Заседание № 164

22.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 338959-6 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях учёта отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии при исчислении налога на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1284 по 1301 из 7350
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251      
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Надежда Сергеевна        
Максимова.                                                                      
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к      
третьему чтению, замечаний юридико-технического и лингвистического характера    
нет, комитет рекомендует Думе принять его в третьем чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступления по мотивам? Нет.                                           
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5943 по 5959 из 7350
10-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения в   
статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              437 чел.97,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    437 чел.                                          
Не голосовало                  13 чел.2,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 163

18.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 338959-6 "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях учёта отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии при исчислении налога на прибыль организаций; принят в первом чтении 24 января 2014 года с наименованием "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4179 по 4231 из 7203
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251      
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Надежда Сергеевна        
Максимова.                                                                      
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ко второму чтению к             
законопроекту внесено девять поправок: три из них помещены в таблицу            
поправок, рекомендуемых к принятию, и шесть - в таблицу поправок,               
рекомендуемых к отклонению, но практически по существу они учтены, просто в     
несколько иной формулировке. Комитет просит одобрить таблицы № 1 и № 2 и        
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.72,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 2 также принимается.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5763 по 5779 из 7203
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 251       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение.           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 144

24.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 338959-6 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об особенностях учёта отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии при исчислении налога на прибыль организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4106 по 4386 из 7235
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25        
части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Ольга Михайловна Казакова, пожалуйста.                                          
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Поскольку наш законопроект      
касается кино, я хотела бы в начале своего выступления от имени всех нас        
поздравить легендарную киностудию "Мосфильм", которая сегодня отмечает          
90-летие, и пожелать творческих успехов и такой же любви следующих поколений    
зрителей, какую эта киностудия имеет сейчас.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в главу     
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях     
реализации задач, которые поставило Правительство Российской Федерации перед    
Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной           
кинематографии. Основной задачей фонда является аккумулирование финансовых      
средств для развития данной отрасли. Начиная с 2010 года фонду кино             
предоставляются субсидии из федерального бюджета на поддержку кинематографии,   
которые он распределяет путём заключения договоров о предоставлении средств     
на производство, прокат и показ продукции. Организации кинематографии,          
получившие финансовую поддержку, принимают на себя обязанность произвести       
отчисления фонду кино и возвратить денежные средства, условия и размер          
подлежащих перечислению фонду средств определяются в каждом конкретном          
случае. Подобные операции могут считаться формой заимствования в                
правоотношениях, регулируемых Гражданским кодексом, в том случае, когда         
средства возвращаются в размере 100 процентов, но, принимая во внимание, что    
указанные договоры предусматривают и частичный возврат средств фонду кино, в    
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации они не могут быть      
отнесены к договору займа и, соответственно, подлежат налогообложению.          
                                                                                
Поскольку фонд является некоммерческой организацией и в рамках уставной         
деятельности не только выделяет средства, но и получает их на возвратной        
основе, представляется целесообразным внести изменения в пункт 2 статьи 251     
Налогового кодекса в части порядка налогообложения некоммерческих               
организаций. Предлагается исключить из доходов фонда средства, получаемые от    
организаций на условиях частичного возврата, а расходы указанных организаций,   
понесённые при погашении выделенных им ранее средств, не должны учитываться     
при определении налоговой базы по налогу на прибыль этих организаций. Это       
статья 270.                                                                     
                                                                                
Начиная с 2011 года фондом кино из отчислений, полученных от организаций,       
возвращено в бюджет в виде налогов 79 миллионов рублей. Данные средства могли   
бы быть направлены, естественно, в отрасль, поэтому, если фонд будет иметь      
льготу по налогу на прибыль, эти возвращённые деньги он будет направлять в      
свою отрасль, на развитие отечественной кинематографии.                         
                                                                                
