Заседание № 236

15.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 338675-4 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию монопольных видов деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3899 по 4573 из 5399
Пункт 24. Проект федерального закона "Об основах государственного               
регулирования тарифов на продукцию монопольных видов деятельности". Доклад      
Валерия Михайловича Зубова.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Михайлович.                                                 
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, депутаты!       
Шесть лет назад была предложена концепция увязки тарифов на услуги              
естественных монополий с бюджетом. До конца эта концепция не была               
реализована, более того, начались отступления от этой концепции, хотя первый    
опыт принятия закона, касающегося энергетики, оказался положительным:           
прекратились веерные отключения, рост тарифов на энергоресурсы стал меньше      
темпов инфляции. Тем не менее последовательно правительство отказывалось от     
этой идеи. Хотя правительство ежегодно рассматривает тарифы на услуги           
естественных монополий до внесения бюджета в Государственную Думу, до           
принятия его, тем не менее, пересматривая их, в течение года оно фактически     
выхолащивает эту идею.                                                          
                                                                                
К сожалению, на сегодня мы имеем плоды этой непоследовательной политики. Ещё    
два года назад мы как страна могли заявлять, что мы - энергетическая держава,   
сегодня идут разговоры о дефиците энергоресурсов: Москва заявляет, причём       
устами, естественно, официальных руководителей, о том, что в ближайшее время    
вынуждена будет сократить строительство жилья, так как невозможно               
подключаться к энергетике в силу её дефицита, мы наблюдаем аналогичные          
ситуации на Калининградской ТЭЦ, когда не вводится ещё один агрегат, в          
Ленинградской области, связанные с дефицитом энергоресурсов. Министерство       
экономики устами своего министра заявляет о том, что следовало поощрять малый   
бизнес, создавая ему льготы при подключении к энергоресурсам, и при этом,       
например, "Газпром" заявил о снижении расходов по уже утверждённой своей        
инвестиционной программе. А для энергетиков мы в этом году вдруг начали         
выделять деньги из бюджета, хотя, когда начиналась реформа, предполагалось,     
что в силу реформы будет снижена нагрузка на бюджет. То, что происходит в       
жилищно-коммунальном хозяйстве, в очередной раз убедительно                     
продемонстрировало обсуждение законопроекта "О Фонде содействия                 
реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который мы рассматривали       
буквально несколько минут назад. Думаю, что ситуацию можно описать очень        
простыми словами: за деньгами естественных монополий нет контроля и,            
соответственно, нет эффективности использования этих денег.                     
                                                                                
Целей, которые преследует автор, предлагая принять данный закон, четыре.        
Первая - повысить эффективность монопольных видов деятельности либо через       
демонополизацию, либо через прозрачность наблюдения за издержками в этих        
монополиях. Я хотел бы сразу сказать, что данный закон как раз не против        
монополий, он как раз за то, чтобы они эффективно развивались. К сожалению,     
последние события показывают, что в долговременной перспективе, если ничего     
не менять, там произойдёт как раз самый сильный кризис в нашей экономике.       
Давайте посмотрим: самые высокие разрывы между приростом заработной платы и     
производительностью труда мы, согласно данным Росстата, в прошедшем году        
имеем в "Газпроме", на предприятиях электроэнергетики и нефтяной отрасли. А     
это самый главный показатель конкурентоспособности хоть предприятия, хоть       
отрасли, хоть страны в целом. Поэтому первая цель - повышение эффективности     
монопольных видов деятельности.                                                 
                                                                                
Второе - это стабилизация бюджетов, естественно, та цель, которая               
провозглашалась и шесть лет назад, почему мы тогда и были вынуждены принять     
это решение.                                                                    
                                                                                
Третье - это уточнение ответственности уровней власти. Совершенно нелепа        
ситуация, с которой мы сейчас столкнулись: на федеральном уровне, в             
парламенте страны, мы даже не рассматриваем тарифы на услуги естественных       
монополий, которых несколько десятков, вместе с тем взяли и вытащили с          
местного на федеральный уровень утверждение тарифов в коммунальном хозяйстве.   
                                                                                
Четвёртое - это, конечно, сдерживание инфляции. Мне трудно даже подобрать       
слово, чтобы описать ситуацию, при которой мы с такой бдительностью             
ежемесячно отслеживаем, как изменяется инфляция на доли процента, говорим,      
будет там полпроцента или 0,6 процента, но с совершенно лёгким сердцем,         
широкой душой правительство у нас исходит из того, что тарифы на                
электроэнергию следующие три года в рамках того трёхлетнего бюджета, который    
мы с вами сейчас рассматриваем, будут расти в среднем на 15,7 процента в год    
(это в два-три раза выше, чем темп инфляции, который заложен в этот бюджет),    
на услуги жилищно-коммунального хозяйства - на 18 процентов и на газ - на 27    
процентов в среднем каждый год. То есть это уже в разы выше. Ну, нечему тогда   
удивляться, что самый аккуратный, вообще, хозяйственник среди естественных      
монополий - это РАО "РЖД", видя, что другим позволено (почему же и им не        
переключиться, не подключиться к этой игре?), в течение этого года уже          
поменял тарифы, на днях, в полтора раза, но почему-то только на один вид        
продукции - скоропортящуюся продукцию, ту, которую мы потребляем в сезонное     
время в первую очередь.                                                         
                                                                                
