Заседание № 139

14.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 339221-6 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части вынесения на публичные слушания проектов нормативных правовых актов об установлении и изменении тарифов на услуги коммунального комплекса, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5388 по 5860 из 6354
Продолжаем работать по повестке дня. 19-й вопрос, проект федерального закона    
"О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "Об общих принципах       
организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части вынесения   
на публичные слушания проектов нормативных правовых актов об установлении и     
изменении тарифов на услуги коммунального комплекса, предоставляемые            
муниципальными предприятиями и учреждениями".                                   
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Очень           
правильно началась наша весенняя сессия, на мой взгляд: сегодня в повестке      
дня четырнадцать законопроектов, которые внесла фракция ЛДПР. Единственное,     
что омрачает мою радость, - это то, что все они отклонены, кроме                
рассматриваемого в данный момент, поэтому я буду выступать, наверное, до тех    
пор, пока не смогу вас убедить всё-таки принять этот законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, суть данного законопроекта - внесение изменений в закон      
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации" в части вынесения на публичные слушания проектов нормативных         
правовых актов об установлении и изменении тарифов на услуги коммунального      
комплекса. Надо сказать, что положением статьи 35 федерального закона №         
131-ФЗ "Об общих принципах..." к полномочиям органов местного самоуправления    
поселений, муниципальных районов, городских округов по решению вопросов         
местного значения в том числе отнесено установление тарифов на услуги,          
предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не       
предусмотрено федеральными законами. Вот именно эта статья позволила нам,       
группе депутатов от фракции ЛДПР, выйти с предложением о том, чтобы наиболее    
значимые вопросы - а к таковым мы относим сегодня ситуацию в сфере              
жилищно-коммунального хозяйства, в сфере установления тарифов,                  
взаимоотношения населения с ресурсоснабжающими организациями, с управляющими    
компаниями - выносились на публичное обсуждение.                                
                                                                                
Надо сказать, что эта тема является в последнее время особенно актуальной. И    
в послании президента, и в последних выступлениях руководителей                 
Государственной Думы и Совета Федерации речь идёт об увеличении роли            
общественного контроля при установлении тарифов в сфере жилищно-коммунального   
хозяйства. Вместе с тем, на мой взгляд, то, что мы сегодня делаем, имеет        
немножко искажённую форму и вряд ли вот тот закон, который мы в конце года      
принимали, об общественном контроле в сфере ЖКХ, поможет как-то реагировать     
на те посылы, которые мы слышим от руководства страны. Закон об общественном    
контроле фактически даёт возможность людям прийти в управляющие компании, в     
ресурсоснабжающие компании уже после установления тарифов, причём людям,        
которые вряд ли понимают механизм формирования тарифов, их структуру. И         
фактически по тому закону мы будем иметь дело с теми швондерами, которые        
будут приходить в управляющие компании, в другие организации и формально        
стучать по столу и требовать, например, установки себе антенн, ещё каких-то     
преференций в обмен на то, что они больше не будут приходить и кричать,         
скандалить вот здесь, в управляющей компании.                                   
                                                                                
Если положить на весы тот закон, о котором я говорю, об общественном контроле   
в сфере ЖКХ, и тот, который сегодня предлагает фракция ЛДПР, о проведении       
публичных слушаний, то, на мой взгляд, наш более корректен: публичные           
слушания - это форма, которая опирается на правовое поле, на положения 131-го   
закона, и мы могли бы как раз в рамках этого правового поля решать многие       
вопросы, о которых сегодня нам говорит президент.                               
                                                                                
Я внимательно посмотрел замечания комитета по нашему законопроекту, и надо      
сказать, что подмечено очень много моментов, которые являются, на мой взгляд,   
актуальными. Это касается и инвестиционной привлекательности, и                 
конкурентоспособности, и сложности проведения слушаний, и так далее.            
Единственное, в чём отличие, - это резюме. Мне все эти замечания позволяют      
сделать вывод о том, что всё это можно преодолеть и нужно преодолеть.           
                                                                                
