Заседание № 88
О проекте федерального закона № 339251-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (в части расширения перечня категорий пострадавших граждан, а также прав граждан, являющихся потомками первого и второго поколений пострадавших).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, мы сейчас можем рассмотреть 12-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Курганская областная Дума доверила представлять законопроект депутату Государственной Думы Николаю Максимовичу Безбородову. Пожалуйста, Николай Максимович. Потом содоклад - Иван Яковлевич Мосякин. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Вашему вниманию в первом чтении представляется проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Законопроект внесен Курганской областной Думой в 2003 году. О ком и о чем идет речь? В соответствии с указанным федеральным законом гражданам, проживавшим в 1949-1956 годах в населенных пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, предоставляются льготы и компенсации, но предоставляются они в зависимости от накопленной эффективной дозы облучения. В то же время есть граждане, которые в 1949-1956 годах также проживали в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и пострадали от воздействия аварии в 1957 году, но дозы их облучения не учитывались. Как быть с ними? Цели законопроекта: первое, распространить льготы и компенсации, установленные федеральным законом, на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов, и, второе, распространить льготы и компенсации, установленные для инвалидов-"чернобыльцев", на лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста и являющихся потомками первого и второго поколений граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, то есть на граждан, которые страдают заболеваниями или стали инвалидами вследствие воздействия радиации на их родителей. По Челябинской, Свердловской и Курганской областям вместе сегодня их около ста человек. По оценке Курганской областной Думы, реализация законопроекта потребует ежегодно дополнительных затрат из федерального бюджета в сумме около 35 миллионов рублей. На законопроект поступили: заключение Правительства Российской Федерации - отрицательное, заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике - отрицательное, заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике - отрицательное. От законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило всего восемьдесят два отзыва, из них сорок шесть - положительных и двадцать восемь - отрицательных. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу поддержать законодательную инициативу Курганской областной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" принять в первом чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ивана Яковлевича Мосякина. Пожалуйста, Иван Яковлевич. МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона. Данный законопроект направлен на расширение категорий граждан, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживавшим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, отдельным категориям, в зависимости (обращаю внимание) от дозы облучения, непосредственного участия в ликвидации последствий аварии, места и времени проживания на загрязненных территориях. Курганская областная Дума предлагает льготы и компенсации, установленные указанным федеральным законом, распространить на граждан, которые проживали в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, но без учета накопленной ими дозы облучения. Принятие этого предложения приведет к противоречию Федеральному закону "О радиационной безопасности населения", в соответствии с которым критерием для предоставления мер социальной защиты гражданам являются средняя годовая и накопленная эффективная дозы облучения. Кроме того, законопроектом предлагается льготы и компенсации, установленные для инвалидов-"чернобыльцев", распространить на достигших совершеннолетия граждан, являющихся потомками первого и второго поколений пострадавших граждан при подтверждении в установленном порядке причинной связи заболеваний или инвалидности с последствиями воздействия радиации на их родителей. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта. В его заключении указывается на противоречие законопроекта Федеральному закону "О радиационной безопасности населения", статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на неопределенность вводимого понятия "потомки первого и второго поколения граждан, подвергшихся радиационному воздействию". Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не поддерживающие законопроект, также указывают на его противоречие действующему законодательству и на необходимость раскрытия понятия "потомки первого и второго поколения граждан...". Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию представленного законопроекта по указанным выше основаниям. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении указывает на необходимость приведения законопроекта в соответствие с нормами статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также уточнений использованной в законопроекте терминологии. Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", внесенный Курганской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Яковлевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопрос у Гришанкова Михаила Игнатьевича. Пожалуйста, Михаил Игнатьевич. (Депутаты, которые докладывали законопроект, ответят с места.) ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! У меня даже не столько вопрос, сколько небольшой комментарий по данному законопроекту. Да, действительно, в нем есть внутренние противоречия, и совершенно правильно указали на неопределенность понятия "потомки первого и второго поколения...", но то, что около ста человек, которые потеряли здоровье в результате воздействия радиации, на сегодняшний день не пользуются защитой государства, - это на самом деле недопустимо. Хочу просто отметить, что Законодательное Собрание Челябинской области совместно с администрацией в настоящий момент готовит новый закон о защите пострадавших от аварии на "Маяке", где данная норма будет прописана. Поэтому этот вопрос в конце концов надо будет решать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Локотя Анатолия Евгеньевича. ЛОКОТЬ А. Е. Я с коллегой Гришанковым совершенно согласен, потому что у нас есть примеры и по другим территориям. Это некий прецедент, этот законопроект. А вопрос следующий. Иван Яковлевич, вам вопрос: а как посчитать им дозу? Потому что основной аргумент против - то, что без учета дозы. А как им дозу посчитать? У них наверняка не было счетчиков с собой, когда они там проживали. Либо это должен быть временной какой-то расчет, либо как-то по-другому. Есть прецеденты, как это делать? Как это сделать, чтобы учесть в законе? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Яковлевич... Включите микрофон депутату Мосякину. МОСЯКИН И. Я. Есть механизм определения полученной дозы радиации, и абсолютное большинство людей, которые пострадали в ходе этой аварии, получили необходимые льготы - закон действует. Сегодня, еще раз повторяю, речь идет о шести тысячах человек, которые не получили серьезной дозы радиации, а Курганская областная Дума хотела бы приравнять их по льготам к людям, действительно пострадавшим. Что касается детей - потомков первого и второго поколения (я с Михаилом Игнатьевичем согласен, действительно, они работают в этом направлении), Государственная Дума вправе вернуться к рассмотрению ситуации по детям-инвалидам - потомкам первого и второго поколения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кармазина Раиса Васильевна, ваш вопрос. Вопроса нет. Коллеги, желающие выступить есть? Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я считаю, что в таком виде законопроект не может быть принят. Во-первых, он расширяет круг лиц без учета накопленной эффективной дозы облучения. Это будет несправедливо по отношению к тем лицам, которые работали по устранению этой аварии и которые проживали там на момент аварии. Это первое. Второе. Законопроект предлагает распространить льготы и компенсации на лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, являющихся потомками. При этом законопроект не уточняет, кто относится к данной категории граждан, поэтому данным законопроектом невозможно будет воспользоваться и реализовать это право. Просто льготники не смогут реализовать свое право. Такого понятия нет - "потомки". Сегодня вот по данному вопросу потомки, завтра придут - по Куликовской битве, послезавтра придут - по Бородинскому сражению. Считаю, что в таком виде мы, законодатели, не должны принимать закон. И третье. Финансово-экономическое обоснование приводится только по Курганской области. Мы - законодатели федерального уровня. Я хочу напомнить, что, когда летом мы принимали 122-й закон, правительство, представив свои расчеты, говорило, что у нас двенадцать миллионов льготников (на сегодня это четырнадцать миллионов). И я убеждена более чем на 100 процентов, что здесь не всё просчитано. Эти граждане проживают не только в Курганской области, они проживают по всей России. Поэтому данный законопроект вот в таком виде нельзя принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все выступили? Депутат Гартунг, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, действительно, в этом законе есть недоработки, но они могут быть устранены в процедуре второго чтения. И законопроект этот нужно принимать, потому что люди, пострадавшие от действий государства, должны иметь компенсацию, и особенно это касается детей пострадавших. Речь идет, вообще, не о какой-то большой массе людей, а о людях, которых на самом деле не так уж и много, поэтому я прошу поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все желающие выступили. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 34 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Не принято.