Заседание № 97

06.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 33842-3 "Об электронной цифровой подписи" (внесен депутатами Государственной Думы В. А. Тарачёвым и А. Н. Шохиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4539 по 5152 из 7204
Уважаемые депутаты, я прошу всех быть внимательными, мы сейчас будем            
рассматривать альтернативные законопроекты, которые идут под номерами 27.1,     
27.2 и 27.3. Возьмите, пожалуйста, законопроект под номером 27.1, проект        
федерального закона "Об электронной цифровой подписи". Доклад официального      
представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра           
Российской Федерации по связи и информатизации Александра Владимировича         
Волокитина.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Попрошу всех послушать.                                                         
                                                                                
ВОЛОКИТИН А. В., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра Российской Федерации по связи и                 
информатизации.                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! На рубеже веков в развитых странах     
мира и в Российской Федерации произошло резкое увеличение интенсивности         
использования электронного документооборота в повседневной деятельности. В      
этих условиях использование корпоративных, региональных и глобальных            
телекоммуникационных систем для обеспечения нормальной деятельности системы     
государственного управления и деловой жизни общества приобретает                
первостепенное значение.                                                        
                                                                                
Процесс обмена электронными данными существенным образом отличается от          
привычной для нас формы - обмена данными на бумажных носителях. При широком     
внедрении в деловую административную практику обмена электронными данными       
необходимо решить проблему подтверждения подлинности этих данных и их           
соответствие смыслу волеизъявления человека, то есть придать электронным        
данным юридическое значение, равнозначное юридическому значению документа на    
бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью его составителя.      
                                                                                
Технически эта проблема в определенной мере решается путем использования        
средств электронной цифровой подписи. В развитых странах мира, в том числе и    
в Российской Федерации, электронная цифровая подпись широко используется в      
хозяйственном обороте. Банк России и другие банки Российской Федерации          
эффективно используют ЭЦП для осуществления своих операций путем пересылки      
банковских электронных документов по корпоративным и общедоступным              
телекоммуникационным сетям. В электронном документообороте таких систем         
участвует несколько тысяч абонентов, расположенных во всех регионах страны.     
                                                                                
Законодательное право использовать ЭЦП для придания электронным документам      
юридического значения установлено Федеральным законом "Об информации,           
информатизации и защите информации" (статья 5), а возможность использования     
ЭЦП в качестве аналога собственноручной подписи лица при заключении сделок      
установлена Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 160). Однако      
указанные законы не содержат норм, определяющих правовые основы создания и      
использования ЭЦП. Это обстоятельство сдерживает развитие электронного          
документа как в сфере коммерческой деятельности, так и в государственных        
сферах, например в госналогслужбе и в службах государственного медицинского     
страхования и пенсионного обеспечения.                                          
                                                                                
В конце второго тысячелетия в ряде развитых стран мира: США, Канаде, ФРГ, а     
также в Республике Белоруссия и в Эстонии были приняты специальные законы,      
устанавливающие эти основы. Европейский союз в 1999 году принял директиву об    
общих условиях использования электронных подписей. В декабре 2000 года          
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ приняла модельный        
закон "Об электронной цифровой подписи" и рекомендовала его для использования   
в национальных законодательствах. Представляемый Правительством Российской      
Федерации проект федерального закона "Об электронной цифровой подписи"          
разработан с учетом норм указанных документов. В нем учтены в определенной      
мере также законопроекты "Об электронной цифровой подписи", внесенный           
депутатами Государственной Думы Тарачёвым, Шохиным, и "Об электронно-цифровой   
подписи", внесенный депутатом Государственной Думы Комиссаровым. На различных   
стадиях разработки нормы законопроекта обсуждались заинтересованной             
общественностью, на представительных форумах в ассоциации российских банков,    
в ассоциации документальной электросвязи и других.                              
                                                                                