Соглашаясь с оценкой и с мнением комитета, я, к сожалению, с выводами           
комитета согласиться никак не могу. Давайте возьмём основной аргумент           
комитета: если мы вынесем на публичные слушания такой сложный вопрос, как       
тарифы на услуги коммунального комплекса, то вряд ли кто-то из присутствующих   
на слушаниях одобрит повышение тарифов. Коллеги, мы же проводим публичные       
слушания по вопросам изменения градостроительных норм, правил застройки,        
проводим публичные слушания по бюджету. Вы что, хотите сказать, что житель,     
который пришёл на публичные слушания по бюджету или когда в субъекте            
принимается минимальный размер заработной платы, или когда мы принимаем в       
бюджете нулевые показатели по социальному жилью и так далее... Мы же как-то     
проводим эти слушания! И я хочу сказать, что слушания для городских советов     
всё-таки являются не определяющим моментом, а одним из элементов работы,        
проводимой до принятия данного решения. Поэтому вот с этой точки зрения я не    
могу согласиться, что публичные слушания по тарифам провести практически        
невозможно. Их нужно проводить!                                                 
                                                                                
Давайте задумаемся: а кто придёт на эти слушания? Я вам могу сказать, что       
придут как раз те люди, те жители, которые реально понимают, как формируется    
тариф, и у которых могут возникнуть вопросы о прозрачности тарифов наших        
ресурсоснабжающих компаний.                                                     
                                                                                
Ну вот я для примера взял и посмотрел инвестиционные программы, которые у нас   
в городе Оренбурге приняты. Если брать теплогенерирующую компанию, то надо      
сказать, что у них всё чётко прописано, скажем, в каждом разделе указана        
перекладка: например, теплотрасса М3 - от участка теплотрассы от ТЭЦ до         
ТК3.0, и так практически по всей программе, поэтому понятно, что на             
определённом участке в инвестиционной составляющей к тарифу добавлена           
составляющая по перекладке тех или иных сетей. А вот если мы возьмём            
программу ООО "Оренбург Водоканал", то есть муниципального учреждения, то       
увидим там интересные моменты, касающиеся перекладки, и формулируется всё       
очень просто, например, там такая формулировка: обеспечение объектов            
строительства, реконструкции инженерной инфраструктурой - 120 миллионов, и      
точка. О чём это говорит? Это говорит о том, что тариф достаточно туманный,     
непрозрачный, ведь если сегодня это входит в инвестиционную составляющую, то    
не должны брать плату за подключение и так далее, здесь же практически          
невозможно понять, что сюда входит. Так вот возможность прийти на публичные     
слушания - это не столько, скажем так, возможность для заинтересованных лиц     
показать своё понимание и профессионализм, сколько показатель открытости        
работы муниципальных учреждений и предприятий по формированию тарифов. И если   
бы руководители муниципального предприятия "Оренбург Водоканал" понимали, что   
им придётся объяснять, что такое перекладка сетей по водоотведению и            
водоснабжению, то, наверное, они не стали бы вот таким образом, вот так         
туманно, это всё формулировать.                                                 
                                                                                
Что касается инвестиционной привлекательности. Комитет укоряет: кто придёт в    
эту отрасль, если мы будем вот так открыто, публично защищать тарифы? Я         
считаю, что мы не должны сегодня привлекать инвесторов только ради              
привлечения. Я вам могу сказать, что сегодня инвесторы и руководители наших     
ресурсоснабжающих организаций - это дикие инвесторы, они закладывают в тариф    
всё что хотят, и остановить их практически невозможно.                          
                                                                                
