Заседание № 139

14.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 338463-6 "О внесении изменений в статью 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу об отстранении членов избирательной комиссии от работы, об удалении наблюдателей и иных лиц из помещений для голосования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3314 по 3918 из 6354
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 64       
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Кодекс Российской       
Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Иванович    
Савельев.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом   
предлагается принципиально новый подход к решению проблемы эффективного         
контроля выборного процесса со стороны общества: введение ответственности для   
каждого члена комиссии, проголосовавшего за решение об удалении наблюдателя     
либо об отстранении члена комиссии, отменённое впоследствии судом.              
                                                                                
В настоящее время наблюдатель и член избирательной комиссии, пытающийся         
пресечь попытки нарушения процедуры голосования, а то и прямые фальсификации,   
является наименее защищённым законом лицом. Судите сами, ведь действующие       
законодательные нормы позволяют активного наблюдателя удалить практически по    
любому поводу, вот формулировка из закона "Об основных гарантиях...":           
"...если они нарушают закон о выборах...". Подобная формулировка, учитывая,     
что нарушение закона о выборах может заключаться в том числе, так сказать, в    
"действиях, препятствующих работе комиссии" (также формулировка из закона),     
даёт неограниченные основания для того, чтобы неудобного субъекта просто        
выбросить на улицу. Усугубляется ситуация ещё и тем фактом, что избирательные   
комиссии не несут абсолютно никакой ответственности за удаление наблюдателя и   
отстранение члена комиссии.                                                     
                                                                                
На это есть возражения, в частности комитета: существуют статья 141             
Уголовного кодекса и статья 5.6 Кодекса об административных правонарушениях.    
Однако эти статьи не работают в том случае, если комиссия выносит решение об    
удалении, так как в силу коллегиальности решения отсутствует субъект            
правонарушения. Принцип коллегиальности в работе избирательной комиссии         
превращается в принцип коллективной безответственности, а безответственность    
порождает беспредел: человек незаконно удалён, правонарушение есть, а           
виновных нет. Несложно проследить ход мыслей многих председателей избиркомов:   
нет человека на участке - нет проблемы. Самое страшное, что им за это грозит,   
- это отмена решения в судебном порядке, но это будет позже, а сейчас цель      
достигнута, фальсификация осуществлена, никто не мешает. Сложившаяся ситуация   
фактически подталкивает избирательные комиссии к использованию удаления         
наблюдателей либо отстранения членов комиссии как универсального способа        
решения всех проблем, тогда как это должно быть крайней мерой.                  
                                                                                
Совсем другое дело, если член комиссии с правом решающего голоса будет          
понимать, что, голосуя за такое решение, он подвергается риску быть лично       
наказанным. Ведь принцип коллегиальности - это в первую очередь осознание       
каждым членом комиссии своей персональной ответственности за принимаемые        
комиссией решения. Мы с вами перевели участковые избирательные комиссии на      
работу на постоянной основе, и основным аргументом в пользу этого решения       
было повышение профессионализма членов комиссии - так вот давайте признаем,     
что профессионал должен нести ответственность при голосовании за незаконное     
удаление наблюдателя.                                                           
                                                                                
Законопроект с аналогичной концепцией уже рассматривался Государственной        
Думой в декабре 2012 года, и основным мотивом для его отклонения, Дмитрий       
Фёдорович, было отсутствие субъекта административной ответственности. Так вот   
в рассматриваемом сегодня законопроекте субъект определён чётко, однако         
появились другие претензии. В частности, говорится, что слишком большой         
штраф, однако, на мой взгляд, на наш взгляд, в сегодняшних условиях надлежит    
ставить вопрос о слишком незначительных действующих административных штрафах    
за нарушение выборного законодательства, вот смотрите: статья 5.1 - 1 тысяча    
500 рублей, статья 5.3 - максимум 2 тысячи рублей для должностных лиц, статья   
5.4 - до 5 тысяч рублей, рассматриваемая сегодня статья 5.6 - всего 2 тысячи    
рублей для должностных лиц за нарушение права на осуществление наблюдения на    
выборах. Такие размеры штрафов не могут решать задачу предупреждения            
административных правонарушений, скорее наоборот: создают все предпосылки для   
их совершения.                                                                  
                                                                                