Проект прошел юридическую экспертизу ГГПУ Администрации Президента, Правового   
управления Аппарата Правительства на предмет соответствия законодательству      
Российской Федерации. Законопроект разработан Минсвязи совместно с ФАПСИ,       
Гостехкомиссией, Минюстом, ФКЦБ, Госстандартом с участием Банка России в        
соответствии с планом подготовки проектов федеральных законов на 2000 год.      
                                                                                
Законопроект определяет условия использования ЭЦП в электронных документах      
органами государственной власти и государственными организациями, а также       
юридическими и физическими лицами. В проекте закона устанавливаются права и     
обязанности обладателей электронно-цифровой подписи; определены требования к    
сертификату открытого ключа подписи, выдаваемому удостоверяющим центром с       
целью обеспечения возможности установления получателем подлинности              
электронного документа, подписанного ЭЦП; устанавливается состав сведений,      
содержащихся в сертификате ключа подписи, срок и порядок его хранения, а        
также порядок ведения реестров сертификатов. В законопроекте устанавливается    
правовой статус удостоверяющих центров и их функции, определяются отношения     
этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,        
который ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей        
удостоверяющих центров. Законопроект устанавливает, что удостоверяющим          
центром для информационных систем общего пользования может быть коммерческая    
организация. В корпоративной информационной системе по соглашению участников    
системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников.   
Законопроект исходит из того, что деятельность удостоверяющего центра по        
выдаче сертификатов ключей подписи в информационных системах общего             
пользования подлежит лицензированию. При оформлении лицензии организация,       
претендующая на ее получение, должна представить обоснование своей              
способности нести гражданскую ответственность.                                  
                                                                                
Законопроектом предусматриваются защита прав лиц, использующих ЭЦП в            
процессах электронного обмена документами, и условия приостановления действия   
и (или) аннулирования сертификата ключа подписи.                                
                                                                                
Затраты по внедрению использования ЭЦП будут осуществляться в рамках            
Федеральной целевой программы создания и развития                               
информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в            
интересах органов государственной власти, принятой постановлением               
Правительства Российской Федерации от 30 октября 2000 года. Дополнительного     
финансирования из федерального бюджета для реализации положений данного         
федерального закона не требуется.                                               
                                                                                
Принятие федерального закона потребует внесения изменений в нормативные         
правовые акты, список которых приведен в материалах, имеющихся у вас.           
                                                                                
Принятие федерального закона "Об электронной цифровой подписи" обеспечит        
правовую основу для ускорения процесса внедрения новых информационных           
технологий во все сферы государственного управления и общественной              
деятельности, в том числе в системы электронных платежей и электронной          
торговли.                                                                       
                                                                                
В заключение я хочу сказать следующее. Сегодня рассматриваются три              
альтернативных законопроекта по электронной цифровой подписи. Мы внимательно    
изучали все три закона, они концептуально практически не отличаются друг от     
друга. Нам удалось наиболее полно отразить все вопросы, которые требуется       
решать при использовании электронной цифровой подписи. Мы также отдаем себе     
отчет в том, что подготовленный нами законопроект не принадлежит к числу        
идеальных законопроектов, и мы готовы после принятия в первом чтении            
доработать его с учетом ваших предложений, внести изменения и дополнения.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович, присаживайтесь,          
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Коллеги, у нас также присутствует статс-секретарь ФАПСИ Юрий Петрович Шанкин,   
он готов ответить на вопросы по этим законам, если они появятся.                
                                                                                
Пожалуйста, по вопросу 27.2 - "Об электронно-цифровой подписи" - Валерий        
Яковлевич Комиссаров.                                                           
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я., фракция "Единство".                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Рассматриваемый проект       
федерального закона "Об электронно-цифровой подписи" был внесен мною ранее      
других законопроектов, посвященных этому вопросу. Его разработка была           
обусловлена тем, что осуществление электронного документооборота с              
использованием новейших электронных технических средств, телекоммуникаций в     
настоящее время получило широкое развитие. Однако поскольку большинство         
документов, передаваемых через электронные сети, требует соответствующего       
подтверждения с помощью электронной цифровой подписи, проблема создания         
необходимой правовой базы, регулирующей процедуру использования ЭЦП, требует    
особого внимания.                                                               
                                                                                
