Заседание № 88
О проекте федерального закона № 339138-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В вынесенном на ваше рассмотрение законопроекте предлагается ратифицировать соглашение, в котором устанавливаются международно-правовые основы, регулирующие условия нахождения пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, и значительно расширяется практическая деятельность военных кораблей Российской Федерации в средиземноморской зоне. Соглашение регламентирует функционирование пункта МТО, определяет порядок захода и выхода военных кораблей Российской Федерации, регулирует имущественные отношения, связанные с использованием и обеспечением функционирования объектов движимого и недвижимого имущества, а также условия использования земельных участков и акваторий. Соглашением закрепляются иммунитеты и привилегии для личного состава пункта материально-технического обеспечения, членов их семей, а также членов экипажей военных кораблей. Этими нормами предусматривается полная защита от юрисдикции Сирийской Арабской Республики. По условиям соглашения всё движимое и недвижимое имущество пункта МТО неприкосновенно. Соглашение закрепляет за Российской Федерацией право единовременно содержать в пункте МТО Военно-Морского Флота Российской Федерации до 11 военных кораблей, включая корабли с ядерными энергетическими установками. Соглашение позволяет на безвозмездной основе расширить территорию пункта материально-технического обеспечения до 24 гектаров. При этом Российская Федерация получает в безвозмездное пользование элементы инфраструктуры порта Тартус, включая стационарные причалы и складские объекты, позволяющие осуществлять хранение и перевалку грузов различного назначения. Срок действия соглашения составляет 49 лет с возможностью последующего продления на двадцатипятилетние периоды. Реализация соглашения не влечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. На основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" соглашение подлежит ратификации, поскольку затрагивает вопросы обеспечения международного мира и безопасности. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Прошу поддержать. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Содоклад председателя Комитета по международным делам Леонида Эдуардовича Слуцкого. Пожалуйста, Леонид Эдуардович. СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего, Николай Александрович, позвольте поблагодарить в вашем лице всех воинов наших Вооружённых Сил, особенно Воздушно-космических сил Российской Федерации, осуществивших историческую для борьбы с международным терроризмом во всём мире, в мировом масштабе миссию по борьбе с силами международного терроризма на территории Сирийской Арабской Республики, которая привела к практически полному уничтожению боевиков "ИГИЛ" на территории страны и открыла путь для мирного конституционного процесса и восстановления объектов разрушенной инфраструктуры на территории Сирийской Арабской Республики. Эта миссия действительно имеет историческое значение: впервые в новейшей истории силы международного терроризма потерпели сокрушительное поражение. Конечно, есть ещё проблемы. Провинция Идлиб ещё недавно была чёрным ящиком, где безраздельно господствовала "Джабхат ан-Нусра" - одна из самых опасных на планете террористических группировок, гораздо более опасная, чем "ИГИЛ". Это не просто боевики с автоматами - "Джабхат ан-Нусра" в литературе, в философии, в культуре, в искусстве, она, подобно раковой опухоли, поражает сознание молодых людей, в первую очередь в странах арабского мира. С удовольствием в третий раз повторю: действительно в кратчайшие сроки, чего никто в мировом сообществе не ожидал, была осуществлена наша военная миссия, историческая по своей важности. Позвольте также поблагодарить лично вас, уважаемый Николай Александрович, за долгие годы работы на посту статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации. Мы с вами работали над массой досье, самых непростых, но в большинстве своём знаковых для наших Вооружённых Сил, говоря без лишней патетики, лучших на планете, что ещё раз было доказано в ходе военной миссии на территории Сирии. Дорогие коллеги, весьма знаково то, что нынешний созыв Государственной Думы год назад начал осуществлять свои ратификационные функции с того, что ратифицировал в этом зале соглашение с Правительством