Заседание № 192

17.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 339213-6 "О внесении изменений в статью 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся повышения уровня заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3990 по 4121 из 5996
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 99       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".                    
                                                                                
Докладывает Виктор Евграфович Шудегов.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию   
представляется подготовленный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" законопроект "О    
внесении изменений в статью 99 Федерального закона "Об образовании в            
Российской Федерации", устанавливающий размеры и порядок повышения заработной   
платы педагогическим работникам государственных и муниципальных                 
образовательных организаций.                                                    
                                                                                
Необходимость разработки рассматриваемого законопроекта обусловлена тем, что    
принятый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"              
устанавливает расходы на оплату труда только в отношении педагогических         
работников муниципальных общеобразовательных организаций, это часть 3 статьи    
99, хотя в первоначальном варианте, как вы помните, предусматривалось           
повышение заработной платы всем работникам образования. Следовательно,          
установив порядок расчёта расходов на заработную плату педагогических           
работников муниципальных общеобразовательных учреждений, был проигнорирован     
порядок расчёта расходов на оплату труда педагогических работников других       
типов образовательных организаций - вузов, колледжей, организаций               
дополнительного образования и так далее, - которым в соответствии с указом      
президента повышение заработной платы предусмотрено лишь к 2018 году.           
Учитывая, что учителям начали повышать заработную плату с 2012 года, разница    
в повышении зарплаты остальным работникам образования составляет шесть лет -    
многие работники образования с грустью говорят, что они не останутся в          
профессии до этого срока, это же касается и нас, депутатов, коллеги, ведь       
наши полномочия заканчиваются в 2016 году. Более того, закон не определяет      
конкретный объём работы педагога, за который он может получить указанный        
средний размер оплаты труда, а как все мы знаем, именно отсутствие в законе     
конкретного объёма работы педагога влечёт за собой сегодня многочисленные       
нарушения прав педагогов.                                                       
                                                                                
Рассматриваемым законопроектом не только устанавливаются размеры поэтапного     
повышения средней заработной платы педагогических работников всех типов         
образовательных организаций, но и предусматривается, что нормативы расчёта      
заработной платы педагогических работников должны быть установлены исходя из    
одной ставки педагогического работника. В подтверждение необходимости этого     
позволю себе привести часть выступления Шевцовой Татьяны Анатольевны,           
директора лицея № 22 из города Орла, прозвучавшего на образовательном форуме,   
только что прошедшем в Пензе под руководством... в присутствии Президента       
Российской Федерации, цитирую: "Мы взяли двенадцать регионов Российской         
Федерации, в основном из Центрального федерального округа, и подсчитали         
среднюю заработную плату работника образовательного учреждения - она            
составила 22 тысячи. Потом мы подсчитали среднюю заработную плату, которую      
получает учитель за 18 часов работы, за одну ставку, - она составила 10         
тысяч. Чтобы получить 22 тысячи, учителю высшей квалификационной категории      
нужно иметь нагрузку 1,6 ставки, то есть 30 часов в неделю, - тогда зарплата    
составит 17 тысяч 600 рублей; плюс доплата за проверку тетрадей, например       
учителю математики, - 10 процентов от нагрузки, то есть это 1 тысяча 760        
рублей; плюс 3 тысячи - доплата из стимулирующего фонда, но её ещё нужно        
заслужить; итого получилось 22 тысячи. Ну что это такое?! Как же я, как         
директор школы, могу при этом упрекнуть учителя, что он некачественно провёл    
урок?"                                                                          
                                                                                
Коллеги, я сейчас привёл пример в отношении учителей, которым повысили          
заработную плату, а у остальных категорий педработников, которым её не          
повысили, - у работников вузов, колледжей и системы дополнительного             
образования - ситуация ещё хуже, у них заработная плата может быть даже ниже,   
чем у учителя.                                                                  
                                                                                
Нашим законопроектом, коллеги, определено поэтапное увеличение процентного      
соотношения средней заработной платы педагогических работников, рассчитанной    
на одну ставку педагогического работника, к средней заработной плате в          
субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены               
соответствующие образовательные учреждения: например, для работников,           
занимающих должности профессорско-преподавательского состава образовательных    
организаций высшего образования, это соотношение с 1 сентября 2015 года         
должно составлять 175 процентов; для педагогических работников                  
образовательных организаций среднего профессионального образования,             
осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, - 125   
процентов; для педагогических работников иных образовательных учреждений -      
100 процентов, а к 1 сентября 2016 года тогда наши полномочия ещё не            
закончатся - предлагается провести повышение зарплаты уже всем работникам       
образования.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу отметить, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"             
предлагает этим законопроектом компенсировать долги работникам образования, а   
не олигархам, имущество и зарубежные счета которых сегодня попали под           
санкции. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать данный законопроект,           
внесённый фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": думаю, он будет очень положительно    
воспринят в системе образования.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста.                                       
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Виктор           
Евграфович Шудегов подробно изложил суть проекта федерального закона. Комитет   
Государственной Думы по образованию также подробно его рассмотрел и,            
поддерживая авторов в стремлении улучшить благосостояние педагогических         
работников, всё-таки предлагает указанный законопроект отклонить. Постараюсь    
объяснить, почему такова позиция комитета.                                      
                                                                                