Хотел бы подчеркнуть, что данный проект был мной внесен первым и послужил       
ускорению внесения законопроекта Правительством Российской Федерации. Тем не    
менее, принимая во внимание отрицательное заключение Правительства Российской   
Федерации и учитывая несомненные достоинства законопроекта, представленного     
Правительством, я принял решение о снятии с рассмотрения проекта закона,        
внесенного мною. Однако хотелось бы, чтобы основные его положения были учтены   
при работе над законопроектом, который будет принят в первом чтении.            
                                                                                
Одним из таких основных принципиальных положений является то, что в отличие     
от законопроекта, внесенного Правительством, в законопроекте, который был       
внесен мною, до минимума сокращено государственное вмешательство в отношения,   
связанные с документооборотом с использованием ЭЦП. Стремление Правительства    
подвергнуть лицензированию, регистрации и сертификации возможно больший круг    
отношений понятно, однако это может стать тормозом в получившей только          
недавно развитие в нашей стране практике использования ЭЦП.                     
                                                                                
Кроме того, при работе над законопроектом, который будет принят в первом        
чтении, следует обратить особое внимание на то, что использование ЭЦП в         
различных областях требует различного и более детального регулирования. Так,    
при заключении гражданско-правовых сделок порядок использования ЭЦП             
однозначно должен быть иным, нежели при обмене электронными документами в       
административной сфере, между органами государственной власти. Если идти по     
пути регулирования использования ЭЦП в различных отраслях в одном               
законодательном акте, то следует более детально, чем это сделано в              
законопроекте, разработанном Правительством Российской Федерации, оговорить     
существенные отличия.                                                           
                                                                                
Также хотелось бы обратить внимание депутатов на попытку вывода процесса        
использования ЭЦП на уровень саморегуляции, тогда как отношения между           
пользователями ЭЦП и администратором регулируются договором.                    
                                                                                
Снимаю рассматриваемый законопроект. Хотелось бы также выразить готовность      
участвовать в работе над законопроектом об электронно-цифровой подписи,         
который будет поддержан депутатами.                                             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы отзываете свой законопроект, да?              
                                                                                
27.3. Шохин Александр Николаевич, с места. Пожалуйста.                          
                                                                                
ШОХИН А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным            
организациям и финансовым рынкам, депутатская группа "Народный депутат".        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я выступаю одновременно и от имени Комитета                  
Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, и как       
соавтор законопроекта "Об электронной цифровой подписи", который сегодня        
выносится в качестве альтернативного. Наш комитет поддерживает принятие         
закона "Об электронной цифровой подписи", что позволит, на наш взгляд,          
создать правовые условия для широкого использования...                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, говорите в микрофон. Плохо          
слышно.                                                                         
                                                                                
ШОХИН А. Н. ...для широкого использования ЭЦП. Это должно привести к            
расширению сферы применения электронных технологий в различных секторах         
экономики и, что особенно важно на наш взгляд, на финансовых рынках.            
                                                                                
Концепция законопроекта "Об электронной цифровой подписи", который внесен       
Правительством, в целом согласуется и с положениями законопроекта, который      
внесен группой депутатов, в том числе мной, и с положениями директивы           
Европейского союза 1999 года, разработками Международной торговой палаты,       
ЮНСИТРАЛ и в принципе может быть поддержана. Вместе с тем многие положения      
правительственного законопроекта нуждаются в доработке и уточнении, и           
хотелось бы обратить внимание на эти недоработки правительственного             
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Во-первых, можно предложить изменить и нужно даже предложить изменить базовое   
положение, пункт 1 статьи 4, где дается определение электронной цифровой        
подписи. Мы предлагаем следующее определение. "Электронная цифровая подпись в   
электронном документе юридически равнозначна собственноручной подписи в         
документе на бумажном носителе при одновременном выполнении следующих           
условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой      
подписи, не утратил силу, то есть действует на момент подписания..." Далее      
можно идти по тексту этой статьи.                                               
                                                                                