В концепции бюджета всего три момента, которые автор считает принципиальными.   
Всё остальное - предмет рассмотрения во втором чтении.                          
                                                                                
Первое - закрытый перечень монополий. Не можем мы регулировать виды             
деятельности, тарифы, цены, которые не касаются перечня продукции, товаров      
народного потребления и услуг, который включён в этот законопроект:             
шестнадцать - для федерального уровня, шестнадцать - для региона и три          
специальных региональных тарифа, которые касаются детского питания, школьного   
питания и надбавок при северном завозе. Включение или выведение из этого        
перечня - это предмет второго чтения. Важно, что он закрыт. В этот перечень     
входят, кроме одной отрасли, только те, которые официально правительством       
считаются монополиями. Но я вынужден был добавить нефтепродукты, на которые,    
естественно, сейчас существует региональная монополия, которую мы сломать       
пока не можем.                                                                  
                                                                                
Второе. Тарифы должны утверждаться до бюджета. В законопроекте нет формулы,     
какими должны быть тарифы. Это функция правительства, и она прописана           
законом. В законе сказано, что до принятия бюджета вы должны обнародовать       
тарифы в парламенте и, соответственно, сделать их доступными для всех. Это      
либо предельный тариф, либо конкретный тариф, либо формула изменения тарифов    
в течение года, либо минимальный тариф, как, к примеру, для алкогольной         
продукции это подошло бы. Тарифы должны быть приняты до утверждения бюджета.    
                                                                                
И третье. Конкретное решение принимает соответствующий орган исполнительной     
власти - решение о том, какой тариф. А вот контроль - двух видов. За            
производителем услуг, товаров монополий, конечно, наблюдает правительство и     
контролирует, а вот за тем, как исполняются данный закон и общие принципы, -    
за этим следит определённый орган, например у нас в парламенте это Счётная      
палата, а на региональном уровне - аналог Счётной палаты.                       
                                                                                
И четвёртое - это концептуальное положение. Тарифы на услуги естественных       
монополий не могут быть выше, чем темп инфляции, который правительство          
предлагает при рассмотрении бюджета в Государственной Думе.                     
                                                                                
Вот ситуация, в которой мы находимся, запоздав на шесть лет, откладывая         
принятие данного закона, и вот концепция бюджета, состоящая из четырёх          
пунктов, которую я и предлагаю вам рассмотреть, всё-таки набраться              
политического здравомыслия и личного мужества и принять данный законопроект.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму   
сделает Евгений Алексеевич Фёдоров.                                             
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по    
экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект         
федерального закона "Об основах государственного регулирования тарифов на       
продукцию монопольных видов деятельности". Автор основ предлагает одним         
нормативным актом, одним махом решить все проблемы, связанные с тарифами на     
услуги естественных монополий, установив единый механизм государственного       
регулирования для всех видов продукции и услуг монопольных отраслей: от         
продукции ядерного цикла до водки, от портовых услуг до печного топлива.        
Основы не учитывают разницы в формах и методах государственного регулирования   
в разных областях, не предусматривают возможности замены одних форм             
госрегулирования другими. Например, в перечень регулируемых товаров включены    
этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащаяся продукция, реализуемые         
далеко не на монопольных рынках. В отличие от регулирования, направленного на   
ограничение роста тарифов естественных монополий, регулирование цен на          
алкоголь имеет прямо противоположную цель - установление максимальных цен для   
сдерживания спроса.                                                             
                                                                                
Что нового предусмотрено в рассматриваемом законопроекте? Уважаемые коллеги,    
вам роздана сравнительная таблица, она есть у всех, из которой следует, что     
государственное регулирование цен на все двадцать девять видов продукции        
монопольных видов деятельности, перечисленных автором в основах, уже давно      
реализовано в нормах действующего законодательства. (Я имею в виду три          
немонопольных вида, которые перечисляет автор, Валерий Михайлович, мы их там    
по-другому указали.) Это, в частности, законы "О естественных монополиях", "О   
газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "Об основах      
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О связи" и         
другие. Посмотрите также законы "О государственном регулировании тарифов на     
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "О железнодорожном   
транспорте в Российской Федерации". Там содержатся абсолютно идентичные         
нормы. Кроме того, в этой сфере действуют порядка ста актов федеральных         
органов исполнительной власти и порядка тысячи нормативных актов субъектов      
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вопрос                  
государственного регулирования тарифов на продукцию и услуги естественных       
монополий настолько многоплановый и многоуровневый, что, так сказать, уложить   
его в прокрустово ложе одного федерального закона невозможно, даже если он и    
имеет такое громкое название.                                                   
                                                                                