Также считаем, что наличие уголовной ответственности не может быть основанием   
для отклонения законопроекта, ведь, как уже говорилось, статья 141 Уголовного   
кодекса также не даёт ответа на вопрос о субъекте. Кроме того, именно           
административная ответственность в силу своих процедурных особенностей          
является наиболее оперативной.                                                  
                                                                                
В случае принятия закон защитит права участников избирательного процесса,       
будет способствовать повышению уровня гласности и открытости и в целом          
легитимности выборов.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
внимательно рассмотрел предложения наших коллег. Полагаем, что в действующем    
законодательстве, в частности в Федеральном законе № 67-ФЗ "Об основных         
гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме...", уже          
закреплена ответственность всех сторон, участвующих в избирательном процессе,   
и достаточно чётко прописаны основания для возникновения такой                  
ответственности. Так, я напомню, что в статье 29 закона устанавливается         
статус субъектов, которые реализуют властные полномочия в ходе избирательного   
процесса, и конкретизируется их правовое положение.                             
                                                                                
В целях установления гарантий членам избирательных комиссий, наблюдателям, а    
также иным лицам, которым законом предоставлено право присутствовать на         
избирательных участках в день голосования, пунктом 12 статьи 64 закона          
установлено, что указанные лица могут удаляться или удаляются из помещения      
для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме;                
мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей           
комиссией в письменной форме; правоохранительные органы обеспечивают            
исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстранённого     
члена участковой избирательной комиссии, а также удалённого наблюдателя и       
иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами. Таким        
образом, привлечение, допустим, к ответственности того или иного члена          
избирательной комиссии, который голосовал за или, может быть, против удаления   
лица, которое нарушает закон или порядок на избирательном участке,              
препятствует осуществлению волеизъявления граждан, не может вообще              
рассматриваться как основание для возникновения ответственности, потому что     
решение это принимается коллегиально. Вот это очень важный момент.              
                                                                                
Я обращаю внимание коллег, что в настоящее время в Государственной Думе         
рассматривается и рекомендован нашим комитетом к принятию в первом чтении       
законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации во исполнение       
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от апреля прошлого     
года, которым уточняются сроки и порядок обжалования любых действий             
(бездействия), а также результатов голосования всех должностных лиц и           
органов, которые принимают участие в выборном процессе, со стороны всех         
субъектов, в том числе избирателей, которые проголосовали на том или ином       
избирательном участке. Обратите внимание, там устанавливаются и сроки,          
достаточно сжатые, для рассмотрения и для обжалования подобных обращений. Мы    
полагаем, что после принятия и вступления в силу данного закона будут           
окончательно ликвидированы все пробелы и недочёты выборного законодательства    
в части, касающейся прав граждан на защиту своих интересов в выборном           
процессе, в том числе и в части регулирования вопросов обжалования действий     
(бездействия) органов и должностных лиц, которые принимают те или иные          
решения.                                                                        
                                                                                
Мы полагаем, что нормы ответственности, которые уже предусмотрены и Кодексом    
Российской Федерации об административных правонарушениях, и Уголовным           
кодексом Российской Федерации, достаточны, они могут и должны применяться к     
тем, кто нарушает закон, но только в случае их вины.                            
                                                                                