Если этой поправки не сделать, то возникнет ситуация, при которой после         
аннулирования сертификата ранее подписанные электронной цифровой подписью       
документы автоматически утрачивают свою силу.                                   
                                                                                
Еще одно положение, на которое мы хотели бы обратить внимание.                  
                                                                                
Следует исключить из статьи 8 положение о том, что организация (имеется в       
виду удостоверяющий центр) при оформлении лицензии должна обосновать            
способность нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем в 1000    
раз превышающем максимальный предел сделки, который данный удостоверяющий       
центр может указывать в сертификате ключа подписи. Думается, что на рынке       
отсутствуют организации, способные аккумулировать денежные средства в таком     
объеме, не говоря о том, что электронной цифровой подписью должны заверяться    
и другие сделки, которые не носят характер торговых. А здесь как бы за основу   
взята именно торговая операция. В этой связи нужно подумать о том, чтобы в      
законе прописать другой механизм гражданской ответственности удостоверяющего    
центра.                                                                         
                                                                                
Кроме того, необходимо в законопроекте уточнить порядок выдачи,                 
использования, аннулирования и хранения сертификата электронной цифровой        
подписи, а также его содержание, включая использование в законе при             
определении указанных понятий терминов "правоотношение" и "правоспособность".   
Сейчас определенная путаница в понятиях имеет место.                            
                                                                                
Также следует уточнить права, обязанности и ответственность удостоверяющих      
центров, в том числе обеспечение ответственности и прав удостоверяющих          
центров самостоятельно определять тарифную политику. Сейчас чересчур жесткая    
технология предусматривается в проекте закона.                                  
                                                                                
Наконец, необходимо уточнить порядок использования электронной цифровой         
подписи юридическими лицами. Дело в том, что нынешний закон рассматривает ЭЦП   
как аналог собственноручной подписи физического лица, в том числе               
исполняющего обязанности единоличного органа управления юридического лица, в    
то время как в случае с бумажными документами юридическое лицо кроме            
собственноручной подписи первых лиц еще целый ряд атрибутов оставляет в         
документе. Видимо, необходимо здесь сделать определенную увязку между           
законопроектом "Об электронной цифровой подписи" и пока еще не внесенным        
законопроектом об электронном документе.                                        
                                                                                
Вот эти дополнения должны быть обязательно учтены во втором чтении              
правительственного законопроекта. И если сейчас представители Правительства     
выскажут готовность внимательно рассмотреть соображения авторов                 
законопроекта, который сейчас заслушивается на пленарном заседании (они в       
равной степени отражены и в рекомендациях нашего комитета, в заключении         
комитета), то авторы готовы снять этот законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Давайте мы сразу тогда послушаем мнение             
Александра Владимировича Волокитина по законопроекту под номером 27.3.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОЛОКИТИН А. В. Я прежде всего хочу еще раз поблагодарить и Валерия             
Яковлевича, и Александра Николаевича в первую очередь за то, что они,           
подготовив законопроект раньше Правительства, позволили ускорить процесс        
подготовки закона.                                                              
                                                                                
Кроме того, я хочу сказать, вот уже отвечая Александру Николаевичу, что         
процесс обсуждения предполагаемых изменений сейчас уже идет. И вот то, что      
Валерий Яковлевич говорил, и то, что Александр Николаевич говорил... Мы, в      
общем-то, достаточно открытыми глазами смотрим на какие-то нечеткие             
формулировки. Вот когда вы говорили о мере ответственности... Нам тоже теперь   
это не нравится, вот эта формулировка. И мы готовы, естественно, создав         
рабочую группу, самым тесным образом обсудить все предложения и принять, с      
тем чтобы во втором чтении они были учтены.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, вы отзываете законопроект, да?      
                                                                                
ШОХИН А. Н. Да, при такой конструктивной позиции представителей Правительства   
мы снимаем свой законопроект и готовы включиться в работу рабочей группы по     
подготовке данного законопроекта ко второму чтению.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Александр Валентинович Шубин, доложите мнение комитета, теперь      
уже по одному законопроекту.                                                    
                                                                                