Хочу всем напомнить, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012   
года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной и социальной           
политики" установлены сроки и показатели повышения заработной платы             
педагогическим работникам в течение 2013-2018 годов, которые обеспечены         
ассигнованиями, запланированными как в федеральном бюджете, так в бюджетах      
субъектов Российской Федерации. Вот и сейчас, буквально на днях, когда          
Комитет по образованию рассматривал проект бюджета на период до 2017 года,      
представитель Минфина чётко показал, что на выполнение этого указа президента   
деньги заложены. Министерство образования и науки буквально неделю назад        
представило в комитет (эти данные есть у всех членов комитета) подробную        
информацию по выполнению указа президента на осень этого года, и мы можем       
констатировать, что подавляющее большинство субъектов указ выполняют, есть      
единичные случаи его невыполнения, по каждому из которых принимаются            
оперативные решения.                                                            
                                                                                
Что предлагают авторы законопроекта? Пересмотреть динамику повышения            
заработной платы педработникам, но они не указывают главного - источники и      
порядок финансового обеспечения этих расходов. Мы понимаем, что это вообще      
сложно, и особенно это сложно сегодня, но главное - это не соответствует        
требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса. В заключении Комитета по              
образованию имеется ещё целый ряд оснований, по которым комитет не              
поддерживает законопроект.                                                      
                                                                                
Прошу поддержать позицию комитета и отклонить данный законопроект в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, давайте прервёмся, сделаем перерыв до 16 часов, а потом продолжим      
обсуждение данного вопроса. Спасибо.                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4140 по 4286 из 5996
Продолжаем обсуждение 20-го вопроса повестки. Будут какие-то вопросы по         
докладу и содокладу? Нет вопросов. Кто-то хотел бы выступить? Прошу             
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вера Анатольевна Ганзя, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, заработная плата педагогов в последнее время     
стала несравненно выше, чем была раньше, буквально в недавние времена,          
например, когда была единая тарифная сетка, но, вы знаете, здесь есть           
несколько нюансов. Да, в сельской местности зарплата педагога - это, конечно,   
серьёзное подспорье, так скажем, это серьёзная заработная плата на фоне той     
нищеты, которая там есть, для районных центров заработная плата в размере       
25-30 тысяч рублей в месяц - это тоже достаточно серьёзная зарплата. А теперь   
о нюансах: чтобы придерживаться вот этой установленной планки - средней         
заработной платы по экономике в регионе, - направляется тот объём субвенций,    
который в рамках подушевого норматива финансирования будет это обеспечивать,    
однако, к сожалению, это не всегда так, и зачастую получается, что              
возможность достижения вот этой планки зависит не только от объёма              
поступаемых субвенций, но и от внутренних, так скажем, ресурсов                 
образовательных учреждений.                                                     
                                                                                
Вот буквально вчера мы рассматривали программу "Развитие образования",          
которой декларировалось повышение заработной платы преподавателям высшей        
школы, но денег на это заложено не было. Был задан вопрос: за счёт каких        
средств всё-таки нужно будет повышать заработную плату работникам высшей        
школы? Ответ представителя Министерства образования и науки был такой: за       
счёт увеличения количества студентов на одного преподавателя, то есть опять     
за счёт оптимизации штатного расписания. Точно такая же система и в             
общеобразовательных школах - что делается там для того, чтобы повысить          
заработную плату? Ну, например, сразу два класса у одного учителя в сельской    
местности - это сейчас становится нормой, тридцать пять человек в классе -      
это характерно для районного центра, города. Но если в классе тридцать пять     
человек, то как мы обеспечим нужное качество образования? Вот мне, например,    
когда мы в школе выполняли эту норму о средней заработной плате по экономике,   
пришлось убрать из штатного расписания методиста, научного сотрудника и даже    
психолога, поэтому здесь есть серьёзные вопросы.                                
                                                                                