Мы считаем, что оснований для принятия данного законопроекта нет, предлагаем    
его отклонить.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Таранавский.                                               
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Вопрос докладчику. Уважаемый Дмитрий Иванович, совершенно правильно в           
очередной раз поднят вами вопрос, и в своём выступлении вы также говорили,      
что речь идёт о крайне серьёзном нарушении. У меня вопрос по санкции. Вот вы    
предлагаете усилить ответственность - поднять штраф аж до 10 тысяч рублей.      
Участковые комиссии формируют власть, которая руководит и тратит потом деньги   
из бюджета, и не только муниципального, но и более высоких уровней, и 10        
тысяч рублей... Ну будут, вы знаете, премии более высокие выплачивать,          
например. Не кажется ли вам, что в рамках имущественной ответственности надо    
установить такую санкцию, чтобы мало никому не показалось, - в десятки, в       
сотни раз больше? Почему такая смешная сумма? С моей точки зрения, извините,    
если я некорректно выразился... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Александр Георгиевич, вы совершенно справедливо это отметили,    
но вы же помните, что за прошедшие два года аналогичные законопроекты           
отклонялись не раз, в том числе из-за имущественной ответственности. Перед      
нами стоит задача объединиться и принять законопроект в первом чтении, а во     
втором чтении, я очень надеюсь, вы персонально внесёте поправку об изменении    
размера штрафа, который, как вы совершенно справедливо заметили, допустим,      
для Москвы ничего не значит. Штраф в 10 тысяч рублей - ничто, им просто         
компенсируют власти из своего кармана, и на этом вопрос будет закрыт, хотя      
где-то, может быть, в деревнях, в мелких муниципальных образованиях, и 10       
тысяч рублей является некоей определённой, так сказать, останавливающей         
мерой. Но в данном случае здесь всё было направлено на то, чтобы принять        
законопроект в первом чтении. Все законопроекты подобного толка, внесённые      
нами и иными оппозиционными фракциями, как вы видите, блокируются.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, а не считаете ли вы правильным,   
что, для того чтобы остановить процесс внесения массы таких законопроектов,     
которые в принципе направлены на то, чтобы обратить внимание на                 
несовершенство нашей избирательной системы, надо проработать один детальный     
избирательный кодекс, который бы вызывал боязнь, скажем так, у любого           
субъекта избирательного процесса нарушить закон. В данной ситуации вы           
выполняете заявку, не понимая, что на подавляющей части избирательных           
участков Российской Федерации председатель комиссии не знает закона и вершит    
произвол вместе с милиционером, который по закону вообще не имеет права         
вмешиваться в избирательный процесс.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, я оставлю без комментариев ваше      
утверждение о том, что на большинстве избирательных участков или в комиссиях,   
как вы выразились, председатели не знают законы. Я могу утверждать, что это     
не так.                                                                         
                                                                                
Регулирование вопросов, связанных с проведением выборов и референдумов, путём   
создания кодифицированного акта или в рамках существующего 67-го закона,        
скорее всего, вопрос юридической техники. С моей точки зрения, гораздо          
большее значение наряду с совершенствованием процессуальных процедур имеет      
применение принципа неотвратимости ответственности. Не огромные штрафы, а       
именно неотвратимость ответственности, повторяю. Процессуальные процедуры мы    
с вами сейчас совершенствуем, и я ещё раз обращаю ваше внимание на то, что      
наш комитет уже рекомендовал к принятию в первом чтении правительственный       
законопроект по совершенствованию механизма обжалования действий                
(бездействия) всех органов и должностных лиц, которые принимают решения в       
рамках избирательного процесса, обратите на него внимание. Также дополнения в   
этот законопроект можно обсудить в рамках его доработки ко второму чтению. А    
будет ли это оформлено в виде избирательного кодекса или достаточно объёмного   
федерального закона, с моей точки зрения, непринципиально.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Фёдорович, продолжая разговор на эту тему, я приведу     
примеры. Множество фактов есть. В Рязани осенью прошлого года на многих         
избирательных участках, размещённых в школах, наблюдателей посадили метров за   
пятьдесят от урн, а перед ними поставили столы, где выдавали бюллетени, то      
есть урн совершенно не было видно. Попытки наших наблюдателей приблизиться      
хотя бы метров на тридцать к урнам заканчивались тем, что их просто удаляли.    
Я, как депутат Госдумы, вмешивался, требовал соблюдения законов, -              
бесполезно.                                                                     
                                                                                
