Заседание № 362
02.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 339598-7 "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления запрета на ограничение и (или) приостановление предоставления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению и водоотведению; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, Г. П. Хованской, П. И. Пимашковым, Г. З. Омаровым, В. Ф. Шрейдером, В. В. Белоусовым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3820 по 4060 из 5075
Пункт 34.1, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Галина Петровна Хованская. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тема очень интересная. Сегодня у управляющих организаций есть такая популярная мера борьбы с должниками, как отключение водоотведения. Вы понимаете, что это значит? То есть у нас вода из крана и из других, так сказать, удобств утекает нормальным образом, и вот предлагается её перекрыть, и говорят, что это очень хорошо действует. Эффективен ли такой метод борьбы с неплательщиками? Я могла бы назвать цифры начиная с 2005 года, но назову поближе: в 2015-м долг составлял 250 миллиардов рублей, в 2017-м - 645 миллиардов, в 2020-м - 810 миллиардов, то есть эффекта никакого. Более того, это приводит квартиру в непригодное для проживания состояние, то есть нарушаются санитарно-эпидемиологические требования, что влияет на здоровье и качество жизни граждан. Согласно постановлению Верховного Суда от 2019 года заглушка на канализационном выпуске - до Верховного Суда дошли! - делает жилое помещение непригодным для проживания и нарушает санитарно-эпидемиологическую безопасность. А мы сейчас живём в условиях эпидемии, коллеги, это как-то всё-таки должно учитываться. Обращаю ваше внимание, что до 2011 года соответствующая норма была в постановлении Правительства Российской Федерации, потом, не знаю, с какими аргументами и по каким причинам, её вдруг убрали, и теперь возможна ситуация, когда вода поступает в квартиру, а вытекать ей нельзя - перекрытие. И я вам хочу сказать, что в первую очередь страдают от этого даже не те, кто в этой квартире живёт, а те, кто рядом: вы ведь понимаете, что такое перекрытая канализация в соседних жилых помещениях. Самое большое количество обращений идёт от добросовестных плательщиков, потому что они сильнее всего страдают. Я предлагаю на уровне закона эти манипуляции прекратить, чтобы у нас люди не бегали в Верховный Суд и не занимались там доказыванием того, что это нарушение санитарно-гигиенических требований. В нынешних условиях надо просто принимать такой закон, и потом уже правительство должно вернуть в 354-е постановление вот эту строку, которую они в 2011 году выбросили. Вот и всё, что я вам хочу сказать. Поддержите, пожалуйста, несмотря на то что у нас такой особый, специальный порядок, упрощённое рассмотрение. Вдумайтесь, что скажут вам избиратели, если вы отклоните эту законодательную инициативу! А они придут к вам на приём. Вот такие дела. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 34.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, Галина Петровна раскрыла только первую часть законопроекта, то есть первую проблему, которая существует сегодня и требует разрешения, есть и вторая часть. Сегодня действующим законодательством запрещено только отключение отопления - там так и написано - в отопительный период и отключение холодной воды, все остальные услуги вроде отключать можно. Но возникают такие ситуации, когда отопление не центральное, а, например, индивидуальное газовое, я три раза сам лично наблюдал такую картину: в ноябре, в декабре опечатан вход газа в квартиру, где стоит индивидуальный газовый котёл для отапливания этой квартиры, и в этой квартире при практически уличной температуре в одежде находятся не только один или два неплательщика, какие-то, скажем так, социально неадаптированные люди, а иногда и все члены семьи, бабушки, дедушки, дети, они мёрзнут там, потому что газовики вместе с прокуратурой разбираются, а можно ли отключать газ, а если газ отключили за неуплату до этого осенью или летом, накануне, надо ли его включать на период отопительного сезона, и никто этого не знает до сих пор. И такие сложные ситуации, протесты, обращения в прокуратуру, судебные решения и кое-где даже возбуждённые уголовные дела - это порождение того, что законодательно чётко не урегулированы те процессы, о которых мы говорим. Поэтому наряду с тем, что, безусловно, нельзя блокировать водоотведение по тем причинам, о которых сказала Галина Петровна, я их, может быть, чуть позже ещё раз назову, блокировать возможность использования газа на цели отопления (а где-то ещё используется электричество) совершенно недопустимо. И страдают порой не только те, кто не платит. Многоквартирный дом - тоже классический пример, - трёхэтажный, на втором этаже газ отключён, второй этаж не отапливается, там температура наружного воздуха. Сами понимаете, что те, кто живёт на первом этаже, и те, кто живёт на третьем этаже, от этого, мягко говоря, страдают, потому что весь этот холод не удаётся компенсировать даже путём интенсивной работы котлов на первом и третьем этажах. И люди в итоге страдают из-за человека, который не заплатил и которому в принципе нельзя отключать газ, но газовики его отключают, опять же порой рискуя, порой каким-то образом договариваясь или, наоборот, игнорируя любые требования и органов опеки, и органов прокуратуры. Я предлагаю однозначно записать, что не может быть прекращено газоснабжение, если газ идёт на цели отопления (в отопительный период, повторяю). У нас холодная страна, и лишать наших граждан возможности не то что жить комфортно, но хотя бы элементарно не замёрзнуть зимой... Ну, на мой взгляд, предлагается совершенно правильное и адекватное решение. И второе, что касается водоотведения. Галина Петровна правильно описала, это в