Если на секунду представить, что основы никак не коррелируются с действующим    
законодательством (подчёркиваю: если они будут приняты в том виде, как они      
есть), то это сразу же приведёт к развалу всей системы госрегулирования, к      
хаосу в сфере естественных монополий и, соответственно, к взлёту цен.           
Принятие законопроекта сразу отбросит нас на несколько лет назад, так как       
систему госрегулирования необходимо будет выстраивать заново, что может         
занять несколько лет. Законопроект практически не содержит норм прямого         
действия. А в результате мы, понеся огромный социальный и экономический         
ущерб, вернёмся к той же ситуации, которую мы имеем сегодня. Что касается       
метода расчёта тарифов, то основы предусматривают сохранение затратного         
метода, от которого мы сейчас пытаемся уйти в тех отраслях, где это возможно,   
и в принципе они ничего нового не содержат, кроме того, что у нас и сейчас      
есть.                                                                           
                                                                                
Комитет неоднократно предлагал автору перенести рассмотрение своего             
законопроекта, принять участие в работе соответствующей рабочей группы,         
однако он отказался от совместной работы. Говорю это и сейчас, Валерий          
Михайлович: мы приглашаем вас к совместной работе, потому что много там и       
положительного, но это не основы, а единая политика.                            
                                                                                
Особо необходимо отметить, что текст законопроекта практически полностью        
идентичен тексту законопроекта "Основы государственного регулирования цен       
(тарифов, расценок, ставок и т. п.)", который уже был рассмотрен в первом       
чтении и отклонён Государственной Думой 14 июня 2006 года.                      
                                                                                
На законопроект поступили отзыв Правительства Российской Федерации,             
заключение Комитета по промышленности, строительству и наукоёмким               
технологиям, отзывы трёх комитетов и Комиссии по естественным монополиям        
Совета Федерации - все они отрицательные. Из регионов в комитет поступило       
тридцать три отзыва от законодательных и сорок два отзыва от исполнительных     
органов власти. Почти все они высказались против принятия предлагаемых основ.   
Я хотел бы сказать, что в прошлом году, когда мы рассматривали упомянутый       
законопроект, было больше отзывов из регионов (наверное, регионы уже устали     
рассматривать этот текст), но они также в основном были отрицательными.         
                                                                                
Комитет работает над проблемами государственного регулирования                  
ценообразования в отраслях естественных монополий. Это, мы считаем, важнейший   
вопрос экономической политики. Безусловно, необходимо продолжить реформы        
естественных монополий, усилить государственный контроль за соблюдением         
законодательства в этой сфере - я согласен здесь с автором, - ужесточить        
ответственность, проработать механизмы частичных компенсаций, решить ряд        
других задач, в том числе специфических для отдельных отраслей. Есть очень      
важный момент законопроекта, Валерий Михайлович, который мы обязательно         
используем, - это ограничение роста тарифов в размерах планового индекса        
инфляции. Безусловно, законодательное определение единых принципов              
государственного регулирования в отраслях естественных монополий,               
сформулированных с учётом их особенностей, совершенно необходимо, но не в       
таком виде, как это предусмотрено основами. Мы уже от основ ушли, коллеги,      
ушли уже много лет назад. Повторяю, решить одним законом все проблемы нельзя,   
нужен целый пакет законодательных инициатив, о чём мы и говорили многократно    
в комитете, в том числе и с автором. Мы готовим их и собираемся рассмотреть     
на специально запланированных на 4 октября парламентских слушаниях на тему      
"Основные направления совершенствования законодательного регулирования          
ценовой и тарифной политики в Российской Федерации", куда мы опять приглашаем   
уважаемого Валерия Михайловича, равно как и всех депутатов.                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет по экономической политике, предпринимательству и     
туризму рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона   
"Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию монопольных     
видов деятельности".                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Я вижу трёх           
человек, желающих задать вопросы, - от КПРФ, ЛДПР, Глотова и... четыре, пять,   
да? Так, коллеги, тогда больше чтобы не было... я вижу пять рук, и все, кто     
сейчас поднял руку, зададут вопросы.                                            
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович.                                                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня вопрос к содокладчику. Вы пытаетесь обвинить Валерия      
Михайловича в том, что этот законопроект... всё в одном законопроекте           
невозможно урегулировать. Но есть закон о конкуренции, общие принципы, и там    
есть статьи прямого действия, он именно так построен. А во-вторых, не кажется   
ли вам, что наше законодательство о естественных монополиях и конкуренции       
вообще идёт на два, на три шага назад, то есть не успевает за развивающимся     
процессом? То есть они уже ничего не могут сделать. Экономическое развитие      
продвинулось дальше, а мы ещё пытаемся регулировать ушедшие времена.            
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Большое вам спасибо, Виктор Егорович.                             
                                                                                