Ещё пример. Шиловский район, избирательный округ - четыре участка. На трёх      
выигрывает наш кандидат, на четвёртом просто выгоняют всех наблюдателей с       
помощью полиции и в результате проходит кандидат от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Мы два     
раза подавали иски в суд, два суда проиграли. Судьи говорят: а мы не можем      
выгнать.                                                                        
                                                                                
Не кажется ли вам, что нужно не только принять этот закон, а вообще резко       
ужесточить ответственность за подлог в ходе выборов? Выбирают власть и...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, если мы обратимся к тексту этого    
законопроекта, то увидим, что он не решает тех возможных проблем, о которых     
вы с негодованием сейчас говорили. Речь идёт об установлении административной   
ответственности, но конструкция предлагаемой нормы, к сожалению, не             
выдерживает критики с правовой точки зрения. В настоящий момент у нас есть      
определённый порядок обжалования, мы его будем совершенствовать, - я могу       
лишь только это сказать.                                                        
                                                                                
Что касается конкретных случаев, когда, по вашему мнению, слишком далеко        
сидели наблюдатели, то я могу другие примеры привести, я тоже на протяжении     
многих лет бываю на многих избирательных участках, участвуя в выборах в         
разном качестве. На некоторых избирательных участках, в силу того что они       
занимают очень небольшие помещения, наблюдатели сидят практически около урн,    
едва ли не за одним столом с членами участковых избирательных комиссий. Таких   
случаев очень много, и почему-то по этому поводу никаких вопросов не            
возникает.                                                                      
                                                                                
Что касается итогов выборов, то существует определённый порядок обжалования,    
он должен и может применяться, мы его сейчас совершенствуем, поэтому прошу,     
обратите внимание на этот законопроект, давайте вместе будем его обсуждать и,   
возможно, дорабатывать.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Алексей Николаевич Диденко.                                        
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич, за оперативность: и десяти секунд не прошло.        
                                                                                
Ну, я просто хочу сказать, что на территории избирательных участков нет урн,    
поскольку там курить запрещено.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Евгеньевич Локоть, вопрос.                                             
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ну, конечно же, оценка, достаточно ли мер          
воздействия или недостаточно, зависит от точки зрения фракции, членом которой   
вы являетесь.                                                                   
                                                                                
И ещё на одно ваше замечание хотел бы отреагировать. Коллективно принимают      
решение, да, коллективно, а не единогласно, не консенсусом, а большинство,      
как известно, сформировано в составе участковой комиссии действительно          
соответствующей администрацией. И противоречия между наблюдателем и членом      
комиссии естественны, потому что задача наблюдателя следить за процессом и,     
если есть недостатки, сообщать о них, - конечно же, он мешает и вызывает        
раздражение. И меры, для того чтобы принять решение о его удалении с участка    
есть, а вот примеров того, что он вернулся на участок, нет, во всяком случае    
я не знаю. Вот можете ли вы привести такие примеры?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, такие примеры, я полагаю, найти     
можно, но, так как мы обсуждаем всё-таки законопроект, а не конкретный          
случай, произошедший во время конкретной избирательной кампании, то, я          
считаю, не очень корректно вспоминать, основываясь на достаточно богатом        
опыте, что, когда и где происходило. Я полагаю, мы можем это совершенно         
спокойно обсудить вне рамок рассмотрения данного законопроекта.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Викторович Омельченко.                            
                                                                                
ОМЕЛЬЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Дмитрию Ивановичу. Наказывать, привлекать к ответственности     
всех голосовавших за означает, что не будет учтена вина конкретного члена       
комиссии, который, голосуя за, может добросовестно заблуждаться, а              
привлечение к ответственности без вины противоречит Конституции и Кодексу об    
административных правонарушениях. Прокомментируйте, пожалуйста, Дмитрий         
Иванович.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Предполагается, что члены избирательной комиссии обладают всё же достаточной    
квалификацией и компетенцией и понимают, когда кто-то или они сами нарушают     
закон. У них есть достаточно полномочий, чтобы получить всю информацию о        
причинах отстранения и удаления наблюдателей, а также сформулировать свою       
позицию и воспользоваться правом выразить особое мнение. Мы не говорим о том,   
что все поголовно члены избирательной комиссии замешаны в фальсификациях,       
обычно это председатель и ещё один-два человека, а все остальные                
ориентируются на них и голосуют, так сказать, послушно и смирно.                
                                                                                
В случае принятия данного закона - а мы очень надеемся, что он будет принят в   
первом чтении, а ко второму чтению скорректирован в плане штрафов, - каждый     
член избирательной комиссии задумается, стоит ли поднимать руку, голосуя за     
удаление, за несправедливое удаление.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Григорьевна Драпеко.                                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, я считаю, что вопрос поставлен совершенно      
правильно, потому что мера ответственности членов избирательной комиссии        
таким образом повышается. Член комиссии сегодня ответственен за формирование    
власти и в государстве в целом, и в конкретном муниципальном образовании или    
в субъекте Федерации, и я бы вообще приравняла фальсификацию к попытке          
совершения государственного переворота группой лиц по предварительному          
сговору. Вот я считаю, что в случае коллективного голосования, если судом       
доказано, что голосование было неправомерным, ответственность должна быть       
более высокая, чем если бы это было не коллективное голосование, о чём          
говорил Дмитрий Фёдорович.                                                      
                                                                                
Вопрос же мой к Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Фёдорович, вот вы согласны с тем,   
что у нас существуют такие... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. ...случаи, когда судом был доказан предварительный сговор по,     
так сказать, лишению наблюдателей или даже членов комиссии с правом решающего   
голоса их конституционных, законных прав?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемая Елена Григорьевна, конечно же, нам всем, и мне в том     
числе, известны случаи, когда суд признавал незаконными действие или            
бездействие тех или иных органов или лиц, которые принимают решения в рамках    
избирательного процесса. Вне всякого сомнения, такие решения есть. Но вот в     
той формулировке, о которой вы говорите, - по предварительному сговору группы   
лиц, - ну, честно говоря, в моей практике это не встречалось.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Рябов.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Дмитрий Иванович, не могу не согласиться с тем, что данный законопроект имеет   
право на жизнь, - действительно необходимо усиливать ответственность членов     
комиссии, и в первую очередь председателя комиссии, который занимается          
удалением наблюдателей и членов комиссии, потому что они принципиальные         
товарищи, - но не могу согласиться с вашим предложением усиливать               
ответственность после установления судом факта отстранения, с тем, что только   
после этого наступает ответственность членов комиссии. Я думаю, что эта норма   
будет неработоспособной. Вы же прекрасно знаете, что как раз суды-то и не       
устанавливают ответственность членов комиссий по переписыванию протоколов, по   
удалению наблюдателей и так далее, и так далее, они и прикрываются как раз      
решениями судов. Как вы считаете?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович Савельев.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо за вопрос, Николай Фёдорович.                            
                                                                                
Как вы знаете, на протяжении последних двух лет - я уже говорил об этом - мы    
с вами неоднократно пытались принять законопроекты содержания, скажем так,      
более радикального, устанавливающие более серьёзную ответственность за          
подобные виды нарушений, но все наши законопроекты торпедируются. Этот          
законопроект тщательно проработан, и он всё-таки имеет, точнее, имел, как вот   
мы сейчас услышали от Дмитрия Фёдоровича, шансы на принятие и на доработку.     
Вы верно заметили, что суды зачастую становятся на сторону представителей       
власти и тех людей, которые фальсифицируют результаты выборов, но тем не        
менее с чего-то надо было начинать, и вот это - очередная попытка всё же        
продвинуться по пути изменения выборного законодательства в части его           
либерализации, в части повышения его прозрачности, что ли.                      
                                                                                
