает, чтобы навести порядок по всем этим платежам, которые приходят? ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, ну, у нас профильный орган, который регулирует тарифы, - это ФАС. Мы в постоянном взаимодействии с ним находимся, как и с Росстатом, который фиксирует все показатели. Безусловно, мы тоже за этим смотрим, но, ещё раз повторю, Москва в данном случае выбрана как пилотный регион - если здесь эта практика себя хорошо покажет, то будем распространять на следующий регион. Но хочу заметить, что из 89 регионов 45 производят оплату по факту проведения отопительного периода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Васильевич, в продолжение вопроса. Действительно, такая ситуация с климатом не только в Москве, но и во многих других регионах, в том числе Центральной России. Если зима оказалась холоднее, чем предыдущая, то приходится доплачивать, и порой значительную сумму, а если наоборот, то по правилам коммунальные службы должны вернуть деньги, но по факту - таких обращений много - перерасчёт в сторону уменьшения зачастую не производится. Поэтому есть опасения, что введение специальной нормы по отношению к общим нормам Жилищного кодекса может привести к ухудшению существующего порядка по установлению платы за отопление. Какова ваша позиция по этому поводу и не видите ли вы таких рисков? ЕРЕСЬКО А. В. Спасибо большое за вопрос, Яна Валерьевна. Действительно, прежде всего очень важно не брать за основу расчёта среднемесячной платы данные только за предыдущий год, потому что, как я уже говорил, достаточно большие разрывы в объёме отпускаемой тепловой энергии. Как раз, на наш взгляд, вот взятие за основу нескольких предыдущих отопительных периодов для расчёта среднемесячной платы и позволит нивелировать переплаты граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Хотела бы ещё добавить. Уважаемая Яна Валерьевна, вот тот вопрос, который вы задаёте, к порядку расчётов не имеет отношения. У нас как бы основа расчётов - это показания приборов учёта в многоквартирных домах. И если в домах не стоит аппаратура погодного регулирования, которая синхронизирует, так сказать, количество тепла, приходящего в дом, с температурой на улице или внутри помещения, то прибор учёта вам может вне зависимости от температуры на улице показывать очень большие величины. На самом деле превращение наших домов в более энергоэффективные - это отдельная и очень важная задача. А расчёты... они считают только то, что в дом пришло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Васильевич, мой вопрос на сто процентов идентичен тем, которые задали Нина Александровна Останина и Яна Лантратова. Дело в том, что ещё ни разу не было так, чтобы государство ошиблось в пользу простых людей, поэтому, скорее всего, будет заинтересованность произвести расчёты в пользу той организации, которая якобы недополучила. И всё-таки вопрос: когда здесь пишут, что "законопроект для предотвращения значительного увеличения платы", что подразумевается под словом "значительное"? В 10 раз, в 100 раз, на 10 процентов, на 100 процентов - что это означает? И действительно будет заинтересованность других субъектов, чтобы получить как можно больше доходов в пользу этих организаций? Почему-то Москву не взяли в качестве пилотного проекта для эксперимента по мусорной реформе - сначала всю страну засыпали, а потом начала Москва заниматься, - а здесь вот, наверное, какие-то есть позитивные моменты в этом... (Микрофон отключён.) ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемая Ольга Николаевна, вы уже отметили позитивные моменты. Действительно, как я уже говорил, разница между отпусками тепловой энергии достаточно значительна по годам. Это не разы, но 26 процентов - это тоже значительно. Это первое. И второе. Это даст эффект в отношении того скачкообразного корректирующего платежа, который иногда получают жители в I квартале следующего года. Как раз вот этот законопроект позволит эти риски нивелировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Алексей Васильевич, вот эта корректировка, когда она будет в сторону увеличения, будет распределяться по периодам, как прозвучало в докладе. Скажите, пожалуйста, а вот когда она в сторону уменьшения будет, то она так же будет распределяться или она будет единоразово уменьшать какой-то платёж, что населению, конечно же, выгоднее? ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемая Анжелика Егоровна, предполагается следующее: когда будет определён ежемесячный платёж и определён корректирующий платёж, то за счёт этого платежа будет уменьшена среднемесячная стоимость. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЕРЕСЬКО А. В. На весь год, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемый Алексей Васильевич, у меня тут ряд вопросов. Почему предлагаемый законопроект не затрагивает нежилые помещения, скажем, апартаменты? Далее. В последнее время ко мне обращаются жители с жалобами на то, что те жители дома, которые оплачивают тепло по счётчикам, платят больше, нежели жители этого же дома, которые оплачивают по среднему тарифу. Этот закон как-то урегулирует данную проблему? И последний вопрос: скажите, пожалуйста, при принятии законопроекта в итоге плата за тепло в годовом выражении станет меньше или увеличится? ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемый Михаил Сергеевич, плата за тепло определяется объёмом отпуска тепловой энергии. Если зима будет холоднее, нельзя сказать, что плата будет меньше, но это будет оптимально, и то, что среднемесячная сумма, которая предполагается к оплате, должна быть оптимизирована с учётом предыдущих периодов, - это, безусловно, позволит жителям избежать излишнего роста ежемесячного платежа и скачкообразного роста именно корректирующего платежа. По вашему вопросу, что оснащённые приборами учёта квартиры платят больше. Мы такие частные случаи выявляем, в итоге, как правило, получается, что у таких домов либо неработающие общедомовые приборы учёта, либо они не поставлены на учёт в теплоснабжающую организацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Я ещё добавлю. У нас в некоторых регионах действительно установлены очень низкие тарифы, поэтому общедомовые приборы учёта, даже если они там устанавливаются, очень быстро выходят из строя. Возможно, на каком-то этапе это для жителей и выгодно, но в конечном счёте, к сожалению, это приводит к тому, что большая часть бюджета субъектов... А у нас 59 процентов консолидированного бюджета субъектов, по данным Счётной палаты, тратится на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, они могли бы пустить эти деньги на решение каких-то других задач. Ну и качество теплоснабжения ухудшается, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Васильевич, возможно, я повторюсь. Для обоснования необходимости наделения органов госвласти Москвы полномочием по установлению особенностей при определении размера платы за отопление в качестве примера приведена большая разница в затратах на отопление между экстремально тёплой зимой 2020-го и холодной 2021-го, которая обернулась для населения ростом платежей на 20 процентов и более, до 50 процентов. Не помню, чтобы экстремально тёплая и холодная зима соответственно 2020 и 2021 годов была только в Москве, и не помню о законопроекте об уменьшении стоимости тарифа из-за экстремально тёплой зимы. Предлагаемая инициатива больше похожа на завуалированную попытку очередного увеличения тарифа. Вопрос: почему авторы законопроекта посчитали, что только жители Москвы заслуживают защиты от резких температурных колебаний? Почему мы не можем данную законодательную... (Микрофон отключён.) ЕРЕСЬКО А. В. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЕРЕСЬКО А. В. Я вопрос услышал, я понял. Ну ещё раз повторю: у нас только 20 субъектов Российской Федерации используют схему оплаты по форме "одна двенадцатая" в месяц, 45 регионов используют схему оплаты по факту, ещё в 24 субъектах смешанные, разные подходы в муниципальных образованиях. Ещё раз повторю, эту норму хотелось бы опробовать в Москве. Не считаю, что это закамуфлированная форма скрытого повышения тарифа. Хочу дополнительно заметить, что после декабрьского повышения тарифа на 9 процентов только два субъекта в стране подняли тариф на 9 процентов, все остальные - меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Васильевич, может быть, вы представите нам тогда информацию с учётом последней вашей фразы, что только два субъекта воспользовались правом повысить тариф, остальные не повысили? А вопрос всё-таки, ещё раз вам его задаю, в части того, чтобы эту норму распространить сразу на всю страну. Ведь это право субъекта - применять или не применять эту методику, этот новый вариант оплаты, а не обязанность, а вы нас пугаете тут: давайте попробуем, посмотрим, получится или не получится. Формировать коммунальный сепаратизм, извините за термин, на уровне Москвы - это совершенно неправильно, общие правила должны действовать по всей стране. И Москва по климатическим условиям находится в относительно мягкой зоне, не с такими жёсткими переходами, как, например, та же Сибирь, где резко континентальный климат. Я думаю, надо дать такое право всем регионам - как вы отнесётесь к такому предложению, если мы внесём его в качестве поправки? ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемый Алексей Владимирович, у регионов есть такое право: они могут либо платить по факту отопления, либо по форме "одна двенадцатая". Большинство регионов, как я уже сказал, выбрали именно форму платы за отопительный период, что и нивелирует перепады. Но мы готовы ко второму чтению это обсуждать - пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Васильевич, из чего, кроме ваших слов, следует, что это пилотный проект? И скажите, пожалуйста, если он окажется успешным, каким образом в части нормативного регулирования будет осуществлена корректировка законодательства в субъектах, которые тоже захотят последовать примеру Москвы? У них же нет Закона "О статусе столицы...". ЕРЕСЬКО А. В. Уважаемая Галина Петровна, вот здесь как раз хочу вас поблагодарить за вопрос, особенно вас, как опытнейшего, квалифицированнейшего специалиста в области ЖКХ. Здесь нам будет нужна ваша помощь, и, если это действительно произойдёт, мы будем рассчитывать на ваши поддержку и советы, как нам правильнее это сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Хованская Галина Петровна, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Дорогие коллеги, уважаемые мои друзья! Я вас поздравляю с первым заседанием, но хочу сказать, что заключение Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан отрицательное: не рекомендуется поддерживать проект в первом чтении, несмотря на то что проблема действительно есть, и проблема