ШУБИН А. В., фракция "Союз Правых Сил".                                         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я все же буду говорить,       
наверное, о трех законопроектах, потому что это важно для разработчиков двух    
альтернативных.                                                                 
                                                                                
Мы впервые сегодня в Государственной Думе рассматриваем законопроекты,          
регулирующие применение новейших информационных технологий. Прежде всего это    
касается развития экономики государства. В базовый набор так называемых         
электронных законов входят законы об электронной цифровой подписи, об           
электронной торговле и об электронном документе. Сегодня мы рассматриваем два   
законопроекта. Законопроект об электронном документе также должен быть внесен   
Правительством в ближайшее время. Закон об электронной цифровой подписи         
является основополагающим, без него остальные "электронные" законы не смогут    
полноценно работать. Применение ЭЦП со ссылкой на будущий закон                 
предусматривалось статьей 160 Гражданского кодекса и законом "Об информации,    
информатизации и защите информации".                                            
                                                                                
Фактически ЭЦП уже применяется в хозяйственном обороте Российской Федерации,    
но отсутствие специального закона серьезно тормозит развитие экономических      
процессов, опирающихся на современные технологии.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию сегодня предлагались три альтернативных      
законопроекта об ЭЦП. Однако, по мнению комитета, альтернативными они были      
больше по форме, чем по содержанию. Концептуально же все три проекта            
практически одинаковы. Поэтому нет необходимости повторять содержательную       
часть законопроектов, тем более что (и вы уже это поняли из доклада) все        
проекты решают одни и те же задачи.                                             
                                                                                
Существующие же отличия, на наш взгляд, относятся к вопросам второго чтения.    
Точно так же конкретные замечания, которые содержатся в заключениях Правового   
управления и в отзыве Правительства, относятся к вопросам второго чтения.       
                                                                                
Исходя из этого любой из проектов мог бы быть рекомендован к принятию в         
первом чтении. Тем не менее Комитет по информационной политике все же отдал     
предпочтение правительственному законопроекту, в основном потому, что он        
более полно учитывает существующий как положительный, так и отрицательный       
опыт применения ЭЦП в нашей стране, а также опыт законодательного               
регулирования, накопленный в разных странах.                                    
                                                                                
В то же время нельзя не признать, что проекты моих коллег, депутатов            
Государственной Думы, сыграли очень важную роль. Не секрет, что                 
правительственный проект мы ждали еще в прошлом году. Об этом были серьезные    
договоренности и серьезные подвижки к этому: участвовало много ведомств, было   
много согласований. Закон технически очень сложный. Трижды вопрос               
рассматривался на правительственной комиссии. В итоге получился действительно   
доброкачественный проект. Но если бы не наличие депутатских проектов, то мы     
могли бы ждать его еще больше и, может быть, не дождались бы к сегодняшнему     
дню.                                                                            
                                                                                
Не буду более отнимать ваше внимание. Ситуация ясна. Комитет рекомендует        
принять в первом чтении проект федерального закона "Об электронной цифровой     
подписи", внесенный Правительством Российской Федерации. Ну и я уже не          
призываю отклонять законопроекты, внесенные моими коллегами, поскольку они их   
сняли с рассмотрения. Само собой разумеется, что существующие разногласия       
могут быть сняты ко второму чтению путем внесения поправок, тем более что ряд   
предложений депутатов заслуживает действительно самого серьезного внимания. И   
это признают в том числе и представители Правительства, и в Комитете по         
информационной политике.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите, Александр Валентинович, останьтесь   
на трибуне.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы Александру Владимировичу Волокитину или      
Александру Валентиновичу Шубину? Нет вопросов? Есть.                            
                                                                                