Вот в заключении написано, что существует коллегиальный орган, в частности      
горсовет, который утверждает эти тарифы. Давайте мы с вами посмотрим, что это   
за коллегиальный орган. Сегодня общими усилиями, в том числе и нашими, мы       
практически лишаем городские советы оппозиции. Сегодня механизм принятия        
депутатов обсуждается у нас в городе - они ставят ноль от партий, ноль, то      
есть 100 процентов - одномандатники. Это пятисотпятидесятитысячный город, в     
котором не будет... Я вам так скажу: у нас сегодня нет ни одного                
депутата-одномандатника, то есть у нас все десять депутатов по партийным        
спискам прошли, - кто будет в этом городском совете хотя бы ставить вопрос,     
для того чтобы публично его осветить?! А давайте посмотрим, кто в этом          
коллегиальном органе состоит, кто является депутатом горсовета. Я вам скажу:    
четыре представителя теплогенерирующей компании, два представителя облгаза,     
два представителя управляющих компаний, то есть практически ресурсоснабжающие   
организации сегодня и принимают эти тарифы. Поэтому то, что мы предлагаем от    
фракции ЛДПР вынести это на публичное обсуждение, - это, на наш взгляд, как     
раз даёт возможность достаточно чётко и правильно сформулировать вопросы и их   
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
Я могу сказать, чтобы было понимание, почему я отстаиваю эти положения: я       
считаю, что, вообще-то, если мы говорим о ЖКХ, других вариантов для изменения   
ситуации, кроме как введение конкуренции в эту среду, у нас нет, ну просто      
нет! То жёсткое регулирование, которое было у нас, сегодня ушло, в рыночных     
условиях оно действовать не может, поэтому для того, чтобы сегодня на этот      
рынок пришли добросовестные инвесторы, для того, чтобы тарифы были              
прозрачными, для того, чтобы не швондеры беспокоили, так сказать, в рамках      
того общественного контроля, который мы хотим ввести, а приходили строители,    
приходили люди, которые понимают структуру себестоимости, понимают, как         
формируется тариф, как меняется уровень заработной платы, как увидеть           
инвестиционную составляющую в инвестпрограммах, - вот для этого нужно           
выносить эти проекты нормативных правовых актов на публичные слушания.          
Бояться того, что у нас никогда не будут приняты тарифы с учётом инфляции или   
ещё чего-то, я думаю, не стоит. Это процесс открытый, и, на мой взгляд, это     
позволит выполнить те задачи, которые сегодня ставят перед нами и президент,    
и правительство, а самое главное - это то, чего ждут от нас наши граждане:      
во-первых, чтобы тарифы стали доступными, а во-вторых, чтобы качество услуг     
стало выше.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Пётр Иванович Пимашков.                                  
                                                                                
ПИМАШКОВ П. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет считает, что концепция      
законопроекта не может быть поддержана по следующим основаниям. Согласно        
Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций               
коммунального комплекса" органы местного самоуправления обязаны публиковать     
информацию о тарифах и надбавках. Таким образом, вопрос публичного контроля     
за установлением муниципальных тарифов уже урегулирован действующим             
законодательством. Кроме того, в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ    
для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного       
значения могут проводиться публичные слушания, в том числе и по инициативе      
населения. Иными словами, возможность проведения публичных слушаний по этим     
вопросам как одна из форм участия населения в осуществлении местного            
самоуправления также предусмотрена действующим законодательством. Таким         
образом, считаем, что принятие закона приведёт к излишнему регулированию        
отношений в данной сфере и к дублированию функций органов местного              
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Следует отметить, что комитетом-соисполнителем - Комитетом по жилищной          
политике и жилищно-коммунальному хозяйству представлено отрицательное           
заключение на этот законопроект, в котором говорится, что процесс               
установления тарифов имеет чётко регламентированную временную структуру         
прохождения документов с установленными датами и сроками принятия ключевых      
решений и совершения промежуточных действий. Также идея проведения              
общественных слушаний в отношении тарифных решений будет противоречить          
обозначенному Президентом Российской Федерации курсу на повышение               
инвестиционной привлекательности отраслей, связанной с предоставлением          
коммунальных услуг и с передачей ресурсоснабжающих предприятий частным          
операторам. Логично предположить, что ни один частный оператор не сможет        
взять объект коммунальной инфраструктуры в управление ввиду существенных        
рисков такой деятельности, обусловленных принятием экономически значимых        
решений на уровне общественных слушаний.                                        
                                                                                
Уважаемый докладчик говорил о том, что придут добросовестные инвесторы и, для   
того чтобы они пришли, надо принять предлагаемый проект закона. Практика как    
раз говорит о том, что если добросовестный инвестор будет видеть, что эта       
отрасль никогда не станет привлекательной, то он никогда не придёт на этот      
рынок.                                                                          
                                                                                