Сирийской Арабской Республики по базе Хмеймим, и столь же знаково, символично то, что нынешний парламентский год, ратификационный сезон 2017 года мы завершаем ратификацией соглашения по пункту материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус. Значительная часть наших военнослужащих покидает Сирию, но базы Хмеймим и Тартус остаются на карте Сирийской Арабской Республики, на карте региона опорными точками, которые символизируют, что терроризм уже не вернётся на эту многострадальную землю. Конечно, для нас это знаковая ратификация, и я ещё раз призываю все фракции в Государственной Думе проголосовать единогласно за это важнейшее соглашение, за его ратификацию. Хотел бы ещё раз, если позволите, коллеги, от всех нас приветствовать тех военнослужащих, которые в эти дни возвращаются домой, выполнив свой долг по противодействию силам международного терроризма, членов их семей и поздравить наши славные Вооружённые Силы с наступающим Новым годом! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Коллеги, вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Александрович, конечно, эта ратификация имеет большое военное, стратегическое, политическое значение, но меня интересует социальный статус тех, кто будет выполнять там задачи. Понятно, что, когда в КТО участвуешь, там маленько другой статус и соответствующие выплаты, а здесь с учётом сложившейся оперативной обстановки, с учётом задач, которые могут возникнуть, - то есть, понятно, была одна обстановка, сейчас другая, при этом может быть опять же участие наших военнослужащих в боевых действиях, как бы там ни было, могут быть вылазки террористов - вот что-то будет меняться и будем ли мы ещё законы в связи с этим доводить? ПАНКОВ Н. А. В настоящее время статус всех военнослужащих, которые выполняют специальные задачи на территории Сирии, приравнен к статусу участников боевых действий. Применительно к будущему: в соглашении прописаны очень мощные преференции в плане защиты личного состава, членов их семей; будет ли в дальнейшем их статус приравниваться к статусу участников боевых действий - я пока не готов на этот вопрос ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Вольфович Жириновский руку поднимал, ну и запись показывает... Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, выступление от фракции ЛДПР. Подготовиться Чепе Алексею Васильевичу. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Заместитель министра сказал, что он не готов ответить на вопрос, - вот я прошу депутатов тоже быть не готовыми задавать такие вопросы. Конечно, мы примем любой новый закон, если потребуется! Чего фантазировать: "А вот если ситуация изменится?", "А если начнётся война, мы вернём туда войска?" - ставите в неудобное положение представителя Министерства обороны. Радуйтесь тому, что есть сегодня, что мы ратифицируем! Другое дело, что мы уже стояли там, русская армия туда пришла в 1916 году, и не требовалось ратификации никакого соглашения о нахождении русской армии на границе с Ираком и Сирией, ибо мы сражались с Османской империей и армия Юденича, коренного москвича, шла на Стамбул. Великолепно развивался Кавказский фронт, но ошибки, совершённые в Петрограде, и то, что мы отодвинули все наши границы, привели к тому, что Сирия оказалась под Францией до 48-го года. Теперь мы снова оказали - правильно! - хорошую помощь. Но мы повторяемся: приходим - уходим, строим базы - сдаём базы. Наши лётчики совершают героические поступки, а результат - политическая власть возвращает границы нашего государства XVII века. Блестящее развитие на юге было всегда, как и в Средней Азии. Британцы испугались, что мы дойдём до Индии, ибо мы дошли до Афганистана, а дальше уже была Индия (Пакистан появился после войны). Хотелось бы, конечно, чтобы в Сирии наша военная база была долго, бессрочно (соглашение на 49 лет и потом каждые 25 лет продление), конечно, нам военные базы - военно-морская или военно-воздушная, тип значения не имеет - нужны, как и американцам, для влияния. Мы иногда удивляемся: зачем американцам 700 военных баз, которые напрямую не связаны с нашей страной? Они связаны с той страной, где располагаются, чтобы влиять на внутреннее положение в ней. Вот в Турции стоят военные базы США и НАТО - пять переворотов они устроили, и всё в пользу США, ведь каждый раз они к власти приводили проамериканское правительство. А мы