Заседание № 248
18.06.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 338184-3 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашение о реадмиссии)".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4451 по 4791 из 9453
Коллеги, рассматриваем пункт 11: о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашение о реадмиссии)". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Сергей Сергеевич Разов. Пожалуйста, Сергей Сергеевич. РАЗОВ С. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашение о реадмиссии). Оно было подписано 12 мая этого года в Вильнюсе, став первым в истории России международным договором по реадмиссии. Зачем России нужно это соглашение? Главных мотивов здесь два. Первый имеет долгосрочный, стратегический характер. Речь идет о движении к созданию полноценной нормативно-правовой базы для борьбы с незаконной миграцией. Дело в том, что заключение соглашений о реадмиссии рассматривается большинством государств в качестве одного из действенных инструментов борьбы с незаконной миграцией и цивилизованного способа решения возникающих в данной области вопросов. И с этой точки зрения соглашение с Литвой является для нас первым опытом такой работы, а его согласованный текст станет типовым документом, который будет использоваться при гармонизации отношений с другими партнерами в миграционно-визовой сфере. Мы исходим из того, что приоритетом в этом смысле является для нас начало переговоров о реадмиссии со странами, представляющими для России повышенную миграционную опасность. Это ряд государств СНГ, Южной и Юго-Восточной Азии. В любом случае очередность и сроки проведения переговоров о реадмиссии, этапность подписания таких соглашений, а главное, введение их в действие должны быть предметом и результатом всестороннего анализа заинтересованных российских ведомств, в первую очередь Министерства внутренних дел, с учетом всех имеющихся финансовых, технических и иных возможностей для реализации реадмиссионных соглашений и, безусловно, с учетом опыта выполнения соглашения с Литвой, о котором идет сейчас речь. И второй мотив заключения соглашения с Литвой. Он скорее тактического порядка. Дело в том, что в совместном заявлении по проблематике калининградского транзита, принятом по итогам саммита Россия - Евросоюз, состоявшегося 11 ноября прошлого года в Брюсселе, мы взяли на себя обязательство ввести в действие Соглашение о реадмиссии с Литвой до 1 июля сего года. На основании и в рамках этого заявления была, как известно, выработана в целом отвечающая интересам России схема транзитных пассажирских перевозок между Калининградской областью и большой Россией. Если у уважаемых депутатов будут вопросы относительно этой схемы - она вводится в действие с 1 июля, - то я, как руководитель российской делегации на переговорах и с Брюсселем, и с Литвой, мог бы дать дополнительные разъяснения. Что касается содержательной стороны Соглашения о реадмиссии. Оно составлено с учетом международного опыта в данной сфере, и, главное, как нам представляется, с учетом объективных интересов Российской Федерации. Поскольку исходя из реальной миграционной практики предполагается, что количество потенциально возвращаемых из Литвы в Россию нелегальных мигрантов может оказаться большим, чем количество нелегальных мигрантов, возвращаемых из России в Литву, в ходе переговоров по соглашению мы исходили из необходимости максимально упорядочить, а если называть вещи своими именами - ограничить прием лиц, в отношении которых литовской стороной может быть поставлен вопрос о депортации в Россию, как нелегальных мигрантов. И в этой связи я хотел бы обратить ваше внимание на ключевую статью 3 соглашения. Она предусматривает, что нелегальные мигранты будут возвращаться из Литвы в Россию - ну, как, впрочем, и наоборот - только при согласии в каждом отдельном случае принимающей стороны. Это во-первых. Во-вторых, только если будет доказано, что они прибыли на территорию Литвы с территории России, где они находились на законном основании и имели действительные вид на жительство или визу. Это, безусловно, важно. В-третьих, не подлежат реадмиссии в Россию граждане государств, имеющих общую границу с Литвой, то есть Белоруссии, Латвии, Польши, даже если они прибыли в Литву с российской территории. И наконец, в-четвертых. Удалось в ходе переговоров ограничить срок, в течение которого с момента обнаружения факта незаконного нахождения лица на литовской территории может быть подан запрос, сам запрос о его реадмиссии. Если первоначально литовские коллеги настаивали на 12-месячном сроке, то в результате мы пришли к соглашению, что такой срок может применяться только в исключительных