Ваш довод справедлив, я согласен с вами.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
По одному от фракции, нет возражений? От фракции ЛДПР выступает Алексей         
Николаевич Диденко.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. Просто я думал, двое выступающих.                        
                                                                                
Значение данного проекта закона сложно переоценить, поскольку на самом деле     
эта проблема - удаление необоснованное, незаконное, несправедливое удаление с   
избирательных участков членов комиссий с правом решающего, совещательного       
голоса, а также наблюдателей, - имеет место, и по своим последствиям,           
конечно, это правонарушение намного более тяжёлое, нежели другие составы        
правонарушений, ведь речь здесь идёт о фальсификации, о незаконном удалении     
представителя политической партии, потому что в основном в день голосования     
на избирательном участке от несправедливости страдают именно члены комиссии и   
наблюдатели, направленные оппозиционными парламентскими и непарламентскими      
партиями. Возникает вопрос: чьими руками это делается? И другой вопрос: а       
судьи кто? Кто дал право нескольким, двум-трём членам участковой                
избирательной комиссии лишать парламентскую партию, например ЛДПР, которая      
уже двадцать лет участвует в выборах, направляет своих наблюдателей почти в     
сто тысяч избирательных комиссий, каждые выборы выставляет десятки тысяч        
наблюдателей, её законного права? Почему мы даём такую неограниченную власть    
этим людям, которые могут без всякого обоснования, поскольку, как справедливо   
сказал докладчик, перечень оснований довольно размыт, брать и удалять члена     
комиссии от парламентской партии с территории избирательного участка? На наш    
взгляд, это чрезмерное превышение полномочий.                                   
                                                                                
На эту проблему нужно смотреть намного шире, и, возможно, надо существенно      
сократить основания для выдворения с территории избирательного участка тех,     
кто имеет законное право там находиться, - единственным основанием могут быть   
только такие действия члена комиссии или наблюдателя, которые содержат в себе   
признаки либо административного правонарушения, либо уголовного преступления,   
- других вариантов быть не может. Почему мы даём кому-то неограниченные         
полномочия принимать решения, находиться или не находиться представителям       
парламентских партий на территории избирательного участка, которые возможно     
будет оспорить только намного позже в суде? Конечно же, эти полномочия, на      
наш взгляд, чрезмерно безграничны и нельзя такое право оставлять пусть даже и   
коллегиальному, но органу.                                                      
                                                                                
Здесь много говорилось о том, что в избирательной комиссии много                
профессионалов, что будет новый порядок, что есть суды и можно будет            
обжаловать в разумные сроки. Но если речь идёт о городе Москве, о столице,      
центре субъекта или даже о райцентре, центре муниципального района, то да,      
возможно, там оперативно эти вопросы будут решать. Было бы несправедливо        
говорить, что в последнее время там творится такая же вакханалия, связанная с   
выдворением наших членов с территории участков, как в 2011-м, 2010 году,        
даже, возможно, и в прошедшие два дня голосования на муниципальном уровне. На   
областном, краевом уровне, то есть на субъектовом, безусловно, есть какие-то    
подвижки, и суды встают на сторону заявителей, и уже намного больше             
положительных решений суда по вопросу восстановления наших наблюдателей,        
отстранённых по надуманным основаниям, но тем не менее внизу, на уровне         
поселковом, в городских, сельских поселениях, эта проблема остаётся, там до     
сих пор продолжают переписывать протоколы, до сих пор продолжают выдворять      
наших членов комиссий и наблюдателей. И там как раз до районного суда очень     
тяжело дойти - когда я говорю "тяжело дойти", речь идёт не о фигуральном        
выражении, а о конкретных расстояниях, когда путь до районного суда может       
занять целый день, если идти пешком, или несколько часов на машине. Пока член   
комиссии будет добираться до суда, давно будут подписаны все протоколы без      
его участия. Здесь могут быть и другие моменты: могут не выдавать часами        
решение, постановление комиссии о выдворении, и другие есть выверты, о          
которых люди, сталкивающиеся с избирательным процессом на практике, прекрасно   
знают. Вот поэтому единственный метод борьбы с необоснованным выдворением -     
просто забрать такие полномочия у членов комиссии, оставить только одно         
основание: если в действиях наблюдателя или члена комиссии есть признаки        
состава административного правонарушения или уголовного преступления. На        
промежуточном этапе, конечно же, имеет смысл ужесточить ответственность         
каждого члена комиссии индивидуально, и в первую очередь председателя           
комиссии, который такие решения принимает.                                      
                                                                                