усиливали Закавказский военный округ, нам это обходилось дороже. Наша армия стояла в Восточной Европе, но никак не повлияла на политический процесс в этих странах! Там сменились режимы, а армия осталась в казармах - никакого влияния! - и ушла в чистое поле в Россию. Вот такой подход не годится! Конечно, большую роль сыграли наши депутаты, которые выезжали в Сирию, наш Комитет по международным делам. Впервые наш комитет обеспечил приезд туда не только наших депутатов, но и депутатов из ведущих стран Европы в военное время, когда там шла оголтелая антироссийская кампания. Были не просто рядовые депутаты, а в том числе председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы. Вот есть парламент Евросоюза, а это Парламентская ассамблея, это как бы два парламента, которые иногда путают. Так вот Парламентская ассамблея - это тоже практически вся Европа, представители парламентов европейских стран входят и в Европарламент, и в Парламентскую ассамблею. Здесь, конечно, следует отметить роль председателя комитета Слуцкого Леонида Эдуардовича. Нужно быть смелым человеком, ведь чтобы привезти на Ближний Восток, надо из Европы не вылезать! Комитет в лице председателя и там работает во всех странах и обеспечил эту поездку. Она имела такой большой резонанс, что украинской делегации в Страсбурге удалось поменять председателя Парламентской ассамблеи, чтобы нам напакостить даже в кадровых вопросах там, в Страсбурге. Вклад вносит - а это надо уметь - наш комитет, куда входят представители всех фракций, ну а во главе комитета, конечно, Леонид Эдуардович Слуцкий. Я просто постоянно слежу за нашей деятельностью, страны нашей, и за международной деятельностью Думы и помню всех председателей комитета до Слуцкого: и Рогозина, и Пушкова, и Косачёва - всех, я помню, как велась работа, был разный стиль работы, и от этого мы теряли. Ведь в Сирии мы могли занять и другую позицию, и сейчас это экстремистское государство воевало бы уже в Ливане, в Иордании и, может быть, в Кувейте, спускалось бы дальше, это было бы чёрное облако на наших южных границах. Сегодня у нас есть такие кандидаты в президенты или просто представители прозападных сил, которые говорят: "Заберите наших солдат, ребят из Сирии! Чего мы там делаем? Это не наши интересы!" Ну совершенно ничего не понимают! У американцев - за тысячи километров! - есть интересы на Ближнем Востоке, Китай пытается найти там для себя нишу, и для России, и царской, и советской, и нынешней, это южное направление - глобальное, правильное. Я думаю, не только военная база там должна быть, там должны появиться и базы отдыха войск Южного федерального округа: там теплее, чем в Турции и даже на Кипре, там много фруктов, лимонные, апельсиновые, мандариновые рощи. Когда там всё успокоится, будет возможность присутствия там не только нашего флота, каких-то других родов войск, видов Вооружённых Сил, но в том числе и личного состава. Будем надеяться, что нам не придётся когда-либо ещё раз ратифицировать здесь подобное соглашение, - надо, чтобы это действовало длительно, вечно. Там нас любят, уважают, там русский язык давно уже учат, и сейчас с удовольствием во всех школах Сирии, да и Ирака будут учить русский язык - нам надо готовить преподавателей русского языка. Я помню, мне предлагали поехать в Алеппо, в культурный центр СССР, но я не поехал, потому что это другая страна. Ратифицировать обязательно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Чепа Алексей Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Шаманову. ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прочная база тесного российско-сирийского сотрудничества была заложена ещё в советский период: с середины 50-х годов Советский Союз и Сирийская Арабская Республика начали поддерживать прочные и длительные отношения, основанные на взаимовыгодном экономическом партнёрстве. Однако такое положение дел никогда не устраивало наших заокеанских оппонентов, которые, действуя в соответствии с логикой холодной войны, в течение последних 50 лет постоянно готовили и осуществляли всеми силами попытки свержения дружественного нам суверенного сирийского правительства; эти попытки были продолжены и в настоящее время. Огромную цену пришлось заплатить сирийскому народу за страшные ошибки западных держав, разжигавших гражданскую войну, которая подготовила почву для возникновения на территории