случаях и только по взаимному согласию сторон, а в качестве обычного зафиксирован 6-месячный срок. И последнее, так сказать, о материально-расходной стороне этого дела. Соглашением предусмотрено несение расходов по передаче нелегальных мигрантов стороной, инициирующей процедуру реадмиссии. Иными словами, если литовская сторона намерена возвратить нам нелегального мигранта - гражданина третьей страны, то она, литовская сторона, несет расходы по его доставке в пункт пропуска, то есть условно до "Шереметьева" или до КПП на калининградско-литовской границе. Далее расходы по содержанию этого человека и его возвращению в страну, гражданином которой он является, несем мы. Учитывая достаточно жесткие формулировки соглашения, на которые я обращал внимание, а также то, что российско-литовская и белорусско-литовская границы плотно охраняются (а в перспективе, когда границы Литвы станут внешними границами Евросоюза, эти границы будут охраняться еще плотнее), и наши, и литовские компетентные органы исходят из того, что в ежегодном измерении речь может идти не более чем о нескольких десятках депортируемых нелегальных мигрантов. В частности, литовские коллеги называли цифру сорок человек в год, и не более. С учетом этого, по предварительным расчетам МВД России, расходы федерального бюджета на реализацию соглашения могут составить около 1 миллиона 700 тысяч рублей в год, это максимум. Литовская сторона 30 мая официально уведомила нас о завершении всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу данного соглашения. Дело за нами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей Сергеевич. Содоклад Дмитрия Олеговича Рогозина, председателя Комитета по международным делам. РОГОЗИН Д. О., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, депутатская группа "Народный депутат". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я не буду говорить о технических деталях этого соглашения, о которых уже сказал представитель Правительства, скажу о том, на что обратил внимание комитет, когда рассматривал данный вопрос. Ну, прежде всего, применительно к российско-литовским отношениям речь идет, конечно, о незначительном количестве граждан, которые могут подпадать под реадмиссию. Я напомню, что по 2001 году у нас было девятнадцать таких человек, которые незаконно покинули транзитный поезд без разрешения литовских властей. В основном это были жители Чеченской Республики. Цифра эта в 2002 году несколько увеличилась, но тоже незначительно - примерно до пятидесяти человек. Поэтому мы рассматриваем это соглашение не столько как вопрос финансовый, сколько как вопрос политический, имеющий политическую окраску и самое непосредственное отношение к тому, чтобы открыть беспрепятственный транзит с 1 июля этого года. Соглашение о реадмиссии является одним из важных инструментов борьбы с незаконной миграцией, и в целом такого рода соглашения подписываются как на двусторонней основе, так и на международной крупной, многосторонней основе в условиях, когда идет совершенствование взаимодействия между разными странами по вопросам миграции. Действительно, мы договорились с Европейским союзом о том, что, поскольку Литовская Республика идет на уступки в плане организации транзита граждан Российской Федерации из России в Россию, такое соглашение должно быть введено в действие до 30 июня этого года. Что касается другого соглашения, соглашения о реадмиссии в целом со всем Европейским союзом, там, конечно, число граждан, которые могут подпадать под реадмиссию, значительно большее, и договоренности наши звучат следующим образом: мы до конца 2002 года начинаем переговоры, не оговаривая даты завершения этих переговоров. Позиция российской стороны и вот нашего комитета состоит в том, что соглашение о реадмиссии в целом с Европейским союзом, которое будет подписано немного позже, должно быть увязано с решением вопроса о снятии визовых ограничений для поездок граждан Российской Федерации в страны Европейского союза и граждан Европейского союза в Российскую Федерацию. По замечаниям юридико-технического характера между сторонами произошел обмен нотами. Мы обратили внимание на одну неточность в данном документе, но в принципе в соответствии с имеющейся процедурой эта неточность исправлена. Что хотелось бы сказать дополнительно к тому, что мы сегодня обсуждаем, вот по этому соглашению о реадмиссии? В принципе, конечно, возникает вопрос: если мы имеем дело с гражданами третьих стран, которые использовали территорию Российской Федерации в качестве трамплина для того, чтобы оказаться на территории Европейского союза, то почему мы должны думать о том, что мы будем делать с этими гражданами, когда