Заседание № 16
31.03.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 340058-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в части расширения полномочий органов местного самоуправления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5441 по 5746 из 6287
ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, учитывая то, что здесь находится представитель Орловского областного Совета народных депутатов, а работать осталось где-то порядка получаса, просьба рассмотреть вопросы 20 и 21. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вопросы 20 и 21 у нас докладывает представитель Орловского областного Совета народных депутатов. Есть просьба рассмотреть их сейчас, чтобы сегодня успеть принять решение. Согласимся? Тогда переходим к вопросу 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Докладчик - Ерёменко Виктор Николаевич. Пожалуйста. ЕРЁМЕНКО В. Н., представитель Орловского областного Совета народных депутатов. Уважаемый президиум, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Законопроект представлен Орловским областным Советом народных депутатов. Абзацем одиннадцатым статьи 6 закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию..." закреплена норма, согласно которой назначение на должность и освобождение от должности руководителя регулирующего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Данная норма противоречит части третьей статьи 2, статьям 5, 21 и другим статьям Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и является вмешательством в полномочия субъекта Российской Федерации. К тому же Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" строго разделяет полномочия регулирующих государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, назначение и освобождение должностного лица, руководящего исполнением полномочий государственного органа субъекта Российской Федерации, не может быть каким-либо образом подконтрольно органам исполнительной власти Российской Федерации. Абзацем двенадцатым статьи 6 закона государственным регулирующим органам субъектов Российской Федерации предоставлено право передавать свои полномочия по регулированию тарифов на тепловую энергию органам местного самоуправления. Данная норма противоречит части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части четвертой статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом с передачей необходимых для осуществления полномочий материальных и финансовых средств, а не органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Абзац тринадцатый статьи 6 закона предусматривает, что порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления полномочий субъекта Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации. Это противоречит норме части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет общие правила наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов и контроля за реализацией этих полномочий; норме абзаца первого статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которая закрепляет полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Кроме того, согласно части четвертой статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию определяются законами субъектов Российской Федерации. Иначе и не может быть: не Российская Федерация, а субъекты Российской Федерации наделяют органы местного самоуправления отдельными своими государственными полномочиями, передают необходимые для осуществления полномочий материальные и финансовые ресурсы. Таким образом, наделение субъектами Российской Федерации органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их осуществлением не могут быть подотчетны органам исполнительной власти Российской Федерации. Прошу поддержать нашу законодательную инициативу. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь пока, Виктор Николаевич. Так, и содоклад сделает Юрий Александрович Липатов. Пожалуйста. ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Суть законодательной инициативы Орловского областного Совета народных депутатов, законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", заключается в кардинальном пересмотре полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а именно тех положений, за которые боролись при рассмотрении пакета законопроектов об электроэнергетике депутаты всех фракций Государственной Думы третьего созыва. Первое. Орловчане предлагают исключить в статье 6 абзац одиннадцатый, который гласит: "Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводятся по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий". Другими словами, если губернатор назначает руководителя региональной энергетической комиссии, то назначение этого руководителя должно согласовываться с руководством Федеральной энергетической комиссии, и это абсолютно правильно, так как руководство ФЭК должно иметь право на собеседование на предмет проверки зрелости и компетентности руководителя РЭК. Я напомню депутатам прошлого созыва, как в период чехарды с тарифами по всей России мы