Заседание № 256
07.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 338387-3 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления максимальных размеров общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, приобретаемых юридическими лицами).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5467 по 5575 из 6234
Так, коллеги, пункт 29 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Курская областная Дума попросила представить закон Николая Николаевича Иванова. Пожалуйста, Николай Николаевич. ИВАНОВ Н. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Курская областная Дума поручила мне доложить закон "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в части установления максимальных размеров земельных участков, приобретаемых юридическими лицами. Суть законопроекта в следующем. Из пункта 2 статьи 4 исключаются слова о юридических лицах, "в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц". Внесение изменения в федеральный закон вызвано необходимостью ограничения приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения для всех без исключения юридических лиц, а не только для тех, которые указаны в пункте 2 статьи 4 федерального закона. Я только что это озвучил. В настоящее время федеральный закон позволяет остальным юридическим лицам, не указанным в пункте 2 статьи 4, приобретать земли сельскохозяйственного назначения без ограничений как внутри границ административных единиц, так и в целом на всей территории субъекта Российской Федерации. Создается возможность для скопления в одних руках юридических лиц огромных территорий, что приведет к созданию латифундий. А вот принятие вышеуказанного проекта федерального закона дает возможность субъектам Федерации реально регулировать максимальный размер земельных участков, находящихся в собственности всех юридических лиц без исключения, подчеркиваю, а не так, как сегодня записано в существующем законе. Почему Курская областная Дума внесла этот законопроект? Дабы предотвратить спекуляцию огромными земельными участками, поскольку по этому же закону предоставляется право купленную землю выставлять на аукцион на продажу и продавать ее по аукционной цене, но если не найдется покупателя, то продавать ее по минимальной кадастровой стоимости. Сегодня стоимость одного гектара земли, к примеру, в Курской области - 18 тысяч рублей, а сегодня ее можно купить за 3 и менее. Поэтому при покупке сегодня по одной цене и продаже ее в самое ближайшее время по другой появляется возможность для колоссальной спекуляции. Таким образом, в существующем законе ничего не говорится об ограничении остальных юридических лиц, кроме тех, которые указаны в пункте 2. А Курская областная Дума считает, что данный законопроект устраняет пробел в действующем законодательстве. И замечания Правительства Российской Федерации, а также Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам о том, что принятие этого закона приведет к дроблению сельхозпредприятий, несостоятельны, так как реально сегодня территории сельхозрегионов разделены на 12-20 крупных хозяйствующих субъектов, а этот закон позволит сократить их число до десяти, а значит, возможно, наоборот, укрупнение хозяйств. И последнее. Принятие предлагаемого законопроекта нисколько не ослабляет контроль за концентрацией земель у физических лиц, так как он не затрагивает норм, с помощью которых осуществляется контроль за концентрацией земель, а, наоборот, подводит под эти нормы дополнительные субъекты права в виде всех без исключения юридических лиц. Курская областная Дума предлагает принять указанный законопроект в первом чтении и доработать его с учетом поступивших замечаний, внеся соответствующие изменения в подпункт 2 пункта 3 статьи 1, а также иных предложений, которые поступят в процессе подготовки законопроекта для второго чтения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Пожалуйста, Геннадий Васильевич Кулик, содокладчик от Комитета по аграрным вопросам. С места, да? Включите микрофон Геннадию Васильевичу Кулику. КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемые коллеги, я прошу не поддерживать этот законопроект, суть которого состоит в том, чтобы открыть дорогу для сосредоточения в одних руках значительно больших земельных ресурсов, чем мы предусматривали с вами в Земельном кодексе. У нас есть строгое ограничение, по которому одно юридическое лицо с учетом всех филиалов, где есть его родственники или его капитал, его вклады, может иметь определенное количество земли. Мы это определили нормой в 30 процентов. В данном случае предлагается эту норму обойти и дать такое разрешение, чтобы могли и теща, и зять, и брат, и другая компания, где есть доля этого юридического лица, пользоваться этим правом. Комитет категорически возражает против этого и просит не поддерживать данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 04 сек.) Проголосовало за 103 чел. 22,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел. 77,1% Результат: не принято Законопроект не принимается.