Если оценивать наше законодательство в сфере тарифного регулирования, я хотел   
бы сказать следующее.                                                           
                                                                                
В принципе у нас решена проблема государственного контроля за ценами            
естественных монополий: до девяти тысяч цен у нас контролируется, и никто не    
поднимает цены или не меняет их без согласия того или иного государственного    
или муниципального органа ЖКХ или органа субъекта Российской Федерации, никто   
не меняет. Другое дело, что само по себе это не даёт необходимой                
эффективности механизма, ограничивающего подъём цен естественных монополий. И   
мы, например, считаем в комитете, что их надо абсолютно ограничивать, но те     
механизмы, которые запущены, недостаточно эффективны. Мы с точки зрения         
принятия решений, но не с точки зрения самого механизма контроля... Он          
достаточно продуман. Я вот знаю, допустим, статистику, которая есть в           
антимонопольной службе. Да, на сегодняшний год удвоилось число                  
соответствующих дел, которые завела антимонопольная служба, но это всё равно    
несколько сотен дел. То есть нет такого массового нарушения установок           
государства по поводу тарифов. Понимаете, да?                                   
                                                                                
Теперь по новым методам. Мы как раз и считаем... Здесь мы не согласны с         
автором, что надо консервировать сложившуюся систему, сложившуюся не сегодня.   
Реально он предлагает вернуться на пять лет назад, туда, откуда мы уже давно    
ушли, по отдельным видам деятельности ушли, и заняться единым принципом,        
который для многих отраслей просто не подходит. Я вам могу сказать, что есть    
уже новые принципы. Мы вот прорабатываем, например, принципы, связанные со      
сравнением издержек наиболее эффективных, эталонных хозяйствующих субъектов     
области, это тоже соответствующее регулирование. Кроме метода экономически      
обоснованных затрат, о которых говорит автор и который по-прежнему является     
основным в сфере государственного регулирования, у нас уже есть метод           
экономически обоснованный, связанный с доходностью инвестиционного капитала,    
методы индексации тарифов и многое другое.                                      
                                                                                
То есть мы считаем, что этот вопрос очень важен, и он уже достаточно глубоко    
проработан в государстве - пятнадцать лет, между прочим. Если вы посмотрите     
справку: 1995 год, на основании указа президента Ельцина ещё, носившего         
статус закона, было выпущено первое постановление правительства по этому        
вопросу. По этому вопросу уже далеко ушли здесь.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос Иванова Сергея Владимировича.                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Евгений Алексеевич, вот вы говорите, что невозможно всё это        
уложить в прокрустово ложе одного законопроекта. А я вот держу в руках          
постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года №      
576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги        
предприятий-монополистов...". К сожалению, оно утратило силу, но тем не менее   
вот одним постановлением правительство для предприятий-монополистов             
большинства отраслей установило предельные уровни рентабельности по товарам,    
которые выпускаются этими предприятиями. Оказывается, можно было, и работало.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Алексеевич.                           
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Да, спасибо.                                                      
                                                                                
Уважаемый коллега, вы совершенно правильно подметили, что эта сфера             
регулируется уже давно у нас. Постановление 92-го года было заменено            
постановлением 95-го года, об этом есть ссылка в наших материалах, которые мы   
вам раздали, тут вы совершенно правы. Мы за то, чтобы самым активным образом    
Дума заняла конкретную позицию в сфере регулирования тарифов, вернее,           
продолжила линию, которую государство последовательно проводит уже в течение    
пятнадцати лет.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чуев Александр Викторович.                                
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический    
союз)".                                                                         
                                                                                
Уважаемый Евгений Алексеевич, поправьте меня, если я не прав, но в              
приведённых вами законодательных актах отсутствует закрепление положения о      
том, чтобы тарифы принимались до принятия бюджета на следующий год и не         
менялись в течение этого года, так же как и отсутствует положение,              
устанавливающее, что уровень повышения тарифов не должен превышать индекс       
инфляции. Вы считаете это положение нормальным в существующей ситуации?         
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Александр Викторович.                                    
                                                                                
Ну, во-первых, по инициативе членов фракции "Единая Россия", насколько я        
знаю, в прошлом году у нас были приняты соответствующие поправки, и теперь у    
нас тарифы органами утверждаются раз в год, эта проблема решена. Кулик был,     
если помните, автором поправки.                                                 
                                                                                