Депутат Шульга, пожалуйста, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ШУЛЬГА А. В., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Ну, в общем-то, я понял, что у нас остался один правительственный               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ШУЛЬГА А. В. Но тем не менее есть группа вопросов, которые чрезвычайно          
беспокоят общество. Мы приступили к целой, ну, что ли, группе законопроектов:   
электронный документ, электронная подпись, электронная торговля... Я хочу       
напомнить о том, что у нас уже действует тоже электронная система ГАС           
"Выборы", которой, в общем-то, многие сидящие здесь в зале не всегда            
довольны. Это пример того, как работают законы, вроде бы внешне благополучно    
смотрящиеся.                                                                    
                                                                                
Меня интересует целый ряд вопросов, связанных вот с чем. Прежде всего, тот      
центр, который фиксирует подпись электронного абонента, фиксирует одну          
подпись или несколько? Этот центр распределен по территории России или это      
единый центр в России? Является ли центр государственным, или это               
некоммерческая организация? То есть от ответов на эти вопросы зависит, строим   
ли мы систему тотального контроля за каждым действием электронного абонента,    
или же эта система будет рассыпана и контроль построить будет чрезвычайно       
тяжело.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы ответите, да? Пожалуйста.                              
                                                                                
ШУБИН А. В. Я попытаюсь ответить на этот вопрос в следующем ключе.              
                                                                                
Сегодня электронная цифровая подпись используется у нас в государстве, не       
имеющем закона о ней. Используется различными структурами - начиная от          
банковских и заканчивая просто коммерческими. И это, наверное, хорошо, потому   
что мы дали возможность людям работать, никто этот процесс не тормозил. Но      
когда это достигает критической массы, надо приводить всё в соответствие с      
правовым полем страны.                                                          
                                                                                
Самое главное, что решает этот закон, - он дает три гарантии. Первая гарантия   
- это изготовление и идентификация данной подписи. Вторая - это сохранение ее   
и правильное применение. И самое главное, третья - это возможность участников   
жить в правовом поле. Сегодня, если у вас возникнут какие-либо юридические      
споры со своим оппонентом по применению электронной цифровой подписи, вы не     
сможете обжаловать это в суде, а с появлением соответствующего закона, где      
будут оговорены все правила игры, вы сможете обратиться в суд, и, если вы       
правы, вы выиграете. Сегодня ни один суд не примет электронную цифровую         
подпись к своему рассмотрению.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Мог бы что-то еще добавить Александр             
Владимирович Волокитин по этому вопросу?                                        
                                                                                
ВОЛОКИТИН А. В. Очень коротко. Я хочу сказать, что вводится понятие             
удостоверяющих центров, и эти удостоверяющие центры могут быть как              
государственными, так и коммерческими либо представителями корпоративной        
системы. И они распределены по всей территории страны.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич, ваш вопрос.                                      
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат".                       
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, мой вопрос будет обращен к Александру            
Николаевичу Шохину, председателю комитета.                                      
                                                                                
Александр Николаевич, это будет иметь значение не столько для внутреннего       
электронного обращения, сколько для внешнего. В связи с этим: насколько наши    
нормы права выверены в отношении норм международного права, и особенно          
европейской декларации об электронной подписи. И особое внимание - в            
отношении удостоверяющих центров. То, что у нас, соответствует требованиям к    
удостоверяющим центрам, записанным в этих декларациях? И по сертификации        
подписи. Пожалуйста, ответьте.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Шохину Александру           
Николаевичу.                                                                    
                                                                                
ШОХИН А. Н. Ну, поскольку мы сейчас речь ведем уже о правительственном          
варианте законопроекта, мне удастся только частично на этот вопрос ответить.    
Думаю, что представители Правительства дополнят.                                
                                                                                