На законопроект имеется положительное заключение Правительства Российской       
Федерации, заключение Правового управления с некоторыми рекомендациями,         
которые будут учтены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна.                                
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова.                                                    
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам, рассмотрев указанный           
законопроект, считает, что его концепцию нужно поддержать. Мы поддержим         
внесение изменений в статью 251, с тем чтобы в перечень доходов, которые        
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не включать    
те доходы, которые фонд кино будет получать от организаций кинематографии,      
которые используют средства субсидий, предоставляемых этим фондом.              
                                                                                
Вместе с тем есть замечания по этому законопроекту. В частности, мы считаем,    
что норма, предлагаемая в статью 270, излишняя, потому что пункт 34 этой        
статьи уже предусматривает соответствующую норму. Мы считаем, что нужно         
законопроект привести в соответствие с терминологией закона "О                  
государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", а также         
необходимо предусмотреть норму о введении в действие этого закона. Но все эти   
недостатки можно исправить при подготовке законопроекта ко второму чтению,      
поэтому комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный              
законопроект в первом чтении, тем более что в Год культуры мы должны            
поддерживать развитие отечественной кинематографии, создание национальных       
фильмов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, и в Год культуры, и всегда. Спасибо.                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы всё-таки. Прошу записаться.           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Мой вопрос прежде всего к докладчику, но если и содокладчик, уважаемая          
Надежда Сергеевна, посчитает нужным что-то сказать, я буду признателен.         
                                                                                
Сразу хочу сказать, что законопроект важный и наша фракция будет его            
поддерживать, идея его правильная. У меня вопрос процедурного порядка.          
                                                                                
В докладе Ольга Михайловна сказала, что по этой льготе уплачено налогов 79      
миллионов рублей. Но когда законопроект вносился, в ФЭО (в                      
финансово-экономическом обосновании) было скромно сказано, что принятие         
законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат средств             
федерального бюджета. Да, не потребует, но это прямые выпадающие доходы         
бюджета - почему, внося этот законопроект, вы постеснялись указать, что это     
выпадающие доходы? Я думаю, что и министр финансов спокойно на это              
отреагировал бы, и мы, депутаты Государственной Думы.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Вы абсолютно правы, нужно было уточнить                         
финансово-экономическое обоснование. Но дело в том, и мы об этом всё время      
говорим, что, к сожалению, в финансово-экономических обоснованиях постоянно     
указываются только последствия для федерального бюджета, а мы считаем, что      
пора нам уже перейти к той норме, при которой учитывались бы и потери           
бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это        
нужно, наверное, в нашем Регламенте учесть.                                     
                                                                                
Вообще я вам хочу сказать, уважаемые коллеги, что 79 миллионов рублей           
уплачено за всё время функционирования фонда кино, за 2010-2013 годы, поэтому   
получается, что суммы небольшие. Конечно, это потери субъектов Российской       
Федерации в основном, потому что средства по восемнадцати пунктам из двадцати   
поступают в бюджеты субъектов, но я думаю, что они эти потери переживут -       
всё-таки наше национальное кино получало дополнительную финансовую поддержку    
из бюджетов, не только из федерального, но вот в этой части и из                
региональных.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня, в общем-то, вопрос был очень похожий на тот, который задал депутат      
Тарнавский, - о выпадающих доходах и о том, что у нас федеральный фонд кино,    
по сути дела, формируется в основном, наверное, из добровольных пожертвований   
всевозможных организаций. Хотелось бы единственное пожелать разработчикам - в   
следующий раз, кроме финансов, ещё предусмотреть, чтобы это кино было           
полезным для государства, а то иногда такое смотришь, что не можешь понять,     
кто же это платит деньги, чтобы создавали и показывали такие фильмы!            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Сергей Михайлович Катасонов.                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, прошу записаться тогда.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Коллеги, давайте в следующий раз время записи на выступления или на вопросы     
сократим - там всего лишь одну кнопку нужно нажать, по рядам не надо бегать.    
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Сергей Михайлович, вы единственный, кто хотел бы выступить.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, вы тоже записывались? Не прошло?       
                                                                                