Таким образом, с учётом изложенного комитет пришёл к следующему выводу: не      
поддерживать концепцию законопроекта и рекомендовать отклонить его при          
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Иванович.                                   
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Никто не записался. А, есть.             
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Михайлович, законопроект, конечно,              
интересный, но уже проводились такие слушания, в ходе которых муниципальные     
власти всегда говорили: мы не против снизить тарифы или хотя бы заморозить      
их, но скажите, где взять деньги, ведь у нас одни долги? И вопрос зависает.     
Не кажется ли вам, что сначала нужно направить деньги в муниципалитеты, а       
потом уже обсуждать, как лучше их использовать?                                 
                                                                                
А деньги есть. Так, в прошлом году был добыт рекордный объём нефти в России -   
523 миллиона тонн, а деньги где? Опять возрос объём добычи газа - 628           
миллиардов кубометров газа, а деньги где? Вот деньги для реализации этого       
закона, без которых он не будет работать. Только за последнюю неделю,           
прошлого года конечно, в международные резервы направлено дополнительно 3       
миллиарда долларов российских денег, 511 миллиардов долларов составляют         
международные резервы России. А отток капитала из России только за одну         
первую неделю составил 40 миллионов долларов... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вы вопрос хотели задать.             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, вопроса я не услышал, констатацию я услышал, но,      
может быть, Сергей Михайлович Катасонов услышал вопрос?                         
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Да, я услышал. В самом начале немножко было о том, что, может   
быть, лучше направить в отрасль федеральные деньги, а не проводить слушания.    
                                                                                
Я пытался обратить внимание в своём выступлении на то, что анализ особенно      
инвестиционных программ показывает очень много непонятных моментов, тёмных      
пятен в деятельности наших ресурсоснабжающих организаций. Например, 300         
миллионов наша оренбургская теплогенерирующая компания отчисляет в Самару, в    
головное предприятие. Если взять водоканал, то за оказание консультационных     
услуг порядка 200 миллионов уходит в Москву и так далее. Это же всё скрытые     
способы выведения прибыли и фактически перекладывание результатов               
экономической деятельности на плечи населения.                                  
                                                                                
Я не против того, чтобы мы средства от продажи нефти направили на ремонт, у     
нас громадный износ, до 70 процентов, сетей и так далее, и без государства мы   
всё равно это не решим, но речь идёт о другом, о том, чтобы пришли инвесторы,   
у которых нет задачи продолжать обирать население. Сегодня все мелкие           
ресурсоснабжающие предприятия, работающие в этой сфере, конечно, подавлены,     
пришли гиганты, которые в состоянии и пролоббировать депутатов в городские      
советы, и назначить своих сити-менеджеров. Их цель - выведение, так скажем,     
через коммуналку средств населения. Чтобы их в этом ограничить, чтобы           
поставить преграду на этом пути, мы и предлагаем проводить публичные            
слушания.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к Петру Ивановичу Пимашкову.                               
                                                                                
Пётр Иванович, я знаю, что вы опытный хозяйственник, крупным городом долго      
занимались, и всё же в вашей аргументации чётко есть баланс интересов... Что    
такое тарифы? Это интересы инвестора или монополии, с одной стороны, а с        
другой, интересы населения. Вы настаивали на том, что население всегда будет    
протестовать. Если наша политика в области тарифов представляет собой только    
скачки вперёд, то, конечно, будет протестовать. Будьте добры, скажите, каково   
ваше понимание вот этого баланса интересов?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пётр Иванович Пимашков, пожалуйста.                       
                                                                                