И вторая проблема, которую вы поставили... мы как раз здесь согласны с          
автором. Другое дело, что она в контексте теряется, автор же ставит вопрос об   
основах. Мы же автору предлагали доработать, предлагали не об основах           
говорить, а о единой политике, изменить содержательную часть перед первым       
чтением, но, к сожалению, автор отказался, сказал, что только вот так и никак   
иначе.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович, ваш вопрос.                  
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Вопрос Евгению Алексеевичу. Утверждение его о том, что механизмы   
контроля отработаны, установлена господдержка, всё хорошо, - может быть, это    
так: и девять тысяч цен контролируется, и мы устанавливаем здесь тоже           
предельные тарифы. Вопрос такой, Евгений Алексеевич. Если мы этот закон не      
принимаем, - а комитет против него, - поддержите вы предложение, скажем,        
нашей фракции "Родина - Патриоты России" о том, чтобы снизить предельный        
тариф по электричеству, по другим показателям с 20 до 10 процентов? Как можно   
объяснить, почему мы устанавливаем в этом зале 20 процентов, да и Генеральная   
прокуратура это контролирует, как вы правильно сказали, а инфляция у нас 10     
процентов, например? Почему же мы свою собственную экономику загоняем в этот    
тупик? Известно, газа нет, электричества нет для промышленного развития,        
почему же мы?.. (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Алексеевич.                           
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Да. Спасибо, Сергей Александрович.                                
                                                                                
Я, кстати, вот ещё раз подчёркиваю, я согласен, что рост должен быть не выше    
индекса инфляции, я об этом сказал и в докладе, и в ответах на вопросы. В       
этом я согласен, надо над этим работать.                                        
                                                                                
Что касается конкретных тарифов, которые вы предлагаете, тут надо смотреть,     
потому что у нас действительно есть инвестиционная составляющая, автор          
совершенно правильно говорил с трибуны, и мы не можем загнать часть наших       
монополий в тупик, создать ситуацию, когда они не будут обновляться. Поэтому    
это конкретный, профессиональный, так сказать, вопрос, отдельный для каждой     
отрасли. Вот я хотел бы подчеркнуть, что тут существенная разница в нашем       
подходе и подходе автора. Мы считаем, что нельзя... то есть общие принципы      
должны быть, но нельзя все отрасли под одну гребёнку - от алкоголя до           
энергетики, как вы говорите.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос.                  
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Вот у меня вопрос, Валерий Михайлович. Вы правильно всё говорите, но...         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич, присаживайтесь. Вопрос к Валерию      
Михайловичу.                                                                    
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Да, вопрос к Валерию Михайловичу.                                
                                                                                
Регулирование тарифов, наверное, зависит от ценообразования на определённые     
виды товаров. Вот это хорошее дело, вы говорите, что мы зарезервируем тарифы    
на алкогольную продукцию, но ведь цена алкогольной продукции от чего зависит?   
Вы же сами знаете, что от цены на спирт. Цена на спирт от чего зависит? От      
цены на хлеб. Туда входит... всё туда входит - и размеры оплаты, и ГСМ, и всё   
остальное. Ну давайте мы сейчас, допустим, зарезервируем цену на хлеб, тогда,   
естественно, мы скажем: ну-ка, дорогой колхозничек, вот столько ты должен       
получать, выше нельзя, потому что от этого зависит цена на алкоголь. Ну как     
вы думаете, нам, наверное, хлебороб спасибо большое скажет?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Михайлович, пожалуйста.                           
                                                                                
Включите микрофон Зубову.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемый коллега, есть два способа регулирования цен, и оба они    
действуют во всех странах, только в разной пропорции. Те цены, которые          
работают в рыночной среде, - это и пиво, и даже водка, и хлеб, и сигареты, и    
масса других продуктов, и такси - это рыночные отрасли и продукты, цены на      
них регулируются рынком. А вот те отрасли, которые монополии естественные       
(естественные - это в том смысле, что выгоднее для общества иметь монополию     
на этом участке, чем рынок), - для них не существует рынка как регулятора       
предельных уровней цен и тарифов. Вот для них, только для монополий,            
устанавливаются правила ценообразования, отличные от рыночных, в данном         
случае предлагается правительству это устанавливать в соответствии с тем, что   
утверждено Государственной Думой, и в соответствии с тем общим принципом,       
который тоже прописан в этом законе.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы закончили вопросы. Есть ли желающие выступить? Один желающий - Сергей        
Владимирович Иванов. Три минуты, Сергей Владимирович.                           
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
И потом ещё Язев Валерий Афонасьевич.                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, да, действительно, как докладывал представитель              
профильного комитета Евгений Алексеевич, ситуация у нас вроде бы как            
устаканилась, и можно сказать, - как он справедливо замечает, - что у нас       
регулируются цены на различные услуги тем или иным способом. Однако эффект      
какой, к чему мы пришли? А пришли мы к тому, что есть кучка людей, которые      
имеют сверхбольшие доходы, есть группа людей, которые более-менее так,          
барахтаются с хлеба на квас, и есть огромное количество людей, уровень жизни    
которых, ну, можно сказать, рядом с чертой или ниже черты прожиточного          
минимума.                                                                       
                                                                                