В целом концепция законопроекта "Об электронной цифровой подписи", внесенного   
Правительством, как я уже говорил, согласуется с положениями и директивой       
Европейского союза в этой области и с разработками международных организаций    
в этой области. Другое дело, что законопроект депутатов Шохина и Тарачёва в     
большей степени в силу, так сказать, более либеральных, что ли, технологий      
соответствует, как мне кажется, этим директивам и этим документам. Но в         
рамках подготовки ко второму чтению мы, я думаю, в состоянии будем привести     
положения законопроекта в большее соответствие с требованиями международных     
стандартов в этой области. В частности, мы считаем, что необходимо, так         
сказать, огосударствление технологии удостоверения электронной цифровой         
подписи, то есть технология работы удостоверяющих центров должна быть           
достаточно либеральной и контроль государственный должен быть в основном        
лицензионным контролем.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители Правительства что-то хотят добавить? Нет.   
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович Шанкин.                                               
                                                                                
ШАНКИН Ю. П., статс-секретарь - заместитель генерального директора              
Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Я хотел бы ответить на поставленный вопрос и частично дополнить сообщение,      
которое было здесь сделано Александром Владимировичем.                          
                                                                                
Дело в том, что использование высоких технологий в повседневной жизни           
общества, вообще говоря, имеет обратную сторону. И суть состоит в том, что      
возрастает актуальность вопросов достоверности, идентификации и целостности.    
На самом деле мировая практика полна примерами злоупотреблений, проще говоря,   
мошенничеств в этой области, и нет оснований полагать, что у нас этого не       
будет. Поэтому преобразования, которые осуществляются в связи с вводом          
электронной цифровой подписи, ну, являются нетривиальными, и требуется          
профессиональная гарантия решения этих задач. Вот официально можно заявить,     
что сегодня федеральным агентством предложен тот алгоритм ЭЦП, который имеет    
гарантию на уровне государственных шифров России и тем самым полностью          
закрывает вопрос возможного ущерба при использовании ЭЦП.                       
                                                                                
Что касается мировой практики, то в европейской директиве по ЭЦП есть такой     
пункт (статья 16), что общее регулирование не является необходимым для          
электронных подписей, которые используются внутри закрытых систем, но           
допускается в соответствии с законодательством конкретной страны. Абсолютно     
точно выполняется данный пункт - допускается использование в корпоративных      
системах своих правил. Более того, в рамках нашего законопроекта нет никакой    
необходимости в дополнительном контроле систем, применяемых в корпоративных     
информационных системах, хотя в директиве Европейского союза такая              
возможность предусмотрена.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросов больше нет. Есть ли желающие            
выступить?                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Комиссаров.                                                 
                                                                                
КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Позвольте    
человеку, который снял сейчас собственный законопроект, популярно, так          
сказать, объяснить в двух словах смысл этого законопроекта. И я призываю вас    
не открывать дискуссию и не бояться принятия этого законопроекта по той         
причине, что мы фиксируем то, что уже давно существует. В банковской сфере      
существует так называемая электронная система "Свифт" - это электронные         
платежи. Никто из банка в банк не носит миллионы долларов в кошелках, всё это   
делается при помощи того, что мы сейчас законно оформляем путем принятия        
этого законопроекта. Вызывает некоторые страхи, что это такое - электронная     
подпись. Это что-то новое, страшное. При помощи Интернета ежедневно             
покупается и продается товаров на миллиарды долларов. Это магистральный путь    
развития человечества. Мы не будем ходить с большими сумками, наполненными      
деньгами. Поэтому я прошу вас не вдаваться в эти тонкости, тут уже и так        
много копий сломано. Я призываю вас перейти к голосованию, тем более все        
заинтересованные стороны уже высказались. Спасибо.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Да и копья-то особо не ломались, только между     
авторами законодательных инициатив. Желающих выступить нет. Есть?               
                                                                                
Так, пожалуйста, депутат Шульга.                                                
                                                                                
