Заседание № 206

14.01.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 338842-5 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (введение обязанности налоговых агентов представлять налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц и установление ответственности за их непредставление).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3500 по 3601 из 6305
Вопрос 12 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в   
часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".           
Законодательное Собрание Кировской области просит рассмотреть законопроект      
без участия своего представителя. Доклад члена Комитета по бюджету и налогам    
Раисы Васильевны Кармазиной.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги!               
Представленным законопроектом в часть первую Налогового кодекса вносятся        
изменения, согласно которым на налоговых агентов возлагается обязанность по     
представлению налоговых деклараций, а также ответственность за их               
непредставление. Кроме того, в часть вторую Налогового кодекса предлагаются     
изменения, устанавливающие для налоговых агентов отчётные периоды - первый      
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года - по налогу на доходы     
физических лиц, а также обязанность по истечении налогового (отчётного)         
периода представлять в налоговый орган по месту своего учёта налоговые          
декларации, отражающие сведения об исчисленных и удержанных суммах налога в     
целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) без детализации    
по конкретным налогоплательщикам.                                               
                                                                                
Комитет не поддерживает внесение изменений в часть первую по следующим          
основаниям. Внесение изменений в статьи 24, 80, 81 и 119 кодекса является       
необоснованным, поскольку предлагаемые новеллы не согласуются с пунктом 1       
статьи 80, согласно которому налоговая декларация представляет собой            
письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о           
полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о           
налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о        
других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким        
образом, налоговая декларация является формой отчётности налогоплательщика, а   
не налогового агента, гражданин лично должен это всё заполнить и представить    
в налоговый орган.                                                              
                                                                                
Что касается внесения изменений в абзац первый пункта 1 статьи 38, статью 44,   
пункт 2 статьи 57 кодекса и включения в число обязанностей налоговых агентов    
обязанности по уплате налогов, то следует отметить, что исходя из определений   
налогоплательщика (статья 19) и налогового агента (статья 24) обязанность по    
уплате налогов может быть возложена только на налогоплательщика, поскольку в    
обязанности налоговых агентов входит только удержание налогов у                 
налогоплательщика и перечисление их в бюджет (статья 24 кодекса).               
                                                                                
Внесение изменений в часть вторую кодекса считаем нецелесообразным по           
следующим причинам. Статья 226 кодекса обязывает налоговых агентов              
производить исчисление сумм налога нарастающим итогом с начала налогового       
периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении     
которых применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, начисленным        
налогоплательщику за данный период, с зачётом удержанной в предыдущие месяцы    
текущего налогового периода суммы налога. Кроме этого, при невозможности        
удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан    
в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обязательств    
письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности      
удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В совокупности эти      
положения статьи 226 кодекса позволяют налоговым органам ежемесячно получать    
необходимую текущую информацию, касающуюся объекта налогообложения.             
                                                                                
Предлагаемая в законопроекте схема отчётности фактически ведёт к пересмотру     
существующего порядка, так как влечёт установление дополнительных отчётных      
периодов - квартальных и, как следствие, ревизию обязательств, накладываемых    
на налогоплательщика.                                                           
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект. Это     
дополнительная нагрузка на наш бизнес.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Вопросы, пожалуйста. Нет вопросов? Вопрос один.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Улас.                                                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
УЛАС В. Д. У вас в качестве аргумента против данного законопроекта выступает    
такой тезис, что это приведёт к изменению существующего порядка в               
законодательстве в области налогообложения. Но ведь сегодня неэффективность     
этого законодательства абсолютно очевидна. Даже президент уже заговорил о       
том, что в области борьбы с коррупцией оно неэффективно, что необходимы         
изменения, в том числе и дополнение законодательства для налогоплательщиков     
декларациями о расходах, сведениями о соответствии их доходам и многим          
другим. То есть изменения абсолютно назрели, и некоторые здравые мысли в этом   
законопроекте существуют. У нас не все налогоплательщики имеют ИНН сегодня -    
какой же учёт может быть в этой области? А вы говорите, что, дескать, это       
приведёт к необходимости изменения существующего налогообложения, - и слава     
богу, лишь бы это на пользу было!                                               
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Ну, это не вопрос, а выступление. Я хочу обосновать, почему     
нельзя сегодня согласиться с этим законопроектом. То, о чём вы сказали, не      
имеет никакого отношения к данной законодательной инициативе. Данная            
законодательная инициатива направлена на то, чтобы обязать бизнес               
представлять ежемесячно вот эту отчётность нашим налоговым органам. Это будет   
дополнительная нагрузка на бизнес.                                              
                                                                                
То, о чём вы говорили, такие поправки возможны, они, наверное, нужны, но это    
не имеет никакого отношения к этому законопроекту.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна, присаживайтесь.                
                                                                                
Есть ли желающие выступить по рассматриваемому законопроекту? Я не вижу. Есть   
ли желание выступить у представителя президента, представителя правительства?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Выносим на "час голосования" рассматриваемый законопроект.                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5405 по 5422 из 6305
Пункт 12. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона    
"О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0 %                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                      2 чел.                                          
Не голосовало                 448 чел.99,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.