это не только московская. Чем провинились Московская область, Ивановская область, другие области? Ну, я задавала соответствующий вопрос. Дело в том, что Закон "О статусе столицы..." принимался совершенно с другой целью. Я была одним из инициаторов этой законодательной инициативы в Москве - совершенно для другого принимался Закон "О статусе столицы...", для реализации других функций. А сейчас началось переписывание - с 2017 года - этого закона: там у нас и дольщики, и градостроители, и платежи, и чего только нет! Вы посмотрите, что творится: переписывается для Москвы федеральное законодательство! Мы что творим?! Вот то, что сегодня предложено, оспоримо хотя бы потому, что этому закону придают обратную силу. Это норма Жилищного кодекса, которая нарушается грубейшим образом, понимаете? Да, проблема есть, да, проблема возникла в Москве колоссальная, вплоть до демонстраций и митингов, потому что начали выставлять платежи, которые многократно, иногда десятикратно превышают те платежи, которые были в предыдущем периоде. Но для решения этой проблемы не нужно влезать в закон о статусе Москвы, не нужно проводить пилотные проекты, устраивать вот такие эксперименты над москвичами, а нужно делать всё цивилизованно. Я вам хочу сказать, что обычно я критикую заключения Комитета по строительству и ЖКХ, имеющие недостатки. В данном случае дан очень хороший анализ - ознакомьтесь, господа, с этим анализом, как следует прочитайте все аргументы. Возникает полнейшая неопределённость: что хочу, то и ворочу - вот к чему приведут такие поправки, такой, с позволения сказать, пилотный проект. Вы понимаете, этого делать нельзя ни в коем случае, нельзя придавать закону обратную силу! Ну это же прописные истины, с которыми все знакомы, я надеюсь, те, кто имеет юридическое образование. Коллеги, комиссия, в которой большинство, кстати, составляют члены "ЕДИНОЙ РОССИИ", голосовала против принятия законопроекта в первом чтении. Проблема есть, и проблему надо решать, но цивилизованным способом, а не таким вот кавалерийским наскоком. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаев Павел Рюрикович. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, вы, наверное, обратили внимание, что все вопросы касались в основном пилотного проекта, то есть той темы, которая сегодня, на мой взгляд, вообще обсуждению даже не подлежит. Вообще, вот этот законопроект родился ведь по итогам обращения от Москвы к Президенту Российской Федерации. Если вы внимательно читали пояснительную записку, то знаете, с чего она начинается: поручение президента, насколько я помню, № 420 от 23 февраля 2022 года - вот из этого и исходили. То есть каждый субъект Российской Федерации мог обратиться. Галина Петровна абсолютно верно сказала, что это проблема не только Москвы, не только в Москве у нас климат претерпевает изменения, это, конечно, проблема всей России. И сегодня я не буду говорить, в Закон "О статусе столицы..." ли это записать или куда-то ещё, но в любом случае эту проблему надо решать. Вы прекрасно понимаете, что сегодня у нас строка "Отопление" - это порядка 45-50 процентов от общей суммы платёжки за коммунальные услуги, то есть 50 процентов мы платим за тепло. И от того, насколько правильно мы рассчитаем и какой фактически будет оплата, зависит настроение наших граждан. Почему были такие волнения, да и не только в Москве? Просто Москва у нас столица, тот регион, на который, может, больше всего обращают внимание. Такие вопросы были по всей Российской Федерации, где вот эти колебания были значительными. Поэтому сам период расчёта корректировки платежа надо однозначно менять - это то основное, о чём говорится в этом законопроекте. Это первое. Второй момент. У нас до 2016 года вся страна платила по форме "одна двенадцатая", потом по мере оснащения приборами учёта мы перешли на оплату по форме "одна седьмая". И те люди, которые занимаются в регионах вот этими вопросами, прекрасно знают, сколько было проблем, когда у нас сумма в строке "Отопление" зимой вырастала в 2-3 раза по сравнению с летом, трудно было людям объяснить, что это ведь по факту они платят. Сегодня, на мой взгляд, вернее, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" однозначно поддерживает концепцию данного законопроекта. Единственно, я считаю, надо уточнить три момента, которые отражены и в заключении. Первое, вот то, что я сказал, по срокам расчёта корректировки платежа. Второе, по срокам оплаты или введения корректировки, январь, на мой взгляд, не самый удачный месяц, а самое удачное время - это лето, когда у нас нет отопления. Ну и третье, какой тариф применять по году. А так, в целом "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Включите Разворотневой микрофон. РАЗВОРОТНЕВА С. В. Я всё-таки ещё раз призвала бы не драматизировать. На самом деле никаких серьёзных изменений законопроект не несёт. Ну а придание обратной силы связано с тем, что сейчас, в 2023 году, как раз ещё идут длящиеся расчёты за отопление, которое было поставлено в 2022 году. Но в целом во всех заключениях, в том числе Правового управления, говорится о том, что такая правовая концепция имеет право на жизнь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 7. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 25 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 34 чел.7,6 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.