Прошу, Сергей Михайлович.                                                       
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, что касается сути данного законопроекта,     
то я думаю, что вопросов ни у кого нет: то, что возвращается в некоммерческую   
организацию, конечно, подпадать под налогообложение вторично не должно. В       
отношении того, что говорится в пункте 2 законопроекта, о том, что расходы,     
не учитываются, комитет сделал соответствующее заключение: сегодня эта норма    
существует. Я хотел бы остановиться на другом моменте.                          
                                                                                
Когда мы рассматривали этот вопрос в бюджетном комитете, то всех депутатов, и   
меня в том числе, заинтересовал такой аспект: сколько мы даём денег и каков     
механизм их возврата? И надо сказать спасибо фонду, представители которого      
присутствовали, они предоставили сегодня такую справку. Я посмотрел, каков      
механизм (думаю, что вряд ли кто-то из депутатов, кто не имеет к этому          
профессионального отношения, открывал её), и хочу сказать, что в части          
предоставления субсидии и возврата процедура достаточно странная, на мой        
взгляд. Дело в том, что сумма, которую необходимо возвратить в фонд,            
определяется по формуле. В этой формуле есть сумма дохода и коэффициент, доля   
фонда в общей структуре затрат, ну и это ещё не всё, так как в знаменателе      
структуры затрат есть ещё коэффициент, который каким-то образом (наверное, я    
так понимаю, эмпирическим путём) определяет, какую долю вот от этой доли надо   
вернуть. Сегодня эта доля для фонда составляет 5 процентов. Объясню, что        
стоит за цифрами, за математикой, - это, может быть, сложно воспринимается,     
но в комитете по бюджету есть отчёт по фонду, возьмите, пожалуйста, - что в     
результате мы получаем. Не будем говорить про то, что это действительно нужно   
и мы должны направлять эти средства на поддержку социально значимых фильмов,    
патриотических, то есть тех фильмов, которые не имеют прибыли, - правильно,     
раз фонд создан, мы направили средства, поможем. Но вот фонд приводит отчёт:    
по последним данным, интересная картина вот в отношении двух фильмов, которые   
получили хорошие сборы, - это "Легенда № 17" и "Сталинград".                    
                                                                                
Итак, цифры. "Сталинград". Начнём с последней цифры: 1 миллиард 700 миллионов   
- это оборот, точнее, тот доход, который получился при прокате. Далее           
определяется, что 50 процентов сразу отдаётся прокатчикам, хотя де-факто        
среди этих прокатчиков зачастую могут находиться и те, кто делает эти фильмы,   
потому что они заинтересованы в том, чтобы был нормальный доход и был           
нормальный прокат (ну ладно, это как бы за скобками). Итак, отдали 50           
процентов прокату, осталась половина от миллиарда семисот. Далее по этой        
формуле мы находим отношение, вот сколько мы потратили... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, четыре минуты добавить или поменьше?   
                                                                                
Добавьте две минуты.                                                            
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. 414 миллионов фонд отдал на производство этого фильма, делим    
на затраты, получается 30 процентов, и ещё 5 процентов от этих 30 процентов -   
в результате сумма, которую вернули в бюджет, ну, скажем так, в фонд,           
составила 10 миллионов рублей. Когда фильм убыточный, когда заказчиком          
является государство, - у меня вопросов нет: мы потратили деньги, мы показали   
фильм, мы людей обучили, воспитали и так далее. Но вот смотрите, что у нас      
здесь получается: 1 миллиард 700 миллионов, если даже отдать половину           
прокатчикам, за вычетом издержек всё равно остаётся 700 миллионов, и прибыль    
получается порядка 300 миллионов рублей. То есть фактически мы сегодня можем    
считать, что сумму в 414 миллионов, которые мы отдали на производство этого     
фильма, просто положил в карман тот человек, который изготавливал этот фильм,   
- вот логика здесь где? Логики здесь никакой нет! Ещё раз говорю, что эти       
деньги являются внереализационными доходами того, кто делал этот фильм.         
                                                                                