определённой степени для управляющей компании действенный метод, и восемь из десяти человек, к которым такая мера применяется, может быть, побегут и действительно бегут оплачивать свои долги, но двое никуда не бегут. И самое главное, что от их действий в итоге, в последующем страдают не они. Когда вода не поступает в квартиру, а эти граждане, давайте назовём их социально неадаптированными, делают все свои дела, естественные нужды справляют в тот же унитаз, потом всё это выливается на пол, потом эти запахи и этот пролив распространяются и вниз, и в соседние квартиры, вы прекрасно понимаете, как живётся их соседям по лестничной клетке. Управляющей компании всё равно, она деньги взяла, а вот два-три соседа пусть страдают. Или когда всё это, скажем так, хозяйство сваливается в ведро, а ведро выливается около подъезда и тогда весь дом вынужден вдыхать соответствующие ароматы, которые вот в этой квартире, скажем так, произведены. Я, конечно, понимаю, что здесь должны работать, может быть, другие силы, здесь надо каким-то образом подключать участкового, там, Роспотребнадзор, штрафовать или ещё что-то, но в итоге, пока это всё задействуется, а у нас, скажем так, право собственности даже таких граждан никоим образом не нарушается и они, закрывшись у себя в квартире, могут делать что хотят длительное время, страдают нормальные, вполне законопослушные граждане. На наш взгляд, сегодня необходимо точно так же, как и отключать отопление в отопительный сезон, запретить все эти варианты с блокировкой канализации, особенно в многоквартирных домах, потому что, кроме проблем окружающим, они ничего больше не приносят ни в части восстановления какой-то жуткой платёжной дисциплины, ни в части каких-то дополнительных действий. Считается, что это нормальные, элементарные методы, - но, если от таких мер страдает пусть даже один ни в чём не повинный человек, нормальный плательщик, законопослушный, применять данные методы воздействия ни в коем случае нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом по этим двум законопроектам выступает Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В данных законопроектах в принципе предлагается одно и то же, только через изменения в разные статьи Жилищного кодекса - в 155-ю и в 157-ю. Газ для услуги по отоплению и водоснабжению в многоквартирном доме - это минимально необходимые услуги. Вполне обоснованно в постановлении правительства № 354, на которое сегодня ссылались, в разделе XI, пункт 119, правил предоставления коммунальных услуг, их запрещено отключать. Так что если сегодня ресурсоснабжающие организации, управляющие организации пытаются отключить газ, даже если это индивидуальный котёл, используемый в целях отопления, - это явное нарушение законодательства и нормативных правовых актов, они не имеют права отключать. Тут вопросов нет. Это достаточно чётко урегулировано постановлением и федеральным законодательством. Когда мы рассматривали данные законопроекты на заседании комитета, было отмечено, что всё-таки в 354-м постановлении достаточно полно урегулированы эти вопросы. И не так просто перекрыть газ или водоотведение. Про водоснабжение не говорим, водоснабжение в многоквартирном доме не подлежит отключению. Для того чтобы отключить, необходимо за 20 дней - это в соответствии с постановлением № 354 - предупредить собственника или нанимателя о том, что у него имеется двухмесячная задолженность и что будет отключена та или иная коммунальная услуга, подача электроэнергии или водоотведение. Потом, по истечении 20 дней, если собственник или наниматель не начал оплачивать эту коммунальную услугу, - правда, сегодня практика говорит, что даже частичная оплата не влияет, - то это влечёт за собой повторное уведомление, и вот уже после этого через 10 дней ресурсоснабжающая или управляющая организация имеет право отключить ту или иную коммунальную услугу, которую возможно отключить. В итоге даётся 30 дней собственнику или нанимателю для того, чтобы принять обоснованное решение. Что тут говорить, в любом случае отключение ресурсов - это один из самых действенных механизмов. К примеру, при подготовке к рассмотрению данного законопроекта ещё в январе 2020 года я говорил, что у нас в 2020 году, с января по январь, было открыто 3,8 миллиона исполнительных производств по отключению на 144 миллиарда рублей, так вот по итогам декабря 2020 года сумма остатка составила 76 миллиардов рублей, то есть всего 47 процентов исполнительных листов было исполнено судебными приставами. Здесь ещё ведь вопрос и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КАЧКАЕВ П. Р. Я прошу прощения, я очень коротко. Вопрос ещё и в самой службе судебных приставов. Конечно, она улучшила работу, ещё четыре года назад - я тоже эту статистику брал - всего 25 процентов исполнительных листов исполнялось, сегодня 47 процентов, но в принципе есть к чему стремиться. Я думаю, что даже без этих законопроектов мы поправим наши дела. Комитет по обоим законопроектам голосует против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации", это пункт 34.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 34.2. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Спасибо. Покажите результаты голосования по пункту 34.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 18 сек.) Проголосовало за 87 чел.19,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7 % 87 - за. Покажите результаты голосования по пункту 34.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 46 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % 93 - за. Таким образом, законопроект под пунктом 34.1 отклоняется, а по законопроекту под пунктом 34.2 проведём голосование. Включите режим голосования, пожалуйста. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 36 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Этот законопроект тоже отклоняется.