Безусловно, если работать на ставку, то зарплата, равная средней заработной     
плате по экономике, у нас никогда не получится, нужно как минимум 1,7 ставки,   
а если нет квалификационной категории (это, например, у молодых                 
специалистов), то надо работать на две-три ставки, чтобы получить заработную    
плату, которая сегодня у нас продекларирована... (Микрофон отключён.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Спасибо.                                                            
                                                                                
Дело в том, что оптимизироваться до бесконечности просто невозможно, это        
ненормальная ситуация. Вы знаете, я хотела бы просто предостеречь от            
дальнейшей оптимизации в таких вот масштабах, в таких размерах, иначе в         
погоне за высокой заработной платой мы можем потерять, снизить качество         
образования. И именно поэтому я, как и наша фракция, подписываюсь под каждым    
словом Виктора Евграфовича и думаю, что этот закон нужно поддержать.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Викторовна Мануйлова.                                                     
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотела бы     
обратить ваше внимание на два вопроса, которые, вне всякого сомнения,           
являются очень важными.                                                         
                                                                                
Первый. Мы всё время сравниваем среднюю заработную плату педагогических         
работников со средней заработной платой по экономике, но почему-то никогда и    
нигде не говорится о том, что средняя заработная плата по экономике в           
реальной производственной сфере получается ведь тоже не за работу на одной      
ставке. И когда мы требуем соответствия норм рабочего времени для одних, не     
учитывая при этом нормы рабочего времени для других, это не совсем              
справедливо. На самом деле необходимость с этой точки зрения оценить ситуацию   
с уровнем заработной платы всех сотрудников, в первую очередь педагогов, на     
мой взгляд, уже назрела.                                                        
                                                                                
И второй. Законопроектом предлагается нам сегодня изменить порядок выполнения   
требований указа президента, в частности не рассредотачиваться, проводить       
поэтапное повышение зарплаты до установленного уровня не до 2018 года, а        
сделать это уже к 2016 году. Ну, конечно, я ещё раз повторю, что денег много    
не бывает и что мы все хотели бы, чтобы действительно достойную заработную      
плату сегодня получали во всех без исключения образовательных организациях      
(будь то дошкольное, начальное общее, среднее профессиональное или высшее       
образование), однако есть одно большое но: у нас, к сожалению, возможности      
как федерального, так и региональных и муниципальных бюджетов весьма            
ограниченны.                                                                    
                                                                                
Нужно сделать всё для того, чтобы "дорожная карта", которая была предложена,    
неукоснительно исполнялась, чтобы не было таких ситуаций, когда учитель - вот   
об этом Вера Анатольевна говорила - для получения нормальной заработной платы   
вынужден работать более чем на две ставки. Это, повторяю, недопустимо, но это   
предмет регулирования другого кодекса, более того, назрела необходимость в      
ограничении максимальной нагрузки педагога, потому что, действительно, когда    
нагрузка превышает полторы, а уж тем более две ставки, о высоком качестве       
работы речи быть не может.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович, будете выступать?                                            
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов, пожалуйста.                                          
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы поблагодарить всех участников, всех, кто            
поддержал нас, кто делал замечания по данному законопроекту, задавал вопросы.   
                                                                                
Правительство Российской Федерации не поддерживает наш законопроект, ссылаясь   
на то, что он не соответствует указу Президента Российской Федерации № 597,     
хотя мы готовили этот проект закона именно во исполнение указа президента. Мы   
все прекрасно понимаем, что в 2018 году будет не только Государственная Дума    
нового созыва, но, возможно, к тому времени будет избран новый президент        
нашей страны, ну, возможно, останется тот же президент, но тем не менее я       
думаю, что по всем политическим мотивам было бы очень правильно реализовать     
указы президента до окончания наших полномочий. Для этого не так уж много и     
надо, и мы специально подсчитали, во сколько обойдётся принятие данного         
закона: в 2015 году - в 29,2 миллиарда рублей, в 2016 году - в 23 миллиарда     
рублей. Это не такие уж большие суммы для нашей страны, зато эффект был бы      
исключительно положительный.                                                    
                                                                                
Вспомните опять-таки времена, когда была единая тарифная сетка: заработную      
плату всегда повышали работникам образования всех категорий, то есть повышали   
зарплату, условно говоря, лаборанту, ассистенту, старшему воспитателю,          
доценту, профессору и так далее, а такого, чтобы работникам образования одной   
категории повысили зарплату, а другой - нет, конечно, не допускали.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз прошу поддержать данный законопроект, чтобы          
справедливость восторжествовала.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Анатольевна отказывается выступать.                                     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5444 по 5460 из 5996
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 99       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.