"Легенда № 17": 923 миллиона оборот, минус 50 процентов, потратили 392, итого   
доход составил 331 миллион - это доход. Вычитаем сумму, которую мы потратили    
на производство этого фильма, 392 миллиона, а доход - 331 миллион. То есть      
практически весь доход сложился из средств фонда.                               
                                                                                
Мне кажется, что не может быть доходом для коммерческой структуры бюджетная     
субсидия, поэтому давайте мы воспользуемся этим моментом и зададимся            
вопросом: сколько же должно возвращаться? Вот пусть вернут всё, а остальное -   
это да, это действительно их доход.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Действительно, Сергей Михайлович сделал выкладки, Фонд кино     
дал нам всю информацию по этим двум фильмам, которые получили большое           
признание и значительный доход в прокате, чего не скажешь о многих других       
фильмах, которые сделаны с использованием средств субсидий Фонда кино, но тем   
не менее не получили соответствующего дохода. И естественно, 5 процентов,       
которые они должны вернуть, - это минимум того, что они могли бы сделать при    
тех ресурсах, которые получили.                                                 
                                                                                
Я вообще хочу сказать, коллеги, что на самом деле статус субсидий как таковой   
по Бюджетному кодексу - это безвозвратная часть финансирования, которое         
делается за счёт средств того или иного бюджета, безвозвратная и                
безвозмездная, поэтому то, что мы обязываем этих кинопрокатчиков или            
кинопроизводителей вернуть 5 процентов в Фонд кино, - это тоже в определённой   
степени нарушение закона. То есть нужно и с этой точки зрения рассмотреть,      
необходима ли непосредственно вот такая норма. С другой стороны, Фонд кино      
предоставляет эти субсидии и заключает договора в полном соответствии с тем     
постановлением, которое было принято в конце 2012 года Правительством           
Российской Федерации, где прописаны правила предоставления такой субсидии и     
правила возврата соответствующих ресурсов, поэтому имеет место быть вот тот     
вопрос, который поставил Сергей Михайлович.                                     
                                                                                
Принимая этот законопроект, мы, наверное, параллельно должны говорить о том,    
что не только на такие широкомасштабные фильмы, как "Легенда № 17" или          
"Сталинград", должны быть направлены эти ресурсы, но и на документальные        
фильмы, на исторические, информационные и так далее. Ресурсы нужны, тем более   
что такое поручение было и президентом дано - о том, чтобы развивать нашу       
отечественную кинематографию, в том числе и в патриотическом направлении, -     
но мы, конечно, должны поставить вопрос перед правительством, с тем чтобы       
рассмотреть действующую систему предоставления субсидий и возврата              
соответствующих денег. Кстати, хочу сказать, что норма такая прописана и        
контроль Министерства культуры и Федеральной службы финансового и бюджетного    
надзора за целевым эффективным использованием субсидии правительством           
предусмотрен, поэтому, наверное, мы можем запросить у них соответствующую       
информацию, каким образом расходуются эти средства и имеет ли право на          
существование вот такая форма предоставления и возврата ресурсов.               
                                                                                
Я считаю, что всё-таки представленный законопроект надо поддержать. Пусть он    
работает, и пусть всё-таки аккумулируются ресурсы для поддержки нашей           
отечественной кинематографии. А вот разбираться с тем, как функционирует этот   
механизм, я думаю, в том числе дело и наших депутатов.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Ольга        
Михайловна? Нет. Надежда Сергеевна только что выступила.                        
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6220 по 6236 из 7235
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25        
части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              439 чел.97,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    439 чел.                                          
Не голосовало                  11 чел.2,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.