В связи с этим мы, конечно же, просим другие оппозиционные фракции поддержать   
проект закона в первом чтении и ждём предложений, поправок ко второму чтению.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит представленный             
законопроект, хотя, например, лично я считаю, что нужно действительно более     
жёстко ставить вопрос о неприкосновенности этих лиц: партия не может            
оставаться без своих наблюдателей, а тем более без членов комиссии по решению   
самой же комиссии - это, знаете, настолько неспортивно! Вот я сейчас            
обращаюсь в том числе и к президиуму Государственной Думы: ну абсолютно         
невозможно эту ситуацию разъяснить ни избирателям, ни нашим коллегам, которые   
в комиссиях работают и видят вот этот беспредел много лет подряд! И Дума в      
составе трёх фракций пытается раз за разом хоть как-то изменить эту ситуацию,   
а воз и ныне там. Я считаю, Сергей Евгеньевич, нужно лично вам взять под        
контроль этот вопрос. Три фракции не просто так хором, в один голос кричат:     
"Ну сделайте что-нибудь! Не нравится наш законопроект - предложите свои         
варианты, но защитите наших наблюдателей, наших представителей в комиссиях от   
беспредела!" То, что беспредел творится массово, - это очевидно, давайте не     
будем спорить, если нужно, мы предоставим вам номера участков, фамилии          
председателей комиссий, фамилии изгнанных наблюдателей, членов комиссий, но     
на это уйдут часы заседаний Государственной Думы. Если хотите, давайте мы       
таким способом будем подтверждать, убеждать, что это недопустимо. Сама          
команда - я уже спортивным языком говорю - не может изгонять своего соперника   
с поля, ни в коем случае, а как же иначе? Комиссия состоит из представителей    
разных партий, большинство членов комиссии - это, как правило, либо             
представители самой партии либо сочувствующие ей лица, которые, естественно,    
пользуясь правом выписать жёлтую или красную карточку, удаляют с поля в одну    
секунду, - и потом давайте разбираться в судах! Нет, коллеги, если мы хотим     
играть в нормальную политику, давайте нормальные правила устанавливать и не     
тратить на это многие-многие годы.                                              
                                                                                
Неприкосновенность должна быть, если мы хотим честных выборов, а удаление -     
пожалуйста, если кто-то действительно нарушил закон, но это должна делать       
только полиция с составлением протокола, и потом полицейский будет нести        
персональную ответственность, своими погонами отвечать. А то, что               
ответственность есть якобы у председателя участковой избирательной              
комиссии... Ну меняют там этих председателей как перчатки, говорят: да, он      
был не прав, мы поставим в следующий раз нового председателя, - только дело     
не меняется!                                                                    
                                                                                