их вернут обратно в Российскую Федерацию, ибо они как бы от нас туда переехали? Здесь решение вопроса может быть следующим. И у нас в комитете, и у Министерства иностранных дел на это есть разные точки зрения. Мы, Комитет по международным делам, считаем, что при пролонгации соглашений о безвизовом въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее со странами - бывшими союзными республиками (а таких стран сегодня 9) обязательным условием пролонгации такого рода соглашений должно быть заключение соглашения о реадмиссии. То есть если мы забираем, условно говоря, из Литвы гражданина Таджикистана, то Таджикистан также должен брать на себя все необходимые расходы, чтобы забрать своего гражданина обратно в Таджикистан. Это разумно. И я считаю, что если, скажем, мы с Литвой выходим на такого рода соглашение, то, безусловно, это надо использовать как момент, как элемент нашего переговорного процесса с другими странами СНГ по заключению соглашений о реадмиссии. Эти соглашения бывают разными, в основном двух типов: с миграционно опасным государством и миграционно безопасным государством. Вот с Литвой мы заключаем соглашение, которое действительно не может принести нам какой-то ущерб, поскольку речь идет о небольшом количестве граждан, которые могут попытаться незаконно остаться на территории Литвы, с тем чтобы потом переехать в Европейский союз. Но со странами, скажем, Центральной Азии, странами нашего южного подбрюшья, безусловно, мы должны выйти на такого же рода соглашения о реадмиссии, но налагающие на эти государства значительную ответственность, в том числе и финансовую ответственность, за их нелегальных мигрантов, чтобы они их обязательно забирали. Комитет рассмотрел данный вопрос, считает его отвечающим интересам Российской Федерации и просит Государственную Думу поддержать нас и проголосовать за ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Олегович. Оставайтесь на трибуне. Коллеги, у кого есть вопросы? Анатолий Георгиевич Чехоев, пожалуйста. ЧЕХОЕВ А. Г. Я бы хотел задать такой вопрос. Вы напрасно принижаете роль этого документа. Вот с Литвой какие еще подписаны документы, которые подтверждают независимость, суверенитет литовской стороны и всё остальное? Этот я получил только вчера, по рассылке получил, сегодня он уже здесь. Какие документы еще подписаны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РОГОЗИН Д. О. Если позволите, я отвечу на вопрос. Анатолий Георгиевич, мы никаких документов, подтверждающих суверенитет Литвы в этом вопросе, не подписывали. Сейчас готово к подписанию двустороннее соглашение о введении схемы упрощенного проездного документа. Сегодня-завтра будет окончательно согласован данный документ в Аппарате Правительства, и я думаю, что Министерство иностранных дел готово подтвердить прямо сейчас, что они в этот же день заключат данное соглашение с литовской стороной. Это техническое соглашение, с заключением которого ставится последняя точка в рамках пакетной договоренности по калининградскому транзиту. Других документов с Литвой мы не подписывали. У нас был договор о границе, так сказать, и данное Соглашение о реадмиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня вопрос заместителю министра иностранных дел. Уважаемый Сергей Сергеевич, а не беспокоит ли вас тот факт, что специфичность правоприменения законов Литовской Республики может привести к тому, что всё русскоязычное население подпадет под действие этого закона через определенное время? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Сергеевич, ответьте на вопрос. РАЗОВ С. С. Нет, ваше предположение абсолютно исключено. Начнем с того, что данное соглашение и все другие соглашения в рамках договорно-правовой базы с Литвой регулируют эти вопросы. Ну а что касается политической линии, то, я думаю, вы согласитесь, что политика руководства Литвы в отношении русскоязычных граждан, проживающих в Литве, гораздо для нас благоприятнее, чем, скажем, соседей - Эстонии и особенно Латвии. И поэтому какой-то особой опасности, в том числе той, которая затрунута в вашем вопросе, я не усматриваю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Олегович, вопрос был не к вам. Никитчук Иван Игнатьевич. Время экономим, сегодня у нас большая повестка дня. НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос тоже к Сергею Сергеевичу. Уважаемый Сергей Сергеевич, мы в последнее время как-то, на мой взгляд, увлеклись ратификацией различных соглашений с Литвой. В ответ только, как мне кажется, враждебная позиция по отношению к России со стороны Литвы наблюдается. Я вам хочу задать конкретный вопрос. Восемь лет в тюрьме по надуманному обвинению находится бывший первый секретарь ЦК Компартии Литвы товарищ Бурокявичюс. 