Сирии одного из самых больших очагов международного терроризма. Только российское вмешательство смогло остановить расползание этой гидры, призвавшей под свои чёрные знамёна фанатиков со всего мира. Именно российская военная операция внесла решающий вклад в победу над многочисленными террористическими группировками, а блестящие действия наших дипломатов позволили обеспечить прекращение боевых действий между правительственными силами и конструктивно настроенными оппозиционными формированиями. В целях сохранения мира на территории Сирии и создания возможностей для восстановления страны, для возвращения бежавших из родных мест сирийцев в свои дома необходимо закрепление в этой стране российского военного присутствия, как главного фактора, который стабилизирует обстановку в регионе. Ратификация данного соглашения, несомненно, послужит укреплению общего уровня обороноспособности и безопасности нашей страны, расширит возможности для проецирования силы в ближневосточном регионе в случае возникновения угрозы суверенитету и интересам Российской Федерации. Надеюсь, что ратификация рассматриваемого соглашения станет первым шагом на пути к усилению присутствия российского Военно-Морского Флота в Мировом океане и укреплению его боевой мощи. Считаю необходимым продолжить работу в данном направлении, нашему военному ведомству рассмотреть вопрос о возможном создании опорных пунктов ВМФ России и в других регионах. Ратификация данного соглашения действительно полностью отвечает стратегическим интересам Российской Федерации, а его реализация будет способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений между Россией и Сирией. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шаманов Владимир Анатольевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Оценку событиям в Сирии, несмотря на потуги американцев присвоить себе победу в этом регионе, дал наш верховный главнокомандующий Владимир Владимирович Путин. Выступая на базе Хмеймим, он подчеркнул, что законное сирийское правительство призвало на помощь Россию, поверив в её силы и возможности в деле сохранения не только суверенитета, но и человеческих, культурных ценностей, сохранность которых была под большим вопросом. Мы видели, как разрушались тысячелетние культурные сокровища. Мы видели, как надругались над всеми мыслимыми и немыслимыми законами, международными нормами поведения. И только политическая воля верховного главнокомандующего и модернизированные Вооружённые Силы Российской Федерации - Воздушно-космические силы, Силы специальных операций, - соответствующие действия в гуманитарных, медицинских аспектах и многое другое в комплексе позволили разгромить, рассеять международный терроризм и тем самым завершить военную фазу этой операции. Надо сказать, что параллельно с этим во взаимодействии с правительством Сирии решались военно-дипломатические, военно-технические и другие вопросы. Напомню, что у нас ещё с советских времён в Тартусе был пункт технического обслуживания наших кораблей, которые выполняли свои задачи в Средиземном море. В результате скрупулёзных переговоров, проведённых представителями Министерства обороны, нашего военно-промышленного комплекса, уже развёрнуты работы, направленные на то, чтобы, повышая статус, мы также увеличивали технические и иные возможности. Как сказал Владимир Вольфович, наверное, есть необходимость предусмотреть и базы отдыха для наших военнослужащих, прежде всего для моряков, и членов семей, чьи мужья и отцы будут выполнять задачи в Хмеймиме и в Тартусе. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" целиком и полностью поддерживает ратификацию этого соглашения и поздравляет Вооружённые Силы Российской Федерации с замечательной исторической победой в уходящем году! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочный представитель Президента Российской Федерации. Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика - пожалуйста, Николай Александрович. Нет. Леонид Эдуардович Слуцкий? Нет. Коллеги, мы завершили обсуждение проекта федерального закона о ратификации этого соглашения. Ставится на голосование законопроект под пунктом 2 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 35 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно: за - 427, против - нет, воздержавшихся нет. (Аплодисменты.) Коллеги, поздравляю вас. Спасибо, Николай Александрович.