ПИМАШКОВ П. И. Прежде всего я хотел бы сказать, что именно муниципальные        
организации на сегодняшний день наиболее слабо материально обеспечены,          
являются, как правило, убыточными, как раз, наоборот, надо действительно туда   
вкладывать больше средств. Если мы перейдём на систему публичных слушаний при   
решении этих вопросов, мы, наоборот, усугубим ситуацию, и тем самым сделаем     
качество услуг для населения более низким.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Вопрос Сергею Михайловичу.                                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, великолепное было у вас выступление, просто        
можно позавидовать, но ответьте, пожалуйста, на вопрос. Вот вы говорите о       
конкуренции, о том, что надо уметь рассчитывать себестоимость, посчитать вот    
этот самый тариф. Я могу посчитать и себестоимость, и тариф и могу сказать,     
что сегодня тариф, скажем, на горячую воду в два - два с половиной раза         
превышает себестоимость с приплюсованной двадцатипроцентной прибылью, но        
объясните, какая конкуренция здесь может быть? Вот мне подключена холодная и    
горячая вода - и что, откуда-то по другим трубам поступит в дом вода, что,      
кто-то другой мне будет по другой цене её поставлять? Я что-то не совсем        
понимаю, как это в ЖЭКе в этом случае может быть какая-то конкуренция.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Что касается процедуры публичных слушаний, то мы переходим к    
публичной защите тарифов тем или иным инвестором, не случайно же подняли        
вопрос о том, что не каждый инвестор сегодня может прийти при такой жёсткой     
системе централизации. Вот давайте рассмотрим ситуацию: если мы имеем сегодня   
головное предприятие "Росводоканал", то, я уверяю вас, половина прибыли         
выводится, она не направляется на воспроизводство фондов, а выводится,          
поэтому на этих же слушаниях мы можем услышать позицию другого предприятия,     
того же муниципального предприятия, которое готово за меньшую сумму             
производить те же работы. Вот где вопросы конкуренции! Где публично это может   
быть - что, в кабинете мэра города, что ли, они будут конкурировать? Да         
никогда они там не будут конкурировать! А вот на публичных слушаниях, когда     
есть программа одного предприятия, пусть это будет "Росводоканал", когда есть   
программа другого, пусть это будет муниципальное предприятие, которое           
работало в этой сфере, они могут доказать населению (то, о чём вы говорите!),   
что за тариф, который в полтора раза ниже, они будут оказывать те же услуги.    
Мы считаем, что это механизм, который запустит конкуренцию в сфере ЖКХ.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Сергей Михайлович, бесспорно, надо что-то делать в сфере            
жилищно-коммунальных услуг, рост тарифов уже настолько невыносим, что           
население просто стонет от платежей за квартиру, за коммунальные услуги, но     
то, что вы предлагаете, абсолютно нежизненно. Я вспоминаю нехороший анекдот,    
когда армянскому радио задали вопрос и радио корректно, правда, ответило:       
когда много людей - много советов. Публичные слушания уже были по другим        
вопросам и показали: никаких решений практически нет, всё равно власть решает   
так, как ей выгодно, как говорится, получает свой навар. Всё-таки надо          
перейти, по всей видимости, к закону о торговле и к установлению                
рентабельности предприятий, а если рентабельность завышена и получают           
сверхдоходы - естественно, должна наступать и ответственность. Вот вы с этим    
согласны или нет?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Я понял, о чём вы говорите. Существуют различные методы         
установления тарифов. Вы говорите о методе планирования, когда идут от          
достигнутого, планируют определённый уровень роста издержек и к старому         
тарифу просто добавляют вот этот индекс. Есть другой принцип, который, на мой   
взгляд, является более рыночным и более подходящим, - это когда защищается      
каждая статья затрат, и вот при этой защите можно реально увидеть, скажем       
так, двух или трёх претендентов. А на чём именно, где они хотят сэкономить -    
они хотят сэкономить на качестве услуг, они хотят сэкономить на том, что        
будут перекладывать меньше теплотрасс или водотрасс? Здесь, на мой взгляд,      
всё-таки только индексировать не совсем правильно. Кроме того, у нас сегодня    
есть положение ФСТ, которым такие ограничения уже и так накладываются. Мы       
говорим о том, что сегодня эти тарифы завышены, и для того, чтобы перейти к     
реальному снижению, а не просто индексировать на уровне инфляции, как сейчас,   
мы должны запустить механизм открытой и честной конкурентной борьбы             
ресурсоснабжающих организаций. Другого способа, кроме как проводить публичные   
слушания, мы в ЛДПР сегодня не видим, поэтому предлагаем начать с этого.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова, пожалуйста.                                    
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, проанализировав данный законопроект, я не могу согласиться   
с решением ответственного комитета, принявшего решение отклонить данную         
законодательную инициативу, по следующим основаниям.                            
                                                                                