То есть это говорит о чём? О том, что всё, что есть сейчас, оно                 
просто-напросто не работает, это если поверхностно поглядеть, а если            
поглядеть глубже... оно как раз работает на то, чтобы такая ситуация в нашем    
обществе оставалась, чтобы было большое количество людей недостаточно           
обеспеченных, очень мало обеспеченных, чтобы у нас постоянно были проблемы с    
ЖКХ, с оснащением армии, с прочими, прочими и прочими вещами, чтобы мы          
постоянно испытывали недостаток. Это и говорит о том, что всю эту систему       
надо полностью менять.                                                          
                                                                                
Когда раньше вот это постановление было, все предприятия заботились об уровне   
рентабельности и у них было чётко определено, какой предельный уровень          
рентабельности у них. Сейчас, извините, на цемент у нас на 300 процентов        
себестоимость завышена, государство практически не контролирует эту цену. Мы    
как-то вот в Когалыме были (спасибо, Василий Михайлович Тарасюк нас возил) -    
"ЛУКОЙЛ", Западная Сибирь. По их официальным отчётам, себестоимость одной       
тонны нефти, добытой в тех суровых условиях, составляет 2,5 доллара - тонны     
нефти, не барреля, заметьте. Можете посчитать. И вот так потом по каждому       
продукту государство вводит различные методики налогообложения. К чему это      
приводит? К тому, что предприятие заинтересовано в том, чтобы обойти их со      
всех сторон. А во всём мире, как справедливо было замечено, есть группа         
товаров, и это очень небольшая группа товаров, которые определяют развитие      
экономики в целом. Если, допустим, выросла цена на сигареты или на пиво, это    
ещё не повод повышать цену за проезд. Но если выросла цена на топливо, на       
отопление для квартир, для промышленных предприятий, - это моментально          
провоцирует скачок, виток инфляции. Поэтому ещё раз говорю, что вот как бы мы   
там ни обсуждали, чтобы мы ни делали, та система, которая сейчас есть,          
направлена на то, чтобы наше общество просто-напросто вымирало. И мы не хотим   
воспользоваться опытом развитых стран.                                          
                                                                                
Вот здесь, в этом постановлении на продукцию предприятий                        
нефтеперерабатывающей промышленности уровень рентабельности установлен всего    
10 процентов. Как мы можем говорить о том, что у нас эти законы работают и      
государство что-то регулирует, если, извините, у нас, в нефтедобывающей         
стране, бензин стоит дороже, чем в Канаде? Она не является                      
супернефтедобывающей страной, но там 80 центов бензин стоит и 5 тысяч           
зарплата средняя. А у нас - 20 рублей и 5 тысяч средняя зарплата. Вот это       
хорошее регулирование!                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Язев Валерий Афонасьевич. Пожалуйста, с места.            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЯЗЕВ В. А. Спасибо большое.                                                     
                                                                                
Ну, к слову о Канаде: Канада располагает вторыми по величине в мире запасами    
нефти, тогда как Россия располагает только восьмыми по величине запасами        
нефти.                                                                          
                                                                                
Что я хотел бы сказать по сути законопроекта? В России сложилась система        
регулирования цен на товары и услуги естественных монополий очень сложная,      
многоплановая - это и целый набор отраслевых федеральных законов,               
общегражданское законодательство, это набор постановлений и положений           
Правительства Российской Федерации, там не только постановления 92-го или       
95-го года, там инструкция, которая в развитие вышла и в замену.                
                                                                                
Почему отраслевое? Наше ценовое, тарифное законодательство выполняет            
государственную установку: цены на товары и услуги естественных монополий       
должны быть такими, чтобы речь шла не о текущей максимизации прибыли, а о       
предоставлении товаров и услуг в необходимом количестве, в необходимое время    
и в необходимом месте для развития экономики страны в целом. При этом цены и    
тарифы корреспондируются с таможенным, налоговым законодательством. Например,   
возьмём нефть. Раз в квартал меняется экспортная таможенная пошлина, в          
зависимости от цен на внутренних и мировых рынках меняется НДПИ - налог на      
добычу полезных ископаемых, поэтому нельзя в отрыве говорить о тарифах и        
ценах на товары и услуги. При определении цен правительство и государство       
учитывают инвестиционные программы, планы развития этих отраслей, хотя мы уже   
имеем негативные последствия бездумного ограничения цен. Например, удерживая    
существенно низкую цену на газ, мы ввергли в кризис угольную отрасль,           
перекосили топливно-энергетический баланс, что угрожает энергобезопасности.     
Сегодня можно говорить об относительном дефиците газа, потому что он ничего     
не стоит - 45 долларов, поэтому принята программа повышения его цены к 2011     
году до 125 долларов.                                                           
                                                                                
