Заседание № 9

20.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 338445-3 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о дополнении перечня видов административных наказаний).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3316 по 3418 из 6545
Вопрос 13: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
Волгоградская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия        
своего представителя. Содоклад заместителя председателя Комитета по             
конституционному законодательству и государственному строительству Александра   
Николаевича Харитонова. Пожалуйста.                                             
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
представлен проект федерального закона, предусматривающий введение              
обязательных работ в качестве одного из видов административных наказаний и      
внесение корреспондирующих дополнений в ряд статей кодекса, связанных с         
реализацией данной нормы. Так, статью 3.5 "Административный штраф"              
предлагается дополнить положением о том, что в случае злостного уклонения от    
уплаты административного штрафа он заменяется обязательными работами            
соответственно размеру назначенного административного штрафа из расчета         
четыре часа обязательных работ за один минимальный размер оплаты труда.         
Статью 32.2 "Исполнение постановления о наложении административного штрафа"     
предлагается дополнить положением о том, что в случае злостного уклонения от    
уплаты административного штрафа он может заменяться обязательными работами,     
вид которых определяется органами местного самоуправления. Также предлагается   
дополнить кодекс новыми статьями 3.12 "Обязательные работы" и 32.12             
"Исполнение постановления о привлечении к выполнению обязательных работ".       
                                                                                
Авторы законопроекта ставят целью введение меры административной                
ответственности, альтернативной административному штрафу, в случае              
невозможности его взыскания по причине отсутствия у правонарушителя             
необходимых материальных средств. По мнению комитета, проектируемые             
дополнения вызывают некоторые возражения. Применение административного          
наказания в виде обязательных работ предполагает использование                  
принудительного труда, что противоречит международным правовым нормам:          
Конвенции Международной организации труда № 29 "О принудительном или            
обязательном труде", Конвенции МОТ № 105 "Об упразднении принудительного        
труда", статье 4 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", статье   
8 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также             
национальным правовым нормам (статья 37 Конституции Российской Федерации) о     
запрещении принудительного труда.                                               
                                                                                
Для справки можно сказать, что Уголовным кодексом в качестве уголовного         
наказания предусматривается применение обязательных работ, но в соответствии    
со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса      
Российской Федерации" обязательные работы предусмотрено ввести не позднее       
2004 года. Это было связано с тем, что на местах не созданы необходимые         
условия для приведения обязательных работ в исполнение.                         
                                                                                
Попытка провести аналогию между Кодексом Российской Федерации об                
административных правонарушениях и Уголовным кодексом представляется            
неправильной, учитывая разные природу и цели административного и уголовного     
наказаний. Поэтому комитет предлагает указанный законопроект отклонить.         
                                                                                
Законопроект прошел правовую экспертизу. Отрицательное заключение на этот       
законопроект получено, в частности, от Правительства Российской Федерации и     
Верховного Суда Российской Федерации.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Александр Николаевич?                                
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Да, всё.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, какие будут вопросы? Есть вопросы? Нет.       
                                                                                
Присаживайтесь, Александр Николаевич.                                           
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Представитель     
президента? Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич.                          
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Сразу скажу, что Президент Российской Федерации не        
поддерживает данный законопроект. Много можно привести оснований для            
отклонения этого законопроекта, но приведу только одно: данное предложение      
противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации и нормам                
международного права, запрещающим принудительный труд. Согласно Конвенции №     
29 Международной организации труда под принудительным трудом понимается         
всякая работа или служба, требуемая от лица под угрозой какого-либо наказания   
или для которой лицо не предложило добровольных услуг. К числу принудительных   
работ не относятся работы, выполняемые в порядке исполнения наказания только    
по приговору суда. Вы знаете, что такой вид наказания у нас прописан в          
Уголовном кодексе за нетяжкие уголовные преступления, но там решение            
принимает только суд. В предлагаемом законопроекте решение может приниматься    
(цитирую) "судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о         
наложении административного наказания в виде штрафа". То есть решение о         
принудительных работах в нарушение Конституции Российской Федерации и           
конвенции Международной организации труда о запрещении принудительного труда    
может быть принято должностным лицом, что противоречит указанным нормам.        
                                                                                
Поэтому такой законопроект принимать нельзя. Просьба отклонить.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1%                                     
Проголосовало против           79 чел.17,6%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    150 чел.                                          
Не голосовало                 300 чел.66,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.