Я призываю коллег из всех трёх фракций этот вопрос раз за разом ставить и       
требовать решения, требовать реальных изменений в законодательстве, которые     
позволили бы нам во всяком случае в связи с этим вопросом больше не краснеть    
ни перед членами наших избирательных комиссий, ни перед избирателями, которые   
видят, что происходит, особенно к моменту закрытия участка, когда удаляют       
всех. Получается, как в том известном фильме: в сад, всех в сад - всех          
наблюдателей, кто не согласен, кто задаёт лишние вопросы, кто снимает на        
видео процедуру подсчёта голосов!                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский, пожалуйста.                                 
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, так как, по нашему         
мнению, в действующем законодательстве в полной мере закреплена                 
ответственность, вплоть до уголовной, подчёркиваю, всех сторон, участвующих в   
избирательном процессе и нарушающих избирательное законодательство. Полагаем,   
что существующий порядок удаления лиц, которым законом предоставлено право      
присутствовать на избирательных участках в день голосования, наиболее полно     
соответствует принципу открытости и гласности работы избирательных комиссий,    
что является гарантией конституционного права граждан на участие в выборах и    
референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, в соответствии с   
действующим федеральным законодательством.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я думаю, что обсуждение, казалось бы,         
локальной проблемы затронуло - и коллеги это подчёркивали - крупную проблему    
эффективности власти, способности её к критичному анализу собственных           
результатов через выборы в том числе.                                           
                                                                                
Один пример. Декабрь 2011 года. В городе Самаре по подложному письму от имени   
секретаря обкома Компартии сразу в трёх районах устранили представителей        
Компартии - членов участковых комиссий с решающим голосом. В этот же день на    
одном из участков учительницу шестидесяти семи лет полицейские вытащили из      
помещения участка, она попала в больницу, потом была переписка, обращения в     
суды, в Генеральную прокуратуру, ну, долгая история. Это один пример на фоне    
тысяч и тысяч такого рода фактов, в большей или меньшей мере в разных           
регионах это происходило.                                                       
                                                                                
Это 2011 год. Берём год 2013-й. В Государственной Думе после выборов            
сентябрьских очень жёстко три оппозиционные фракции ставили вопрос о том, что   
мы не можем признать выборы в той же Ростовской области, в Кемерове. Чуть       
раньше Компартия ставила вопрос и по Мордовии, где нашим оформили 3 процента,   
и так далее.                                                                    
                                                                                
Нам абсолютно ясно, что сегодня предпринята очередная попытка решить проблему   
через вот эту микротактику повышения ответственности членов участковых          
комиссий за принимаемые решения, но объективно это вопрос и к высшему           
руководству страны в целом, и к партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", к слову говоря, и к     
"Народному фронту". Он так храбро обозначил, что у него более жёсткая позиция   
по отношению к действующей партии власти, так когда же у "Народного фронта"     
пробудится интерес вот к этим многочисленным фактам нарушения закона, и         
этики, и морали, и так далее?                                                   
                                                                                
И ещё очень важный момент. Знаете, если мы не способны учиться на собственном   
примере, если действующая система власти не способна на примере России          
учиться, то стоило бы ещё и ещё раз осмыслить события, происходящие в           
Северной Африке и на Ближнем Востоке. Берём Египет: Мубарак долго и жёстко      
правил, перед выборами его партия доказала, что она авторитетна, и, набрав 86   
процентов, победила, а через два месяца Мубарака вывезли на тачке. Что дальше   
происходило и происходит, мы с горечью наблюдаем.                               
                                                                                
Уроки внутренней жизни и уроки международные дают возможность ещё раз           
обратиться к руководству "ЕДИНОЙ РОССИИ": ну остановитесь же, поймите, что      
маятник истории качается, и в какой-то момент ныне правящая партия может        
оказаться в оппозиции! Когда то, о чём мы с болью, хотя и в парламентских       
выражениях уже несколько лет снова и снова говорим, вас заставит задуматься?!   
Но это скверная модель - дожидаться.                                            
                                                                                
Я думаю, что фракция Компартии, безусловно, поддержит этот проект закона, а     
остальное коллеги говорили.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев? Нет. Дмитрий Фёдорович? Нет.                         
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5316 по 5334 из 6354
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 64          
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Кодекс Российской       
Федерации об административных правонарушениях".                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              202 чел.44,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.54,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.