Конечно, далека от совершенства сложившаяся система ценообразования, её нужно   
дорабатывать. Пример тому - принятая нами, помните, в прошлом году поправка     
Кулика и Хайруллина о внесении в определённые сроки предельных уровней          
тарифов. То, что предлагает депутат Зубов в своём законе, - это переписка       
существующих законов, постановлений правительства, самостоятельного предмета    
правового регулирования в этом законе нет. Принятие этого закона вредно как     
для государства, для экономики, так и для каждой семьи, потому что по           
определённой группе товаров это создаст дефицит - мы это уже проходили - и      
может остановить развитие отраслей естественных монополий, которые - наше       
общенациональное достояние, которые работают достаточно динамично сегодня, и    
мы не даём им очень сильно жировать. Поэтому фракция "Единая Россия" будет      
голосовать против этого закона, как вредного. И я хотел бы дополнить в          
противовес словам председателя профильного комитета, который призывал           
доработать этот законопроект: его нельзя... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово? Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович.        
Только я надеюсь, что вы покороче скажете, Валерий Михайлович, вы обещали,      
полчаса уже...                                                                  
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Вы знаете, это вопрос, вообще-то, развития экономики страны в       
целом - что мы закладываем, что мы заложили в трёхлетнем бюджете. Как бы не     
получилось так, что будут реализованы опасения министра экономики, который      
сказал на заседании правительства, что, прогнозируя развитие экономики, мы      
всё-таки не можем оценить риски, которые связаны с ростом тарифов на услуги     
естественных монополий. Министр экономики!                                      
                                                                                
Сначала по существу. Можно ли одним законом всё отрегулировать, как это         
прозвучало в выступлении председателя комитета и уважаемого мной Валерия        
Язева? Нет, нельзя и не надо. Но вы же не ответили на вопрос, уважаемый         
Евгений Алексеевич, который прозвучал. Ну назовите те законы, на которые вы     
ссылаетесь, вы говорите, их так много, отраслевых! Ну и где в этих законах      
прописано, что тарифы на услуги естественных монополий (неважно, будут ли они   
корреспондировать с мировыми ценами, с текущим состоянием, учитываться          
таможней, - это вопрос правительства) должны утверждаться до того, как          
вносится проект бюджета в Государственную Думу? Естественные монополии,         
только три основные из них, дают 20 процентов валового национального            
продукта. Это факторы, которые влияют точно так же, как цена на нефть, однако   
цену на нефть мы рассматриваем, а тарифы на услуги естественных монополий       
нет.                                                                            
                                                                                
Второе. Вы знаете, сколько там денег, в естественных монополиях? Расчёты по     
2006 году показали (я не могу привести данные по всем монополиям, только по     
той монополии, которую дважды в 2006 году рассматривало правительство,          
поэтому у меня они и есть), что одна треть занятых, к примеру, в "Газпроме" -   
одна треть! - не связаны с газовой деятельностью, а зарплату получили только    
за 2006 год больше, чем весь рост тарифов за 2006 год. Вот они, резервы - и     
повышение эффективности, и сокращение затрат, и выходы для потребителя!         
                                                                                
И наконец, наверное, самое главное. Итак, вы считаете, что всё у нас            
нормально регулируется, вот тогда и ответьте, пожалуйста, как же в результате   
этого регулирования у вас цены на газ ежегодно растут на 27 процентов? Как же   
в энергетике у вас вдруг скачок - в два раза прирост тарифов всего за один      
год, и на последующие три года вы это закладываете, где вы это так              
отрегулировали?                                                                 
                                                                                
Евгений Алексеевич, скажите, пожалуйста, где же записана норма (на которой я    
настаиваю в этом законопроекте) о том, что тарифы на услуги естественных        
монополий, как имеющих привилегированное положение в экономике, не должны       
расти быстрее темпа инфляции? Когда вы мне говорите: давайте поработаем, я      
готов поработать. В 2002 году был внесён такой же по смыслу законопроект, в     
2003-м принят в первом чтении, но в 2004 году, после выборов, был возвращён в   
первое чтение и отклонён. Ну так работайте, давайте проект - будем работать.    
А когда вы мне предлагаете под видом разговоров о работе уклоняться от          
решения принципиальной проблемы - извините, нам не по пути.                     
                                                                                
Теперь я хотел бы высказаться по тем решениям, которые даны в заключении        
комитета, там девять пунктов, я не буду всё перечислять, я остановлюсь только   
на одном пункте, который, как говорится, всё раскрывает. В одном пункте         
написано, что в законопроекте не учитываются особенности, а в последнем         
пункте: таким образом, законопроект не реализует поставленную задачу об         
установлении единых подходов. Вы знаете, либо все особенности учесть, либо      
общие принципы, а особенности - к правительству, одно из двух. Когда говорят,   
что не имеет самостоятельного регулирования... Я повторю те пять пунктов        
(четыре, а пятый добавился здесь в процессе обсуждения). Итак, первое,          
закрытый перечень монополий впервые приводится здесь (с добавлением             
нефтепродуктов). Второе. Тарифы - до внесения бюджета в Государственную Думу.   
Третье. Конкретно расписано, что на федеральном уровне, а за какие отрасли и    
тарифы отвечает региональный уровень. Четвёртое. Рост цен на услуги             
естественных монополий ниже темпа инфляции. И наконец, пятый, очень важный,     
прозвучавший здесь. Вы знаете, мы не только в антимонопольном                   
законодательстве отстаём, мы сейчас стали отставать в принятии законов по       
всему фронту. Казахстан ввёл мегарегулятор, а мы полтора года не принимаем      
закон об образовательном кредите, и правительство, обещавшее нам представить    
концепцию эксперимента, так и не представило её за это время. Мы по темпам      
роста на втором месте снизу из всех стран бывшего Союза. На втором месте        
снизу! Мы отстаём в преобразованиях.                                            
                                                                                