на "правительственном часе" заслушивали теперь уже бывшего председателя ФЭК Кутового, который, отвечая на наши вопросы, с болью в душе говорил о том, что он не имеет реальной возможности влиять ни на решения РЭК, ни на его руководителя, так как они абсолютно независимы от центра. Второе. Наши коллеги из Орловской области предлагают изменения двенадцатого абзаца, который гласит: "Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления вправе передавать органам местного самоуправления полномочия на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию... отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования". Изменения следующего содержания: "Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию..." и далее по тексту. Другими словами, действующий закон говорит: областными или краевыми органами власти, если на территории города, района или другого муниципального образования есть котельные или другие источники энергоносителей, которые поставляют тепло только в пределах этого муниципального образования, по согласованию с органами власти этого города или района последним могут быть переданы полномочия на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию. Но если руководство города или района начинает безобразничать с тарифами, то органы власти области или края могут срочно отозвать эти полномочия. Если мы с вами примем предлагаемый вариант текста, это будет означать, что областная или краевая Дума примет закон, на основании которого городам и районам будут даны полномочия по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, и в случае превышения власти или недостаточной объективности со стороны руководителей городов или районов исполнительные органы власти области или края будут не в состоянии оперативно вмешаться в действия данных руководителей, так как нужно отменять закон. Третье. Оппоненты предлагают изменить абзац тринадцатый, который в действующем законе гласит: если орган местного самоуправления принял решение, противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике или с превышением предоставленной ему компетенции, это решение подлежит отмене РЭК области или края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предлагается следующий вариант: "Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию определяются законами субъектов Российской Федерации". Другими словами, каждая область, край, республика могут издавать свои законы по контролю за своими полномочиями над органами местного самоуправления, разрушая общий, единый порядок контроля на территории России, который в настоящее время определяется Правительством Российской Федерации. Комитет по энергетике, транспорту и связи считает, что данные поправки рассчитаны на увеличение самостийности РЭК и независимости руководства городов и районов в области регулирования тарифов на тепловую энергию на территориях субъектов Российской Федерации, что само по себе не только нецелесообразно, но и опасно в условиях длительной и суровой зимы в России. В целом же, по мнению Орловского областного Совета народных депутатов, их законопроект, внесение изменений направлено на устранение существующих противоречий Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Конституции Российской Федерации и действующим федеральным законам. Указанное несоответствие может устанавливаться только Конституционным Судом Российской Федерации, об этом говорит статья 125 Конституции Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации на указанный проект федерального закона, Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, депутат Малышкин. МАЛЫШКИН О. А. По тепловой энергии понятно, что субъект делегирует органам местного самоуправления часть своих полномочий. А вот по электроэнергии... Вот у меня дизельный электрогенератор. Соседу по каким тарифам я буду отпускать электроэнергию? ЛИПАТОВ Ю. А. Я не понял. По тепловой энергии понятно, в местной котельной. МАЛЫШКИН О. А. По электроэнергии мне объясните. Допустим, у меня дизельный электрогенератор. Соседу я по каким тарифам буду отпускать? ЛИПАТОВ Ю. А. Всё, я понял. Это абсолютно разные вещи. К электроэнергии это никакого отношения не имеет. Когда будет в полной мере работать закон "Об электроэнергетике", - а это планируется где-то к 2008 году, и мы планируем - на той территории, где возможны свободные перетоки электроэнергии, там будет действовать конкурентный рынок. Если вы поставили свой дизельный генератор, свою установку или на своем предприятии имеется оборудование, вырабатывающее электроэнергию, вы можете не только себя снабжать, но и продавать эту электроэнергию через сети, которые являются государственными. И согласно закону никто не имеет права не пустить вас для продажи, пропуска электроэнергии по этим сетям. Поэтому это вещи совсем другие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть еще? Николай Игнатович Кондратенко, пожалуйста. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемые коллеги, я бы назвал этот орган не органом по регулированию, а органом по постоянному повышению цен на энергоносители в России, ибо они никогда не снижались, они только повышались. А вопрос такого содержания. Не известно ли комитету, почему это в России, обладающей собственными энергоносителями, цены на энергоносители каждый год должны повышаться? Проникая во все отрасли народного хозяйства, они разрушают конкурентную среду, подрывают народное хозяйство, всё наше производство подрывают. Почему так должно быть? Или это изобретен механизм разрушения нашей страны через разрушение нашей экономики? ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемый коллега, вы действительно уважаемый человек, который столько лет руководил областью... Первое. Если говорить об энергоносителях и если говорить конкретно об электроэнергии, то пора машиностроительному комплексу заканчивать спекулировать на том, что энергетики обанкрочивают машиностроительный комплекс. Мы отлично понимаем, что в себестоимости продукции этих предприятий электроэнергия составляет где-то 4-7 процентов. Когда речь идет о предприятиях энергоемких - это предприятия металлургические, цементные, химические заводы, - это отдельный разговор, но мы с вами отлично понимаем, что на сегодняшний день, если говорить об энергоносителях, цены увеличивает правительство раз в год перед принятием федерального закона - то, что мы впервые будем делать в 2004 году. КОНДРАТЕНКО Н. И. Вы не ответили полностью на мой вопрос! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, еще у кого есть вопросы? Ну, ответил он уже, Николай Игнатович, не надо кричать. Вы уже задали свой вопрос, Николай Игнатович, давайте сегодня не будем обострять отношения. ЛИПАТОВ Ю. А. Ну, мы сейчас говорим о городах и районах, которым дают право рассматривать тарифы на тепло, мы сейчас не говорим о теплоносителе. Давайте полемику откроем по другому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Макашов, пожалуйста, ваш вопрос. МАКАШОВ А. М. Назовите мне хоть один пример, когда цены на тепло, на электроэнергию были снижены с момента начала так называемых реформ. Если вы такие бедные, почему ваши доходы до 500 процентов в год, а ваши отдельные подразделения имеют собственные самолеты? Скажите, где справедливость? ЛИПАТОВ Ю. А. Данный вопрос не относится к той теме, которую мы рассматриваем в связи с законопроектом. МАКАШОВ А. М. Да это относится к жизни нашей! Мы-то представители народа, а вы представители своего желудка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, закончились вопросы. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Пожалуйста, Николай Игнатович Кондратенко. Присаживайтесь, пожалуйста, Юрий Александрович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я не один раз уже говорил, что враги России искусно изобрели механизм разрушения нашей экономики - это постоянный рост цен на энергоносители. Получилась такая ситуация, когда Россия, имея свои собственные энергоносители, чего Европа и другие страны не имеют, через политику цен на энергоносители создала механизм разрушения собственной экономики. И политика эта предательская вершится все эти годы. То, что коллеги наши из Орловской области поднимают вопрос, означает, что им надоело перед народом ответ держать. В Москве правительство и президент повышают цены, тогда почему орловцы перед народом постоянно должны вставать и объяснять, из-за чего поднялись цены на коммунальные услуги, почему цены на товары на рынке растут и так далее, и так далее? Они и встают на дыбы, пытаются защититься. Я буду поддерживать орловцев только для того, чтобы сломать этот механизм предательский - разрушение моей нации, моей страны, экономики ее. Мы потеряли заводы и фабрики на этой политике, мы потеряли животноводство на этой политике, мы разрушили аграрный сектор экономики и живем теперь на отравленной продукции Европы, детей кормим ею и подсчитываем, сколько умерло россиян. "Единая Россия", опомнитесь, вдумайтесь! Вот объяснял председатель комитета: дескать, 4 процента. Ведь выплавляют чугун, сталь - там энергоносители, их цена ручьем перетекает к конечному продукту через все переделы, как говорится, и делает наше производство экономически нецелесообразным, нерентабельным. Мы заняли позицию уничтожения своей страны и своего народа - это скрытый геноцид. Люди зарплаты из-за этого не имеют, высокие цены заплатили, а зарплату платить на производстве нечем - они и вымирают у нас. Я считаю, что надо на принципиальной основе поддержать, чтобы сорвать эту акцию разрушения страны. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие? Нет. Коллеги, требуется ли заключительное слово? Не требуется. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Прошу определиться голосованием по данному проекту. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 29 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 89 чел.19,8% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 151 чел. Не голосовало 299 чел.66,4% Результат: не принято Не принято.