ШУЛЬГА А. В. Уважаемые коллеги, вот депутат Шохин очень четко охарактеризовал   
недостатки и нерешенные вопросы в предложенном нам правительственном            
варианте. Самое страшное, что действительно этот законопроект будет             
использоваться прежде всего в международной торговле. И вот здесь правовые      
последствия признания правовой равнозначности электронной цифровой подписи и    
собственноручной подписи, причем, как правило, отвлеченной от человека... В     
данном случае эти аспекты совершенно не рассмотрены. Не рассмотрены с точки     
зрения гарантий, с точки зрения правовой практики. Я думаю, что те вопросы,     
которые сегодня даже сами авторы назвали, которые требуют проработки якобы во   
втором чтении, это всё вопросы первого чтения. Законопроект чрезвычайно         
сырой. Сырой настолько, что я предлагаю... Собственно говоря, я не выступаю     
против электронной цифровой подписи и против серии законопроектов, которые      
позволят с помощью современной электронной техники осуществлять операции        
мгновенно на огромных расстояниях. Я хочу, чтобы все аспекты до единого,        
которые вызывают опасения у депутатов, а впоследствии это будет действительно   
предметом очень серьезных, злостных махинаций со стороны крупных                
специалистов... Вы знаете, что по хакерам мы превосходим весь мир, и по         
электронной торговле (пока она еще широко не используется) мы тоже встанем на   
первую ступеньку. У нас такие самородки есть, что ни одним законом не           
прикроешься. Поэтому я предлагаю сейчас все-таки представителям Правительства   
перенести рассмотрение в первом чтении на более поздний срок для того, чтобы    
всё урегулировать. Это вопросы не второго чтения, а вопросы первого чтения.     
Доработать законопроект, чтобы мы были абсолютно уверены, что получаем проект   
закона, который будет стабильно работать. Вот, кстати, у нас сейчас УВД         
реформируется, и там, очевидно, придется целое электронное управление           
создавать для распутывания очередных способов хищений с помощью электроники.    
Если Правительство не согласится перенести рассмотрение законопроекта на        
более поздний срок, я думаю, самый лучший вариант будет - доработать            
законопроект в первом чтении. Я предлагаю все-таки голосовать против в этом     
случае.                                                                         
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  Г. В. Боос                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот еще одну руку я вижу. И всё, я так понимаю, да? И        
после этого переходим к голосованию.                                            
                                                                                
Последнее слово, пожалуйста, Леонид Маевский.                                   
                                                                                
МАЕВСКИЙ Л. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Спасибо большое за предоставление последнего слова, но мне бы потом хотелось    
еще высказаться.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я призываю вас к следующему. Если мы говорим о               
законопроекте, то в принципе я считаю, что выступление должно быть              
взвешенным. Такие выступления, в которых говорят, что законопроект не           
проработан и так далее, не соответствуют действительности. Почему? Потому,      
что действительно была создана рабочая группа, которая неоднократно выезжала    
в соответствующие органы, смотрела, как это всё происходит, как это всё         
делается, какие механизмы, какие алгоритмы, какая математика в эти вещи         
заложена и так далее. И пришли к единому мнению. Действительно, как коллега     
Комиссаров говорил, копий было сломано более чем достаточно. Поэтому            
обвинения, что не проработан и так далее, я считаю голословными.                
                                                                                
И второй вопрос. Если критикуется какой-либо законопроект, то хотелось бы       
услышать мнения предметные, по существу, а не голословные заявления. Поэтому    
я считаю, что законопроект в настоящее время подготовлен хороший, он может      
быть принят в первом чтении. Те поправки, замечания, которые были у коллеги     
Шохина, у коллеги Комиссарова, получают в зале неоднозначную оценку, они тоже   
несколько спорные. Но я думаю, что по этим поправкам мы будем договариваться    
и будем высказывать разные мнения и убеждать друг друга. Поэтому мое            
предложение такое: прекратить прения и приступить к голосованию по этому        
законопроекту. Лично я его поддерживаю. Спасибо.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Станиславович.                            
                                                                                
Я так понимаю, мы договорились перейти после этого к голосованию. Особо         
настаивающих нет. Переходим к голосованию. Законопроект первого чтения. Два     
законопроекта - 27.2 и 27.3 - сняты в пользу варианта 27.1,                     
правительственного варианта. Ставится на голосование проект федерального        
закона "Об электронной цифровой подписи", 27.1. Комитет за. Пожалуйста,         
определяйтесь.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.             77,6%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.