И последнее, что я хотел бы сказать. Вы знаете, - я повторюсь, я уже            
фактически это сказал - в прошлом году вы отклонили моё предложение о           
создании федерального фонда жилищно-коммунальных инвестиций. Как сегодня        
убедительно показал председатель комитета, который тоже голосовал за            
отклонение, в течение года на 20 процентов у нас ветхость увеличилась. Дело     
ведь заключается в том, что, отклоняя данный законопроект, вы на три года       
закладываете тот рост тарифов на услуги естественных монополий и те цены на     
бензин, которые, конечно, совершенно ни в какие ворота не лезут. Кстати,        
уважаемому коллеге Язеву я должен сказать: не по запасам нефти Канада           
находится на втором месте, а по запасам битуминозных песков, а это несколько    
другая штука. А добываем мы нефть и экспортируем сейчас уже на уровне           
Саудовской Аравии. Но стоимость бензина у нас действительно выше, чем в         
Канаде и в Соединённых Штатах, и когда-то эту проблему надо решать.             
                                                                                
И наконец, самое последнее. Вы знаете, тогда принимается решение по повышению   
эффективности, снижению издержек и более качественному удовлетворению           
потребностей людей, других предприятий, когда видно, как формируются издержки   
в данных отраслях. Это закон о прозрачности. Так решает рынок, он там всё. А    
в данном случае ни рынок не решает, ни мы не знаем, какие всё-таки затраты      
заложены в тех отраслях, которые действительно являются нашим национальным      
богатством, которые действительно определяют экономику. Я боюсь, что, если мы   
так спокойно будем относиться к подобным вопросам и так легко, без серьёзной    
дискуссии их откладывать, мы в экономике доиграемся.                            
                                                                                
И хочу защитить регионы и Совет Федерации от того, что здесь прозвучало. Да,    
тридцать территорий. Только вы возьмите, пожалуйста, эти отзывы и посмотрите,   
как они написаны, - я их смотрел, в прошлом году действительно шестьдесят       
было, - вы увидите, как хорошо и как однообразно они написаны. Более того,      
они присланы примерно в одни и те же сроки. Как пишутся такие отзывы, мы        
знаем. Один отзыв - не из регионов, а из Комитета Совета Федерации по           
вопросам местного самоуправления, подписал уважаемый мною бывший коллега        
губернатор Рокецкий. Смотрите, рассмотрев проект федерального закона, комитет   
решил (дословно) "не поддерживать концепцию законопроекта, как противоречащую   
нормам Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах         
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с    
которыми тарифы организации коммунального хозяйства регулируются органами       
местного самоуправления". Не регулируются местным самоуправлением они! Они      
регулируются федеральным законом, на федеральном уровне - федеральной           
тарифной службой. Если устанавливают предельные тарифы, то это регулируется     
на федеральном уровне.                                                          
                                                                                
И вы вот такие отзывы себе в поддержку берёте. Зря! Лучше посмотреть в окно,    
что там происходит, лучше посмотреть статистику того, что происходит, лучше     
действительно понять, почему у нас такие проблемы с жилищно-коммунальным        
хозяйством, и после этого всё-таки принять в первом чтении законопроект о       
государственном регулировании тарифов и услуг на монопольные виды               
деятельности. Ко второму чтению, если вы действительно хотите работать,         
поработаем и всё сделаем как надо.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Алексеевич Фёдоров.                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемый Валерий Михайлович, вы говорите об одном, а в тексте вашего закона    
написано другое. Но мы же всё-таки обсуждаем текст! Вы говорите: нельзя         
менять ваш закон, ничего там нельзя переставлять. Но это же бомба, бомба        
вообще в сфере нашего регулирования! Если мы примем этот закон сейчас - вы же   
об этом не говорите - произойдёт полная дезорганизация всей сферы               
регулирования. Ну это же факт! Я же говорю о фактах. Об этом говорят вам        
регионы, Совет Федерации, специалисты. Ну что же вы так настойчиво?!. Не        
только же у вас выборы в этом году, надо же вообще подумать о стране.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель правительства и президента не желали бы высказаться? Коллеги,     
кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1%                                     
Проголосовало против           13 чел.2,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.