75 лет человеку исполнилось, восемь лет отсидел, еще четыре года... Власти делают всё, чтобы этот человек из тюрьмы не вышел. Обращались к властям - и никакой реакции! Скажите, пожалуйста, какие действия предпринимают Правительство Российской Федерации и МИД, чтобы освободить этого человека из литовских застенков? РАЗОВ С. С. Спасибо. Я думаю, это вопрос конкретный, который надо было бы конкретно изучить, знать все обстоятельства дела. Я, к сожалению, не владею информацией по каждому, пусть даже очень уважаемому, гражданину, которого я, кстати, тоже лично знаю с прежних времен. Что касается вашей констатации насчет усиления враждебности литовского руководства в отношении России, то я должен не согласиться с вами. Я, как человек, которые вел переговоры по всей проблематике калининградского транзита, хочу констатировать обратное: после того как Литва получила гарантии, подписала соответствующее соглашение о присоединении к Евросоюзу в апреле этого года, ее готовность решать конкретные вопросы, беспокоящие нас в контексте калининградского транзита, заметно усилилась. В этой связи мы выходим, как сказал Дмитрий Олегович, в ближайшее время, я думаю, в ближайшие дни, на подписание очередного и, видимо, последнего в пакете документов межправительственного соглашения о порядке и условиях выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге. И таким образом, весь комплекс взаимных обязательств, связанных с проблематикой калининградского транзита, и в частности с введением с 1 июля новой схемы этого транзита, будет готов. Так что в ответ на то, что вы сказали, хотел бы заметить, что вполне конструктивно мы сотрудничаем с литовскими коллегами по этому комплексу вопросов, что, разумеется, не исключает наличия других вопросов, в том числе и того, который вы обозначили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитина я не вижу в зале. Владимир Петрович Никитин, ваш вопрос. НИКИТИН В. П., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к Сергею Сергеевичу Разову. Уважаемый Сергей Сергеевич, я депутат от Калининградской области. Я несколько раз внимательно прочитал это Соглашение по реадмиссии. Надо сказать, очень много осталось непонятного. Вот не могли бы вы по-простому объяснить, что будет с гражданином, который незаконно, допустим, ехал из Москвы или из Санкт-Петербурга и попал на территорию Литовской Республики, где обнаружилось его незаконное пребывание? Куда он будет выслан - в Калининград или возвращен в Москву или Санкт-Петербург? И не получится ли так, что поскольку ближайшая российская территория - Калининград, то там со временем образуется отстойник, так сказать, из таких людей, поскольку транспортировка предполагает проезд по территориям Белоруссии и Литвы, а у них незаконно оформленные документы? Вот объясните по жизни, что за ситуация предполагается и как она будет разрешаться исходя из этого документа? РАЗОВ С. С. Объясняю. Не должно так получиться. На переговорах этот вопрос с нашей стороны затрагивался. Хотел бы между делом заметить, что ответственными за реализацию этого соглашения со стороны Российской Федерации и Литвы являются уполномоченные на это министерства внутренних дел, которые еще, видимо, будут в рамках своих механизмов взаимодействия проводить дальнейшие консультации относительно того, как будет реализовано соглашение. Тем не менее на переговорах речь шла о том, что те граждане Российской Федерации и третьих стран, которые незаконно оказались на территории Литовской Республики и в отношении которых документально установлено, что они оказались там с территории сопредельной Калининградской области, будут возвращаться в Калининградскую область, как это делается и сейчас. Те граждане Российской Федерации и третьих стран, которые оказались на территории Литовской Республики с территории большой России, будут депортироваться в большую Россию. Я уже упоминал об этом. Что касается механизма, то, видимо, пунктом приема будет аэропорт "Шереметьево". Так что ваши опасения насчет превращения Калининграда в этом смысле в отстойник, резервуар для приема дополнительных контингентов - нелегальных эмигрантов, думаю, не соответствуют действительности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы закончились, коллеги. На голосование ставится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашение о реадмиссии)". Кто за то, чтобы принять данный закон? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 53 сек.) Проголосовало за 285 чел. 63,3% Проголосовало против 52 чел. 11,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел. 25,1% Результат: принято Принято.