Во-первых, в своём заключении комитет ссылается на нормы Федерального закона    
№ 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального            
комплекса" в части обязанности органов местного самоуправления публиковать      
информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций      
коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих      
программ, тем самым комитет считает, что вопрос публичного контроля за          
установлением тарифов уже урегулирован. Да, согласна, но органы местного        
самоуправления публикуют информацию по факту, и население муниципального        
образования никаким образом не может повлиять на ситуацию в плане контроля      
тарифов.                                                                        
                                                                                
Во-вторых, также комитет ссылается на нормы 131-го федерального закона,         
касающиеся возможности - подчеркну: возможности! - проведения публичных         
слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам       
местного значения. Соглашусь, могут проводиться, но, как правило, не            
проводятся.                                                                     
                                                                                
В связи с этим считаю, что аргументация по отклонению данного законопроекта     
неубедительна. Тарифы в сфере ЖКХ, как и вся сфера в целом, касаются каждого    
без исключения гражданина Российской Федерации, и поэтому данный законопроект   
необходимо принимать в первом чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Филиппович Шрейдер.                                                      
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ" предлагает данный законопроект отклонить. Если уйти от эмоций, то       
надо отметить, что на сегодняшний день действует 131-й федеральный закон,       
который даёт населению возможность и право проводить публичные слушания по      
любым вопросам, в том числе и по формированию тарифов. И коль законодательная   
база на сегодняшний день эту задачу позволяет решить, необходимости в           
принятии дополнительного закона нет.                                            
                                                                                
Ещё раз повторю: фракция предлагает данный законопроект отклонить.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Ну, нельзя согласиться с этой аргументацией, поскольку вы же      
сами справедливо сказали, что это право муниципалитетов - самостоятельно        
определять, по каким вопросам, где и когда проводить слушания. В этом           
законопроекте фракцией ЛДПР предлагается в обязательном порядке по данным       
вопросам проводить публичные слушания - это совершенно разные подходы: есть     
факультативные вопросы, которые можно рассматривать, можно не рассматривать,    
и есть вопросы, которые для рассмотрения обязательны.                           
                                                                                
Практика проведения обязательных публичных слушаний как раз и показывает, что   
муниципальные власти делают всё для того, чтобы широкий круг населения полную   
информацию о дате, времени, месте проведения публичных слушаний не узнал,       
материалов публичных слушаний не получил, к сожалению, именно это мы видим.     
Действующее законодательство предусматривает проведение публичных слушаний      
при внесении изменений в устав, при рассмотрении бюджета и так далее, однако    
мы все знаем, какая подготовительная работа этому предшествует - такая, чтобы   
на слушания пришли только члены аффилированных общественных организаций,        
представители администрации муниципалитета и другие заинтересованные лица, а    
те, кто мало-мальски разбирается, или люди, которые желают разобраться в этом   
вопросе, естественно, на эти публичные слушания не попадают.                    
                                                                                
Нам представляется, что данная законодательная инициатива крайне важна,         
поскольку можно сколь угодно много вводить штрафных, карательных санкций для    
неплательщиков, но мы не решим главную проблему - нет сознания человеком        
того, что он обязан платить за своё имущество, за его обслуживание, за          
предоставление услуг.                                                           
                                                                                
И совершенно правильно докладчик сказал, что нужно стимулировать конкурентную   
среду, а конкурентная среда возможна только в одном случае - если процесс       
тарифообразования будет понятен и прозрачен для всех, тогда люди без проблем    
выберут нужную, выгодную и подходящую им управляющую организацию,               
ресурсоснабжающую организацию, потому что будут понимать, что эти               
организации, фирмы предложат им более выгодные условия. Мы же не упрекаем       
своих граждан, когда они идут в продуктовый магазин и при выборе продуктов      
руководствуются для всех ясными и понятными критериями - ценой, качеством,      
ассортиментом. Но если завуалировать тарифы и ценообразование в сфере ЖКХ,      
никогда никакой конкуренции мы в этой сфере не наладим, поэтому огромная        
просьба поддержать законопроект депутата фракции ЛДПР.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, добавите? Нет.                         
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              196 чел.43,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    198 чел.                                          
Не голосовало                 252 чел.56,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.